Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ СИЛ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТОРГОВОГО СУДОХОДСТВА В ПИРАТООПАСНЫХ РАЙОНАХ МИРОВОГО ОКЕАНА'

УЧАСТИЕ СИЛ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТОРГОВОГО СУДОХОДСТВА В ПИРАТООПАСНЫХ РАЙОНАХ МИРОВОГО ОКЕАНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ XXI ВЕКА / CHALLENGES AND THREATS OF THE 21ST CENTURY / МОРСКОЕ ПИРАТСТВО / SEA PIRACY / АФРИКАНСКИЙ КОНТИНЕНТ / AFRICAN CONTINENT / ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / RUSSIAN NAVY / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / TRANSNATIONAL ORGANISED CRIME / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / TERRORIST ORGANISATIONS / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ МОРСКОМУ ПИРАТСТВУ / INTERNATIONAL COOPERATION IN COMBATING MARITIME PIRACY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молочный Вячеслав Вячеславович, Лупинович Александр Григорьевич, Михлин Александр Александрович

Освещаются вопросы обеспечения безопасности в пиратоопасных районах Мирового океана. Авторы раскрывают взаимосвязь террористических организаций и морских пиратов в нестабильных регионах мира, подчеркивая серьезную опасность деятельности морского пиратства как глобального вызова XXI столетия и важность участия Вооруженных Сил Российской Федерации в целом и Военно-Морского Флота в частности в обеспечении безопасности торгового судоходства в пиратоопасных районах Мирового океана и других районах с интенсивным судоходством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Молочный Вячеслав Вячеславович, Лупинович Александр Григорьевич, Михлин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF NAVY FORCES IN INTERNATIONAL ACTIVITIES TO ENSURE SAFETY OF MERCHANT SHIPPING IN PIRATE-DANGEROUS AREAS OF WORLD OCEAN

The issues of ensuring safety in pirate-dangerous areas of the World Ocean are covered. The authors reveal the relationship between terrorist organisations and sea pirates in the unstable regions of the world, emphasising the serious danger of sea piracy as a global challenge of the 21st century and the importance of the RF Armed Forces participation in general and their Navy in particular in ensuring the safety of merchant shipping in the pirate-dangerous and other intensive-navigation areas of the World Ocean.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ СИЛ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТОРГОВОГО СУДОХОДСТВА В ПИРАТООПАСНЫХ РАЙОНАХ МИРОВОГО ОКЕАНА»

ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Участие сил Военно-Морского Флота в международной деятельности по обеспечению безопасности торгового судоходства в пиратоопасных районах Мирового океана

Капитан 1 ранга В.В. МОЛОЧНЫЙ Капитан 2ранга А.Г. ЛУПИНОВИЧ А.А. МИХЛИН

АННОТАЦИЯ. Освещаются вопросы обеспечения безопасности в пиратоопасных районах Мирового океана. Авторы раскрывают взаимосвязь террористических организаций и морских пиратов в нестабильных регионах мира, подчеркивая серьезную опасность деятельности морского пиратства как глобального вызова XXI столетия и важность участия Вооруженных Сил Российской Федерации в целом и Военно-Морского Флота в частности в обеспечении безопасности торгового судоходства в пиратоопасных районах Мирового океана и других районах с интенсивным судоходством.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вызовы и угрозы XXI века, морское пиратство, Африканский континент, Военно-Морской Флот Российской Федерации, транснациональная организованная преступность, террористические организации, международное сотрудничество в противодействии морскому пиратству.

SUMMARY. The issues of ensuring safety in pirate-dangerous areas of the World Ocean are covered. The authors reveal the relationship between terrorist organisations and sea pirates in the unstable regions of the world, emphasising the serious danger of sea piracy as a global challenge of the 21st century and the importance of the RF Armed Forces participation in general and their Navy in particular in ensuring the safety of merchant shipping in the pirate-dangerous and other intensive-navigation areas of the World Ocean.

KEYWORDS: challenges and threats of the 21st century, sea piracy, African continent, Russian Navy, transnational organised crime, terrorist organisations, international cooperation in combating maritime piracy.

Морское пиратство и его взаимосвязь с новыми вызовами и угрозами XXI столетия

В конце XX — начале XXI столетия в мире произошли глобальные политические изменения, до основания потрясшие всю мировую политическую систему. С политической карты мира исчез целый ряд государств, бывших некогда членами различных военно-политических блоков. С распадом Советского Союза канула в Лету вся ялтин-ско-потсдамская система послевоенного мирового порядка.

Развал огромной страны породил массу проблем, связанных с возникновением многочисленных локальных конфликтов на религиозной и национальной почве, невиданным всплеском миграции и организованной преступности, терроризмом во всех его формах и огромным потоком наркотиков, хлынувшим в Россию через образовавшиеся бреши в границах.

Наряду с внутренними стали нарастать и внешние проблемы. Окончание блоковой конфронтации и крушение социалистической системы

затронуло не только союзников СССР по Варшавскому договору, но и ряд дружественных стран, расположенных в том числе и на Африканском континенте. Первое десятилетие существования постсоветской России ознаменовалось ее «уходом из Африки», что привело к утрате ею политического, экономического и культурного влияния на континенте. Африка во многом оказалась не готова воспринять новые политические реалии, рыночные ценности, коммерциализацию социально-экономических отношений, стандарты западной парламентской демократии и связанные с ней «политические игры». Многопартийность вместе с местной африканской спецификой часто приводила, несмотря на суровые официальные запреты со стороны властей ряда стран Африки, к созданию партий, организованных по этноплеменному признаку, что часто порождало откровенный сепаратизм, порой приводивший к кровавым межэтническим и конфессиональным конфликтам. Только в 1996 году разного рода конфликтами было затронуто 14 стран Африканского континента. Самым кровопролитным конфликтом в Африке конца прошлого столетия стал конфликт на территории Демократической Республики Конго (1998—2002), приведший к гибели порядка 5,4 млн человек1 и получивший название «Панафриканская война». В этот конфликт было втянуто более 15 государств.

В ряде стран Африки, ранее ориентировавшихся на СССР, произошло свержение авторитарных режимов, что, в свою очередь, привело к развалу государственного устройства, коллапсу всех политических, экономических и других властных институтов. Как следствие, произошло резкое падение уровня жизни, разгул транснациональной организованной преступности во всех ее аспектах на континенте в целом.

