Научная статья на тему 'Учебно-исследовательская работа студентов как фактор развития пространственного воображения'

Учебно-исследовательская работа студентов как фактор развития пространственного воображения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цывина Лариса Евгеньевна, Иванов Владимир Васильевич

В статье рассматриваются вопросы организации учебно-исследовательской работы при изучении начертательной геометрии. Даются примеры формирования учебного материала с элементами исследований, которые помогают развивать пространственное воображение студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цывина Лариса Евгеньевна, Иванов Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students educational-research work as a factor of improvement of spaceial imagination

The problems of organization of educational-research work studying descriptive geometry are considered in the given article. There are given examples of forming educational material including research work terms to improve student's special imagination.

Текст научной работы на тему «Учебно-исследовательская работа студентов как фактор развития пространственного воображения»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (64)

Библиографический список

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов в ВПО.-М., 2005.

2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения//Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы».-М.,2004.

3. Зеер Э. В., Сыманюк Э.А. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования//Журнал «Высшее образование в России».-2005. №2 — С22-39.

4. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING)/Под науч. ред. проф. В.И. Байденко.-М.,2006.

ЦЫВИНА Лариса Евгеньевна, старший преподаватель кафедры деталей машин и инженерной графики Омского государственного аграрного университета.

Дата поступления статьи в редакцию: 28.02.2008 г.

© Цывина Л.Е.

УДК 378.147.88 Л. Е. ЦЫВИНА

В. В. ИВАНОВ

Омский государственный аграрный университет

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы организации учебно-исследовательской работы при изучении начертательной геометрии. Даются примеры формирования учебного материала с элементами исследований, которые помогают развивать пространственное воображение студентов.

Среди требований к инженеру XXI века, разработанных под эгидой ЮНЕСКО, отмечается, что квалифицированный специалист наряду с высокой профессиональной компетентностью должен обладать творческим подходом к решению профессиональных задач, умением ориентироваться в нестандартной ситуации, уметь анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и реализовывать план необходимых действий.

Становление и развитие этих качеств будущего агроинженера должно происходить на первых этапах обучения в вузе, и немаловажную роль в этом процессе играет учебно-исследовательская работа студентов (УИРС), проводимая в рамках изучения графических дисциплин.

В высшие учебные заведения приходит молодежь с различным уровнем творческого мышления. Это, на наш взгляд, является следствием различных условий формирования личности (семья, школа, город, село, опыт и квалификация педагогов, прилежание учащегося).

По дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика» на кафедре деталей машин и инженерной графики в течение нескольких лет проводилось исследование уровня пространственного мышления студентов, поступивших на факультет механизации сельского хозяйства. Результаты тестирования, проводимого на первых занятиях, выявили значительный разброс по уровням пространственного и творческого мышления и продиктовали необходимость создания условий для выравнивания и дальнейшего

их развития. Этому процессу в наибольшей степени отвечает УИРС. Причем УИРС в рамках графической дисциплины должна сформировать определенный тип критического мышления, необходимого для будущей профессиональной деятельности инженера сельскохозяйственного производства.

Учебно-исследовательская работа является важной и неотъемлемой частью самостоятельной работы студентов. При выполнении этой работы активизируются воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента.

Можно выделить 3 уровня УИРС:

1. Репродуктивный. На этом уровне студент выполняет самостоятельные работы по образцу: решение типовых задач по определенному алгоритму, выполнение схем и т.д. При этом студент перенимает у преподавателя терминологию, фразы, приемы анализа проблемной ситуации. Познавательная деятельность проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Эта форма развития творческих и исследовательских навыков очень объемна и содержательна. Эффективность ее целиком зависит от педагогического мастерства и эрудиции преподавателя.

2. Реконструктивный. На этом уровне от студента требуется знание определенного объема материала. Базой для учебного исследования являются знания и умения, приобретенные на первом этапе.

На рис. 1 представлен пример одной из задач с элементами УИРС реконструктивного типа, которые включены в рабочие тетради по начертательной геометрии для студентов инженерных специальностей

Рис. 1. Пример задачи с элементами УИРС

Рис. 2. Задача с элементами УИРС реконструктивного типа

ОмГАУ. Для ее решения студенту требуется знание теоретического материала по теме, умение отобразить пространственное решение в образы двухмерного чертежа, умение формулировать алгоритм решения и анализировать возможные варианты решения задачи.

Для решения задачи на рис. 2 требуется самостоятельный подход к оценке, анализу задания и поиску решения.

Такие задания по начертательной геометрии включены в рабочие тетради и служат для подготовки к участию в олимпиадах, но их решение не является обязательным для всех студентов

Примером трансформации учебно-исследовательских заданий могут служить задачи, показанные на рис. 3.

