Вишняк Михаил Андреевич, аспирант
Московская духовная академия, Российская Федерация, 141300 г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, [email protected]
ORCID: 0000-0003-3354-9553
Участие женщин в арсенитском расколе (1265-1310)
М. А. Вишняк
Аннотация: В статье рассмотрено на основании свидетельств патриарха св. Афанасия I Константинопольского (1289-1293; 1303-1309), а также ряда других источников участие женщин в арсенитском расколе (1265-1310). Выделяются три основные роли женщин в расколе: 1) Роль высоких покровительниц, а также матерей и воспитательниц новых членов. Типичным примером является сестра императора Михаила VIII Палеолога Мария-Марфа, мать Иоанна Тарханиота и бабка Алексия Филантропина — двух выдающихся арсенитов. 2) Роль рядовых участниц, сводившаяся в основном к пассивному пребыванию в расколе, а также к участию в создании соответствующего информационно-пропагандистского фона. 3) «Харизматическая» роль активных участниц литургической жизни, совершителей обрядов и таинств — наиболее экстраординарная и наименее документированная роль женщин в арсенитском движении, которая является наглядной демонстрацией процессов вырождения церковного раскола в пара-христианскую секту. Эта функция женщин в арсенитском расколе, вероятно, не имеет связи с «обычаем диаконисс», который упразднил патриарх Афанасий I.
Арсенитский раскол является одним из наиболее сложных феноменов церковной и политической жизни поздней Византийской империи. Он был вызван узурпацией трона Михаилом VIII Палеологом (1259-1282), который ослепил законного наследника престола юного Иоанна IV Ласкаря (1258-1261), за чем последовало отлучение Михаила VIII патриархом Арсением Авторианом (1255-1259; 1261-1265). Михаил созвал собор иерархов, которые под надуманным предлогом низложили патриарха Арсения. Однако часть епископата, клира, монашествующих и мирян не согласились признавать незаконного смещения и отказались вступить в общение с преемниками Арсения на патриаршем престоле. Сложное переплетение церковных, династических и социально-политических факторов привело тому, что раскол длился с 1265 по 1310 г.
Издаваемые источники постоянно расширяют наш взгляд на это явление, добавляя все новые и новые, порой весьма необычные подробности истории развития арсенитского движения. Один из таких источников — творения патриарха св. Афанасия I Константинопольского (1289-1293; 1303—1309)1, одного из
1 О нем см.: Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit / E. Trapp, R.Walther, H.-V. Beyer [et al.], Hrsg. Electronic data. Wien, 2001 (далее — PLP). № 415; TalbotA.-M. The Correspondence
самых активных борцов с расколом на его заключительной стадии. В письмах патриарха Афанасия освещается одна важная и яркая деталь арсенитского движения, а именно особая роль, которую играли в нем женщины. Эти письма не только сообщают нам новые исторические данные, но и позволяют по-новому взглянуть на уже известные факты2.
Так, в антиарсенитском послании патриарха Афанасия сообщается, что арсениты принимают к себе особенно вельможных жен (т&с; йрхойоас;), которые, «почему-либо не допускаемые причаститься Пречистых Таин, прибегают к незаконным (то!; уббоц; — букв. побочным, внебрачным, незаконнорожденным. — М. в.) [таинствам] схизматиков, обманывая свои родные (т. е. православные таинства. — М. В.)»3. Вероятно, речь идет о том, что некие женщины, на которых была наложена епитимия, ушли к раскольникам. Это сообщение можно сопоставить со свидетельством письма патриарха Афанасия императору Андронику II о некоторых знатных женщинах, которые угрожают отторгнуться (йяорраул'УаО от Церкви в раскол, учиненный патриархом Афанасием Александрийским4. Как видно, церковная сфера давала возможность византийским женщинам этого периода проявлять свою жизненную позицию весьма активно, чем они с успехом пользовались.
В этом отношении нельзя не вспомнить такую выдающуюся личность, как сестра императора Михаила VIII Палеолога Мария-Марфа5, мать главы непримиримых арсенитов Иоанна Тарханиота6 и бабку Алексия Филантропина7, устроившего в 1295 г. мятеж против Андроника II в Малой Азии8. Марфа сделала
of Athanasius I, patriarch of Constantinople: Letters to the emperor Andronicus II, members of the imperial family, and officials. Washington, 1975. P. xv-xxxi; Boojamra J. L. Church Reform in the Late Byzantine Empire. A Study for the Patriarchate of Athanasios of Constantinople. Thessaloniki, 1982; Patedakis M. Athanasios I, Patriarch of Constantinople (1289-1293; 1303-1309): A Critical Edition with Introduction and Commentary of Selected Unpublished Works (PhD dissertation). University of Oxford, 2004. P. 1-16.
