Научная статья на тему 'Учебная компьютерная презентация'

Учебная компьютерная презентация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
876
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPUTER PRESENTATION / TRAINING AIDS / INTERACTIVE LEARNING / MULTIMEDIA COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрюшина Татьяна Васильевна, Пиралова О. Ф.

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональных компетен! ций студентов инженерно!технических вузов с помощью современных информацион! ных и компьютерных технологий. Описаны возможности учебных компьютерных пре! зентаций на примере преподавания инженерно!графических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer presentation as an effective training aid

Potentiality of presentation as a training aid which facilitates learning professional subjects by engineering students is described.

Текст научной работы на тему «Учебная компьютерная презентация»

154 Высшее образование в России • № 10, 2009

активной познавательной деятельности в течение всего занятия.

Комплексные, междисциплинарные задания, включающие компьютерный эксперимент, позволяют, во-первых, добиваться качественного усвоения соответствующих разделов учебного предмета на уровне применения знаний, а во-вторых, наработать очень непростые навыки использования компьютерной техники для проведения нестандартных инженерных расчетов.

Не нуждается в особых доказательствах и тот факт, что совокупность принципов профилирования является системой целостной, открытой, развивающейся по мере установления новых закономерностей учебного процесса, накопления передового педагогического опыта. Нам особо хотелось бы отметить, что только системный подход к решению проблемы профилиро-

вания курсов дает возможность осуществить оптимальный отбор целевых установок учебной деятельности студентов, определить содержание профилированных курсов, выбрать необходимые методы и средства обучения.

Литература

1. См.: Болотов В.А., Сериков В.В. Компе-

тентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

2. Кузьмина Н.В. Культура профессиональ-

ной деятельности, профессионализм, фундаментальность образования специалиста XXI столетия // Труды международной научно-практической конференции. СПб.: СПбГТУ, 2001. С. 266-271.

3. См.: Околелов О.П. Оптимизационные ме-

тоды дидактики // Педагогика. 2000. № 3. С. 21-26.

DYACHKIN O, OKOLELOV O. PROFILING OF EDUCATIONAL COURSES AS A PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

The article looks at the problem of profiling educational courses at higher educational institutions. Profiling is viewed as a competence-based pedagogical technology. Principles of profiling are specified. Profiling of higher mathematics course is given as an example.

Keywords: competence-based technology, profiling of educational courses, principles of profiling, optimization methods of didactics.

Т.В. АНДРЮШИНА, доцент у„ебная

Сибирский государственный ./МСипаЯ

университет пут^ей сооб^щения илхлги«.1лтопи э о

О.Ф. ПИРАЛОВА, доцент КОМпЬЮтерная

Омский государственный презентация

университет путей сообщения гс,зс С1и'

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональных компетенций студентов инженерно-технических вузов с помощью современных информационных и компьютерных технологий. Описаны возможности учебных компьютерных презентаций на примере преподавания инженерно-графических дисциплин.

Ключевые слова: интерактивное обучение, информационные технологии, мульти-медийность, профессиональные компетенции, содержательный компонент методической системы, учебные компьютерные презентации, целевой компонент методической системы, формы представления информации.

Преподавание курсов различных дис- усложнением их предметного содержания

циплин в рамках вузовских программ сегод- вследствие стремительного развития науки,

ня определяется, с одной стороны, посто- с другой - острой нехваткой часов на их

янным увеличением объема и качественным освоение учащимися, отсутствием полного

Редакционная почта

155

учебно-методического обеспечения, которое позволило бы успешно формировать различные профессиональные компетенции будущих специалистов.

Наличие данных проблем обусловливает актуальность поиска современных методов и средств обучения, повышающих эффективность представления и освоения учебной информации, информативность и интенсивность учебного процесса, т.е. обеспечивающих улучшение его качества.

В поиске инновационных педагогических технологий преподаватели все чаще обращаются к созданию авторских электронных образовательных ресурсов как реального инструмента поддержки собственной методики по обучению тому или иному предмету. Одним из наиболее популярных в этом смысле является компьютерная презентация - достаточно простое и удобное в разработке программное средство, позволяющее в условиях аудиторной системы наиболее эффективно реализовать возможности объяснительно-иллюстративного метода, до сих пор являющегося одним из ведущих в представлении нового материала.

Проведенный анализ имеющихся в открытом доступе компьютерных презентаций, разрабатываемых преподавателями инженерно-технических вузов, выявил, что они обладают целым рядом недостатков, таких как перегруженность слайдов информационными объектами, необоснованное применение анимационных эффектов, неструктурированность информации, нарушение законов колористики, наличие отвлекающих или раздражающих эффектов и пр.

