© Бурова А.Б.
ИВ РАН
УЧАСТИЕ ЯПОНСКИХ КОРПОРАЦИЙ в МЕЖДУНАРОДНЫХ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОЕКТАХ РЕСПУБЛИКИ ИНДОНЕЗИЯ
Одной из целей написания данной статьи является попытка разработать алгоритм для анализа крупных ресурсных проектов Японии (прежде всего нефтегазовых), который впоследствии мог бы быть применен для изучения схожих проектов с участием других стран. Исходя из этого, особое внимание уделяется рассмотрению крупных проектов, а также анализу влияния законодательных изменений на иностранных инвесторов.
Геополитическое сотрудничество стран Азиатско-Тихоокеанского региона - тема, привлекающая внимание своей остротой и многогранностью. Здесь по соседству расположены страны, лидирующие по объемам потребления энергоресурсов, прежде всего Китай и Япония, и страны, обладающие значительными их запасами, - Индонезия, Малайзия, Вьетнам, Мьянма. Разработка нефтяных и газовых месторождений - процесс капиталоемкий и рискованный, где под возможными рисками следует понимать не только изменение динамики цен, структуры энергопотребления и объемов извлекаемых энергоресурсов. На первый план все активнее выходят риски политические. Проработанность законодательной базы, наличие соответствующих регулирующих структур, налаженное взаимодействие государственных институтов с частными компаниям - вот те составляющие, которые необходимы для установления и развития сотрудничества с корпора-циями-инвесторами.
В статье рассматривается взаимодействие Японии и Индонезии в нефтегазовой сфере. Выбор именно этих стран обусловлен высокой степенью их взаимозависимости - в Японию поставляется 43% экспортируемого Индонезией сжиженного природного газа (СПГ). Одновременно с этим в этой стране высокими темпами
растет внутреннее потребление энергоресурсов, в особенности природного газа, поэтому вопрос сохранения объемов экспортных поставок стоит очень остро. Корпорации, занимающиеся добычей нефти и газа в Индонезии, обязаны, по условиям контрактов, поставлять определенные объемы добытых энергоресурсов на внутренний рынок по ценам, отличающимся от рыночных.
Наряду с этим, во внутриполитической сфере Индонезии предпринимаются действия, непосредственно затрагивающие интересы корпораций, участвующих в реализации совместных нефтегазовых проектов. К ним следует отнести роспуск государственного регулятора БП Мигас (государственное агентство по регулированию деятельности в сфере нефте- и газодобычи) в ноябре 2012 г., активные попытки воплотить в жизнь постановление Банка Индонезии №13/20/РВ1/2011, неопределенность с продлением ПШК по блоку МаИакаш, срок действия по которому истекает в 2017 г. Политическая неопределенность не способствует, в целом, улучшению ситуации в нефтегазовой отрасли. Из-за падающих дебетов скважин показатели добычи по многим месторождениям продолжают снижаться, иностранные компании-инвесторы не спешат производить необходимые инвестиции, пока у них не будет твердой уверенности в возможности продления контрактов. Кроме этого, показатель прироста запасов в Индонезии неуклонно падает, что свидетельствует об острой необходимости финансовых вложений в геологоразведку.
На фоне ситуации в Индонезии, политика японских корпораций и государственных организаций в сфере нефти и газа выглядит достаточно последовательной. Частные компании приобретают доли участия в блоках, государственные организации (1Б1С, ЮОМЕС) осуществляют частичное финансирование проектов, страхуют риски. Подписываются соглашения, меморандумы, проводятся совместные семинары, установочные встречи с соответствующими структурами Индонезии (прежде всего с ПТ Пертамина и СКК Мигас). Это создает необходимые предпосылки для более активной вовлеченности японской стороны в энергетические проекты. Япония, прежде всего, придерживается своей ос-
новной цели - обеспечение стабильных поставок в страну энергоресурсов. Можно надеяться, что в будущем удастся урегулировать возникающие в юридической сфере разногласия, и Индонезия в дальнейшем будет оставаться надежным партнером Японии в нефтегазовой сфере.
Индонезия и Япония на мировой нефтегазовой арене
Индонезия - крупнейший участник мировых и региональных рынков нефти и газа. По данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов Индонезии (МЭиМР, далее Министерство энергетики), доказанные запасы в стране составляют 4,04 млрд. барр. нефти (28-е место в мире) и 104,71 трлн. куб. фут. газа (14-е место в мире), а суммарные доказанные и вероятные запасы -7,73 млрд. барр. нефти и 152,89 трлн. куб. фут. газа1. Долгое время Индонезия входила в Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК), однако из-за растущего внутреннего спроса на энергоресурсы страна была вынуждена стать нетто-импортером нефти в 2004 г. и выйти из ОПЕК в 2008 г. Добыча нефти в Индонезии неуклонно падает, однако страна обладает значительным газовым потенциалом. Кроме этого, перспективным направлением является добыча газа (метана) из угольных пластов. Основные работы (75%) по разведке и разработке нефти и газа в стране сосредоточены в Центральной Суматре и Восточном Калимантане.
По данным Министерства энергетики, добыча нефти в 2011 г. составила 329,265 млн. барр., импорт - 96,862 млн. барр. (29.4% от собственного производства) . Валовая добыча газа в 2011 г. составила 3,256 трлн. куб. фут, из которых на попутный газ пришлось 472 млрд.куб.фут. (14.5% общей добычи) . В процентном соотношении в энергобалансе Индонезии, на нефть приходится 41.45% потребляемой энергии, а на газ - 18.31%4.
