Научная статья на тему 'Участие в программе Эразмус+ студентов-магистрантов: возможности, проблемы и прогностические параметры'

Участие в программе Эразмус+ студентов-магистрантов: возможности, проблемы и прогностические параметры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1119
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / ПРОГРАММА ЭРАЗМУС+ / СТУДЕНТЫ-МАГИСТРАНТЫ / PREDICTORS / PROGRAMME ERASMUS+ / МASTER'S STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бука Станислав Анатольевич, Баврина Людмила Михайловна

В данной статье рассматривается исследование, посвященное участию студентов-магистрантов в программе Эразмус+, которое было проведено на базе магистратуры Балтийской Международной Академии, и приводится обоснование актуальности такого исследования в контексте осуществления данной программы. Рассматриваются факторы, которые могут затруднять участие магистрантов в программе и факторы, мотивирующие их участие. Сделана попытка определить прогностические параметры участия студентов-магистрантов в программе Эразмус+.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper offers a piece of research conducted based at Master’s studies of Baltic International Academy and looking into Master’s students’ participation in the programme Erasmus +, the arguments to prove the topicality of the research linked to the context of the programme implementation are given in the paper. The factors possibly hindering the Master’s students’ participation in the programme are listed, as well as the factors to motivate the students for participation in the programme’s mobilities. An attempt is made to identify the predictors relating to the students’ participation in the mobilities.

Текст научной работы на тему «Участие в программе Эразмус+ студентов-магистрантов: возможности, проблемы и прогностические параметры»

Участие в программе Эразмус+ студентов-магистрантов: возможности, проблемы и прогностические параметры

Бука Станислав Анатольевич профессор, д.экон.н., председатель Сената Балтийской Международной Академии, Балтийская Международная Академия, ул. Ломоносова, 4, г. Рига, Латвия, LV-1003, (+ 371) 67100626 [email protected]

Баврина Людмила Михайловна доцент, м.фил.н., м.пед.н, Балтийская Международная Академия, ул. Ломоносова, 4, г. Рига, Латвия, LV-1003, (+ 371) 26585834 [email protected]

Аннотация

В данной статье рассматривается исследование, посвященное участию студентов-магистрантов в программе Эразмус+, которое было проведено на базе магистратуры Балтийской Международной Академии, и приводится обоснование актуальности такого исследования в контексте осуществления данной программы. Рассматриваются факторы, которые могут затруднять участие магистрантов в программе и факторы, мотивирующие их участие. Сделана попытка определить прогностические параметры участия студентов-магистрантов в программе Эразмус+.

The paper offers a piece of research conducted based at Master's studies of Baltic International Academy and looking into Master's students' participation in the programme Erasmus +, the arguments to prove the topicality of the research linked to the context of the programme implementation are given in the paper. The factors possibly hindering the Master's students' participation in the programme are listed, as well as the factors to motivate the students for participation in the programme's mobilities. An attempt is made to identify the predictors relating to the students' participation in the mobilities.

Ключевые слова

прогностические параметры, программа Эразмус+, студенты-магистранты predictors, programme Erasmus+, мaster's students

Введение

За период осуществления проекта Эразмус в течение более 25 лет, свыше трех миллионов студентов совершили поездки за пределы своей страны проживания. Имеется множество свидетельств и доказательств тому, что участие в программе стало переломным, судьбоносным моментом для дальнейшей жизни и карьеры [1].

У участников студенческих мобильностей возрастает профессиональная адаптируемость и возможность трудоустроиться за счет более конкретных представлений о собственном карьерном и профессиональном развитии. Возрастает самооценка и оценка собственных профессиональных данных - студенты Erasmus видят себя в будущем на более высоких должностях, появляется интерес к предпринимательству и намерения заниматься предпринимательской деятельностью, развивается способность работать самостоятельно и в международной среде,

заниматься общественной деятельностью, появляется ощущение причастности к Европейским процессам, интерес к политике, расширяется круг личных кросскультурных контактов, совершенствуются языковые навыки и навыки использования ИТ [2].

Программа Эразмус+ 2014 - 2020, где «+» означает дополнительные преимущества, направлена на дальнейшее содействие модернизации и устойчивому развитию систем образования и обучения, повышение конкурентноспособности молодежи на рынке труда.

