Научная статья на тему 'Учебная успешность выпускника школы как фактор результативности егэ'

Учебная успешность выпускника школы как фактор результативности егэ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ / УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ЕГЭ / КОРРЕЛЯЦИЯ / СВЯЗЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / GRADUATES / EDUCATIONAL SUCCESS / UNIFIED STATE EXAMINATION / CORRELATION / COMMUNICATION / PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернявская В. С., Ротэряну Ю. М.

В статье обосновывается актуальность темы исследования источников успешности ЕГЭ. Использовался метод анализа продуктов деятельности оценок старшеклассников в течение последних лет учёбы в школе на выборке из 110 учащихся старших классов школы г. Владивостока. Проверялась связь между показателями учебной успешности (академическая успешность) и результативностью ЕГЭ по соответствующим дисциплинам. Оказалось, что статистически достоверная связь между учебной успешностью и результативностью ЕГЭ существует в большинстве предметных областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL SUCCESS OF A SCHOOL GRADUATE AS A FACTOR OF PRODUCTIVITY OF UNIFIED STATE EXAMINATION

The research studies a relevant theme of defining success factors in passing Unified State Examination. The authors use a method of analysis of products of activity: estimates of children in selection of 110 pupils of the senior classes of one of Vladivostok schools in recent years. The communication between indicators of educational success (the academic success) and productivity of Unified State Examination on the corresponding disciplines is checked. The research shows that statistically reliable communication between educational success and productivity of Unified State Examination is found in the majority of subject domains.

Текст научной работы на тему «Учебная успешность выпускника школы как фактор результативности егэ»

страдает от стресса, также страдает качество выполняемой работы от большего количества функциональных обязанностей учителей, тревога, связанная с неопределённостью, размытостью ролевой позиции, которая нечетко или плохо определена, приводит к профессиональному стрессу, снижению мотивации, качества деятельности.

Исследователи стресса акцентируют внимание на внутреннем аспекте его восприятия; не совокупность средовых воздействий, а внутренняя невозможность превратить трудность в ресурс порождает его (ссылки). В качестве рекомендации исправления такой ситуации авторы статьи считают необходимым разработку и реализацию специальных программ развития ро-

Библиографический список

левой определённости педагога для оптимизации информационно-коммуникативной нагрузки и уменьшения стресса.

Информационных трудности, которые могут превратиться в стресс педагогов, связаны с переоценкой значимости (технократизм мышления), но недостаточной осмысленностью места информационно-коммуникативной компетентности в работе учителя. Мы имеем в виду, что информационная перегрузка -трудность, которая, прежде всего, связана с невозможностью осмыслить массив информации, включить его в число значимых, включить пристрастность, принятие, что негативно сказывается на профессиональном здоровье педагога и результатах образования школьников, которые являются целью образования.

1. Маркова А.К. Психология труда учителя: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1993.

2. Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические vеханизмы, клинические проявления, психотерапия. MateriaMedica. 1996; N 1(9): 5 - 25.

3. Lazarus R.S. From psychological stress to the emotions: A history of changing outlook. Ann.Rev. Psychol. 1993; v. 44: 1-21.

4. Бодров В.А. Информационный стресс. Москва: ПЕР СЭ, 2000.

5. Квалификационные характеристики должностей работников образования. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Приложение к приказу Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593. Available at: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/940

6. Лаборатория знаний. 2014; Выпуск 9. Выпускающий редактор Якушина Е.В. Available at: http://gazeta.lbz.rU/2014/9/9nomer.pdf

7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. Москва: Тривола, 1994.

8. Morgeson, F. P., & Humphrey, S. E. (2006). The Work Design Questionnaire (WDQ): Developing and validating a comprehensive measure for assessing job design and the nature of work. Journal of Applied Psychology. 2006; 91: 1321 - 1339.

9. Шкалы характеристик работы. Available at: http://psy-journal.hse.ru

References

1. Markova A.K. Psihologiya truda uchitelya: kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1993.

2. Sokolova E.D., Berezin F.B., Barlas T.V. 'Emocional'nyj stress: psihologicheskie vehanizmy, klinicheskie proyavleniya, psihoterapiya. MateriaMedica. 1996; N 1(9): 5 - 25.

3. Lazarus R.S. From psychological stress to the emotions: A history of changing outlook. Ann.Rev. Psychol. 1993; v. 44: 1-21.

