Научная статья на тему 'УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АЛЬТИСТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ'

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АЛЬТИСТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬТ / АЛЬТОВОЕ ИСКУССТВО / НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ НА СТРУННО-СМЫЧКОВОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теран Н. П.

Современная теория и методика музыкального образования отводит важную роль начальному этапу обучения игре на инструменте. С точки зрения музыкальной педагогики, овладение практическими навыками исполнительской деятельности на альте - струнно-смычковом инструменте, конструктивно во многом аналогичном скрипке - требует специфических педагогических условий, специального учебно-методического обеспечения. В статье охарактеризована учебно-методическая литература, раскрывающая авторские подходы к организации начального периода обучения игре на альте различных категорий обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL LITERATURE IN TRAINING OF AN ALTO PLAYER IN THE INITIAL PERIOD OF EDUCATION

Modern theory and practice of musical education casts a significant role to initial period of tuition on musical instruments. From the point of view of musical pedagogics, mastering alto playing practical skills demands peculiar pedagogical conditions, special educational and methodological support. The paper analyses educational and methodological literature that discloses author's approaches to organization of the initial period of learning to play alto for various categories of students.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АЛЬТИСТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ»

РАЗДЕЛ III

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 681.81.013(075):374(476)

Б01: 10.32340/2414-9101-2021-1-50-56

Н. П. Теран

Белорусская государственная академия музыки (Минск, Беларусь)

nikolaj.teran@mail.ru

Научный руководитель - И. Ю. Оношко, кандидат искусствоведения, доцент Белорусская государственная академия музыки (Минск, Беларусь)

onoshkoira@yandex.by

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АЛЬТИСТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Аннотация. Современная теория и методика музыкального образования отводит важную роль начальному этапу обучения игре на инструменте. С точки зрения музыкальной педагогики, овладение практическими навыками исполнительской деятельности на альте - струнно-смычковом инструменте, конструктивно во многом аналогичном скрипке - требует специфических педагогических условий, специального учебно-методического обеспечения. В статье охарактеризована учебно-методическая литература, раскрывающая авторские подходы к организации начального периода обучения игре на альте различных категорий обучающихся.

Ключевые слова: альт, альтовое искусство, начальный период обучения, учебно-педагогический репертуар, методика обучения на струнно-смычковом музыкальном инструменте, музыкальная педагогика.

Период начального образования музыканта, в силу своей неопровержимой важности, занимает особое положение на поприще музыкальной педагогики. Его организации, постоянному совершенствованию и модернизации посвящено множество трудов зарубежных и отечественных авторов. Появление огромного количества новых пособий и публикаций, а также наличие современных педагогических инноваций в них, адресованных начальному периоду обучения, ещё раз доказывает колоссальную значимость этого периода1.

1 Вопрос подробно рассмотрен в статье : Теран, Н. П. Специфика обучения альтиста: вопросы теории и практики // Инновационные технологии в гуманитарной сфере : матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2020 г.). -Барнаул : Изд-во АГИК, 2020. - С. 171-176.

Этап освоения основных базовых навыков игры на музыкальном инструменте, являющихся фундаментальной основой дальнейшего пути обучения, общепринято признаётся педагогами самым важным и определяющим на пути к успешной музыкальной карьере. Трудоёмкость и сложность этого процесса требует особого педагогического подхода, ведь от воспитания первоначальных приёмов игры и от грамотной постановки исполнительского аппарата ученика будет в дальнейшем зависеть его судьба как музыканта. При этом психологический контекст в начальном этапе музыкального образования является не менее важной составляющей дальнейшего обучения. Начальные впечатления от знакомства с инструментом, элементарные операции музыкального мышления, простейшие педагогические установки - всё это является основой будущих творческих предпочтений и исполнительских замыслов. Несомненно, осмысление начальных музыкальных художественно-технических и структурных характеристик не может происходить стихийно, процесс понимания и усвоения учеником своих музыкально-слуховых впечатлений должен стимулироваться педагогом и происходить под чутким его контролем.