Возможности

Программа Эразмус+ предполагает значительное увеличение инвестиций в развитие человеческого потенциала, что безусловно, увеличивает возможности и привлекательность новой программы.

В числе впервые открывшихся возможностей и достоинств программы следует отметить ее инновационный потенциал, в частности, за счет того, что созданы механизмы для осуществления предполагаемых изменений и модификаций программы Эразмус+. Разрабатываются новые версии и программы активностей, происходит апробация и тестирование таких нововведений, а также новых функций и инструментов для их беспроблемного внедрения. Предполагается в будущем сделать это сферой ответственности International Mobility Consortia с участием представителей вузов, осведомленных относительно особенностей и потребностей, связанных со спецификой вуза, что должно помочь формированию более адресного предложения Эразмус+ [2]. Далее, декларируя, что взгляды и мнения студентов должны приниматься во внимание, так как они важны для развития программы, (рекомендация 9; [2]), рекомендовано создать гарантии и возможности для того, чтобы мнение студентов принималось во внимание при реализации программы Эразмус+ путем участия студентов в консультативных службах/органах Национальных Агенств.

Возможности модернизации и интернализации образования

Согласно модели Gilmore & Pine экономика впечатлений, вытеснила экономику услуг, которая в свою очередь пришла на смену аграрной (сырье) и индустриальной (товар) экономике. В последние годы частью повседневной жизни становится экономика трансформаций, предложение компаниями «преобразующего опыта» - такого, который изменяет клиентов в фундаментальном ключе. Предоставляют трансформирующийся опыт образовательные и медицинские учреждения, фитнес-центры, консультанты, фирмы по управлению активами и так далее. Практически во всех сферах можно предложить трансфоормации, если сосредоточились на стремлениях, которые клиенты хотят достичь, кем хотят стать [6].

В частности, программы по обмену и мобильность в рамках Эразмус+ способствует модернизации и интернализации образования, сотрудничеству между вузами и улучшению стандартов качества обучения. Для вузов стран ЕС интернализация включена в стандарты гарантии качества и является важным критерием качества образования, которые оцениваются при аккредитации вуза и учебных программ.

Эразмус+ представляет возможности модернизации, не только путем активизации межвузовского обмена, касающегояс преподавателей, студентов, учебных программ и т.п., но и рядом предложений, касающихся непосредственно

разработки новых предложений Эразмус+, принимающих во внимание конкретную ситуацию студента.

На данный момент, на основании исследования Eurostudent [3], выявлено, что участие в Эразмус+ селективно, в том смысле, что нет полной объективности и справедливости для стран участников с различающимися социо-экономическими условиями, и, соответственно, отдельных вузов и студентов вузов.

Социально-экономические и демографические характеристики мобильных студентов

Мобильные студенты представляют, в некотором роде, «привилегированную» часть студентов вузов. Статистически рассматриваются: гендерная принадлежность, возраст, принадлежность к этническим меньшинствам, социальный класс, родительская семья, академическая успеваемость, а также государственный или частный вуз.

Статистически среди студентов Эразмус+ большое количество девушек -69% против 55% среди студентов, не участвующих в мобильностях; они этнически «белые» (имеется в виду принадлежность к европеоидной расе): 8% этнических меньшинств в Эразмус против 16% среди всех студентов; с большой вероятностью принадлежат к верхушке по социальная классификации на основе занятости, т.е. классы 1, 2, 3 (руководители, профессиональный квалифицированный труд, оффисные работники и посредничество); кроме того, мобильные студенты по возрасту моложе, чем студенты в среднем [4].

Из приведенной статистики можно сделать вывод, что предложение программы Эразмус более приемлемо для определенной части учащейся молодежи, оставляя при этом вне рамок участия ее значительную часть с отличными от вышеупомянутых характеристиками.

Цель исследования

Намерения, как и готовность участвовать в программе Эразмус+ зависит от ряда факторов. Можно предположить, что факторы, играющие роль на уровне магистратуры, более многочисленны и сложны, чем, например, на уровне бакалавриата. Для организации участия или намерения участвовать в программе Эразмус+ для каждого конкретного магистранта принимается во внимание совокупность таких факторов и их уникальное для данного студента сочетание.

