Научная статья на тему 'Участие защитника (представителя) в процессе производства по делам об административных правонарушениях'

Участие защитника (представителя) в процессе производства по делам об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2898
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ / ADMINISTRATIVE JURISDICTION.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранов Андрей Дмитриевич

Важнейшим направлением административно-правовой реформы в Российской Федерации является создание эффективного механизма административноюрисдикционного производства. Первый шаг в этом направлении был сделан с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях, раздел IV которого регламентирует процессуальную форму административной юрисдикции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF THE BARRISTER (REPRESENTATIVE) IN THE TRAIL OF AFFAIRS ON ADMINISTRATIVE OFFENCES

The major direction of is administrative-legal reform in the Russian Federation is creation of the effective mechanism of administrative jurisdiction. The first step in this direction has been made with introduction in action of the Code of the Russian Federation about administrative offences, the section of IV which regulates the remedial form of an administrative jurisdiction.

Текст научной работы на тему «Участие защитника (представителя) в процессе производства по делам об административных правонарушениях»

2. Brockliss L., Eastwood D. Introduction A Union of multiple identities. // A Union of multiple identities. The British Isles, c.1750-c.1850. Ed. by L. Brockliss, D. Eastwood. ManchesterNY., 1997.

3. Daiches D. Scotland and the Union. - L., 1977.

4. Donaldson G. Scotland: The Shaping of a Nation. - L., 1993.

5. Donaldson W. Popular Literature in Victorian Scotland: language, fiction and the press. Aberdeen, 1986.

6. Finlay R. Controlling the Past: Scottish Historiography and Scottish Identity in the 19th and 20th Centuries. // Scottish Affairs. - 1994. - № 9.

7. Fry M. The Whig Interpretation of Scottish History. // The Manufacture of Scottish History. -Edinb., 1992.

8. Kidd C. Subverting Scotland’s Past. - Camb., 1993.

9. Lenman B. Integration, Enlightenment, and Industrialization. Scotland 1746-1832. - L., 1981.

10. Lynch M. Scotland: A New History. - L., 1991.

11. Lythe S.G.E. and Butt J. An Economic History of the Scotland 1100-1939. - Glasgow and L., 1975.

12. Paterson L. The Autonomy of Modern Scotland. - Edinb., 1994.

13. Pittock M. Invention of Scotland: The Stuart myth and the Scottish Identity, 1638 to the present. - L., 1991.

14. PittockM. The Myth of Jacobite Clans. - Edinb., 1995.

15. Whatley C. The Scots and the Union. - Edinb., 2007.

16. Whatley C.A. Scottish Society 1707-1830. Beyond Jacobitism, towards industrialization. -Manchester-NY., 2000.

17. Whatley Ch. Bought and Sold for English Gold? Explaining the Union of 1707. - Edinb. 1994.

18. Whyte I.D. Proto-industrialization in Scotland. // Regions and Industries: A Perspective on the Industrial Revolution Britain. Ed. by P. Hudson. - Cambridge. 1989.

19. Whyte I.D. Scotland before the Industrial Revolution. - L., 1995.

20. Апрыщенко В.Ю. «Шотландцы и Уния» К. Уотли: Новый этап изучения англошотландской парламентской унии. // Cogito. Альманах истории идей. Вып. 2. - Ростов-на-Дону, 2007.

Апрыщенко Виктор Юрьевич

Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге E-mail: [email protected]

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, тел. 37-16-52 Доцент.

Aprischenko Viktor Urievich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University»

E-mail: [email protected]

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia, 371-652 Associate professor.

ББК 67.401

А.Д. Баранов

УЧАСТИЕ ЗАЩИТНИКА (ПРЕДСТАВИТЕЛЯ)

В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Важнейшим направлением административно-правовой реформы в Российской Федерации является создание эффективного механизма административно-

юрисдикционного производства. Первый шаг в этом направлении был сделан с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях, раздел IV которого регламентирует процессуальную форму административной юрисдикции.

