Научная статья на тему 'Учебная программа по Основному богословию для 4-го курса'

Учебная программа по Основному богословию для 4-го курса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
388
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная программа по Основному богословию для 4-го курса»

Учебная программа по Основному богословию для 4-го курса

Программа составлена на основе соответствующей программы для Московской духовной семинарии

- X -

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ

Природа человека и его религиозные потребности. Раскрытие христианского учения миру как основополагающая задача. Понятие христианской апологетики. Предмет Основного богословия: изложение, обоснование и защита основных истин религии; анализ и опровержение ложных учений о религии. Метод: доказательство от разума, использование данных науки и культуры, обобщение жизненного опыта человечества. История Основного богословия: традиции древних апологетов, защита христианства от иудаизма, ислама и других религиозных учений в Средневековье, противостояние рационализму Нового времени. Духовное состояние современного мира: массовое неверие, неведение и лжеверие. Особенности апологетики в современных условиях нашего общества.

Основное богословие как учебная дисциплина. Место его среди других богословских наук.

РАЗДЕЛ II. ПОНЯТИЕ О РЕЛИГИИ

Чувственный и духовный мир. Смысл человеческой жизни. Две мировоззренческие позиции в отношении к цели бытия человека. Вера. Определение религии. Попытки этимологии: Цицерон, Лактанций, блж. Августин. Сущность религии: духовный союз человека с Богом.

Признаки (существенные элементы) религии: истина бытия Божественного; вера в мир невидимый (духовный); истина бессмертия души; связь с миром духовным (возможность и необходимость Божественного Откровения); восприятие Божества в нравственных понятиях (различение добра и зла, нравственное сознание ответственности перед Высшим Существом); проявление религиозного чувства, богопочитание и культ; объединение людей, связанных единой верой.

Многообразие религий. Богодухновенная и естественные религии. Истинная религия.

РАЗДЕЛ III. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ

Объективное основание возникновения религии: бытие Божие и Его нравственные свойства. Внутренняя предпосылка религии: образ и подобие Божие в человеке. Богоустановленность религии в человеческом роде. Библейский взгляд на возникновение религии. Субъективная сторона происхождения религии; врожденное стремление человека к богоупо-доблению, потребность в богообщении, нравственная чистота.

Значение Откровения для зарождения религии. Переживание Бога в личном духовном опыте.

РАЗДЕЛ IV. РАЗЛИЧНЫЕ ГИПОТЕЗЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕЛИГИИ

1. Гипотеза «изобретения» религии

Главное утверждение ее авторов: религию придумали и ввели в общество заинтересованные группы (жрецы, законодатели, философы). Древние корни гипотезы (Критий). Представители ее в Новое время (Ф. Вольтер, французские энциклопедисты, якобинцы). Попытки обоснования ее.

Историческое опровержение гипотезы — возникновение ее задолго до появления жрецов и законодателей. Противоречие гипотезы свидетельствам истории, данным этнографии, археологии. Опровержение ее с нравственной, психологической и философской точек зрения.

2. Натуралистическая гипотеза

Основной тезис: религия возникла в результате страха людей перед грозными непознанными явлениями природы. Представители гипотезы в древности и новейшее время.

Пороки гипотезы: примитивизация древнего человека, смешение понятий страха перед стихией и страха Божия, логический разрыв: принципиальное отличие олицетворения сил природы и их обожествления. Гипотеза находится в очевидном противоречии с культурно-историческим опытом. Возрастающее познание природы в течение многих веков не ослабило религиозность людей.

3. Анимистическая гипотеза

Этимология названия гипотезы. Авторы: Э. Тэйлор, Г. Спенсер и др. Основные положения: представление о душе — начало и «минимум религии»; вера в особое духовное начало в человеке рождается из аномальных психических явлений (галлюцинаций, обмороков) и сновидений. Способ обоснования: сравнительный анализ языков, культурологическая реконструкция.

Несостоятельность гипотезы: несоответствие между системной цельностью религиозных воззрений и хаотичностью аномальных психических явлений, психологическая и социологическая нереа-

листичность, недоказанность перехода от видения духов к понятию о Божественном.

4. Гипотеза Л. Фейербаха

Особенности философии Фейербаха. Древние корни гипотезы. Основные сочинения автора. Антропологический подход как основа решения вопроса о происхождении религии.

Сущность гипотезы: религиозные представления есть результат самообожествления человека; сердце — источник темных, эгоистических стремлений; фантазия мифологизирует сердечные побуждения и желания; предмет поклонения в религии — олицетворенный человеком собственный внутренний мир.