Экспорт Индонезией сырой нефти в 2011 г. составил 135,572 млн. барр.5, природного газа - 308 млрд. куб. фут. СПГ - 1,029 трлн. куб. фут6 (см. График №1).
Г рафик №1
Экспорт газа, трлн.куб. фут.
■ Экспортно трубе 1?000 2,000 3,000 4,000 5,000 6,000 7,000 8,000 9,000
■ Экспорт СПГ
Источник: BPStatisticalReviewofWorldEnergy. June 2012. Excelwork-book. [Gas - Trade 2010-2011] - http://www.bp.com/ sectionbodyco-py.do?categoryId=7500&contentId=7068481
На Японию пришлось 26.17% (36.823 млн. барр.) экспортируемой Индонезией нефти7 и 43.15% (445 млрд. куб. фут.) СПГ8. Всего же страна импортировала в 2011 г. 1,299 млрд. барр. сырой нефти, 339 млн. барр. нефтепродуктов (см. График №2) и 3,777 трлн. куб. фут. СПГ9 (см. График №3). То есть, доля Индонезии в японском импорте энергоресурсов составила 11.7% для газа и 2.8% для нефти.
Г рафик №2
Импорт нефти н нефтепродуктов, млрд. б ар р.
Австралия
Сингапур
Индия
Япония
КНР
США
■ 2011
■ 323 1 1,149 ■ 1,306 M■ i,6 39
1,000
2,000
3,000
4,000
5,000
Г рафик №3
Источник: BP Statistical Review of World Energy. June 2012. Excel workbook. [Oil - Imports and Exports], [Gas - Trade 2010-2011] -http://www. bp. com/sectionbodycopy.do ?categoryId= 7500 &contentId=7068481
Потребление нефти в Японии в 2011 г. составило 1,613 млрд. барр. - третье место в мире после США и Китая (см. График №4). Потребление газа достигло 3,726 трлн. куб. фут. - пятое место в мире после США, России, Ирана и Китая10 (см. График №5). При этом, как известно, собственных запасов нефти и газа в Японии практически нет.
Г рафик №4
■ 2011
Потребление нефти, млрд. барр.
Новая Зеландия Филиппины Вьетнам Малайзия Австралия Тайланд Сингапур Индонезия Южная Корея Россия Индия Япония КНР США
54
і 94
1 131
■ 222
ш 366
■ 394
Ш 435
м 522
375
1,08 1
■на 1,2 58 ,613 А Г\/\ 1
4,U4 1
2,000
4,000
6,000
8,000
Г рафик №5
Филиппины Новая Зеландия Вьетнам Сингапур Австралия Малайзия Индонезия Южная Корея Тайланд Индия Япония КНР Иран Россия США
■2011
126 136 301 310 I 904
■ 1,007
■ 1,339
■ 1,64'-
■ 1,646 Ш 2,1 f
Потр ебление газа, млрд.куб. фуг.
,726 5,272 I 5,415
14,993
24,369
5,000 10,000 15,000 20,000 25,000 30,000
Источник: BP Statistical Review of World Energy. June 2012. Excel workbook. [Gas - Consumption bcf], [Oil - Consumption barrels] -http://www. bp. com/sectionbodycopy.do ?categoryId= 7500&contentId=7068481
Географическая близость Индонезии с ее богатой ресурсной базой, длительное и устоявшееся присутствие иностранных компаний в ее нефтегазовом секторе, - все это создало естественные предпосылки для сотрудничества Японии с этой страной. Как известно, для эффективного сотрудничества, кроме непосредственно ресурсов, необходима еще и развитая экономическая, юридическая, политическая инфраструктура. Иными словами, в терминах экономического анализа, взаимодействие двух стран следует рассматривать на нескольких уровнях (PESTEL Analysis). Применительно к нефтегазовому сотрудничеству Индонезии и Японии целесообразным будет рассмотреть следующие составляющие:
• законодательную базу Индонезии - страны-донора энергоресурсов: основные законодательные акты и постановле-
ния, регулирующие деятельность компаний в секторе нефте- и газодобычи, динамику их развития и влияния на инвестиционный климат в отрасли;
• государственное участие и основных игроков нефтегазового сектора Индонезии;
• японские государственные структуры, непосредственно участвующие в международных проектах, предоставляя, главным образом, финансовую поддержку частным японским корпорациям, занятым в сфере нефте- и газодобычи.
Анализ действующих нефтегазовых проектов в Индонезии, в которых участвуют японские корпорации - практический пример эффективного международного сотрудничества. Проекты очень разные как по своим масштабам, так и по степени участия японской стороны. Однако их динамика, на фоне изменения политического и законодательного климата, позволяет делать прогнозы относительно перспектив дальнейшего сотрудничества двух стран.
Нефтегазовое законодательство Республики Индонезия
Для комфортного ведения бизнеса в любой стране иностранным нефтегазовым корпорациям необходимо внятное законодательство, эффективные административные структуры внутри самого сектора, понятные действия со стороны политических лидеров и административного аппарата. Отсутствие какого-либо из перечисленных пунктов делает ведение бизнеса и разработку проектов более рискованной и менее выгодной с экономической точки зрения, так как со стороны инвесторов сразу повышается требуемая норма доходности, то есть появляется надбавка за инвестиции в рисковый актив.
Индонезия была первой страной, применившей контракты типа ПШК в качестве юридической платформы для проведения работ по разведке и добыче углеводородов. Основной смысл ПШК сводится к тому, что контрактор несет все риски и затраты по проекту вплоть до момента начала коммерческой добычи углеводородов. После чего затраты, частично или полностью, возмещаются инвестору из стоимости добытых нефти и газа. После
возмещения затрат, контрактор имеет право на определенную долю в общем объеме добываемых по проекту углеводородов. В случае, если коммерческая добыча углеводородов не может быть осуществлена, понесенные по проекту затраты инвестору не возмещаются.
