Научная статья на тему 'УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
916
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФАКТОР / ФОРМИРОВАНИЕ / САМООЦЕНКА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизова Наира Исметовна, Миназова Зарема Магомедовна, Саутиева Фатима Белановна

В статье рассмотрена учебная деятельность как фактор формирования самооценки у младших школьников. Автор подчеркивает роль самооценки, сформированной в младшем школьном возрасте, оказывающей наибольшее влияние на будущую жизнь ребенка. Изучены современные психолого-педагогических исследования, в которых доказано, что наибольшее влияние на личностное развитие учащихся начальных классов оказывает образовательная среда школы. На самооценку младшего школьника влияет его успешность в учебе, также и успеваемость ребенка в школе во многом зависит от его самооценки. Показана роль учителя, положительно влияющая на многие аспекты поведения детей, стимулируя их совершать добрые поступки, но, не наказывая и не акцентируя большое внимание на их ошибки. Психологическая поддержка ребенка формируется в его ближнем окружении, и таким образом на развитие самооценки, формирование навыков саморегуляции влияет не только школа, но и семья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING ACTIVITY AS A FACTOR OF FORMING SELF-ESTIMATION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article considers educational activity as a factor in the formation of self-esteem in younger schoolchildren. The author emphasizes the role of self-esteem formed in primary school age, which has the greatest impact on the future life of a child. Modern psychological and pedagogical studies have been studied, in which it is proved that the educational environment of the school has the greatest influence on the personal development of primary school students. The self-esteem of a younger student is influenced by his success in school, as well as the performance of a child at school largely depends on his self-esteem. The role of the teacher is shown to have a positive effect on many aspects of children's behavior, encouraging them to do good deeds, but without punishing or focusing much attention on their mistakes. Psychological support of a child is formed in his immediate environment, and thus the development of self-esteem, the formation of self-regulation skills is influenced not only by school, but also by the family.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

13. Соколова, Н.И. Цифровые ресурсы для организации дистанционного обучения английскому языку / Н.И. Соколова // Дистанционное обучение: актуальные вопросы. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования». - Чебоксары: Среда, 2020. - С. 80-83.

14. Шемонаева, С.В. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения иностранному языку: достоинства, недостатки / С.В. Шемонаева. - 2022. - URL: https://docplayer.com/80652850-Ispolzovanie-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-v-processe-obucheniya-inostrannomu-yazyku-dostoinstva-nedostatki.html (дата обращения: 05.05.2022)

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии Азизова Наира Исметовна

Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования «Дагестанский государственный педагогический университет» в г. Дербенте (г. Дербент);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

педагогики и психологии Миназова Зарема Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный университет А.А. Кадырова» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

и методики начального образования Саутиева Фатима Белановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрена учебная деятельность как фактор формирования самооценки у младших школьников. Автор подчеркивает роль самооценки, сформированной в младшем школьном возрасте, оказывающей наибольшее влияние на будущую жизнь ребенка. Изучены современные психолого-педагогических исследования, в которых доказано, что наибольшее влияние на личностное развитие учащихся начальных классов оказывает образовательная среда школы. На самооценку младшего школьника влияет его успешность в учебе, также и успеваемость ребенка в школе во многом зависит от его самооценки. Показана роль учителя, положительно влияющая на многие аспекты поведения детей, стимулируя их совершать добрые поступки, но, не наказывая и не акцентируя большое внимание на их ошибки. Психологическая поддержка ребенка формируется в его ближнем окружении, и таким образом на развитие самооценки, формирование навыков саморегуляции влияет не только школа, но и семья.

Ключевые слова: учебная деятельность, фактор, формирование, самооценка, младший школьник.

Annotation. The article considers educational activity as a factor in the formation of self-esteem in younger schoolchildren. The author emphasizes the role of self-esteem formed in primary school age, which has the greatest impact on the future life of a child. Modern psychological and pedagogical studies have been studied, in which it is proved that the educational environment of the school has the greatest influence on the personal development of primary school students. The self-esteem of a younger student is influenced by his success in school, as well as the performance of a child at school largely depends on his self-esteem. The role of the teacher is shown to have a positive effect on many aspects of children's behavior, encouraging them to do good deeds, but without punishing or focusing much attention on their mistakes. Psychological support of a child is formed in his immediate environment, and thus the development of self-esteem, the formation of self-regulation skills is influenced not only by school, but also by the family.

