УДК 343.1
И. Г. Савицкая
УЧАСТИЕ СПЕЦИАЛИСТА В СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ,
СВЯЗАННЫХ С ИЗЪЯТИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ
Анализируется практика привлечения специалиста к изъятию электронных носителей информации в ходе производства следственных действий, возможности извлечения и исследования полученной информации, а также способы ее процессуального оформления.
К л ю ч е в ы е с л о в а: специалист, следственные действия, осмотр предмета, извлечение информации, мобильные устройства, доказательства, заключение специалиста.
EXPERT INVOLVEMENT IN INVESTIGATING PROCESS RELATED TO DATA STORAGE DEVICE WITHDRAWAL
The article describes the practice of expert involvement into the data storage device withdrawal over the course of investigation, options of data extraction and analyses as well as forms of its procedural implementation.
K e y w o r d s: investigative practice, object inspection, expert, data extraction, mobile devices, evidence, expert opinion.
Поступила в редакцию 12 февраля 2016 г.
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, появление новых видов преступлений все чаще влечет необходимость изъятия в ходе ряда следственных действий таких предметов, как электронные носители информации. В ряде случаев они могут содержать важную информацию, имеющую значение для уголовного дела.
К электронным носителям информации принято относить различного рода электронные устройства, а именно: телефоны, смартфоны, компьютеры, портативные устройства GPS, цифровые фотоаппараты, видеорегистраторы, платежные системы, которые все чаще используются при подготовке, совершении и сокрытии преступлений. С каждым годом растет число преступлений с использованием электронных платежных средств и систем1. Информация о преступном событии часто фиксируется на цифровые устройства помимо воли совершающих их лиц. Именно она может иметь для следователя важное доказательственное или ориентирующее значение, выполняя как диагностические, так и идентификационные задачи.
В связи с этим Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 143-ФЗ в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее - УПК РФ) были внесены дополнения, согласно которым электронные носители информации могут признаваться ве-
1 См.: Олиндер Н. В. Типичные способы совершения преступлений с использованием электронных платежных средств и систем // Эксперт-криминалист. 2014. № 1. С. 13.
© Савицкая И. Г., 2016
щественными доказательствами по уголовным делам (п. 5 ч. 2 ст. 82 УПК РФ)2. Электронные носители информации могут быть изъяты при производстве ряда следственных действий, например осмотра места происшествия (ст. 176 УПК РФ); осмотра трупа (ст. 178 УПК РФ); обыска (ст. 182 УПК РФ); выемки (ст. 183 УПК РФ); личного обыска подозреваемого, обвиняемого (ст. 93, 184 УПК РФ).
По результатам исследования, проведенного сотрудниками Института повышения квалификации Следственного комитета РФ, наиболее частыми объектами изъятия и извлечения электронной информации выступают мобильные телефоны (67 %), сим-карты (29 %) и планшетные компьютеры (4 %)3. Это связано с тем, что в настоящее время мобильные устройства используются повсеместно как для соединений между абонентами, передачи информации в виде текстовых сообщений, картинок, так и в качестве записной книжки, фотоаппарата, видеокамеры и т.д. Поэтому находящиеся у подозреваемого телефоны и смартфоны с большой долей вероятности содержат информацию, имеющую отношение к преступлению.
Согласно поправкам в УПК, внесенным вышеназванным законом, при производстве обыска или выемки электронные носители информации изымаются с участием специалиста (ч. 9.1 ст. 182, ч. 3.1 ст. 183 УПК РФ). Пока изменения коснулись лишь обыска и выемки, хотя некоторые ученые в целях единообразного подхода к следственным действиям, связанным с электронными устройствами, видят необходимым признать обязательным участие специалиста и при производстве следственных действий, указанных в ст. 185, 186, 186.1 УПК РФ4.
Наиболее распространенные электронные устройства, а именно мобильные телефоны и смартфоны изымаются, как правило, в ходе задержания либо производства следственных действий, о чем в протоколе делается отметка.