В настоящее время в большинстве африканских стран идет сложный, болезненный, подчас чреватый острыми конфликтами, затяжной процесс демократизации политической и общественной жизни. Российская Федерация строит свою внешнюю политику, исходя из специфики исторических, геополитических, экономических и иных интересов в рамках цивилизационных межгосударственных отношений. Ее приоритеты в отношении стран Африканского континента переместились в сферу взаимовыгодного сотрудничества, свободного от идеологического и военно-политического давления2.

Современный мир в целом характеризуется стремительным ростом уровня, расширением географии таких имеющих трансграничную природу вызовов и угроз, как незаконное распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, неконтролируемый трафик оружия, нелегальная миграция, торговля людьми, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, коррупция, морское пиратство, киберпреступность, глобальная бедность, изменение климата, а также угрозы в области продовольственной, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности3.

Главной, знаковой чертой современного этапа международного развития являются глубинные сдвиги в геополитическом ландшафте, мощным катализатором которых стал глобальный финансово-экономический кризис. Международные отношения переживают сложный переходный период, существо которого заключается в формировании полицентричной международной системы. Этот процесс проходит весьма непросто, сопровождается повышением турбулентности эко-

1 Внешняя политика России: теория и практика: учебное пособие / под общ. ред. С.В. Смульского, О.Д. Абрамовой; отв. ред. В.С. Буянов. М.: Книга и бизнес, 2013.

2 Там же.

3 Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640.

номического и политического развития на глобальном и региональном уровнях. Международные отношения продолжают усложняться, их развитие становится труднопредсказуемым4.

В ходе итоговой пленарной сессии XI заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» «Мировой порядок: новые правила или игра без правил?» (г. Сочи, 24 октября 2014 года) Президент России В.В. Путин подробно остановился на проблеме глобальных вызовов и угроз современности. По словам российского президента, это:

фундаментальные изменения в международных отношениях;

нарастание неуправляемости, хаоса и самых разнообразных угроз в мире;

резко возросшая вероятность целой череды острых конфликтов если не с прямым, то с косвенным участием крупных держав — при этом фактором риска становятся не только традиционные межгосударственные противоречия, но и внутренняя нестабильность отдельных государств, особенно когда речь идет о странах, расположенных на стыке геополитических интересов крупных государств или на границе культурно-исторических, экономических, цивилизационных «материков»;

дальнейшее разрастание конфликтов на этнической, религиозной, социальной почве — такие конфликты опасны не только сами по себе, они формируют вокруг себя зоны безвластия, беззакония и хаоса, где уютно чувствуют себя и террористы, и просто рядовые преступники, процветает пиратство, торговля людьми, наркобизнес5.

Мировое сообщество всерьез обеспокоено проблемой новых вызовов и угроз современности, и Россия в этом плане не является исключением. Транснациональная организованная преступность становится влиятельным теневым актором международных отношений, выходит на глобальный уровень, оказывая заметное влияние на формирование политических процессов, провоцируя небывалую по масштабам коррупцию, замешанную на поставках наркотиков, оружия и боеприпасов и т. д., продвигая свои интересы и расставляя на ключевых постах угодных людей в странах, в которых верховенство закона слабо или вообще отсутствует как таковое.

В ходе выступления на 22-й сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Вена, Австрия, 22 апреля 2013 года) тогдашний специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью А.В. Змеевский сказал о том, что в настоящее время криминальные вызовы не только не ослабевают, но и продолжают нести серьезные угрозы, мешающие стабильности и устойчивому развитию государств, создают серьезные проблемы их национальной безопасности. Российская Федерация весьма последовательно выступает за объединение международных усилий государств при главенствующей роли ООН в борьбе с транснациональной организованной преступностью.

Международный криминал — достаточно серьезный и изворотливый противник, хорошо подготовленный, в том числе и в финансовом отношении, быстро адаптирующийся к реалиям современной жизни, способный быстро встраиваться в легальную экономику, пополнять свои ряды и создавать гибкие партнерства с преступными сообществами различного толка, будь то пиратские группировки, террористические организации или структуры, вовлеченные в незаконный оборот наркотиков.

4 URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/c32577 ca0017434944257b160051bf7fTOpenöocument (дата обращения: 12.11.2017).

5 Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». URL: http://www.kremlin. ru/news/46860 (дата обращения 12.11.2017).

Современная преступность на профессиональном уровне осваивает передовые технологии, в том числе и киберпространство. Совместное противодействие государств такой преступности должно приносить результаты и отвечать требованиям времени. Важно действовать поступательно, по возможности превентивно и не уступать инициативу. Необходимо усилить правоохранительный компонент реальными делами, направленными на уничтожение социально-экономических основ современного криминального бизнеса6.

Актуальность данной статьи состоит в том, что противодействие транснациональной организованной преступности в целом и морскому пиратству в частности, являющемуся ее неотъемлемой составной частью и одной из наиболее серьезных и динамично растущих угроз человечеству, сегодня важно как никогда, требует самого пристального внимания вследствие потенциальной опасности превращения пиратства в недалеком будущем в реальную силу, которая сможет оказывать серьезное влияние на формирование в том числе геополитических процессов в странах с нестабильной политической системой, расположенных в различных пиратоопасных регионах планеты, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

О том, насколько сильно данный вызов XXI столетия беспокоит мировое сообщество, говорит факт, что проблема противодействия морскому пиратству обсуждается на протяжении целого ряда лет практически на всех международных площадках любого уровня, включая ООН и ОБСЕ. Данная проблема, наряду с терроризмом, наркотрафиком, незаконным оборотом оружия, отмыванием денежных средств, полученных в результате совершения различных преступлений, и т. д., является головной болью в том числе таких авторитетных специализированных международных организаций, как Интерпол, Европол, Группа по борьбе с отмыванием денежных средств (ФАТФ) и др.