Таким образом, выдвигается цель исследования: определить наличие взаимосвязей (1) между рядом побуждающих факторов, отвечающих за решение принять участие в мобильности и (2) рядом факторов, воспринимаемых, как препятствующие участию одной стороны, и желанием и намерением магистранта участвовать в программе, с другой стороны.

Так как исследование, в конечном счете, осуществляется с целью формирования рекомендаций в плане совершенствования предложения программы Эразмус+, были собраны сведения о предпочтениях студентов-магистрантов относительно конкретных видов активностей в рамках программы.

Гипотеза исследования состояла в предположении: существует взаимосвязь между и желанием, и намерением магистранта участвовать в программе и побуждающими к участию факторами; как и взаимосвязь между намерением (планами) относительно участия и факторами, воспринимаемыми, как препятствующие участию.

При этом факторы, препятствующие принятию решения об участие в программе, если участие состоит в мобильности, скорее всего будут связаны с невозможностью оставить работу, или с обязанностями и личными обязательствами, как семья, дети, отношения и т.п.

Организация исследования

Исследование было проведено на базе магистратуры Балтийской Международной Академии. Эмпирическую выборку составили 51 магистрантов 2016/17 учебного года.

Вопрос о том, насколько данная выборка является представительной в контексте студентов-магистрантов всей республики или еще большего масштаба, намеренно опускается. Существенно то, что, в соответствии с точкой зрения программы Эразмус+, рассматриваются как существенные конкретные ситуации студентов, которые могут различаться [2] и которые должны приниматься во внимание при организации участия студентов в Эразмус+.

Актуальность данного исследования обусловлена контекстом реализации программы Эразмус+, предусматриваюшим:

- возможность и необходимость формирования предложения Эразмус+, сооветствующего конкретным потребностям и возможностям целевой аудитории (связанными с конкретной ситуацией) и его реализации;

- необходимостью выявления конкретных потребностей и возможностей целевой аудитории с целью формирования конкретного предложения Эразмус+.

В частности, актуальность исследования, связана с установками Болонского процесса, направленного на содействие Европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования, в том числе путем устранения препятствий на пути мобильности студентов и преподавателей в пределах определенного пространства [5].

Кроме того, актуальность исследования связана с целями Болонского процесса по достижению 20% мобильности, что ряд исследований ставит в зависимость от «сбора релевантных данных», утверждая что студенты по обмену представляют недостаточную исследованную область. Фактически - это «слепое пятно» на карте исследований в социальных науках, как утверждают некоторые источники [1].

С нашей точки зрения, существует также необходимость сбора информации о группе студентов, представляющих собой недостаточно изученную область с той точки зрения, что особенности и потребности этой группы в связи с предложением Эразмус+ недостаточно обозначены и не выделяются из общей массы студентов при проведении всевозможных опросов и обзоров. Например, в работах [6] и [8] речь идет о студентах магистратуры, или, в Российской традиции - студентах пост-дипломного образования.

Болонский процесс, процесс структурного реформирования национальных систем высшего образования стран Европы и создание европейского научного и образовательного пространства предполагает градации дипломов, степеней и квалификаций; и двухступенчатую структуру высшего образования по формуле 3+2. При этом первый, бакалаврский цикл должен длиться не менее трех лет, а степени бакалавра и магистра должны восприниматься на европейском рынке труда как образовательные и квалификационные уровни [8, 9].

Квалификационные уровни или «циклы» относятся к уровню обучения, определенному в Европейских квалификационных рамках:

1) первый цикл (Бакалавр или эквивалент) EQF 5/6;

2) второй цикл (Магистр или эквивалент) EQF 7;

3) третий цикл (Докторант или эквивалент) EQF 8.

На данный момент, исследования, касающихся участия студентов в программе Эразмус+, рассматривает студентов-участников, часто не разделяя их на студентов вузов 1-ой степени (бакалавриат), 2-ой (магистры) и т.д. Тем не менее, магистранты, как группа студентов неизбежно отличаются по возрасту, и могут отличаться по связанными с возрастом жизненными обстоятельствами: (1) семья, другие обязательства; (2) стадия развития карьеры - наличие занятости, представления о профессии, специализации; (3) финансовые обстоятельства, в частности, связанные

с (1) и (2).