Key words: educational activity, factor, formation, self-esteem, junior student.

Введение. Гуманизация всех сфер жизни является одной из ведущих тенденций на современном этапе развития общества. Это находит отражение в широкой демократизации, предоставлении большей свободы в личном самоопределении. Общество теперь гораздо раньше отказывается от функций контроля над процессом социализации личности, снимает с себя ответственность за ее становление. Большая свобода оборачивается для растущего человека повышением требований к внутренней активности личности на пути ее социализации и становления.

Самооценка личности оказывает большое влияние на все сферы деятельности человека на протяжении всей его жизни. Самооценка является одной из характеристик психики, которая имеет значительную роль в определении успешности деятельности человека. Она способствует саморазвитию, формированию личностных взаимоотношений, уровню притязаний и активности личности. Специфичность проявления в самооценке (завышенность или заниженность) мешает нормальному протеканию учебной деятельности, налаживанию коммуникативных связей и т.д.

Самооценка объединяет в себе социальный статус человека в обществе, отношение к нему и собственную оценку своих действий. Самооценка - важная личностная инстанция, которая позволяет контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Самооценка состоит из уже зафиксированных качеств о себе в сознании и их расширении. Самооценка, являясь звеном «Я -концепции», входит в структуру личности в качестве оценочного компонента [10, С. 220].

Изложение основного материала статьи. Изучением проблемы самооценки детей младшего школьного возраста занимались многие отечественные ученые: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, В.М. Сивельников, М.И. Лисина и многие другие. Именно Л.С. Выготский предполагал, что настоящая самооценка начинает формироваться в семилетнем возрасте. Сначала ребенок воспринимает оценку и похвалу ближнего окружения, не анализируя и не оценивания при этом свои действия самостоятельно, в школе у него начинает формироваться самопознание, если в школе существуют условия для благоприятного развития личности ребенка, его самооценка и личностные качества развиваются в норме с возрастом. В некоторых школах еще только вводятся психолого-педагогические условия для развития личности и самооценки ребенка [1, С. 45].

По мнению М. Розенберга «самооценка» это отражение степени развитости у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему, что входит в сферу собственного «Я» [9, С. 74].

«Самооценка, как считает А.А. Реан, это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков» [7, С. 36].

«Самооценка возникает в результате взаимодействия человека с окружающей средой и оценочного взаимодействия с другими людьми», пишет К. Роджерс [8, С. 15].

Самооценка формируется на познании себя и своих сторон личностью, которая состоит из разнообразных элементов: физическая личность, социальная и духовная.

Физическая личность - тело, семья, одежда, дом, накопления.

Социальная личность - признание человека личностью со стороны других людей, а также набор тех качеств личности, которые проявляются по-разному, в отличие от группы людей, в которой человек находится, это происходит в следствие адаптации человека к определенной социальной группе.

Духовная личность - совокупность нравственных, моральных качеств, а также религиозных установок [4, С. 95].

Особенности детей младшего школьного возраста также нужно учитывать в развитии самооценки. Происходит смена ведущей игровой деятельности на учебную. Детям необходимо адаптироваться к среде, проявлять интеллектуальную активность, волевые усилия, научиться самоконтролю и самоорганизации [3]. Они еще не обладают волевыми качествами, быстро опускают руки, им сложно преодолевать жизненные трудности. Также часто проявляется повышенная эмоциональность, так как дети этого возраста еще не умеют сдерживать свои эмоции и все мысли и впечатления вызывают эмоционально окрашенное отношение. Эмоциональность детей также проявляется в частой смене настроения -эмоциональной неустойчивости. В 7-8 лет произвольное внимание детей составляет 15 минут, затем ребенок может начать отвлекаться, поэтому важно производить смену деятельности, чтобы обучение ребенка оставалось эффективным [5, С. 328].