Административная юрисдикция.

Andrey D. Baranov

PARTICIPATION OF THE BARRISTER (REPRESENTATIVE)

IN THE TRAIL OF AFFAIRS ON ADMINISTRATIVE OFFENCES

The major direction of is administrative-legal reform in the Russian Federation is creation of the effective mechanism of administrative jurisdiction. The first step in this direction has been made with introduction in action of the Code of the Russian Federation about administrative offences, the section of IV which regulates the remedial form of an administrative jurisdiction.

Administrative jurisdiction.

Важнейшим направлением административно-правовой реформы в Российской Федерации является создание эффективного механизма административно -юрисдикционного производства, обеспечивающего решение двуединой задачи: неотвратимость наказания правонарушителей и гарантии соблюдения прав и законных интересов участников процесса. Первый шаг в этом направлении был сделан с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, раздел IV которого регламентирует процессуальную форму административной юрисдикции. Однако процессуальную составляющую административного права нельзя считать окончательно сформированной; сделанное в конце прошлого века замечание М.С. Студеникиной о том, что административное законодательство «... весьма недавно встало на путь преодоления «процессуального нигилизма» [1] остается актуальным и на сегодняшний день.

Неотъемлемым элементом любой процессуальной формы является институт участников производства. Приходится констатировать, что степень разработанности учения о лицах в административном процессуальном праве совершенно не отвечает современным реалиям; дефекты процессуальных статусов субъектов административно-процессуальных правоотношений приводят к нарушениям прав и законных интересов граждан и организаций при производстве по делам, вытекающим из административных правонарушений. Важность данных норм и институтов, их усовершенствование трудно переоценить.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) не содержит определение понятия «участник производства по делу об административном правонарушении». Глава 25 КоАП РФ «Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности» включает в их состав: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законные представители физического лица, законные представители юридического лица, защитник и представитель, свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, прокурор.

Хочется надеяться, что попытки в улучшении качества законодательства, предпринимаемые в сфере административного и административно-процессуального закона, будут постоянными и системными. Так, некоторые изменения коснулись участия защитника (представителя) в процессе производства по делам об административных правонарушениях.

Ряд субъектов вступает в производство по делу об административном правонарушении с целью защиты интересов других лиц. К таковым относятся защитники и представители.

КоАП РФ последовательно регламентирует право на защиту лица, привлекаемого (привлеченного) к административной ответственности, и потерпевшего. В числе важнейших составляющих этого права можно назвать закрепление презумпции невиновности, право отвода судьи, должностного лица, рассматривающего дело, право получить копии основных документов (протокола об административном правонарушении, постановления и решения по делу), право обжаловать любые действия субъектов власти, право давать объяснения, пользоваться услугами переводчика, защитника (представителя).

На участии защитника (представителя) в административном деле необходимо сделать отдельный акцент, так как лишь сравнительно недавние изменения административного законодательства позволили наиболее эффективно и с учетом интересов как подозреваемых в совершении правонарушения, так и потерпевших от него использовать данный институт.

Упоминаемые изменения коснулись момента допуска защитника (представителя) к участию в производстве по делу об административном правонарушении.

Вообще правовая основа участия защитника (представителя) в процессе производства по делам об административном правонарушении закреплена в ст. 48 Конституции РФ и в законе, каким является КоАП РФ. Так, согласно ст. 25.5 Ко-АП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему -представитель.

Устанавливается, что в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Важнейшим процессуальным вопросом является определение момента, с наступления которого защитник (представитель) допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ защитник (представитель) допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Причем согласно ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ;

5) оформления предупреждения или с момента наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется;

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 (назначение административного наказания без составления протокола) КоАП РФ.

