Научная статья на тему 'Учебная программа по Догматическому богословию для 2-го курса'

Учебная программа по Догматическому богословию для 2-го курса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
193
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная программа по Догматическому богословию для 2-го курса»

Учебная программа по Догматическому богословию для 2-го курса

Составитель: священник Олег Стручков

- X -

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие о богословии

Значение термина «богословие», определение предмета «Догматическое богословие». Необходимость изучения предмета православным пастырем. Вера и богословие. Богословие как слово о Боге. а) Богословие и безмолвие; б) Богословие и теория. Цель богословия. Богословие, наука и философия. Задачи и метод богословской науки.

2. Понятие о догматах

Значение термина «догмат». Употребление термина в разные эпохи. Свойства догматов. Догматы и истины, догматического значения не имеющие. Классификация проф. Болотова. Догматы и нравственность.

3. Полнота Новозаветного Откровения и развитие догматической науки, теория догматического развития

4. Священное Предание как источник догматических истин. Критерий постижения Священного Предания в многообразии преданий

5. Священное Писание как источник догматических истин. Богодухновенность

6. Вероучительные тексты Православной Церкви

Соборные вероопределения. Исповедание веры.

7. Краткий очерк истории догматической науки

Эпоха до Вселенских соборов. Эпоха Вселенских соборов. Эпоха после Вселенских соборов. Русская школа догматистов.

8. Понятие о Богопознании

Естественный путь Богопознания. Сверхъестественный путь Богопознания. Нравственные условия Богопознания. Вопрос о границах Богопознания: а) евномианская доктрина; б) святоотеческое учение о непостижимости сущности Божией и постижимости Божиих действий в мире; в) доктрина Варлаама; г) учение свт. Григория Паламы о различии сущности и энергии Бога. Апофатическое и катафатическое богословие.

9. Божественные свойства и их именование

Апофатические, или отрицательные свойства: самобытность, неизменяемость, вечность, вездеприсутствие и неизмеримость. Антропоморфизмы Священного Писания. Ересь антропоморфитов. Катафатические свойства: премудрость и разум, всеведение, всемогущество, святость, правда, любовь. Истинность наших представлений о Боге.

Учебная программа по Догматическому богословию для 2-го курса

РАЗДЕЛ II. ДОГМАТ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ

1. Политеизм и два монотеизма

2. Догмат о Святой Троице — основание христианской религии 3. Непостижимость догмата о Святой Троице

4. Аналогии Святой Троицы в мире 5. Троическая терминология

6. Краткая история догмата о Святой Троице

Доникейский период: динамисты, модалисты. Учение Оригена о Троице. Состояние учения о Святой Троице в IV веке: а) арианская доктрина, б) борьба Церкви с арианством и духоборчеством. Тритеисты.

7. Основные свидетельства Откровения о Троичности Бога

Свидетельства Ветхого Завета. Свидетельства Нового Завета.

8. Свидетельства Откровения о равенстве Божественных Лиц Божество Отца. Божество Сына и Его равенство с Отцом. Божество Святого Духа и Его равенство с Отцом и Сыном.

9. Божественные Ипостаси и их свойства

Ипостасные свойства: а) нерожденность и единоначалие Отца, б) рождение Сына и исхождение Святого Духа. Вопрос об исхождении Святого Духа в Восточной и Западной триадологии.