2 В данной статье мы будем пользоваться основными изданиями работ патриарха, среди которых издание Э.-М. Толбот (Talbot. Op. cit.), издание М. Патедакиса (Patedakis. Op. cit.), а также конспект неизданных творений на французском языке, выполненный В. Лораном в его регестах ^м.: Laurent. Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. Vol. I (Les actes des patriarches). Fasc. IV (Les regestes de 1208 a 1309). P., 1971). Цитируя или ссылаясь в дальнейшем на письма в издании Толбот и Патедакиса, мы будем использовать соответственно аббревиатуры Ta и Pa и указывать номер письма в издании и номер строки. Для регестов Лорана будем использовать аббревиатуру Reg и порядковый номер в регестах. Фрагменты неизданных творений из рукописи Vaticanus Gr. 2219 приводятся по работе М. Патедакиса (Patedakis. Op. cit.).
3 npooXa^PavovTat... xai та; apxoiioa; ката яоИ), at ^лбё tmv ахраутму ^etexeiv 6ia ti фбауо^ЕУаь ^uoT^piMv то!; v66oi; tmv oxiZo^evmv яроотрёхоиот той; eauTfflv фevaxíZoшal (Pa. 2:421-425).
4 Ta. 69:141-146.
5 PLP. №21389.
6 PLP. №27487.
7 PLP. №29752.
8 О мятеже Филантропина см.: rovvapi'Sqg П. To xivrpa tmv Apoeviawv (1261-1310): 16eoAoyix£c; 6ia^axe; t^v enox^v tmv npMTMv na^aio^oYMv. A6f|va, 1999. 2. 125-126.
свой дом в столице прибежищем Иакинфа, главы одной из наиболее мощных группировок арсенитов9.
Не менее яркая личность, принявшая деятельное участие в связанных с расколом событиях, — протовестиарисса Феодора Раулена10. Несмотря на то что ее принадлежность к расколу остается дискуссионным вопросом11, именно она выполняла ключевые посреднические функции при переговорах между арсенита-ми и Андроником II. Ей принадлежит одна из главных ролей в перенесении мощей патриарха Арсения в столицу в 1284 г.12; также вместе с бывшим арсенитом Исаакием Раулем она участвовала в посольстве от Андроника II к начавшему в 1295 г. мятеж в Малой Азии Алексию Филантропину13.
Известно также о существовании женских монашеских общин арсениток; одна из таких общин, по свидетельству митрополита Макария Писидийского, была изгнана из столицы во время суровой зимы на начальном этапе раскола14. Это деяние митрополит Макарий приписывает патриарху Иосифу, однако, ввиду явной ангажированности письма Макария15, к этому свидетельству следует относиться осторожно; скорее всего, инициатором гонения (если оно вообще имело место) был не патриарх, а император Михаил VIII.
Но роль женщин в арсенитском движении не исчерпывалась простым участием. В письме проту Афона патриарх Афанасий повествует о расколе и вызванных им нестроениях в Церкви, в частности о женщинах, которые преподают причастие и другие таинства16. В антиарсенитском послании также сообщается, что многие из арсенитов были уличены в том, что женщины у них причащали и постригали в монашество: «Ведь если у них нет ничего другого, кроме [дел], удаляющих от Бога, а [могут они] только очернять обычаи православных и высмеивать их клеветами вопреки евангельским заповедям, и нечестиво поступать со святынями, и беззаконно в узаконенных [обрядах] и причащать, и постригать (бывает, иногда и посредством женщин, в совершении чего уличены — Бог свидетель! — многие из них) — разве видящий добычу их не сочтет их вдвое худшими сынами геенны по сравнению с теми, кто ими порабощаем?»17.
9 О нем см.: PLP. №29458. О дроблении арсенитов на группировки см.: ГоиуарШцд. Op. cit. 2. 128.
10 О ней см.: PLP. №10943; luxourp^g 1. Пер! то oxio^a töv ÄpoeviaTÖv // 'ЕШ^хй. 1929. Т. 2. 2. 306.
11 См.: rovvapiöqg. Op. cit. 2. 155, примеч. 127.
12 Ibid. 2. 154-157.
13 Другие свидетельства об участии женщин в событиях церковной истории рассматриваемой эпохи см. в работе: Ibid. 2. 213, примеч. 51.
14 EvorpariäSqg I. Ю яатрюрхл? Äpoeviog б ÄÜTMpeiavo; (1255-1260 xai 1261-1267) // EUnvixü. 1928. Т. 1. 2. 93.
15 См.: IvKourpng. Op. cit. 2. 317-318, 328.