Согласно Конституции 1945 г., все природные, минеральные ресурсы Индонезии, в том числе нефть и газ, являются собственностью государства. Государственные компании обладают исключительным правом на разработку месторождений и добычу нефти и газа11. Исторически в нефтегазовой отрасли Индонезии действовали две категории контрактов на добычу нефтегазовых ресурсов:
Первая категория контрактов регулировала права и обязанности контрактора-инвестора касательно инвестиций в нефте-и газодобычу, проведение разведочных и эксплуатационных работ:
- Продакшн-шеринг контракты - ПШК (Production Sharing Contracts, PSC);
- Контракты по техническому содействию (Technical Assistance Contracts, TAC);
- Контракты на повышение нефтеотдачи пластов (Enhanced Oil Recovery Contracts, EOR).
Вторая категория контрактов объединяла отдельные соглашения, которые участники заключали между собой для регулирования работ по нефте- и газодобыче:
- Соглашение о совместном проведении разведочных и эксплуатационных работ (Joint Operation Agreements, JOA);
- Разведка и добыча совместно, через Объединенный рабочий орган (Joint Operation Bodies, JOBs).
По закону «О нефти и газе» №22/2001 от 23 ноября 2001 г., проведение разведочных, эксплуатационных работ и добыча нефти и газа в Республике Индонезия осуществляются по контрактам о совместном проведении работ, являющихся, по типу, продакшн-шеринг контрактами (ПШК). В законе оговаривается возможность применения иных типов контрактов, в случае, если
они в большей степени отвечают государственным интересам
12
Индонезии . Сторонами при заключении контракта являются юридическое лицо, зарегистрированное по законам страны или же «постоянное юридическое образование» - представительство иностранной нефтегазовой компании, и государственное испол-
13
нительное агентство Республики Индонезия . Контроль за исполнением сторонами условий контракта, проведением работ по разведке, разработке и добыче нефти и газа осуществляется госу-
14
дарственным исполнительным агентством .
Основные принципы, регулирующие ПШК в Индонезии, заключаются в следующем15:
- государство оставляет за собой право собственности на все добытые природные ресурсы вплоть до момента их передачи контрагенту;
- обязанность по контролю за исполнением условий ПШК возлагается на государственное исполнительное агентство;
- все риски и капитальные затраты несет контрактор (юридическое лицо, образованное по законам Индонезии или представительство иностранной компании).
Проведение разведочных, эксплуатационных работ и добычи на нефтяных и газовых месторождениях Индонезии осуществляется в пределах участков, получивших название «рабочих площадей». Они определяются Министром энергетики отдельно для каждого ПШК после консультаций с соответствующими местными органами самоуправления16. В законе оговорены принципы предоставления рабочих площадей следующим образом: отдельному юридическому лицу или иностранной нефтегазовой компании следует предоставлять только одну рабочую площадь (т.е. применяется т.н. «принцип сплошной ограды»). В случае, если в ведении юридического лица или представительства иностранной компании находится более одного участка, то для управления каждым таким участком должно быть создано отдельное юриди-
17
ческое образование . Специально оговаривается запрет на ведение бизнеса в секторе нефтепереработки для компаний, занятых в
18
секторе разведки и добычи углеводородов . Условия ПШК опре-
деляют срок его действия в тридцать лет, включая шестилетний период для проведения разведочных работ. Предусматривается возможность продления срока действия контракта на двадцать лет, а срока проведения разведочных работ - на четыре года максимум19. По закону, за контрактором закреплялось обязательство поставок определенного объема нефти и газа на внутренний рынок Индонезии с максимальным верхним лимитом в 25% от причитающегося контрактору добытого объема углеводородов20.
Использование контрактов типа ПШК позволяет Индонезии обеспечить явное присутствие государства в нефтегазовых проектах, по сравнению с договорами концессии. Это, в свою очередь, обеспечивает прогнозируемый доход, так как в договорах прописан процент раздела продукции. С другой стороны, такие типы контрактов предусматривают переход месторождений в управление государственной компании после завершения сроков их действия. Исторически, после окончания первого срока действия ПШК, компаниям-операторам удавалось продлевать их срок на следующий период. Таким образом, инвестиции, вкладываемые компаниями в проекты на начальных этапах, успевали окупаться, а месторождения эксплуатировались наиболее эффективно. В свете последних событий (роспуск государственного регулятора БП Мигас в ноябре 2Q12 г., введение Постановления Банка Индонезии №13/2Q/PBI/2Q11), среди компаний-инвесторов возникают сомнения по поводу возможности продления сроков действия ПШК. Яркий пример - блок Mahakam, контракт по которому у Total, оператора проекта, заканчивается в конце 2Q17 г. На государственном уровне пока не принято какого-то внятного решения в отношение этого проекта. Total, в свою очередь, не готова вкладывать в месторождение дополнительные средства, пока у компании не будет полной уверенности в возможности продления срока действия контракта. Это может отрицательно сказаться на дебете скважин и объемах добычи с этого блока.
Кроме основного закона «О нефти и газе» №22/2QQ1, юридической базой служат также различные Постановления Прави-
тельства, касающиеся, как правило, частных моментов исполнения условий ПШК.
• Постановление Правительства №79/2010 «О возмещении операционных затрат и расчете подоходного налога при проведении разведочных, эксплуатационных работ и добычи нефти и газа»21.
• Постановление Правительства №22/2008 «О затратах,
22
не подлежащих возмещению по условиям ПШК»22.