10. Единосущие Лиц Святой Троицы 11. Образ Откровения Святой Троицы в мире

РАЗДЕЛ III. О БОГЕ В ЕГО ОТНОШЕНИИ К МИРУ И ЧЕЛОВЕКУ

1. О Боге — Творце мира и человека

Краткий обзор философских теорий о происхождении мира. Пантеизм, дуализм, материализм. Учение Священного Писания и святых отцов о происхождении мира. Образ Божественного творения мира. Вечность Божественного замысла о мире. Творение — акт всех Лиц Святой Троицы. Творение мира «из ничего». Время и вечность. Побуждение и цель творения. Главные виды и порядок творения. Совершенство творения. Бог — творец невидимого мира. Понятие об ангелах. Время сотворения ангелов. Библейские свидетельства об ангельском мире. Краткий обзор критических возражений по вопросу о бытии духовного мира. Природа ангелов: бесплотность, отношение к пространству и времени. Совершенство ангельской природы. Число ангелов. Ангельская иерархия. Творение видимого мира. Шесть дней творения. Догматическое содержание шестоднева. Продолжительность дней творения. Творение человека. Человек — венец творения. Состав природы человека. Душа и тело человека. Образ и подобие Божии в человеке. Единство человеческого рода. Богоустановленный способ размножения людей. Разбор мнений о происхождении душ. Состояние первозданного мира и человека. Назначение человека.

2. О Боге — Промыслителе о мире и человеке

Понятие о Промысле Божием. Учение Священного Писания и святых отцов о Промысле Божием. Виды и образы Божественного Промышления о мире. Промысл Божий — проявление благости и премудрости Божией. Божественный Промысл о духовном мире. Промысл Божий о добрых ангелах. Ангелы Хранители. Промысл Божий по отношению к злым духам. Бытие злых духов. Падение в мире ангельском. Искажение природы падших ангелов. Действия Промысла Божия по отношению к злым духам. Промысл Божий о человеке в раю. Грехопадение прародителей. Достоверность библейского повествования о грехопадении. Различные аспекты грехопадения. Смерть как следствие грехопадения. Признаки духовной смерти. Физические следствия грехопадения. Первородный грех. Действительность и всеобщность первородного греха. Вменение

Учебная программа по Догматическому богословию для 2-го курса

первородного греха. Промышление Божие о человеке после грехопадения. Смертность и смерть как попечение Божие о человеке после грехопадения. «Кожаные ризы». Промысл Божий и страдания. Промышление Божие о восстановлении падшего человека.

Рекомендуемая литература

1. Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния. М., 1994.

2. Амфилохий (Радович), архим. «Филиокве» и нетварная энергия Святой Троицы по учению св. Григория Паламы. Фессалоники, 1973. Машинопись (МДА).

3. Афанасий Великий, свт. Три слова на ариан // Творения. Ч. 2. М., 1852.

4. Он же. Четыре письма к епископу Серапиону, о Духе Святом // Творения. Ч. 3. Сергиев Посад, 1903.

5. Болотов В. В., проф. Лекции по истории древней Церкви. Т. 2; Т. 4. Репр. воспр. изд. 1907 и 1918 гг. (С.-Петербург). М., 1994.

6. Василий (Кривошеин), архиеп. Проблема непознаваемости Бога: сущность энергии у св. Василия Великого // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата (РЗЕПЭ)1. 1968.

7. Он же. Символические тексты в Православной Церкви // Богословские труды (БТ)2. М., 1968.

8. Василий Великий, свт. Письмо (к Амфилохию) № 234 // Творения. Ч. 3. СПб., 1911.

9. Он же. Письмо брату Григорию (о троичской терминологии) // Творения. Ч. 3. Указ. изд.

10. Он же. Три книги против Евномия // Творения. Ч. 3. 4-е изд. Сергиев Посад, 1900.

11. Вениаминов В. О жизни и богословском наследии свт. Григория Паламы // Журнал Московской Патриархии (ЖМП). 1964. № 10.

12. Викторов П. Усвоение догматических истин человеческим сознанием // ЖМП. 1956. № 6.

1 Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата: далее — РЗЕПЭ.

2 Богословские труды: далее — БТ.

13. Глаголев С. проф. Сверхъестественное и естественное богопознание вне истинной Церкви. Харьков, 1900.

14. Глубоковский Н. Н., проф. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928.

15. Гречулевич В., свящ. Человеческий разум и Божественные Откровения // Странник. 1860.

16. Григорий Богослов, свт. Пять слов о богословии. Слова 38, 39, 40 // Творения. Ч. 3. М., 1889.

