Научная статья на тему 'Участие высшей школы международных образовательных программ в международном научном форуме "Неделя науки - 2017"'

Участие высшей школы международных образовательных программ в международном научном форуме "Неделя науки - 2017" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО / PETER THE GREAT ST. PETERSBURG POLYTECHNIC UNIVERSITY / НЕДЕЛЯ НАУКИ / WEEK OF SCIENCE / ВЫСШАЯ ШКОЛА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / HIGHER SCHOOL OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / METHODS OF TEACHING / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Ирина Ивановна, Глущенко Анна Алексеевна, Краснощеков Виктор Владимирович

В статье проанализированы доклады, представленные на «Неделе Науки 2017». Эта научная конференция с международным участием ежегодно проводится в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. В 2017 г. Высшая школа международных образовательных программ была организатором работы двух секций: «Качество преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» и «Методика преподавания русского языка как иностранного». На обеих секциях были представлены доклады научно-методического характера. Все доклады, содержание которых представлено в статье, посвящены актуальным вопросам вузовской пе дагогики и характеризуются научной новизной. Проблематика качества подготовки стоит во главе угла теории и методики профессионального образования. Действительно, управление экономическими и социальными процессами информационного общества, построение экономики, основанной на знаниях, невозможно без качественно подготовленных специалистов. Согласно триаде управления качеством А.И. Субетто, рассматриваются три компоненты обеспечения качества подготовки в вузе. Это качество образовательных программ, качество образовательного процесса и качество выпускника. Соответственно, доклады секции были сконцентрированы на дистанционных образовательных технологиях, качестве преподавательского состава и качестве внеучебной работе, формирующей ценностные ориентации выпускников. Важную роль в улучшении имиджа России в мире играет подготовка иностранных граждан по русскому языку. Именно она является одним из главных компонентов системы экспорта образовательных услуг, на которую российское правительство обращает особое внимание. В докладах конференции затрагивались различные аспекты подготовки по русскому языку как иностранному. Проблемы контроля уровня владения русским языком как иностранным в учебно-профессиональной сфере общения имеют большое значение для совершенствования общероссийской системы тестирования, признаваемой мировым образовательным сообществом. Одним из важных аспектов преподавания русского языка как иностранного является обучение устной речи. Именно устная коммуникация составляет главное преимущество очного изучения языков, именно с помощью устной речи выстраивается успешное межкультурное общение. Наконец, невозможно выучить русский язык, не понимая русскую культуру. Поэтому формирование лингвокультурологической компетенции обеспечивает успешное обучение русскому языку иностранных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Ирина Ивановна, Глущенко Анна Алексеевна, Краснощеков Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HIGHER SCHOOL OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS IN INTERNATIONAL SCIENTIFIC FORUM "WEEK OF SCIENCE - 2017"

The paper analyzes the reports presented at the conference «Week of Science 2017». This international scientific conference is annually held by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. In 2017 the Higher School of International Educational Programs organized the work of two sections: «The Quality of Teaching Natural Science and Humanities» and «Methods of Teaching Russian as a Foreign Language». Scientific and methodological reports were presented at each section. All the reports with their contents in the article are devoted to the topical questions of university pedagogy and reflect scientific novelty. The problem of the quality of teaching is the focal point of the theory and methodology of vocational education. Indeed, the management of the economic and social processes of the information-oriented society, the development of economics based on knowledge are impossible without qualitatively trained specialists. According to A.I. Subetto’s quality management triad, there are three aspects of quality assurance training in university such as the quality of educational programs, the quality of the educational process and the quality of graduates. Therefore the conference reports were focused on distance educational technologies, the quality of the teaching staff and extracurricular activities forming the graduates’ frame of references. The Russian language teaching for foreign students is an important part in improving the image of Russia in the world. It is one of the main elements of the educational services export system to which the Russian government pays special attention. The conference reports highlighted various aspects of the Russian language teaching as a foreign language. The problems of monitoring the level of Russian as a foreign language in the educational and professional sphere are essential for the improvement of the Russian testing system recognized by the world educational community. One of the important aspects of teaching Russian as a foreign language is oral speech teaching. It is the oral communication that has the main advantage of full-time language learning, it is the oral speech which is used for successful cross-cultural relations. Finally, it is impossible to learn Russian without understanding Russian culture. Thus building linguoculturological competence ensures successful Russian language teaching for foreign citizens.

Текст научной работы на тему «Участие высшей школы международных образовательных программ в международном научном форуме "Неделя науки - 2017"»

УДК 378.1 Б01: 10.18720/ИиМ/^К 2227-8591.24.8

И.И. Баранова, А.А. Глущенко, В.В. Краснощекое

УЧАСТИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В МЕЖДУНАРОДНОМ НАУЧНОМ ФОРУМЕ «НЕДЕЛЯ НАУКИ - 2017»

БАРАНОВА Ирина Ивановна — кандидат филологических наук, доцент, директор Центра русского языка как иностранного Высшей школы международных образовательных программ, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого.