4. Bodrov V.A. Informacionnyj stress. Moskva: PER S'E, 2000.

5. Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovaniya. Edinyjkvalifikacionnyjspravochnikdolzhnostejrukovoditelej, specialistov i sluzhaschih. Prilozhenie k prikazu Minzdravsocrazvitiya RF ot 14 avgusta 2009 g. № 593. Available at: http://www.minzdravsoc.ru/docs/ mzsr/orders/940

6. Laboratoriya znanij. 2014; Vypusk 9. Vypuskayuschij redaktor Yakushina E.V. Available at: http://gazeta.lbz.ru/2014/9/9nomer.pdf

7. Zinchenko V.P., Morgunov E.B. Chelovekrazvivayuschijsya. Ocherkirossijskojpsihologii. Moskva: Trivola, 1994.

8. Morgeson, F. P., & Humphrey, S. E. (2006). The Work Design Questionnaire (WDQ): Developing and validating a comprehensive measure for assessing job design and the nature of work. Journal of Applied Psychology. 2006; 91: 1321 - 1339.

9. Shkaly harakteristik raboty. Available at: http://psy-journal.hse.ru

Статья поступила в редакцию 07.02.16

УДК 159.9.07

Chernyavskaya V.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology, Far Eastern Federal University

(Vladivostok, Russia), Е-mail: [email protected]

Rotjerjanu Yu.M., MA student, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), Е-mail: [email protected]

EDUCATIONAL SUCCESS OF A SCHOOL GRADUATE AS A FACTOR OF PRODUCTIVITY OF UNIFIED STATE EXAMINATION. The research studies a relevant theme of defining success factors in passing Unified State Examination. The authors use a method of analysis of products of activity: estimates of children in selection of 110 pupils of the senior classes of one of Vladivostok schools in recent years. The communication between indicators of educational success (the academic success) and productivity of Unified State Examination on the corresponding disciplines is checked. The research shows that statistically reliable communication between educational success and productivity of Unified State Examination is found in the majority of subject domains.

Key words: graduates, educational success, Unified State Examination, correlation, communication, productivity.

В.С. Чернявская, д-р пед. наук, проф., проф. каф. психологии, ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный

университет», г. Владивосток, Е-mail: [email protected]

Ю.М. Ротэряну, магистрант направления подготовки «Психология», ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный

университет», г. Владивосток, Е-mail: [email protected]

УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ КАК ФАКТОР РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЕГЭ

В статье обосновывается актуальность темы исследования источников успешности ЕГЭ. Использовался метод анализа продуктов деятельности - оценок старшеклассников в течение последних лет учёбы в школе на выборке из 110 учащихся старших классов школы г. Владивостока. Проверялась связь между показателями учебной успешности (академическая успешность) и результативностью ЕГЭ по соответствующим дисциплинам. Оказалось, что статистически достоверная связь между учебной успешностью и результативностью еГэ существует в большинстве предметных областей.

Ключевые слова: выпускники, учебная успешность, ЕГЭ, корреляция, связь, результативность.

Актуальность исследования. ЕГЭ вызывает трудности у всех субъектов общего образования, но в наибольшей степени ЕГЭ является испытанием для школьников, выпускников [1].

Многие задаются вопросом, является ли достигнутая степень учебной успешности школьников фактором результативности ЕГЭ. Однако ответ на него получить сложно, в частности, одним

Таблица 1

Корреляции между показателями учебной успешности в 11 классе и результатами ЕГЭ

Класс Количество человек Числовые корреляции 0,05 0,01 Степень связи

Русский язык

11а 17 0,29 0,48 0,62 близка к 0

11б 21 0,6 0,44 0,56 ярко выраженная

11в 20 0,6 0,45 0,57 ярко выраженная

Математика

11а 17 0,77 0,48 0,62 ярко выраженная

11б 21 0,39 0,44 0,56 близка к 0

11в 20 0,77 0,45 0,57 ярко выраженная

Обществознание

11а 16 0,45 0,5 0,64 близка к 0

11б 8 0,86 0,72 0,88 выраженная

11в 13 0,86 0,56 0,7 ярко выраженная

из авторов настоящей статьи подобные данные были получены на другой выборке [2].

В системе образования отметки выступают в роли как мотивирующего, так и тормозящего фактора учебной деятельности. Отметка выполняет функции, которые являются своеобразными «маяками» как для самого ученика, так и для родителей, учителей и всей системы образования в целом. Ш.А. Амонашвили выделяет следующие функции отметок: социальную, образовательную, воспитательную, эмоциональную и информационную [3]. Для отметки важна объективность, но и учёт потенциала развития конкретного ученика. По мнению Н.А. Аминова, необходимо изучать механизмы влияния оценивания педагогом своих воспитанников, но ни в зарубежной, ни в отечественной психологии это вопрос не изучался [4].