Российская Федерация, являясь великой морской державой, обладая громадным военно-политическим и дипломатическим потенциалами, имея немалый вес и политико-экономическое влияние на процессы в различных регионах земного шара, в том числе и на Африканском континенте, становится сегодня одним из серьезных центров противодействия новым вызовам и угрозам международной безопасности XXI века. Кроме того, актуальность данной статьи также обусловливается несколькими важными факторами:

морское пиратство, терроризм, незаконный оборот оружия и боеприпасов, наркобизнес тесно связаны между собой, поскольку доходы, полученные от реализации наркотиков и оружия, зачастую идут на финансирование противоправной деятельности различных нарко-, террористических, пиратских и других транснациональных преступных группировок по всему миру;

указанные вызовы и угрозы давно перестали быть только криминальными проблемами, поскольку деятельность указанных группировок наносит невосполнимый ущерб экономическому, политическому и, что чрезвычайно важно, генетическому потенциалу любой страны или группы стран. Вследствие этого происходят негативные изменения в их внутренней и внешней политике, в связи с чем названные выше проблемы превратились в международные и политические;

борьба с морским пиратством, терроризмом, незаконным оборотом оружия и боеприпасов, наркобизнесом невозможна без осмысления их

6 Выступление бывшего специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью А.В. Змеевского на 22-й сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Вена, Австрия, 22 апреля 2013 г.).

основ, связей, корней, первопричин и анализа ситуации, приведшей к росту организованной преступности в той или иной стране, массовым жертвам среди населения, вызванным наркоманией и деятельностью террористических организаций, политических, философских, правовых, технических и ряда других аспектов.

Целью данной статьи является демонстрация той серьезной опасности, которую представляет собой морское пиратство в качестве глобального вызова XXI столетия, важности участия Вооруженных Сил Российской Федерации в целом и Военно-Морского Флота в частности в обеспечении безопасности торгового судоходства в пи-ратоопасных районах Мирового океана и других районах с интенсивным судоходством.

Новизна статьи состоит в том, что в настоящее время феномен пиратства приобретает характер комплексной глобальной угрозы, подвергается трансформации вследствие изменений политической и экономической конъюнктуры, а его крепнущая год от года взаимосвязь с другими вызовами и угрозами говорит о быстром сращивании транснациональной организованной преступности с новыми вызовами и угрозами XXI столетия на всех уровнях.

Необходимо отметить, что важность борьбы с новыми вызовами и угрозами проходит красной нитью практически во всех документах стратегического планирования, а именно: Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683; концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 640; новой Морской доктрине, утвержденной Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 года; Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 года № Пр-2976; Указе Президента Российской Федерации от 20 июля 2017 года № 327 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года»7.

Кроме того, борьба с морским пиратством, терроризмом и пресечение международной террористической деятельности за пределами Российской Федерации принадлежат к числу основных задач, выполняемых Вооруженными Силами Российской Федерации в мирное время8.

Как видно, у военно-политического руководства Российской Федерацией есть четкое и всестороннее понимание того, что наша страна, являясь неотъемлемой частью современного, быстро глобализирующегося мира, испытывает на себе губительные последствия процессов глобализации, становящихся истинными причинами растущих новых вызовов и угроз современности, среди которых морское пиратство занимает далеко не последнее место.

Имеющиеся сведения дают основания полагать, что в настоящее время между современным морским пиратством, международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков прослеживается реальная связь. Кроме того, в последнее время прослеживаются новые тенденции, непосредственно связанные с морским пиратством, в частности явное смещение акцента в противоправной деятельности пират-

7 Указ Президента РФ от 20 июля 2017 г. № 327 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71625734/#ixzz51yoYl4Q8 (дата обращения: 12.11.2017).

8 Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 25 декабря 2014 г. № Пр-2976.

ских сообществ из экономической сферы, что обусловлено глобальным изменением политической и экономической конъюнктуры, в сферу чисто криминальную, связанную с похищением людей с целью получения выкупа.

Так, в ходе 9-го форума стран АСЕАН (Токио, Япония, 8—9 февраля 2017 года), представитель компетентных органов Республики Филиппины, одной из стран, наиболее пострадавших от действий пиратов и связанных с ними террористических группировок и наркокартелей, действующих в Азиатско-Тихоокеанском регионе, проинформировал о том, что одиозная террористическая группировка «Абу-Сайяф» несет ответственность за похищения экипажей судов. Данная группировка также имеет тесные контакты с «Аль-Каидой», индонезийскими группировками «Джамаа Исламия» и «ДжАТ»9.

В соответствии со статьей 101 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года (Монтего Бей): «...Пиратством является любое из перечисленных ниже действий:

a) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:

i) в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту;

ii) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;

b) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;

c) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в подпункте "а" или "b"...».

Современное международное право рассматривает пиратство в качестве уголовного преступления международного характера, направленного против осуществления свободы судоходства как составной части статуса открытого моря. Таким образом, объектом пиратства является международный порядок, а также отношения в сфере свободного осуществления морского судоходства как составной части свободы открытого моря10.

На сегодняшний день пиратство в качестве тяжкого преступления закрепилось в уголовном законодательстве большинства стран мира, включая такие государства, как: Австралия, Аргентина, Армения, Боливия, Вануату, Великобритания, Венесуэла, Гватемала, Гондурас, Замбия, Грузия, Израиль, Казахстан, Кирибати, Коста-Рика, Куба, Македония, Мексика, Молдова, Нидерланды, Новая Зеландия, Оман, Панама, Папуа — Новая Гвинея, Республика Корея, Российская Федерация, Сальвадор, Сингапур, Словения, Соломоновы острова, США, Таджикистан, Украина, Фиджи, Филиппины, Хорватия, Черногория, Чили, Эквадор, Эстония.

В то же время такой состав преступления законодательно отсутствует в уголовных кодексах Австрии, Азербайджана, Албании, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Индии, Испании, Италии, Киргизии, Латвии, Литвы, Мавритании, Мальты, Монголии, Норве-

9 Радикальный исламизм в Юго-Восточной Азии: краткий обзор основных экстремистских организаций и их лидеров в странах АСЕАН URL: http://russiancouncil.ru/asean-extremism (дата обращения: 12.11.2017).

10 Шукшин В.С., Суворов В.Л. Политика противодействия международному терроризму в условиях глобализации. М.: ОАО «Московские учебники и Картолиграфия», 2006. С.125.

гии, Пакистана, Парагвая, Перу, Судана, Таиланда, Туниса, Туркменистана, Узбекистана, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Шри-Ланки, Японии.