Политехническая ул., д. 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия; e-mail: [email protected]

BARANOVA Irina I. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. 29, Politekhnicheskaya ul., St. Petersburg, 195251, Russia; e-mail: [email protected]

ГЛУЩЕНКО Анна Алексеевна — аспирант, педагог дополнительного образования Высшей школы международных образовательных программ, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого.

Политехническая ул., д. 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия; e-mail: [email protected]

GLUSHCHENKO Anna A. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. 29, Politekhnicheskaya ul., St. Petersburg, 195251, Russia; e-mail: [email protected]

КРАСНОЩЕКОВ Виктор Владимирович — кандидат технических наук, доцент, директор Высшей школы международных образовательных программ, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого.

Политехническая ул., д. 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия; e-mail: [email protected]

KRASNOSHCHEKOV Victor V. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.

29, Politekhnicheskaya ul., St. Petersburg, 195251, Russia; e-mail: [email protected]

В статье проанализированы доклады, представленные на «Неделе Науки - 2017». Эта научная конференция с международным участием ежегодно проводится в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. В 2017 г. Высшая школа международных образовательных программ была организатором работы двух секций: «Качество преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» и «Методика преподавания русского языка как иностранного». На обеих секциях были представлены доклады научно-методического характера. Все доклады, содержание которых представлено в статье, посвящены актуальным вопросам вузовской пе-

дагогики и характеризуются научной новизной. Проблематика качества подготовки стоит во главе угла теории и методики профессионального образования. Действительно, управление экономическими и социальными процессами информационного общества, построение экономики, основанной на знаниях, невозможно без качественно подготовленных специалистов. Согласно триаде управления качеством А.И. Субетто, рассматриваются три компоненты обеспечения качества подготовки в вузе. Это качество образовательных программ, качество образовательного процесса и качество выпускника. Соответственно, доклады секции были сконцентрированы на дистанционных образовательных технологиях, качестве преподавательского состава и качестве внеучебной работе, формирующей ценностные ориентации выпускников. Важную роль в улучшении имиджа России в мире играет подготовка иностранных граждан по русскому языку. Именно она является одним из главных компонентов системы экспорта образовательных услуг, на которую российское правительство обращает особое внимание. В докладах конференции затрагивались различные аспекты подготовки по русскому языку как иностранному. Проблемы контроля уровня владения русским языком как иностранным в учебно-профессиональной сфере общения имеют большое значение для совершенствования общероссийской системы тестирования, признаваемой мировым образовательным сообществом. Одним из важных аспектов преподавания русского языка как иностранного является обучение устной речи. Именно устная коммуникация составляет главное преимущество очного изучения языков, именно с помощью устной речи выстраивается успешное межкультурное общение. Наконец, невозможно выучить русский язык, не понимая русскую культуру. Поэтому формирование лингвокультурологической компетенции обеспечивает успешное обучение русскому языку иностранных граждан.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО; НЕДЕЛЯ НАУКИ; ВЫСШАЯ ШКОЛА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ; МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ; РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ

Ссылка при цитировании: Баранова И.И., Глущенко А.А., Краснощеков В.В. Участие высшей школы международных образовательных программ в международном научном форуме «Неделя Науки - 2017» // Вопросы методики преподавания в вузе. 2018. Т. 7. № 24. С. 80-91. Б01: 10.18720/НиЫ/!88М 2227-8591.24.8

Высшая школа международных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (ВШ МОП СПбПУ) традиционно участвует в ежегодной «Неделе Науки», заседания которой проводились уже в 46-й раз. Основное направление научных исследований ВШ МОП - методика преподавания в вузе. В 2017 году участники «Недели Науки» от ВШ МОП работали в двух секциях: «Качество преподавания естественно научных и гуманитарных дисциплин» и «Методика преподавания русского языка как иностранного».

В секции «Качество преподавания естественно научных и гуманитарных дисциплин» сформировались три основных направления докладов: дистанционные тех-

нологии в образовании как средство повышения его качества, роль внеучебной деятельности в обеспечении качества подготовки и методы повышения качества преподавательского состава. Эти направления соответствуют компонентам триады качества образования А.И. Субетто [1]: дистанционные технологии способствуют повышению качества образовательных программ, качество преподавателей является важнейшей составляющей качества образовательного процесса, наконец, вне-учебная деятельность направлена на повышение качества выпускника. Проведем обзор лучших докладов по каждому из направлений.

Дистанционные образовательные технологии, модели смешанного обучения в те-

чение последних лет оказываются на острие полемики вузовской педагогики. Тем интереснее получить ответы на некоторые теоретические и практические вопросы внедрения дистанционного обучения.

