Научная статья на тему 'Участие в конкурсах как практика совершенствования внутренней системы оценки качества образования'

Участие в конкурсах как практика совершенствования внутренней системы оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГА / КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осотова Н. Г.

Одним из ведущих направлений в развитии любой образовательной организации на современном этапе является повышение профессионального уровня и личностных качеств педагога, что достигается посредством организации системы инновационных факторов. Одним из таких факторов является конкурсное движение. Конкурс призван способствовать совершенствованию оценки и стимулирования труда педагогических работников, выявлению передового педагогического опыта, обновлению содержания дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осотова Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие в конкурсах как практика совершенствования внутренней системы оценки качества образования»

УДК 371

Одним из ведущих направлений в развитии любой образовательной организации на современном этапе является повышение профессионального уровня и личностных качеств педагога, что достигается посредством организации системы инновационных факторов. Одним из таких факторов является конкурсное движение. Конкурс призван способствовать совершенствованию оценки и стимулирования труда педагогических работников, выявлению передового педагогического опыта, обновлению содержания дошкольного образования.

Ключевые слова; качество образования, повышение профессионального уровня педагога, конкурсное движение, внутренняя система оценки качества образования.

В современных условиях развития региональной системы оценки качества и образования управлением качеством образования в образовательной организации является приоритетным направлением деятельности руководителя, результаты которого определяют повышение качества образования, в том числе и повышение конкурентоспособности дошкольной образовательной организации.

Согласно п, 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [3], обязательной компетенцией образовательной организации является проведение самообследования, построение внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) и обеспечение её функционирования, Данное положение означает, что в каждой образовательной организации должна функционировать внутренняя система оценки качества образования, встраиваемая в единое оценочное пространство региона. Оценочные процедуры, порядок и инструментарий их проведения определяются Уставом образовательной организации и Положением о ВСОКО.

Актуальность управления совершенствова-

нием ВСОКО обусловлена современными социально-экономическими условиями и изменяющимися требованиями к управлению качеством образования, а также реализацией новых федеральных проектов, Поскольку ВСОКО является компонентом единой системы оценки качества образования, следовательно, должна отражать происходящие изменения в федеральной, региональной и муниципальной системах оценки качества общего образования. Перед образовательной организацией стоит задача в рамках ограниченности ресурсов обеспечить востребованность результатов ВСОКО, а также использовать и интерпретировать результаты ВСОКО (на основе отбора необходимых и достаточных механизмов, процедур, инструментария) для принятия эффективных управленческих решений, направленных на повышение качества образования.

Внутренняя система оценки качества образования - неотъемлемый элемент управленческой деятельности, который опирается на регулярный анализ качества образовательного процесса, его обеспечения и эффективности.

Одним из ведущих направлений в развитии любой образовательной организации, на современном этапе, является повышение профессионального уровня и личностных качеств педагога, что достигается посредством внедрения системы инновационных механизмов, одним из которых является конкурсное движение.

Конкурс выступает вариативной оценочной процедурой и служит универсальным инструментом, с помощью которого административный корпус и педагогический коллектив имеют возможность провести внутреннюю оценку таких объектов внутренней системы оценки качества образования, как образовательные программы, условия реализации программ, результаты освоения обучающимися образовательных программ [1,2].

60

№2(7) 2019

Участие дошкольных образовательных организаций в различных конкурсах способствует обновлению содержания дошкольного образования, позволяет распространять педагогический опыт и транслировать позитивные практики совершенствования внутренней системы оценки качества образования, в том числе, результаты конкурса позволяют регулировать систему стимулирования труда педагогических работников в образовательной организации. Так, участие педагогов МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 14 «Сказка» Верхнеуфалейского городского округа в конкурсах различного уровня является одной из задач в рамках функционирования и совершенствования ВСОКО.

Педагоги МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 14 «Сказка» принимают активное участие в конкурсах регионального уровня:

Региональный конкурс системы оценки качества образования (2018 г.);

Конкурс на лучшую образовательную организацию по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма «Правила движения каникул не знают» (2016г., 2017 г. "3 место, 2018 г.);

Профсоюзный конкурс «Лучший социальный партнер» (2018 г,);

Конкурс «Детские сады -Детям» от партии Единая Россия. В номинации «Лучший муниципальный детский сад», «Лучший воспитатель детского сада» (2018 г., 2 участника), «Лучпшй профессионал» (2018 г., 1 участник);

Конкурс «Педагог года в дошкольном образовании» (2018 г.).

Конкурсное движение распространено и на муниципальном уровне Верхнеуфалейского городского округа. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 14 «Сказка» стал победителем муниципального конкурса «Педагог года в дошкольном образовании-2018», а также принял активное участие в муниципальном конкурсе «Детский сад года-2019».

В Профессиональном стандарте педагога [4] определены характеристики деятельности успешного педагога-профессионала, а именно,

мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность, самостоятельность в принятии решений и готовность к переменам.