С нашей точки зрения, принцип социальной справедливости и равенства возможностей, который является основополагающим для инициатив ЕС может, таким образом, нарушаться.

Возможно также говорить об определенной новизне исследования, которая состоит в том, что исследование направлено исключительно на студентов-магистрантов.

Методология и/или теоретическая часть

Данное исследование базируется, в частности, на теории обоснованных действий (Theory of Reasoned Action) [10, 11], которая строится на принципе, предполагающем, что люди в своих действиях основываются на представлениях и приемлемой информации. Теория устанавливает, что поведенческие интенции личности обычно являются наиболее адекватными предсказателями того, как будет вести себя человек. Какими будут поведенческие интенции можно предсказать, если мы знаем об относящихся к ним аттитюдах и представлениях. Понимая аттитюд как субъективное отношение к некоторому социальному объекту или, в нашем исследовании - обстоятельству, обусловливающее определенные способы поведения, мы получим средство для прогнозирования поведения в зависимости от интересующих нас обстоятельств (факторов).

Таким образом, устанавливая соотношение между некоторыми факторами и субъективным отношением к нему студента, мы приходим к прогностический параметру - предиктору, как средству прогнозирования социального поведения в интересующей нас области.

Есть мнение, что поведенческие аттитюды и намерения, как правило, оказываются довольно точными предикторами последующих действий. Однако обнаружено, что люди могут различаться в реагировании и в аттитюдах как в различных ситуациях, так и из-за индивидуальных различий [12].

В нашем исследования мы определяем соотношение интенций (планов) и аттитюдов (отношений) к трем группам факторов. Факторы, с необходимостью характеризующие мобильность, могут как способствовать привлекательности поездки, так и затруднять участие в ней. Содержание трех групп факторов нашего исследования было определено на основании публикаций, статистических исследований, программных документов и т.п., касающихся программы Эразмус.

Были выделены следующие факторы:

1) причины (факторы), благодаря которым поездка по программе Эразмус может быть привлекательна для студента;

2) причины (факторы), которые могут затруднять для студента участие в программе Эразмус;

3) обстоятельства (факторы) организации поездки, которые могут осложнять решение об участие в ней.

При определении факторов, способствующих либо препятствующих участию студента-магистранта в мобильности кроме материалов ранее проведенных исследований были использованы материалы интервью, проведенных со студентами

магистрантами, как уже участвовавшими, так и не принимавшими участия в мобильностях, лицами, занимающимися организацией мобильностей, преподавателями.

Первая группа - факторы, благодаря которым поездка по программе Эразмус может быть привлекательна для студента. Ряд источников [13, 14, 15] по результатам опросов студентов и исследований, касающихся более отдаленных результатов мобильностей, как например, влияние на трудоустройство и развитие карьеры, в ряду наиболее привлекательных для студентов аспектов мобильности называют: опыт пребывания и обучения за рубежом [2, 4, 13,14]; новые впечатления и расширение кругозора [2, 4, 13,14]; возможность приобретения и улучшения знаний и навыков [13,14,16]; актуальность для будущей карьеры [2, 4, 14, 15]. Материалы ранее проведенных исследований были опробованы во время интервью со студентами, администрацией и преподавателями, а затем использованы при формулировании вопросов относительно аспектов, отвечающих за привлекательность поездки.

Вторая и третья группы факторов - причины (факторы), которые могут затруднять для студента участие в программе Эразмус. На основании ранее проведенных исследований, например, исследования Сетевой Организаци Студентов Эразмус (Erasmus Student Network) и Государственного агентства развития образования при Министерстве Науки и Образования ЛР (Valsts izglltlbas attlstibas agentura) 2012 года, выделяются такие аспекты мобильностей: академический, организационный, финансовый и социальный [16].

