ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (64)
Библиографический список
1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов в ВПО.-М., 2005.
2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения//Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы».-М.,2004.
3. Зеер Э. В., Сыманюк Э.А. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования//Журнал «Высшее образование в России».-2005. №2 — С22-39.
4. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING)/Под науч. ред. проф. В.И. Байденко.-М.,2006.
ЦЫВИНА Лариса Евгеньевна, старший преподаватель кафедры деталей машин и инженерной графики Омского государственного аграрного университета.
Дата поступления статьи в редакцию: 28.02.2008 г.
© Цывина Л.Е.
УДК 378.147.88 Л. Е. ЦЫВИНА
В. В. ИВАНОВ
Омский государственный аграрный университет
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ
В статье рассматриваются вопросы организации учебно-исследовательской работы при изучении начертательной геометрии. Даются примеры формирования учебного материала с элементами исследований, которые помогают развивать пространственное воображение студентов.
Среди требований к инженеру XXI века, разработанных под эгидой ЮНЕСКО, отмечается, что квалифицированный специалист наряду с высокой профессиональной компетентностью должен обладать творческим подходом к решению профессиональных задач, умением ориентироваться в нестандартной ситуации, уметь анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и реализовывать план необходимых действий.
Становление и развитие этих качеств будущего агроинженера должно происходить на первых этапах обучения в вузе, и немаловажную роль в этом процессе играет учебно-исследовательская работа студентов (УИРС), проводимая в рамках изучения графических дисциплин.
В высшие учебные заведения приходит молодежь с различным уровнем творческого мышления. Это, на наш взгляд, является следствием различных условий формирования личности (семья, школа, город, село, опыт и квалификация педагогов, прилежание учащегося).
По дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика» на кафедре деталей машин и инженерной графики в течение нескольких лет проводилось исследование уровня пространственного мышления студентов, поступивших на факультет механизации сельского хозяйства. Результаты тестирования, проводимого на первых занятиях, выявили значительный разброс по уровням пространственного и творческого мышления и продиктовали необходимость создания условий для выравнивания и дальнейшего
их развития. Этому процессу в наибольшей степени отвечает УИРС. Причем УИРС в рамках графической дисциплины должна сформировать определенный тип критического мышления, необходимого для будущей профессиональной деятельности инженера сельскохозяйственного производства.
Учебно-исследовательская работа является важной и неотъемлемой частью самостоятельной работы студентов. При выполнении этой работы активизируются воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента.
Можно выделить 3 уровня УИРС:
1. Репродуктивный. На этом уровне студент выполняет самостоятельные работы по образцу: решение типовых задач по определенному алгоритму, выполнение схем и т.д. При этом студент перенимает у преподавателя терминологию, фразы, приемы анализа проблемной ситуации. Познавательная деятельность проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Эта форма развития творческих и исследовательских навыков очень объемна и содержательна. Эффективность ее целиком зависит от педагогического мастерства и эрудиции преподавателя.
2. Реконструктивный. На этом уровне от студента требуется знание определенного объема материала. Базой для учебного исследования являются знания и умения, приобретенные на первом этапе.
На рис. 1 представлен пример одной из задач с элементами УИРС реконструктивного типа, которые включены в рабочие тетради по начертательной геометрии для студентов инженерных специальностей
Рис. 1. Пример задачи с элементами УИРС
Рис. 2. Задача с элементами УИРС реконструктивного типа
ОмГАУ. Для ее решения студенту требуется знание теоретического материала по теме, умение отобразить пространственное решение в образы двухмерного чертежа, умение формулировать алгоритм решения и анализировать возможные варианты решения задачи.
Для решения задачи на рис. 2 требуется самостоятельный подход к оценке, анализу задания и поиску решения.
Такие задания по начертательной геометрии включены в рабочие тетради и служат для подготовки к участию в олимпиадах, но их решение не является обязательным для всех студентов
Примером трансформации учебно-исследовательских заданий могут служить задачи, показанные на рис. 3.
Исходные данные задачи 4.08 являются небольшим видоизменением исходных данных задач 4.07, однако при одних и тех же исходных данных ее решение предполагает многовариантность. Такой прием организации заданий в рабочей тетради позволяет, с одной стороны, развивать творческие способности студента, и, с другой — выявлять студентов, способных к творчеству и моделированию.
Кафедра деталей машин и инженерной графики ОмГАУ проводит олимпиады по начертательной геометрии в течение многих лет, и массовое участие — до 50% от общего числа студентов — показывает правильность подхода в организации этого вида УИРС.