16 Reg. 1605.
17 ei чар пои ^r|6£v a^o TOiiTOig töv ötoxo^izövtmv ©eoü, то xpaiveiv ^ovov тад йяоХг^еи; töv 6p6o66|MV xai öiaoüpeiv öiaßo^at; то!; етччекхо!; evavTiM; 6eonio^aoi xai йтщм; xpäo6ai то!; frytoi; xai üvö^m; то!; ¿vvö^oi; xai xoivmveTv xai anoxoupeiieiv (eotiv öte xai 6iä Yuvaixöv, м; ©еоО Ёфор0"то; ra^Moav яраттег" ёк toütmv яо^оГ), ой Yeevvri; той; бияХоО; ёхе^ои; töv ш' aÜTÖv йv6рaяo6lZo^£Vмv б Ma ßMnMV xaTÖ^erai; (Pa. 2:92-98).
Еще в одном письме патриарха Афанасия императору обвинение против арсенитов звучит более резко: «О них свидетельствуется также, что они забавляются с менадами18, занимающимися гнусностями и чародействами, которым они, полагаю, в благодарность и сами разрешили благословлять сожительства, постригать, крестить, священнодействовать причастие и водосвятие, и чтобы все таинства Церкви были подражательно поругаемы этими развязными [женщинами]19, так что они дошли даже до того, чтобы воздвигать честный и животворящий Крест на подставку и издеваться над этим праздником, как и многие из еретиков»20. По всей вероятности, в последних словах речь идет об имитировании раскольниками чина Воздвижения Креста на утрени праздника Воздвижения Креста Господня (14 сентября). Особое возмущение патриарха могло вызвать то, что этот чин обычно совершается архиереем.
Итак, в ряде свидетельств речь идет о вполне сектантском варианте женского священства. П. Гунаридис замечает, что в таком «андрократичном» обществе, как Византия, подобные обвинения патриарха были самыми тяжкими и являли полную нравственную деградацию арсенитского движения21.
У нас нет других свидетельств современников о столь неожиданном и странном явлении, кроме одного неопределенного упоминания у патриарха Григория Кипрского (1283-1289), что арсенит Игнатий Пафлагон22 своими пророчествами прельстил «почти всех» женщин и некоторых женоподобных мужчин23, и свидетельства митрополита свт. Феолипта Филадельфийского, который обвиняет арсенитов в том, что они представляют басни, которые пересказывают женщины, утопающие во грехах, как общепризнанные факты и возвещают их другим24.
Возможно, что новую интерпретацию в сопоставлении со свидетельствами патриарха Афанасия может получить повествование Никифора Григоры о церковных мероприятиях патриарха Афанасия: «Он не забыл и тех, которые прежде
18 ^aivâç — от ^aivo^ai (безумствовать) — мифич. менада, то же что вакханка, неистовая спутница Диониса; см.: ^aivâôeç- at Bäxxai (Hesychii Alexandrini lexicon / K. Latte, ed. Copenhagen, 1953-1966. ц84.1); Maivâôaç- ^aivo^évaç, SfiToîioa; ßaxxeüeiv, яарйфорош; (Suidae lexicon / A. Adler, ed. Stuttgart 1967-1971. ^328). В современном греческом языке — ведьма.
19 пара Töv ooßäÖMv; см. ooßä;: poet. fem. of ooßapö;, of bacchanals and courtesans, insolent, capricious (A Greek-English Lexicon / H.-G. Liddell, R. Scott, ed. Oxford, 1996. P. 1620); ooßäöe;- ünepr^avoi, йотатои Maivô^evai. [f| ^iaivô^evai] (Hesychii Alexandrini lexicon. o1304); 2oßäöe;- Öiräxouoai nôpvai (Suidae lexicon. o754).
20 et ^fnou tiç ünoXäßfl яро; та; arnöv üno^f ^eiç xai то пара ^aivaÖMv aÙTOÙç ^apTupe!o6ai naixSèv êv àppr|ToupYÎaiç floxo^n^Évaiç xai Yor|Teiaiç alç ôià t^v âvTÎxapiv ïomç xai aÙToi aÙTàç napexwpnoav ouvoixéoia eù^oYetv, ânoxeipeiv, ßanTiZeiv, xoivMviav tepoupyelv xai àYÎao^a xai öoa ^uouipiwöri xfjç êxx^noiaç ^i^^Tixôç xaTanaiZeo6ai napa Töv ooßäÖMv, mç xav êv tt| ù^râoei toô тщюи xai ÇM^ôpou 2TaupoO àvepxo^évaç êv oxi^noöi xai xaTanai^eiv t^v êopTfv, mç noXXoi Töv atpeTixöv (Pa. 17:150-156).
21 ГотарШцс,. Op. cit. 2. 213.
22 PLP. №7993.
23 ToO ooфмтâтou xai Xoyimtôtou xai o'txou^evixoô naTpiäpxou Kûpou rpnYopiou той Ku-npiou 'EnioToXai / 2мфpôvl0ç [EôoTpaTiaôriç], £kS. // 'ExxXr|oiaoTixôç Фйpoç. 1909. Tô^. 3. Teî)-xoç 16. 2. 291 (Ep. 114).