Первостепенной задачей педагога по специальности становится - привить ученику желание заниматься и играть на конкретном, возможно ранее незнакомом инструменте, раскрыть в нём любовь к музыке, воспитать уважительное отношение к избранному инструменту.

Помимо педагогических и профессиональных навыков, а также знаний психологии, хороший педагог должен обладать чётким видением перспективы развития каждого своего ученика. Учитель, по мере постепенного, размеренного постижения учеником инструмента, в ходе работы над исполнительским аппаратом и постановкой, обязан грамотно составлять репертуарный план ученика. Значимость правильно подобранного, индивидуального для каждого ученика комплекса упражнений, этюдов и пьес для начального обучения, не менее важна, нежели подбор программы репертуара более взрослых учеников на любом этапе обучения, от школы до академии музыки. В помощь педагогу в этом вопросе выступают учебные пособия и нотная литература для начального обучения на инструменте. В нынешнее время представлен широкий спектр различной литературы - пособий, хрестоматий, так называемых «школ игры», практически для каждого музыкального инструмента. Главная задача пособий, предназначенных для детей - это оказание помощи в организации труднейшего, начального этапа обучения. Они должны способствовать последовательному усвоению знаний и навыков. Путём развития интереса к музыке и инструменту - создавать благоприятную среду для усвоения материала как в занятиях с педагогом, так и в домашних, самостоятельных занятиях.

Литература для начинающих музыкантов отличается продуманным, систематичным и чётким представлением нотного материала. Для более яркого раскрытия образа и для облегчения представления характеристик нотного текста, многие сборники иллюстрированы красочными картинками, которые вызывают у учеников интерес к изучению пьес и позволяют изучать новые приёмы игры с удовольствием. Упражнения, этюды и пьесы подаются в выверенной последовательности, для того чтобы происходило постепенное накопление и усвоение определённых навыков игры на инструменте. По мере увеличения сложности представленного нотного материала, ученик постепенно приспосабливается к инструменту, адаптируется к постановочным нюансам, погружается в различные художественные образы музыки.

Говоря о неоспоримой важности наличия, грамотно составленной музыкальной литературы для начального обучения, необходимо упомянуть, что изучение не каждого инструмента начинается в детском возрасте, а значит и литературы, закладывающей начальные навыки игры на таких инструментах, попросту не существует. В Республике Беларусь, на данный момент, в детских школах искусств инструмент альт, в силу особых обстоятельств, не представлен. Обучение на стремительно набирающем популярность инструменте не организовано в начальном звене музыкального образования.

Стоит отметить, что альтовая педагогика, на пути своего становления, долгое время была неотделима от скрипичной. Характерный профессиональный универсализм в музыке проявился в России в первую очередь в том, что педагоги обучали игре не на одном, а сразу на нескольких струнных инструментах. С XIX веком связывают развитие в России концертного квартетного исполнительства. Игра в квартете требовала профессиональной компетентности участников, и в это время появляется спрос на квалифицированных музыкантов-альтистов. Как отмечает С. Понятовский [1], таких музыкантов не хватало, и поэтому альтовые партии в ансамблях и квартетах часто приходилось играть скрипачам. Таким образом, к концу XIX века в России при дефиците профессиональных альтистов их заменяли скрипачи, бравшие в руки альт.

Конец XIX века - время, «когда альты в оркестре за короткий срок получили максимальное развитие» [1, с. 102]. Эволюция инструмента осуществляется по трем направлениям: оркестр, камерный ансамбль, сольная деятельность. К концу XIX -началу XX столетия в сольной альтовой практике происходят существенные сдвиги, связанные с творчеством немецкого альтиста, создателя большой пятиструнной виолы-альта Г. Риттера и чешского музыканта О. Недбала. По мнению С. Понятовского, именно их успешная деятельность в качестве солистов-альтистов ускорила переосмысление специфики инструмента, а также положила начало повышению интереса к сольному потенциалу альта, как у композиторов, так и у публики.

