Научная статья на тему 'Учебная программа по Православной педагогике для 5‑го курса'

Учебная программа по Православной педагогике для 5‑го курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная программа по Православной педагогике для 5‑го курса»

Учебная программа по Православной

педагогике для 5-го курса1

__

и

Раздел I. Введение в православную педагогику

Тема 1. Определение сущности и специфики православной педагогики. Место православной педагогики в пастырском служении и системе Богословских дисциплин

Православная педагогика как педагогика воцерковления. Онтологический и сотериологический характер православной педагогики. Педагогическая деятельность пастыря как особое церковное послушание. Литургическая жизнь прихода как основа педагогической деятельности пастыря. Связь православной педагогики с основным богословием, нравственным богословием, патрологией, библейской

1 Программа составлена на основе программы учебного курса «Православная педагогика» («Педагогика и психология» по учебному плану, принятому Священным Синодом) для духовных семинарий Русской Православной Церкви, составленной Учебным комитетом РПЦ в 1999 году.

историей, гомилетикой, церковной историей, миссиологией, пастырским богословием и пастырской практикой.

Тема 2. Цель, задачи и принципы православной педагогики. Основные понятия православной педагогики

Основная цель православной педагогики — воцерковление человека как основа богоугодной спасительной жизни. Задачи православной педагогики: передача душеполезного опыта, сохранение церковных традиций в семье, приходе, школе, помощь в становлении добродетелей и искоренении пороков. Принципы православной педагогики: Христоцентричность, церковность, антропологические представления о человеке как об образе и подобии Божием, построение нравственно-педагогического взаимодействия по требованиям христианского совершенства, принцип согласованности педагогического влияния Церкви, семьи и школы, принцип иерархичности и послушания, целомудрия, разумно-деятельной любви, принцип приоритета духовно-нравственного воспитания над обучением, обретение истинной свободы во Христе и служение в ней Богу, Церкви и Отечеству. Основные понятия православной педагогики: образование, воспитание, обучение, просвещение, педагогический процесс. Предмет православной педагогики.

Раздел II. Исторический обзор основных педагогических течений с православной точки зрения

Тема 1. Проблема воспитания и образования в свете Божественного Откровения

Ветхозаветное учение о воспитании. Воспитание богоизбранного народа. Согласованность семейного воспитания с Откровением. Воспитательное значение Синайского законодательства. Христианство

и воспитание. Соединение с Богом — главная задача человека. Христианский идеал воспитания и образования.

Тема 2. Проблемы воспитания и образования в творениях святых отцов

Учение мужей апостольских и их ближайших преемников о воспитании. Учение отцов и учителей Церкви III века о воспитании и образовании. Учение отцов и учителей Церкви IV века о воспитании и образовании.

Тема 3. Педагогические воззрения отцов и учителей Русской Православной Церкви

Роль русских святых в духовном воспитании общества. Святитель Филарет, митрополит Московский. Епископ Феофан, Вышенский Затворник. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дидактика священномученика Фаддея (Успенского). Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий.

Тема 4. Педагогические аспекты

в русской религиозной философии

И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, Л. А. Тихомиров, И. А. Ильин.

Тема 5. Деятели народной школы

Н. И. Ильминский, С. А. Рачинский, К. П. Победоносцев.

Тема 6. Православное рассмотрение неправославных педагогических течений

Краткий обзор педагогики дохристианского мира, Средневековья, европейского «Возрождения», Нового и Новейшего времени.

Тема 7. Педагогическое наследие святителя Феофана Затворника

Раздел III. Теоретические основы православной педагогики

Тема 1. Антропологические основы православной педагогики. Основные периоды жизни человека

Православная антропология, ее значение для педагогики. Образ Божий в человеке, богословское понятие личности. Иерархичность и целостность человеческой природы. Следствие грехопадения, понятие о первородном грехе. Домостроительство спасения во Христе.

Тема 2. Церковь и воспитание Воспитание как обретение свободы в процессе воцерковления. Онтологические и нравственные границы свободы. Воспитание как приобщение к святости Божией через церковную жизнь. Воспитание как привитие любви во Христу, Церкви и образу Божию в человеке. Воспитание и развитие, воспитание и духовное становление человека. Воспитание как создание условий для рождения духовной жизни.

Тема 3. Возрастная педагогика с точки зрения христианской Антропологии

Особенности первого года жизни ребенка. Детство. Отрочество. Юношество. Наследственность и воспитание в святоотеческом толковании. Возрастная педагогика и психология развития и духовного становления детей с точки зрения христианской антропологии.

