Научная статья на тему 'Участие земств в создании сети и системы начальных школ Курской губернии во второй половине xix начале XX в'

Участие земств в создании сети и системы начальных школ Курской губернии во второй половине xix начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
324
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернышев Алексей Игоревич

Рассматриваются вопросы истории развития земских учреждений на территории Курской губернии. Земства были формой местного самоуправления, учрежденной во время великих реформ XIX в., которые создавались на губернском и уездных уровнях. Анализируется деятельность земств по развитию народного образования, динамика роста начальных школ в губернии. Данная система местного самоуправления существовала вплоть до революции 1917 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Participation of Zemstvo System of Local Administration in the Creation of a Network and System of Public Schools of Kursk Province in the End of XIX the Beginning of XX Century

The article tells about the History of the development of zemstvo system of local administration in Kursk province. Zemstvo was a form of local government instituted during the Great liberal reforms of XIX century. Zemstvo assemblies and boards were created at the provincial and district levels to meet the local needs, including the questions of education. The article tells about the activity of zemstvo system of local administration on the development of public education; the dynamic of growth of the number of public schools in Kursk province. This system of local government lasted until the Revolution of 1917.

Текст научной работы на тему «Участие земств в создании сети и системы начальных школ Курской губернии во второй половине xix начале XX в»

А.И. Чернышев

Участие земств в создании сети и системы начальных школ Курской губернии во второй половине XIX - начале XX в.

В условиях кризиса всего феодально-крепостнического строя России реформы 60-х гг. XIX в. стали объективной необходимостью. Естественно, они не могли не коснуться такой важной потребности общественно-экономического развития России, как народное образование. Особая комиссия, которая готовила материалы к крестьянской реформе, подчеркивала связь последней с реформой народного образования и, прежде всего, просвещения крестьян. Народная школа как в количественном, так и в качественном отношении ни в какой мере не могла удовлетворить запросы развивающегося российского общества. Именно поэтому в данный период встал вопрос не только о расширении сети народных школ, но и о всеобщем начальном образовании.

Важным шагом в этом направлении стало Положение о начальных народных училищах от 14 июля 1864 г. Оно стало шагом вперед в деле развития просвещения среди народных масс. Этим школьным законом государство впервые признавало необходимость начальных народных школ, устанавливалась система их организации и руководства ими, с привлечением к последнему земских и городских самоуправлений. Утвердив данным законом народную школу как государственную необходимость, правительство самоустранилось от расходов на ее устройство, возложив их на сельские и городские общества. Это обстоятельство и дало возможность земствам, организованным в том же 1864 г., подчинить сельскую народную школу своему влиянию. При этом вопрос о всеобщем начальном обучении был совершенно обойден. Главную причину отказа от него правительство усмотрело в «недостаточности средств крестьян», т.е. в нищете народа. Школьный закон 1864 г. так определил главную цель начальных народных училищ: «...утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные сведения» [1, с. 13]. Таким образом, уделом начальной народной школы были религиозно-нравственное воспитание и простая грамота.

Необходимо отметить, что для надзора за народной школой, поддерживаемой передовыми земствами, и усиления руководства религиозно-нравственным воспитанием учащихся в 1869 г. был создан специальный институт инспекторов народных училищ. Таким образом, земские начальные учебные заведения одновременно подчинялись органам государственного управления как по содержанию образования, так и

по кадровым назначениям (частично), т.е., соответственно, профильному министерству и его местным органам. Дирекция и инспекция народных училищ данной губернии в качестве государственной инстанции полностью ведала учебной частью [2, с. 81].

Важнейший двигатель культурного прогресса и показатель духовного развития каждого государства -народное образование, во время введения земских учреждений в Курской губернии находилось в плачевном состоянии. Во всей губернии в 1865 г. было всего лишь 40 начальных школ с самым разнообразным составом учащихся. Качество этих школ, естественно, оставляло желать много лучшего. В Льговском, Рыльском и Тимском уездах начальных школ вообще не было [3, с. 9].

