- НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УГЛУБЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Л. Б. Гаврилова, преподаватель спецдисциплин ГОУ НПО «Профессиональное училище № 32», г. Прокопьевск
Современный специалист, выпускник НПО, наряду со многими предъявляемыми требованиями к нему должен обладать и опытом творческой, исследовательской деятельности по решению производственных проблем. Это определило и важные аспекты требований к личности педагога. Преподавателю необходимо вести активную исследовательскую деятельность, чтобы не только повышать свой профессиональный уровень, но и формировать и развивать способности обучающихся в области исследовательской деятельности. С этой целью я направила интересы обучающихся в русло исследовательской деятельности в области специальных дисциплин для повышения образовательного потенциала по профессии «закройщик».
На протяжении 6 лет в училище под моим руководством работает школа молодого исследователя «Фотон», в ее основе - секции специальных и общеобразовательных дисциплин. К исследовательской деятельности я привлекаю не только обучающихся, успешно овладевающих знаниями, но и тех, кто проявил интерес к такой работе.
Исследовательская деятельность преподавателей учреждений начального профессионального образования представляет не столько результат, сколько средство учебно-воспитательного процесса. Такая деятельность является инструментом развития личности, средством обогащения новыми знаниями, способом формирования мировоззрения через сотрудничество преподавателя и обучающегося.
В работе с нашими обучающимися правомерно использовать понятие не научно-исследовательской, а учебно-исследовательской деятельности, так как для полноценного научного поиска может потребоваться совершенное оборудование, специальная лаборатория. Препо-
давателю не столь важно совершить с обучающимися настоящие научные открытия - важно показать путь, который проходит научное исследование. Это способствует интеллектуальному и творческому развитию обучающихся.
Основой учебно-исследовательской деятельности является задание, которое составляется на основе программного материала по специальным предметам и связано с профессиональной направленностью. Может быть, эта работа с точки зрения географии, биологии не слишком интересна, но с точки зрения использования знаний специальных предметов в тематических исследованиях представляет интерес для обучающихся. Работа над учебным исследованием требует взаимоотдачи педагога и обучающегося.
Большую роль в решении проблем, поставленных в наших учебно-исследовательских работах, играют межпредметные связи со специальными и общеобразовательными дисциплинами. Это способствует углублению теоретических знаний и умений обучающихся и обеспечивает высокий уровень практической подготовки к творческой деятельности в процессе теоретического обучения, например, при выполнении учебно-исследовательских работ по темам:
- «Выявление соответствия названия льняных тканей их волокнистому составу» применялись углубленные знания по материаловедению и химии.
- «Выбор цвета в одежде как один из аспектов индивидуально психологических особенностей человека» - деловая культура, художественное проектирование одежды.
- «Сравнительный анализ пластических свойств шелковых тканей» - художественное проектирование одежды, материаловедение.
- «Влияние основных факторов на распределение прибавки по груди по основным участкам при построении чертежа конструкции женских плечевых изделий» - конструирование, математика.
- «Определение направления наибольшего растяжения на отдельных участках трикотажных
изделий в процессе их эксплуатации» - материаловедение, конструирование, технология одежды.
- «Определение усадки материала, влияющей на расчёт и построение конструкции проектируемых изделий» - материаловедение, математика, конструирование.
- «История возникновения и развития профессии «закройщик» в городе Прокопьевске как одно из направлений формирования системы ценностей обучающихся в ГОУ НПО ПУ № 32» -история, обществознание, оборудование.
- «Выбор способа настилания ткани для получения более экономичной раскладки лекал жакета и юбки на конкретную фигуру» - технология, конструирование, математика.
Успеху исследовательской деятельности содействует, как и в любом другом виде, прежде всего, теоретическая подкованность и наличие у обучающихся необходимого объёма исследовательских знаний. В начале учебного года организуются специальные занятия с обучающимися 1-го курса по методике проведения и оформлению учебно-исследовательских работ. Кроме того, в рамках учебно-исследовательской работы я планирую индивидуальные занятия, способствующие углублению знаний, развитию индивидуальных особенностей личности, профессиональному росту.
Результаты моего педагогического опыта показывают, что трудности, которые испытывают обучающиеся в процессе решения учебной исследовательской задачи, требуют от руководите-
1-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -
ля целенаправленной работы по управлению формированием опыта исследовательской деятельности, который определяется индивидуальными особенностями и уровнем развития интеллектуальных способностей обучающегося:
- темпом усвоения новых знаний, умений и способов деятельности;
- объёмом знаний, освоенных в процессе выполнения индивидуальной исследовательской работы;
- накопленным опытом исследовательской деятельности, который будет отличаться у каждого обучающегося;
- эмоционально-волевой и познавательной сферой каждого обучающегося.
Учебно-исследовательскую деятельность я организую таким образом, чтобы она была ориентирована на интересы и возможности обучающегося в подборе темы исследования; учитывала условия, благоприятствующие развитию индивидуальных исследовательских умений обучающихся; основывалась на выборе методик, адекватных специфике работы, условиям её выполнения и уровню развития познавательных способностей обучающихся.
Подводя итог, можно сказать, что процесс подготовки обучающихся к исследовательской деятельности обеспечивает индивидуальное продвижение в овладении исследовательской деятельностью, постепенный рост самостоятельности и активности, раскрывает потенциальные возможности.
НАШИ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
О. В. Акимова, заместитель директора по учебной работе ГБОУ СПО «Анжеро-Судженский политехнический колледж» Н. В. Кречетова, начальник отдела учебно-методической работы
Н. В. Кречетова
Вот уже 58 лет коллектив Анжеро-Судженского политехнического колледжа идет по дороге творчества, поиска, эксперимента. За эти годы тысячи студентов провели свои исследования, совершили удивительные открытия, создали научно значимые проекты. Результаты своей ра-
боты ребята представляют на научно-практических конференциях, конкурсах, выставках разного уровня. Много достижений и побед принес колледжу 2012 год.
Двадцать талантливых, творческих студентов приняли участие во Всероссийском конкурсе профессиональных до-
О. В. Акимова