Тема 4. Православное понимание процесса обучения Понятие о педагогическом процессе, его основные условия и факторы. Сферы педагогического взаимодействия. Педагогический процесс как особая разновидность социального процесса, его характерные черты. Формы и методы обучения в православной семье, приходской и церковной жизни, образовательных учреждениях. Процесс обучения как педагогическая поддержка врожденного стремления человека к познанию истины. Согласованность образования, формы, методов и средств с христианским вероучением и церковной жизнью. Благочестие детей как основа успешного обучения.

Тема 5. Формы и методы православного образования Духовное значение православного образования. Основные формы православного образования: семья, церковно-приходские, воскресные школы, гимназии и др. Образовательные учреждения различного типа. Основные формы обучения: индивидуальное, групповое, классно-урочное.

Раздел IV. Практическая педагогика

Тема 1. Пути и средства становления православного мировоззрения

Целомудрие как основа православного мировоззрения. Участие в церковной жизни, следование евангельским заповедям. Средства: чтение душеспасительной литературы, православное образование, общение с благочестивыми людьми, паломнические поездки к святым местам, в монастыри, общение с духовником, осознание смысла жизни, осознанное участие детей в богослужении, приобщение детей к православной культуре.

Тема 2. Основные особенности работы с детьми различного возраста

Первый год жизни ребенка: создание спасительной атмосферы вокруг младенца, благочестие родителей как средство сохранения благодатной жизни детей, потребности тела у младенца, умеренность, позволительность и контроль за движением ребенка как средство укрепления воли, необходимость использования аскетических моментов воспитания с младенческого возраста, православное понятие о дисциплине, создание православной предметной среды, влияющей на развитие чувств.

Детство (1-3 года): влияние речи родителей на развитие речи ребенка; развитие через организацию участия в игровой деятельности; воспитание послушания как преодоления многожелательности в следовании доброму примеру родителей.

Отрочество: формирование мышления в понятиях как основа самостоятельного выбора; влияние школьной жизни на внутренний мир ребенка.

Юношество: духовное руководство ребенком и благочестие семьи как духовная и деятельная помощь в преодолении беспорядочной жажды впечатлений, возможности душевредного общения, правильного отношения с другим полом; увеличение интенсивности учебных нагрузок как средство нравственного удержания от грехопадения.

Тема 3. Проблемное обучение Создание проблемных ситуаций, сократическая беседа, использование технических средств в целях оптимизации процесса обучения, организация групповой познавательной деятельности учащихся, метод опорных сигналов.

Тема 4. Православное воспитание в семье Помощь в восстановлении и поддержании иерархического устроения семьи. Семья — малая Церковь. Ответственность перед Богом родителей за воспитание детей. Виды родительской любви к детям. Христианские обязанности детей по отношению к родителям. Семейная молитва. Соответствие семейных и церковных праздников. Православная семья как преодоление искушений современного мира. Взаимоотношение поколений в семье. Проблемы современной семьи.

Тема 5. Православное воспитание и обучение в условиях современной приходской жизни. Воскресная школа

Приходская община как духовно-педагогическая среда. Непрерывная система приходского образования. Создание и поддержание образовательных традиций в приходской общине. Формы и методы катехизаций. Педагогическая подготовка к исповеди. Типы воскресных школ. Место воскресной школы в приходской жизни. Устройство воскресной школы. Организация работы в воскресной школе для детей, молодежи и взрослых. Цель и задачи воскресной школы. Основные предметы воскресной школы. Содержание образования в курсе Закона Божия. Ознакомление с учебными программами для воскресных школ. Формы и методы работы в воскресной школе. Подготовка и проведение

церковных праздников. Ориентация в источниках материалов для подготовки занятий в воскресной школе.

Тема 6. Организация летнего отдыха детей Подготовка к летнему детскому и семейному отдыху. Православный уклад летнего оздоровительного и трудового лагеря. Паломнические поездки. Труд по восстановлению разрушенных храмов и монастырей. Занятия по интересам. Общелагерное событие: заезд и обустройство лагеря, утренние и вечерние сборы, богослужение, крестные ходы, изучение духовной истории места расположения лагеря. Сбор материалов о новомучениках и благочестивых людях, святых местах, чудесных событиях, местных традициях Богопочитания, духовных песнопениях. Наблюдение ландшафта, растительности, животных, насекомых, птиц, обсуждение и оформление результатов наблюдения.

