ИСТОРИЯ УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ И СУДЬБЫ НАРОДОВ HISTORY TEXTBOOKS AND FATES OF THE PEOPLES
Кощунственные факты осквернения памятников советским воинам, павшим в Великой Отечественной войне, стремление «откосить» от службы в армии, «валить из Рашки», увлечение идеологией пацифизма и нацизма в молодежной среде — все это печальные следствия опасной тенденции последних десятилетий, принятой не только многими СМИ, но и соровскими учебниками истории: принизить роль советского народа в победе над гитлеровским фашизмом, фальсифицировать историю войны, шельмовать ее полководцев и героев. Это — в России, спасшей мир от фашизма! У ближних наших соседей битва за историю уже вырвалась за рамки идеологических и философских споров на улицы городов — среди карателей и палачей мирного населения юго-востока Украины не просто молодежь — подростки. Неоспоримое свидетельство обучения по лживым учебникам истории Украины, культивирующим ненависть не только к советскому прошлому, но и к общей славянской истории, к самому русскому языку, на котором, тем не менее, его официальным гонителям говорить легче, чем на «ридной мове» даже в частных беседах с единомышленниками.
5 мая этого года президент России В.В. Путин подписал закон об уголовной ответственности за реабилитацию преступлений нацизма, направленный на «противодействие попыткам посягательств на историческую память в отношении событий Второй мировой войны». Нарушители закона будут караться штрафом до 500 тыс. руб. либо сроком до 5 лет тюрьмы.
Драматические события прошедших месяцев вновь активизировали давно ведущиеся дискуссии о том, каким должен стать школьный учебник?
На этот злободневный вопрос ищут ответ в своей беседе Анатолий Акимович Королев — Заслуженный деятель науки РФ, доктор исторических наук, профессор Московского гуманитарного университета, где проводится большая научная работа по демифилогизации российской истории, и кандидат исторических наук Ольга Жукова.
О.Ж.: — Анатолий Акимович! Мы беседуем с Вами после празднования 69-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, омраченной рецидивом фашиствующей бандеровщины на Украине, накануне черного дня нападения фашистской Германии на СССР и в преддверии 100-летия начала Первой мировой войны. Такое средоточие драматических военных событий заставляет вспомнить констатацию: состояние мира для России было скорее исключением, а война жестоким правилом. Неслучайно и в Рос-
сийской империи, и в Советском Союзе учебники истории, при разном классовом подходе, носили ярко выраженный патриотический характер. Полное фиаско многовариантных плюралистических учебников времен перестройки заставило общество задуматься о создании единого школьного учебника истории, идут дискуссии — каким он должен быть? Обращаю этот вопрос к Вам как к одному из разработчиков курсов лекций по отечественной истории, геополитики, глобалистики и исторической психологии.
А.К.: — Прежде всего, в нашей самой большой по территории стране мира с ее многонациональным населением, граничащей со многими государствами, учебник должен учитывать геополитические и глобальные процессы. Вспомним, например, что даже в годы Второй мировой войны, будучи в союзе с СССР против фашизма, Запад видел в нашей стране главного геополитического противника. Учебник истории должен делать упор на особенностях отечественной ментальности, национальной психологии, ведь по печальной статистике Россия воевала через каждые 2-3 года своей истории, а потом была вынуждена бросать все силы на восстановление экономики. Именно поэтому сформировалось в нас, россиянах, особое оборонное сознание. Сравним нашу, насыщенную военными драмами, историю с историей Англии и США, на территории которых ни разу не вторгались вражеские полчища. Не потому ли, живя в географической безопасности, они без страха ведут войны по всей планете, бесцеремонно вмешиваются во внутренние дела далеких от них стран? И по инерции продолжают проводить экспансионистскую политику, маскируя ее под «гуманитарную интервенцию», т.е. насаждение в мире демократии по-американски.