В докладе А.В. Орловой [2] рассматривалась проблема повышения качества подготовки в вузе иностранных обучающихся за счет введения модели смешанного обучения. В качестве основы для педагогического эксперимента были выбраны две группы обучающихся программы предву-зовской подготовки ВШ МОП СПбПУ. В одной из групп дисциплина «Математика» преподавалась с использованием традиционной для вуза технологии, сочетающей лекционные и практические аудиторные занятия с самостоятельной домашней работой. В другой группе в течение двух месяцев апробировалась модель смешанного обучения с вынесением части лекционного материала на самостоятельную проработку в среде Мооё1е. В контрольной группе в качестве промежуточного контроля по итогам изучения двухмесячной части курса была проведена письменная контрольная работа по теоретической и практической частям, в экспериментальной студенты выполняли онлайн тест. В качестве средства сравнения были избраны процентные доли успешно выполнивших работу или тест. Процентная доля студентов экспериментальной группы, выполнивших задания теоретической части контроля, была выше соответствующей доли студентов контрольной группы на 21 %, практической части - на 19 %. Первый опыт внедрения смешанного обучения свидетельствует о возрастании доли студентов, освоивших материал. Для подтверждения результатов требуется проведение дальнейших исследований.

Доклад А.В. Краснощекова был посвящен актуальной тематике оценки эффективности массовых открытых онлайн кур-

сов (МООК) [3]. Оценка МООК проводилась с позиции экономической эффективности, технической эффективности и педагогической эффективности. Путем анализа затрат и дохода автор показал отсутствие экономической эффективности от внедрения курса МООК в учебный процесс основных образовательных программ российского вуза. Таким образом, с точки зрения экономической эффективности для внедрения лучше использовать менее затратные дистанционные технологии обучения, чем МООК. Техническая эффективность понимается как соответствия продукции, в данном случае МООК, требованиям. Очевидно, что для вузовского курса одним из главных требований является его соответствие образовательным стандартам (федеральным государственным или собственным университетским), поэтому необходимым, хотя и недостаточным условием технической эффективности будет разработка МООК преподавателями и работниками вузов. Педагогическая эффективность является наиболее важным компонентом оценки эффективности МООК, поскольку связана с соответствие курса целям обучения. Для оценки педагогической эффективности необходим контроль остаточных знаний студентов, освоивших курс. Достоверность оценки может быть подтверждена только после мониторинга нескольких перезапусков курса. Кроме того, для повышения педагогической эффективности следует при разработке новых МООК учитывать лучшие практики - опыт успешных курсов. Для получения таких данных потребуется определенное время.

Доклад М.Г. Келлера содержал обзор истории развития дистанционного образования с целью выявления наиболее перспективных тенденций его развития [4]. Считается, что первые учреждения дистанционного образования - заочные курсы стенографии по переписке возникли

в Англии в 1840 г. Затем с перерывами в десятилетия появились дистанционные курсы в Германии, США и Канаде. В настоящее время периодизация дистанционного обучения основывается на т.н. информационных революциях, но это положение требует уточнения. Можно связать первый этап дистанционного образования с изобретением книгопечатания. Второй этап наступил с распространением телефонной связи, радио и телевидения. Третий этап, характеризующийся повышением интереса к электронным образовательным ресурсам, обусловлен внедрением персональных компьютеров, а четвертый - с появлением высокоскоростного Интернета. В настоящее время одной из наиболее соответствующих уровню развития информационных технологий формой дистанционного обучения являются МООК, разработке и реализации которых большое внимание уделяется в СПбПУ.

В советский период отечественная педагогика представляла внеучебную деятельность исключительно в ее идеологическом аспекте. При смене образовательной парадигмы внеучебную деятельность стали рассматривать как на нечто второстепенное. В то же время невозможно отрицать приоритет внеучебной работы в формировании личности выпускника вуза.

Роль внеучебной деятельности в активизации лидерского потенциала студентов -будущих менеджеров проанализирована в докладе Ю.Ю. Колесникова и А.Н. Смирновой [5]. Реализация национальных проектов развития отечественного образования направлена на выявление и поддержку талантливой молодежи. При подготовке менеджеров воспитание лидерских качеств будущих управленцев является не менее важной задачей, чем формирование профессиональных компетенций. Без лидерства менеджеру невозможно управлять в условиях инновационной экономики, обес-

печивать устойчивую работу в кризисы. В развитии лидерских качеств важную роль играет внеучебная работа. Внеучеб-ная работа не только способствует развитию ценных качеств личности, но и позволяет студенту получить навыки деятельности в условиях, приближенных к реальной жизни, т. е. начать профессиональное становление. Авторы сформулировали условия активизации лидерского потенциала студентов: создание конкурентной внутри-вузовской среды, организацию «Школы лидеров», вовлечение в квазипрофессиональную деятельность.

Другим аспектам внеучебной деятельности был посвящен доклад П. С. Неделько и В.В. Краснощекова [6]. Основной проблематикой их доклада стали вопросы повышения мотивации студентов-тьюторов. В ВШ МОП СПбПУ обучаются иностранные студенты из десятков стран мира. Многие из них впервые оказались за границей, впервые приехали в Россию. Эти студенты неизбежно испытывают адаптационные трудности. Иностранным студентам необходимо не просто общаться на русском языке, но и осваивать на нем учебные дисциплины, таким образом, их адаптация является многоаспектным процессом, сочетающим физико-биологические и социально-психологические компоненты. Разумеется, большая адаптационная работа проводится педагогическим коллективом ВШ МОП. Однако студентам нужна поддержка и в свободное от учебы время. Нет лучшего механизма поддержки адаптации, чем межкультурное общение со своими сверстниками. Эти задачи успешно решает созданная в ВШ МОП СПбПУ студенческая организация Tutor Forces. Участие в Tutor Forces является добровольным, поэтому ее можно рассматривать как волонтерскую студенческую организацию. Потенциал волонтерства в современном мире общепризнан, однако, перед всеми волонтер-

