Научная статья на тему 'Учебно-методический комплекс «Базы данных»'

Учебно-методический комплекс «Базы данных» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1992
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / БАЗЫ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Рыжова Н. А.

Настоящая статья посвящена вопросам разработки учебно-методических комплексов. Преимуществом учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который включает в себя программы лекций и практических занятий, темы рефератов, программы экзаменов и зачетов, списки рекомендуемой литературы. В статье обосновывается необходимость создания учебно-методического комплекса «Базы данных». Этот электронный ресурс решает задачу систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы студентов с современными базами данных. В статье представлена структура учебно-методического комплекса «Базы данных» и интерфейс главной страницы этого комплекса. В работе описывается содержание каждого раздела учебно-методического комплекса. Для создания учебно-методического комплекса «Базы данных» использовалась CMS Moodle, система управления базами данных MySql, Web-сервер Apache. Учебно-методический комплекс «Базы данных» предназначен для бакалавров второго года обучения направления подготовки 230700 – Прикладная информатика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-методический комплекс «Базы данных»»

Таким образом, общедоступным библиотекам важно задействовать все методы. Эффект продвижения будет выше, если применить еще и способы продвижения в реальном мире - афиши, объявления, личные электронные письма т.д.

THE PROBLEM WEB SITE PROMOTION OF PUBLIC LIBRARIES

L.A. Pronina, N.D. Romanova

Disclosed are methods of promoting web-sites accessible libraries: banner exchanges, posting links on the servers of similar subjects, participation in conferences, discussion forums and mailing lists, contests sites. This

article is recommended to register with the search engines themselves, for guaranteed search engines indexing server. You must correctly to register an information resource, a list of keywords and a brief annotation site library. It is statistical analysis of visits - one of the most powerful tools that determine not only the pages with frequent visits, but also the age groups. This analysis leads to the optimization of the library. Of great importance is to promote branding - the creation of image advertising. The user should be aware that the information he could find it in the library. The article illustrates the basic techniques on the example site MBU Sampursky area "Central Library", showed the prospects of further development of the web-resource. Thus, public libraries, it is important to use all methods. Promotion effect will be greater if you apply more and how to advance in the real world - posters, ads, personal emails.

Key words: public libraries, web-sites, promotion of information resources.

УДК 004.588

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «БАЗЫ ДАННЫХ»

Н.А. Рыжова

Настоящая статья посвящена вопросам разработки учебно-методических комплексов. Преимуществом учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который включает в себя программы лекций и практических занятий, темы рефератов, программы экзаменов и зачетов, списки рекомендуемой литературы. В статье обосновывается необходимость создания учебно-методического комплекса «Базы данных». Этот электронный ресурс решает задачу систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы студентов с современными базами данных. В статье представлена структура учебно-методического комплекса «Базы данных» и интерфейс главной страницы этого комплекса. В работе описывается содержание каждого раздела учебно-методического комплекса. Для создания учебно-методического комплекса «Базы данных» использовалась CMS Moodle, система управления базами данных MySql, Web-сервер Apache. Учебно-методический комплекс «Базы данных» предназначен для бакалавров второго года обучения направления подготовки 230700 - Прикладная информатика.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, базы данных.

В целях повышения качества образования, повышения познавательной и творческой активности студентов необходимо широкое внедрение 1Т-технологий в процесс обучения посредством использования компьютерных учебно-методических комплексов [1].

Применение баз данных имеет важное значение для многих организаций. При помощи базы данных осуществляется эффективное хранение и обработка данных. Поэтому в настоящее время базы данных используются почти во всех сферах человеческой деятельности.

Учебно-методический комплекс «Базы данных» даст возможность студентам приобрести теоретические знания и практические навыки работы в области создания баз дан-

ных, функционирования и использования систем управления базами данных (СУБД).

Учебно-методический комплекс (УМК) -это совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (блока дисциплин) плана подготовки студентов по одной из специальностей (направлению) [2].

Преимуществом учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который включает в себя программы лекций и практических занятий, темы рефератов, программы экзаменов и зачетов, а также методические рекомендации учащимся по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы.

В настоящее время для создания учебно-методических комплексов применяются различные современные технологии: HTML, DHTML, JavaScript, PHP, XML, XLST, JavaScript, Flash и др. Также используют системы, например, CMS Moodle, Joomla LMS, E-learning и др.