О.Ж.: — Но в западных странах принято идеализировать свою историю, даже самые черные, грязные ее страницы. Чего стоит один Р. Киплинг с его героизацией кровавых колониальных войн «старой доброй Англии», или романы Ф.Купера и вестерны Голливуда, романтизирующие варварский геноцид индейцев. Наконец, создание их пропагандой представления у нынешнего поколения о якобы решающей роли США и Великобритании в победе над фашизмом...
А.К.: — Сегодня нам преподан новый жестокий урок геополитики на Украине, где ударной силой карательных акций киевской хунты на востоке страны стало молодое поколение западных областей, взращенное новыми школьными учебниками истории в ненависти к русским «колонизаторам и оккупантам», к самому русскому языку. А ведь Украина в нынешних ее границах — государство «лоскутное», созданное искусственно, присоединением исконно российского промышленного Донбасса, Новороссии и благодатного Крыма. События на Ук-
раине следует рассматривать как создание плацдарма информационно-психологической войны против России. Еще Гитлер говорил о том, что Россию можно победить только тогда, когда украинцы и белорусы перестанут считать себя русскими. Известный геополитик и русофоб Бжезинский призывал Запад не допустить союза Украины и России на постсоветском пространстве. А нынешние политические круги США противодействуют экономически, политически, дипломатически созданию Евразийского Союза, видя в нем возрождение сильного Российского государства.
Проведем краткий экскурс в забытую многими предысторию Украины. Еще К.Меттерних, — известный сеятель национальных распрей, министр иностранных дел и фактический глава Австро-Венгерской империи, в состав которой со времени раздела Польши в 1772 г. входила Галиция — нынешние Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области, выдвинул доктрину об искусственном создании новой нации — украинской, с целью ослабления славянства и, прежде всего, России. Основывался он на факторе внушаемости большинства населения, и добивался результатов путем издания огромными тиражами дешевых брошюр и учебников антирусской направленности. Не поддававшиеся насильственной украинизации малороссы, карпатские русины подвергались гонениям и репрессиям. А поддавшиеся пропаганде галичане, теперь уже украинцы, в большинстве своем воевали на стороне Австро-Венгрии и Германии против России. Продолжатели этого курса — «украинские письмен-ники» и историк Грушевский создавали синтезированный язык — украинскую мову и «идеологию незалежности», пропагандистом которой стал Степан Бан-дера. В истории Второй мировой приспешники гитлеровцев — бандеровцы оставили по себе страшную память карательными акциями, в числе которых сожженная вместе с жителями белорусская деревня Хатынь. Десять послевоенных лет продолжали держать в страхе мирное население зверскими расправами. При поимке, естественно, они репрессировались. В 60-е годы хрущевской «оттепели», о чем умалчивается сегодня, многие из них получили право вернуться в родные края, становились пропагандистами бандеровщины, наставниками молодого поколения. С выходом Украинской ССР из состава Советского Союза гигантскими тиражами стала издаваться националистическая литература и, прежде всего, школьные учебники, в которых культивировалась особость украинцев, их превосходство над другими народами и лютая ненависть к «оккупантам» — русским, насаждался культ новых «героев» — приспешников Гитлера — Бандеры, Шухевича.
Вот какое бесспорно решающее значение имеют школьные учебники истории для судеб народов, а теперь еще и СМИ, Интернет.
О.Ж.: — К большому несчастью, и в России подрастающие поколения более 20 лет учили историю родины по далеким от объективности учебникам «соровского помета». Теперь поступают в вузы по невнятной игре «Угадай-ка», переименованной в ЕГЭ. В результате первокурсники, знаю по своему преподавательскому опыту, теряются в «разгадках» событий из истории Киевской Руси, Смутного времени, затрудняются назвать главные битвы Великой Отечественной войны — то ли Сталинградская, то ли Бородинская... Но зато вслед за ревизорами подвигов героев Великой Отечественной войны обвиняют Зою Космодемьянскую в жестокости: мол, поджигала крестьянские дома. Не наученные расширять диапазон понимания фактов истории, они не осознают, что в тех домах отогревались оккупанты, готовясь к взятию Москвы, выгнав хозяев в сараи, землянки, в лучшем случае, в сени. Что при отступлениях согласно приказам они оставляли за собой «выжженную землю» с печными трубами от домов. Но что, создав захватчикам некомфортные условия, Красная Армия и «генерал Мороз» смогли обратить их в бегство, а в освобождаемых районах тут же начиналось жилищное строительство. За палачами Зои наши бойцы повели настоящую охоту. Под Смоленском взяли в плен ублюдка — фотографа со снимками последних дней жизни юной героини. Она стала примером для подражания тысячам героев, в случае пленения не сломившихся под пытками. Таков контекст этого подвига.