24 та pf ^aTa a Yuvaixapia ouooMpeu^éva ^u6eûovTai (OeoXfnTou ФЛaöe^фíaç too D^o^oy^too (1250-1322) Bio; xai "EpYa. B' ^époç: KpiTixö xei^evo — oxôXia / 1. TpriYopônouXoç, £kS. KaTepivn, 1996. 2. 310:120-121). Ср.: 2 Тим 3. 6.
опытного изучения монастырского образа жизни или заключали себя в тесных келийках под предлогом подвигов, или же, ходя по знатным домам, легко обольщали ветрениц и овладевали ими, действуя на них своим внешним видом и нося шкуру овец, тогда как внутри были хуже хищных волков. Некоторые из них носили в себе даже семена ересей и легко приводили простые души к бездне погибели. Собрав этих людей, а также и всех тех, которые бесновались в каком-то вакхическом исступлении, из тщеславия и ради корысти, он подчинил их правилам монашеской жизни <...> Таким образом [патриарх] очистил площади и улицы от тех, кто разгуливал в монашеском платье, как мужчин, так и женщин»25.
В пользу соотнесения данного свидетельства с арсенитским расколом можно выдвинуть следующие аргументы: во-первых, по свидетельству Григоры, бродячие монахи занимались тем, что обольщали «ветреных женщин», что прямо сопоставимо со свидетельствами патриархов Григория и свт. Афанасия о способе действия арсенитов; во-вторых, упоминание о неких «семенах ереси» также имеет смысл в контексте догматической полемики иерархии с арсенитами26; в-третьих, Григора прямо указывает на «женщин в монашеском платье» — не исключено, что это были именно арсенитки, изгнанные из своих монастырей или добровольно покинувшие их.
Наконец, нельзя не сопоставить слова Григоры о женских «вакханалиях» (^aivo^évwv Baxxixà) и упоминания патриарха Афанасия о «менадах» и «развязных женщинах» (napà ^aivàôwv... napà xffiv oo^àôwv). Очевидно, что речь идет об одном и том же явлении «харизматического» порядка — возможно, роде одержимости или чем-то подобном. Мотивы этих женщин — тщеславие и любостяжание — сопоставимы с мотивами действия арсенитов27.
Патриарх Афанасий повествует, что арсениты предоставляют женщинам право священнодействовать во время неких особых сеансов (àppnTOUpyiaiç ^oxoÀn^évaiç xal yonT£Îaiç a!ç... xal aÛTol aÛTàç napExràpnoav). Âppnxoupyia — букв. действие, о котором нельзя сказать; этим словом может обозначаться либо совершение языческих таинств, либо просто неудобоименуемое (по вызываемому им отвращению) деяние, связанное чаще всего с развратом или колдовством28. Это слово практически не употребляется у современников свт. Афана-
25 Toîiç ye ^v èv o'txioxoiç ôf 6ev Ppaxéoi, nplv tov ^ovaôixôv ;raiôaymyr|0fvai xponov, vûv ^èv nepix^eio^évouç èv âoxrioeMç ùnoxpioei, vûv ôè Tàç èvôô|Mv nepivooToûvTaç o'txiaç xal YuvaixapÎMv афё^е^ pâoTa è|anaTfflvTaç xal xEipou^évouç ôià той oxî^aToç xal ôép^aTa ^èv npoPÔTMv ëxovTaç, eom6ev ô' ôvraç nMov fl xaTà Kixouç apnaYaç, ôv Evioi xal ùnoxa6r|^évMv alpéoEMv exovteç onép^a pâoTa npoç Pâpa6pov ânM^EÎaç ân^ouoTépaç M6o0oi ^uxàç, toîitouç toîvuv â6poiZwv xal a^a oooi ^aivo^évwv Baxxixâ Tiva flQn èmTriÔEÛouoi XEvfç Tivoç ôô|nç xal ^n^^ÔTMv ËvExa, xal xavôoiv ùnoTi6Elç âoxrioEMç... xal oûtmç a^iXTov napEoxEÛa^Ev exeiv tov Piov ÔYopaXç xal n^aTEÎaiç, oooi te xal ooai to ^ovaôixôv ùnflEoav oxf^a (Nicephori Gregorae Byzantina historia. Vol. 1 / L. Schopen, ed. Bonn, 1829. P. 183:17-184:11).
26 См.: Вишняк. Указ. соч. С. 18-19.