В исследовании также уделяется внимание языковым навыкам, как с точки зрения возможности их развития в процессе мобильности, как положительного аспекта мобильности в восприятии студента, так и с точки зрения необходимого минимального уровня владения, отсутствие которого является существенным препятствием. Самые высокие оценки собрали навыки и знания, полученные в процессе участия в мобильности [16]. Относительно финансирования имеются различные высказывания, в зависимости от страны, отправляющей студента и принимающей его. По некоторым данным [16], более половины студентов. участвующих в мобильностях считают, что финансирование должно быть более высоким.

Один из аспектов, вызывающих наименьшее удовлеворение в соответствии с данным исследованием - организационный, касающийся информированности студентов [16].

На основании исследования вышеупомянутых материалов были сформированы вопросы для интервью, которые затем были переработаны для опроса студентов-магистрантов. Эти вопросы упоминаются среди аспектов организации мобильности и среди личных обстоятельств.

Исследованные авторами материалы [2, 4, 13, 14, 15, 16] содержат информацию, полученную при опросах студентов, которые уже приняли участие в мобильностях. Существенные аспекты мобильностей, выявленные при анализе вышеупомянутых материалов были дополнены аспектами, выявленными при интервью с преподавателями, студентами-магистрантами нашей целевой группы и лицами. занимающимися организацией мобильностей, так как нас интересовали взгляды магистрантов относительно возможной в будущем мобильности.

По результатам проведения интервью со студентами магистрантами и преподавателями, поделившимися своими наблюдениями и представлениями об участии магистрантов в мобильностях, и лицами, занимающимися организацией мобильностей, было выявлено, что факторы, которые могут затруднять участие студента-магистранта в мобильности условно разделяются на две группы:

1) конкретной жизненной ситуации или личных обстоятельств студента (в дальнейшем «личные обстоятельства»);

2) организации мобильности.

Вторая группа факторов касается личных обстоятельств, то есть конкретной ситуации студента. К ним относятся: (1) наличие постоянной работы и сложности, связанными с необходимостью оставить место работы на более или менее продолжительный срок. Необходимость оставить работу, в свою очередь, влечет за собой (2) финансовые вопросы: такие как потеря заработка и того, в какой мере это будет компенсировано стипендией программы Эразмус и т.д. К личным обстоятельствам относятся также наличие семьи, детей или других (3) личных отношений и обязательств, требующих участия студента, которые могут также затруднять принятие решения о мобильности, предполагающей продолжительное отсутствие. Еще один фактор, могущий затруднять участие - (4) недостаток языковых навыков тоже был отнесен к личным обстоятельствам студента.

В соответствии с полученными данными были сформулированы вопросы для анкетирования, касающиеся (1) личных обстоятельств студентов (фигурируют в данных исследования как факторы 20-23); (2) организации мобильности (фигурируют в данных исследования как факторы 25-30).

Таким образом, были определены ключевые аспекты, необходимо характеризующие каждую мобильность, констатированные в ранее проведенных исследованиях: более или менее продолжительная поездка в другую страну и проживание в этой стране, что предполагает момент приспособления и привыкания к культуре другой страны, формальное и неформальное взаимодействия с представителями другой культуры, финансовые и организационные аспекты поездки, конкретные личные обстоятельства студента. Любое из вышеперечисленных обстоятельств может повлиять на принятие решения об участие в программе или конкретной мобильности, т.е. стать причинным фактором при принятии решения об участии в мобильности.

Студентам-магистрантам были предложены опросники, составленные с использованием информации, полученной на основании публикаций ранее проведенных исследований, интервью со студентами магистрантами, лицами, занимающимися организацией мобильностей, преподавателями.

Описание полученных результатов

Состав респондентов - был опрошен 51 магистрант, их них 33 девушки и 18 юношей. Состав по возрасту - 25 человек в возрасте до 25-ти лет, 11 человек в возрасте до 30-ти лет, 8 человек в возрасте до 35-ти лет ,7 человек в возрасте до 40 лет и один человек в возрасте до 50-ти лет. 47 человек из опрошенных имеют работу. Из всех опрошенных 8 человек ответили, что не имеют постоянных обязательств, таких как семья, дети, отношения и т.п. 13 человек из опрошенных уже участвовали в программе Эразмус+. Вопросы анкеты были разделены на несколько блоков. Вопросы всех блоков касались предложений программы Эразмус+, связанных с мобильностями.