Все необходимые решения принимались «гласными» (депутатами от населения) на заседаниях губернского и уездных земских собраний и подлежали исполнению постоянно действующими земскими управами. Рабочим органом губернской управы (в составе 7 гласных) выступала ее канцелярия с наемным персоналом, включавшая профильный Отдел народного образования из нескольких технических сотрудников, руководимых специалистом с университетским образованием. В 1898 г. при данном отделе организовали специальное подразделение в виде справочнопедагогического бюро, которое планировало школьное строительство и выпускало отчетные ежегодники «Текущей школьной статистики Курского губернского земства» объемом 10-15 печатных листов.

В 1870 г. на очередном собрании губернского земства было принято следующие решение: «Уезд -ные земства должны заботиться об устройстве и поддержке народных школ, губернскому же земству, как центральному учреждению, предстоит забота о приготовлении достаточно подготовленных учителей для всех земских школ» [4, с. 16].

Для научного обоснования введения всеобщего начального обучения в Курск был приглашен специалист по просвещению, историк земского движения И.П. Белоконский. Он составил первый вариант школьной сети, включавший: всех детей от 8 до 11 лет; максимальное расстояние их дома от школы -две версты; минимальное число учащихся в школе -60 человек.

В Курской губернии стала постепенно складываться сеть начальных народных школ. Уже в первое десятилетие деятельности земских учреждений

число начальных школ в губернии возросло до 377, т.е. увеличилось почти в десять раз по сравнению с тем, что было в доземский период. Однако в последующие годы рост количества земских школ в губернии был уже не столь стремительным.

К 1885 г. в Курской губернии действовало 508 земских начальных народных училищ, что лишь на 34,7% больше аналогичного показателя за 1875 г. В следующее десятилетие было построено лишь 60 новых школ (общее число - 568) [4, с. 10].

Из всего вышесказанного видно, что наибольшая активность земств по открытию новых школ пришлась на первое десятилетие их деятельности. Далее этот показатель начал снижаться, достигнув своего минимума в десятилетие с 1885 по 1895 г. При этом расходы уездных земств на начальное образование в это же время постоянно росли (табл. 1).

Сопоставляя расходы по народному образованию с ростом земских школ, можно заметить противоречие: период наибольшего увеличения числа расходов совпадает с наименее продуктивным периодом в отношении постройки новых школ. И наоборот, именно в первое десятилетие, когда на образование тратилось еще не так много средств, было возведено наибольшее количество школ. Данный парадокс объясняется тем, что в последние годы наряду с земствами важную роль в школьном строительстве играли сельские общества. Например, с 1885 по 1894 г. сельские общества потратили на эти нужды примерно 635906 руб. Также некоторое участие в строительстве школ принимали частные лица губернии [5, с. 11].

С увеличением числа начальных школ, естественно, росло и количество учащихся в этих школах. По данным на 1874 г. - 17685; 1884 г. - 34639; 1894 г. - 42013 человек. При этом процент девочек среди учащихся школ постоянно повышался: 1874 г. -6,4%; 1884 г. - 12,5%; 1894 г. - 15,5%. Что же касается социального состава учащихся, то в основном это были крестьяне [6, с. 251].

Большой проблемой было то, что после окончания трехлетнего курса начального училища крестьянские дети со временем теряли все полученные знания. Крестьянская жизнь никак не способствовала развитию

знаний, полученных в школе. Подготовка школьников была настолько низкой, что спустя полгода после окончания школы они не в состоянии были даже написать свою фамилию. С этой целью земства, совместно с сельскими обществами, устраивали специальные повторительные курсы для сельской молодежи и лиц старшего возраста. Тем не менее оставалось много сел и деревень, где не было учебных заведений, а крестьянское население оставалось безграмотным.

Говоря о деятельности курского земства по развитию народного образования, необходимо отметить, что по-настоящему продуктивная и систематическая работа в этом направлении началась лишь с 1893 г. Именно тогда при Курском земском собрании начала свою работу постоянная комиссия по народному образованию, которую возглавлял талантливый организатор князь П. Д. Долгоруков. Эта школьная земская комиссия была мозговым центром народного образования в губернии. Своей основной задачей она считала введение всеобщего начального образования среди крестьянских детей.

В условиях общественного подъема 60-х гг. мысль о всеобщем начальном обучении вынашивалась всей демократической и прогрессивной частью общества. Имея совещательные права, комиссия готовила для губернского собрания соответствующие проекты постановлений. Формальными членами этого органа состояли несколько губернских гласных, а также выборный член губернской управы, курировавший образование. В необходимых случаях приглашались председатели всех уездных управ, уездные инспекторы народных училищ, директор учительской семинарии и др.

