Научная статья на тему 'Учебник, который ждут'

Учебник, который ждут Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврик О. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебник, который ждут»

БИБЛИОСФЕРА, 2014, № 4, с. 105-108

Рецензии

УДК 02:004 ББК 78.023.3

Гендина Н. И. Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий : учеб. для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 51.03.06 (071900) «Библ.-информ. деятельность» / науч. ред. Г.В. Михеева. -СПб. : Профессия, 2014. - В печати. (Учеб. для бакалавров).

УЧЕБНИК, КОТОРЫЙ ЖДУТ

Почти 30 лет назад в КемГУКИ - Кемеровском государственном университете культуры и искусств (тогда - институте) был разработан и внедрен в учебный процесс курс «Лингвистическое обеспечение библиотечной технологии». Цель курса - дать целостное, системное представление о составе, структуре, назначении, функциях, сфере применения лингвистических средств библиотечной технологии. Долгие годы основными учебниками по этой дисциплине служили монографии Натальи Ивановны Гендиной, которая в 1994 г. защитила докторскую диссертацию по этой теме [1-3].

Потребность в специалистах в области лингвистического обеспечения стало основой для распространения опыта КемГУКИ на общероссийском уровне. (Полагаю, что читателям «Библиосферы» не нужно пояснять значение знаний в области лингвистических средств библиотечно-информационных технологий для библиотечной практики). В результате данный курс был включен в состав Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства, регламентирующего подготовку кадров по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность».

Стандарт введен в действие с 1 сентября 2003 г. В соответствии с его требованиями в рамках специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность» студенты вузов культуры и искусств России, претендующие на получение квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» обязаны изучить в качестве специальной дисциплины курс «Лингвистические средства библиотечно-информаци-онных технологий»; а для получения квалификации «Технолог автоматизированных ресурсов» необходимо освоить курс «Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем». Примерные программы по этой дисциплине были подготовлены профессором Н. И. Гендиной [4].

В начале 2010-х гг. университеты культуры стали переходить на двухуровневую систему обучения, включающую бакалавриат и магистратуру. Это потребовало разработки новых программ и учебников.

В первом блоке учебников для бакалавров выходит в свет и учебник «Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий», подготовленный хорошо известным библиотечной общественности России ученым и педагогом, профессором

КемГУКИ, доктором педагогических наук, Заслуженным деятелем науки Российской Федерации Н. И. Гендиной. Он предназначен для направления подготовки 51.03.06 (071900) «"Библиотечно-информационная деятельность", квалификация (степень) "бакалавр"».

Учебник Н. И. Гендиной является чрезвычайно своевременным и актуальным. Он базируется на результатах многолетних исследований факультета информационных технологий КемГУКИ под руководством Натальи Ивановны. Актуальность издания учебника обусловлена также острым дефицитом учебной литературы по лингвистическому обеспечению. Н. И. Гендиной впервые предпринята попытка дать комплексное представление о лингвистических средствах библиотечно-информационной технологии, а также широком диапазоне областей применения лингвистических средств.

Учебник впервые системно и целостно представляет содержание учебной дисциплины, предусмотренной ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки «51.03.06 (071900) «"Библиотечно-инфор-мационная деятельность", квалификация (степень) "бакалавр"». Эта учебная дисциплина обеспечивают базовую профессиональную подготовку будущих бакалавров библиотечно-информационной деятельности.

Структура рецензируемого учебника включает: предисловие, введение, 10 глав, сгруппированных в три раздела, заключение, научно-вспомогательный аппарат.

Авторская концепция «Лингвистических средств библиотечно-информационных технологий» предусматривает включение предисловия как элемента, облегчающего студентам использование учебника. В предисловии показано место учебной дисциплины в структуре профессиональной подготовки будущих бакалавров «Библиотечно-информационной деятельности», раскрыты цель и задачи учебной дисциплины, требования к уровню освоения ее содержания и формируемым компетенциям.

