Научная статья на тему 'Учебная деятельность младшего школьника как основа становления и развития личности'

Учебная деятельность младшего школьника как основа становления и развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1424
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Педагогика школьная / Процесс обучения
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with considering a child’s personality in connection with his activities. This connection provides the development of all the main psychic features and views of life.

Текст научной работы на тему «Учебная деятельность младшего школьника как основа становления и развития личности»

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Вестник Омского университета, 2001. №.2. С.117-119. © Омский государственный университет, 2001

УДК 371.01

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Л.В. Трубайчук

Челябинский государственный педагогический университет, Ыентр личностпо ориентированного и развгюающего обучения 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69 1

Получена 23 марта 2001 г.

The article deals with considering a child's personality in connection with his activities. This connection provides the development of all the main psychic features and views of life.

В настоящее время впервые в истории начального образования России мы наблюдаем кардинальное изменение целей обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большой степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и развитие его индивидуальных способностей, особенностей. Необходимость повысить развивающую и воспитывающую функции обучения привела к существенным изменениям в формировании учебной деятельности, так как процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь когда имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность.

Философский словарь дает следующее понятие деятельности: "объяснительный принцип научного познания, требующий объяснить человеческий мир как мир деятельности" [9].

Категория деятельности позволяет описывать, объяснять и проектировать различные предметы, явления и события реальной жизни. В исследованиях Б.Г. Ананьева, JT.C. Выготского, В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, Э.В. Ильенкова, А.Н. Леонтьева, Н.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Г.П. Щедровицкого и других ученых представлена достаточно полная и стройная система знаний о деятельности. Ученые считают, что, прежде всего, в структуре деятельности не-

1 e-mail: [email protected] (для Тулькибаевой H.H.)

обходимо выделить ее "субъективную" и "объективную" составляющие [2; 5; 6; 10].

В контексте проведенного исследования мы считаем, что компонентами субъективной части деятельности являются потребности, мотивы, интериоризированные средства и способности индивида к осуществлению цели. Компонентами объективной составляющей деятельности являются исходный материал преобразований, средств, действия и операции с исходным материалом, а также конечный продукт деятельности. Связь субъектной и объектной составляющих деятельности осуществляется посредством задачи, которая принадлежит обеим составляющим (цель принадлежит субъектной, а условия реализации - объектной).

Способ деятельности интегрирует обе составляющие деятельности в целостность, а не выступает "как система операций, осуществляемых над исходным объектом для получения требуемого результата" [2].

Одна из принципиальных особенностей подхода отечественной психологии к пониманию сущности личности и движущих сил ее развития - то, что личность рассматривается в неразрывной связи с деятельностью. При этом личность младшего школьника понимается нами как совокупность интегрированных в ней социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения.

Исходя из вышесказанного, мы рассматрива-

118

JI.B. Трубайчук

ем личность младшего школьника как активный субъект деятельности, включенный в сложную систему полусубъектных, "субъект-субъектных" и "субъект-объектных" отношений, поскольку индивид в своем развитии испытывает и социально обусловленную потребность "быть личностью", то есть полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, обнаруживает "способность быть личностью", реализуемую в социально значимой деятельности [5]. Личность развивается в деятельности, в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания.

Ученые в соответствии со своими концепциями дают различные понятия учебной деятельности. Приведем лишь несколько таких определений.

В.А. Крутецкий: "Учебная деятельность -это деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности" [4].

A.B. Петровский: "Учебная деятельность -это приобретение опыта в деятельности, направленной познавательными мотивами и целями"

[7].

Д.Б. Эльконин: "Учебная деятельность - это деятельность, сознательно направленная учеником на осуществление целей обучения и воспитания, воспринимаемых им в качестве своих личностных целей" [11].

B.В. Давыдов: "Учебная деятельность - это особая форма активности ребенка, направленная на изменение себя как субъекта обучения" [2].

На наш взгляд, определения, данные В.А. Крутецким и A.B. Петровским, недостаточно полно раскрывают сущность учебной деятельности. Они указывают лишь на одну сторону этого понятия, закладывая в основу учебной деятельности приобретение знаний, умений, навыков, опыта.

В определении, данном Д.Б. Элькониным, подчеркивается направленность учебной деятельности на формирование личности ребенка.

E.H. Кабанова-Меллер при определении учебной деятельности исходит из концепции обобщенных приемов учебной работы и умственного развития учащихся:

"Учебная деятельность, как известно, реализуется в решении учащимися учебных задач (в широком понимании этого термина), разных по характеру, сложности и т. д. Мы даем трактовку учебной деятельности - ее структуры и закономерностей, - основываясь на нашем понимании умственного развития и развивающего обучения". Она называет основные компоненты учебной деятельности учащихся:

1. Овладение системными знаниями и оперирование ими.

2. Овладение системами обобщенных и более частных приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и путями их нахождения.

3. Становление целеполагания и мотивов в процессе овладения учащимися знаниями и приемами. Под целеполаганием (т.е. постановку целей самими учащимися) психологи понимают мотивационную сторону учебной деятельности - становление потребности в учении, сознательность отношения, познавательность интересов.

4. Владение системой обобщенного способа управления своей учебной деятельностью [8].

Но, по нашему мнению, В.В. Давыдов более точно раскрывает это понятие, подчеркивая направленность учебной деятельности на развитие и изменение ученика как субъекта обучения, что отвечает целям современного начального образования, построенного на личностно ориентированном подходе [2].

