Научная статья на тему 'Участие сектора услуг в развитии глобальных цепочек создания стоимости'

Участие сектора услуг в развитии глобальных цепочек создания стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
787
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / УСЛУГА / ГЛОБАЛЬНЫЕ ЦЕПОЧКИ СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ / СЕРВИСНЫЕ СЕТИ / INTERNATIONAL TRADE / SERVICE / GLOBAL VALUE CHAIN / SERVICES NETWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюкова Ольга Владимировна

Проведен анализ влияния концепции глобальных цепочек добавленной стоимости на методологические подходы при сборе статистических данных о международной торговле услугами. Сравниваются подходы к сбору традиционной статистики услуг, отражающей данные платежного баланса страны, статистики национальных счетов и статистики торговли по добавленной стоимости, которая предоставляется в рамках проекта TiVA. Раскрывается роль услуг не только в развитии международных сервисных сетей, но и в глобальном производстве. Подчеркивается важность логистической инфраструктуры для активизации участия страны в глобальных цепочках стоимости. Рассматриваются выгоды страны от участия в сервисных глобальных цепочках создания стоимости. Даются рекомендации относительно повышения эффективности участия России в цепочках создания стоимости, в том числе путем развития инфраструктурных отраслей услуг, а также грамотного применения такого важного торгово-политического механизма, как создание зон свободной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of the Services Sector in the Development of the Global Value Chains

The article analyzes the impact of the concept of global value chains on the methodological approaches to collection of statistics on international trade in services. The author compares the approaches to the collection of traditional statistics for services sector reflecting the data from balance of payments, statistics from national accounts and statistics of trade according to the added value which is presented within the TiVA project. The paper shows the role of services both in the development of international service networks and global manufacturing and stresses the importance of logistical infrastructure for increasing a country's participation in the global value chains. The author looks at the benefits for countries derived from participation in global value chains in services. Finally, the recommendations are given on how to improve the efficiency of Russia's participation in value chains, particularly, this can be done through the development of infrastructural sectors of services and competent application of such significant trade and political mechanism as creation of free trade zones. The article considers the benefits for the country to participate in the service GVCs, gives some recommendations on Russia's participation in the value chains.

Текст научной работы на тему «Участие сектора услуг в развитии глобальных цепочек создания стоимости»

Кандидат экономических наук, доцент департамента мировой экономики, научный сотрудник Института торговой политики

Национальный исследовательский университет -Высшая школа экономики

101000, РФ, г. Москва, ул. Мясницкая, 20 Контактный телефон: (495) 772-95-90, доб. 2-22-29 e-mail: olga.birjukova@mail.ru

БИРЮКОВА Ольга Владимировна

Участие сектора услуг в развитии глобальных цепочек создания стоимости1

Проведен анализ влияния концепции глобальных цепочек добавленной стоимости на методологические подходы при сборе статистических данных о международной торговле услугами. Сравниваются подходы к сбору традиционной статистики услуг, отражающей данные платежного баланса страны, статистики национальных счетов и статистики торговли по добавленной стоимости, которая предоставляется в рамках проекта TiVA. Раскрывается роль услуг не только в развитии международных сервисных сетей, но и в глобальном производстве. Подчеркивается важность логистической инфраструктуры для активизации участия страны в глобальных цепочках стоимости. Рассматриваются выгоды страны от участия в сервисных глобальных цепочках создания стоимости. Даются рекомендации относительно повышения эффективности участия России в цепочках создания стоимости, в том числе путем развития инфраструктурных отраслей услуг, а также грамотного применения такого важного торгово-политического механизма, как создание зон свободной торговли.

JEL classification: F13

Ключевые слова: международная торговля; услуга; глобальные цепочки создания стоимости; сервисные сети.

В последние годы фрагментация производственных процессов, международное разделение труда, страновая специализация привели к развитию производственных систем, действующих за пределами национальных границ. Данные системы могут формироваться посредством последовательных цепочек или сложных взаимосвязанных цепочек в глобальном масштабе, на региональном уровне или между двумя странами. Они получили название «глобальные цепочки создания стоимости» (ГЦСС).

В ГЦСС каждая страна формирует не полную стоимость товара, а участвует лишь в формировании его добавленной стоимости на очередном этапе его разработки, производства и сбыта. Глобальные цепочки стоимости включают полный набор деятельности, которую компании необходимо осуществить для того, чтобы товар и услуга прошли весь путь от разработки идеи до конечного потребления. Под этими действиями понимаются дизайн, производство, изготовление, маркетинг, наряду с предпродажной и послепродажной сервисной поддержкой. ГЦСС размещают производство товаров и услуг там, где это наиболее выгодно делать, тем самым сокращая издержки и повышая конкурентоспособность продукции. Каждая страна или компания, кото- ° рая «добавляет стоимость», начиная от производства сырья и полуфабрикатов и заканчивая производством конечного товара или услуги, считается элементом ГЦСС.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 14-32-01200) и Научного в

фонда НИУ-ВШЭ, 2015 г.

©

3 (65) 2016

Сопровождаемое оффшорной деятельностью, а также промежуточной торговлей, производство распространяется на различные страны, и цепочки стоимости становятся глобальными. В настоящее время примерно 65% всей мировой торговли (которая составляет, по данным Всероссийской торговой организации, 23 трлн дол.) приходится на торговлю промежуточными товарами и услугами, включаемыми на различных этапах в производственный процесс. Следовательно, современная мировая экономика пронизана глобальными цепочками стоимости.