В блоке 16-19 о причинах привлекательности поездки по программе Эразмус+ респондентам было предложено выставить оценки от одного до десяти по нескольким позициям. Были получены следующие результаты (табл. 1).

Таблица 1

Причины привлекательности поездки по программе Эразмус+ в представлении

студентов-магистрантов

Аспект оценивания Новые впечатления. Расширение кругозора Новые знания и навыки Профессиональный опыт, и/или практика Зарубежный опыт помогает найти лучшую работу, способствует карьере

Средний

балл по 7.6 7.8 7.6 7.3

шкале 1-10

Полученные данные показывают, что наиболее привлекательными для респондентов представляется приобретение новых навыков и умений (балл 7.8 по шкале от одного до десяти), возможность приобретения профессионального опыта и практики (балл 7.6 по шкале от одного до десяти), и, так называемые, «туристические» аспекты» - смена обстановки, расширение кругозора, новые впечатления (балл 7.6 по шкале от одного до десяти). Немного ниже оценивается возможная положительная роль участия в поездке для дальнейшего трудоустройства и развития карьеры.

При опросе студентов-магистрантов факторы Р8 - оценка желания магистранта участвовать в мобильности, и Р24 - планы участия, имеющиеся на данный момент, сответствуют основаниям - аттитюдам или внутренней диспозиции для принятия решения о практическом участии в мобильности. Следует отметить, что в нашем опросе данные факторы не дали высоких оценок. То есть, средний бал (Р8) относительно «желания участвовать в программе» Эразмус+ составил 6.1 по шкале от одного до десяти. При этом средний бал оценки, касающейся планов и намерений относительно участия еще ниже - 5.17. Как мы видим, намерение предпринять конкретные шаги к участию представляются не очень выраженным.

Результаты, полученные в блоке 16 -19 о причинах привлекательности поездки по программе Эразмус+ корреллируют с факторами (аттитюдами), связанными с принятием решения об участие в мобильности , а именно Р8 - желание участвовать и Р24 - планы участия, имеющиеся на данный момент (табл. 2).

Таблица 2

Корреляционные связи между переменными Р8 _и переменными Р16 - Р19_

Р8 Р16 Р17 Р18 Р19

P8 Pearson СОГГСЫЮП 1 0,522** 0,570** 0,367** 0,280*

Sig. (2^Ы) 0,000 0,000 0,008 0,008

N 51 51 51 51 51

Найдена умеренная позитивная статистически очень значимая связь (ге = .522) между показателями Р8 и Р16 (р<0.01). Найдена умеренная позитивная статистически очень значимая связь (ге = .570) между показателями Р8 и Р17 (р<0.01). Найдена слабая позитивная статистически очень значимая связь (ге = .367) между показателями Р8 и Р18 (р<0.01).

Найдена умеренная позитивная статистически очень значимая связь (ге = 296) между показателями Р24 и Р16 (р<0.01). Найдена умеренная позитивная статистически очень значимая связь (ге = .035) между показателями Р 24 и р17 (р<0.01). Р 24 и Р18 -связи не значимы. Р 24 и Р 19 - связи не значимы (табл. 3).

Таблица 3

Корреляционные связи между переменными Р24 _и переменными Р16 - Р19_

Р24 Р16 Р17 Р18 Р19

Р24 Реагеоп СопеЫюп 1 0,296* 0,330* 0,171 0,267

Sig. (2^Ы) 0,035 0,018 0,229 0,059

N 51 51 51 51 51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно заключить, что для планирования участия в мобильности соображения о профессиональном опыте и развитии карьеры не значимы, более значимы соображения о приобретении новых знаний и навыков и расширении кругозора.

В блоке Р20 - Р23 о причинах, которые могут затруднять для студента участие в программе Эразмус+, были получены результаты опроса, представленные в таблице 4.