Для создания учебно-методического комплекса «Базы данных» нами выбрана система дистанционного обучения Moodle, так как она обладает обширным набором инструментов для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий.

Учебно-методический комплекс должен соответствовать эргономическим показате-

лям качества, кроме того, при разработке УМК следует учитывать предметную направленность учебного материала, возрастной контингент и специфику подготовки обучающихся.

Учебный материал не должен содержать орфографических, грамматических и стилистических ошибок.

УМК должны создаваться на высоком научном и методическом уровне и полностью соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов и рабочей программы.

На рисунке 1 представлена структура учебно-методического комплекса «Базы данных».

Рис. 1. Структура учебно-методического комплекса «Базы данных»

Раздел «Лекции» содержит теоретический материал по дисциплине «Базы данных», разбитый на 7 тематических блоков: «История развития СУБД. Классификация СУБД. Архитектура СУБД», «Базы данных и файловые системы», «Функции СУБД. Типовая организация СУБД», «Модель «Сущность-связь»», «Проектирование реляционных баз данных», «Язык SQL. Функции и основные возможности», «Архитектура «клиент-сервер»».

Раздел «Презентации» содержит 7 презентаций по лекциям в формате .pptх.

В разделе «Лабораторные работы» для усвоения теоретических знаний и получения практических навыков работы в области создания, функционирования и использования

систем управления базами данных приведено 5 лабораторных работ, которые рассчитаны на самостоятельное выполнение их студентами.

Для проверки знаний студентов предусмотрены тесты, содержащиеся в разделе «Тесты». Задания теста охватывают содержание разделов дисциплины «Базы данных» и позволяют получить целостную картину усвоения студентами учебного материала.

Раздел «Рабочая программа» содержит в себе цель, задачи, место дисциплины «Базы данных», компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, объем дисциплины и виды учебной работы, содержание дисциплины, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, образовательные технологии, оце-

ночные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, представленное в виде основной и дополнительной литературы, материально-техническое обеспечение дисциплины.

Раздел «Литература» содержит список источников, использованных при разработке лекционного и практического материала настоящего курса.

На рисунке 2 представлена структура страницы учебно-методического комплекса «Базы данных».

t\ Базы данных

MySQU Уче6но-методический комплекс

Вы зашли под именем Надежда Рыжова (Выход)

евешз

В начало ► Мои курсы ► БД Навигация И7

В начало

° Моя домашняя страница

► Страницы сайта

► Мой профиль ▼ Мои курсы

▼ БД

Участники

Отчеты

Материалы

История развития СУБД. Классификация СУБД. Архитек.

Базы данных и файловые системы

Функции СУБД. Типовая организация СУБД Модель «Сущность-связь»

Проектирование реляционных баз данных Язык SQL. Функции и основные возможности Архитектура "клиент-сервер"

Материалы

Г, Рабочая программа ™ Литература

История развития СУБД. Классификация СУБД. Архитектура СУБД

Этапы развития СУБД \ Классификация СУБД. Архитектура базы данных ' Уровни организации БД. Физическая и логическая независимость Презентация №1 История развития СУБД. Классификация СУБД Архитектура СУБД

|?] Тест№1 История развития СУБД. Классификация СУБД. Архитектура СУБД

Базы данных и файловые системы

^ Файловые системы как предшественники баз данных ^ Структуры файлов

^ Логическая структура файловых систем и именование файлов ^ Защита файлов

Рис. 2. Структура страницы учебно-методического комплекса «Базы данных»

В верхней части страницы представлены следующие данные: логотип, заглавие и подзаголовочные данные, имя, под которым пользователь зарегистрировался в программе, навигационная панель. В левой части страницы отображается основное меню навигации. Основная часть страницы содержит рабочую программу курса, литературу, теоретический и практический материал, а также тестовые задания. В нижней части страницы расположен знак охраны авторского права и выходные сведения.

Для создания учебно-методического комплекса «Базы данных» использовалась CMS Moodle версии 2.2.7, СУБД MySql версии 5.5.20, Web-сервер Apache версии 2.0. Дизайн учебно-методического комплекса «Базы данных» создан с использованием программы Adobe Photoshop CS3.

Создание УМК имеет особое значение, так как позволяет комплексно подходить к решению основных дидактических задач [3].

УМК «Базы данных» предназначен для оказания помощи студентам в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы с современными базами данных.