27 Ср.: Григора: XEvfç Tivoç ôô|r|Ç xal Xri^âTMv ËvExa (Nicephori Gregorae Byzantina historia. P. 184:3); патриарх Афанасий: Et nou to фÍ^apxov xal ô ôPo^ôç èn^ipoioE Tàç xapôî-aç Tivfflv (Pa. 2:457-58); митрополит Феолипт: фЛoôo|Íаç xal фЛoxEpôÍaç Pa^ô^Evoi ôôpaTi (©eo^î^tou Фl^aÔE^фíaç той d^o^oy^too (1250-1322) Bioç xal "EpYa. 2. 331:281).
28 См.: âppnтoup7Ía: 1) unspeakable deed, practice of abominations; 2) celebration of pagan mysteries as sacred action not to be revealed (A Patristic Greek Lexicon / G. W. H. Lampe,
сия29, и трудно сказать, что конкретно имеется в виду. Самим свт. Афанасием это понятие регулярно повторяется в перечне всенародных грехов, чаще всего в паре с колдовством или развратом30. Но возможно, в данном случае собрания арсенитов, на которых священнодействуют женщины, становятся в глазах патриарха áppnTOUpYÍai именно в силу указанной роли, которую на них выполняют женщины.
Дж. Буджамра связывает выдвигаемые патриархом обвинения в священнодействии женщин с «обычаем диаконисс», который патриарх Афанасий Константинопольский призывал прекратить в своем постановлении (SvxaX^a) всем митрополитам своего патриархата31. Это постановление окончательно запрещает попытки возродить древний институт диаконисс, которые к тому времени уже практически повсеместно исчезли32. Однако сложно сопоставить те практики, о которых пишет патриарх, со служением диаконисс. Священнические функции, которые брали на себя женщины у арсенитов, никогда не выполнялись диако-ниссами.
Призыв патриарха Афанасия искоренить «обычай диаконисс» связан с запретом двойных монастырей33, а также с предписанием, что архиереи должны превосходить потребности естества, в том числе и законного брака34. В одном из посланий патриарх пишет, что он предпочтет ставить добродетельных архиереев из числа женатых, при условии, что их жены будут пребывать после рукоположения супругов в женских монастырях35. Кроме того, ко времени патриарха Афанасия диакониссы не встречаются в Византии за пределами столицы, причем этим именем могли называть женщин, ведущих подвижническую жизнь, как пишет Феодор Вальсамон в своем комментарии на 15-е правило IV Вселенского собора36. Таким образом, в данном случае при упоминании «обычая диаконисс» речь идет, скорее всего, о явлении, связанном с некими злоупотре-
ed. Oxford, 1961. P. 230); appr|TOupYÍa: filthy lewdness (A Greek-English Lexicon. P. 247); áppr|TOupYÍa^ a'ioxpoupYÍa, xaxOupYÍa. то аррпта É|epYá£;Eo6ai (Hesychii Alexandrini lexicon. a7440); Appr|TOupYÍa^ л aloxpoupYÍa (Iohannis Zonarae lexicon ex tribus codicibus manuscrip-tis / J. A. H. Tittmann, ed. Leipzig, 1808 (repr. Amsterdam, 1967). a297.27); áppr|TOupYÍa: ^Tyv. áxaTOVÓ^aoTOg, aloxpa npá|tg (Aq^qrpáxog A. MÉYa Xe|ixóv ö^ns Tf? £^r|vixfg Y^tóoon?. T. 2. 2. 988).
29 Один из редких примеров находим в хронике Феодора Скутариота (для которого в данном случае источником служила хроника Никиты Хониата), где речь явно идет о колдовстве (ZádagК. MeoaiMVix^ BißkO6fxr| fl 2uAAoy^ Avex6ótmv MvrpeÍMv Tf? °E^r|vix^S 'IoTOpÍag. P., 1894. 2. 267:5-6; ср.: Nicetae Choniatae historia / J. van Dieten, ed. B., 1975. S.148:1-4).
30 Pa. 15:71-74; Ta.49:55-56; Ta. 59:14-15; Ta. 110:110-111.
31 xai öiaxOViooöv nau6fvai awfGeiav. См.: Boojamra. Op. cit. P. 145.
32 Желтое Михаил, диакон. Диаконисса // Православная энциклопедия. Т. 14. М., 2006. С. 583.
33 См.: Mitsiou E. Das Doppelkloster des Patriarchen Athanasios I. in Konstantinopel: Histo-risch-prosopographische und wirtschaftliche Beobachtungen // Jahrbuch der Österreichischen By-zantinistik. 2008. Bd. 58. S. 99.
34 Vaticanus Gr. 2219. Fol. 137v. См.: Patedakis. Op. cit. P. 122, note 675.
35 Vaticanus Gr. 2219. Fol. 209v. См.: Patedakis. Op. cit. P. 121, note 663.
36 «Ибо диакониссы сегодня не рукополагаются, хотя в несобственном смысле (xaTaxproTixös) некоторые из подвижниц и называются диакониссами» (2úvTaY^a töv 6eímv xai tepöv xavóVMV. T. 2 / Г. A. °Pá^r|g, M. nOTXfg, exö. A6fva, 1966. 2. 255).