Стоит также отметить, что в России пиратство относится к разряду тяжких и особо тяжких преступлений. Так, в статье 227 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ) дается четкое определение того, что представляет собой пиратство и какую ответственность влечет за собой совершение данного преступления11.

В настоящее время Россия и ряд стран (Китай, Индия и т. д.) выступает за создание специализированного международного трибунала по борьбе с морским пиратством на основе многостороннего соглашения государств, наиболее пострадавших от действий сомалийских пиратов12.

Оппонентами российского предложения по созданию международной судебной инстанции по-прежнему выступают США, Великобритания и их сателлиты. Одним из основных аргументов этих стран является сложность процедуры создания данного международного механизма. В качестве контраргумента российская сторона сообщила партнерам, что за время существования данной проблемы и со времени выдвижения российского предложения прошло более чем достаточно времени (два года) и при наличии соответствующей политической воли основных стран антипиратской коалиции вполне возможно было бы эту задачу решить.

Предположительно главной причиной холодного отношения англосаксов к этой проблеме является то, что среди членов экипажей судов, проходящих пиратоопасными районами Индийского океана, крайне мало граждан США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Советом Безопасности ООН такой подход в целом поддерживается. Например, в Резолюции № 1976 (п. 8) СБ ООН постановил срочно рассмотреть вопрос о создании сомалийских специализированных судебных инстанций для преследования лиц, подозреваемых в совершении пиратства как в Сомали, так и в регионе, включая экстерриториальный сомалийский специализированный суд для рассмотрения дел о пиратстве.

Международно-правовая часть проблематики противодействия пиратству регулярно обсуждается на уровне Организации Объединенных Наций, в том числе с участием представителей Российской Федерации (ВМФ), на таких мероприятиях, как регулярные заседания Контактной группы по противодействию пиратству у берегов Сомали и заседания соответствующей подгруппы по юридическим вопросам, однако до настоящего времени стороны не пришли к единому мнению по данному вопросу.

Предусматривается несколько вариантов создания данного три-бунала13, но смысл один: это должен быть эффективный, постоянно

11 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017). URL: http://wwwxonsultant.ru/popular/ukrf/10_34. html#p4002 (дата обращения: 12.11.2017).

12 Доклад Генерального секретаря ООН от 26 июля 2010 г. № S/2010/394 «О возможных вариантах содействия достижению цели судебного преследования и заключении в тюрьму лиц, ответственных за акты пиратства и вооруженного разбоя на море у побережья Сомали, включая, в частности, варианты, предусматривающие создание специальных национальных палат с возможными международными компонентами, регионального трибунала или международного трибунала и оформление сопутствующего тюремного заключения, учитывая при этом работу Контактной группы по борьбе с пиратством у берегов Сомали, существующую практику учреждения международных и смешанных трибуналов, а также сроки и ресурсы, необходимые для достижения и поддержания существенных результатов».

13 Там же.

функционирующий правоохранительный механизм, способный давать квалифицированную оценку деятельности международных преступных пиратских группировок, а также назначать наказание, адекватное содеянному. При этом должен применяться весь спектр политических, юридических, военных и дипломатических инструментов для борьбы с современным морским пиратством.

Морское пиратство представляет собой растущую год от года быстрыми темпами угрозу в первую очередь безопасности и экономическим интересам важнейших геополитических игроков на международной арене. Оно наносит непоправимый ущерб имиджу и национальным интересам ряда прибрежных государств Западной и Восточной Африки, Карибского бассейна, а также странам, расположенным в акватории Индийского океана и Юго-Восточной Азии.

Анализ современной ситуации, связанной с резким ростом морского пиратства в различных регионах планеты, позволяет говорить о том, что некоторые промышленно развитые страны, в том числе США, используют двойные стандарты в борьбе с пиратством и, по некоторым данным, пытаются использовать этот фактор для решения своих геополитических целей.

Если взглянуть на проблему пиратства в Аденском заливе, создающую реальную угрозу функционированию морских коммуникаций, и проанализировать позицию государства, претендующего на мировое лидерство (например, США), то напрашивается неожиданный вывод. Пиратство у берегов Сомали может быть удобным фактором в многоходовой геополитической игре, если необходимо организовать надежный канал тайной переброски денег, оружия в горячие точки, в которые все это невозможно поставлять легальным путем вследствие наличия существующих международных санкций и ограничений.

Версия о том, что пиратский бизнес в Сомали является промежуточным звеном в тщательно налаженном и отработанном тайном канале переброски денежных средств и оружия в горячие точки мира, где уже полыхают или только разгораются вооруженные конфликты, находит свое подтверждение в некоторых фактах и комментариях официальных лиц. В современных условиях глобального мира необходимо добиться перекрытия каналов поступления денежных средств. Понятно, что руководители антипиратской коалиции не могут не знать об этом14.

Частично данная версия может быть подтверждена тем обстоятельством, что, по данным американского издания «Хаффингтон пост», которое цитирует Агентство «Рейтер», на территории Сомали с 2007 года находятся 120 военнослужащих ВС США, специализирующихся на подготовке и консультировании местных военных. До этого в Пентагоне всячески отрицали присутствие военнослужащих армии США в Сомали. По данным издания, Вашингтон планирует наращивать поддержку властям Сомали в связи с угрозой со стороны действующей в Сомали террористической группировки «Аш-Шабаб»15. В связи с этим версия о том, что пиратство у берегов Сомали может быть просто прикрытием в большой геополитической игре, разыгрываемой США в регионе Африканского Рога, становится весьма актуальной.

Возможно, именно вследствие этого сомалийские пираты столь хорошо организованы, вооружены, экипированы и обеспечены всем, что

14 Сомалийские пираты: много вопросов без ответов // Информационное агентство «Оружие России». URL: http://www.arms-expo.ru/055057052124050052049052049.html (дата обращения: 12.11.2017).

15 Вашингтон подтвердил присутствие своих военных в Сомали // Информационное агентство «Интерфакс». 2014. 3 июля. URL: http://www.interfax.ru/world/384043 (дата обращения: 12.11.2017).

необходимо для ведения масштабной партизанской войны на море. Тактика международной антипиратской коалиции, действующей в регионе, должна быть направлена в том числе на выявление, надежное перекрытие источников финансирования сомалийских пиратов и обнаружение финансовых воротил транснационального преступного бизнеса, с высокой степенью вероятности связанных с главарями нарко-, террористических и пиратских группировок, действующих в Африканском регионе16.