скими организациями встают вопросы мотивации участников. Исследования показывают смещение мотивации современных волонтеров от идеалистической до рационально-эгоистической. Учитывая это, направления работы Tutor Forces охватывают весь спектр мотивов студентов-тьюторов. Это и возможность самовыражения, в том числе в сценическом творчестве, и возможность приобретения и развития полезных компетенций, например, языковых и межкультурных, и возможность профессиональных проб и накопления ценных контактов, которые могут быть востребованы в профессиональной деятельности. Таким образом, на сочетании значимых целей добровольческой деятельности и соображений практической полезности строится система мотивации тьюторства иностранных студентов.

С вопросами управления адаптацией был связан и доклад А. О. Кравцова, А.Н. Смирновой и С. О. Лужецкого [7]. В данном случае объектами поддержки названы первокурсники. Авторы вслед за некоторыми исследователями выделяют следующие компоненты адаптации студентов-первокурсников: формальную, дидактическую, общественную. Формальная адаптация связана с приспособлением студента к новому пространству, незнакомой для него структуре вуза. Дидактическая адаптация необходима ввиду отличия форм и приемов вузовской учебной деятельности от школьной. Общественная адаптация возникает при внутригрупповой интеграции и интеграции студенческой группы в сообщество студентов вуза. Ломка стереотипов в период адаптации первокурсника может привести к стрессовым ситуациям, физическим недомоганиям, снижению работоспособности и успеваемости. Одним из основных методов поддержки адаптации является помощь в оптимизации самостоятельной работы студентов, которая нацелена на

формирование умения и готовности к самообразованию и самовоспитанию. С этой целью в вузе должен быть принят план поддержки адаптации первокурсников, включающий как индивидуализацию работы преподавателей, так и комплекс вне-учебных мероприятий.

Качество педагогических кадров является одной из основных составляющих качества образовательного процесса, которое, в свою очередь, входит в триаду управления качеством образования А.И. Субетто наряду с качеством образовательной программы и качеством выпускника.

В докладе А.О. Кравцова раскрыта сущность компенсационно-дефицитарной модели повышения квалификации педагогов [8]. Суть двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга состоит в повышении качества педагогов путем компенсации профессиональных дефицитов. В деятельности педагогов выделяют мотивацион-ные, содержательно-методические и коммуникационные дефициты. Нарастание мотивационных дефицитов чревато порождением комплексов и конфликтов. Содержательно-методические дефициты проявляются как в недостатке педагогического мастерства, так и в отсутствии владения современными педагогическими технологиями. Коммуникационные дефициты мешают педагогам выстраивать отношения с обучающимися и коллегами. Для компенсации профессиональных дефицитов предлагается комплексная модель, которая включает, во-первых, обучение, основанное на андрагогических принципах; во-вторых, участие в деятельности проблемных творческих групп и проектной деятельности; в-третьих, построение индивидуальных траекторий дополнительного профессионального образования.

Другой аспект повышения качества педагогов был рассмотрен в дискуссионном докладе А.О. Кравцова и В.М. Григорье-

вой, посвященном эффективному контракту [9]. Эффективный контракт направлен на повышение качества педагогического труда за счет минимизации уравнительной системы распределения материальных благ. Эффективный контракт предполагает не только выполнение преподавателем учебной нагрузки, но и ведение им научной и методической работы, оцениваемых по ряду показателей. В итоге заработная плата педагога складывается из базовой части и надбавки за эффективность, под которой понимается степень достижения основных аккредитационных показателей (публикационная активность, высокий уровень цитируемости и т. д.). Таким образом, эффективный контракт представляет собой механизм материального стимулирования педагога, направленного на повышение качества его деятельности.

По итогам работы секции «Качество преподавания естественно научных и гуманитарных дисциплин» лучшим был признан доклад магистранта 2 курса А. В. Красно-щекова «Оценка эффективности массовых открытых онлайн курсов как дистанционной технологии». Статья, основанная на расширенном материале доклада, была опубликована в сборнике лучших докладов форума «Неделя Науки - 2017» [10].

В секции «Методика преподавания русского языка как иностранного» доклады были посвящены следующим проблемам: контроль уровня владения русским языком как иностранным в учебно-профессиональной сфере общения, обучение различным аспектам устной речи и проблемам формирования культурологической компетенции у иностранных учащихся.

Вопросы контроля уровня владения русским языком как иностранным в учебно-профессиональной сфере общения в настоящее время находятся в фокусе внимания методики преподавания русского языка как иностранного. Существующая

в Российской Федерации система сертификационного тестирования на уровни владения русским языком как иностранным (ТРКИ) не располагает контрольно-измерительными материалами, направленными на проверку уровня владения русским языком как иностранным в учебно-профессиональной сфере общения.