Какими же должны быть учебники истории, чтобы школьники научились рассматривать факты, события, явления в контексте того или иного времени, приобрели навык рассматривать каждое историческое событие не с одной, а со всех сторон?
А.К.: — И добавлю — с точки зрения национальных интересов государства. Как ни парадоксально, но только в нашей стране — главной победительнице гитлеровского фашизма — с перестроечных времен велась открытая ревизия истории войны и подвигов ее героев. Есть расхожая притча: когда больше всего врут? — Перед свадьбой, после охоты и после войны... В информационном поле России под растущими эверестами лжи все труднее отыскать правду. И не приходится удивляться, что среди граждан России встречаются люди с противоестественной неприязнью к своей Родине, готовностью ругать и осуждать ее за все подряд, приводя в пример западные, а теперь и восточные страны. При этом не сделавшие и без намерений сделать что-либо для улучшения своей страны. Громадные просторы родной Отчизны с негодованием объясняются ими, вслед за фальсификаторами российской истории, как результат захватнических насильственных войн.
Из этого следует, что в новом школьном учебнике должна быть подробно и ясно, на документах, изложена история превращения скромной по территории Московии в мощное государство от Балтики до Тихого океана.
О.Ж.: — Здесь кстати, Анатолий Акимович, хочется подсказать любителям родной истории об изданном в 1992 г. сборнике архивных документов «Под стягом России», в котором собрано 150 документов. Это прошения царям России «о принятии под высочайшую свою державу» от владетелей Грузии, Абхазии, Осетии, Армении, лезгинских общин; ханов, султанов народов Средней Азии — казахов, каракалпаков, туркменов, ташкентского правителя; ойра-тов Алтая и др. Среди документов, особо актуальных для сегодняшней политической ситуации, — письмо Богдана Хмельницкого из Черкасс царю Алексею Михайловичу — о победе над панами-ляхами и желании войска Запорожского (а не Украины) объединиться с Россией. И второе послание, из Переяславля, — с благодарностью за решение Земского собора России: «гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорозское з городами и з землями принять». И не странно ли, что из памяти сегодняшних украинцев стерты кровавые набеги и походы поляков, литовцев, турок, татар, доведшие Левобережную Малороссию до времени, названного их предками Руиной, а ненависть обращается к спасительнице от гибели — России?
.Малообжитые, редко заселенные племенами родового строя гигантские просторы Сибири осваивались поначалу стихийно отважными отрядами стрельцов, казаков, челобитные которых царю-батюшке с описаниями их полуголодного бытия (хлеб заменяли лепешками из коры деревьев) нельзя читать без содрогания, но и без гордости за их вклад в мирное прирастание Сибирью. И пошли вслед за первопроходцами в Сибирь купцы с товарами, рудознатцы, крестьяне, впервые вспахивавшие целинные земли, строили церкви и первые школы. Губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский договорами с местными правителями расширял земли России на Дальнем Востоке. Правительство посылало отряды медиков для борьбы с косившими коренных жителей смертоносными болезнями и эпидемиями. И эти позитивные изменения местной жизни увеличились в разы в советское время.