Таблица 4

Причины, которые могут затруднять участие

магистранта в программе Эразмус+_

Аспект оценивания Средний балл по шкале 1-10

20. Невозможно оставить работу на длительный срок. 6.4

21. Участие экономически невыгодно; дорого. 4.8

22. Невозможно надолго оставить семью; супруга; детей; родственников и т.д. 5.6

23. Недостаточное знание языка. 5

В соответствии с нашими предположением, соображение о невозможности оставить работу присутствует и эта сложность более весома по сравнению с другими трудностями. На втором месте по оценкам значимости сложности расставания с семьей ит.д. или отсутствия из-за имеющихся обязательств и отношений.

Однако при попытке выяснить взаимозависимость между факторами аттитюдов и диспозиции Р24 и блоком факторов Р20-Р23 корреляция оказалась незначима (табл. 5).

Таблица 5

Корреляционные связи между переменными Р24 _ и переменными Р20 - Р23___

Р24 Р20 Р21 Р22 Р23

P24 Pearson СОГГСЫЮП 1 -.045 -.075 -.261 .182

Sig. (2^Ы) .752 .600 .064 .202

N 51 51 51 51 51

Таким образом, и желание участвовать в мобильности, и планы, которые строятся об участии в программе, соотносятся, в основном с такими аспектами, как 16. Новые впечатления. Расширение кругозора, 17. Новые знания и навыки, 18. Профессиональный опыт, и/или практика и 19. Зарубежный опыт помогает найти лучшую работу, способствует карьере.

Можно предположить, что если предложения программы Эразмус+ достаточно привлекательно, то сложности, связанные с имеющейся работой, финансовой ситуацией и отношениями, либо другими обязательствами не являются непрееодолимыми.

Вопросы, связанные с трудностями организации поездки были оценены следующим образом (табл. 6): меньше всего затруднений вызывает недостаточная осведомленность о предложениях Эразмус+ - 4.8 баллов и поиск жилья за рубежом -4.7 баллов, возможные сложности взаимодействия с преподавателем / руководителем практики за рубежом был оценен в 5.3 балла.

Могут затруднять поиск подходящего вуза, программы, практики - 5.5 баллов, а также соответствие критериям конкурсного отбора для участия - 5.5 баллов. Сложности оформления документов оценены в 5.4 балла.

Таблица 6

_Вопросы, связанные с трудностями организации поездки_

Аспект оценивания__Средний балл по шкале 1-10

25. Недостаточная осведомленность о предложениях Эразмус+ 4.8

26. Поиск подходящего вуза /программы /практики 5.5

27. Насколько Вы соответствуете критериям конкурсного отбора для участия 5.5

28. Насколько вас затрудняет оформление документов 5.4

29. Поиск жилья / традиции за рубежом 4.7

30. Взаимодействие с преподавателем / руководителем практики за рубежом 5.3

Интересно то обстоятельство, что в блоке факторов 25 - 30, касающихся организации поездки, выявлена слабая позитивная статистически очень значимая связь (ге = .366) между показателями Р24 и Р28 (р<0.01). То есть, сложности с оформлением документов могут влиять на принятие решения об участии в программе, в отличие от других упомянутых выше факторов блока Организация поездки (табл. 7).

Таблица 7

Корреляционные связи между переменными Р24 _и переменными Р26 - Р30_

Р24 Р26 Р27 Р28 Р29 Р29

Р24 Реагеоп СоггеЫюп 1 .029 .000 .366 .224 .047

Sig. (24шЫ) .842 .998 .008 .114 .741

N 51 51 51 51 51 51

В результате исследования было установлено, что на принятие решения об участии в мобильностях программы Эрасмус+ могут влиять такие аспекты мобильностей как, в первую очередь, возможность получения новых знаний и навыков. Большое значение также придается возможности получения новых впечатлений и расширения кругозора, что связано с опытом знакомства и интеграцией в другую культуру. Немаловажными оказались также возможность приобретения профессионального опыта, и/или возможность практики и соображения о положительном влиянии зарубежного опыта на трудоустройство и развитие карьеры. Предположение, что наличие работы и личных обязательств, как семья, дети и т.п. может затруднять принятие положительного решения относительно участия в мобильности, не подтвердилось.