Как показывает реальная образовательная практика, большинство педагогов используют презентацию утилитарно -только для непосредственной демонстрации текста и графических объектов. Нанаш взгляд, необходим переход от методики пассивного восприятия учащимися учебной информации, характерной для традиционных образовательных ресурсов, к

технологии ее активного преобразования в ходе учебного процесса, когда в программном средстве учебного назначения в той или иной мере реализуются методы освоения содержания конкретной предметной области.

Следует подчеркнуть, что сегодня востребован новый подход к созданию и применению учебной компьютерной презентации как инструмента поддержки объяснения нового учебного материала, когда методические идеи, приемы и стиль обучения закладываются в презентацию еще на этапе ее создания. Такой подход позволяет организовать интерактивный режим, педагогически целесообразно реализовать не только необходимую наглядность, но и элементы управления ходом учебного процесса, связанные с проблемным, эвристическим и исследовательским характером обучения, что особенно актуально при изучении дисциплин профессионального и общепрофессионального характера.

Учебная компьютерная презентация представляет собой совокупность методов, средств, форм организации учебной деятельности и способов предъявления учебного материала, опирающихся на методический стиль, опыт преподавателя и обеспечивающих целенаправленное и строго определенное педагогическое воздействие в соответствии с целями и содержанием обучения.

Компьютерная презентация является эффективным средством повышения качества обучения в вузе за счет своего дидактического потенциала, заключающегося в следующихее возможностях.

♦ Образное наполнение абстрактных понятий, которыми насыщено содержание современных курсов профессиональных и общепрофессиональных дисциплин, различных инженерных, техническихи технологических решений с помощью мультимедийных средств (текст, графика, анимация, видео).

♦ Интерактивность обучения - создание условий для осуществления различных

156 Высшее образование в России • № 10, 2009

видов учебной деятельности (диалог, проблемная ситуация, исследование и др.) при объяснении нового материала - достигается за счет динамичного предъявления информационных объектов на слайдах и навигации по слайду и между слайдами. Представляя учебный материал, преподаватель имеет возможность организовать методическую активность слайда - дозировать объем и последовательность появления информации. Кроме того, он может использовать навигацию, для того чтобы в ходе практического или лекционного занятия выбрать нужный слайд с различным способом подачи материала.

♦ Мобильность и упрощение перехода от одного вида наглядности к другому при объяснении нового материала посредством интеграции различных видов информации (текст, графика, видео, анимация) в одном педагогическом средстве.

♦ Возможность осваивать предметное содержание в различных дидактических ситуациях (объяснение, демонстрация, моделирование и пр.).

♦ Централизация процесса управления обучением в условиях самостоятельной работы студента за персональным компьютером при изучении различного рода технологий.

♦ Оперативность обновления и коррекции содержания обучения в соответствии с прогрессом науки и техники. Простота и удобство изменения содержания презентации дает возможность включать новые слайды, добавлять или удалять объекты.

Как правило, методические системы различных дисциплин профессиональных инженерных направлений состоят из целевого, содержательного и процессуального

компонентов, которые реализуются в компьютерных презентациях.

Целевой компонент является системообразующим в методической системе преподавателя и включает ряд взаимосвязанных целей:

■ целей обучения, направленных на достижение учащимися необходимого уровня подготовки по конкретной теме, разделу, части (блоку) дисциплины;

■ целей преподавания, сформулированных в терминах деятельности преподавателя;

■ целей представления информационных объектов на слайде.

Содержательный компонент состоит из следующих элементов:

■ все учебное содержание по изучаемой теме;

■ материал, который будет предъявлен студентам во время аудиторных занятий;

■ дидактические единицы, требующие визуализации, образного оснащения с использованием средств презентации (формулы, алгоритмы решения задач, графические объекты и пр.).

Процессуальный компонент включает следующие составляющие:

■ определение вида требуемой наглядности и интерактивности;

■ выбор форм, способов и последовательности предъявления учебной информации в соответствии с принятыми методами, методическими приемами и педагогическим стилем преподавателя.

При разработке материалов аудиторного или лекционного занятия (и, соответственно, презентации) педагогу необходимо адекватно выбирать формы предъявления информации (статика, анимация, видео).

ANDRYUSHINA T, PIRALOVA O. COMPUTER PRESENTATION AS AN EFFECTIVE TRAINING AID

Potentiality of presentation as a training aid which facilitates learning professional subjects by engineering students is described.

Keywords: computer presentation, training aids, interactive learning, multimedia component.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.