Тема 7. Духовно-просветительская деятельность в светских образовательных учреждениях и ее правовые основы

Возможности взаимодействия церковных и светских образовательных учреждений, предоставляемая современным законодательством. Общая характеристика современной правовой базы взаимодействия. Система дополнительного образования как одна из возможностей тесного сотрудничества. Сотрудничество Русской Православной Церкви с органами управления светского образования — районными, городскими, областными, российскими — по актуальным проблемам школьного образования и воспитания. Методики преподавания духовных и гуманитарных дисциплин, совместные издательские проекты, участие в образовательных выставках, аттестация, лицензирование, аккредитация православных ученых заведений и преподавателей, проведение совместных ежегодных образовательных чтений. Устроение духовного руководства общеобразовательными учебными заведениями. Многообразие типов и видов общеобразовательных учреждений в Российской Федерации. Организация православных негосударственных общеобразовательных школ, учреждаемых православными приходами и другими церковными структурами. Православное просвещение в государственных школах, гимназиях, вузах. Проведение уроков по курсам: «Религиоведение»,

«История религий», «Основы православной культуры». Совместное проведение дней славянской письменности и культуры, начало и окончание учебного года. Совместная подготовка к проведению государственных церковных праздников: Рождество Христово, Святая Пасха. Подготовка учебников и учебных пособий для светских образовательных учреждений.

Тема 8. Социальная педагогика Виды церковного социального служения. Особенность педагогической деятельности пастыря в больницах, исправительно-трудовых учреждениях, домах престарелых и инвалидов, детских коррекционных учреждениях. Духовное окормление и педагогическая деятельность в центрах реабилитации детей, страдающих задержками психического развития, наркоманией, алкоголизмом, половой распущенностью, деви-антным поведением. Воспитание сострадания к больным, страждущим и нуждающимся людям, стремления и навыка помогать нуждающимся: дома — родителям, в школах — учащимся и учителям, в самых обыденных и повседневных нуждах. Благожелательность ко всем людям, умение прощать личные обиды.

Педагогическая практика

Педагогическая практика проходит вне аудиторных занятий. Цель практики: приобретение студентами практического опыта работы с детьми разного возраста в учреждениях различного типа.

Пассивную педагогическую практику желательно проводить на 1-м курсе. Она включает в себя: подготовку к посещению образовательных учебных заведений, знакомство с объективной педагогической реальностью, изучение концепции и образовательной программы воскресной школы, общеобразовательной школы, православной гимназии, коррек-ционных и исправительно-трудовых детских учреждений, наблюдение, анализ и обсуждение современного урока. Наблюдение и всесторон-

нее изучение жизни ребенка и составление психолого-педагогической характеристики. Ведение педагогического дневника.

Активную педагогическую практику студентам рекомендуется проводить под руководством опытного наставника, в летний период, между 3-м и 4-м годом обучения, и еженедельно в 4-м классе.

Этапы активной практики. Помощь наставнику и педагогам, проба сил в различных видах педагогического труда, самостоятельное проведение уроков под руководством специалистов. Стажировка в одном из видов педагогической деятельности. Отчет о педагогической практике.

Активная и пассивная практика должны начинаться с установочной конференции и заканчиваться итоговой практической конференцией студентов. Оптимальной формой прохождения педагогической практики является создание педагогических мастерских (см.: Положение о педагогических мастерских, схему анализа урока, форму ведения педагогического дневника, схему написания психолого-педагогической характеристики и форму отчета о педагогической практике).

Рекомендуемая литература

1. Шестун Е., свящ. Православная педагогика. Самара, 1998.

2. Дернов А. А. Методика Закона Божия. СПб., 1913.

3. Зеньковский В. В. Педагогика. М., 1996.

4. Сурова Л. В. Православная школа сегодня.

5. Законоучитель. Сборник материалов в помощь преподавателю. Вып. 1-3. М., 1993.

6. Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. М., 1996. С. 344-345.

7. Опыты православной педагогики. М., 1993.

8. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУ11 веков. М., 1985.

9. Антология педагогической мысли России XVIII века. М., 1985.

10. Антология педагогической мысли христианского средневековья. Т. 1-2. М., 1994.

11. Вопросы православной педагогики. Вып. 1. М., 1992.

12. Газета «Воскресная школа» // Сборник педагогических материалов, опубликованных в 1998 году. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.