Направленность на воспитание альтиста не только как оркестрового музыканта, но и как солиста, поставила перед педагогами-альтистами целый ряд новых методических задач, побудила к поиску рациональных решений накопившихся проблем и обусловила появление отечественных профессиональных теоретических руководств в области альтового искусства, знаменующих интенсивное развитие во второй половине XX века основ альтовой педагогики в её специфических проявлениях. Тематика этих работ весьма разнообразна и касается широкого круга проблем, стоящих перед учеником и педагогом в классе специального альта на современном этапе развития инструмента: проблемы общей направленности обучения, постановка рук и организация игровых движений, проблемы педагогического репертуара, вопросы исполнительской интерпретации.

Таким образом, внимание к вопросам изучения альтового искусства в историческом, теоретическом, музыкально-практическом и педагогическом аспектах проявилось сравнительно недавно. Безусловно, методика преподавания игры на альте, как самостоятельная частная методика обучения, предполагающая специальное углубленное изучение специфики инструмента и особенностей обучения на нем в начальный период, гораздо моложе скрипичной. Этим и объясняется тот факт, что за свою относительно непродолжительную историю она не смогла накопить значительного количества оригинальных музыкальных сочинений и инструктивного материала для учебных целей. Остановимся на наиболее значительных методических работах.

Музыкально-воспитательные и образовательные тенденции старинной альтовой педагогики дошли до нас в трудах, учебно-методических пособиях и трактатах конца XVIII - начала XIX века. Они имели название «Школа для альта», авторами являлись музыканты-универсалы (М. Коррет, Ж. Кюпи, М. Вольдемар, А. Бруни, М. Гебауэр, Я. Мартинн, Ф. Хофмайстер, Б. Кампаньоли), имевшие в своем творческом багаже не одно подобное руководство для различных инструментов. Представляя собой сборники материала инструктивного характера, не содержащие развёрнутых методических обоснований принципов обучения, рассчитанные главным образом на музыканта, владеющего приемами игры на скрипке, данные пособия не ставили перед учащимся задачи постижения специфического альтового тембра. Как правило, они содержали сведения, необходимые для грамотного прочтения нотного текста. Авторы в элементарной форме знакомят с альтовым ключом и возможностью игры в первой-третьей позиции. Смычковая техника альта также рассматривается авторами как аналогия скрипичной техники владения смычком. Принципы звукоизвлечения, оригинальная манера штриха, проблема весовых ощущений правой руки также не рассматривается с позиций сугубо альтовой специфики.

Музыкальную литературу, применяемую в процессе обучения в Республике Беларусь, которая служит подспорьем для закладывания основ начального репертуара будущего альтиста можно разделить на несколько категорий:

- сборники, предназначенные для профессиональных скрипачей, желающих играть в оркестрах на альте;

- пособия, целью которых является профессиональное обучение игре на альте учащихся ранее обучаемых игре на скрипке;

- музыкальная литература для начального обучения на альте, без предварительного скрипичного этапа.

«Школа для альта» А. Бруни [2] (1759-1823) в 1946 году была опубликована под редакцией В. Борисовского. В предисловии редактор указывает, что данное пособие рассчитано на технически продвинутых скрипачей, которые, освоив альтовый ключ, могли бы в дальнейшем «комплектовать собой кадры альтистов в симфоническом и оперном оркестрах» [2, с. 2]. Руководство состоит из двух разделов. Первый, подготовительный, содержит сведения о нотации партии альта и ряд простейших упражнений. Второй раздел - это 25 этюдов на различные виды техники, причём их особенностью является сочетание в каждом отдельном произведении сразу нескольких элементов технических приёмов (используются двойные ноты, арпеджированные пассажи, вто-рая-четвёртая позиции, виртуозные штрихи martele, staccato, spiccato и др.).