Гипотеза Фейербаха — принижающий взгляд на человека и человечество. Упрощенность и искусственность антропологического объяснения религии. Парадоксальность утверждений: из эгоизма и корысти рождается религиозная нравственность, требующая от человека добродетельной жизни и самоограничения. Гипотеза устраняет деятельность разума из жизни человечества. Ложные представления Фейербаха о духовной природе человека.

5. Социальная гипотеза

Связь ее с натуралистической гипотезой. Социальный подход к объяснению возникновения религии. Утверждение о классовых (эксплуатация народных масс) и гносеологических (способность сознания к созданию абстракций) корнях религиозной веры. Объяснение многовековой истории религии социально-идеологическими причинами. Эклектизм гипотезы. Социальная гипотеза и практика воинствующего атеизма.

Примитивные воззрения на человека и общество у авторов гипотезы. Ее научная несостоятельность: история не знает безрелигиозных периодов и народов. Религия возникла раньше классового общества. Вульгарное изображение религии авторами гипотезы. Другие виды социальной гипотезы.

РАЗДЕЛ V. ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ О РЕЛИГИИ: ДЕИЗМ, ПАНТЕИЗМ, ТЕИЗМ

1. Деизм

Причина зарождения деизма: обмирщение сознания и рационализм. История и представители деизма. Сущность учения: сотворив мир, Бог предоставил ему независимое бытие по естественным законам. Антихристианская направленность деизма: отрицание Церкви, таинств, молитвенно-религиозной жизни.

Внутреннее логическое противоречие деизма обнаруживает вопрос о причинах создания Творцом мира. Неспособность деизма объяснить цели бытия мира, смысла человеческой жизни. Ложность деизма обнажает порожденный им материализм.

2. Пантеизм

Этимология слова. Разнообразие пантеистических учений: неоплатонический имманентизм, пантеизм восточных религий, Б. Спиноза, пантеистические тенденции в немецкой философии Нового времени, романтический пантеизм. Сущность пантеистических идей. Пантеизм идеалистический и натуралистический.

Ложные тенденции пантеизма: умаление Бога, материализация Его и идеализация мира, наделение его чертами божественного.

3. Теизм

Признание бытия личного Бога и утверждение возможности и необходимости Божественного Откровения и Промысла о мире. Бог одновременно трансцендентен и имманентен миру. Признание свободы воли и возможности общения человека с Богом. Религиозный характер теизма и теистичность религии.

РАЗДЕЛ VI. И. КАНТ О РЕЛИГИИ

Жизнь и сочинения. Особенности философии Канта. Смысл аналитической критики. Гносеология Канта и проблема Богопознания.

Автономизм этики Канта. Учение свв. отцов о внутреннем нравственном законе и категорический императив. Нравственное обоснование истин бытия Божия и бессмертия души. Понятие высшего блага, по Канту. Религиозные истины как постулаты практического разума. Деизм Канта. Подмена религии нравственным учением.

РАЗДЕЛ VII. УЧЕНИЕ Ф. ШЛЕЙЕРМАХЕРА О РЕЛИГИИ

Преодоление деизма и религиозного рационализма в работах Шлейермахера. Чувство как источник религиозности. Место знания и деятельности в религиозной жизни. Религия — жизнь в бесконечности целого. Чувство зависимости от всеобщего. Связь единичного и всеобщего, конечного и бесконечного. Пантеизм Шлейермахера, попытки преодоления.

Обедненно-узкий взгляд Шлейермахера на христианство. Потеря идеи личностного Бога. Субъективизация религиозной жизни. Душевность вместо истинной духовности. Принцип религиозного плюрализма.

РАЗДЕЛ VIII. Г. ГЕГЕЛЬ О РЕЛИГИИ

Особенности философской системы Гегеля. Панлогизм как предельное выражение европейского рационализма. Триада. Три фазы и конечная цель развития Абсолютной идеи. Субъективный, объективный и абсолютный дух. Искусство, религия и философия — ступени самопознания Абсолютного духа через посредство конечного (человеческого) духа. Отношение религии и философии в системе Гегеля. Рационалистический пантеизм. Внутренние логические противоречия системы Гегеля. Искусственность построений. Ложный взгляд на религию.

РАЗДЕЛ IX. ОСНОВНЫЕ ИСТИНЫ РЕЛИГИИ

1. Доказательства бытия Божия

Логика как установленные Богом всеобщие законы деятельности разума. Понятие доказательства. Узкое и широкое значение данного

слова. Виды доказательств. Логическое построение его. Обоснование истины в религии. Значение и границы разума в духовной жизни. Апологетические аспекты доказательств от разума религиозных истин.