Данные постановления дают определение операционным затратам, возмещаемым или же невозмещаемым контрактору правительством Индонезии после начала коммерческой добычи нефти и газа.
Как уже говорилось, проблемы в нефтегазовой отрасли Республики Индонезия привели к тому, что страна из экспортера превратилась в нетто-импортера сырой нефти в 2004 г. и вышла из числа стран-участниц OPEC в 2008 г. Начиная с 1995 г., производство нефти в стране постоянно снижается, а резервы уменьшаются. В то время как другие страны региона демонстрируют прирост по этому показателю. Чтобы как-то исправить ситуацию, правительство Индонезии и Министерство энергетики издали ряд постановлений, призванных способствовать увеличению добычи нефти и газа, проведению разведочных работ. Вводились льготы для возможности коммерческой добычи нефти на участках с низким дебетом скважин. Основные постановления в этой части сводятся к следующим:
• Постановление Правительства №34/2005 «О проведении работ в сфере нефте- и газодобычи» допускает возможность включения дополнительных пунктов в условия ПШК в случае их полного соответствия государственным интересам Индонезии.
Объявлялось возможным проведение работ по разведке и разработке нефтегазовых месторождений на принадлежащих государственной компании ПТ Пертамина (Персеро) добычных площадях в том случае, если данные площади не разрабатываются ей самой. При этом потенциальные резервы должны быть до-
статочными для немедленного начала разработки месторожде-
23
ния .
• Постановление Министерства энергетики и минеральных ресурсов № 6/2010 «О мерах по увеличению нефте- и газодобычи», в котором говорится о том, что операционные затраты подлежат возмещению только после начала коммерческой добычи нефти с месторождения. Результаты по нескольким рабочим площадям не могут быть объединены, то есть затраты, понесенные по одной площади, не могут быть возмещены за счет коммерческой добычи, проводимой на другой. Таким образом, в случае, если коммерческая добыча нефти и газа не может быть осуществлена, все понесенные затраты контрактору не возмещают-
24
ся .
• Постановление Президента № 2/2012 «Об увеличении добычи нефти в Республике Индонезия», цель которого - довести уровень добычи нефти в 2014 г. до среднего показателя в 1.01 млн. барр. нефтяного эквивалента в день. Для достижения этой цели составлены общие руководства к действию для различных министерств и соответствующих структур в органах местного самоуправления25 .
• Постановления Министерства финансов №256, №257, №258 /2011 определяют верхний лимит для определенных видов затрат (непрямые административные затраты головного офиса и т.п.), понесенных контрактором в ходе проведения работ по разведке и разработке месторождений. В случае превышения предельно допустимых значений, затраты сверх установленной нормы контрактору не возмещаются. Кроме этого, Постановление №257 определяет принцип расчета и ставки подоходного налога применительно к графе прочих доходов26.
• Постановление Банка Индонезии №13/20/PBI/2011 содержит требование проводить через отделения местных индонезийских банков всю выручку от реализации углеводородов на экспорт. Данное постановление применимо ко всем участникам нефтегазовой отрасли Республики Индонезия27.
Это Постановление вызвало недовольство со стороны участников нефтегазового сектора Индонезии, как противоречащее условиям ПШК, по которым допускается свободное распоряжение экспортной выручкой, то есть разрешается использование любого банка на усмотрение контрактора.
В целом, можно сделать вывод, что Индонезия обладает обширной юридической базой для регулирования контрактных отношений в нефтегазовом секторе. Однако, степень проработанности законов и постановлений оставляет место для двояких толкований и возможных поправок. Возможность неоднозначных толкований не способствует определенности и стабильности деловых отношений, в особенности для японских партнеров, стиль ведения бизнеса которых отличается доскональной проработкой контрактов и четким следованием юридическим правилам.
Участники нефтегазового сектора Республики Индонезия
Рассмотрим основные государственные структуры, играющие важную роль в нефтегазовом секторе Индонезии. При заключении ПШК с иностранными корпорациями правительство в лице своих министров и других уполномоченных лиц представляет интересы страны, действуя на основании Конституции и соответствующих законов. Структур, непосредственно вовлеченных в нефтегазовый сектор, несколько, и их функции разделены.
• Министерство энергетики и минеральных ресурсов
В круг обязанностей Министерства входит разработка и внедрение Национальной энергетической политики, а также контроль за проведением соответствующих работ в сфере нефте- и
газодобычи в соответствии с действующим законодательством
28
Индонезии .
• Главное Управление по нефти и газу при Министерстве энергетики
В обязанности Управления входит подготовка предложений по новым блокам на разведку и добычу углеводородов, расчет добытых объемов нефти и газа и их последующий раздел по усло-
виям ПШК, разработка прочих руководств и направлений в сфере нефте- и газодобычи29.
• ПТ Пертамина (Персеро)
Пертамина - государственная добывающая нефтегазовая компания Индонезии, сто процентов акций которой принадлежит государству30. Пертамина была образована в соответствие с Законодательным Актом №8/1971 и первоначально объединяла в себе две функции, являясь одновременно крупнейшим игроком нефте-
31
газовой отрасли и ее регулирующим органом .
Функция регулятора были снята с Пертамины в 2002 г., согласно Постановлению Правительства №42/2002. Таким образом, были разграничены регулирующая и исполнительная функции в нефтегазовом секторе. Пертамина приобрела статус нефтяной компании наравне с другими участниками рынка. Функции регулятора отрасли взяло на себя государственное агентство БП Ми-
32
гас (в настоящий момент - СКК Мигас) . Пертамина была преобразована в ПТ Пертамина (Тербатас, государственная компания с ограниченной ответственностью) на основании Законодательного Акта РР №31/2003. Кроме этого, Акт вводил разграничение между добывающим и перерабатывающим секторами нефтегазовой
33
промышленности Индонезии .
