Научная статья на тему 'Участковый уполномоченный полиции и правосознание граждан'

Участковый уполномоченный полиции и правосознание граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
647
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЗНАНИЕ ПРАВА / УЧАСТКОВЫЕ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПОЛИЦИИ / ВЗГЛЯДЫ ИВАНА АЛЕКСЕЕВИЧА ИЛЬИНА / SECURITY OF PERSON / LEGAL AWARENESS / PROFESSIONAL LEGAL AWARENESS / LEGAL CULTURE / KNOWLEDGE OF LAW / POLICE COMMISSIONERS / IVAN ALEKSEEVICH ILYIN’S POINT OF VIEW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елагин А.Г., Кирюхин В.В.

Безопасность личности является одной из основных составляющих национальной безопасности государства и связана с качеством исполнения должностных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел. Все указанные процессы формируются, преломляются и отражаются в личностном самосознании, а более детально реализуются в правосознании. Правосознание, обладая самостоятельным культурным статусом в социуме, является истинным фактором изменения правовой реальности. Статья посвящена изучению правосознания граждан и участковых уполномоченных полиции в их профессиональной деятельности, а также факторов, обусловливающих его формирование, с точки зрения известного философа-правоведа Ивана Александровича Ильина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Police Commissioner and Legal Awareness of the Public

Security of person is one of the main components of national state security and connects with the quality of exercise of authority by officials of internal affairs bodies. These processes have formed and then are refracted and reflected in person self-awareness. Legal awareness having individual culture status in society is true factor that changes legal reality. The paper is devoted to study of legal awareness of person and police commissioners in their professional activity and to factors determining its forming from the point of view of famous philosopher and jurist Ivan Alekseevich Ilyin.

Текст научной работы на тему «Участковый уполномоченный полиции и правосознание граждан»

А. Г. ЕЛАГИН,

профессор кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России) E-mail: elagin@mail.ru

В. В. КИРЮХИН,

доцент кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений (Академия управления МВД России) E-mail: vlad19730706@rambler.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность.

A. G. ELAGIN,

Doctor of Law, Professor,

Professor at the Department of Management

of Public Order Service in Protection's Provision

(Centre for Command Staff Trainings)

(Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia)

V. V. KIRYUKHIN,

Associate Professor at the Department

of Management

of Public Order Service in Protection's Provision (Centre for Command Staff Trainings) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Scientific speciality:

12.00.11 — Judicial Activities; Prosecutorial Activities; Human Rights and Law Enforcement.

УДК 351.745:340.114.5

Участковый уполномоченный полиции и правосознание граждан

Police Commissioner and Legal Awareness of the Public

Безопасность личности является одной из основных составляющих национальной безопасности государства и связана с качеством исполнения должностных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел. Все указанные процессы формируются, преломляются и отражаются в личностном самосознании, а более детально реализуются в правосознании. Правосознание, обладая самостоятельным культурным статусом в социуме, является истинным фактором изменения правовой реальности. Статья посвящена изучению правосознания граждан и участковых уполномоченных полиции в их профессиональной деятельности, а также факторов, обусловливающих его формирование, с точки зрения известного философа-правоведа Ивана Александровича Ильина.

Безопасность личности, правосознание, профессиональное правосознание, правовая культура, знание права, участковые уполномоченные полиции, взгляды И. А. Ильина.

Security of person is one of the main components of national state security and connects with the quality of exercise of authority by officials of internal affairs bodies. These processes have formed and then are refracted and reflected in person self-awareness. Legal awareness having individual culture status in society is true factor that changes legal reality. The paper is devoted to study of legal awareness of person and police commissioners in their professional activity and to factors determining its forming from the point of view of famous philosopher and jurist Ivan Alek-seevich Ilyin.

Security of person, legal awareness, professional legal awareness, legal culture, knowledge of law, police commissioners, I. A. Ilyin's point of view.

В современных условиях, впрочем, как и ранее, трудно представить жизнь человека без правосознания. Оно присутствует во многих формах человеческой деятельности, независимо от подчиненности и отношения человека к человеку, и, конечно, является основным элементом правовой жизни всех граждан, следующих правомерному поведению. По мысли И. А. Ильина, «слепое, корыстное, беспринципное и бессильное правосознание руководит жизнью человечества» [4]. С этим утверждением одного из выдающихся мыслителей русского зарубежья трудно не согласиться. Оно построено не на субъективных оценочных суждениях, а на созерцании реальной действительности, наблюдении. Использование индивидом его прав и свобод возможно только в условиях государственно-правового порядка [6, с. 78], необходимым атрибутом которого является законность. Важнейшим свойством законности выступает его гарантированность [2, с. 37].

Действительно, происходящие многочисленные правонарушения возникают из-за незнания гражданами (иногда сотрудниками органов внутренних дел) своих прав, обязанностей, полномочий, что в свою очередь приводит к произволу полиции и конфликтам с гражданами (в том числе законопослушными), которые не поддаются разрешению правовым путем, что приводит к нарушению законности.

