УДК 94 (470) 07.00.02
УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В РАБОТЕ КРЕСТЬЯНСКИХ КОМИТЕТОВ ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ (20-е ГОДЫ ХХ ВЕКА)
Е.Х. Апажева, З.Х. Соблирова
Одним из основных лозунгов строительства советского государства стало вовлечение женщин в общественную работу. Участие женщин в деятельности отдельных общественных организаций в Кабардино-Балкарии в рассматриваемый период представлено лишь в контексте изучения истории становления советского строя в регионе.
Данная работа основана на введении в научный оборот ранее не изученных архивных материалов, освещающих деятельность Комитетов Крестьянской Общественной Взаимопомощи (ККОВ) в раскрепощении женщины-горянки и работы комитетов, которые возглавляли женщины.
В деле развития крестьянского хозяйства в Кабардино-Балкарии в 20-е годы ХХ в. Крестьянские Комитеты Общественной Взаимопомощи провели колоссальную работу. Возникшие в начале 1922 г. комитеты провели широкую организационную и агитационную работу в горской деревне. В первую очередь они создавались для проведения взаимопомощи при неурожаях, пожарах и иных стихийных, а также социальных бедствиях, поражавших отдельные хозяйства путем внутреннего самообложения. На них возлагались распределение предоставляемых государством для этой цели денежных и других материальных средств и организация трудовой помощи общественными силами. Комитеты взаимопомощи должны были заботиться о всестороннем обеспечении семей красноармейцев и бедноты, защищать хозяйственные и правовые интересы маломощных крестьян, содействовать государственным органам в открытии новых и в укреплении уже существующих
Апажева Елена Хасановна - доктор исторических наук, профессор кафедры истории Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: elena_apazheva@mail.ru;
Соблирова Зарета Хасанбиевна - аспирант той же кафедры, e-mail: zareta.soblirova@inbox.ru.
учреждений социального обеспечения [1]. Также комитеты взаимопомощи предоставляли деревенской бедноте широкие культурные возможности: материальная поддержка, снабжение детей бесплатными учебниками, льготы при поступлениях на учебу и т.д.
В данной статье предпринята попытка освещения вклада вышеназванных общественных организаций в дело вовлечения местного населения в социалистическое строительство на основе архивных материалов. Необходимо учесть, что этот процесс проходил не в обход утвердившихся жизненных устоев крестьян, а путем всестороннего использования их опыта.
Одним из основных лозунгов организуемых комитетов взаимопомощи стала задача включения в политическую и культурную жизнь женщин: "Втянуть в политику массы нельзя без того, чтобы не втянуть в политику женщину" - прослеживалось в ленинских взглядах. В решении женского вопроса необходимо выделить несколько главных положений: 1) установление полного равенства женщины в обществе; 2) активное участие женщины в "постройке социалистического общества"; 3) освобождение женщины от "мелкой, отупляющей, непроизводительной работы" в домашнем хозяйстве [2].
О вовлечении женщин в общественную деятельность говорилось не раз на заседаниях высших органов власти. Комитеты взаимопомощи выделяли из своего состава ответственного работника с предоставлением ему права привлекать для работы женщин. Вот как об этом пишут архивные документы: "Комитеты взаимопомощи, как первая общественная организация на селе, объединяющая тружени-
Elena Apazheva - Doctor of History, professor of the Department of History at the Kabardino-Balkarian State University, 173, Tshernyshevskiy Street, Nalchik, 360004, e-mail: elena_apazheva@mail.ru;
Zareta Soblirova - postgraduate student of the Same Department, e-mail: zareta.soblirova@inbox.ru.