В 2008 году Международное морское бюро (IMB) идентифицировало четыре основные пиратские группировки, действующие на торговых маршрутах, связывающих Красное и Средиземное моря, а также Суэцкий канал:

«Национальная добровольная береговая охрана» (The National Volunteer Coast Guard (NVCG) (специализируется на перехвате небольших судов и рыболовных кораблей в районе Кисмайо);

«Группа "Марка"» (The Marka group);

«Сомалийские рыбаки»;

«Сомалийская морская пехота» (Somali Marines) — самая сильная и организованная из сомалийских преступных группировок, имеющая военизированную структуру. До 14 октября 2013 года во главе этой группировки стоял одиозный полевой командир Мохаммед Абди Хасан по прозвищу Афуэйне (afweyne в переводе с сомалийского означает «большой рот»).

В результате постепенно набирающего силу международного сотрудничества в борьбе с морским пиратством 14 октября 2013 года в аэропорту г. Брюсселя (Королевство Бельгия) Афуэйн был задержан по прилете из кенийской столицы Найроби. Он был арестован и сразу переправлен в Брюгге, где его допросили. Хасану предстоит ответить перед судом за пиратство, поскольку именно его считают организатором захвата в 2009 году бельгийского судна «Помпеи», перевозившего щебень. Кроме «Помпеи» Хасана также считают причастным к захвату украинского сухогруза «Фаина», на борту которого перевозилось оружие, и саудовского супертанкера «Сириус Стар». Люди Хасана захватывали торговые суда и в Индийском океане. Как правило, за освобождение судна и команды пираты требовали выкуп в несколько миллионов долларов17.

Криминальные группировки, действующие в странах побережья Гвинейского залива, продолжают наращивать масштабы преступной деятельности на море за счет повышения интенсивности нападений на гражданские суда и объекты инфраструктуры нефтедобывающих компаний, а также расширения зоны своей активности.

Большинство бандгрупп базируется в богатых нефтью южных и юго-восточных районах Нигерии. Наиболее дееспособные из них входят в состав национал-сепаратистских группировок «Движение за освобождение дельты Нигера», «Народные добровольческие силы дельты Нигера» и «Движение за создание независимого государства Биафра». Сепаратисты выступают за отделение от Нигерии нефтедобывающих штатов и создание на их территории суверенного государства. Значительные финансовые средства на ведение «освободительной борьбы» они получают за счет вооруженных нападений на морские объекты добычи углеводородного сырья и обеспечивающие их суда.

Действующие в этом регионе пиратские группы также захватывают заложников для получения выкупа. Преступники часто используют

16 Сомалийские пираты: много вопросов без ответов. URL: http://www.arms-expo. ru/055057052124050052049052049.html (дата обращения: 12.11.2017).

17 В Брюсселе задержали бывшего лидера сомалийских пиратов. URL: http://flot.com/ news/navy/?ELEMENT_ID=154446&fromcategory=342 (дата обращения: 12.11.2017).

пленников в качестве «живого товара». Малые по численности банд-группы, не способные обеспечить содержание заложников и ведение переговоров с судовладельцами, продают их более влиятельным в криминальном мире группировкам.

Поддержанию высокого уровня пиратской активности способствуют следующие факторы:

высокая активность вооруженных группировок в дельте реки Нигер; отсутствие у стран региона достаточных средств для борьбы с пиратством;

рост спроса на черном рынке Нигерии на перевозимые танкерами недорогие виды топлива.

Высокая общественная опасность пиратства обусловливается тем, что оно причиняет серьезный материальный ущерб и подрывает принцип свободы и безопасности судоходства в открытом море, дезорганизует движение морских и речных транспортных средств, имеет устойчивую тенденцию к росту. Пиратство уносит человеческие жизни и отрицательно влияет на развитие торговых связей. Общее удорожание морских перевозок из-за угрозы нападений отрицательно сказывается на экономических показателях производственной деятельности18.

В настоящее время мировое сообщество также озабочено проблемой распространения и расширения ареала действий морских пиратов, их возрастающей технической оснащенностью и все более изощренной тактикой нападения на морские суда в различных точках Мирового океана. Пиратство как весьма динамично развивающийся и все более набирающий силу феномен несомненно становится новым глобальным вызовом XXI века. По мнению многих ученых-экспертов в области борьбы с терроризмом и транснациональной организованной преступностью, пиратство является одной из разновидностей терроризма, но вместе с тем имеет и отличия, заключающиеся в том, что целью терроризма является создание в обществе атмосферы страха и противодействие деятельности власти в масштабе государства, мирового пиратства — получение денежных средств.

По данным Центра по борьбе с пиратством Международной морской организации, с начала XXI века нападениям подверглись суда 62 стран мира в прибрежных морях 56 стран. Морским разбоем занимаются более 100 группировок. Пиратские синдикаты имеют разветвленную разведывательную сеть. Их информаторы есть почти во всех портах Сомали, а также в Кении и Судане. По классификации Международной морской организации современные пиратские группы можно условно разделить на 3 большие группы:

малочисленные группы (до 5 человек), вооруженные холодным оружием и пистолетами, они нападают на суда в гавани или открытом море, используя фактор внезапности, грабят судовую кассу и пассажиров, перегружают на свои катера и лодки часть груза; общая численность около 8—10 тыс. человек по всему миру;

банды (до 30 человек), вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, часто убивают экипаж захваченного судна, забирают корабль и груз; общая численность около 300 тыс. человек по всему миру;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

международные организованные группы, захватывающие корабли с особо ценным грузом (как правило, нефть и нефтепродукты), они имеют современную спутниковую навигацию и средства связи, агентурную сеть, прикрытие во властных структурах, чаще всего грабят танкеры, сухогрузы, контейнеровозы; эксперты считают, что из ворованных ко-

18 Потхиетер Т. Африканский Рог: проблемы безопасности на море // Азия и Африка сегодня. 2008. № 11.

раблей пиратские синдикаты организовали сеть морских перевозок с оборотом около 5 млрд долларов в год19.

Ежегодный мировой ущерб от действий морских пиратов в различных регионах планеты составляет более 40 млрд долларов США. В 450 тыс. долларов США в год оценивается размер прямых финансовых убытков от морского пиратства20.

