Научная статья на тему 'Учебно-методическая программа по специальному курсу «Проблема церковно- государственных отношений в русской религиозно-философской мысли ΧΙΧ–ΧΧ веков»'

Учебно-методическая программа по специальному курсу «Проблема церковно- государственных отношений в русской религиозно-философской мысли ΧΙΧ–ΧΧ веков» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-методическая программа по специальному курсу «Проблема церковно- государственных отношений в русской религиозно-философской мысли ΧΙΧ–ΧΧ веков»»

Учебно-методическая программа по специальному курсу «Проблема церковно-государственных отношений в русской религиозно-философской мысли Х1Х-ХХ веков»

Составитель: А. А. Пешков, кандидат богословия

Введение

Вопрос церковно-государственных отношений является одним из актуальных в современных исследованиях. В настоящее время, свободное от излишней идеологизации науки, наблюдается постоянный рост интереса к этой теме. Тем не менее распределение исследовательского интереса неравномерно, большинство работ в области церковно-госу-дарственных отношений освещают историческую и правовую стороны проблемы. Остальные области, в том числе и религиозно-философская, затронуты слабо.

Другим элементом обоснования актуальности темы данного спецкурса является полученный либеральный опыт в современной России: многие идеи этих течений, пройдя проверку временем, получили новое осмысление. В общественной мысли набирает силу реакция на процесс некритической интеграции либеральных идей на российскую почву. В частности, это выражается в переоценке консерватизма как силы, способной противостоять деструкции общества, сохранять его базовые ценности.

Смена идеологической перспективы России, ее новый исторический опыт требуют новых оценок проблемы церковно-государственных отношений. Российская политическая традиция всегда имела в своей основе самобытный духовный опыт. Отсюда, с точки зрения дальнейших задач строительства российской государственности, изучение опыта прошлого при осмыслении проблемы церковно-государственных отношений приобретает особую актуальность.

Предлагаемый спецкурс направлен на изучение внутренних тенденций в оценке вопроса церковно-государственных отношений в отечественной мысли Х1Х-ХХ веков.

1. Организационно-методические указания

1.1. Целью данного курса является формирование у студентов духовной семинарии знаний в области религиозно-философских основ церковно-государственных отношений, приобретение профессиональных умений и навыков анализа предложенных моделей церковно-государ-ственных отношений в отечественной мысли.

Образовательные задачи: • определить основные этапы развития церковно-государственных отношений в Х1Х-ХХ веках;

• типологизировать различные оценки церковно-государственных отношений в отечественной мысли;

• выявить характер влияния идейных убеждений отечественных мыслителей на их оценку церковно-государственных отношений;

• проанализировать внутреннее содержание взглядов на церковно-государственные отношения в отечественной мысли;

• дать анализ современных перспектив предложенных моделей церковно-государственных отношений.

1.2. Знания и умения, приобретаемые при изучении курса: основные требования.

В результате изучения курса студент должен знать основные этапы развития церковно-государственных отношений Х1Х-ХХ веков; основные направления анализа церковно-государственных отношений в отечественной мысли; идейный контекст в различных оценках цер-ковно-государственных отношений Х1Х-ХХ веков.

1.3. Объем и сроки изучения курса.

Курс расчитан на 32 часа. Из них на лекционные занятия отводится 16 часов, еще 16 часов — на самостоятельную работу и итоговый коллоквиум.

1.4. Основные виды занятий и контроля знаний при изучении курса.

Спецкурс ориентирован на студентов 4-го курса бакалавриата очного сектора обучения. В ходе изучения курса студент должен ознакомиться с теоретическим материалом на лекционных занятиях. Особое место занимает самостоятельная работа студентов, заключающаяся в знакомстве с тематически обусловленными текстами изучаемых мыслителей, а также в подготовке к коллоквиуму. Предметом контроля знаний является итоговый коллоквиум.

2. Основное содержание курса 2.1. Темы лекционных занятий

I. Цель, задачи, значение, историография и источники вопроса «Церковно-государственные отношения в России XIX-XX веков»

Значение исторического опыта взаимоотношений Церкви и государства в определении модели церковно-государственных отношений в современной России.

Анализ источников по вопросу взаимоотношений Русской Православной Церкви (РПЦ) и государства.

Первая группа, источники официального характера: указы, законы, постановления или распоряжения, составлявшие правовую основу церковно-государственных отношений, содержатся в официальных сборниках и публикациях, изданных от имени правительства или Святейшего Синода. Большой интерес для изучения и понимания церковно-государственных отношений представляют одиннадцать томов «Деяний Священного собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов».