В 1895 г. губернское земское собрание решило образовать специальный капитал в размере 180 тыс. руб., с внесением этой суммы в смету губернских расходов в течение десяти лет по 18 тыс. руб. Часть этой ежегодной субсидии предназначалась для выдачи сельским обществам безвозвратных пособий на постройку школьных зданий, а еще часть - для беспроцентных ссуд. Для этих же целей в 1896 г. был освоен еще один капитал в размере 105 тыс. руб., завещанный губернским гласным Е.М. Ждановым. Изначально ссуды из этого капитала выдавались под проценты, а с 1989 г. -беспроцентные, сроком на десять лет [4, с. 18].

Как пособия, так и ссуды выдавались главным образом на постройку школьных зданий в местах, где раньше школ не было, причем комиссией было выработано несколько типов таких школ. В течение шести лет, с 1896 по 1901 г., на выдачу безвозвратных пособий истрачено 132000 руб. Благодаря этим ассигнованиям и ссудным выплатам из капитала Е.М. Жданова открытие школ и постройка школьных зданий значительно оживилась. Только за эти пять лет количество начальных школ возросло с 550 до 716, т.е. на 30%. Примерно в такой же пропорции увеличилось и число учеников.

Таблица 1

Участие земств в школьном строительстве в Курской губернии (1865-1894 г.)

Годы Общие расходы на народное образование, руб. Количество новых школ

1865-1874 251793 337

1875-1884 1060946 131

1885-1894 1662783 60

Итого 2975522 528

В 1896 г. на содержание начальных училищ было израсходовано: земствами - 213258 руб., городскими обществами - 44863 руб., сельскими - 88630 руб., благотворителями - 16609 руб. В сумме это составило 363360 руб. Губернское земство осознавало, что для реализации плана по всеобщему обучению этих средств недостаточно. Вследствие этого оно приняло меры по освобождению своего бюджета от некоторых расходов, не имеющих прямого отношения к земскому хозяйству. К этим расходам относились:

1) квартирное довольствие судебных следователей и полицейских чиновников;

2) содержание губернского по земским и городским делам присутствия;

3) содержание уездных по воинской повинности присутствий;

4) содержание арестантских домов и отправление арестантско-этапной повинности;

5) содержание лошадей при полицейских правлениях.

В итоге высвобожденная сумма, порядка 140 тыс. руб., была направлена на развитие народного образования.

Для этих же целей губернское земство при введении винной монополии ходатайствовало о ежегодном отчислении на нужды народного образования всей суммы, которую сельские общества выручали от сдачи винных лавок. За пять лет на счет губернского земства было перечислено 382612 руб. А благодаря ежегодным отчислениям на те же нужды 1% от акцизных сборов бюджет губернского земства за пять лет увеличился еще на 55632 руб. Также губернское земство ходатайствовало о том, чтобы все субсидии губернского и уездных земств на средние учебные заведения Курской губернии взяло на себя Министерство народного просвещения. Однако ходатайства не были удовлетворены из-за несовершенства школьной сети.

Всего в 1896 г. в Курской губернии было уже 1520 учебных заведений, в которых обучалось 87255 детей. При этом непосредственно в Курске располагалось 45 учебных заведений, а остальные относились к уездным городам и уездам (102 и 1373 соответственно) [7, с. 85].

К 1 января 1897 г. в губернии насчитывалось 681 училище. В том числе: 577 начальных, 39 городских приходских, 26 частных, 16 образцовых двухклассных,

8 таких же одноклассных, 9 уездных, 5 городских училищ (по Положению от 31 мая 1872 г.) и одно ремесленное.

В этом же году курское земство предприняло статистическое исследование положения народного образования в губернии. Делалось это с целью определить, что нужно сделать для достижения всеобщей грамотности и сколько средств для этого потребуется. Исследование показало, что в Курской губернии нужно построить еще более трех тысяч классных

помещений, возводя новые школы и расширяя старые [7, с. 86].

В июне 1902 г. усилиями комиссии Курск стал местом проведения выставки земского образования, имевшей всероссийское значение. Собравшиеся там представители 15 земских губерний выразили пожелание о скорейшем введении всеобщего начального образования. Это способствовало подготовке Министерства народного просвещения к поэтапному осуществлению мероприятий всеобуча. Однако на время русско-японской войны, из-за дефицита финансов, все мероприятия пришлось отложить на неопределенное время.