До настоящего времени при тестировании на I уровень владения русским языком как иностранным проверяется сформиро-ванность коммуникативной компетенции в социокультурной сфере общения, в то время как при обучении в вузе основной сферой общения является учебно-профессиональная сфера. Проверка уровня владения языком в учебно-профессиональной сфере общения остается одной из нерешенных проблем тестирования, а создание контрольно-измерительных материалов, ориентированных на профиль будущего обучения, является актуальной научно-методической задачей [11].

Вопросам, связанным с контролем уровня коммуникативной компетенции в учебно-профессиональной сфере общения, были посвящены доклады специалистов из Российского университета дружбы народов (РУДН, Москва) и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ).

Докладчики из РУДН А.С. Иванова и Н.В. Поморцева [12], представили концепцию нового формата контрольно-измерительных материалов для иностранных выпускников подготовительных отделений вузов Российской Федерации. Авторы, одни из разработчиков указанной концепции, справедливо отметили, что подготовительные факультеты (отделения) вузов Российской Федерации, ориентируясь в вопросах содержания контрольно-измерительных материалов на Первый сертификационный уровень, проводят итоговый контроль знаний иностранных студентов по

русскому языку в разных формах и форматах, что затрудняет объективную оценку уровня подготовки выпускников разных подготовительных факультетов (отделений) российских вузов по русскому языку как иностранному. Таким образом, главной задачей для авторов концепции стало создание единой гибкой модели проверки уровня коммуникативной компетенции выпускника подготовительного факультета (отделения), его готовности к обучению в вузе по программам высшего профессионального образования.

Достижение I сертификационного уровня владения русским языком как иностранным (В1) является необходимым условием для поступления и успешной академической деятельности иностранных граждан в высших учебных заведениях РФ, и новая концепция опирается на Требования к первому сертификационному уровню. Авторы доклада акцентируют внимание на том, что уровень В1, удовлетворяя коммуникативные потребности иностранного гражданина в социокультурной сфере общения, не может в достаточной мере обеспечить решение коммуникативных задач в рамках учебной деятельности иностранного студента в образовательной среде российского вуза. Авторы концепции предложили расширить языковое содержание уровня В1 за счет включения в содержание обучения и контроля языкового материала общей научной тематики и назвать данный уровень В1+. В докладе также описывается структура экзамена по русскому языку как иностранному в формате В1+.

Авторы доклада представили результаты апробации контрольно-измерительных материалов, разработанных в соответствии с данной концепцией.

В докладе Я.А. Ганелиной, Л.Б. Тёрё-чик (РУДН, Москва) [13] реализация концепции нового формата контрольно-измерительных материалов для иностран-

ных выпускников подготовительных отделений вузов Российской Федерации (В1+) нашла отражение в представлении и описании субтеста «Аудирование». В данном субтесте проверяются навыки восприятия на слух не только текстов бытовой и социокультурной тематики, но и текстов с элементами научного и профессионально ориентированного содержания. В процессе обучения в российском вузе иностранные студенты должны быть готовы воспринимать на слух лекции по дисциплинам в соответствии с профилем будущей специальности, а также участвовать в практических занятиях. Сформированность навыков восприятия на слух звучащей речи в значительной степени влияет на успешность академической деятельности иностранных студентов в вузе. Одной из частей субтеста «Аудирование» в формате В1+ является фрагмент научной лекции. Включение в содержание субтеста «Аудирование» фрагмента научной лекции позволит проверить знание иностранными студентами учебного материала научного стиля речи в соответствии с профилем будущего обучения. Апробация данного субтеста позволяет вносить коррективы в содержание обучения для достижения соответствующего уровня языковой компетенции в учебно-профессиональной сфере общения.

В докладе Е.С. Козловской и И.В. Си-пуновой (РУДН, Москва) [14] рассматривались вопросы создания контрольно-измерительных материалов в формате В1+ для проверки сформированности языковых навыков и речевых умений в репродуктив-но-продуктивных видах речевой деятельности, а именно в чтении и в письме. Так, субтест «Чтение» включает тексты, актуальные не только для социокультурной сферы общения, но и научно-популярные тексты с соответствующим лексическим и грамматическим наполнением. Задания к субтесту «Чтение» составлены с учетом

необходимости выбора учащимся стратегии чтения в соответствии с поставленной перед ним задачей. В формате контрольно-измерительных материалов уровня В1 + разработан и субтест «Письмо», в котором иностранным учащимся в качестве одного из заданий предлагается записать со слуха текст научной и научно-популярной тематики, в отличие от текстов социально-бытовой и социально-культурной тематики, рекомендованных для использования при проведении контроля на уровне В1.

Тема создания контрольно-измерительных материалов для проверки уровня владения русским языком как иностранным в учебно-профессиональной сфере общения (уровень В1) получила свое развитие в докладе И.И. Барановой [15]. Автором доклада был представлен проект Типового теста по русскому языку как иностранному (I сертификационный уровень. Профессиональный модуль. Технический профиль), разработанный в СПбПУ и проверяющий уровень сформированно-сти языковых навыков и речевых умений во всех видах речевой деятельности в учебно-профессиональной сфере общения.