Вторая группа источников: А. С. Хомяков «Полное собрание сочинений» в 8-ми томах; Ф. Самарин «Собрание сочинений» в 10-ти томах; И. Аксаков «Полное собрание сочинений» в 7-ми томах; К. П. Победоносцев: «Московский сборник», «Исторические исследования и статьи», «Великая ложь нашего времени», «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки»; Л. А. Тихомиров: «Апология веры и монархии», «Монархическая государственность»; П. Н. Милюков: «Разложение славянофильства. Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьев», «Петр Великий и его реформа», «История России», «Очерки по истории русской культуры», «Национальный вопрос в России», «Воспоминания»; А. В. Карташев: «Воссоздание Святой

Руси», «Собрание сочинений» в 2-х томах, «Вселенские соборы». Исследования в области церковно-государственных отношений синодального периода.

Список рекомендуемой литературы

1. Айвазов И. Г. Русская Православная Церковь и высшее государственное управление в России. М., 1912.

2. Рункевич С. Г. История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода: Т. I: Учреждение и первоначальное устройство Святейшего Правительствующего Синода: 1721-1725. СПб., 1900.

3. Федоров В. А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. М., 2003.

4. Полонский А. В. Православная Церковь в истории России: Синодальный период. М., 1995.

5. Римский С. В. Православная Церковь и государство в XIX веке. Ростов-на-Дону, 1998.

6. Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен: конец 1890-1918 г. М., 2002.

7. Никольский А. Церковь и государство: история правовых отношений. М., 1997.

8. Логинов А. В. Власть и вера: Государство и религиозные институты в истории и современности. М., 2005.

9. Владимир (Сабодан), митр. Экклезиология в отечественном богословии. Киев, 1997.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите существовавшие в истории формы церковно-госу-дарственных отношений.

2. Какую роль играет исторический опыт церковно-государственных отношений России Х1Х-ХХ веков в оценке их современного состояния.

3. Назовите основные источники и исследования по проблеме церковно-государственных отношений Х1Х-ХХ веков.

4. Назовите современные исследования по проблеме церковно-государственных отношений Х1Х-ХХ веков.

II. Церковно-государственные отношения в воззрениях славянофилов — А. Хомякова, Ф. Самарина, И. Аксакова

Источники формирования взглядов А. Хомякова, Ф. Самарина, И. Аксакова. Историософский и национальный контекст понимания вопроса взаимоотношений Церкви и государства у ранних славянофилов. Анализ синодальной модели церковно-государственных отношений первыми славянофилами.

Список рекомендуемой литературы

1. Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. М., 2005.

2. Флоренский П. А. Около Хомякова // Собр. соч. В 4-х т. Т. 2. М., 1996.

3. Завитневич В.З. А. С. Хомяков. Т. I. Кн. 1-2. Киев, 1902.

4. Завитневич В. З. Система философско-богословского мировоззрения Хомякова. Т. II. Киев, 1913.

5. Цимбаев Н. И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М., 1986.

6. ШапошниковЛ.Е. А. С. Хомяков: человек и мыслитель. Н. Новгород, 2004.

7. Хоружий С. С. Опыты из русской духовной традиции. М., 2005.

8. Лебедев М. Взаимное отношение Церкви и государства по воззрениям славянофилов. Казань, 1908.

Вопросы для самоконтроля

1. Как повлияло становление взглядов славянофилов на понимание ими проблемы церковно-государственных отношений.

2. Как влияют историософские взгляды на понимание славянофилами вопроса церковно-государственных отношений.

3. Как влияет понимание славянофилами проблемы национальности на проблему взаимоотношений РПЦ и государства.

4. Приведите аргументы в критике славянофилами синодальной модели церковно-государственных отношений.

5. Проанализируйте предлагаемую славянофилами модель взаимоотношений РПЦ и государства.

III. Вопрос церковно-государственных отношений в консервативной мысли К. П. Победоносцева, Л. А. Тихомирова

Консерватизм в русской мысли XIX-XX веков. Идейные истоки, формирование взглядов К. П. Победоносцева, Л. А. Тихомирова. Историко-философский и национальный контекст понимания вопроса взаимоотношений Церкви и государства. Проблема церковно-государ-ственных отношений в педагогическом творчестве К. П. Победоносцева. Защита синодальной модели церковно-государственных отношенийв оценке К. П. Победоносцева, Л. А. Тихомирова.