Иную роль в учебнике выполняет введение, которое ориентирует студентов в изучаемой предметной области, раскрывает основные термины и понятия, кратко характеризует состояние теории и практики лингвистического обеспечения библиотечно-информационных технологий, истории становления и развития учебных дисциплин, посвященных лингвистическому обеспечению.

РЕЦЕНЗИИ

Раздел 1 «Информационно-поисковые языки (ИПЯ): назначение, структура и принципы построения» раскрывает семиотические основы языка, дает представление о знаковой природе и типологии языков, характеризует ИПЯ как разновидность искусственных языков, анализирует их структуру и технологию создания.

Раздел 2 «Основные типы ИПЯ» - центральный в учебнике. В нем характеризуются иерархические и неиерархические классификационные ИПЯ, применяемые в библиотеках, органах информации, издательствах, книготорговых организациях, архивах, музеях. Значительное внимание уделяется дескриптор-ным ИПЯ и объектно-признаковым языкам. Автор детально раскрывает причины многообразия современных ИПЯ и тенденции их развития.

Раздел 3 «Использование лингвистических средств при реализации библиотечно-информационной технологии» подробно характеризует индексирование как способ реализации ИПЯ, раскрывает использование лингвистических средств в структуре основных технологических процессов, выполняемых в библиотеках и производстве информационных продуктов и услуг.

Каждая из 10 глав учебника содержит резюме, вопросы для самопроверки и список литературы.

Отметим тщательность разработки научно-вспомогательного аппарата учебника, который включает: предметный и именной указатели, список принятых сокращений.

Особое внимание Н. И. Гендина уделила обеспечению доступности восприятия содержания учебника за счет визуализации ключевых тем дисциплины «Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий» в форме электронных презентаций, которые сопровождают текст учебника.

Подчеркнем, что рецензируемая работа не имеет аналогов в отечественной учебно-методической литературе, отличается новизной, реализацией принципов системного, технологического и деятельностного подходов к трактовке лингвистических средств биб-лиотечно-информационных технологий.

Текст написан ясным и понятным языком, отличается логичностью, четкостью структуры, тщательным соблюдением требований, предъявляемых к учебным изданиям.

Особо отметим практическую направленность работы Н. И. Гендиной, адресованность не только сту-

дентам бакалавриата, обучающимся по направлению подготовки 51.03.06 (071900) «Библиотечно-инфор-мационная деятельность», но и значительному числу специалистов-практиков, работающих в библиотечно-информационных учреждениях России. Учебник может быть использован сотрудниками библиотек, служб информации, архивов, музеев, стать частью системы дополнительного профессионального образования как инструмент формирования профессиональных компетенций в сфере лингвистического обеспечения и семантической обработки информации.

Высокая степень новизны, научности, уровня обобщения, неразрывной связи теории и практики лингвистического обеспечения библиотечно-информацион-ных технологий, значительная востребованность в библиотеках и других социальных институтах памяти, позволяет считать учебник Н. И. Гендиной «Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий», имеющий гриф УМО вузов России по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов, новой вехой в системе учебных материалов и развитии теории лингвистического обеспечения библиотечно-информационных технологий.

Литература

1. Гендина Н. И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем. - Алма-Ата : Гылым, 1991. - 222 с.

2. Гендина Н. И. Лингвистические средства автоматизации документального поиска. - СПб., 1992. - 188 с. -(Б-ка Рос. акад. наук).

3. Гендина Н. И. Лингвистическое обеспечение библиотечной технологии : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С.-Петерб. гос. акад. культуры. - СПб., 1994. - 43 с.

4. Библиотечно-информационная деятельность. Специальность 052700: Государственный образовательный стандарт, примерные программы, учебные планы : сб. нормат. док. и учеб.-метод. обеспечения / под общ. ред. О. П. Мезенцевой. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2005. - С. 438-474, 655-687.

О. Л. Лаврик, д-р пед. наук, профессор, заместитель директора по научной работе ГПНТБ СО РАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.