Участие в конкурсном движении способствует эффективному развитию системы образования в дошкольной образовательной организации, широкому внедрению в практику инновационных методик и интересных подходов к воспитанию и обучению, что обеспечивает развитие профессиональных компетенций педагогов.

По результатам участия в конкурсах регионального и муниципального уровня педагоги совершенствуют различные направления своей профессиональной деятельности, открыты к преемственности инновационных методик из положительного педагогического опыта коллег; а также готовы к трансляции позитивной педагогической практики в конкурсах международного и федерального уровня.

Таким образом, 2017-2018 годы стали значимыми для МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 14 «Сказка» по участию педагогов в международных конкурсах: «Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ» (2017 г.), «Современное образование: развитие и перспективы» (2017 г.), «Современный педагог» (2018 г.) и всероссийских конкурсах: «Я - воспитатель» (2017 г.), «Логопедический кейс» (2017 г,), конкурс профессионального мастерства «Педагог - 21 века» (2017 г.), «Мы патриоты своей страны» (2018 г,), «Лучший конспект занятия» (2018 г,), «Лучший методист» (2017 г., 2018 г.), «Лучший педагогический проект» (2018 г.), «Мой мастер класс» (2018 г.), «Конкурс профессиональных компетенций педагога» (2018 г., 2019 г.), «Фестиваль педагогических сайтов» (2019 г.), «Безопасный маршрут» (2019 г.).

Важным направлением в деятельности Профсоюзной организации МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 14 «Сказка» является культурно - массовая работа в учреждении. Команда профсоюза на протяжении двух лет успешно участвует в городской профсоюзной спартакиаде работников образо-

Участие в конкурсах как практика совершенствования внутренней системы оценки качества образования

вания и становятся победителями, благодаря хорошей подготовке и сплоченному духу коллектива команды.

На примере МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 14 «Сказка» можно сделать вывод о том, что педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию, повышению профессионального мастерства, чтобы шагать в ногу со временем, а также создавать возможности для самореализации.

Таким образом, конкурсная деятельность в целом - это один из способов мотивации воспитателя к активному творческому развитию, которое немыслимо без повышения его профессиональных компетентностей. Процесс подготовки к конкурсам, а также непосредственное участие в них позволяет педагогам раскрыть свой творческий потенциал.

Качество образования и уровень педагогов, формирующих это качество — взаимосвязанные и взаимозависимые понятия. И только высокопрофессиональный педагог, готовый принять новые тенденции системы образования, направленные на повышение его качества, может выстроить образовательный процесс так, чтобы ребенок получил знания, необходимые для продолжения образования, для построения жизненной траектории в соответствии с его интересами.

Список литературы

1. Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области: (утверждена Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016) / Министерство образования и науки Челябинской области. - Челябинск : РЦОКИО, 2017. - 46 с.

2. Модельные решения разработки и организации проведения муниципальных процедур оценки качества образования: учебно-методическое пособие для программы повышения квалификации «Управление качеством образования в муниципальной образовательной системе на основе реализации региональной модели оценки качества общего образования» / A.A. Барабас,

Ю.Ю. Баранова, О.В. Вострякова [и др.]: Челябинск: РЦОКИО, 2018. ---273 с,

3. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012 г. -- М.: Проспект, 2013. --160 с.

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от «18» октября 2013 г. № 544н : приказ М-ва труда и социальной защиты Российской Федерации. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_L AW 305809/(датаобращения: 30.08.2019).

References

1. Kontseptsiya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti: (utverzhdena Prikazom Ministersiva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016) / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti. - Chelyabinsk : RTSOKIO, 2017.-46 s.

2. Model'nye resheniya razrabotki i

otsenki kachestva obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie dlya programmy povysheniya kvalifikatsii «Upravlenie kachestvom obrazovaniya v munitsipal'noy obrazovatel'noy sisteme na osnove realizatsii regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya» / A.A. Barabas, Yu.Yu. Baranova, O.V. Vostryakova [i dr.]: Chelyabinsk: RTSOKIO, 2018.-273 s.

3. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon № 273-FZ ot 21.12.2012 g. -M.: Prospekt, 2013. -160 s.

4. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» ot «18» oktyabrya 2013 g. № 544n : prikaz M-va truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii. - U R L: http: //www. с on su! tan t. ru/do cu ment/cons_doc_LAW_305 809/ (data obrashcheniya: 30.08.2019).

62

№ 2 (7) 2019

Сведения об авторе Осотова Наталья Геннадьевна - старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 14 «Сказка», Челябинская обл., г. Верхний Уфалей

Information about author Gsotova N.G. - Upper Tutor, Municipal Budget Pre-school Educational Institution "The Kindergarten of the Combined Type № 14 «Skazka», Verkhniy Ufaley

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.