И в первом и во втором случае перечисленным субъектам, вступающим в правоотношения, важно знать нормы законов, правил поведения, требований безопасности. И те и другие являются субъектами права. Одни (обыватели) должны следовать нормам поведения и не нарушать их. Вторые в случае их нарушения дают толкование этих норм и принимают решения исходя из ситуации. Иными словами, право в этих случаях является связующим элементом единства правоохранителей с гражданами.

В лучшем положении в этой ситуации находятся сотрудники правоохранительных органов, в том числе и участковые уполномоченные полиции. Они имеют (как правило) высшее юридическое образование, что априори говорит об их высоком правосознании, юридической грамоте, позволяющей вместе с гражданами вносить в общественную жизнь разумный и справедливый порядок. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О полиции»1 участковые уполномоченные полиции обязаны:

— обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы;

1 О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

— оказывать содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям по вопросам соблюдения законности;

— участвовать в пропаганде правовых знаний (наш курсив — А. Е.).

В соответствии с законодательством Российской Федерации участковые уполномоченные полиции также обязаны «оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной или письменной форме и осуществлять правовое информирование»2.

Сложнее с другими участниками правоотношений в сфере обеспечения безопасности и порядка. Им труднее (а порой и невозможно в силу определенных обстоятельств) предметно изучить нормы права — правила поведения, установленные уполномоченными субъектами. Между тем, это одно из необходимых условий для правосознания, так как «развитое правосознание умеет всегда разобраться в том, где начинается и кончается право и где начинается произвол; и, решив этот вопрос, оно всегда умеет сделать надлежащие практические выводы: где надлежит противопоставлять произволу и грубой силе всю мощь правоверного и до героизма последовательного непокорства» [4]. Данное теоретическое положение И. А. Ильина поможет, по нашему мнению, частично решить вопрос о соотношении права и силы. В этом случае граждане, обладающие правосознанием, будут не согласны с известной русской поговоркой: «У сильного всегда бессильный виноват».

Можно предположить, что в нашем случае «сильный» — это сотрудник правоохранительных органов, «бессильный» в ряде случаев — человек. Стать «сильным» ему поможет истинное знание и понимание положительного права, «чтобы каждый в каждом случае мог без труда установить свои правовые полномочия, обязанности и запретности; оно должно быть фактически введено в сознание народа по всей своей определенности и недвусмысленной ясности» [4].

И. А. Ильиным был сделан ряд предложений, которые нацелены на воспитание правосознания в жизни народа: «...необходимы общедоступные учебники права; необходимо преподавание законоведения в средних школах; необходим обязательный курс правосознания, читаемый в высших учебных заведениях для студентов всех факультетов; 4) огромное значение могло быть присуще кадру разъездных лекторов и консуль-

2 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699. Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

62

тантов, оплачиваемых от города или от земства и бесплатных для народа (подобно врачам, ветеринарам и агрономам)» [4]. Указанные предложения направлены прежде всего на приближение права к народу: «...право должно стать фактором жизни, мерой реального поведения, силою народной души» [4]. Часть из них активно реализуется в российском обществе.

Иными словами, «бессилие» человека минимизируется знаниями, что ему можно, должно и нельзя. Здесь мы находим и права, и обязанности, и, что очень важно, — ответственность. Все то, что составляет правовой статус граждан. Обладатели этого статуса (повторимся) должны: а) признавать право; б) следовать нормам права; в) уважать защитников права и др. Однако этого недостаточно, поскольку надо стать «законопослушным человеком» за счет умения отличать худшее от лучшего, иметь чувство собственного достоинства. Это касается и участкового уполномоченного полиции, так как, не уважая себя, он не уважает граждан. Доверие к власти во многом зависит не только от отсутствия в действиях должностных лиц противоправных деяний [3, с. 28], но и от уважительного, внимательного отношения к гражданам, их нуждам и чаяниям.

И тот и другой (обыватель) в некоторых случаях «утратили живое чувство добра и зла: они принимают извращение за достижения, низкую интригу за проявление ума, свирепость за героическую волю. Наши современники забыли драгоценные аксиомы политики, права, власти и государства»[5].

Согласитесь, что эти недуги нарушают целостность самоуважения, не позволяют утверждать свое достоинство. Выход один — повышать правосознание. Это позволит одним отстаивать свои права в случае незаконных действий со стороны сотрудников правоохранительных органов, другим — четко исполнять свои обязанности, полномочия. В противном случае нужно будет нести за это ответственность.

Выразителем правосознания является правовая культура, которая наряду с общей культурой, культурой безопасности, является фундаментальной характеристикой человека. Все они взаимосвязаны между собой. Рассматривая правовую культуру личности, мы подразумеваем здесь нечто позитивное, престижное. Это не модная концепция. С точки зрения стратегии это основной элемент и необходимые условия повышения уровня безопасности, порядка. Правовая культура формирует модель правомерного поведения, которая зависит от правового образования и правового воспитания, обозначенного в Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» термином «правовое

просвещение»3. Будем считать этот термин тождественным.

В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом правовое просвещение и правовое информирование являются формами профилактического воздействия субъектов профилактики правонарушений. В целях правового просвещения и правового информирования они (субъекты) доводят до сведения граждан и организаций информацию, направленную на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств путем применения различных мер образовательного, информационного, организационного и методического характера (ст. 18).