В русскоязычном издании пособие имеет третью часть, где помещены, примеры оркестровых трудностей из произведений русских композиторов. Предполагается, что студент, изучивший весь этюдный материал «Школы» А. Бруни «должен уметь: 1) читать с листа данные примеры в обозначенных темпах и нюансах; 2) в случае надобности поставить подходящую аппликатуру» [там же]. То есть, дидактический материал пособия рассчитан на использование его в качестве педагогического репертуара в классе альта.

Кроме «Школы для альта» А. Бруни, интерес вызывает сборник, опубликованный в 1941 году, который также предназначен для профессионалов-скрипачей, осваивающих альт. Это «Система ежедневных упражнений для альта» [3], составителем является профессор Ленинградской консерватории А. Рывкин. Комплексы упражнений в сбор-

нике направлены на приобретение и развитие альтовой технической базы и для поддержания профессиональной формы альтистов.

Сборник «41 каприс» Б. Кампаньоли [4] также широко применяется в современной практике обучения игре на альте как инструктивный материал. Сборник был впервые опубликован в Лейпциге в 1805 году. Отсутствие каких-либо методических комментариев и специальных заданий для учащихся не позволяет рассматривать сборник как школу. Однако, созданные по принципу постепенного параллельного развития техники левой и правой рук, направленные на формирование музыканта-солиста, каприсы являются прекрасным учебным пособием. Художественные достоинства каприсов позволяют использовать их в качестве сольных концертных пьес.

Этюды А. Бруни и каприсы Б. Кампаньоли представляют собой не только добротный дидактический материал для развития исполнительских умений и навыков музыканта, но и обладают неоспоримо высокими художественными достоинствами в контексте ведущих тенденций классической исполнительской школы. Они могут быть поставлены в один ряд с аналогичными скрипичными сочинениями П. Байо, П. Роде, Р. Крейцера, которые и сейчас являются основой педагогического репертуара всех звеньев музыкального образования. Эти работы могут служить косвенным подтверждением растущей популярности альта в XIX веке, его широкого распространения в музыкально-бытовой и концертной практике. Пособия свидетельствуют о наметившейся тенденции альтовой педагогики к воспитанию солистов.

Для альтистов, у которых базовые навыки игры закладывались в процессе обучения на скрипке, будет актуально пособие, изданное опытными педагогами Г. Безруковым и К. Ознобищевым «Основы техники игры на альте» [5] с приложением «Гаммы и арпеджио для альта». В предисловии авторы отмечают: «Настоящая работа рассчитана, главным образом, на учащихся 5-7 классов детских музыкальных школ и первых курсов музыкальных училищ, так как в этот период обучения наиболее закономерен переход со скрипки на альт. Принимая во внимание то, что переход на новый инструмент часто осуществляется в более поздний период обучения (включая первые курсы вуза), в работе охватывается достаточно широкий диапазон музыкально-технических приёмов игры на альте» [5, с. 3].

В 1987 году широко известный педагог М. Рейтих опубликовал пособие «Школа юного альтиста» [6], предназначенное автором для детей, избравших в дальнейшем обучение на альте после четырёхлетнего обучения игре на скрипке. Сборник содержит стандартный набор этюдов, разнохарактерных пьес и произведений крупной формы. Также М. Рейтихом составлены хрестоматии для дальнейшего обучения игре на альте, отдельно для 5-6 классов, 7 класса и общая хрестоматия для старших классов музыкальных школ.

Необходимо упомянуть о существовании сборников, предназначенных для обучения альтистов с детского возраста, и при этом обходя стороной скрипичный этап обучения. «Альбом начинающего альтиста» [7], составленный Я. Ю. Марром, адресуется юным альтистам, избравшим сознательно альт для своего обучения, признающим индивидуальность и самостоятельность этого инструмента. Конечно, сборник не является универсальной школой игры на альте, но, тем не менее, представляет собой альтовый аналог скрипичной музыкальной литературы для начального обучения, нотный материал, дополненный рисунками и детскими песенками, вызывает огромный интерес к обучению у детей.