17. Он же. Слова 20, 27, 32 // Творения. Ч. 2—3. М., 1889.

18. Григорий Нисский, свт. 12 книг против Евномия // Творения. Ч. 5—7. М., 1863.

19. Он же. О жизни Моисея Законодателя // Творения. Т. 37, ч. 1. М., 1861.

20. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. Буэнос-Айрос, 1957.

21. Он же. О таинственном богословии // Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV—XV веков. Л.: Наука, 1987.

22. Епифанович С.Л., проф. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915.

23. Зарин С.М., проф. Аскетизм по православно-христианскому учению. Репр. воспр. изд. 1907 г. (С.-Петербург). М., 1996.

24. Иларион (ван Эпенхойвен), монах. Царский путь Православной Церкви — исповедание Святой Троицы. № 109—112. Париж, 1982.

25. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Репр. воспр. изд. 1894 г. (С.-Петербург). Ростов-на-Дону, 1992.

26. Исаак Сирин, прп. Слова 28, 55, 71, 82, 84 // Слова подвижнические. 3-е изд. Сергиев Посад, 1911.

27. Иустин (Попович), иером. Пути богопознания. Белград, 1978.

28. Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930.

29. Лосский В. Н. «Мрак» и «свет» в познании Бога // ЖМП. 1968. № 9.

30. Он же. Вера и богословие // Вестник РЗЕПЭ. Париж, 1979. № 101—104.

31. Он же. Догматическое богословие // БТ. 1972. № 8.

32. Он же. Исхождение Святого Духа в православном учении о Святой Троице // ЖМП. 1975. № 9.

33. Он же. Каппадокийцы // БТ. 1984. Сб. 25.

34. Он же. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // БТ. М., 1972.

35. Он же. Паламитский синтез // БТ. 1972. Сб. 8.

Учебная программа по Догматическому богословию для 2-го курса

36. Он же. Предание и предания // ЖМП. 1970. № 4.

37. Он же. Формулировки веры и тайна веры. Париж, 1982.

38. Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию // Творения. М.,

1993.

39. МейендорфИ., протопр. Введение в святоотеческое богословие: (Конспекты лекций). Нью-Йорк, 1985.

40. Нравственные условия богопознания. М., 1911.

41. О путях богопознания // ЖМП. 1963. № 8.

42. Попов И. В., проф. Конспект лекций по патрологии. Сергиев Посад, 1916.

43. Православная Богословская энциклопедия. В 12-ти томах. Пг.,

1903—1917.

44. Романидис Иоанн, прот. Филиокве // Вестник РЗЕПЭ. 1975. № 89—90.

45. Сарычев В. Д. проф. Святоотеческое учение о богопознании // БТ. 1963.

46. Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. Т. 1—3. К., 1892.

47. Скабалланович М. Н., проф. Хранение догмата в Церкви // Труды КДА. Т. 3. 1910.

48. Словарь библейского богословия. Брюссель, 1941.

49. Софроний (Сахаров), иером. Старец Силуан. Париж, 1952.

50. Спасский А.А., проф. История догматических движений. Сергиев Посад, 1906.

51. Филарет (Дроздов), свт. Прибавление к изданию творений святых отцов в русском переводе. Ч. 17. М., 1858.

52. Он же. Слово в Великий Пяток // Слова и речи. Т. 1. М., 1873.

53. Флоровский Г., прот. Богословские отрывки. Париж, 1981.

54. Он же. Восточные отцы IV века. Париж, 1931.

55. Он же. Восточные отцы V-VIП веков. Париж, 1933.

56. Он же. Дом Отчий. Париж, 1982.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

57. Он же. Писание и Предание с православной точки зрения. Париж, 1964.

58. Он же. Пути русского богословия. 3-е изд. Париж, 1983.

59. Он же. Тварь и тварность // Собр. соч. Т. 3. МДА, б.г. (машинопись).

60. Чельцов М.В., проф. Древние формы православного Символа Веры. СПб., 1869.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.