Всего в 1902 г. в губернии было 763 начальных народных училищ. Земства при поддержке попечителей и частных лиц продолжали открывать новые учебные заведения, не забывая реконструировать старые. Также уездные земства совместно с инспекцией народных училищ в целях внешкольного обучения народных масс при городских и сельских школах проводили народные чтения.

Всего через четыре года, в 1906 г., в губернии насчитывалась 951 земская школа. По подсчетам справочно-педагогического бюро, в них числилось 75920 учащихся. Доля девочек среди них составила уже 23%. Распределение этих школ по уездам представлено в таблице 2 [8, с. 124].

В 1906 г. на народное образование земствами было потрачено 313455 руб., что составляло 15% всех земских расходов. Помимо расходов на содержание народных школ, в эту сумму входили: пособия различным учебным заведениям; издержки по надзору за школами; содержание земских стипендиатов; ремонт школьных зданий; содержание книжного склада и мастерской наглядных пособий; общие мероприятия по распространению образования.

В расходах на народное образование продолжали принимать активное участие и частные лица. Например, в Льговском уезде на средства некоего Дюготье было построено просторное помещение при Арсе-ньевской школе, ставшее учительской квартирой.

Выработанные губернским земством положения о выдаче сельским обществам безвозвратных пособий и беспроцентных ссуд, за поручительством уездных земств, на постройку школьных зданий были дополнены 29 января 1908 г. следующими постановлениями губернского земского собрания:

Ссуды выдаются в размере не свыше 2 тыс. руб. на уезд;

Тем уездам, которые не оплатили всех срочных платежей, новые ссуды не выдаются.

Ввиду последнего постановления из 43 ходатайств, поступивших в 1908 г. от сельских обществ, не были удовлетворены 17, а по остальным было назначено к выдаче безвозвратных пособий на сумму 3500 руб. и ссуд (101000 руб.). Спустя два года губернское зем-

Таблица 2

Количество начальных школ Курской губернии в 1906 г.

Уезды Количество школ

Старооскольский 108

Суджанский 90

Фатежский 78

Курский 72

Новооскольский 58

Корочанский 58

Льговский 57

Дмитриевский 55

Грайворонский 54

Путивльский 52

Рыльский 52

Обоянский 50

Белгородский 48

Тимский 45

Итого 951

ство выдало в ссуду всего 22119 руб. Это было связано с тем, что в долгах за сельскими обществами числилось уже 224136 руб. Зато увеличились средства на выдачу безвозвратных пособий. В 1911 г. губернское земское собрание постановило ежегодно выделять на эти цели 150 тыс. руб., по 10 тысяч на каждый уезд. Средства должны были идти на постройку новых и капитальный ремонт старых школ [9, с. 140].

Сеть начальных народных школ в губернии постоянно расширялась. В 1908 г. их было 991, в 1910 г. -1162, в 1912 г. - 1217, в 1914 г. - 1510, в 1917 г. - более 1600. Количество учеников росло примерно в такой же пропорции. В среднем на одного преподавателя приходилось 62 учащихся, что почти соответствовало требованиям плана, разработанного земствами еще в 1896 г. Однако многие дети еще не имели возможности получить начальное образование. Так, в 1908 г. из-за недостатка помещений было отказано в приеме в школу 4847 детям.

Главная же проблема заключалась в том, что начальная школа оказывалась не первой ступенью в организации образования, а школой для низших классов. Из начальной школы невозможно было перейти в среднюю, которая оставалась школой для обеспеченных сословий, хотя земства пытались открывать гимназии для крестьян или выделять им стипендии для получения среднего и даже высшего образования.

Внешкольной деятельностью в этот период занималась специальная общественная организация -Общество содействия народному образованию в Курской губернии, созданное в 1898 г. стараниями профильной комиссии губернского земства. Общество усилиями 500 земских служащих, главным образом сельских учителей, проводило при училищах «чтения для народа» и создало десятки библиотек-читален. Од-

нако в 1915 г. данная организация была ликвидирована из-за «давней склонности к антиправительственным взглядам» [2, с. 84].