С.Л. Рубинштейн считал, что «самооценка выражает фундаментальные свойства личности и наряду с другими факторами отражает ее направленность и активность».

Самооценка выполняет регуляторную функцию, а значит, координирует внутренние психические процессы человека, которые направлены на взаимодействие с окружающими людьми.

Взаимодействие с людьми происходит на основе психологической, социально-психологической и социальной деятельности. Например, мы сами выбираем собеседника или человека для совместной деятельности, опираясь на свои личные качества и предпочтения. То, как человек применяет на себя роль другого, встает на его место и оценивает свои действия, ценности, личностные качества, это формирует несколько наборов поведения, применяемые для разного окружения, данное действие способствует самоанализу своих действий и развитию самооценки, как внешне, так и внутренне.

Самооценка имеет ряд функций: познание себя в сравнении (смысл моего существования), прогностическая (что могу сделать), регулятивная (что я должен делать, как сохранить свое внутреннее «Я»).

Пока ребенок не понимает моральных ценностей, его самооценка отталкивается от понимания «Я хороший», дошкольник еще не способен на самоанализ, поначалу он может оценивать действия только других детей. Далее его самооценка строится на мнении близких и в сравнении со сверстниками [2, С. 5].

Самооценка ребенка начинает меняться уже в школе, в период учебно- воспитательного процесса, когда психика ребенка еще не стабильна и зависит от оценки окружающих. Так же, как и взрослый, ребенок проектирует себя прошлого на себя настоящего и оценивает себя. Дети с адекватной самооценкой спокойны, стремятся помогать другим, а также способны анализировать свои ошибки. Если ребенок занижает себя, это оказывает отрицательное влияние на его дальнейшее развитие, он не рвется обучаться чему-либо, ожидая неудачи, такие дети обычно необщительные и тихие. А завышенная самооценка искажает представление о своих возможностях в сторону преувеличения, но активизирует ребенка. Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, не сидят на месте и не боятся ошибиться, любят внимание и не придерживаются правилам. Они привыкли к похвале и при ее отсутствии дети начинают нервничать. Однако заниженная самооценка встречается у дошкольников довольно редко. В возрасте пяти лет, дети ждут похвалы за многие свои действия, в шесть лет, они уже могут объяснить, за что их надо хвалить, а в семь лет зачастую дети объективно могут оценить себя. На протяжении жизни мы сталкиваемся с проблемами, принятием важных решений, которые требуют предварительного отражения собственных способностей, сильных и слабых сторон, и адекватный уровень самооценки у человека в среднем приводят к лучшим решениям.

Таким образом, самооценка влияет на развитие внутренних качеств личности, является основой социализации, подлинная самооценка ребенка формируется только к концу первого класса, до этого момента его самооценка строится на оценке других людей, если оценка ближнего окружения не проявляется к ребенку, его самосознание развивается медленнее. Чаще всего у дошкольников и детей младшего школьного возраста проявляется завышенный уровень самооценки, так как анализировать свои действия он еще не может, а оценка взрослого в наибольшей степени оказывает влияние на ребенка.

По определению Д.Б. Эльконина, «учебная деятельность - это «деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, побуждаемая адекватными мотивами. Ими могут быть мотивы собственного роста, совершенствования, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельностью» [11, С. 47].

В современных психолого-педагогических исследованиях доказано, что наибольшее влияние на личностное развитие учащихся начальных классов оказывает образовательная среда школы. Искаженное формирование самооценки в детстве приводит к проблемам во взрослой жизни. На самооценку младшего школьника влияет его успешность в учебе, также и успеваемость ребенка в школе во многом зависит от его самооценки. А это значит, что задача школы (учителя, психолога) поддерживать ребенка и его здоровое развитие.

Первый год обучения в школе является самым важным в жизни ребенка, он адаптируется к новым условиям, режиму дня, коллективу, обстановке. Меняется его место в системе общественных отношений, весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Изначально мотивация к учебной деятельности задается желанием стать взрослее, проявляется интерес к новой школьной среде, создаются ситуации успеха, но затем сам смысл обучения должен стать мотивацией ребенка, поэтому как родителям, так и учителю необходимо поддерживать и направлять младшего школьника в образовательной деятельности. Учитель становится значимым взрослым, поэтому очень важно выстроить правильные взаимоотношения с детьми. Главной задачей учителя является показать ребенку, как анализировать свои ошибки в учебной деятельности, чтобы затем младший школьник научился анализировать свои действия.