Описание хода исследования. Исследование проводилось в школе-интернате им. Н.Н. Дубинина для одарённых детей ВГУЭС (Владивосток). Использовался метод оценки продуктов деятельности: отметки из журналов, результаты ЕГЭ. Срез информации был получен на основании данных 52 учащихся 10-х классов (15 - 16 лет), и 58 учащихся 11-х классов (18 - 19 лет). Рассматривались три предметных области, два обязательных к сдаче на ЕГЭ - русский язык и математика, и наиболее часто выбираемое для сдачи ЕГЭ - обществознание. Предметы вели разные педагоги. Использовался критерий Спирмена.

Анализ и интерпретация результатов. По результатам анализа учебной успешности десятиклассников трёх параллелей (10а,10б,10в) оказалось, что оценки по русскому языку в одном из двух классов показали две достоверные связи (0,58 и 0,68) с результативностью ЕГЭ. По математике - также (0,64 и 0,62). По образовательной области «Естествознание» все три связи оказались достоверными и выраженными (0,64; 0,94; 0,7). Предметы «Русский язык» и «Математика» являются обязательными в отличие от «Естествознания», которое является предметом по выбору самих учеников, что является источником достоверного соответствия между отметками учеников и результатами ЕГЭ. Обозначение предмета значимым или незначимым зачастую формируется благодаря учителю, копируется неосознанно его отношение к предмету, стиль подготовки и прочие на первый взгляд незначительные мелочи, что при ближайшем рассмотрении таковыми не являются. Это может свидетельствовать неравномерности распределения учеников внутри классов, из-за чего может произойти понимание материала одной частью класса, но полное или частичное непонимание оставшимися учащимися. Такие же расчеты были проведены с помощью критерия Спирмена для учеников 11-х классов (табл. 1).

Между показателями учебной успешности выпускника и результатами, полученными в ходе экзамена, взаимосвязь трижды близка к нулю, в одном случае взаимосвязь имеет выраженный характер, и ярко выражена в пяти случаях (табл. 1).

Повторение ярко выраженной степени связи наиболее часто прослеживается по предметам «Русский язык» и «Математика»: два раза из трех, в этих случаях дважды проявилась ярко выраженная степень связи и по одному разу близкая к нулю степень корреляции. Наличие ярко выраженных степеней связи между исследуемыми нами признаками также частично отражает профессионализм педагогов, адекватное оценивание знаний и способностей учеников, что позволяет выпускникам формировать целостную и реалистичную самооценку, оценку своих навыков, знаний и умений. Эти ресурсы в последствие помогают полноценно подготовиться и выполнить экзаменационные задания, что, в свою очередь может способствовать адекватным результатам ЕГЭ. Анализируя данные, полученные по каждому из классов параллели, следует отметить, что наиболее выраженная степень зависимости просматривается у учеников 11в класса: по всем трём предметам выделена ярко выраженная степень корреляции. Можно опять же предположить, что это связано с особенностями самого класса, их мотивацией к обучению, желанию учиться дальше и силой воли в реализации этих планов.

Выявились следующие факты: а) связь между показателями учебной успешности и результативностью ЕГЭ может быть характерной особенностью класса, например, стабильный характер взаимосвязи был выделен для 10 в (по всем предметам связь достигает степени «выраженная»; б) связь учебной успешности в 11 классе и результатов ЕГЭ становится более заметной, и просматривается по всем трем предметам, в разной степени - в предметных областях «Русский язык» и «Математика». В двух классах связи имеют ярко выраженную степень и в одном - близкую к нулю, тогда как об-ществознание имеет разную степень связи во всех трех классах; в) по результата анализа связей в предметной области «обществознание» во всех классах обнаружена достоверная связь между учебной успешностью и результативностью ЕГЭ, причинами этого может быть выбор предмета самими учениками либо характеристики педагогической деятельности.

Таким образом, мы можем сказать, что проявление влияния учебной успешности на результаты ЕГЭ может, существовать как фактор, определяющий результаты ЕГЭ, но его источники нуждаются в отдельном экспериментальном изучении.

Библиографический список

1. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, родителями. Москва: Генезис, 2009.

2. Чернявская В.С., Меркулов Д. С. Взаимосвязь результатов ЕГЭ и учебной успешности выпускников школы. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015; №6 (50): 290 - 300.

3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. Москва: Педагогика, 1984.