А.К.: — Но нельзя упустить в этом описании мирного приращения государства Российского и войны. Прежде всего, Кавказскую — ради вошедших в состав России, но живущих под угрозой турецкой экспансии христианских народов Грузии и Армении. Представим карту того времени: турецкие владения доходили по берегу Черного моря до Азова, персидские по берегу Каспия — до Дербента! Или походов в Среднюю Азию, в ханствах которой сохранялось жестокое рабовладение, но рос хлопок, нужный молодой российской хлопкопря-
дильной промышленности, работающей на дорогом привозном американском сырье. Государственные экономические интересы совпадали с благородной миссией освобождения народов от средневекового рабства.
Нужно и научить школьников мыслить с точки рения геополитики: в случае неприсоединения к России эти народы стали бы легкой добычей алчных соседей — Турции, Персии, Китая, Японии, и даже далекой Великобритании, в традициях которых не предусмотрено сохранение и развитие завоеванных народов, напротив, — их полная ассимиляция с забвением родных языков. Му-сульмане-убыхи, бежав от русских с Кавказа в Турцию, растворились, исчезли на новой родине. Благодаря национальной политике Российской империи и Советского Союза более ста народов страны сохранили свою идентичность, культурные традиции, языки. При отсутствии письменности для них создавались алфавиты, буквари. Произведения национальных авторов и фольклор издавались на родных языках, в переводе на русский и на разные языки мира.
И еще один важный вопрос из области геополитики, муссируемый ревизорами нашей истории, — войны за выход к морям: Ивана Грозного, Петра Великого, завершившиеся при Екатерине II преобразованием Потемкиным Дикого поля в цветущую Новороссию, вошедшую в советское время вместе с Крымом в Украинскую ССР. Учебник должен дать возможность школьникам задуматься — какая трагическая судьба ждала бы скромную по территории Московию без выходов к морям? Без взятия Великого Новгорода, Казани, берегов Балтики, Причерноморья, а значит, без развития экономических связей с миром, маленькая Московия вряд ли бы сохранилась.
О.Ж.: — И к молодежи придет осознание своей связи с историей Родины, ведь кто-то из пращуров каждого из нас участвовал в тех давних войнах, в освоении новых земель, в становлении экономики, промышленности и культуры страны — строил могучую державу и защищал ее от вражеских нашествий. И мы — наследники их дел и побед.
Кстати, именно так — «Мы — наследники Победы» называется Московский городской конкурс творческих работ среди учащихся, который ежегодно проводит Центр военно-патриотического и гражданского воспитания при Департаменте образования Москвы. Учащиеся школ, гимназий, колледжей и кадетских корпусов столицы показывают, сужу по своей работе члена жюри, глубокие познания в истории, рассказывают о своих поисках мест сражений прадедов и их захоронений, признаются, что совсем иным стало у них восприятие войны и современного мира. Другой конкурс проводится для учителей школ и воспитателей детсадов и носит название «Растим патриотов России». Представленные авторские программы и методические разработки педагогов-новаторов,
практически заменяют ущербные учебники. А воспитатели детских садов делятся свои опытом воспитания малышей. Читают им, например, рассказы о Бородинской битве — и ведут смотреть Бородинскую панораму. Показывают фотографии сражений — и отправляются в музей на Поклонной горе, чтоб воочию увидели малыши танки и пушки. А потом устраивают в детсаду военные «учения»: мальчики в пилотках со звездочками, девочки — в косынках санитарок с красными крестами ведут «бои», кидают в мишень «гранаты»-мячики, стреляют по силуэтам врагов из игрушечного оружия. Новоявленные пацифисты возмутятся — зачем учить детей воевать? Но ребята, выросшие в готовности дать отпор, защитят от обидчика малыша, а когда вырастут, смогут дать отпор и вооруженному врагу.
А.К.: — А ведь это нужное дело — издать пусть не учебник, но книгу для чтения по истории для детских садов! Она должна состоять, пожалуй, из рассказов о героях Отечества — от былинного богатыря Ильи Муромца до Евгения Родионова и Сергея Солнечникова...