Доклад И.И. Барановой носил дискуссионный характер. В нем автор обратила внимание на то, что языковая специфика учебной сферы общения, интегрированная в содержание контрольно-измерительных материалов, разработанных в Российском университете дружбы народов, представлена главным образом языковым материалом гуманитарного подстиля и дисциплинами общегуманитарной направленности, что не в полной мере отражает коммуникативные потребности иностранных граждан, планирующих обучение в технических вузах Российской Федерации. По мнению автора, для проверки языковой подготовки иностранных абитуриентов представляется целесообразным включать в итоговый контроль материалы в соответствии с профи-

лем будущего обучения иностранных граждан. Такой подход не противоречит идее создания унифицированных параметров оценки уровня коммуникативной компетенции иностранных граждан, поступающих в российские вузы. Наоборот, это позволит наиболее объективно оценить знания иностранных абитуриентов по русскому языку, а также определить степень их подготовки к обучению на первом курсе вузов Российской Федерации.

Следующий блок докладов был посвящен обучению различным аспектам устной речи и проблемам формирования культурологической компетенции у иностранных учащихся.

Интерес аудитории вызвал доклад Т.Н. Доминовой, посвященный работе с лингвокраевеведческим материалом на занятиях по русскому языку с иностранными студентами [16]. Включение лингво-краеведческого материала в обучение русскому языку как иностранному на этапе подготовки в вуз способствует успешной лингвокультурной адаптации иностранных студентов, позволяет снять лексические и психологические трудности в процессе общения иностранных студентов в новой социокультурной среде. Автором доклада представлено мультимедийное краеведческое пособие справочного типа «Санкт-Петербург - культурная столица России», предназначенное для иностранных учащихся этапа предвузовской подготовки. Учебное пособие содержит информацию о театрах, музеях, концертных залах, учебных заведениях Санкт-Петербурга, знакомит иностранных граждан с культурным пространством северной столицы, отраженным в лексических единицах с регионально-культурным фоном (топонимы, антропонимы, безэквивалентная лексика). Многофункциональность учебного пособия справочного типа позволяет использовать его материалы в различных формах

работы в процессе изучения русского языка: в аудиторной, внеаудиторной (учебная экскурсия, викторины, олимпиады), самостоятельной, дистанционной. В докладе был представлен пример работы с лингво-краеведческим материалом данного учебного пособия на занятии по русскому языку с иностранными учащимися.

Использование мультимедийного краеведческого пособия справочного типа «Санкт-Петербург - культурная столица России» позволяет расширить страноведческие знания иностранных учащихся и способствует повышению мотивации к изучению русского языка и культуры России.

В докладе М.В. Виноградовой рассматривались вопросы обучения лексике иностранных граждан, владеющих русским языком в объеме Второго сертификационного уровня [17]. В частности, речь шла о необходимости изучения лексико-семанти-ческой группы глаголов речи, характеризуемой по звучанию и произнесению (глаголы: болтать, говорить, произносить, кричать, шептать, ворковать и др.). В современной антропоцентрической лингвистике человек рассматривается как носитель определенной картины мира, которая находится в тесной взаимосвязи с культурой, и речь человека, являясь одним из основных видов человеческой деятельности, является объектом исследования разных ученых (лингвистов, психологов, культурологов).

Данная лексико-семантическая группа глаголов является многочисленной и тематически неоднородной, что поставило перед автором задачу необходимости определения объема данной лексико-семан-тической группы в учебных целях. На основе анализа идеографических словарей глаголы были объединены в группы с использованием критериев, реализованных в «Русском семантическом словаре» под реакцией Н.Ю. Шведовой.

Глаголы речи, характеризуемой по звучанию, встречаются во фразеологических единицах, что подчеркивает актуальность их изучения иностранными студентами, владеющими русским языком в объеме Второго сертификационного уровня.

Знание глаголов данной лексико-семантической группы поможет, по мнению автора, иностранным студентам понимать тексты художественной литературы, а знание лингвокультурологического и фразеологического потенциала данной группы глаголов позволит избежать определенных помех в межкультурном общении.

Доклад Н.А. Потаповой был посвящен вопросам использования национального корпуса русского языка в учебном процессе с иностранными студентами гуманитарных специальностей, владеющих русским языком в объеме Второго сертификационного уровня (В2) и выше [18]. Национальный корпус русского языка, представляя собой четко сформированную информационно-справочную систему, состоит из огромного количества художественных, публицистических, учебных, научных, научно-популярных, деловых, разговорных, диалектных и других текстов. Данный корпус текстов характеризует русский язык на определенных этапах его исторического развития. Главной задачей корпуса является предоставление полноценной информации по лексике, грамматике, истории языка, по его устройству и функционированию; об употреблении незнакомого слова или словосочетания, грамматической формы в текстах великих русских писателей или популярных авторов.