Вполне очевидно, что правовое просвещение и правовое информирование — это задача прежде всего правоохранительных структур: прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, ФСБ России, МВД России, ФСИН России. Эти структуры опосредованно (иногда напрямую), как уже отмечалось, могут (и обязаны!) повышать правовую культуру граждан при проведении различных форм профилактического воздействия. Тщательно разработанные методики (технологии) помогут разрешить многие проблемы совершенствования этой деятельности. Позитивная деятельность минимизирует развитие правового нигилизма у граждан, который приводит к девиантному поведению, негативному отношению к органам государственной власти, в том числе к органам внутренних дел.

Иными словами, правовая культура граждан станет этаким «заслоном» от нарушений законности правоохранительными органами. Знакомство и изучение гражданами многих разработанных и опубликованных в печати регламентов органов внутренних дел априори дает положительные результаты.

В системе органов внутренних дел существуют подразделения, осуществляющие профилактическую деятельность в явном виде. Это прежде всего участковые уполномоченные полиции и подразделения по делам несовершеннолетних. Их можно смело называть профилактическими (специальными) службами, или полицией «нравов». Так, в Германии, Дании, Израиле, Японии весьма интересны превентивные функции полиции: а) когда производится арест подозреваемого, полицейский должен убедиться, что задерживаемому известны его права и оказать «земляку» ту помощь, которая ему потребуется (например, обеспечить услуги адвоката); б) аналогично полицейский должен бу-

3 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ //

СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. 1). Ст. 3851.

решить известный парадокс: «Граждане уважают полицию, в то же время они ее боятся».

Правовая культура основывается на тех реалиях, которые существуют априори, а не придуманы. Здесь необходимо обратить внимание на следующее: какие бы ни были формы обучения праву, они не окажут никакого воздействия, если они не будут приняты всерьез. У участкового инспектора полиции и сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних должны быть убежденность и сильная мотивация заниматься этой деятельностью. Это основное условие, направленное на исключение причин и условий, способствующих совершению правонарушений как административных, так и уголовных. Очевидно, что позитивная деятельность профилактических служб в этом направлении — это ресурс органов внутренних дел. g Обучение не может быть полноценным, < если в этот образовательный процесс не вовле- CD чен руководитель органа внутренних дел. Пре- с жде всего с его стороны важны организацион- ^ ная составляющая и умение координировать g действия. Эти задачи решаемы и выполняемы. ы Это и поможет в решении проблемы мораль- s ной и материальной компенсации участковым о уполномоченным полиции, активно занимаю- о щимся правовым всеобучем граждан.

н 2

References: О

мй

ST

1. Akoff R. Akoff o menedzhmente / per. s angl. <

pod red. L. A. Volkovoj. SPb., 2002.

X

дет оказывать помощь освободившимся из мест лишения свободы; в) помогать организациям и общинам самостоятельно организовывать охрану порядка и др. [1].

Перечисленные службы, выполняющие профилактические функции, имеют постоянное общение с гражданами и детьми:

— при проведении профилактического обхода административного участка;

— при проведении отчетов перед населением;

— при проведении профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете;

— при осуществлении приема граждан и рассмотрении их обращений в участковом пункте полиции. Именно эти помещения должны стать образовательными центрами, где происходит правовое просвещение граждан.

Профилактический обход административного участка также является тем связующим звеном (правовым контактом) участкового уполномоченного полиции и граждан, где реально происходит правовая подготовка человека через научение. Научение поможет развить у человека чувство самоконтроля, дисциплины, ответственности. Такой человек будет реализо-вывать нормы закона, свои права добровольно, а не под страхом наказания. Это позволит раз-

Список литературы:

1. Акофф Р. Акофф о менеджменте / пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой. СПб., 2002.

2. Анохин Ю. В., Дуров А. И. Гарантии прав чело- 2. века как важнейший показатель законности // Алтайский юридический вестник. 2016. № 1.

3. Тоннов Р. В., Зубенко С. С. Вопросы безопас- 3. ности при оформлении допуска к внештатному сотрудничеству с полицией // Юрист-Правовед. 2016. № 1. 4.

4. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве. М., 2006. 5.

5. Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 2007. 6.

6. Подмарев А. А. Ограничение прав и свобод личности: Конституция РФ 1993 г. и основные международные акты о правах человека // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 1.

Anokhin Yu. V., Durov A. I. Human Rights Guarantees as the Most Important Indicator of Legimacy // Altai Law Journal. 2016. № 1. Gonnov R. V., Zubenko S. S. Security issues in drawing upan access to freelance cooperation with the police // Jurist-pravoved. 2016. № 1. Il'in I. A. Obshchee uchenie o prave i gosu-darstve. M., 2006.

Il'in I. A. Put' k ochevidnosti. M., 2007. Podmarev A. A. Restriction of the rights and personal freedoms: Constitution of the Russian Federation of 1993 and main international acts of human rights // Vestnik of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia. 2017. № 1.

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.