Исходные данные задачи 4.08 являются небольшим видоизменением исходных данных задач 4.07, однако при одних и тех же исходных данных ее решение предполагает многовариантность. Такой прием организации заданий в рабочей тетради позволяет, с одной стороны, развивать творческие способности студента, и, с другой — выявлять студентов, способных к творчеству и моделированию.

Кафедра деталей машин и инженерной графики ОмГАУ проводит олимпиады по начертательной геометрии в течение многих лет, и массовое участие — до 50% от общего числа студентов — показывает правильность подхода в организации этого вида УИРС.

3. Творческий. В отличие от первых двух уровней, творческий предполагает охват наиболее способных

студентов и подготовку их к научно-исследовательской работе. На этом уровне студент самостоятельно проводит выбор средств и методов решения, опираясь на учебную литературу.

К заданиям творческого уровня следует отнести поиск оригинальных решений. Например, при изучении начертательной геометрии использование методов специального проецирования или аффиннородственного соответствия.

Задания этого уровня с большой долей вероятности способны выявить и раскрыть творческий потенциал студента и его склонности к научным исследованиям.

В целом УИРС и НИРС являются комплексом взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих на всем протяжении обучения студента его участие в исследовательской работе и активное обучение в процессе ее выполнения. Именно этот фактор диктует необходимость составления плана организации ИР по каждой специальности на весь период обучения. Подобный план должен обеспечивать этапность и преемственность форм и методов ИР в соответствии с логикой и последовательностью учебного процесса, постепенного возрастания сложности и объема знаний, умений и навыков.

Библиографический список

1. Вербицикий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М.,1991

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (64) ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (64)

2. Лалетин В.А., Столбова И.Д. Инновационные технологии обучения графическим дисциплинам//Труды II между-нар. науч.-техн. конф. «Инфокоммуникационные технологии в науке, производстве и образовании».- Ставрополь, 2006.

3. Педагогика и психология высшей школы/Под ред. С.И. Самыгина — Ростов-на — Дону: Изд-во «Феникс», 1998.-520с. — (Серия «Учебники, учебные пособия»)

4. Чернов Е.Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов//Журнал «Высшее образование в России». — 1994, №4.с. 76-79.

ЦЫВИНА Лариса Евгеньевна, старший преподаватель кафедры деталей машин и инженерной графики. ИВАНОВ Владимир Васильевич, кандидат технических наук, доцент кафедры деталей машин и инженерной графики.

Дата поступления статьи в редакцию: 28.02.2008 г.

© Цывина Л.Е., Иванов В.В.

УДК 687. 017. О. Н. ЛУЧКО

О. Н. КОСОВА

Омский государственный институт сервиса

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СЕРВИСНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

В статье рассматриваются методические подходы к обучению студентов сервисных специальностей основам разработки и использования интеллектуальных информационных систем (ИИС), реализация которых будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста и качества оказания услуг. Полученные студентом теоретические знания и практические навыки в области разработки и использования ИИС позволят специалисту сферы сервиса, осуществляющему деятельность в условиях глобальной информатизации, ориентироваться в основных тенденциях развития производства, анализировать возникающие проблемы и находить эффективные пути их решения или предупреждения.

Глобальная информатизация, повсеместное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), возрастание значимости интеллектуальной деятельности являются важнейшими чертами современного этапа развития общества. Само общество становится информационным, то есть таким, доминирующим видом деятельности во всех сферах которого является работа с информацией в самых различных видах (получение, накопление, хранение, обработка, представление, передача, продуцирование), осуществляемая с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (компьютеров; разнообразных средств, функционирующие на их основе; компьютерных сетей и т.д.). С учетом того, что операции с информацией могут рассматриваться с позиций предоставления услуг, можно говорить о том, что, во-первых, в информационном обществе объем оказываемых услуг еще более возрастает и, во-вторых, значительное место в общем объеме услуг принадлежит именно информационным услугам.

Указанные обстоятельства во многом объясняют общемировую тенденцию увеличения доли специалистов, занятых в сфере сервисной деятельности и использующих в своей профессиональной деятельности

средства информатизации. В современных условиях все большая доля специалистов, занятых в сервисном обслуживании, приходится на сферу информационного сервиса. Именно расширение сферы информационных услуг рассматривается в настоящее время как основной показатель, характеризующий переход общества к информационной фазе своего развития.

Таким образом, важное значение приобретает задача совершенствования подготовки в области ИКТ студентов сервисных специальностей. В числе основных направлений данной работы можно отметить подготовку студентов в области разработки и практического применения систем искусственного интеллекта (ИИ) и экспертных систем (ЭС). Данные системы реализованы практически во всех сферах жизнедеятельности человека: производстве, инженерии, юриспруденции, аудите, медицине, образовании и т.д.

К группе сервисных специальностей высшего профессионального образования относятся такие специальности как «Социально-культурный сервис и туризм», «Домоведение», «Сервис», «Туризм», «Прикладная информатика (в сфере сервиса)» и ряд других. Каждая из специальностей предусматривает различ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.