Структура корпуса способствует быстрому поиску необходимой информации по лексике, грамматике, орфоэпии, по развитию и истории русского языка; помогает проследить за хронологией языковых изменений, за динамикой развития языка, за появлением новых лексических вариан-

тов. Возможности, которые дает национальный корпус для изучения русского языка во всех его аспектах, безусловно, представляют интерес для иностранных студентов. В докладе автор представил результаты исследования, проведенного на материале паремий тематической группы «полезные ископаемые» на базе данных национального корпуса. Исследование проводилось с базой основного корпуса, состоящего из письменных текстов XVIII - начала XXI века. Отобранные актуальные паремии с лексемами алмаз, железо, золото, камень, песок, серебро, были объединены в тематическую группу «полезные ископаемые»: Небо в алмазах; Сердце не камень и т. д. Рассмотрение и анализ данных пословиц и поговорок в документах корпуса представляет значительный интерес для иностранной аудитории и дает возможность познать смысловое содержание русских паремий, их вариативность, прецедентность и функ-

ционирование в языке и речи носителей языка, а также повысить мотивацию иностранных граждан к изучению русского языка.

По итогам работы секции «Методика преподавания русского языка как иностранного» лучшим был признан доклад докторанта Т. Н. Доминовой «Работа с лин-гвокраеведческим материалом в процессе обучения РКИ». Статья, основанная на расширенном материале доклада, была опубликована в сборнике лучших докладов форума «Неделя Науки - 2017» [19].

Вывод. Проанализированные доклады демонстрируют актуальность тематики и новизну научных исследований, проводимых в Высшей школе международных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Доклады представителей других вузов по сходным тематикам свидетельствуют об определенном единстве российской педагогики высшей школы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Субетто А.И. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества образования в России // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 1. С. 75-87. ISSN: 1813-4718

2. Орлова А.В. Оптимизация качества подготовки студентов-иностранцев по дисциплине математика посредством применения смешанного обучения // Ст. в сб.: Неделя науки СПбПУ: мат-лы науч. конф. с междунар. уч. Высшая школа международных образовательных программ (СПб, 13-19 ноября 2017 г.). СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 3-5. ISBN 978-5-7422-5982-4

3. Краснощеков А.В. Оценка эффективности массовых открытых онлайн курсов как дистанционной образовательной технологии // Ст. в сб.: Неделя науки СПбПУ: мат-лы науч. конф. с междунар. уч. Высшая школа международных образовательных программ (СПб, 13-19 ноября 2017 г.). СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 5-8. ISBN 978-5-7422-5982-4

4. Келлер М.Г. О развитии дистанционного обучения в современном обществе // Ст. в сб.: Неделя науки СПбПУ: мат-лы науч. конф. с междунар. уч. Высшая школа международных образовательных программ (СПб, 13-19 ноября 2017 г.). СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 11-13. ISBN 978-5-7422-5982-4

5. Колесников Ю.Ю., Смирнова А.Н. Активизация лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности // Ст. в сб.: Неделя науки СПбПУ: мат-лы науч. конф. с междунар.уч. Высшая школа международных образовательных программ (СПб, 1319 ноября 2017 г.). СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2017. С. 18-21. ISBN 978-5-7422-5982-4

6. Неделько П.С., Краснощеков В.В. Вопросы мотивации студентов к участию в тью-торской службе // Ст. в сб.: Неделя науки СПбПУ: мат-лы науч. конф. с междунар. уч. Высшая школа международных образовательных программ (СПб, 13-19 ноября 2017 г.).

СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 8-11. ISBN 978-5-7422-5982-4

7. Кравцов А.О., Смирнова А.Н., Лужец-

кий С.О. Управление процессом адаптации первокурсников к учебной деятельности в вузе // Ст. в сб.: Неделя науки СПбПУ: мат-лы науч. конф. с междунар. уч. Высшая школа международных образовательных программ (СПб, 13-19 ноября 2017 г.). СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С.29-31. ISBN 978-5-7422-5982-4

8. Кравцов А.О. Управление качеством повышения квалификации педагогов на основе компенсационно-дефицитарной модели // Ст. в сб.: Неделя науки СПбПУ: мат-лы науч. конф. с междунар. уч. Высшая школа международных образовательных программ (СПб, 13-19 ноября 2017 г.). СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 26-28. ISBN 978-5-7422-5982-4

9. Кравцов А.О., Григорьева В.М. Эффективный контракт как средство повышения качества учебной деятельности в вузе // Ст. в сб.: Неделя науки СПбПУ: мат-лы науч.конф. с междунар. уч. Высшая школа международных образовательных программ (СПб, 13-19 ноября 2017 г.). СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 34-37. ISBN 978-5-7422-5982-4

10. Краснощеков А.В. Экономическая, техническая и педагогическая эффективность массовых открытых онлайн курсов // Неделя науки СПбПУ. Лучшие доклады. Мат-лы науч. конф. с междунар. уч. 13-19 ноября 2017. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2018. - С. 365-369. ISBN: 978-5-7422-6167-4

11. Должикова А.В., Клобукова Л.П. Организационно-нормативные и лингвометоди-ческие аспекты сертификации уровня коммуникативной компетенции иностранных абитуриентов вузов Российской Федерации // Высшее образование сегодня. 2018. №1. С. 34-37. DOI: 10.25586/RNU.HET.18.01.P.34