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить еще одну важнейшую проблему профессиональной подготовки альтиста: отсутствие принципа преемственности между звеньями начального, среднего и высшего образования (школа - колледж - учреждение высшего образования). Для выявления методов ее решения целесообразно обратиться к современному европейскому опыту работы с начинающими альтистами. В музыкальных учреждениях Европы, где в последней четверти ХХ века вошла в практику альтернативная система для начинающих музыкантов, пользуются популярностью пособия педагогов-альтистов, содержащих конкретные пути освоения инструмента, без предшествующего ему этапа игры на скрипке («Раннее обучение игре на альте» Эгон Сузма-ннсхауз; «Веселая виола (альт). Альтовая школа для начинающих» Рената Брюс-Вебер).

Многовековое накопление теоретических и практических знаний возносит музыкальную педагогику в ранг самодостаточной, зрелой науки, но при этом постоянно развивающейся и обновляемой, за счёт профессиональной деятельности выдающихся музыкантов-педагогов. Пройдя огромный исторический путь становления и развития, были сформированы собственные традиции и методические установки по обучению игре на каждом музыкальном инструменте. Методика начального периода обучения игре на альте в детской музыкальной школе искусств, минуя скрипичный этап, на сегодняшний день не разработана. Сложившаяся ситуация в Республике Беларусь, связанная с отсутствием классов альта в учреждениях начального музыкального образования, малочисленными альтовыми классами в музыкальных учреждениях среднего специального и высшего образования, нехваткой профессиональных альтовых кадров в регионах, практикой формирования контингента обучающихся за счёт слабых скрипачей -все это побуждает к поискам путей оптимизации образовательного процесса с начинающими альтистами. Методика профессионального обучения игры на альте является сравнительно молодой ветвью музыкальной педагогики, она нуждается в серьезных научно-педагогических исследованиях и разработках. Целенаправленное создание, изучение и систематизация музыкальных методических пособий для начального периода обучения станет важнейшим фактором развития системы музыкального образования альтистов.

Список литературы

1. Понятовский, С. П. История альтового искусства : учеб. пособие. - Москва : Музыка, 1984. - 224 с.

2. Бруни, А. Б. Школа для альта. - Москва : Ленинград : Музгиз, 1946. - 93 с.

3. Рывкин, А. М. Система ежедневных упражнений для альта. - Ленинград : Москва, 1941. - 19 .

4. Кампаньоли, Б. 41 каприс. Соч. 22: для альта без сопровождения (Г. Зитт). -Москва : Гос. муз. изд-во, 1932. - 47 с.

5. Безруков, Г. И. Основы техники игры на альте / Г. И. Безруков, К. В. Озноби-щев. - Москва : Музыка, 1973. - 190 с.

6. Рейтих, М. В. Школа юного альтиста. - Москва : Музыка, 1987. - 96 с.+ (клавир) 48 с.

7. Альбом начинающего альтиста / сост. и авт. вступ. сл. Я. Ю. Марр. - Санкт-Петербург : [Б. и.], 2008. - 116 с.

Nikolai P. Teran

Belarusian State Academy of Music (Minsk, Belarus)

nikolaj.teran@mail.ru

Scientific Advisor - Irina Yu. Onoshko, Ph. D in Art Critisics, Associate Professor

Belarusian State Academy of Music (Minsk, Belarus)

onoshkoira@yandex.by

EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL LITERATURE IN TRAINING OF AN ALTO PLAYER IN THE INITIAL PERIOD OF EDUCATION

Abstract. Modern theory and practice of musical education casts a significant role to initial period of tuition on musical instruments. From the point of view of musical pedagogics, mastering alto playing practical skills demands peculiar pedagogical conditions, special educational and methodological support. The paper analyses educational and methodological literature that discloses author's approaches to organization of the initial period of learning to play alto for various categories of students.

Keywords: alto, alto art, initial period of education, training repertoire, tuition on bowed string instruments, musical pedagogics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.