3. Творческий. В отличие от первых двух уровней, творческий предполагает охват наиболее способных
студентов и подготовку их к научно-исследовательской работе. На этом уровне студент самостоятельно проводит выбор средств и методов решения, опираясь на учебную литературу.
К заданиям творческого уровня следует отнести поиск оригинальных решений. Например, при изучении начертательной геометрии использование методов специального проецирования или аффиннородственного соответствия.
Задания этого уровня с большой долей вероятности способны выявить и раскрыть творческий потенциал студента и его склонности к научным исследованиям.
В целом УИРС и НИРС являются комплексом взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих на всем протяжении обучения студента его участие в исследовательской работе и активное обучение в процессе ее выполнения. Именно этот фактор диктует необходимость составления плана организации ИР по каждой специальности на весь период обучения. Подобный план должен обеспечивать этапность и преемственность форм и методов ИР в соответствии с логикой и последовательностью учебного процесса, постепенного возрастания сложности и объема знаний, умений и навыков.
Библиографический список
1. Вербицикий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М.,1991
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (64) ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (64)
2. Лалетин В.А., Столбова И.Д. Инновационные технологии обучения графическим дисциплинам//Труды II между-нар. науч.-техн. конф. «Инфокоммуникационные технологии в науке, производстве и образовании».- Ставрополь, 2006.
3. Педагогика и психология высшей школы/Под ред. С.И. Самыгина — Ростов-на — Дону: Изд-во «Феникс», 1998.-520с. — (Серия «Учебники, учебные пособия»)
4. Чернов Е.Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов//Журнал «Высшее образование в России». — 1994, №4.с. 76-79.
ЦЫВИНА Лариса Евгеньевна, старший преподаватель кафедры деталей машин и инженерной графики. ИВАНОВ Владимир Васильевич, кандидат технических наук, доцент кафедры деталей машин и инженерной графики.
Дата поступления статьи в редакцию: 28.02.2008 г.
© Цывина Л.Е., Иванов В.В.
УДК 687. 017. О. Н. ЛУЧКО
О. Н. КОСОВА
Омский государственный институт сервиса
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СЕРВИСНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
В статье рассматриваются методические подходы к обучению студентов сервисных специальностей основам разработки и использования интеллектуальных информационных систем (ИИС), реализация которых будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста и качества оказания услуг. Полученные студентом теоретические знания и практические навыки в области разработки и использования ИИС позволят специалисту сферы сервиса, осуществляющему деятельность в условиях глобальной информатизации, ориентироваться в основных тенденциях развития производства, анализировать возникающие проблемы и находить эффективные пути их решения или предупреждения.
Глобальная информатизация, повсеместное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), возрастание значимости интеллектуальной деятельности являются важнейшими чертами современного этапа развития общества. Само общество становится информационным, то есть таким, доминирующим видом деятельности во всех сферах которого является работа с информацией в самых различных видах (получение, накопление, хранение, обработка, представление, передача, продуцирование), осуществляемая с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (компьютеров; разнообразных средств, функционирующие на их основе; компьютерных сетей и т.д.). С учетом того, что операции с информацией могут рассматриваться с позиций предоставления услуг, можно говорить о том, что, во-первых, в информационном обществе объем оказываемых услуг еще более возрастает и, во-вторых, значительное место в общем объеме услуг принадлежит именно информационным услугам.
Указанные обстоятельства во многом объясняют общемировую тенденцию увеличения доли специалистов, занятых в сфере сервисной деятельности и использующих в своей профессиональной деятельности
средства информатизации. В современных условиях все большая доля специалистов, занятых в сервисном обслуживании, приходится на сферу информационного сервиса. Именно расширение сферы информационных услуг рассматривается в настоящее время как основной показатель, характеризующий переход общества к информационной фазе своего развития.
Таким образом, важное значение приобретает задача совершенствования подготовки в области ИКТ студентов сервисных специальностей. В числе основных направлений данной работы можно отметить подготовку студентов в области разработки и практического применения систем искусственного интеллекта (ИИ) и экспертных систем (ЭС). Данные системы реализованы практически во всех сферах жизнедеятельности человека: производстве, инженерии, юриспруденции, аудите, медицине, образовании и т.д.
К группе сервисных специальностей высшего профессионального образования относятся такие специальности как «Социально-культурный сервис и туризм», «Домоведение», «Сервис», «Туризм», «Прикладная информатика (в сфере сервиса)» и ряд других. Каждая из специальностей предусматривает различ-