блениями и соблазнами нравственно-дисциплинарного (а не литургического) порядка37, которые могли иметь место, особенно в двойных монастырях. В случае же с арсенитами речь идет скорее о возложении на женщин чисто священнических функций ввиду нехватки у арсенитов священников, как предполагает В. Лоран38.
Особенная или харизматическая роль женщин характерна для некоторых ересей и сект. Например, среди описанных прп. Иоанном Дамаскином ересей как минимум о четырех (маркосеи, маркиониты, пепузиане и сампсеи) упоминается, что женщинам в них отводилась особая роль; особенно близок к арсе-нитскому случай пепузиан, у которых женщинам предоставлялось начальство и священнослужение фе ИаегеБ. 49). Факт священнодействия женщин позволяет говорить о вырождении закрытых арсенитских общин в парахристиан-ские секты, вероятно харизматического типа (как это видно из настойчивого применения к ним «вакхических» эпитетов), в которых могла практиковаться даже магия (на это может указывать слово йррпто'ир^аО. Очень сложно понять, как арсениты, помещавшие на свое знамя в том числе борьбу за чистоту нравов и порядка в Церкви, могли выродиться в подобные образования. В данном случае речь идет не только о попрании канонов (что позволяет говорить как минимум о непоследовательности арсенитов в их борьбе за каноническую акривию), но о разрушении самих начал церковности и изменении типа религиозного сознания39. По сути, как замечает П. Гунаридис, патриарх Афанасий обвиняет арсенитов в создании некоего нового (альтернативного общецерковному) предания, т. е. образа жизни, богослужения и быта40. Вероятно, обвинения патриарха касаются лишь отдельных группировок арсенитов; к тому же следует отметить, что ко времени свт. Афанасия с начала раскола прошло уже 50 лет, и некоторые арсенитские общины в своей обособленности и пребывании вне Церкви вполне могли успеть деградировать. Впрочем, нельзя исключать вероятность того, что эти обвинения являются всего лишь антиеретическим топосом.
Подводя итог, обозначим три основные роли, которые выполняли женщины в арсенитском расколе:
1) роль высоких покровительниц, а также матерей и воспитательниц новых членов. Эта роль, несмотря на свою традиционность для Византии, видится нам самой важной с точки зрения развития раскола: так, арсенитка Мария-Марфа сумела воспитать двух наиболее непримиримых арсенитов — Иоанна Тархани-ота и Алексия Филантропина, ставших ключевыми фигурами в истории всего арсенитского движения. Оба они, несмотря на свои выдающиеся таланты и возможность великолепной карьеры, предпочли, оставаясь в расколе, нести тяготы репрессий. Несомненно, не последнюю роль в их приверженности арсенитским
37 Один из подобных случаев упоминается в письме патриарха Афанасия императору: в монастыре близ Апамеи проестос (яроеотмд) монастыря долгое время сожительствовал с женщиной, уверяя всех, что делает это с ведома патриарха и экзархов (Ta. 77:22—26).
38 Reg. 1605, nota 1.
39 ГотарШцс,. Op. cit. 2. 212.
40 Ibid. 2. 174.
идеалам сыграли семейные традиции и воспитание, полученное в отеческом доме;
2) роль рядовых участниц. Это участие могло быть как индивидуальным, так и общинным. Несмотря на некоторые упоминания о существовании женских общин арсенитов, они никак ощутимо не проявили себя; история не сохранила для нас даже имен кого-либо из предводителей таких общин. По-видимому, участие рядовых сторонниц движения в его деятельности было минимальным и сводилось к пассивному пребыванию в расколе, а также к участию в создании соответствующего информационно-пропагандистского фона, о чем упоминают источники;
3) харизматическая роль активных участниц литургической жизни, совершителей обрядов и таинств. Это наиболее экстраординарная, но и наименее документированная роль женщин в арсенитском движении. Она наглядно демонстрирует расхождение между риторикой арсенитов и их действительным образом действия (разрушая миф о канонической и нравственной чистоте арсенитских общин, противопоставлявших себя оскверненной, по их мнению, церковной иерархии), а также является наглядной демонстрацией процессов вырождения церковного раскола в парахристианскую секту.
Ключевые слова: арсенитский раскол, арсениты, патриарх Афанасий I Константинопольский, противораскольническая литература, женщина в Византии, женщина в Церкви, женское священство, диаконисса, парахристианство.