Нужны, кроме учебников, и учебные пособия для старшеклассников — о героях России с древнейших времен до наших дней. В нее должны войти и биографии героев Первой мировой войны, малоизвестной, затушеванной событиями двух революций 1917 г., Гражданской войны и Великой Отечественной.
В преддверии 100-летия Первой мировой вполне закономерно ставить вопрос о переоценке ее места и роли в историческом процессе России и мира. Трудно согласиться с утверждением, что для России та война была «отечественной». Если взять такой синтетический показатель, как массовое участие народа на фронте и в тылу, то следует признать натяжку в такой оценке. Единения армии и тыла, как в 1812-м и в 1941-1945 гг., не было. Над большой частью общества, идущей за большевиками, довлел лозунг «Превратим войну империалистическую в гражданскую». Неомонархисты говорят о «потерянной» по вине большевиков победе, но больше верится словам унтер-офицера той русской армии, георгиевского кавалера и будущего маршала Победы Г. К. Жукова: «Что было характерно для старой царской армии? Прежде всего, отсутствие общности и единства между солдатской массой и высшим офицерским составом... Основным фундаментом, на котором держалась старая армия, был унтер-офицерский состав, который обучал, воспитывал и цементировал солдатские массы. А вместе с тем за малейшие провинности тотчас следовало дисциплинарное взыскание, связанное с рукоприкладством и моральными оскорблениями». И после такого воспоминания об унижающем и вызывающем протест рукоприкладстве даже унтер-офицеров следует характеристика обстановки на фронте в 1916 г., объясняющая дальнейшие события: «Среди солдат нарастало
недовольство, когда приходили письма из дома, сообщающие о голоде и страшной разрухе. Солдаты уже понимали, что они становятся калеками и гибнут не за свои интересы, а ради сильных мира сего. У них были уже другие думы — не о присяге царю, а о земле, мире и своих близких».
О.Ж.:- Слова «нижнего чина» дополняет высказывание высшего — начальника штаба и главкома Северного фронта в Первую мировую, генерала В.М. Бонч-Бруевича, в последующем, — одного из активных организаторов Красной Армии: «Огромную роль в ломке моего мировоззрения сыграла Первая мировая война с ее бестолочью, с бездарностью высшего командования, с коварством союзников и бесцеремонным хозяйничаньем вражеской разведки в наших высших штабах и даже во дворце самого Николая II.»
А.К.: — Моя кандидатская диссертация была посвящена истории Тульского патронного завода в 1880-1917гг. Я столкнулся со странными нам тогда, при государственной собственности, законами функционирования частного предприятия, на котором сложилась знакомая по нынешнему времени система беспрецедентного казнокрадства, коррупции, подкупа должностных лиц военного ведомства. Денежные выплаты (сегодняшние «откаты») производились при установлении цен, заключении контрактов, устранении «искусственно создаваемой канцелярской волокиты», и конечно при приемке и испытании изделий. В результате такого сращивания частного предприятия с мощной силой государства Тульский патронный завод получил в 1916 г. 250 % от прибыли на акционерный капитал! А на фронтах остро не хватало патронов, снарядов, винтовок... Для восполнения дефицита царское правительство сделало заказ — нет, не в Отечестве. На заводах английской фирмы «Виккерс-Армстронг» должны были быть изготовлены: миллиард патронов, 5 миллионов снарядов, миллион винтовок. Ожидали их в России к марту 1915 г., но так и не дошли. «Англичанка» подвела в очередной раз.
О.Ж.: — Но не подвели отечественные предприниматели-патриоты, вроде Н.А. Второва, «олигарха по-русски», хозяина оборонных предприятий, создателя подмосковного завода «Электросталь». Восполнили дефицит артснаря-дов, если генерал Брусилов начал мощным артобстрелом в течение суток свой гениальный прорыв через многорядную линию обороны противника — с минными полями, проволочными заграждениями, траншеями, набитыми солдатами, и захватил плацдарм при минимальных потерях наших войск.