Участие специалиста, а также применение им соответствующих технических средств может способствовать недопущению сокрытия мобильных устройств, сим-карт, а также удалению содержащейся на них информации. При отсутствии специалиста к участию в следственном действии может привлекаться любое лицо, обладающее специальными знаниями в области электронных устройств (например, консультанты специализированных магазинов, программисты и т.д.). Целью данного требования является исключение возможности потери следователем каких-либо данных с указанных устройств, привнесения внешней информации в их память, а также для того, чтобы полученная информация и сами устройства были допустимыми доказательствами.
На наш взгляд, участие специалиста в следственных действиях, связанных с изъятием электронных носителей информации, включает в себя два этапа.
Первый этап - изъятие электронного носителя информации в ходе следственного действия. С точки зрения уголовно-процессуального закона сложностей здесь нет. Часть 9.1 ст. 182 УПК РФ детально регламентирует изъятие электронных
2 О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : фе-дер. закон от 28 июля 2012 г. № 143-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. 1^1.: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.07.2012).
3 См.: Багмет А. М., Скобелкин С. Ю. Актуальные вопросы применения криминалистической техники для получения информации, содержащейся в мобильных электронных устройствах // Вестник криминалистики. 2012. Вып. 4 (48).
4 См.: Шибанова Е. В. Особенности реализации следственных действий, проводимых с использованием кибернетических систем // Право и кибербезопасность. 2014. № 1. С. 51.
носителей при производстве обыска. Аналогично решаются указанные вопросы и при производстве выемки электронных носителей (ч. 3.1 ст. 183 УПК РФ). Мобильные устройства, планшетные компьютеры, навигаторы и другие электронные устройства, изъятые в ходе следственных действий, упаковываются, опечатываются и удостоверяются подписями следователя, специалиста и понятых, в целях обеспечения безопасности информации, хранящейся в цифровой памяти. Возникает вопрос всегда ли по уголовному делу допускается изъятие электронного устройства? В ходе производства следственных действий изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. В данном случае словосочетание «предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу» следует толковать расширительно, ввиду того что электронные устройства, в том числе мобильные телефоны, стали активно использоваться при совершении преступлений.
Вторым этапом можно назвать непосредственное извлечение и исследование информации, содержащейся в электронном устройстве с привлечением специалиста.
В настоящее время правоохранительные органы обеспечены специальной криминалистической техникой, например комплекс «Стикер-лаб», георадар, а также устройство UFED5, с помощью которого специалист может извлекать информацию из памяти различных электронных устройств. В частности, в соответствии с приказом Следственного комитета РФ в 2013 г. все следственные управления СК РФ были обеспечены мобильными комплексами по сбору и анализу цифровых данных «UFED», который позволяет извлекать информацию из большинства имеющихся на рынке телефонов, обходя установленные на них пароли. В 2014 г. комплекс применялся 11 752 раза, что на 45 % больше, чем за аналогичный период прошлого года (6566), в результате его использования обнаружено и изъято 9068 информационных следов, имеющих доказательственное значение6. Технические возможности мобильного комплекса позволили извлечь из мобильных устройств насильников и педофилов, фиксирующих свои преступные действия на видео- и фотосъемку, тысячи изобличающих их цифровых файлов, а в отдельных случаях были выявлены латентные преступления.
За три последних года в следственных управлениях РФ сложилась определенная практика извлечения из мобильных устройств значимой для расследования информации c помощью UFED. В разных субъектах РФ, несмотря на отсутствие прямого указания в УПК РФ или подзаконных нормативных правовых актах, такая практика складывается довольно однообразно. Следователем производится извлечение информации из мобильного устройства с участием специалиста и с помощью криминалистической техники UFED и оформляется протоколом осмотра предмета. В настоящее время данный способ юридического оформления извлечения информации из мобильных устройств является самым распространенным. В протоколе осмотра предмета (мобильного устройства) описываются все действия следователя, а также вся обнаруженная с помощью специальной техники информация. К протоколу осмотра прилагается аналитический отчет в бумажном
5 См.: Хмелева А. В. Тактические особенности назначения судебных экспертиз // Эксперт-криминалист. 2014. № 4. С. 12.