• СКК Мигас (ранее БП Мигас)
Государственное исполнительное агентство по регулированию деятельности в сфере нефте- и газодобычи БП Мигас (Ва-danPelaksanaKegiatanUsahaHuluMinyakdanGasBumi) было создано в июле 2002 г. для контроля за деятельностью по разведке и добыче нефтегазовых ресурсов в стране. Агентство выполняло регулирующие и административные функции по надзору за выполнением сторон своих обязательств в рамках ПШК. Согласно Постановлению Правительства №42/2002, все функции государственной компании Пертамина в части регулирования и администрирования ПШК перешли к БП Мигас и сводились, в основном,
34
к следующему :
- консультирование Министерства энергетики на предмет подготовки и предложения участков для проведения разведочных работ, а также по вопросам составления и заключения ПШК;
- утверждение планов по разработке площадей и бюджетов проектов;
- контроль за исполнением сторонами условий ПШК;
- координация действий всех заинтересованных сторон в процессе проведения работ по разведке, разработке и добыче нефтегазовых ресурсов.
В Индонезии тесно переплетены политические и экономические мотивы в части ведения бизнеса и разработки международных нефтегазовых проектов. Конечно, это свойственно в той или иной мере всем странам с богатой ресурсной базой и инертным политическим руководством. Тем не менее, в отраслях, где международные интересы играют важную роль, любое изменение юридической базы или политического климата сразу сказывается на эффективности бизнес процессов.
В ноябре 2012 г. Конституционный суд Индонезии упразднил БП Мигас, признав деятельность и само существование агентства противоречащим Конституции страны. БП Мигас был обвинен в отстаивании интересов иностранных инвесторов и неэффективном использовании национальных ресурсов. В частности, приводилось два пункта обвинения, согласно которым действия БП Мигас признавались противоправными и противоречащими статье 33 Конституции35:
- ущемление прав государственных компаний в части доступа к освоению нефтегазовых ресурсов страны;
- отказ в предоставлении государству справедливой доли при разделе продукции нефте- и газодобычи.
Данный прецедент способствовал росту неопределенности в нефтегазовом секторе Индонезии, в частности, в отношении действующих ПШК, уже заключенных инвесторами с государственным агентством БП Мигас. По заявлению верховного судьи Махфуда МД, сделанного вскоре после обнародования решения Конституционного суда: «Действующие в нефтегазовом секторе
контракты не будут затронуты происходящими изменениями вплоть до истечения срока их действия»36. Однако остается открытым вопрос о заключении новых ПШК, а также продлении срока действия уже существующих. Так или иначе, ситуация с БП Мигас создала дополнительную напряженность в нефтегазовом секторе и неопределенность при заключении новых контрактов и проведении будущих работ по разведке, разработке и добыче нефтегазовых ресурсов Индонезии.
Вскоре после роспуска государственного агентства БП Мигас последовала попытка его воссоздания в форме СКСП Мигас (Satuan Kerja Sementara Pelaksana Kegiatan Usaha Hulu Minyakdan Gas Bumi) - временной рабочей группы по регулированию деятельности в сфере нефте- и газодобычи. СКСП Мигас были переданы все права и обязанности его предшественника - агентства
о 7
БП Мигас . Ныне действующее образование СКК Мигас (Satuan Kerja Khusus Pelaksana Kegiatan Usaha Hulu Minyakdan Gas Bumi)
- специальное предприятие по регулированию деятельности в сфере нефте- и газодобычи было создано на основание Прези-
о о
дентского Декрета № 9/2013 . СКК Мигас заменил собой временный СКСП Мигас и также унаследовал все функции бывшего государственного исполнительного агентства БП Мигас в части регулирования сектора нефте- и газодобычи. Кроме этого, новому образованию специально предписывалось исполнять свои функции таким образом, чтобы обеспечить максимальную выгоду государству и его населению.
Роспуск нефтегазового регулятора БП Мигас спровоцировал всплеск различных оценок и прогнозов. Следует учитывать, что нефтегазовые проекты - капиталоемкие, причем значительные вложения необходимы на первых, самых ранних этапах, а предполагаемые положительные денежные потоки не только значительно удалены по времени от начала подготовительных работ, но и вообще не гарантированы. На фоне такого положения дел, любое изменение экономической или политической ситуации в стране сразу влияет на экономику проекта, делая его более рискованным. Со стороны инвесторов появляются, к примеру, требова-
ния по более существенным льготам, налоговым каникулам, изменению условий раздела продукции, льготным кредитам, и т.д. Иными словами, инвестор будет пытаться экономически исправить тот перекос, который внесло в проект поспешно принятое руководством страны политическое решение. То есть, за недальновидную политику расплачиваться придется экономике, и яркие, с национальной точки зрения, политические выпады могут в целом неблагоприятно повлиять на нефтегазовую отрасль Индонезии.