2. Космологический аргумент

История разработки. Логические основания аргумента: закон причинности и закон достаточного основания. Космос (тварный мир) и его границы. Применение закона причинности как к отдельным частям мира, так и в целом. Мир не обладает самобытностью и не имеет причины в самом себе. Факт бытия мира требует признания всемогущей творческой причины. Идея сотворения мира из ничего и космологический аргумент.

Возражения И. Канта. Апологетическое значение космологического аргумента.

3. Телеологический аргумент

Творец и творение: библейское понимание. Святые отцы о познании Бога из творения. Логическая сущность аргумента. Разумно-целесообразное и гармонически-упорядоченное строение мира как произведение разумного Творца, обладающего всемогуществом и всесовершенством. Формально-логический анализ телеологического аргумента. Утверждение его в многообразии человеческого опыта. Свидетельства математики, биологии, экологии и др. наук. Антропный принцип. Апологетическое значение данного аргумента.

4. Онтологический аргумент

Этимология названия. Разработка данного аргумента архиепископом Ансельмом Кентерберийским. Представление о Всесовершенном. Уникальность понятия о Нем. Логическая сущность аргумента: понятие о Всесовершенном («То, больше чего нельзя помыслить») и утверждение о Его нереальности логически несовместимы.

Формулировка онтологического аргумента Т. Декартом. Происхождение различных понятий. Невозможность человеку самому

выработать идею о Том, Кто выше его разума. Бог вложил в человека понятие о Себе. Споры вокруг онтологического аргумента.

5. Психологический аргумент

Связь этого аргумента с онтологическим. Доказательства бытия Божия на основе надличностного источника идеи о Боге в древности (Цицерон, блж. Августин). Разработка психологического аргумента Р. Декартом (см.: Онтологический аргумент).

Развитие Картезианской версии психологического аргумента В. Кудрявцевым-Платоновым. Логический принцип: в следствии не может быть больше, чем содержится в причине. Идея о Боге как о Существе Совершеннейшем не может иметь причину в ограниченном человеческом разуме.

РАЗДЕЛ X. НРАВСТВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОЖИЯ

1. Нравственный аргумент

Кантовская форма нравственного аргумента. Нравственный закон в человеке. Свв. отцы о его сущности и происхождении. Понятие о совести. Универсальный общечеловеческий характер нравственного закона.

Кантовская разработка нравственного аргумента (см.: И. Кант о религии).

Различные гипотезы о нравственном законе (биологическая, социальная, автономная).

Нравственный аргумент в разработке В. Кудрявцева-Платонова. Абсолютное совершенство как конечная нравственная цель человека. Признаки совершенства (обладание истиной, полная добродетельность, счастие). Только признание бытия Бога как Всемогущей и Всеблагой Личности наполняет смыслом высшие нравственные устремления человека.

2. Исторический аргумент

Основания аргумента: всеобщность религии в человеческом роде и необъяснимость этого универсального феномена конечными, относительными

факторами человеческой истории. Данные истории, археологии, этнологии в пользу исторического аргумента.

Недостаток формально-логической строгости. Сила его как косвенного аргумента. Апологетическое значение его в современных условиях.

3. Религиозно-опытный аргумент

Значение опыта в установлении и подтверждении истины. Религия как живая связь человека с Богом. Бытие Бога — факт многообразного и многократно подтверждаемого опыта людей. Независимость и универсальность этого опыта от преходящих и относительных культурно-исторических и индивидуально-бытовых условий. Полное соответствие богословско-теоретического знания о путях Богопознания и практики религиозной жизни.

Проверяемость и повторяемость духовно-опытных свидетельств о бытии Бога. Строгое соответствие религиозных истин критериям доказательности.

РАЗДЕЛ XI. РЕЛИГИЯ И НАУКА

Святые отцы об отношении веры и знания. Определение науки. Объект ее — материальный мир. Изменчивость научных выводов. Относительность опытно-теоретических знаний. Дисциплинарная раздробленность науки. Логика и методология научного познания. Постулаты науки. Критерии истины. Достоверность знания. Наука и мировоззрение. Богословие и научное познание. Значение религиозных истин для деятельности ученого. Опытно-эмпирическое подтверждение наукой христианского учения о сотворении мира.