4. Аминов Н.А., Жамбеева З.З. Разноуровневые связи «самоценности» личности подростка в структуре интегральной индивидуальности. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 232 - 235.

References

1. Chibisova M.Yu. Psihologicheskaya podgotovka k EG'E. Rabota s uchaschimisya, roditelyami. Moskva: Genezis, 2009.

2. Chernyavskaya V.S., Merkulov D. S. Vzaimosvyaz' rezul'tatov EG'E i uchebnoj uspeshnosti vypusknikov shkoly. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem ('elektronnyj nauchnyj zhurnal). 2015; №6 (50): 290 - 300.

3. Amonashvili Sh.A. Vospitatel'naya i obrazovatel'naya funkcii ocenki obucheniya shkol'nikov: 'Eksperimental'noe pedagogicheskoe issledo-vanie. Moskva: Pedagogika, 1984.

4. Aminov N.A., Zhambeeva Z.Z. Raznourovnevye svyazi «samocennosti» lichnosti podrostka v strukture integral'noj individual'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 232 - 235.

Статья поступила в редакцию 07.02.16

УДК 378.14

Shevchenko G.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: [email protected]

Brynza S.Yu., postgraduate, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

NETWORKING AS A CONDITION TO IMPROVE TRAINING AMONG MASTER STUDENTS MAJORING PEDAGOGICAL EDUCATION. In the article the authors study how networking may serve as a condition to improve the quality of education, the development of professional competencies of undergraduates whose specialization is pedagogy. The work focuses on the feasibility of the formation of competencies of master's graduates and proposes ways to develop innovations in the form of networking, telecommunications projects, conferences, webinars, experimental activities, for a modern teacher should be ready to participate in networking and to be able to effectively access and use the acquired knowledge in the educational process. The training of undergraduates should be based on modern approaches in the study of compulsory and core subjects, conceptual reference points in the field of network communication and the use of media in education (the formation of information culture and the readiness of the teacher) and actively using them in their own educational activities.

Key words: online communities, networking, educational network, professional competence.

Г.И. Шевченко, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,

E-mail: [email protected]

С.Ю. Брынза, аспирант, ФГАОУВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,

E-mail: [email protected]

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ

МАГИСТРАНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рассматриваемое в статье сетевое взаимодействие представляется как условие, способствующее повышению качества образования, развитию профессиональных компетенций магистрантов по направлению подготовки Педагогического образование. Основное внимание уделяется целесообразности формирования у выпускников, обучающихся по программе магистратуры компетенций к освоению инновационных разработок в виде: сетевых сообществ; телекоммуникационных проектов; конференций, вебинаров, опытно-экспериментальной деятельности, поскольку современный педагог должен быть готов к участию в сетевом взаимодействии и способен эффективно получать и использовать приобретенные знания в образовательном процессе.

Ключевые слова: сетевые сообщества, сетевое взаимодействие, образовательная сеть, профессиональные компетенции.

Современные ориентиры в области овладения профессией - получение индивидуального профессионально-педагогического опыта, формирование умений решать профессиональные задачи, активно разрабатываемые в рамках компетентностного подхода, задают принципиально иной вектор подготовки будущего педагога: открытость миру, ориентированность на непрерывность и вариативность образования, постоянное совершенствование собственного профессионального уровня, умения работать с информацией. В данном аспекте разрабатываются идеи использования потенциала сетевого взаимодействия, развитие которого на разных ступенях системы образования, являясь частным случаем более общей проблемы - организации всестороннего и эффективного партнерства, выступает одной из ключевых задач образовательной политики. Сетевое взаимодействие рассматривается в качестве условия и гаранта доступности качественного образования, непрерывности образования, эффективного фактора профессионального развития, способствующего подготовки конкурентоспособного специалиста и его адаптации на рынке труда [1].

Внедрение сетевых образовательных программ диктуется на государственном уровне в новом законе «Об образовании в Российской Федерации». Сетевая форма обучения обеспечивает возможность освоения студентами магистратуры образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, осуществляющих подготовку будущих специалистов. На сегодняшний день для вузовской ступени активно разрабатываются различные сетевые образовательные программы, основополагающим для которых являются академическая мобильность, современные формы обучения (конференции, вебинары, совместные студенческие исследовательские проекты, гранты). Именно данная ступень интересна с точки зрения использования разных форм сетевого взаимодействия (с целью повышения качества образования) и подготовки студентов к осуществлению партнерства в будущей профессиональной деятельности.

Уточним суть самого понятия «сетевое взаимодействие». В современных исследованиях и нормативных документах сетевое взаимодействие рассматривается как «система горизон-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.