География действий пиратов XXI века весьма обширна — прибрежные воды Азии, Африки, Латинской Америки.

Основные районы нападений:

Юго-Восточная Азия и Южно-Китайское море (Малаккский, Сингапурский проливы, прибрежные воды Индонезии, Филиппин, Таиланда);

Западная Африка (Нигерия, Сенегал, Камерун, Бенин);

Восточная Африка (Сомали, Кения);

Южная Америка и Карибское море (Бразилия, Колумбия, Венесуэла).

В результате объединения усилий террористов и пиратов у последних появились более широкие возможности для налаживания взаимодействия с организациями любой экстремистской направленности, заинтересованными в нанесении экономического и социального вреда многим государствам. Особенно отчетливо это проявляется в прибрежных государствах Африканского Рога (Аденский и Гвинейский заливы), а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Малаккский и Сингапурский проливы).

Деятельность нарко-, террористических и связанных с ними пиратских синдикатов оказывает весьма существенное влияние на политическую и, что самое важное, на социально-экономическую и энергетическую безопасность населения обоих полушарий земного шара, характеризуется резко возросшей технической оснащенностью, высоким уровнем организации, наличием значительных финансовых средств21.

На рост терроризма, незаконного оборота наркотиков, морского пиратства и других вызовов и угроз современности огромное влияние оказывают бедность, растущая быстрыми темпами глобализация, все более усиливающееся в связи с этим расслоение стран на очень богатых и очень бедных, очень слабых и очень сильных, которое в перспективе будет нарастать и далее. Для искоренения пиратства в странах типа Сомали необходимо учитывать все аспекты, но в первую очередь военный, для силового противодействия пиратству и создания в дальнейшем предпосылок для оказания гуманитарной помощи. Изменяющиеся под воздействием глобализации и научно-технической революции вызовы и угрозы заставляют страны искать пути взаимодействия в том числе и в военной сфере.

Деятельность Военно-Морского Флота РФ по обеспечению безопасности торгового судоходства в пиратоопасных районах Мирового океана

Учитывая все более тревожную ситуацию, складывающуюся в пира-тоопасных районах Мирового океана вследствие деятельности различных транснациональных преступных синдикатов, международное со-

19 Пираты не боятся судов. Основные районы нападений. URL: http://flot.com/nowadays/ tasks/piracy/bekkin.htm (дата обращения: 12.11.2017).

20 Комиссаров А. Современное морское пиратство — угроза международной стабильности. URL: http://a-komissarov.ru/ekspertnyie-stati/sovremennoe-morskoe-piratstvo-ugroza-mezhdunarodnoj-stabilnosti.html (дата обращения: 12.11.2017)

21 Вильский Г. Пиратство: новая война // Моряк Украины. URL: http://moryakukrainy. livejournal.com/116013.html (дата обращения: 12.11.2017).

трудничество между странами, в том числе и в военной сфере, в борьбе с новыми вызовами и угрозами XXI столетия приобретает особую значимость. Российская Федерация, являясь одним из ключевых акторов международных отношений, обладает стратегическими национальными интересами в Мировом океане, которые необходимо защищать с использованием всех средств, включая военные, при строгом соблюдении норм jus cogens* , закрепленных в Уставе ООН.

Вследствие глобализации год от года растет интенсивность и грузооборот на основных океанских транспортных магистралях, расположенных в различных регионах планеты. Современное морское пиратство, наряду с другими вызовами и угрозами XXI столетия относится к основным угрозам государственной и общественной безопасности Российской Федерации22. В связи с этим борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства и безопасности экономической деятельности Российской Федерации в Мировом океане являются важнейшими задачами, выполняемыми Вооруженными Силами Российской Федерации в мирное время23.

Что же касается непосредственно Военно-Морского Флота, то в его задачи входит: создание и поддержание условий по обеспечению безопасности морской деятельности России, участие в борьбе с пиратством, в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам Российской Федера-ции24.

ВМФ России принимает самое активное участие в обеспечении безопасности судоходства в пиратоопасных районах Мирового океана. Основной способ действий российских кораблей в водах, омывающих Африканский Рог, — сопровождение караванов судов по заданному маршруту из Красного моря через Аденский залив в Аравийское море и обратно между установленными точками сбора каравана. Опыт практического использования сил ВМФ в Аденском заливе показал, что для решения задач борьбы с пиратством целесообразно применять корабли, предназначенные для действий в дальней и океанской зонах и имеющие на борту вертолеты.

В период с 2008 года по настоящее время кораблями ВМФ России выполнено 30 походов, осуществлена проводка 150 караванов, состоявших в общей сложности из более чем 700 судов, свыше 50 из которых — под флагом Российской Федерации. Пресечено более 20 попыток захвата судов пиратами, 80 — задержаны.

Для более эффективной охраны на сопровождаемые суда по согласованию с капитанами высаживаются группы морской пехоты. Все действия российских кораблей по задержанию судов, подозреваемых в пиратстве, строго документируются путем фото- и видеоконтроля, что позволяет избежать необоснованных обвинений в адрес действий российского ВМФ со стороны некоторых западных партнеров.

Министерством обороны Российской Федерации организовано взаимодействие в сфере борьбы с пиратством с военно-морскими соединениями НАТО, Евросоюза, многонациональных сил, а также с кораблями ВМС различных стран, действующими в районе Африканского Рога по национальным планам.

* Нормы международного права, подлежащие безусловному исполнению и имеющие приоритет над национальным законодательством.

22 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным № 683 31 декабря 2016 г.

23 Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 25 декабря 2014 г. № Пр-2976.

24 Морская доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 26 июля 2015 г.

С данными соединениями организован обмен информацией по обстановке в районе выполнения поставленных задач. От соединений ВМС иностранных государств в адрес командира отряда кораблей в Аденском заливе регулярно поступают сообщения, содержащие информацию о месте, районах обнаружения судов, подозреваемых в осуществлении пиратской деятельности, с указанием координат и времени их обнаружения, мероприятиях, выполненных силами по их проверке и досмотру. Налажена практика проведения рабочих встреч командиров отрядов боевых кораблей ВМФ с командирами соединений партнеров по антипиратской коалиции непосредственно в районе выполнения поставленных задач.