Или такой пример, русские самолеты первые два года войны летали без бортового оружия. Летчики отгоняли бомбардировщиков врага угрозой столкновения, грозили кулаком и разражались бранью. Штабс-капитан Нестеров, автор «мертвой петли», рассчитал и продемонстрировал товарищам схему таран-
ного удара чирканьем колес сверху по аэроплану врага. Сбил, но погиб сам. Есаул Александр Казаков придумал особое приспособление, похожее на якорь или «кошку» на тросе. Метко набрасывал его на крыло аэроплана противника и отрывал его. Свалил таким образом пять машин. Шестой «альбатрос», с которым его «моран» накрепко сцепила «кошка», потянул к земле. Казаков по примеру Нестерова добил врага тараном. Был рад, что за воздушным поединком наблюдали из траншей тысячи русских, но, главное, германских солдат — психологический эффект!
Между тем, отечественные конструкторы тщетно предлагали военному ведомству свои успешно прошедшие испытания пулеметы для вооружения аэропланов. Но военспецы дали заработать французским авиапромышленникам, закупив у них «ньюпоры» с бортовым оружием.
А.К.: — Преклонение перед иностранными изделиями (вероятней всего — не бескорыстное) у российского военного ведомства было столь велико, что для Тверской радиолаборатории, изготовлявшей полевые рации, радиолампы заказывались тоже во Франции. И по причине задержек с их поставками, главный радиоспециалист М.А. Бонч-Бруевич научился изготовлять их сам, откачивая воздух из баллонов в крохотной каморке, дыша отравляющими парами ртути. К слову сказать, и электролампы изобретены в России — А. Лодыгиным, и радио — А. Поповым.
Одним из главных геополитических итогов Первой мировой войны стал раскол двух противоборствующих империй — Австро-Вегрии и России на мелкие государственные образования. Но Советская Россия, не в пример Австро-Венгрии, смогла собрать отделившиеся национальные окраины в единое целое, предложив новое государственное образование на основе равноправных республик, чем пробудила пассионарный, по Гумилеву, дух созидания в новом, необычном для мировой истории бессослов/ ном обществе. Где, также впервые в мире, каждому гражданину было дано право на учебу — от ликбеза и школы до университета и академии. И что очень важно для становления Личности — право на выбор профессии не по происхождению, а по желанию и призванию. Всего за 20 лет, к 1941 г. на новых учебниках всеобуча, и бесспорно, на патриотических фильмах «Александр Невский» и «Чапаев», песнях о Родине с большой буквы: «Широка страна моя родная» и «Если завтра война», выросло поколение самоотверженных защитников Родины, поколение победителей во Второй мировой войне. Связь обучения и судьбы страны — прямая.
Сегодняшние приверженцы версии о сорванной большевиками победе России в Первой мировой ссылаются на факт подготовки новой формы для армии: «богатырок», гимнастерок и шинелей с «разговорами» — для будущего
парада победы в Берлине. Но более, — на подвиги тысяч солдат и офицеров, удостоенных георгиевских крестов. Это еще раз доказывает, что вся история России складывалась из непрерывной эстафеты подвигов героев, в разные времена и при любом политическом строе не щадящих своих жизней ради жизни идущих за ними поколений. Если смогут довести эту главную мысль школьные учебники истории, если смогут беспристрастно и объективно описать советский период, — сегодняшние молодые подхватят эстафету подвига пращуров в созидании державы и в готовности ее героически защищать. И продолжится Россия.
О. Г. Жукова
Жукова Ольга Германовна — кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Московского гуманитарного университета, член Союза писателей России и Союза журналистов Москвы. Адрес: 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: + 7 (499) 374-55-81. Эл. адрес: letchiko-va@mail.ru
Zhukova Olga Germanovna, Candidate of History, Senior Lecturer, Department of history, Moscow University for the Humanities, Member, Russian Union of writers, Union of journalists of Moscow. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russia. Tel.: + 7 (499) 374-55-81. E-mail: letchikova@mail.ru