Научная статья на тему 'Учебно-исследовательская работа как один из видов внеурочной деятельности по углублению профессиональных теоретических знаний и умений обучающихся'

Учебно-исследовательская работа как один из видов внеурочной деятельности по углублению профессиональных теоретических знаний и умений обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-исследовательская работа как один из видов внеурочной деятельности по углублению профессиональных теоретических знаний и умений обучающихся»

- НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УГЛУБЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Л. Б. Гаврилова, преподаватель спецдисциплин ГОУ НПО «Профессиональное училище № 32», г. Прокопьевск

Современный специалист, выпускник НПО, наряду со многими предъявляемыми требованиями к нему должен обладать и опытом творческой, исследовательской деятельности по решению производственных проблем. Это определило и важные аспекты требований к личности педагога. Преподавателю необходимо вести активную исследовательскую деятельность, чтобы не только повышать свой профессиональный уровень, но и формировать и развивать способности обучающихся в области исследовательской деятельности. С этой целью я направила интересы обучающихся в русло исследовательской деятельности в области специальных дисциплин для повышения образовательного потенциала по профессии «закройщик».

На протяжении 6 лет в училище под моим руководством работает школа молодого исследователя «Фотон», в ее основе - секции специальных и общеобразовательных дисциплин. К исследовательской деятельности я привлекаю не только обучающихся, успешно овладевающих знаниями, но и тех, кто проявил интерес к такой работе.

Исследовательская деятельность преподавателей учреждений начального профессионального образования представляет не столько результат, сколько средство учебно-воспитательного процесса. Такая деятельность является инструментом развития личности, средством обогащения новыми знаниями, способом формирования мировоззрения через сотрудничество преподавателя и обучающегося.

В работе с нашими обучающимися правомерно использовать понятие не научно-исследовательской, а учебно-исследовательской деятельности, так как для полноценного научного поиска может потребоваться совершенное оборудование, специальная лаборатория. Препо-

давателю не столь важно совершить с обучающимися настоящие научные открытия - важно показать путь, который проходит научное исследование. Это способствует интеллектуальному и творческому развитию обучающихся.

Основой учебно-исследовательской деятельности является задание, которое составляется на основе программного материала по специальным предметам и связано с профессиональной направленностью. Может быть, эта работа с точки зрения географии, биологии не слишком интересна, но с точки зрения использования знаний специальных предметов в тематических исследованиях представляет интерес для обучающихся. Работа над учебным исследованием требует взаимоотдачи педагога и обучающегося.

Большую роль в решении проблем, поставленных в наших учебно-исследовательских работах, играют межпредметные связи со специальными и общеобразовательными дисциплинами. Это способствует углублению теоретических знаний и умений обучающихся и обеспечивает высокий уровень практической подготовки к творческой деятельности в процессе теоретического обучения, например, при выполнении учебно-исследовательских работ по темам:

- «Выявление соответствия названия льняных тканей их волокнистому составу» применялись углубленные знания по материаловедению и химии.

- «Выбор цвета в одежде как один из аспектов индивидуально психологических особенностей человека» - деловая культура, художественное проектирование одежды.

- «Сравнительный анализ пластических свойств шелковых тканей» - художественное проектирование одежды, материаловедение.

- «Влияние основных факторов на распределение прибавки по груди по основным участкам при построении чертежа конструкции женских плечевых изделий» - конструирование, математика.

- «Определение направления наибольшего растяжения на отдельных участках трикотажных

изделий в процессе их эксплуатации» - материаловедение, конструирование, технология одежды.

- «Определение усадки материала, влияющей на расчёт и построение конструкции проектируемых изделий» - материаловедение, математика, конструирование.

- «История возникновения и развития профессии «закройщик» в городе Прокопьевске как одно из направлений формирования системы ценностей обучающихся в ГОУ НПО ПУ № 32» -история, обществознание, оборудование.

- «Выбор способа настилания ткани для получения более экономичной раскладки лекал жакета и юбки на конкретную фигуру» - технология, конструирование, математика.

Успеху исследовательской деятельности содействует, как и в любом другом виде, прежде всего, теоретическая подкованность и наличие у обучающихся необходимого объёма исследовательских знаний. В начале учебного года организуются специальные занятия с обучающимися 1-го курса по методике проведения и оформлению учебно-исследовательских работ. Кроме того, в рамках учебно-исследовательской работы я планирую индивидуальные занятия, способствующие углублению знаний, развитию индивидуальных особенностей личности, профессиональному росту.

Результаты моего педагогического опыта показывают, что трудности, которые испытывают обучающиеся в процессе решения учебной исследовательской задачи, требуют от руководите-

1-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -

ля целенаправленной работы по управлению формированием опыта исследовательской деятельности, который определяется индивидуальными особенностями и уровнем развития интеллектуальных способностей обучающегося:

- темпом усвоения новых знаний, умений и способов деятельности;

- объёмом знаний, освоенных в процессе выполнения индивидуальной исследовательской работы;

- накопленным опытом исследовательской деятельности, который будет отличаться у каждого обучающегося;

- эмоционально-волевой и познавательной сферой каждого обучающегося.

Учебно-исследовательскую деятельность я организую таким образом, чтобы она была ориентирована на интересы и возможности обучающегося в подборе темы исследования; учитывала условия, благоприятствующие развитию индивидуальных исследовательских умений обучающихся; основывалась на выборе методик, адекватных специфике работы, условиям её выполнения и уровню развития познавательных способностей обучающихся.

Подводя итог, можно сказать, что процесс подготовки обучающихся к исследовательской деятельности обеспечивает индивидуальное продвижение в овладении исследовательской деятельностью, постепенный рост самостоятельности и активности, раскрывает потенциальные возможности.

НАШИ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

О. В. Акимова, заместитель директора по учебной работе ГБОУ СПО «Анжеро-Судженский политехнический колледж» Н. В. Кречетова, начальник отдела учебно-методической работы

Н. В. Кречетова

Вот уже 58 лет коллектив Анжеро-Судженского политехнического колледжа идет по дороге творчества, поиска, эксперимента. За эти годы тысячи студентов провели свои исследования, совершили удивительные открытия, создали научно значимые проекты. Результаты своей ра-

боты ребята представляют на научно-практических конференциях, конкурсах, выставках разного уровня. Много достижений и побед принес колледжу 2012 год.

Двадцать талантливых, творческих студентов приняли участие во Всероссийском конкурсе профессиональных до-

О. В. Акимова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.