Научная статья на тему 'Участники уголовного судопроизводства, осуществляющие функцию обвинения согласно уголовно-процессуальному законодательству Вьетнама'

Участники уголовного судопроизводства, осуществляющие функцию обвинения согласно уголовно-процессуальному законодательству Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
сторона обвинения / уголовно-процессуальное законодательство / обвинительная функция / Вьетнам / суд / прокурор / следователь / prosecution / criminal procedure legislation / accusatory function / Vietnam / court / prosecutor / investigator

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чан Нгок Минь, Чан Куанг Хьеу

Сторона обвинения играет важную роль в процессе раскрытия, расследования уголовных дел, предоставления доказательств, доказывающих виновность лица, его совершившего. В статье представлена концепция по разграничению участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения на основе анализа положений уголовно-процессуального законодательства Вьетнама о правовом статусе субъектов. Исходя из изложенного авторы делают некоторые оценки и дают комментарии к положениям вьетнамского законодательства по данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participants in criminal proceedings performing the function of prosecution in the criminal procedure legislation of Vietnam

The prosecution plays an important role in the process of disclosure, investigation of criminal cases, providing evidence proving the guilt of the person who committed it. The article presents the concept of delimiting the participants in criminal proceedings from the side of the prosecution based on the analysis of the provisions of the Vietnamese criminal procedure legislation on the legal status of subjects. Based on the foregoing, the authors makes some assessments and comments on the provisions of the Vietnamese legislation on this issue.

Текст научной работы на тему «Участники уголовного судопроизводства, осуществляющие функцию обвинения согласно уголовно-процессуальному законодательству Вьетнама»

Закон и право. 2022. № 5. С. 229-232.

Law and legislation. 2022;(5):229-232.

Научная статья

УДК 343 NIION: 1997-0063-5/22-296

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-5-229-232 MOSURED: 77/27-001-2022-5-496

Участники уголовного судопроизводства, осуществляющие функцию обвинения согласно уголовно-процессуальному законодательству Вьетнама

Чан Нгок Минь1, Чан Куанг Хьеу2

1 2 Академии Народной Безопасности, Вьетнам

1 Mrtranminh1986@gmail.com

2 tranquanghieub12@gmail.com

Аннотация. Сторона обвинения играет важную роль в процессе раскрытия, расследования уголовных дел, предоставления доказательств, доказывающих виновность лица, его совершившего. В статье представлена концепция по разграничению участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения на основе анализа положений уголовно-процессуального законодательства Вьетнама о правовом статусе субъектов. Исходя из изложенного авторы делают некоторые оценки и дают комментарии к положениям вьетнамского законодательства по данному вопросу.

Ключевые слова: сторона обвинения, уголовно-процессуальное законодательство, обвинительная функция, Вьетнам, суд, прокурор, следователь.

Для цитирования: Чан Нгок Минь, Чан Куанг Хьеу. Участники уголовного судопроизводства, осуществляющие функцию обвинения согласно уголовно-процессуальному законодательству Вьетнама // Закон и право. 2022. № 5. С. 229—232. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-5-229-232.

Original article

Participants in criminal proceedings performing the function of prosecution in the criminal procedure

legislation of Vietnam

Tran Ngoc Minh1, Tran Quang Hieu2

1 2 People's Security Academy, Vietnam

1 Mrtranminh1986@gmail.com

2 tranquanghieub12@gmail.com

Abstract. The prosecution plays an important role in the process of disclosure, investigation of criminal cases, providing evidence proving the guilt of the person who committed it. The article presents the concept of delimiting the participants in criminal proceedings from the side of the prosecution based on the analysis of the provisions of the Vietnamese criminal procedure legislation on the legal status of subjects. Based on the foregoing, the authors makes some assessments and comments on the provisions of the Vietnamese legislation on this issue.

Keywords: prosecution, criminal procedure legislation, accusatory function, Vietnam, court, prosecutor, investigator.

For citation: Tran Ngoc Minh, Tran Quang Hieu. Participants in criminal proceedings performing the function of prosecution in the criminal procedure legislation of Vietnam // Law and legislation. 2022; (5) :229— 232. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-5-229-232.

© Чан Нгок Минь, Чан Куанг Хьеу. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 05-2022

Понятие стороны обвинения в уголовно-процессуальном законе не содержится, однако функцию обвинения возможно выделить исходя из направленности деятельности каждого субъекта в процессе разрешения дела через положения о его правовом положении и практике деятельности этих субъектов.

Анализ норм уголовно-процессуального законодательства позволяет установить, что под участниками со стороны обвинения понимаются субъекты, участвующие в уголовно-процессуальном правоотношении и выполняющие функцию обвинения в целях представления доказательств для привлечения к уголовной ответственности физических или юридических лиц, совершивших деяние, предусмотренное Уголовным кодексом Вьетнама.