Дети со средним уровнем самооценки часто распределяют свои силы и выбирают, за что взяться и где добьются успеха, а что лучше не пробовать. При низком уровне самооценки дети предпочитают выбирать легкую деятельность. Себя они недооценивают, а деятельность других переоценивают. У таких детей неуверенность в себе ярко проявляется в их поведении, неловкости. Именно поэтому учителю важно раскрыть особенности каждого ребенка и поддержать, если у него низкая успеваемость, нужно подчеркнуть положительные качества, чтобы она не оказала отрицательного влияния на самооценку. Выставляя отметки без объяснения ошибок и выражая свою оценку ребенку, у младшего школьника начинает формироваться та самооценка, которую создал учитель, необходимо сохранять баланс между ошибками и достижениями, хвалить и напоминать над чем еще можно работать. То как учитель направляет ребенка в младшей школе и помогает ему раскрыться, будет влиять на его обучение в старших классах.

Самооценка, сформированная в младшем школьном возрасте, оказывает наибольшее влияние на будущую жизнь ребенка, так как именно в этом возрасте ребенок учится анализировать свое поведение, действия и личностные качества, от уровня самооценки зависит и успешность обучения, так как самооценка способствует формированию саморегуляции и организации деятельности, это помогает младшему школьнику распределять свои силы и возможности.

Так, самооценка, выступает очень важным фактором формирования личности ребенка, позволяет ему принимать важные, адекватные решения в самых разнообразных жизненных ситуациях, которые будут постоянно встречаться на его жизненном пути. Становление адекватной самооценки определяет уровень его стремлений и ценностей, которых он будет придерживаться, она будет определять степень его положительного отношения ко всему окружающему его миру.

Подлинная самооценка - это то, как ребенок может рефлексировать свои действия, в том числе и по отношению к другим людям, оценивать свои поступки самостоятельно, независимо от чужого мнения, организовывать свою деятельность, понимать свои чувства, мысли и желания. Самооценка редко бывает идеально подлинной. Так, как и окружение, тоже может влиять даже незначительно на отношение человека к себе. На первом этапе ребенок впитывает все, что может относиться к его оценке, на втором его задача - научиться анализировать свои действия самостоятельно, отбрасывать то, что к нему не относится, прислушиваться лишь к конструктивной критике, взвешивать свои силы и видеть на что способен, находить собственные интересы, только тогда самооценка ребенка будет формироваться адекватно. Детям младшего школьного возраста сложно учиться в школе. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно и безопасно. Дети семи лет могут концентрироваться на одном деле от десяти до двадцати минут, потому что их внимание низкое, их восприятие недостаточно дифференцировано, а основной способ мышления - образное мышление.

Ребенок попадает в незнакомое место и социум, ему сложно следовать новым правилам. Поэтому на адаптацию нужно время. Он долго остается без семьи и должен привыкнуть к этому.

Дети, независимо от своих желаний, проводят немалую часть своей жизни в среде, которую учителя создают в школе. И она влияет на их развитие в целом. Если педагог вызывает много положительных эмоций, значит, дети быстрее адаптируются к школьной среде. На первых порах учитель должен стараться поддерживать ребенка, применять невербальные формы педагогического общения: похлопывать по плечу, обнимать, улыбаться, использовать различные жесты и мимику и прочее. Тон обязательно должен быть мягким, доверительным. Повышенный тон недопустим, это оттолкнет ребенка. Требования должны быть не в форме инструкций, а в форме пожеланий, условия поставленных перед учеником задач должны мягко повторяться. Школа может научить и хорошему, и плохому. С одной стороны, если постоянно переоценивать самооценку младшего школьника, наряду с эмоциональным благополучием, у него также разовьется зависимость от поддерживающей среды.