РАЗДЕЛ XII. ОТКРОВЕНИЕ БОЖИЕ

1. Естественное Откровение

Откровение как раскрытие Богом людям спасительных истин. Невозможность существования религии как духовно-нравственного союза человека с Богом без Откровения. Виды откровения: естественное

и сверхъестественное. Познание Бога через творение — внешняя форма естественного Откровения. Образ и подобие Божие в человеке как начатки врожденного Боговедения. Значение естественного Откровения для принятия сверхъестественных Богооткровенных истин.

2. Сверхъестественное Откровение Понятие о нем. Виды сверхъестественного Откровения: общее и индивидуальное. Формы его проявления. Признаки истинности Откровения: высота духовно-нравственного учения (сверхразумность, премирность); соответствие Священному Писанию общего учения Православной Церкви; пророчества и их исполнение; чудеса и знамения; духовные последствия (любовь, смирение, нравственное совершенствование). Индивидуальное откровение и вопросы православной аскетики. Соотношение между сверхъестественным Откровением и естественным богопознанием.

РАЗДЕЛ XIII. О ХАРАКТЕРЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ РЕЛИГИИ

Многообразие религий при всеобщности ее в человеческом роде и сходствах их между собой по ряду признаков.

Первоначальное Откровение Божие человеку в его невинном состоянии. Грехопадение. Невозможность непосредственного созерцания Бога. Сохранение Боговедения в потомках Адама.

Отсутствие опыта живого созерцания Бога и возрастание греха — причины постепенного потемнения первоначального предания. Появление идолопоклонства.

РАЗДЕЛ XIV. ЯЗЫЧЕСТВО: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ

Учение св. апостола Павла о зарождении идолопоклонства. Суть язычества: поклонение твари вместо Творца. Исторические свидетельства о постепенном возникновении язычества у различных народов. Следы смешения монотеизма и политеизма. Данные истории, сравнительной лингвистики о первоначальном монотеизме.

Формы язычества: сабеизм, антропотеизм, зоотеизм, натурализм (фетишизм, пиролатрия, олицетворение природных сил), магизм.

Богословская, нравственно-историческая и логическая несостоятельность язычества.

РАЗДЕЛ XV. ВЕТХОЗАВЕТНАЯ РЕЛИГИЯ

Богооткровенный характер ветхозаветной религии. Учение о Боге. Монотеизм. Доводы рационалистов о первоначальном политеизме у древних евреев: филологический анализ имени Бога Элогим, множество имен Божиих в Библии, применение к Божеству антропоморфизмов. Опровержение рационализма.

Уникальность религии древних евреев среди современных им народов. Богооткровенность библейского учения о сотворении мира. Сверхрациональный характер идеи творения мира из ничего.

Ветхозаветная нравственность. Принципиальное превосходство ее над языческими религиями и этико-философскими учениями. Закон и благодать: сравнение ветхозаветной морали с евангельским идеалом.

Пророчества как доказательства богодухновенности ветхозаветной религии. Исполнение пророчеств в новозаветной священной истории.

Ветхозаветная религия и христианство: преемство и единство. Закон как детоводитель ко Христу. Полнота истины и совершенство в христианском учении.

РАЗДЕЛ XVI. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АПОЛОГЕТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1. Библейская космогония и современная наука

Научное подтверждение истинности Богооткровенного учения о сотворении мира. Эволюционизм: происхождение, история и кризис. Опровержение эволюционной гипотезы: данные палеонтологии, теория вероятности, второе начало термодинамики, достижения современной астрофизики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Христианство и культура

Утрата традиционных ценностей. Современная цивилизация как соблазн "земного рая". Кризис бездуховности в современном мире. Старые и новые лжеучения. Опасность религиозного универсализма. Православие как единственный путь ко спасению.

3. Природа зла

Начало греха в человеческом роде. Падшая и поврежденная природа человека. Свободная воля как источник зла. Причины умножения греха в современном мире. Ложность морализма в понимании зла в мире. Человеческая справедливость и Божественная правда. Земное и небесное. Страшный Суд и воздаяние. Природа зла может быть понята лишь с высоты учения о Царстве Небесном.

Рекомендуемая литература

1. Августин (Гуляницкий), архим. Руководство к Основному богословию. Вильна, 1876. М., 1914.

2. Айвазов И. Г. Критический обзор материологических теорий против субстанциональности души. М., 1912.

3. АквилоновЕ., прот., проф. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия. СПб., 1905.

4. Богородский Я. А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. Казань, 1909.

5. Борис (Плотников), архим. О начале мира: Апологетическое исследование. К., 1891.