цу-крестьянку, должна принять срочные меры для втягивания крестьянок в развитие сельского хозяйства и его переустройство. Чтобы пробудить женскую активность, ККОВы должны со всей внимательностью и серьезностью подойти к вопросам по оказанию помощи хозяйствам, возглавляемым женщинами-крестьянками. Необходимо взять их под особый контроль... направить все силы для укрепления уже существующих женских артелей, чтобы они были примером и содействовали бы вновь организуемым. Нужно оказать помощь в части получения для них кредитов, как то - выдача семенных ссуд, денежных кредитов. Надо втягивать их в сельские кружки, проводить беседы по усовершенствованию мероприятий и техники в своем хозяйстве. Следить за тем, чтобы женский труд получал должную оценку наравне со всеми работниками" [3].
Успех вовлечения женщин горянок в культурно-бытовую и общественно-политическую работу был связан с необходимостью организации сети профессионально-производственных учреждений, создающих стимул для экономической заинтересованности женщин; создания отдельных пунктов ликвидации неграмотности, так как вопрос женского образования в национальных областях имел целый ряд специфических моментов. Также немаловажным условием было наличие условий для поддержания инициативы женщин -детские площадки и ясли.
План по вовлечению женщин горянок в практическую работу ККОВов КБАО, разработанный в 1928 г., предусматривал: 1) проведение точного учета хозяйств, возглавляемых женщинами и выявление их нуждаемости; 2) вовлечение активных горянок в работу по проведению кампании - участие в конференциях, проведение в жизнь агроминимума, внедрение их в хозяйства; 3) вовлечение активных женщин в работу по проведению хлебозаготовительной кампании путем созыва женских бедняцких собраний с проработкой вопроса о задачах хлебозаготовки и о скорейшем ее выполнении; 4) в предстоящую перевыборную кампанию ККОВ вовлечение женщин в выборные органы не менее 25 %, а также выдвижение активных женщин на руководящую работу, т.е. председателями, предварительно подготовляя их; 5) с целью скорейшей ликвидации неграмотности среди женщин, и учитывая существующее еще на-
циональное условие, организацию отдельных женских ликпунктов; 6) ликвидацию бытового закрепощения горянок путем организации детских яслей и детских площадок, выделяя для этого женский актив, а также выделить специальный фонд на 20 % отчисления по шкале расходования ККОВских средств на культурные нужды; 7) проведение учета кооперированных хозяйств, возглавляемых женщинами; 8) через женский сельский актив усиление всевозможной помощи женщинам как материальной, так и правовой и юридической; 9) устройство на работу и предприятия ККОВа горянок, не имеющих крестьянского хозяйства; 10) с целью более регулярной работы среди женщин, выделение при каждом сельском ККОВе специального уполномоченного среди женщин [4, л. 31].
В 1924 г. был утвержден состав новых комитетов, который должен был включать: "бедняка, батрака из членов РКП (б), учителя, секретаря местной ячейки РКП (б) при отсутствии РЛКСМ и одну женщину или девушку из бедняцкой среды" [5].
Обязательным также было включение в состав комитетов одной представительницы женотдела по требованию заведующей женотделом Кабардино-Балкарского Облпарткома города Нальчик - М. Баятинской [6].
Женотделы сыграли колоссальную роль в вовлечении женщин в социалистическое строительство. Осуществление данной работы происходило через производство, профессиональное, кооперативное строительство, через привлечение женщин в ряды партии, повышение культурного уровня и развитие общественно-политической активности.
Деятельность женотделов была направлена на то, чтобы предупредить случаи неправильных увольнений работниц. Они стремились принимать активное участие в государственном регулировании рынка труда, решении вопросов социального страхования, в установлении тесных связей с отделами труда [2, с. 20]. Была установлена продуктивная связь с комитетами взаимопомощи. Она выражалась в создании огородных артелей. В 1921 г. было создано 253 таких артели, объединявших главным образом крестьянок и батрачек [2, с. 21]. В Кабардино-Балкарии, учитывая экономические способности каждого селения, создавались разного рода женские артели (огородные, бурочные и т.д.), организаторы старались приурочить их создание
к праздникам, например ко дню 8 марта. Была организована бурочная артель в селении Псыгансу, в которую входило семь беднячек.