Таким образом, в случае применения хотя бы одного из перечисленных в законе вариантов реакции уполномоченных органов на деяние, содержащее признаки состава административного правонарушения, возникает возможность допуска защитника (представителя) в процесс производства по делу об административном правонарушении со всеми вытекающими процессуальными правами. А именно: защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Рассмотренное положение закреплено в административном законодательстве сравнительно недавно. Формулировка ст. 25.5 КоАП РФ в части допуска защитника (представителя) в административный процесс с момента возбуждения дела об административном правонарушении введена только лишь в конце 2007 г. (ФЗ от 27.11.2о07 N 273-фЗ, сам КоАП РФ принят в 2001 г.). До этого статья содержала положение, согласно которому защитник (представитель) допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении, а также с момента административного задержания в связи с административным правонарушением. Подобное положение существенно ограничивало права как правонарушителей, так и потерпевших в административном процессе, так как исключало, например, возможность участия защитника (представителя) при применении прочих мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении нежели административного задержания, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ; исключало возможность работы защитника (представителя) при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования - как одного из этапов первой стадии производства по делу об административном правонарушении (составление протокола об административном правонарушении происходит по окончании расследования). Причем необходимо учитывать, что дело об административном правонарушении в названных случаях считается возбужденным, но возможность пользоваться услугами защитника (представителя) законом не предоставлена.

Действующая, измененная редакция ст. 25.5 КоАП РФ позволяет более полно реализовывать право на защиту в процессе производства по делам об административных правонарушениях и расширяет процессуальные возможности защитника (представителя).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Студеникина М.С. К проекту Кодекса РФ об административных правонарушениях // Журнал российского права. - 1998. - № 6.

Баранов Андрей Дмитриевич

Ростовский юридический институт МВД России

E-mail: [email protected]

347928, Таганрог, Некрасовский, 44

Доцент кафедры теории права.

Baranov Andrey Dmitrievich

Rostov Law Institute of Ministry of Internal Affairs

E-mail: [email protected]

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia Associate Professor.

ББК 67.410

В.Т. Батычко

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ В РОССИИ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

Исследование особенностей осуществления правосудия в России при помощи суда присяжных - несомненная исследовательская проблема. Опыт применения суда присяжных в России дает мотивы сомневаться в эффективности этого института правосудия. Проблемы, связанные с деятельностью суда присяжных, вызвали множество публикаций. Попытка исследования этого противоречивого вопроса нашла отражение в данной статье.

Суд присяжных; проблемы применения.

V.T. Batichko

MODERN PROBLEMS OF REALIZATION OF JUSTICE IN RUSSIA WITH PARTICIPATION OF JURYMEN

Research of a features of realization of justice in Russia by means of a jury- a doubtless research problem. The fifteen years experience of application of a jury in Russia allows certain motives to doubt efficiency of this institute of justice realization. The problems connected with activity of a jury set a vast variety of publications in the legal literature. Attempt of research of this inconsistent question has found reflection in a given article.

Jury court, problems of application.

В ходе проведения в России судебной реформы был возрожден суд присяжных, который вновь начал действовать с 1 января 1994 г. Вторичное пришествие суда присяжных закономерно, так как сложившаяся ситуация была схожа с той, которая предшествовала его первому появлению еще в 1864 г. И тогда и сейчас судебная система нуждалась в коренных преобразованиях, так как уже сложившаяся не могла удовлетворять интересам общества. С этим сложно спорить. Понятно, что стремление сделать правосудие более справедливым имеет только одно направление развития - это максимальное приближение его к обществу. Авторы судебной реформы взяли в качестве наиболее оптимального варианта опыт работы суда присяжных.

Родиной суда присяжных считается Англия. Английский суд присяжных послужил примером для многих государств. Наполеон ввел суд присяжных в завоеванных им европейских странах: Бельгии, Голландии, Италии. В Германии такой суд был учрежден в 1848 г., а в 1924 г. заменен коллегией из трех профессиональных судей и шести присяжных. Сейчас суд присяжных действует в Велико-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.