12. Иванова А.С., Поморцева Н.В. Концепция нового формата контрольно-измерительных материалов для выпускников подготовительных отделений вузов РФ // Ст. в сб.: Неделя науки СПбПУ: мат-лы науч. конф. с междунар. уч. Высшая школа международных образовательных программ (СПб, 13-19 ноября 2017 г.). СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 64-66. ISBN 978-5-7422-5982-4

13. Ганелина Я.А., Тёрёчик Л.Б. Критерии оценки навыков аудирования на уровне выпускника подготовительного отделения вузов Российской федерации // Ст. в сб.: Неделя науки СПбПУ: мат-лы науч. конф.с междунар. уч. Высшая школа международных образовательных программ (СПб, 13-19 ноября 2017 г.). СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 52-55. ISBN 978-5-7422-5982-4

14. Козловская Е.С., Сипунова И.В. Параметры сформированности репродуктивно-продуктивных видов речевой деятельности на первом сертификационном уровне // Ст. в сб.: Неделя науки СПбПУ: мат-лы науч. конф. с междунар. уч. Высшая школа международных образовательных программ (СПб, 13-19 ноября 2017 г.). СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 58-61. ISBN 978-5-7422-5982-4

15. Баранова И.И. Комплексная проверка уровня владения русским языком иностранных абитуриентов // Ст. в сб.: Неделя науки СПбПУ: мат-лы науч. конф. с междунар. уч. Высшая школа международных образовательных программ (СПб, 13-19 ноября 2017 г.). СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 66-69. ISBN 978-5-7422-5982-4

16. Доминова Т.Н. Работа с лингвокрае-ведческим материалом в процессе обучения русскому языку как иностранному // Ст. в сб.: Неделя науки СПбПУ: мат-лы науч. конф. с междунар. уч. Высшая школа международных образовательных программ (СПб, 13-19 ноября 2017 г.). СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 61-63. ISBN 978-5-7422-5982-4

17. Виноградова М.В. Фразеологический потенциал глаголов речи, характеризуемой по звучанию и произнесению, в процессе обучения русскому языку иностранных студентов // Ст. в сб.: Неделя науки СПбПУ: мат-лы науч. конф. с междунар. уч. Высшая школа международных образовательных программ (СПб, 13-19 ноября 2017 г.). СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 48-50. ISBN 978-5-7422-5982-4

18. Потапова Н.А. Национальный корпус русского языка в обучении РКИ (на материале паремий тематической группы «полезные ископаемые») // Ст. в сб.: Неделя науки СПбПУ: мат-лы науч. конф. с междунар. уч. Высшая школа международных образовательных про-

грамм (СПб, 13-19 ноября 2017 г.). СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 43-46. ISBN 9785-7422-5982-4

19. Доминова Т.Н. Лингвокраеведческий материал при обучении русскому языку как

иностранному // Неделя науки СПбПУ. Лучшие доклады. Мат-лы науч. конф. с между-нар.уч. 13-19 ноября 2017.СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2018. - С. 369-373. ISBN: 978-57422-6167-4

Baranova I.I., Glushchenko A.A., Krasnoshchekov V.V. The higher school of international educational programs in international scientific forum «Week of Science - 2017». The paper analyzes the reports presented at the conference «Week of Science - 2017». This international scientific conference is annually held by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. In 2017 the Higher School of International Educational Programs organized the work of two sections: «The Quality of Teaching Natural Science and Humanities» and «Methods of Teaching Russian as a Foreign Language». Scientific and methodological reports were presented at each section. All the reports with their contents in the article are devoted to the topical questions of university pedagogy and reflect scientific novelty. The problem of the quality of teaching is the focal point of the theory and methodology of vocational education. Indeed, the management of the economic and social processes of the information-oriented society, the development of economics based on knowledge are impossible without qualitatively trained specialists. According to A.I. Subetto's quality management triad, there are three aspects of quality assurance training in university such as the quality of educational programs, the quality of the educational process and the quality of graduates. Therefore the conference reports were focused on distance educational technologies, the quality of the teaching staff and extracurricular activities forming the graduates' frame of references. The Russian language teaching for foreign students is an important part in improving the image of Russia in the world. It is one of the main elements of the educational services export system to which the Russian government pays special attention. The conference reports highlighted various aspects of the Russian language teaching as a foreign language. The problems of monitoring the level of Russian as a foreign language in the educational and professional sphere are essential for the improvement of the Russian testing system recognized by the world educational community. One of the important aspects of teaching Russian as a foreign language is oral speech teaching. It is the oral communication that has the main advantage of full-time language learning, it is the oral speech which is used for successful cross-cultural relations. Finally, it is impossible to learn Russian without understanding Russian culture. Thus building linguoculturological competence ensures successful Russian language teaching for foreign citizens.

PETER THE GREAT ST. PETERSBURG POLYTECHNIC UNIVERSITY; WEEK OF SCIENCE; HIGHER SCHOOL OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS; METHODS OF TEACHING; RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Citation: Baranova I.I., Glushchenko A.A., Krasnoshchekov V.V. The higher school of international educational programs in International Scientific Forum «Week of Science - 2017». Teaching Methodology in Higher Education. 2018. Vol. 7. No 24. P. 80-91. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.24.8

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.