Учителя могут положительно влиять на многие аспекты поведения детей, стимулируя их совершать добрые поступки, но, не наказывая и не акцентируя большое внимание на их ошибки. Умение педагога воспитать ребенка в начальной школе - это талант, требующий особые умения и навыки. К таким относятся:

- Правильное оценивание внутреннего состояния ребенка, сочувствие и сопереживание.

- Необходимость стать образцом для подражания и образцом для подражания в мыслях, чувствах и действиях.

- Поиск правильного стиля общения с каждым ребенком, поиск его позиции и понимания.

- Пробуждение в ребенке уважения и неформального признания.

- Попытка заслужить доверие у ребенка/детей [6, С. 48].

Учитель должен уважать детей и верить в то, что они способны учить ответственно. Он должен внимательно наблюдать за детьми, внимательно направлять их и оказывать им необходимую помощь во всех средах.

Соответствующая возрасту педагогическая практика должна учитывать универсальные и научно установленные закономерности физического, эмоционального, социального и когнитивного развития ребенка в течение первых 8 лет жизни. На основе этих законов педагог создает учебную среду и планирует деятельность детей, посещающих детский сад. Индивидуальное соответствие предполагает признание уникальности личности каждого ребенка с учетом темпа индивидуального развития, способностей, интересов, наклонностей, характера учебы, а также образа жизни и качеств, присущих его семье в его работе.

Выводы. Создавая психолого-педагогические условия в образовательной деятельности, у ребенка расширяются возможности для формирования подлинной адекватной самооценки, пробуя себя в разной деятельности, ребенок может проявить свои интересы, таланты, научиться выстраивать цели, поэтому необходимо поддерживать детей младшего школьного возраста во всех сферах его деятельности. При этом, когда психолого-педагогические условия распространяются и на родителей, психологическая поддержка ребенка формируется в его ближнем окружении, и таким образом на развитие самооценки, формирование навыков саморегуляции влияет не только школа, но и семья.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Издательство «Союз». - 2004. - 224 с.

2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /

A.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2014. - 23 с.

3. Кузнецова, А.А., Воробьева, В.В., Золотарева, И.В., Моренко, И.М., Ушакова, Н.И. Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к школьному обучению/ А.А. Кузнецова,

B.В. Воробьева, И.В. Золотарева, И.М. Моренко, Н.И. Ушакова // Коллекция гуманитарных исследований. 2019; (1): 12-20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lichnostnogo-razvitiya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-protsesse-adaptatsii-k-shkolnomu-obucheniyu (дата обращения: 06.04.2021).

4. Малакуцкая, С.М. Самооценка как ключевой компонент самосознания личности / С.М. Малакуцкая, Л.В. Яковлева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - № 21. - С. 95-100

5. Мельникова, Н.В. Статус эмоциональности дошкольника / Н.В. Мельникова, О.В. Калинина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №58-4. - С. 328-331

6. Ожиганова, Г.В. Подражание как фактор развития высших способностей у детей: ресурсный подход / Г.В. Ожиганова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2016. - №4. - С. 48-54

7. Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан. - М.: СПб: Прайм-Еврознак. - 2008. - 479 с.

8. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Карл Р. Роджерс; пер. с англ. М.М. Исениной; общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. - Москва: Прогресс: Универс, 1994. - 479 с.

9. Розенберг, М. Язык жизни: Ненасильственное общение / Перев. с англ. - М.: ООО Книжное издательство «София». - 2018. - 288 с.

10. Топилина, И.И. Факторы и условия формирования познавательной самооценки младших школьников / И.И. Топилина // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - №2 (69). - C. 220-222

11. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин // М.: Издательский центр «Аккадемия». - 2007. - 384 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Аксенова Марина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы содержания и организации подготовки будущих учителей начальной школы к обучению младших школьников решению олимпиадных задач по математике в рамках спецкурса «Практика решения нестандартных математических задач». Рассматриваются понятия «нестандартные задачи», «олимпиадные задачи». Выделяются различные виды олимпиадных задач по математике в начальной школе, а также различные способы, методы и приемы, помогающие младшим школьникам решить такие задачи. Приводятся примеры олимпиадных задач по математике для выпускников начальной школы с образцами их решения.