Г осударственные организации-участники нефтегазового сектора Японии
С японской стороны непосредственно в проектах участвуют две правительственные организации - Банк Японии для Международного сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation, JBIC) и Японская национальная корпорация нефти, газа и металлов (Japan Oil, Gas and Metals National Corporation, JOGMEC). Обе организации осуществляют финансирование проектов. Кроме того, в Японии существует еще множество ассоциаций, организаций и общественных объединений, осуществляющих двустороннее взаимодействие на разных уровнях. Например, Японская организация по развитию внешней торговли (Japan External Trade Organization, JETRO), Нефтяная ассоциация Японии (Petroleum Association of Japan, PAJ), Государственное экспортнокредитное агентство Японии (Nippon Export and Investment Insurance, NEXI). Они предоставляют частным японским корпорациям, занятым в международных проектах, различные консультационные, информационные, технические услуги, осуществляют страхование политических и экономических рисков. Однако их участие не распространяется на стратегический уровень, в отличие от JBIC и JOGMEC. Эти организации способны влиять не только на экономику проекта, (предоставляя финансирование или участвуя в акционерном капитале совместных предприятий), но и продвигать интересы японских компаний на международной арене.
• Банк Японии для Международного Сотрудничества
Банк Японии для Международного Сотрудничества (1Б1С) -государственное финансовое учреждение, участвующее во многих международных проектах, где представлены интересы японских корпораций. Банк осуществляет свою деятельность по четырем основным направлением, первое из которых - «содействие в разработке и приобретении за рубежом стратегически важных для Японии природных ресурсов». В рамках этого направления Банк предоставляет финансовое содействие японским корпорациям, занимающимся разработкой нефтегазовых ресурсов за рубежом с
39
целью их последующего импорта в страну .
Обеспечение стабильных поставок энергоресурсов, в первую очередь нефти и газа, непосредственно влияет на устойчивое развитие японской экономики. А увеличение доли участия японских компаний в разработке энергоресурсов способствует, во-первых, диверсификации направлений поставок, а, во-вторых, - увеличению показателя самообеспеченности страны энергоресурсами (рассчитывается как отношение суммарного объема собственной выработки внутри страны плюс выработка японскими корпорациями за рубежом к общему объему потребления энергоресурсов). Кроме этого, присутствие государственного финансового института в международных нефтегазовых проектах позволяет слаженно координировать действия, а это, в свою очередь, укрепляет доверие к деятельности японских корпораций со стороны стран-поставщиков энергоресурсов и создает почву для развития проектов в смежных областях - строительстве объектов инфраструктуры, социальных проектов среди местного населения в регионах активной нефте- и газодобычи.
Основные формы деятельности Банка состоят в предоставлении займов, синдицированных кредитов; в долевом участии в проектах; в заключении договоров о сотрудничестве с правительствами стран-экспортеров энергоресурсов, а также проведении совместных семинаров и конференций. С Республикой Индонезия Банк активно сотрудничает сразу по нескольким направлениям. Основные инициативы в секторе нефте- и газодобычи состоят в следующем:
- в августе 2006 г. Банк предоставил 1.2 млрд. долл. в рамках синдицированного кредита, предоставленного Японской международной финансовой управляющей корпорацией, учрежденной консорциумом японских компаний (Mitsubishi, Mitsui, INPEX, JOGMEC), участвующих в проекте строительства завода по сжижению газа Tangguh в Индонезии40;
- в ноябре 2006 г. Банк подписал меморандум о сотрудничестве в финансовой сфере с государственной добывающей нефтегазовой компанией ПТ Пертамина (Персеро)41. В рамках этого соглашения Банк планирует оказывать разностороннюю поддержку проектам, в которых Пертамина участвует совместно с японскими корпорациями, включая проведение регулярных встреч, консультаций для обсуждения возможных проектов, стратегий и способов реализаций;
- в июле 2009 г. - предоставил 300 млн. долл. в рамках синдицированного кредита по финансированию проекта Kangean (разработка нефтяных и газовых месторождений), в котором совместно
49
участвуют японские корпорации Mitsubishi и JAPEX ;
- в феврале 2010 г. - провел предварительную встречу с представителями правительства Республики Индонезия в рамках развития двустороннего диалога по вопросам финансового сотрудничества в различных областях экономики, включая разработку энергоресурсов, производственные и инфраструктурные проекты с участием японских корпораций43. В декабре 2010 г., в рамках этого диалога, в Джакарте прошел семинар, на котором были представлены возможные технологические решения и бизнес-модели японских корпораций, связанные с вопросом разработки газовых месторождений, систем транспортировки газа, строительства заводов по сжижению природного газа и расширения поставок на внутренний рынок Индонезии44;
- в июне 2011 г. - подписал меморандум о сотрудничестве с БП Мигас (в настоящее время СКК Мигас) - государственным агентством Индонезии по регулированию деятельности в сфере нефте- и газодобычи45. Целью подписания меморандума стала разработка бизнес модели, которая позволила бы увеличить по-
ставки газа на внутренний рынок Индонезии и открыла бы новые возможности для участия в газовом бизнесе японских корпораций;
- в сентябре 2012 г. в Джакарте прошло третье Ежегодное Собрание в рамках развития двустороннего диалога по вопросам финансового сотрудничества между Банком и Правительством Индонезии. Обсуждались перспективы развития инфраструктурных проектов с участием японских компаний46. Акцент был сделан на необходимость создания конкретных планов и совместных инициатив для тесного сотрудничества с местными правительственными организациями и государственными корпорациями Республики Индонезия.
В целом, можно сделать вывод, что Банк проводит последовательную, слаженную политику по укреплению присутствия японских корпораций в Индонезии. Причем его внимание привлекают не только проекты с явным японским присутствием, но и сопутствующие инициативы, направленные на поддержку смежных областей. Таким образом, достигается эффект «всестороннего присутствия». Японским корпорациям, занимающимся проектами нефте- и газодобычи, оказывается поддержка и в развитии сопутствующей инфраструктуры, проводится совместная работа по решению проблемы наполнения внутреннего рынка Индонезии необходимыми ей энергоресурсами, что, в свою очередь, является шагом на пути к увеличению экспортных поставок этой страны. Стоит также отметить, что, несмотря на активное участие Банка в различных двусторонних инициативах, поддержку получают лишь те проекты, которые обещают непосредственную выгоду японским корпорациям, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективах.