Совместно велась политпросветработа, устраивались одномесячные сельскохозяйственные курсы с целью распространения агропромышленных знаний. На совещании по вопросу о женской работе докладчик М. Битная говорила об организации курсов горянок с двухгодичным обучением. Постановление гласило, что "необходимо организовать курсы горянок на 35 человек за счет средств ККОВ расширить до 50 человек, местом пребывания курсов считать город Нальчик" [4, л. 102].
Участие женщин в составе крестьянских комитетов взаимопомощи в процентном соотношении доходило до 15-30 %. "Участие женщин беднячек в проводимых политических кампаниях за последние годы значительно возросло. В прошедшей кампании по перевыборам ККОВов по некоторым селениям женщины батрачки были лучшими помощниками в организации женских масс и отстаивании кандидатур, выдвигаемых ячейкой (например, Аргудан, Старый Лескен, Псыгансу - Урван-ского округа)" [4, л. 102].
К примеру, если состав женщин в правлении ККОВ в 1924 г. составлял 34 человека, то в 1928 г. их число уже достигло 163 [7]. В комитетах взаимопомощи Нагорного округа вели работу 10 женщин, причем они принимали активное участие в проводимых политических кампаниях. Например, женщины отличились в перевыборную кампанию 1928 г. в Урванском округе, где в селениях Аргудан, Старый Лескен, Псыгансу они широко отстаивали кандидатуры, выдвигаемые ячейкой. Можно отметить деятельность членов мал-кинского ККОВ - Д. Кокову и К. Теважукову.
Были организованы Клубы горянок в селениях: Чегем, Алтуд, Нартан, Докшукино, Верхняя Балкария, Каменомост, Неурожайное, Баксаненок. В них женщины активно вовлекались в общественную работу (участие в конференциях, в хлебозаготовительной кампании и т.д.). На руководящую работу выдвигались наиболее отличившиеся женщины: они становились председателями сельсоветов, председателями и зампредседателями ККОВ (К. Долова, К. Хашкулова, А. Дзамихова, С. Эристова, и т.д.) [4, л. 90].
Для поддержания инициативы женщин создавались ясли и детские площадки (в
селениях Плановское, Псыгансу, Жемтала). Для женщин открывались отдельные пункты ликвидации неграмотности (Баксан, Урвань). В 1927 г. количество детских площадок достигло 30 [4, л. 102]. Например, в МалоКабардинском округе было четыре детские площадки с количеством детей - 100 и двое ясель с количеством детей - 50 [8].
В том же году на средства Крестьянских Комитетов была проведена акция "Пальто горянке". В селении Плановском на пять человек было израсходовано 840 руб., в селении Псыгансу на 24 человека израсходовано 900 руб., и в селении Жемтала на 4 чел. израсходовано 900 руб. ККОВами Нагорного округа куплено 16 пальто горянкам на сумму 680 руб. [4, л. 19].
Комитеты взаимопомощи оказывали посильную помощь в функционировании бурочно-валяльной мастерской в Балкарском округе в селении Гунделен. Были созданы трикотажные учебные кружки в селениях: Аушигер, Нартан, Безенги, Нижняя Балкария, Нижний Черек, Лескен. В селениях Урвань, Кенже, Герпегеж, Баксаненок, Кашхатау функционировали курсы кройки и шитья [9].
Значительная работа была проведена комитетами взаимопомощи в области ликвидации неграмотности среди женского населения. Оказывая помощь в создании и функционировании специальных, отдельных женских лик-пунктов, учитывая национальные особенности области, комитеты предоставляли им широкие возможности. К примеру, в КБАО женских ликпунктов насчитывалось 54 с количеством учащихся - 946; в Урванском округе имелось 5 женских ликпунктов, в которых обучалось 468 женщин [8].