Взаимодействие также организовано и на оперативном уровне. Наиболее эффективными в плане организации взаимодействия на уровне штабов являются регулярно проводимые международные встречи в г. Манама (Бахрейн), в работе которых принимают участие все участники антипиратской коалиции, в том числе и делегация от Минобороны России.

В ходе проведения встреч стороны делятся опытом применения сил при выполнении задач борьбы с пиратством, уточняют районы наибольшей пиратской активности, обсуждают вопросы информационного взаимодействия и порядок совместных действий по упреждению и предотвращению нападений пиратов на суда, находящиеся в конвоях и охраняемых районах. С целью недопущения актов пиратства и вооруженного разбоя на море в районах Аденского залива и побережья Сомали проводятся операции по поиску и уничтожению пиратов.

13 января 2009 года при участии бпк «Адмирал Виноградов» отражено нападение трех пиратских лодок и предотвращен захват контейнеровоза «Недмолд Баррлс», следовавшего под флагом Нидерландов. 14 января того же года российскими моряками была пресечена попытка захвата пиратами контейнеровоза «Зибрук» под флагом Гонконга.

17 января 2009 года в соответствии с просьбой датской стороны силами спасательного буксира «Фотий Крылов» выполнено эскортирование датского судна «Футуре», освобожденного за выкуп, в безопасный район с целью недопущения его повторного захвата. Российскими моряками экипажу спасенного судна была оказана экстренная медицинская и гуманитарная помощь (вода, продукты питания, средства личной гигиены и т. д.).

12 февраля 2009 года при участии тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» было пресечено разбойное нападение пиратов на судно «Оушен Даймонд», следовавшего под флагом Ирана. Задержано 3 пиратских судна, в плен попали 10 пиратов, собрана достаточная доказательная база их причастности к пиратской деятельности, в том числе наличие штурмовых лестниц, автоматического стрелкового оружия и боеприпасов к нему. Факт нахождения пиратов в районе нападения на иранское судно подтвержден информацией, снятой с изъятого при задержании /Й-навигатора. В дальнейшем задержанные пираты были переданы береговой охране Республики Йемен.

В мае 2010 года в результате действий бпк «Адмирал Шапошников» освобождены 23 гражданина Российской Федерации — члены экипажа танкера «Московский университет». 5 мая 2010 года на бпк «Маршал Шапошников» в районе о. Сокотра было получено сообщение от капитана танкера «Московский университет» о захвате судна пиратами в 340 милях северо-восточнее о. Сокотра.

Сблизившись с захваченным судном, бпк «Маршал Шапошников» выполнил предупредительную стрельбу из артиллерийского оружия

и стрельбу на поражение из стрелкового оружия. После подготовки штурма и установления связи с капитаном танкера, забаррикадировавшимся вместе с экипажем в румпельном отделении, проведен штурм танкера, на борт были высажены штурмовые группы морской пехоты. Захвачены 11 пиратов. В ходе штурма один из пиратов, оказавший вооруженное сопротивление, получил тяжелое ранение и скончался. В результате грамотных действий экипажа бпк «Маршал Шапошников» и подразделения морской пехоты танкер «Московский университет» был освобожден, пострадавших среди экипажа судна и личного состава штурмовых групп нет.

Военно-Морской Флот России также принимает активное участие в различных международных военно-морских учениях по морской безопасности, проводимых не только в двустороннем, но и в многостороннем форматах. Так, в декабре 2015 года совместно с ВМС Исламской Республики Пакистан на акватории Аравийского моря было проведено учение по морской безопасности «Аравийский мус-сон-2015», в ходе которого отрабатывались эпизоды, связанные с противодействием морскому пиратству и наркотрафику. Что же касается многостороннего формата, то здесь ярким примером явилось участие боевых кораблей ВМФ России в многонациональном учении стран формата «СМОА-плюс» по морской безопасности и противодействию терроризму, которые состоялись в мае 2016 года на акватории ЮжноКитайского моря.

Во всех случаях, будь то речь о сопровождении караванов судов через пиратоопасные районы или участие в международных военно-морских учениях, в адрес ВМФ России неизменно звучат лестные отзывы, что является признанием высочайшего профессионализма российских военных моряков, их заслуг в деле обеспечения защиты международного торгового судоходства.

С учетом усилий, предпринимаемых Вооруженными Силами Российской Федерации и Военно-Морским Флотом в Сирии, западные партнеры начинают понимать, что сегодня Россия, как один из влиятельнейших акторов международных отношений, становится ведущей силой не только в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, но и в регионе Африканского континента в целом, способной реально, а не на словах противостоять новым вызовам и угрозам XXI столетия. На этом фоне разительным контрастом выглядят действия антитеррористической коалиции во главе с США, действующей против террористов «Исламского государства» (запрещенной в России организации) в северных провинциях Ирака. Если в Сирии благодаря исключительно России и ее Вооруженным Силам налаживается мирная жизнь, начинают функционировать сирийские государственные институты, то в Ираке население либо гибнет, либо бежит вследствие непрофессиональных и подчас преступных действий со стороны сил западной коалиции.

Очень важной является организация межведомственного взаимодействия в борьбе с морским пиратством. От слаженной работы всех заинтересованных министерств и федеральных служб Российской Федерации, которым законом вменена обязанность бороться с новыми вызовами и угрозами современности, зависит очень многое, а иногда и человеческие жизни. 29 ноября 2016 года у побережья Бенина пиратами было захвачено судно «Сароник Бриз» с российско-украинским экипажем на борту. 6 февраля 2017 года в Гвинейском заливе вблизи побережья Нигерии было захвачено грузовое судно «Би-би-си Карибеан» с

гражданами Российской Федерации на борту. Благодаря усилиям, предпринятым официальными властями Российской Федерации и компаниями-судовладельцами, в обоих случаях экипажи были освобождены.

Необходимо заключение соответствующих межведомственных соглашений о сотрудничестве в борьбе с данными вызовами и угрозами, поскольку это позволит в разы сократить время на принятие ключевых решений, урегулирование возникающих вопросов, качественно и оперативно выполнять поставленные задачи.

Кроме того, большое значение в деле организации взаимодействия с иностранными партнерами в борьбе с новыми вызовами и угрозами XXI столетия и морским пиратством в частности также имеет комплексное использование соответствующего научно-методологического, логико-математического и международно-правового инструментария, с помощью которого возможны разработка и принятие того или иного верного и всеобъемлющего управленческого решения, которое, в свою очередь, позволит флоту выполнять поставленные задачи с наилучшим качеством.