На основании положений о правовом статусе участников уголовного судопроизводства УПК Вьетнама 2015 г. и фактической их деятельности на практике полагаем возможным подразделение субъектов, осуществляющих функцию обвинения в уголовном процессе, на две группы:

Во-первых, субъекты, осуществляющие функцию обвинения, которые имеют отношение к органам государственной власти. В уголовно -процессуальном праве Вьетнама данная группа выполняют ключевую функцию. В эту группу входят следственные органы и органы, которым поручено проведение отдельных следственных действий; прокуратура и лица, правомочные вести производство в этих органах. Рассмотрим более подробно этих участников.

1. Следственные органы и должностные лица органов дознания. Согласно положениям ст. 4 Закона «Об организации следственных органов Вьетнама» 2015 г. в систему следственных органов входят: Следственный орган народной общественной безопасности; Следственное управление в Народной Армии; Следственный орган Верховной народной прокуратуры. В соответствии с положениями п. «а» ч. 2 ст. 34 УПК Вьетнама 2015 г. к лицам, проводящим расследование, относятся руководитель, заместитель руководителя следственного органа, следователь и помощник следователя.

2. Органы, которым поручено проведение ряда следственных действий, и лица, которым поручено проведение ряда следственных действий, включают: пограничные органы; таможенные органы; органы по охране леса; органы береговой охраны; органы по контролю за ры-

боловством; органы Народной общественной безопасности и другие органы.

Кроме того, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 35 УПК Вьетнама 2015 г. к лицам, которым поручено проведение ряда следственных действий, относятся руководители, заместители руководителей и следователи этих органов.

Органы, которым поручено проведение ряда следственных действий, правомочны только рассматривать сообщения о преступлениях, относящихся к сфере их деятельности, проводить неотложные следственные действия, применять меры пресечения с целью обеспечения явки лица, подозреваемого в совершении преступления, передавать собранный материал в компетентный следственный орган в течение семи дней со дня вынесения постановления о возбуждении уголовного дела (ст. 164 УПК 2015 г.).

3. Прокуратура и процессуальные лица прокуратуры. Согласно ст. 40 Закона «Об организации Народной прокуратуры» Вьетнама 2014 г. в систему народной прокуратуры входят: Верховная народная прокуратура; Высшая народная прокуратура; народные прокуратуры провинций и городов центрального подчинения; народные прокуратуры районов; Военная прокуратура всех уровней.

В соответствии с положениями п. «Ь» ч. 2 ст. 34 УПК Вьетнама 2015 г. к лицам, осуществляющим производство в прокуратуре, относятся: прокурор, заместитель прокурора, инспектор.

Функции органов прокуратуры условно можно представить в следующих видах деятельности:

1) комплекс мероприятий, направленных на «подготовку» к рассмотрению дела, служащих предпосылкой для обвинения;

2) комплекс мероприятий по сопровождению реализации функции прокуратуры: решение о применении, изменении или отмене мер пресечения и принудительных мер;

3) комплекс мероприятий по выявлению и сбору доказательств для выявления лиц, совершивших преступления;

4) вынесение решений, подтверждающих причастность или непричастность обвиняемого к преступному деянию, такие, как: постановление о привлечении обвиняемого к уголовной ответственности, постановление о приостановлении расследования в связи с отсутствием состава преступления, события преступления.

Во-вторых, субъекты, осуществляющие функцию обвинения, которые не относятся к орга-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2022

нам государственной власти. К этой группе субъектов можно отнести: потерпевшего; гражданского истца; представителя потерпевшего, гражданского истца; заявителя.

Потерпевшие осуществляют следующие действия, направленные на реализацию функции обвинения:

1) подача заявления о возбуждении уголовного дела;

2) предоставление доказательств, направление ходатайств в Следственный комитет, Прокуратуру в рамках расследования уголовного дела;

3) участие в следственных и иных процессуальных действиях.

Гражданские истцы обладают ограниченными возможностями по реализации функции обвинения, чем потерпевший. В основном их полномочия связаны с дачей показаний и направлением обращений с запросами в органы следствия, прокуратуру в целях реализации гарантии на компенсацию вреда, причиненного преступлением.

Представитель потерпевшего и гражданского истца, участвующий в деле в качестве защитника прав и законных интересов потерпевшего и гражданского истца. Согласно ст. 84 Уголовно-процессуального кодекса 2015 г. представитель реализует функцию обвинения посредством реализации прав представляемых ими лиц.