Учебная деятельность младшего школьника, по мнению В.В.Давыдова и его последователей, "строится" в соответствии со способами изложения научных знаний и восхождения от абстрактного к конкретному [1]. Тогда мышление школьников в процессе у чебной деятельности будет иметь нечто общее с мышлением ученых, излагающих результаты своих исследований посредством содержательных абстракций в процессе восхождения от абстрактного к конкретному.

Однако мышление учащихся нельзя отождествлять с мышлением ученых. Дети не создают понятий, образов, ценностей, а присваивают их посредством учебной деятельности. Но в процессе ее выполнения они осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически выработались эти продукты духовной культуры.

Большой интерес представляет содержательная характеристика учебной деятельности, данная Ю.К.Бабанским. Он вводит понятие "проектирование процесса обучения" и выделяет его "шаги". Характеристика учебной деятельности дается автором в требованиях к " шагу": обеспечить в единстве как содержательные, так и дея-тельностные характеристики процесса обучения; реализовать деятельность учителя и ученика не как рядоположение, а как "дидактическое взаимодействие" , предусмотреть не просто реакцию ученика на педагога, но и самостоятельность; обеспечить руководящую роль учителя в разной форме, но на всех этапах процесса от начала до завершения в пределах каждого цикла управляемого взаимодействия.

Учебная деятельность реализуется посредством выполнения учащимися соответственных

Учебная деятельность младшего школьника.

119

действий. Первоначальной формой учебных действий является их развернутое выполнение на внешне представленных объектах.

Деятельностный подход к рассмотрению процесса усвоения детьми продуктов культуры связан с утверждением, что главным условием полноценной реализации этого процесса является "...формирование тех действий, которые образуют его действующую основу и которые всегда должны активно строиться у ребенка окружающими" [2].

Предметные учебные действия позволяют преобразовать объект так, что в нем обнаруживается некоторое отношение, имеющее для изучаемого объекта всеобщий характер. Учащиеся выявляют то отношение объекта, которое затем становится содержанием понятия об этом объекте.

Следует отметить, что формальное усвоение школьниками понятий - чаще всего следствие их усвоения в словесно-символическом плане без определения их содержания посредством предметных учебных действий.

Наиболее эффективным средством преодоления формализма знаний является выполнение учащимися предметных учебных действий, раскрывающих происхождение этих знаний. Например, учащимся дается задание: понаблюдайте за словами ЗАЕХАТЬ, ПРИЕХАТЬ, ДОЕХАТЬ, ПОЕХАТЬ, ПЕРЕЕХАТЬ, ПРОЕХАТЬ и подумайте, какая часть слова меняет его значение? Что можно узнать по изменению окончаний глагола? Как меняет смысл слова суффикс?

Подведем итог рассмотрения содержания учебной деятельности младшего школьника:

1. С учебной деятельностью связана школьная жизнь детей.

2. Благодаря учебной деятельности учащиеся усваивают теоретические знания как высший продукт духовной культуры людей, сложившийся в наиболее развитых формах общественного сознания.

3. Теоретическое знание - своеобразное изучение научных понятий, моральных ценностей, правовых норм - тесно связано с определенными мыслительными операциями, посредством которых они были созданы, а затем воспроизводятся в индивидуальном сознании школьников путем восхождения их мысли от абстрактного к конкретному. Усвоение теоретических знаний школьниками является сокращенным воспроизведением их реального сознания в истории культуры. Учебная же деятельность является формой такого воспроизведения.

4. Учебная деятельность не должна пониматься как проявление лишь интеллектуально-познавательной активности детей. Эта деятель-

ность - "момент целостной и полнокровной жизни ребенка в школьный период развития. Взаимосвязь учебной деятельности с другими видами деятельности детей служит психологической основой единства и неразрывности их обучения и воспитания" [2].

Известно, что анализ любого вида деятельности предполагает вычленение и описание взаимосвязи соответствующих ей структурных компонентов: потребностей, мотивов, задач, действий и операций.

Таким образом, дети воспроизводят реальный процесс создания людьми понятий, норм, ценностей. Поэтому обучение в школе по всем предметам необходимо строить так, чтобы оно, как писал Э.В. Ильенков, "в сжатой, сокращенной форме воспроизводило действительный исторический процесс рождения развития знаний" [3]. При этом знания являются не самоцелью, а средством развития и становления личности младшего школьника.

[1] Давыдов В.В. Проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения / / Вопросы психологии. 1977. №5. С. 28-37.

[2] Давыдов В.В. Содержание и строение учебной деятельности школьников / / Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. М., 1978. 204 с.

[3] Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить //Народное образование. 1964. №1. С. 13-25.

[4] Крутсцкий В.А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя. М.: МГПИ, 1983. С.36-46.

[5] Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983. Т. 1. 287 с.

[6] Лозинг В.Р. Начало теории построения практики развивающего обучения. Кемерово, 1981. 91 с.

[7] Петровский A.B. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1997. 268 с.

[8] Психология развивающейся личности // Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1987. 240 с.

[9] Философский словарь / Под ред. И.Г. Фролова. М.: Политическая литература, 1996. 589 с.

[10] Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения. М.: Педагогика, 1966. 140 с.

[11] Эльконин Д.Б. Психологические условия развивающего обучения // Обучение и развитие младших школьников. М.: Просвещение, 1970. 302 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.