Список литературы
Вишняк М. А. Образ арсенитов в эпистолярном наследии патриарха Афанасия I Константинопольского // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2017. T. 22. № 5. С. 16-26. Желтое Михаил, диакон. Диаконисса // Православная энциклопедия. 2006. T. 14. С. 580587.
A Greek-English Lexicon / H.-G. Liddell, R. Scott, ed. Oxford, 1996. A Patristic Greek Lexicon / G. W. H. Lampe, ed. Oxford, 1961.
Boojamra J. L. Church Reform in the Late Byzantine Empire. A Study for the Patriarchate of
Athanasios of Constantinople. Thessaloniki, 1982. Лцßцтpáxoç Л. MéYa Xe^ixóv ô^nç irjç êM-vi^ç Y^ràoonç. TO^oi 1-9. A0Лval, 1933-1951. rovvapiônç П. Т0 xívn^a räv Apoeviarav (1261-1310): tб£oXoYlxèç бю^я^ ^v êлoxЛv räv
nptówv naXaioXóYrav. Ä0Лva, 1999. Evarpariàônç S. O nOTpiápx^ Apoévioç ó AÛTOipEiavôç (1255-1260 xai 1261-1267) //
•EMnvixá. 1928. Т. 1. S. 78-94. Hesychii Alexandrini lexicon. Vols. 1-2 / K. Latte, ed. Copenhagen, 1953-1966. вшХЛлтои ФlXаб£Xф£Íаç той O^o^oy-toO (1250-1322) Bioç xai "EpYa. В' ^époç: Kpraxô
xeí^evo — oxóXia / I. Гр-YopônouXoç, ёхб. Ka^p^n, 1996. Iohannis Zonarae lexicon ex tribus codicibus manuscriptis. Vols 1-2 / J. A. H. Tittmann, ed.
Leipzig, 1808 (repr. Amsterdam, 1967). Laurent V. Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. Vol. I (Les actes des patriarches). Fasc. IV (Les regestes de 1208 à 1309). P., 1971.
Mitsiou E. Das Doppelkloster des Patriarchen Athanasios I. in Konstantinopel: Historisch-prosopographische und wirtschaftliche Beobachtungen // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 2008. Bd. 58. S. 87-107. Nicephori Gregorae Byzantina historia. Vol. 1 / L. Schopen, ed. Bonn, 1829. Nicetae Choniatae historia / J. van Dieten, ed. Berlin, 1975.
Patedakis M. Athanasios I, Patriarch of Constantinople (1289-1293; 1303-1309): A Critical Edition with Introduction and Commentary ofSelected Unpublished Works (PhD dissertation). University of Oxford, 2004. Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit / E. Trapp, R.Walther, H.-V. Beyer [et al.],
Hrsg. Electronic data. Wien, 2001. 1 electronic disk (CD-ROM). Title from screen. laQagK. MeoaiKVix^ BißXio0f|xn Л AvexööxKiv Mvn^etov xfg 'EMnvix^g loxopiag.
P., 1894.
Zvxovrptfg 1. nepi xö o/io^a xffiv Aporviaxffiv // EMnvixü. 1929. T. 2. 2. 267-332. 2üvxay^a xffiv 0£tov xai iepffiv xavövoiv. T. 2 / Г. A. TüXXng, M. noxXfg, exö. A0|va, 1852 (repr. 1966).
Suidae lexicon. Vols 1-4 / A. Adler, ed. Leipzig; repr. Stuttgart 1967-1971.
Talbot A.-M. The Correspondence of Athanasius I, patriarch of Constantinople: Letters to the
emperor Andronicus II, members of the imperial family, and officials. Washington, 1975. ToO ooфштйтou xai Хоуьютйтои xai oixou^evixoO naxpiüpxou Кйрои Грщорьои TOO Kunpiou 'EmoxoXai / 2K^pöviog [Eüoxpaxiüöng], ёхб. // 'ExxXnoiaoxixög Фарод. 1909. Tö^. 3. Te^xog 16. 2. 281-296.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi.
2018. Vol. 83. P. 48-58
Mikhail Vishnyak, Graduate Student, Moscow Theological Academy, Troitse-Sergieva Lavra, Sergiev Posad 141300, Russian Federation [email protected]
ORCID: 0000-0003-3354-9553
Participation of Women in the Arsenite Schism
(1265-1310)
M. Vishnyak
Abstract. Based on the works of patriarch St. Athanasius I of Constantinople (12891293, 1303-1309) and some other sources, this paper deals with the participation of women in the Arsenite schism (1265-1310). There are three main roles of women in the schism: 1) The role of high patronesses as well as mothers and educators of new members. A typical example is the sister of Emperor Michael VIII Palaeologos, Maria-Marfa, mother of Ioannes Tarchaneiotes and grandmother of Alexios Philanthropenos, the two distinguished Arsenites. 2) The role of ordinary participants, which was, mainly, a passive position in the schism and participation in the creation of informational and propagandistic background. 3) The "charismatic" role of active participants in liturgical life, performers of rituals and sacraments; this is the most extraordinary and least documented role of women in the Arsenite movement. It demonstrates clearly
M. A. BHmHffi. yiacme xeH^HH B apceHHTCKOM pacKOJie (1265-1310)
the processes of degeneration of a church schism into a para-Christian sect. This duty of women in the Arsenite schism has probably no connection with the "custom of the deaconesses", which was liquidated by Patriarch Athanasius I.