6 О работе следователей-криминалистов следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в 2014 году : аналитическая справка. Документ официально опубликован не был.
виде и на электронном носителе. Процессуальной основой следственного действия в данном случае выступает ч. 6 ст. 164 УПК РФ, предусматривающая применение при производстве следственных действий технических средств и способов обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.
С процессуальной точки зрения оформление протоколом осмотра предмета процесса извлечения информации из мобильного телефона является не совсем верным. Следует согласиться с А. М. Багметом и С. Ю. Скобелиным7, которые справедливо указывают, что осмотр предмета - это следственное действие, направленное на собирание доказательств в основном путем непосредственного внешнего наблюдения за объектом и отражения его результатов в соответствующем протоколе. Предметом осмотра являются вещи материального мира, которые отобразили на себе следы о событии преступления, например орудия преступления, документы, которые признаются вещественными доказательствами и приобщаются на основании постановления следователя к уголовному делу (ч. 2 ст. 81 УПК РФ). Мобильное устройство может быть предметом осмотра в случаях, если с его помощью было совершено преступление, оно явилось предметом хищения или орудием преступления. Предполагается, что следователь при осмотре мобильного устройства с помощью специальных устройств должен сначала изъять информацию, а затем ее осматривать, оформив осмотр протоколом. Основываясь на вышесказанном, некоторые авторы предлагают выделить процесс извлечения данных из электронных устройств в самостоятельное следственное действие и внести соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ8.
Извлечение информации из мобильных устройств может также производиться в рамках назначения и производства компьютерно-технической экспертизы. На разрешение эксперту в этом случае ставятся вопросы общего диагностического характера о наличии в устройстве каких-либо файлов (текстовых, видео-, фотофайлов, СМС-сообщений и др.), и эксперт извлекает всю необходимую информацию.
На наш взгляд, процесс извлечения данных из мобильных устройств, фактически выполняемый привлекаемым к следственному действию специалистом, может оформляться его заключением. Для этого следователь готовит специалисту, имеющему соответствующую квалификацию, поручение о производстве исследования мобильного устройства. Специалист производит исследование мобильного устройства с применением иРЕЭ с извлечением, декодированием значимой для дела информации. Полученный с использованием иРЕЭ и распечатанный отчет об извлеченных данных приобщается к материалам уголовного дела в полном объеме. Электронное устройство и (или) иной носитель электронных следов на основании постановления следователя приобщаются к материалам уголовного дела как вещественное доказательство, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключа-
7 См.: Багмет А. М., Скобелкин С. Ю. Указ. соч. С. 24.
8 См.: Зуев С. В. Электронное копирование информации - регламентация в УПК // Законность. 2013. № 8. С. 22-23 ; Багмет А. М. Указ. соч. С. 22-27 ; Зуев С. В. Электронное копирование информации и снятие информации с технических каналов связи как новые следственные действия // Бюллетень Уральского отделения Междунар. ассоциации содействия правосудию. 2009. № 1(1). С. 25-28.
ющих возможность ознакомления с ними посторонних лиц и обеспечивающих их сохранность.
В целях подтверждения получения искомой информации именно с данного мобильного устройства с помощью UFED необходимо фиксировать всю процедуру получения информации с помощью видео- или фотосъемки, составлять фототаблицу, которую прилагать к заключению специалиста.
Воронежский институт МВД России Савицкая И. Г., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса
Voronezh Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs Savitskaya I.G., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Criminal Process Department
E-mail: [email protected], Tel.: 8-951-568-98-22