Научная статья на тему 'Участники медиаклуба на фестивале «Сталкер»'

Участники медиаклуба на фестивале «Сталкер» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
86
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАКЛУБ / КИНОКЛУБ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мурюкина Е. В.

С 6 по 8 апреля 2009 года в Ростове-на-Дону проходил Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». Организаторами кинофестиваля в Ростове-на-Дону стали: Гильдия кинорежиссеров России, Союз журналистов России, Московская гильдия актеров театра и кино, Московское представительство Фонда МакАртуров, Донское отделение Союза кинематографистов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участники медиаклуба на фестивале «Сталкер»»

Практика медиаобразования Участники медиаклуба на фестивале «Сталкер»

Е.В.Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент

С 6 по 8 апреля 2009 года в Ростове-на-Дону проходил Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». Организаторами кинофестиваля в Ростове-на-Дону стали: Гильдия кинорежиссеров России, Союз журналистов России, Московская гильдия актеров театра и кино, Московское представительство Фонда МакАртуров, Донское отделение Союза кинематографистов России.

Необходимо отметить, что кинофестиваль «Сталкер» существует в России с 1995 года. В основе его программы - конкурс игровых, документальных фильмов, а также благотворительные, социально-значимые акции в регионах России. Президент кинофестиваля - Народный артист СССР, кинорежиссер М. Хуциев. Главная цель фестиваля - средствами кино формировать правовое сознание общества. Из фильмов-призеров кинофестиваля «Сталкер» учредители формируют программы, с которыми их авторы и члены жюри бывают с творческими встречами в различных городах России.

Итак, очередное занятие медиаклуба «Синематограф» студенты Таганрогского государственного педагогического института (А.Алексенко, У.Афоничкина, М.Беличенко, М.Воронцова, А.Гасанов, И.Гордиенко, О.Каравайкина, С.Костина, Е.Левицкая, И.Молчанова, И.Скуднова, К.Шайдарова и др.) решили провести в Ростове-на-Дону, поучаствовав в просмотре и обсуждении фильма «Живи и помни» (2008) режиссера А.А.Прошкин. Мы хотели бы выразить благодарность тем, кто помог участникам медиаклуба принять участие в работе кинофестиваля «Сталкер»: Донскому отделению союза кинематографистов России, которые выслали информационное письмо, обеспечили нас билетами и т.д.; декану факультета социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института доктору педагогических наук, профессору Т.Д.Молодцовой.

К назначенному времени мы со студентами подъехали к Дому кино, получили билеты. Когда мы зашли в зал, то удивились большому количеству людей, преимущественно, молодежи. Перед премьерным показом на сцену поднялся артист России и кинорежиссер Александр Анатольевич Прошкин (в приложении дана его краткая творческая биография). Он поприветствовал участников кинофестиваля, порадовался тому, что среди зрителей много юношей и девушек, которые проявили интерес к акции и его фильму.

После просмотра фильма состоялся творческий вечер, на котором

зрители задавали вопросы режиссеру. Сразу отметим, что личность режиссера и фильм вызвали большой интерес в аудитории, что выразилось в большом количестве вопросов к А.А.Прошкину. К сожалению, в отведенное организаторами время не всем зрителям удалось задать вопросы и услышать на них ответы. В данной статье мы приведем некоторые из них:

Вопрос: «Почему Вы сняли картину именно сейчас?»

А.А.Прошкин: «По роду своей работы я часто выезжаю в командировки, в том числе и в деревни, например, в поисках натуры для съемок. Объехав множество деревень центральной полосы можно прийти к выводу, что деревня погибает... Люди там практически не имеют будущего. В литературе, кинематографе перестали говорить о деревне, проблемах крестьян. Поэтому мы посчитали важным поднять сейчас эту тему. Так как данность говорит нам о том, что крестьянин обречен.».

Вопрос: «Актуальны ли сегодня проблемы деревни, описанные В .Г.Распутиным?»

А.А.Прошкин: «Да, за это время мало что изменилось в жизни крестьян. Их главная проблема - беспробудное пьянство, отягощенное отсутствием перспектив. Знаете, мне, актерам, съемочной группе было стыдно за собственное благополучие.».

Вопрос: «Как Вы получили разрешение на экранизацию повести В.Г.Распутина?»

А.А.Прошкин: «Мне это разрешение дал сам В.Г.Распутин. Долгое время он не позволял экранизировать свои произведении. Неожиданно В.Г.Распутин назвал мою фамилию как кинорежиссера, который должен снять фильм.».

Вопрос: «Какой Ваш главный принцип отбора актеров?»

А.А.Прошкин: «Я должен увидеть «отзыв», отклик в душе актера на роль».

Вопрос: «С какими трудностями Вы столкнулись?»

А.А.Прошкин: «Отсутствие финансирования, можно сказать, что картина малобюджетная. Также была трудность с подбором актеров на роли. Сегодня много актеров вообще, еще больше гламурных актеров, а вот подобрать актерский состав для фильма «Живи и помни» было сложно.».