Ключевые слова: олимпиадные задачи по математике, нестандартные задачи, начальная школа.

Annotation. The article deals with the issues of the content and organization of training of future primary school teachers for teaching younger students to solve Olympiad problems in mathematics within the framework of the special course "Practice of solving non-standard mathematical problems". The concepts of "non-standard tasks", "Olympiad tasks" are considered. Different types of Olympiad problems in mathematics in elementary school are distinguished, as well as various ways, methods and techniques that help younger students solve such problems. Examples of Olympiad problems in mathematics for elementary school graduates with samples of their solution are given.

Key words: olympiad tasks in mathematics, non-standard tasks, elementary school.

Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) утвержденном в 2021 году обозначены требования к предметным и метапредметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. В число этих требований входит развитие логического и алгоритмического мышления, а именно умений распознавать верные и неверные утверждения в различных ситуациях в том числе и при решении задач, сравнивать, классифицировать и объединять различные объекты по какому-либо основанию, устанавливать аналогии; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Одним из эффективных средств развития логического и алгоритмического мышления младших школьников в процессе обучения математике являются нестандартные или как их еще часто называют олимпиадные задачи. Обучение младших школьников решению олимпиадных (нестандартных) задач является очень важной задачей, стоящей перед учителем начальной школы. В этой связи содержание подготовки бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образования и Начальное образование, Начальное образование и Иностранный язык, Русский язык и Начальное образование должно обеспечивать готовность будущего учителя начальной школы к обучению младших школьников решению олимпиадных задач. Обеспечение данного вида готовности может быть реализовано за счет проведения спецкурса «Практика решения нестандартных математических задач» включающего в себя комплекс учебно-педагогических задач, моделирующий ситуации учебного процесса в начальной школе [1].

Изложение основного материала статьи. Понятие «олимпиадные задачи» появилось в результате проведения математических соревнований между школьниками которые стали называть математическими олимпиадами. Олимпиадные задачи по математике имеют важное отличие от обычных задач из школьного курса математики которое заключается в том, что их решение нестандартно. В этой связи, данные задачи называют часто нестандартными. Главной целью этих задач является развитие нетривиального мышления, умения творческий мыслить, логически рассуждать, исследовать возникшие затруднения с различных сторон и приходить к решению, алгоритм которого заранее не известен учащемуся. Олимпиадные задачи имеют важное значение в начальном обучении математике, так как они являются одним из средств развития логического и алгоритмического мышления учащихся (а именно таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, аналогия, абстрагирование, обобщение, систематизация), а также позволяют подготовить учащихся к решению проблем, возникающих в повседневной жизни.

В связи с этим, учителю начальных классов необходим ряд теоретических и методических знаний и умений. Перечислим их.

Знания:

- понятия «олимпиадные (нестандартные) задачи»,

- видов олимпиадных (нестандартных) задач доступных для решения младшим школьникам,

- различных методов, приемов решения олимпиадных (нестандартных) задач доступных младшим школьникам,

- целей обучения решению олимпиадных (нестандартных) задач в начальной школе, развивающих возможностей данного вида задач и способа их реализации.

Умения:

- решать олимпиадные (нестандартные) задачи методами доступными младшим школьникам,

- использовать различные методы и приемы доступные младшим школьникам для решения олимпиадных (нестандартных) задач,

- приводить примеры различных видов олимпиадных (нестандартных) задач,

- осуществлять анализ содержания программ, учебников математики, осуществлять перспективное планирование, включать в урочную внеурочную деятельность по математике олимпиадные (нестандартные) математические задачи,

- обучать младших школьников решению олимпиадных (нестандартных) математических задач [2].

Перечисленные теоретические и методические знания и умения формируются у будущего учителя начальной школы на

занятиях спецкурса «Практика решения нестандартных математических задач».

Целью спецкурса является формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего учителя начальной школы, направленных на развитие систематизированных знаний в области решения нестандартных математических задач, в соответствии с современными требованиями начальной школы.

Задачи спецкурса:

- систематизировать знания студентов о нестандартных математических задачах, способах их конструирования и процессе решения;

- совершенствовать умения студентов решать нестандартные математические задачи курса математики начальной школы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.