Можно предположить, что если предложения программы Эразмус+ достаточно привлекательно, то сложности, связанные с имеющейся работой, финансовой ситуацией и отношениями, либо другими обязательствами не являются непрееодолимыми. Было выявлено, что на принятия решения о поездке могут влиять трудности в организации поездки, присутсвующие в понимании магистранта, затрудняя, таким образом, принятие положительного решения.

Заключение

В исследовании, проведенном на базе магистратуры Балтийской Международной Академии, были рассмотрены факторы, затрудняющие участие магистрантов в программе и факторы, мотивирующие их участие в мобильностях, определены прогностические параметры участия магистрантов в мобильностях. Предположение, сформулированное в начале исследования, нашло частичное подтверждение. Были выявлены некоторые аспекты, влияющие на принятие магистрантами решения несколько отличные от изначально предполагаемых.

Результаты данного исследования дают основания для продолжения работы в направлении информирования магистрантов относительно возможностей программы, ее положительного влияния на трудоустройство и карьеру, предоставлении информации и помощи при организации поездок и других активностей в пределах программы. Данное исследование можно рассматривать в качестве пилотного исследования для определения дальнейшего направления действий и исследовательской работы.

Литература

1. ERASMUS+ program annual report 2014.Executive Summary (P1). European commission Directorate-General for Education and Culture Directorate A -Modernization of Education I. European Commission B-1049 Brussels. URL: https://goo.gl/9YUIvl (дата обращения: 17.04.07).

2. International Exchange ERASMUS Student Network. Erasmus+ 1st Year Review, 2017. URL: https://esn.org/news/erasmusplusreview (дата обращения: 17.04.07).

3. Eurostudent. URL: http://www.eurostudent.eu/ (дата обращения: 17.04.07).

4. Attainment in Higher Education: Erasmus and Placement Students. London: HEFCE Issues Paper 44, November 2009. URL: https://erasmusplus.org.uk/file/213/download (дата обращения: 10.03.07)

5. European Universities Association (EUA). Policy representation. Higher education policies. The european higher education area and the bologna process. URL: https://goo.gl/rTP6oY (дата обращения: 10.03.07)

6. European Commission. Annex I Erasmus+ Programme Annual Report 2014. Statistical Annex. URL: https://goo.gl/omOjA9 (дата обращения: 04 .01.2017).

7. Statistical overview of the Erasmus programme in 2012-13. URL: ec.europa.eu/dgs/education_culture/repository/education/library/publications/Erasmus -stat-2012_en.pdf (дата обращения: 04 .01.2017)

8. Ткач, Г.Ф., Сенашенко, В.С. Болонский процесс: обзор эволюции приоритетов и промежуточные итоги. Bologna process: evolution of priorities and interim results // Журнал Высшее образование в России. - 2015. - Выпуск № 7. - C.119-130

9. European Commission. Descriptors defining levels in the European Qualifications Framework. URL: http://ec.europa.eu/ploteus/content/descriptors-page (дата обращения: 04 .01.2017)

10. Ajzen I. From intentions to actions: A theory of planned behavior // Action control. -Springer Berlin Heidelberg. - 1985. - С. 11-39.

11. Ajzen I., Fishbein M. (1980). Understanding attitudes and predicting social behavior. Englewood Cliffs . - NJ: Prentice Hall, 1980. - 278 c.

12. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс,. 2007. - C.49-94.

13. Hammar, T. and Tamas, K. Why do people go or stay? / Hammar, T., Brochmann, G., Tamas, K. and Faist, T. (eds) International Migration, Immobility and Development: Multidisciplinary Perspectives. - Oxford: Berg, 1997. - C. 10-29.

14. Raikou N., Karalis T. Student mobility from a Greek perspective: Benefits and difficulties as expressed by the participating students // Higher Education in Europe. -2007. - Т. 32. - №. 4. - С. 347-357.

15. Jacobone V., Moro G. Evaluating the impact of the Erasmus programme: skills and European identity // Assessment & Evaluation in Higher Education. - 2015. - Т. 40. -№. 2. - С. 309-328.

16. Apsalone, M., Maculevica, S. ESN-Rlga un VIAA petijums.Studentu apmierinatiba ar Erasmus mobilitates aspektiem. - Valsts izglitibas attistibas agentura. Erasmus Student Network, 2012. - 50 lpp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.