Keywords: Arsenite schism, Arsenites, patriarch Athanasius I of Constantinople, anti-
schismatic literature, woman in Byzantine Empire, woman in church, female priesthood,
deaconess, parachristianity.
References
Adler, A. (ed.) (1967-1971) Suidae lexicon, vol. 1-4, Stuttgart.
Boojamra, J. (1982) Church Reform in the Late Byzantine Empire. A Study for the Patriarchate of Athanasios of Constantinople. Thessaloniki: Patriarchal Institute for Patristic Studies.
Demetrakos, D. (1933-1951) Mega lexikon holis tis hellenikis glossis [Great Dictionary of the Entire Greek Language]. Athens: Dome (in Greek).
Eustratiades, S. (1928) "Ho patriarchis Arsenios Autoreianos (1255—1260 kai 1261—1267)" ["The Patriarch Arsenius Autorianus (1255-1260 and 1261-1267)"]. Hellenica, 1928, vol. 1, pp. 78-94 (in Greek).
Gounaridis, P. (1999) To kinima ton Arseniaton (1261—1310): ideologikes diamaches tin epochin ton proton Palaiologon [The Arsenite Movement (1261-1310): Ideological Strife during the Early Palaiologoi]. Athens: Domos (in Greek).
Gregoropoulos, I. (ed.) (1996) Theoleptou Philadelpheias tou Homologitou (1250—1322) Bios kai Erga. B meros: Kritiko keimeno — scholia [Life and Works of Theoleptos of Philadelphia the Confessor (1250-1322). Pt. 2: Critical Text and Commentary]. Katerini: Tertios (in Greek).
Lampe, G. (ed.) (1961) A Patristic Greek Lexicon. Oxford: Oxford University Press.
Latte, K. (ed.) (1953, 1966) Hesychii Alexandrini lexicon, vols. 1-2, Copenhagen: Munksgaard.
Laurent, V. (1971) Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. Vol. I (Les actes des patriarches). Fasc. IV(Les regestes de 1208 à 1309). Paris: Inst. fr. d'études byzantines.
Liddell, H.-G., Scott, R. (1996) A Greek-English Lexicon. Oxford: Oxford University Press.
Mitsiou, E. (2008) "Das Doppelkloster des Patriarchen Athanasios I in Konstantinopel: Histo-risch-prosopographische und wirtschaftliche Beobachtungen". Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik, vol. 58, Ss. 87-107.
Patedakis, M. (2004) AthanasiosI, Patriarch ofConstantinople (1289—1293; 1303—1309): A Critical Edition with Introduction and Commentary of Selected Unpublished Works (PhD dissertation). University of Oxford.
Rhalles, G., Potles, M. (ed.) (1966) Syntagma ton theion kai hieron kanonon [Constitution of divine and sacred Canons], t. 2, Athens: Grigoris Publications (in Greek).
Sykoutres, I. (1929) "Peri to schima ton Arseniaton" [«On the Schism of the Arsenites"]. Hellenica, vol. 2, pp. 267-332 (in Greek).
Talbot, A.-M. (ed.) (1975) The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinople: Letters to the Emperor Andronicus II, Members of the Imperial Family, and Officials. Washington, D.C.: Dumbarton Oaks Center for Byzantine Studies.
Tittmann, J. (ed.) (1967) Iohannis Zonarae lexicon ex tribus codicibus manuscriptis, vols. 1-2. Amsterdam: Hakkert.
Trapp, E., Walther, R., Beyer, H.-V., et al. (eds.) (2001) ProsopographischesLexikon derPalaiolo-genzeit. Wien (CD-ROM).
Van Dieten, J. (ed.) (1975) Nicetae Choniatae historia, pars prior. Berlin: De Gruyter.
Vishnyak, Mikhail A. (2017) "Obraz arsenitov v epistoliarnom nasledii patriarkha Afanasiia I Konstantinopol'skogo" ["The Image of the Arsenites in the Correspondence of Athanasius I, the Patriarch of Constantinople"]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4, Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya, vol. 22, № 5, pp. 16—26 (in Russian).
Zheltov, M. (2006) "Diakonissa" ["Deaconess"]. Pravoslavnaia Entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia], 2006, vol. 14, pp. 580—587 (in Russian).