Список рекомендуемой литературы

1. Майорова О. Победоносцев и митрополит Филарет (Дроздов) // Лотмановский сборник. М., 1992. С. 853-863.

2. Полунов А.Ю. К.П.Победоносцев в начале 1880 годов: программа нравственного перевоспитания общества // Россия и реформы 1861-1881. М., 1991.

3. Фирсов С. Л. Человек во времени: штрихи к портрету: Константин Петрович Победоносцев // Победоносцев: pro et contra. СПб., 1996.

4. Маевский В. А. Революционер-монархист: Памяти Л. Тихомирова. Нови Сад, 1934.

5. Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия: М. Н. Катков и его издания. М., 1978.

6. Карцов С. Н. Правовая идеология русского консерватизма. М., 1999.

Вопросы для самоконтроля

1. Определите основные тенденции в развитии отечественного консерватизма XIX-XX веков.

2. Проследите идейные истоки взглядов К. П. Победоносцева и Л. А. Тихомирова в контексте их понимания проблемы церковно-государственных отношений.

3. Проанализируйте проблему церковно-государственных отношений в педагогическом творчестве К. П. Победоносцева.

4. Проследите историко-философский и национальный контекст понимания вопроса взаимоотношений Церкви и государства в творчестве К. П. Победоносцева и Л. А. Тихомирова.

5. Проанализируйте основания, выдвигаемые в защиту синодальной модели взаимоотношений РПЦ и государства К. П. Победоносцевым и Л. А. Тихомировым.

IV. Церковно-государственные отношения в оценке либеральных мыслителей — П. Н. Милюкова и А. В. Карташева

Особенности формирования отечественного либерализма. Идейная эволюция отечественного либерализма конца XIX — начала XX веков. Формирование философско-исторических и религиозных взглядов А. В. Карташева и П. Н. Милюкова. Основные принципы понимания истории П. Н. Милюковым и А. В. Карташевым: 1) место религиозного и национального факторов в историческом процессе; 2) роль личности в историческом процессе. Церковно-государственные отношения в оценках П. Н. Милюкова и А. В. Карташева.

Список рекомендуемой литературы

1. Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции 19051907 гг.: организация, программы, тактика. М.: Наука, 1985.

2. Шелохаев В. В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии 1907-1914 гг. М.: Наука, 1991.

3. Шелохаев В. В. Либеральная модель переустройства в России. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996.

4. Трибунский П.А., Макушин А. В. Павел Николаевич Милюков: труды и дни: 1859-1904. Рязань, 2001.

5. Вандалковская М.Г. П. Н. Милюков, А. А. Кизеветтер: история и политика. М.: Наука, 1992.

6. Воронцова И. Русская религиозно-философская мысль в начале XX века. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008.

7. Егоров А. Н. Карташев Антон Владимирович // Российский либерализм середины XVIII — начала XX века / Отв. ред. В. В. Шелохаев: Энциклопедия. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 397-400.

Вопросы для самоконтроля

1. Определите особенности формирования отечественного либерализма.

2. Проследите основные тенденции в развитии либерализма в России на рубеже XIX-XX веков.

3. Дайте анализ формирования философско-исторических и религиозных взглядов А. В. Карташева и П. Н. Милюкова в контексте их понимания проблемы взаимоотношений РПЦ и государства.

4. Проследите основные принципы философии истории П. Н. Милюкова и А. В. Карташева (в контексте вопроса взаимоотношений РПЦ и государства).

5. Проанализируйте основные тенденции в понимании проблемы церковно-государственных отношений в трудах П. Н. Милюкова и А. В. Карташева.

ТЕМА ИТОГОВОГО КОЛЛОКВИУМА

«Поиски модели взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства в русской религиозно-философской мысли XIX-XX веков».

Вопросы для обсуждения

1. Как можно охарактеризовать синодальную модель церковно-го-сударственных отношений (При обсуждении опирайтесь на оценки мыслителей, рассмотренные в лекционном курсе).

2. Сравните, как идейная позиция мыслителей влияла на оценку ими вопроса взаимоотношений РПЦ и государства.

3. Оцените возможности применения исторического опыта цер-ковно-государственных отношений в современности.

4. Дифференцированно определите критику взаимоотношений РПЦ и государства в синодальный период в трудах мыслителей, чьи взгляды рассмотрены в лекционном курсе.

5. На основании рассмотренного материала определите собственную позицию к вопросу церковно-государственных отношений и обоснуйте ее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.