Заявители выполняют функцию обвинения в основном путем обращения в правоохранительный орган с требованием привлечения лица к уголовной ответственности, оказывают помощь компетентному органу в возбуждении уголовного дела, дают показания, представляют документы, предметы для их оценки в целях использования в качестве доказательств, направляют запросы.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о нормах уголовно-процессуального права Вьетнама, регламентирующих правовое положение субъектов, осуществляющих функцию обвинения в уголовном процессе, можно сделать вывод о том, что:

Во-первых, уголовно-процессуальное законодательство не имеет четкого разграничения между субъектами, выполняющими конкретную процессуальную функцию, не предусматривает единого субъекта для выполнения обвинительной функции, а идентифицирует субъектов по статусу их участия в уголовном судопроизвод-

стве. Для успешной реализации принципа состязательности сторон на практике и обеспечения интересов участников уголовного судопроизводства необходимо четко разграничить процессуальных субъектов по процессуальным функциям: сторона обвинения, сторона защиты, суд и другие участники судопроизводства.

Во-вторых, субъекты, осуществляющие функцию обвинения в законодательстве Вьетнама, в основном подчеркивают обвинительную функцию государственных органов, наиболее ярко проявляющуюся на стадиях расследования и судебного разбирательства.

Остальные субъекты, такие, как: потерпевшие, гражданские истцы, их представители выполняют вспомогательную функцию, содействуют осуществлению функции обвинения. Данные положения относительно уместны, однако требуется совершенствование законодательства в целях расширения их полномочий, направленных на реализацию принципа состязательности сторон.

В-третьих, полномочия следователей и прокуроров по-прежнему весьма ограничены по сравнению с руководителями и заместителями руководителей следственных органов и прокуратуры. Согласно положениям УПК Вьетнама 2015 г. процессуальные решения, имеющие ключевое значение по делу, в основном сосредоточены в полномочиях руководителей и заместителей руководителей следственных органов и прокуратуры. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос относительно повышения самостоятельности полномочий следователей и прокуроров при принятии процессуальных решений.

В-четвертых, ряд положений УПК Вьетнама 2015 г. о полномочиях суда свидетельствует о наличии двойственной природы его деятельности. Функции суда заключаются как в обвинении, так и в разрешении уголовных дел.

Так, согласно п. «ж» ч. 4 ст. 153 УПК Вьетнама:

«Судебная коллегия выносит постановление о возбуждении уголовного дела или ходатайствует перед Прокуратурой о возбуждении уголовно -го дела, если при рассмотрении дела в судебном заседании установлено, что преступление было совершено».

Аналогичное несоответствие проявляется и в других нормах, например, о сроках давности привлечения к уголовной ответственности в ч. 3 ст. 298:

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 05-2022

«В случае признания необходимости привлечения подсудимого к уголовной ответственности за преступление, более тяжкое, чем инкриминируемое прокуратурой, суд возвращает дело в прокуратуру с указанием повторно возбудить уголовное дело и уведомить об этом подсудимого, его представителя или защитника; если прокуратура по-прежнему поддерживает обвинение в совершении преступления, суд имеет право осудить подсудимого за это более тяжкое преступление».

Тот факт, что суд предпринимает меры по усилению ответственности лица, в отношении которого рассматривается уголовное дело, может свидетельствовать о том, что прокуратура допустила нарушения при предъявлении обвинения, а суд встает на сторону обвинения и способствует дальнейшему уголовному преследованию лица, которому ошибочно предъявлено обвинение.

Следовательно, необходимо внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство, направленные на разграничение функций суда в целях недопущения нарушения баланса между участниками со стороны обвинения и защиты, соблюдения принципа состязательности сторон.

Список источников

1. Конституция Вьетнама, 2013 г.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Вьетнама 2015 г. (с изм. и доп. 2021 г.).

3. Закон Вьетнама «Об организации органов уголовного розыска» 2015 г.

4. Закон Вьетнама «Об организации народной прокуратуры» 2014 г.

5. Закон Вьетнама «Об организации народных судов» 2014 г.

6. Академия Народной безопасности: Учебник по уголовно-процессуальному праву Вьетнама. 2018.

References

1. Constitution of Vietnam, 2013.

2. Criminal Procedure Code ofVietnam 2015 (as amended and supplemented in 2021).

3. Law of Vietnam «On the Organization of Criminal Investigation Bodies» 2015.

4. Viet Nam Law on the Organization of the People's Procuratorate, 2014.

5. Viet Nam Law on Organization of People's Courts, 2014.

6. People's Security Academy: Textbook. Vietnamese Criminal Procedure Law. 2018.

Информация об авторах

1. Чан Нгок Минь — магистр, преподаватель

2. Чан Куанг Хьеу — магистр, преподаватель

Information about the authors

1. Tran Ngoc Minh — master, lecturer

2. Tran Quang Hieu — master, lecturer

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.03.2022; одобрена после рецензирования 08.04.2022; принята к публикации 14.04.2022.

The article was submitted 10.03.2022; approved after reviewing 08.04.2022; accepted for publication 14.04.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.