• Японская национальная корпорация нефти, газа и металлов
Японская национальная корпорация нефти, газа и металлов (ЮОМЕС) - государственная корпорация, оказывающая поддержку частным японским корпорациям в их инициативах по приобретению долей в нефтегазовых проектах за рубежом. Кроме
этого, корпорация оказывает поддержку компаниям на этапах нефте- и газоразведки, проводя предварительные финансовые и технологические исследования, взаимодействует с иностранными государственными нефтегазовыми компаниями, заключает соглашения о сотрудничестве и проводит совместные исследования для обеспечения активного участия компаний в международных энергетических проектах и доступа к актуальной информации47.
Основные инициативы с участием Корпорации в Индонезии сводятся к следующему:
- долевое участие в проекте по строительству завода по сжижению газа Tangguh, первые поставки с которого начались в июле 2009 г.48;
- участие (49%) в акционерном капитале компании Moeco-
TunaE&PCo., Ltd., дочерней компании
MitsuiOilExplorationCo.,Ltd, имеющей 35% долю в нефтяном блоке Tuna. Средства, предоставляемые Корпорацией в рамках этого проекта, составят около 2.4 млрд. иен на период 2011-2013 гг., покрывая, таким образом 75% расходов компании Moeco-TunaE&PCo., Ltd, на разведку и разработку месторождения49;
- участие (49%) в акционерном капитале компании INPEX Ban-daSea Ltd., (дочерняя компания INPEX Corporation) имеющей 100% долю в блоке Babar Selaru. Блок расположен в 60 км от газового месторождения Abadi, блока Masela, в котором INPEX Corporation также имеет долю (60%), являясь оператором проекта. Сумма, предоставляемая Корпорацией, составит приблизительно 16.1 млрд. иен на период 2011-2017 гг. и покроет, как и в случае с Moeco Tuna E&P Co., Ltd, 75% расходов на разведку и разработку
50
месторождения .
Участие в энергетических проектах государственных организаций - серьезная поддержка частным корпорациям, позволяющая наряду с экономическими выгодами работать над реализацией государственной стратегии по обеспечению доступа Японии к источникам углеводородного сырья.
1 Handbook of Energy and Economic Statistics of Indonesia 2012. Ministry of Energy and Mineral Resources. P.66, p.76 - http://prokum.esdm.go.id/Publikasi/ Handbook%20of%20Energy%20&%20Economic%20Statistics %20of%20Indonesia%20/Handbook%20of%20Energy%20&%20Economic%20 Statistics%20ind%202012.pdf
2 Ibid. P.15
3 Ibid. P.77
4 Ibid. P.10
5 Ibid. P.15
6 BP Statistical Review of World Energy. June 2012. Excel workbook. [Gas -Trade 2010-2011] - http://www.bp.com/sectionbodycopy.do? categoryId=7500 &contentId =7068481
Handbook of Energy and Economic Statistics of Indonesia 2012. Ministry of Energy and Mineral Resources. P.74
- http://prokum.esdm.go .id/Publikasi/Handbook%20of%20Energy%20&%20
Economic%20Statistics%20of%20Indonesia%20/Handbook%20of%20Energy %20&%20Economic%20Statistics%20ind%202012.pdf
0
BP Statistical Review of World Energy. June 2012. Excel workbook. [Gas -trade movements LNG] - http://www.bp.com/sectionbodycopy.do? catego-ryId=7500&contentId=7068481
9 BP Statistical Review of World Energy. June 2012. Excel workbook. [Oil-Imports and Exports], [Gas - Trade 2010-2011] - http://www.bp.com/ sec-tionbodycopy.do?categoryId=7500&contentId=7068481
10 Ibid., Excel workbook. [Gas - Consumption bcf], [Oil - Consumption barrels]
11 The 1945 Constitution of the Republic of Indonesia (as amended by the 1st Amendment of 1999, the 2nd Amendment of 2000, the 3rd Amendment of 2001 and the 4th Amendment of 2002). Article 33 - http://www.embassyofindonesia. org/about/pdf/IndonesianConstitution.pdf
1 9
Law No.22/2001 - Petroleum and Natural Gas. Article 1.19 - http://www.ipa. or.id/download/report/law_petroleum_natural_gas_4.pdf
13 Ibid. Article 11
14 Ibid. Article 43, Article 45
15 Ibid. Article 6
16 Ibid. Article 12
1 7
Law No.22/2001 - Petroleum and Natural Gas. Article 13 - http://www.ipa. or.id/download/report/law_petroleum_natural_gas_4.pdf
18 Ibid. Article 10
19 Ibid. Article 14
20 Ibid. Article 22
91
Government Regulation No.79/2010 - On Cost Recovery - http://www.ipa.or. id/download/report/PP_79_Year_2010_on_Cost_Recovery_20.pdf
99
Government Regulation No.22/2008 - Types of Oil and Natural Gas Upstream Business Activity Costs Non-recoverable - http://www.ipa.or.id/download/ re-port/Minister_of_E_MR_No_22_of_2008_6.pdf
9 ^
Government Regulation No.34/2005 - Oil and Natural Gas Upstream Business Activities - http://www.ipa.or.id/download/report/ GovernmentRegula-tionsNo34_2005_11 .pdf
9zl
Regulation of Minister of Energy and Mineral Resources No.6/2010 - Policy Guidelines To Increase Oil and Gas Output - http://www.ipa.or.id/download/ re-port/Minister_of_EMR_Regulation_No_6_Year_2010_14.pdf
9 S
Presidential Instruction No.2/2012 - National Natural Oil Production Increase
- http://www.ipa.or.id/download/report/Presidential_Instruction_No_2_of_ 2012_ Unofficial_T ranslation_25.pdf
26 Minister of Finance Republic of Indonesia RegulationNo.257/PMK.011/2011 -http://www.ipa.or.id/download/report/257-PMK 011-2011 (eng) 23.pdf
97
Bank Indonesia RegulationNo.13/20/PBI/2011 - http://www.ipa.or.id/ download /report/BANK_INDONESIA_REGULATION_No_ 13 -20-PBI-2011_27 .pdf
9 8
Ministry of Energy and Natural Resources Republic Indonesia - http://www. esdm.go.id/index-en.html?