Вопрос: «Скажите, а была ли попытка моральной оценки фильма жителями той деревни, где проходили съемки?»

А.А.Прошкин: «Да, они активно участвовали в массовках, давали и оценку поступков героев. Я хочу сказать, что в деревне живут люди мудрые, которые ясно понимают жизнь. Их главное качество - безмерная доброта и щедрость как материальная, так и душевная. Мы не могли платить им большие гонорары, но какие-то деньги за участие (эпизодические роли, массовки) в съемках платили. Мы жили в 70 км от места съемок и каждый вечер уезжали в гостиницу. Получив свои деньги, уже на следующее утро женщины встречали нас пирогами, которые пекли вечером. Поражает безмерная доброта, искренность, сердечность людей из деревень».

Вопрос: «Кто для Вас главный герой Андрей?»

А.А.Прошкин: «Главный герой - преступник. С одной стороны он совершил преступление, а с другой - за это ему была отпущена любовь, которой он раньше не знал, не ценил. Настена умеет любить, жертвовать собой. Ему Андрею после смерти Настены Бог «отпускает» его грех. Для меня весь мир сконцентрировался в этой женщине.».

Вопрос: «Что для Вас означает этот фильм?»

А.А.Прошкин: «Этот фильм - урок жизни не только для меня, но и для актеров, режиссерского состава!».

После окончания творческого вечера мы остались «караулить» кинорежиссера у дверей Дома кино. Студентам очень хотелось выразить свою благодарность за фильм «Живи и помни», «завязать» знакомство с А.А.Прошкиным и просто сфотографироваться с ним, взять автограф. Ожидание длилось недолго, вскоре режиссер вышел из дома кино и здесь уже настал наш «звездный час». В коротком разговоре мы рассказали Александру Анатольевичу о нашем медиаклубе, о том, что мы специально приехали в г. Ростов-на-Дону, чтобы посмотреть фильм, поучаствовать в его творческом вечере. Известный кинорежиссер раздал всем страждущим студентам автографы (написав каждому свое пожелание). Он поведал о том, что еще ни разу не был в Таганроге, но давно хотел съездить. Поэтому мы со студентами пригласили его в наш город, пригласили поучаствовать в одном из занятий медиаклуба.

Таким образом, нам удалось достигнуть договоренности: в 2010 году А.А.Прошкин опять собирается приехать на кинофестиваль в Ростов-на-Дону и привезти свой новый фильм, который сейчас снимает. В ходе этой командировки он приедет в Таганрог, где участники медиаклуба проведут для него экскурсию, а потом организуют творческую встречу со студентами Таганрогского государственного педагогического института. Мы обменялись адресами электронной почты, сфотографировались с А.А.Прошкиным, еще раз поблагодарили за фильм «Живи и помни».

После поездки на фестиваль участники медиаклуба постарались проанализировать увиденный фильм (студенты писали сочинения). Приведем фрагменты сочинений некоторых студентов (нами сохранена авторская стилистика сочинений):

О.Каравайкина: «Фильм, поставленный Александром Прошкиным по произведению В.Распутина «Живи и помни», с моей точки зрения замечательный. Очень прекрасная постановка. Фильм очень трогательный, завораживающий. Я смотрела практически на «одном дыхании», замирая от одного эпизода к другому...

В фильме отражена тяжелая и даже можно сказать на сегодняшний день вымирающая деревенская жизнь. Фильм оказал колоссальное впечатление. После просмотра осталось много эмоций, и, конечно же, ощущение жалости.

Хотелось бы отметить и работу актеров. Им - людям современного общества -удалось сыграть, даже вжиться в деревенских персонажей, показать жизнь в деревне со всеми ее трудностями и недостатками. Актеры сыграли просто великолепно, очень профессионально.

Режиссер в фильме отразил проблемы, которые и сегодня преобладают в деревне, и с которыми необходимо бороться. Например, проблема пьянства. К сожалению, в российской деревне она имеет достаточно широкие масштабы. Как впрочем и в фильме

из-за этой проблемы главный герой (Андрей) не ощущал, не чувствовал насколько он любит свою жену...

Мне очень понравилось, что после просмотра фильма у нас была возможность пообщаться с режиссером А.Прошкиным. Мы много узнали об истории создания фильма, об актерах, о жизни людей, которые живут в деревне, где непосредственно проходили съемки.