Расходы земств на народное образование также постоянно росли. Если в 1906 г. они составили примерно 313,5 тыс. руб., то к 1914 г. этот показатель достиг 520 тыс. руб. Земские учреждения продолжали тратить немалые деньги на содержание своих стипендиатов. Например, по смете за 1909 г. на эти цели было израсходовано 14820 руб.

Земские начинания по реализации всеобщего обучения получили официальное признание с 1906 г., когда Министерство народного просвещения перешло к политике постепенного введения в Российской империи всеобщего бесплатного 4-летнего начального образования (взяв на себя оплату труда учителя), чтобы оно стало действительно доступным для всех детей, желающих учиться.

К 1914 г. Курская губерния, имевшая 15 уездов, ввела всеобщее обучение детей за счет земской школьной сети (частично дополненной церковно-приходскими и министерскими учебными заведениями) в рамках

9 уездов: Дмитриевского, Курского, Льговского, Рыль-ского, Старооскольского, Суджанского, Тимского, Фатежского и Щигровского. В пределах всей губернии было охвачено начальным образованием 60% детей обоего пола, имеющих школьный возраст (8-11 лет). В отношении мальчиков этот показатель составлял 80%, сложнее была ситуация с девочками, которых крестьяне неохотно отдавали учиться. Только 40% из них посещали школу. В целом же идея всеобуча была реализована. По сути, земствам удалось создать новый тип школ, отличный от ранее существовавших. Со временем и казенные, и церковные школы стали действовать по образу земских [10, с. 240].

Главной фигурой земской школы оставался учитель, первоначально - мужчина, впоследствии - женщина. В 1913 г. из 2008 земских учителей Курской губернии соотношение женщин и мужчин составляло 1506 и 502 человека, или 75 и 25%. Война еще больше увеличила эту диспропорцию.

Тяжелое бремя Первой мировой войны приостановило завершение школьной реформы, тем более что с осени 1915 г. земства занялись обучением детей беженцев. В этот период финансирование народного образования сильно сократилось. После Февральской революции 1917 г. политические гонения на земства прекратились, практически все руководство народными училищами стало всецело земским, включая назначения на учительские должности. Однако в результате Октябрьского переворота земское самоуправление было ликвидировано; вскоре его сменила советская система властных учреждений.

В заключение нужно сказать, что реформы 60-х гг. XIX в. действительно продвинули Россию, и в частности Курскую губернию, на шаг вперед в деле развития

народного образования. Результатом этого стал количественный рост народных школ и некоторое улучшение качественной стороны начального образования. Появились новые типы народных школ, которые во всех отношениях стояли выше церковно-приходских училищ и крестьянских школ грамотности. Именно земства были решающим фактором, обусловившим жизнестойкость начальной народной школы, которая впервые стала тем реально действующим образова-

тельным институтом, чья эффективная деятельность способствовала появлению у крестьянского населения губернии стремления к постоянному повышению своего культурного и общеобразовательного уровня [11, с. 3].

Тем не менее не все задуманное удалось выполнить. Несмотря на все усилия земств, общая грамотность сельского населения Курской губернии даже в начале XX в. оставалась низкой.

Библиографический список

1. Ососков, А.В. Начальное образование в дореволюционной России / А.В. Ососков. - М., 1982.

2. Роль курского земства в культурной и научной жизни Курской губернии (1864-1918 гг.) : материалы научнопрактической конференции / под ред. В. Л. Богданова.

- Курск, 2006.

3. Государственный архив Курской области (ГАКО).

- Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 144.

4. Краткий исторический очерк деятельности земства Курской губернии за 35-летний период. - Курск, 1902.

5. Журналы комиссии Курского губернского земского

собрания по народному образованию. - Курск, 1987.

6. Веселовский Б.Б. История земства за 40 лет. - СПб., 1909. - Т. 1.

7. Обзор Курской губернии за 1896 год. - Курск, 1897.

8. Обзор Курской губернии за 1906 год. - Курск, 1907.

9. Обзор Курской губернии за 1908 год. Курск, 1909.

10. Герасименко, ГА. Земское самоуправление в России / Г. А. Герасименко. - М., 1990.

11. Мамаева, Т.П. Земская школа Курской губернии и роль губернского земства в ее развитии : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Т.П. Мамаева. - Воронеж, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.