Вместе с тем имеются и определенные недостатки, влияющие на организацию межведомственного взаимодействия. Вооруженные Силы Российской Федерации и Военно-Морской Флот призваны защищать страну от внешней агрессии и обеспечивать соблюдение ее национальных интересов в любой точке Мирового океана. Они не обладают необходимыми полномочиями для осуществления оперативно-розыскной деятельности и уголовного преследования в отношении захваченных на месте преступления пиратов.

Исходя из анализа выполнения поставленных задач силами ВМФ по защите гражданского судоходства в Аденском заливе, можно сделать вывод о том, что вопрос уголовного преследования лиц, захваченных по подозрению в пиратстве, требует в настоящее время скорейшего и безотлагательного решения, поскольку не отработан сам механизм уголовного преследования «пиратов» в Российской Федерации в условиях выполнения кораблями ВМФ задач по борьбе с пиратством на значительном удалении от ее территории.

На кораблях ВМФ, кроме того, невозможно выполнение норм Уголовно-процессуального кодекса РФ в отношении подозреваемых (задержание до 48 часов, далее — по решению суда; отсутствие на корабле судебных инстанций, адвокатов, мест содержания задержанных и др.), вследствие чего российские военные моряки вынуждены отпускать на свободу всех захваченных ими пиратов и лишь в единичных случаях передавать их властям заинтересованных государств.

Российской Федерацией также рассматривался опыт некоторых государств (например, Великобритании), достигших договоренности с властями Сейшел и Сомали о судебном преследовании захваченных этими странами пиратов на Сейшелах и дальнейшем отбытии ими наказания в тюрьмах Сомали. Однако данный механизм является не совсем приемлемым для России, в том числе по причине действующей на Сейшелах (а также в Кении, Танзании и Сомали) «британской правовой системы», предусматривающей необходимость присутствия в сейшельских судах командования военного корабля либо его участия в телеконференциях (в обоих случаях с перспективой получения встречных исков от адвокатов, представляющих интересы пиратов). Плюс к этому судебной системой Сейшел рассматриваются только те вещественные доказательства, которые собраны при участии представителей правоохранительных органов Республики Сейшельские Острова.

Из проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Первый. Современное морское пиратство тесно связано с другими вызовами и угрозами XXI столетия, такими как терроризм, незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция, является серьезной угрозой для национальной безопасности всех цивилизованных государств, расположенных в прибрежных морских районах планеты.

Второй. Говоря о прогнозах дальнейшего развития ситуации с пиратством, к примеру, в Аденском заливе, необходимо отметить, что постепенное сокращение отдельными странами военно-морского присутствия в восточной части Индийского океана в среднесрочной перспективе может привести к новому витку пиратской активности в данном регионе. Новая волна пиратства может стать еще более сложным вызовом для коммерческого судоходства, чем в 2008—2012^ годах. Ситуация будет усугубляться гражданской войной в Республике Йемен, практически утратившей возможность контролировать свою береговую линию.

Предпосылками для нового всплеска пиратской активности в регионе являются:

сокращение присутствия международных сил, задействованных в обеспечении безопасности судоходства в районе Африканского Рога;

нестабильная внутриполитическая ситуация в Сомали вследствие непрекращающихся межплеменных и межклановых конфликтов, а также активизации действий террористической группировки «Аш-Ша-баб»;

возросший потенциал местных пиратских группировок (использование при нападениях современных быстроходных плавсредств, тяжелого вооружения, беспилотных летательных аппаратов для осуществления мониторинга надводной обстановки и выбора целей).

С учетом того, что во многих странах Африки, в том числе расположенных в Гвинейском заливе, работают российские компании, а в порты на его побережье регулярно осуществляют заходы российские суда, пиратская активность может в перспективе создать угрозу экономическим интересам России в государствах Западной Африки.

Третий. Высоким останется уровень активности пиратских группировок, действующих на водных акваториях Юго-Восточной Азии. Фиксируется повышение уровня координации и согласованности в действиях различных преступных группировок. Так, в августе 2015 года за относительно короткий промежуток времени (в течение 30 часов) пиратам удалось осуществить целую серию из шести нападений на грузовые суда в Малаккском и Сингапурском проливах. Кроме того, отмечается заметный рост числа пиратских вылазок на фоне начала сухопутной операции национальных вооруженных сил Филиппин против террористической организации «Абу-Сайяф». Несмотря на имеющиеся договоренности ряда стран АТР (Сингапур—Малайзия—Индонезия и Филиппины—Малайзия—Индонезия) о совместном патрулировании пиратоопасных акваторий, не следует ожидать кардинального улучшения ситуации в этих районах.

Это объясняется тем, что:

у стран региона АТР отсутствуют достаточные возможности для борьбы с пиратством;

у данных стран нет желания привлекать для решения проблемы обеспечения безопасности судоходства силы ВМС нерегиональных государств;

имеются условия для деятельности различных джихадистских группировок, использующих тактику пиратов, что говорит о наличии взаимосвязи между терроризмом и морским пиратством.

Четвертый. Весьма важным остается вопрос, связанный с созданием специализированного международного трибунала по борьбе с морским пиратством на основе многостороннего соглашения государств, наиболее пострадавших от действий сомалийских пиратов. Чем скорее данная международная наднациональная судебная инстанция будет создана, тем меньше возможностей будет у так называемых западных партнеров для проведения политики двойных стандартов в борьбе с новыми вызовами и угрозами в целом и морским пиратством в частности.

Пятый. Участие кораблей ВМФ в борьбе с морским пиратством будет сохранять свою актуальность на протяжении еще довольно длительного времени. Россия, являясь одним из влиятельнейших акторов международных отношений, выстраивает свою политику со странами Африканского континента и странами, расположенными в регионе АТР, исходя из сугубо прагматичных интересов, свободных от идеологического и иного давления. При этом важную роль продолжает играть и «наследство СССР», благодаря которому в советских военных вузах было подготовлено большое число специалистов из указанных стран. Международное военное сотрудничество ВМФ России с партнерами из Африки и стран АТР будет иметь большое значение в двустороннем и многостороннем форматах, в том числе в борьбе с морским пиратством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.