В ходе фильма возникали и такие ситуации, когда невольно задумываешься о том, что каждый человек и даже я может оказаться в подобной ситуации.»;

И.Скуднова: «.На протяжении всего фильма прослеживается судьба русской девушки - Настены, которая олицетворяет, по моему мнению, дух всех русских женщин, ждущих своих мужей и верующих в них. Настена подвергает свою жизнь опасности ради того, чтобы спасти своего мужа и помочь ему. Она идет наперекор общественному мнению, совершает рискованные поступки. После просмотра этого фильма можно сделать вывод о самобытных особенностях русских женщин. Она готова сделать все, даже пожертвовать собственной жизнью ради своих близких.»;

Е.Левицкая: «... Мне очень понравился художественный фильм «Живи и помни». Александр Прошкин сумел передать зрителю проблемы, чувства и переживания, одинаковые для людей любого времени.»;

А.Алексенко: «... Режиссер Александр Прошкин очень хорошо передал атмосферу деревни, со специфическим говором, с укладом жизни, присущим людям, которые там живут. Настена - олицетворение образа женщины, веры и надежды на войне. Фильм наполнен и веселыми моментами, и грустными, в нем поднимаются темы, которые заставляют задуматься: «Как бы ты поступил в данной ситуации?».

И.Молчанова: «. В съемках картины приняли участие такие знаменитые актеры как А.Михалкова, С.Маковецкий и др. Они предстали перед нами в довольно необычном амплуа жителей российской глубинки. На мой взгляд, А. Прошкин в полной мере смог передать быт, культуру того времени. Режиссер особенно хорошо смог показать красоту русской природы, на протяжении всей картины мы видим великолепный пейзажи. Противопоставлением этим замечательным пейзажем показывается тяжелая жизнь людей в годы войны в деревне. В фильме полно и ярко раскрываются судьбы и характеры героев.

После просмотра картины режиссер ответил на вопросы участников кинофестиваля. Он рассказал о месте съемок, местных жителях, актерах, о том плачевном состоянии, в котором находится деревня на сегодняшний день. Мне очень понравился этот фильм - сюжетная линия, режиссерская работа, актерская игра. Единственный минус и одновременно плюс это «деревенская речь». С одной стороны поначалу очень тяжело воспринимать диалоги актеров, а с другой - это в полной мере «окунает нас в среду».

Анализируя сочинения, можно отметить, что восприятие и понимание фильма усилила встреча с режиссером (как в процессе творческого вечера, так и личная). Студентам удалось четко определить тему, идею и сверхзадачу фильма «Живи и помни», что находит отражение в работах О.Каравайкиной, И.Скудновой, А.Алексенко и других студентов. Важную особенность отметила И.Молчанова, которая отметила противопоставление пейзажей природы и жизни главных героев фильма. Например, в кульминационном эпизоде река показана спокойной, «лениво текущей» по течению, без порывистого ветра и других признаков непогоды, к которым прибегают другие киномастера, для того, чтобы «усилить эффект» эмоционального напряжения у зрителя.

Студенты, практически во всех работах обратили внимание на

профессиональную, очень качественную игру актерского состава. Их удивили непривычные образы многих известных актеров и то, как они вжились в своих персонажей. Также практически во всех сочинениях отмечается роль режиссера, которому удалось передать атмосферу деревни, например, через деревенский говор; показать зрителю красоту родной природы в контрасте с тяжелым трудом жителя деревни; отразить уклад жизни; судьбу персонажей; донести свои мысли и чувства до зрителя.

Итак, занятия медиаклуба, организованного в Таганрогском государственном педагогическом институте, показали, что студенты проявляют активность и неподдельный интерес к отечественному кинематографу. Например, один из студентов первого курса Д.Скиба сказал, что посещение занятий медиаклуба способствовало тому, что он стал собирать домашнюю медиатеку - фильмы А.Тарковского, С.Соловьева, В.Абдрашитова и др.

Как всегда у медиаклуба много новых планов. В частности, наши коллеги из Украинской Ассоциации кинообразования и медиапедагогики пригласили нас на детско-юношеский фестиваль «Магический экран XXI века», который пройдет в Крыму, на фестиваль «Хрустальные родники».

Краткая творческая биография Александра Анатольевича Прошкина

[т.,мк1реё1а.ог§/,мк1/Александр_Прошкин]

Александр Прошкин родился 25 марта 1940 года в Ленинграде. В 1961 году окончил актёрский факультет ЛГИТМИКа. С 1961 по 1966 год был актёром Ленинградского театра Комедии. В 1968 году окончил Высшие режиссёрские курсы при Гостелерадио СССР. Много лет проработал в качестве режиссера на Цетральном телевидении, в телеобъединении «Экран». Его телесериал «Михайло Ломоносов» (1986) принес режиссеру первый большой успех. Поставленный им фильм «Холодное лето пятьдесят третьего» (1988) получил Государственную премию СССР (1989). В 1999 году режиссёр поставил фильм «Русский бунт» по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». В 2005 году - телесериал «Доктор Живаго».

Режиссёрские работы: 1975 — «Ольга Сергеевна», 1978 — «Стратегия риска», 1979 — «Инспектор Гулл», 1980 — «Частное лицо», 1981 — «Опасный возраст», 1984 — «Михайло Ломоносов», 1987 — «Холодное лето пятьдесят третьего», 1990 — «Николай Вавилов», 1992 — «Увидеть Париж и умереть», 1995 — «Чёрная вуаль», 1999 — «Русский бунт», 2000 — «Трио», 2006 — «Доктор Живаго», 2008 — «Живи и помни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.