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что проведение выше обозначенной работы проходило не так гладко. На первых порах функционирования Крестьянских Комитетов Общественной Взаимопомощи средств катастрофически не хватало, а так как основной сферой деятельности этих организаций была помощь простому населению, именно сельскохозяйственная, то культурно-просветительная деятельность отходила на второй план. Работа среди женского населения не проводилась систематически и зависела от "нажима" сверху. Также само горское население с трудом могло понять смысл и значение проводимых мероприятий. Насаждаемые сверху директивы плохо воспринимались про-
стыми крестьянками, не было первоначально понятно назначение детских садов, ясель, и т.д. На начальном этапе комитеты взаимопомощи не смогли решить проблему, связанную с переустройством быта горянок, эта прерогатива была отдана последовавшим за ними колхозам. Однако комитетами взаимопомощи было сделано многое для укрепления самой тенденции массового вовлечения женщин горянок в социалистическое строительство.
ЛИТЕРАТУРА 1. История Кабардино-Балкарской АССР: В 2 т. Т. 2. Нальчик: Кабардино-Балк. кн. изд-во, 1979. С. 133
2. Окорочкова Т.С. Деятельность женотделов партийных комитетов в 1919-1929 гг. // Вестник Московского Университета. Серия 8, История. 1990. № 1. С. 14-23.
3. Управление Центрального Государственного Архива. Архивная Служба Кабардино-Балкарской Республики (далее - УЦГА АС КБР) Р-250. Оп. 1. Д. 105. Л. 11.
4. УЦГА АС КБР. Р-2. Оп. 1. Д. 507.
5. УЦГА АС КБР. Р-8. Оп. 1. Д. 50. Л. 246 об.
6. УЦГА АС КБР. Р-489. Оп. 1. Д. 7. Л. 171.
7. УЦГА АС КБР. Р-2. Оп. 1. Д. 495. Л. 64.
8. УЦГА АС КБР. Р-2. Оп. 1. Д. 501. Л. 131.
9. УЦГА АС КБР. Р-232. Оп. 1. Д. 5. Л. 74.
16 апреля 2013 г.
УДК 332.1(471.66)
СЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПОРЕФОРМЕННОЙ ЧЕЧНЕ
А.И. Хасбулатов
Территориально-административные преобразования 60-х годов XIX в. царские власти завершили созданием системы военно-народного управления, которая распространилась и на Чечню. В этой десятилетиями создававшейся властями системе колониального управления низшей ступенью являлось сельское (аульное) общественное управление, к которому в качестве представителей народа привлекались выборные. Это и являлось единственным признаком для характеристики этого управления как "народного". Власти решили сохранить сельскую общину у горских народов Северного Кавказа, в том числе и среди чеченцев, прежде всего в фискальных целях. При этом имущая сельская верхушка рассматривалась администрацией как надежная опора в проведении колониальной политики.
Сельская община, которая на протяжении веков давала народу "локальную сплоченность и средство сопротивления" феодалам и всему эксплуататорскому строю, теперь властями использовалась в политических и фискальных целях.
Хасбулатов Асланбек Имранович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Чечни Чеченского государственного университета, 364907, г. Грозный, ул. Киевская, 33, e-mail: academy_ chr@mail.ru, т. 8(8712)222304.
Вопросы о сельских (аульных) обществах народов Северного Кавказа, их общественном управлении затрагивались во многих работах историков, хотя и не стали предметом специального исследования. Настоящая статья посвящена сельскому административному управлению в Чечне. Она в основном построена на основе анализа "Положения о сельских (аульных) обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и общественных в горском населении Терской области", введенного кавказскими властями в 1869-1870 гг. [1] Сельское управление, введенное властями России в эпоху "великих реформ" и эволюции взгляда царской администрации на участие в сельском общественном управлении "народного" элемента - общинников, а также в целом на сельское общественное управление, представляет большой интерес.
Задачи "Положения" в его вводной части определялись как "устройство сельских обществ и их общественного управления" и "порядок отбывания сими обществами повинностей государственных и обществен-
Aslanbek Khasbulatov - Doctor of History, Professor, Head of the Department of Chechen History at the Chechen State University, 33, Kievskaya Street, Grozniy, 364907, e-mail: academy _chr@mail.ru, tel. +7(8712)222304.