Учебно-методический комплекс «Базы данных» предназначен для бакалавров второго года обучения направления подготовки 230700 - Прикладная информатика.

Литература

1. Актуальность внедрения компьютерных учебно-методических комплексов в процесс обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www. bsmu.by/index.php?option=com_content&view=

2. Копытова Н.Е., Никишина Е.В. Мировые информационные ресурсы: электронный учебно-методический комплекс // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. Тамбов, 2008. Т. 13. Вып. 1. С. 149-149.

3. Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]. URL: http://ido.tsu.ru /

4. Структура современной системы дистанционного обучения для специалистов наукоемких специальностей I М.С. Чванова, М.В. Храмова, А.В. Самохвалов, A.A. Скворцов II Вестник Тамбовского университета. Сер. : Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 9. С. 117-124.

5. Особенности и выбор инструментария реализации системы дистанционного обучения для наукоемких специальностей I М.С. Чванова [и др.] II Гаудеамус. Тамбов, 2012. № 2 (20). С. 51-59.

References

1. Aktual'nost' vnedreniya komp'yuternykh uchebno-metodicheskikh kompleksov v protsess obuche-niya [Elektronnyy resurs]. URL: http://www. bsmu.by/index.php?option=com_content&view=

2. Kopytova N.E., Nikishina E.V. Mirovye infor-matsionnye resursy: elektronnyy uchebno-metodicheskiy kompleks // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Estestvennye i tekhnicheskie nauki. Tambov, 2008. T. 13. Vyp. 1. S. 149-149.

3. Uchebno-metodicheskiy kompleks [Elektronnyy resurs]. URL: http://ido.tsu.ru

4. Struktura sovremennoy sistemy distantsionnogo obucheniya dlya spetsialistov naukoemkikh spet-sial'nostey / M.S. Chvanova, M.V. Khramova, A.V. Samokhvalov, A.A. Skvortsov // Vestnik

Tambovskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2012. Vyp. 9. S. 117-124.

5. Osobennosti i vybor instrumentariya realizatsii sistemy distantsionnogo obucheniya dlya nau-koemkikh spetsial'nostey / M.S. Chvanova [i dr.] // Gaudeamus. Tambov, 2012. № 2 (20). S. 51-59.

TEACHING COMPLEX «DATABASE»

N.A. Ryzhova

This article focuses on the development of teaching materials. The advantage of teaching complex is the presence of a bunched material, which includes a program of lectures and workshops, the topics of abstracts, program examinations and tests, lists of recommended books. The article shows the need for a training complex "Databases." This electronic resource solves the problem of systematic theoretical knowledge, the formation of practical skills of students with modern databases. The paper presents the structure of the educational complex "Databases" and the interface is the main page of the complex. The paper describes the contents of each section of the training complex. To create an educational complex "Databases" used CMS Moodle, a database management system MySql, Web-server Apache. Teaching Materials "Databases" is for the second year undergraduate field of study 230700 "Applied Computer Science".

Key words: training complex, databases.

УДК 004.588

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ»

К.С. Савельев

Статья посвящена вопросам разработки учебно-методических комплексов. Учебно-методический комплекс помогает студенту самостоятельно изучить дисциплину. Необходимо разработать программный инструментарий, позволяющий сделать работу с учебно-методическим комплексом максимально комфортной и продуктивной для преподавателей и студентов. Особенность комплекса заключается в том, что преподаватель быстро дополняет текстовый и иллюстративный материал в учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс «Компьютерные сети» разработан на платформе Moodle. В статье перечисляются преимущества системы управления контентом Moodle, представлена структура страницы и схема учебно-методического комплекса «Компьютерные сети». Учебно-методический комплекс «Компьютерные сети» содержит следующие основные разделы: «Лекции», «Презентации», «Лабораторные работы», «Тесты», «Литература», «Рабочая программа». Учебно-методический комплекс «Компьютерные сети» предназначен для бакалавров 4 года обучения направления подготовки 230700 - Прикладная информатика.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, компьютерные сети.

Стремительный процесс информатизации высших учебных заведений на основе современных компьютеров, поступающих в вузы страны, открывает путь учебно-методическим комплексам (УМК). Наглядность электронного учебно-методического комплекса значительно выше, чем наглядность традиционного учебника. Она обеспе-

чивается использованием мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок.

Компьютерные сети играют немаловажную роль в функционировании современных предприятий, составляют структуру глобальной сети Интернет, используются многочисленными программными средствами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.