9 Q
Directorate General of Oil and Gas - http://www.esdm.go.id/directorate-general-of-oil-and-gas.html
Pertamina. Annual Report 2012. P.15 - http://www.pertamina.com/ App_Themes/Images/investor_relation/AnnualReport/PDF/AR%2019%20mar% 202013.pdf 31 Ibid. P.18
Government Regulation No.42/2002 - The Implementing Body for Upstream Crude Oil and Natural Gas Business Activities - http://www.ipa.or.id/ down-load/report/GovernmentRegulationsNo42_2002_12.pdf
Pertamina. Annual Report 2012. P.19 - http://www.pertamina.com/App_ Themes/Images/investor_relation/AnnualReport/PDF/AR%2019%20mar%2020 13.pdf
34 Government Regulation No.42/2002 - The Implementing Body for Upstream Crude Oil and Natural Gas Business Activities - http://www.ipa.or.id/ down-load/report/GovernmentRegulationsNo42_2002_12.pdf
35 The 1945 Constitution of the Republic of Indonesia (as amended by the 1st Amendment of 1999, the 2nd Amendment of 2000, the 3rd Amendment of 2001 and the 4th Amendment of 2002).Article 33 - http://www.embassyofindonesia. org/about/pdf/IndonesianConstitution.pdf
36 Energy, Infrastructure and Mining Newsletter (No. 54), November 2012, Tokyo - http://www.herbertsmithfreehills.eom/-/media
/Files/PDF s/2012/Newsletter%2054%20E%20-%20November%202012.pdf Shamim Razavi. BP Migas fixed? November 22, 2012 - http://www. nor-tonrose.com/knowledge/publications/72876/bpmigas-fixed
-5 0
Indonesia: Overview on Recent Regulations - http://www. theworldlaw-group.com/index.cfm?cm=Doc&ce=details&primaryKey=53829
-5Q
Основные сведения о JBIC. Роль и функции. Стр.5 - http://www.jbic.go.jp /en/about/role-function/pdf/jbic-brochure-russian.pdf
4Чук^т-
(Подписание кредитного соглашения по проекту строительства завода по сжижению газа Tangguh в Индонезии). No./2006-36, August 2, 2006 - http:// www.jbic.go.jp/ja/about/press/2006/0802-01/index.html
(Развитие
сотрудничества в финансовой сфере с государственной нефтяной компанией Индонезии). No./2006-69,November 29, 2006 - http://www.
jbic.go.jp/ja/about/press/2006/1129-01/index.html
4Чук^ут* яу^туй
(О предоставлении финансирования в целях развития проекта по разработке нефтегазовых месторождений блока Kangean в Индонезии) -http://www.ibic.go.ip/ia/about/press/2009/0729-01/index.html
434>^*'Утттшть№1сью№ттмт^ттстшк^
(О развитии диалога в рамках укрепления двустороннего сотрудничества между правительством Республики Индонезия и Банком Японии для Международного Сотрудничества) - http://www.jbic.go.jp/ja/about/topics/ 2009/0219-02/index.html
—ИЖШ^тЛ (Сотрудничество в проведении семинара по нефти и газу в Индонезии) -http: //www. jbic.go.jp/ja/about/topics/2010/0114-02/index.html
(Подписание меморандума о взаимопонимании в рамках сотрудничества с государственным агентством Индонезии по регулированию деятельности в сфере нефте- и газодобычи BPMIGAS). No./2011-19, June 28, 2011 - http://www.jbic.
go.jp/ja/about/press/2011/0628-01/index.html
464>^*'Утттштьттттшзп¥ш^&т (о проведении 3-го ежегодного собрания по вопросам финансового сотрудничества
с представителями Правительства Республики Индонезия) -http: //www.j bic. go .jp/ja/about/topics/2012/1221-01/index.html
47jogmec. Ж&- ШШШШШ (ЪШ-^ШЯ*)
(JOGMEC. Развитие нефтегазовой отрасли. Предоставление финансирования и гарантий нефтегазовым корпорациям) - http://www. jog-mec.go .jp/oilgas/financial_001. html
4ЧУК^УТ- ^У^—LNG/п^х^ b^b^LNGm#^^ (Начало поставок СПГ с завода Tangguh в Индонезии). July 6, 2009 -http://www.jogmec. go.jp/news/release/release0201 .html
^^^^^^§^o^T(JOGMEC предоставит акционерный капитал компании Mitsui Oil Exploration для разработки оффшорного нефтяного месторождения в Индонезии). January 11, 2011 - http://www.
jogmec.go.jp/news/release/release0300.html
50ттъштшъ (ш)
^Щ^Щ^ШХ^оИТ^МЕС предоставит акционерный капитал компании INPEX для разработки оффшорного месторождения в Индонезии). November 21, 2011 - http://www.jogmec.
go.jp/news/release/release0377.html