6. Булгаков С. Религия человеколюбия у Л. Фейербаха // Два града. Т. 1. М., 1911.

7. Бурдо Л. Вопрос о смерти, его различные решения / Пер. с франц. СПб., 1911.

8. Буткевич Т., прот. Религия, ее сущность и происхождение. Кн. 1, 2. Харьков, 1902—1904.

9. Введенский А. Вера в Бога, ее происхождение и основание. М., 1891.

10. Он же. Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. М., 1902.

11. Владимир (Богоявленский), сщмч. Доказательства бытия Божия. М., 1912.

12. Глаголев С. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого. М., 1984.

13. Он же. Очерки по истории религий. Ч. 1. Сергиев Посад, 1902.

14. Он же. Прошлое человека. Сергиев Посад, 1917.

15. Он же. Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви: (Исследование). Харьков, 1900.

16. Он же. Из чтений о религии. Религия как основа жизни. Религия в ее исторических формах... Сергиев Посад, 1905.

17. Он же. Естественнонаучные вопросы в их отношении к христианскому миропониманию. Сергиев Посад, 1914.

18. Голубев В. Бог как первая причина бытия, с философской и естественнонаучной точки зрения. Харьков, 1905.

19. Добротворский В.Н. Основное и догматическое богословие. Харьков, 1888.

20. Дьяченко Г., прот. Из области таинственного. Ч. 1—3. М., 1900.

21. Жила С, свящ. Естественное и сверхъестественное Откровение и их значение в богопознании: (Курсовое сочинение). Загорск, 1977.

22. Зеньковский В., прот. Апологетика. Рига, 1992.

23. Израиль (Лукин), архим. Обозрение ложных религий: языческой, новоиудейской и магометанской. Харьков, 1849.

24. Ильин В. Н. Шесть дней творения: Библия и наука о творении и происхождении мира. Париж, 1930.

25. Кейт А. Доказательства истинности христианской веры. На основании буквального исполнения ветхозаветных и новозаветных пророчеств. СПб., б.г.

26. Клитин М., прот., проф. История религии: (Опыт историко-богословского исследования). Т. 1. Одесса, 1910.

27. Кудрявцев-Платонов В. Д. Религия, ее сущность и происхождение. М., 1871.

28. Лавровский А., прот. Опыт изъяснения взаимного отношения между Божественным Откровением и разумом человеческим. СПб., 1889.

29. Марков И. Декартово онтологическое доказательство существования Бога. Сергиев Посад, 1914.

30. Махорьев Ф. Мессианское значение чудес Иисуса Христа. СПб., 1892.

31. Михаил (Грибановский), еп. Истина бытия Божия. Вып. 1. СПб., 1888.

32. Моррис Г. Библейские основания современной науки. СПб., 1995.

33. Осипов А. И. Основное богословие. М., 1994.

34. Петропавловский И., прот. В защиту христианской веры против неверия. Ч. 1—2. М., 1897.

35. Покровский А. Библейское учение о первобытной религии: Опыт библей-ско-апологетического исследования. ТСЛ, 1901.

36. Пушкарь Б. Доказательства бытия Божия и бессмертия души в философской системе Канта и их анализ на основе христианского мировоззрения: (Курсовое сочинение). Машинопись. Загорск, 1967.

37. Рождественский Н. П., проф. Христианская апологетика. Курс Основного богословия. Т. 1. Введение в Основное богословие. СПб., 1893.

38. Светлов П., прот. Религия и наука. СПб., 1912.

39. Светлов П.Я. Христианское вероучение в апологетическом изложении. К., 1910.

40. Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти. М., 1984.

41. Сергий (Спасский), архиеп. Беседы об основных истинах святой Православной веры. СПб., 1899.

42. Степановский Н. Душа человека: против неверия. Учение Православной Церкви и популярная критика психологического материализма. Чернигов, 1910.

43. Тихомиров Д. А., прот. Курс Основного богословия. Пг., 1915.

44. Тихомиров П. В. Имманентная критика рационального богословия (Гносеологические и метафизические предпосылки истины бытия Божия): (Исследование). Харьков, 1899.

45. Успенский Е. Христианское умозрение и человеческий разум. М., 1895.

46. Феофан (Тумаков), еп. Чудо. Христианская вера в него и ее оправдание: Опыт апологетически-этического исследования. Пг., 1915.

47. Фиолетов Н. Н. Очерки христианской апологетики. М., 1992.

48. Франк С. Л. Религия и наука. Брюссель, 1953.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.