Роль услуг в глобальных цепочках создания стоимости

В развитии глобальных цепочек создания стоимости поставщики услуг играют значительную роль. При этом речь идет не только о ГЦСС в сфере услуг (так называемые сервисные), но и о ГЦСС в различных отраслях промышленности (производственные). Согласно данным экспертов Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), на сектор услуг приходится около 46% всего объема экспорта добавленной стоимости. Особенно важную роль в работе ГЦСС и международных производственных сетей играют транспорт, связь и прочие деловые услуги. Производство товаров и услуг тесно взаимосвязано, и на динамику и географию международных торговых потоков оказывают влияние инвестиционные решения [8. С. 58-59].

Традиционная статистика, показывающая международные операции в торговле услугами, собирается из данных платежного баланса страны и отражает сделки между резидентами и нерезидентами. Поэтому, согласно данным Всемирного банка и Всемирной торговой организации, основывающимся на информации из платежных балансов стран, доля услуг в международной торговле с 1990 г. колеблется на уровне около 20% (рис. 1).

2014] _

2012:

2010: --

2008: -

2006: -

2004: —

2002: _

2000: -

1998: -

1996:

1994: ^■

1992: --

1990: | _

0 20 40 60 80

^В Доля экспорта услуг в совокупном экспорте, % Доля услуг в мировом ВВП, %

Рис. 1. Роль услуг в мировом ВВП и мировом экспорте1

Кроме того, многие услуги участвуют в торговле косвенно, поскольку создают часть добавленной стоимости товаров. Однако с точки зрения формирования статистики платежный баланс отражает совокупный объем трансграничной торговли услугами,

1 Источник: UNCTAD Statistics Database, WB World Development Indicators.

но не включает добавленную стоимость услуг, оказываемых при производстве товара, который впоследствии экспортируется.

В валовом внутреннем продукте (ВВП) стран мира, который рассчитывается на основе статистики национальных счетов, сектор услуг играет важнейшую роль в создании добавленной стоимости, составляя 70% мирового ВВП [4. С. 63]. Кроме того, этот показатель меняет свое значение и с 1990 г. вырос почти на 20%. Такой разброс цифр объясняется тем, что многие услуги участвуют в торговле косвенно, поскольку воплощаются в товары. С точки зрения формирования статистики платежный баланс отражает совокупный объем трансграничной торговли услугами, но не включает добавленную стоимость услуг, оказываемых при производстве товара, продаваемого впоследствии за границу.

Услуги участвуют в цепочках стоимости либо в качестве затрат при производстве продукции, либо как вводимые ресурсы в фрагментированном сервисном производстве. Источники сервисных затрат могут быть национальными и международными, находиться в пределах шаговой доступности или в рамках границ компании. Однако и национальное, и международное обеспечение источников финансирования, поставок и т. д. может осуществляться посредством торговли услугами. При этом купля-продажа услуг может происходить не только трансгранично, но и посредством передвижения людей, капиталов и товаров.

Торгуемые услуги, которые участвуют в создании товаров, стали измеряться сравнительно недавно благодаря развитию статистики торговли по добавленной стоимости. Эти данные можно получить из международных таблиц «затраты - выпуск», которые представляются в рамках проекта Т1УА под эгидой таких международных организаций, как Всемирная торговая органиация (ВТО) и Организация экономического сотрудничества и разивития (ОЭСР). Модель межстрановых межотраслевых балансов связывает воедино балансы 58 стран и охватывает 95% мирового производства. Потоки промежуточной продукции между странами и отраслями можно найти в базе данных двусторонней торговли по отраслям и категориям конечного использования.

Услуги становятся все более важным элементом в обрабатывающем производстве. Сама эта тенденция получила название «сервитизация производства». Добавленная стоимость услуг составляет почти треть совокупного экспорта обрабатывающей промышленности в развитых странах и 26% в развивающихся странах. Среднее значение доли импортной (иностранной) добавленной стоимости услуг в производственном экспорте близка к 12% для стран обеих групп. Вместе с тем в развивающихся странах доля национальной добавленной стоимости услуг в экспорте значительно ниже (табл. 1).

Грамотное применение инструментов торговой политики и мер по привлечению инвестиций способствуют сокращению этого разрыва путем расширения коммерческого присутствия, т. е. увеличения инвестиций транснациональных компаний. Инвестиции и импорт услуг по способу поставки 3 (предоставление услуги посредством коммерческого присутствия иностранной фирмой) могут увеличить конкуренцию и качество деловых услуг в стране наряду с развитием таких инфраструктурных секторов услуг, как финансы, транспорт и телекоммуникации. Это способствует увеличению производительности и экспортной конкурентоспособности национальных производственных компаний [9. С. 490-493].

Сети производственных цепочек создания стоимости, а также сервисных цепочек создания стоимости основываются на международных операциях с услугами и офшо-рингом услуг. Согласно традиционной статистике, компьютерные и информационные услуги с 2005 г. росли в среднем ежегодно на 14%, значительно опережая темпы роста экспорта других видов услуг. Растущее значение Индии и Филиппин как поставщиков офшорных услуг также объясняет расширение участия этих стран в ГЦСС посредством таких услуг.

Таблица 1

Доля добавленной стоимости услуг в валовом экспорте

о Доля национальной добавленной о Доля иностранной добавленной стоимости

о щ стоимости услуг в валовом экспорте с е услуг в валовом экспорте

Страна 1995 2008 2011 Страна 1995 2008 2011

1 Гонконг, Китай 67,19 73,97 76,35 1 Люксембург 29,75 48,52 49,03

2 Кипр 64,61 68,26 71,13 2 Ирландия 20,64 32,34 33,36

3 Хорватия 47,44 59,97 58,07 3 Мальта 24,75 27,18 26,76

4 Нидерланды 45,4 52,92 54,9 4 Сингапур 21,9 24,61 24,67

5 Греция 51,07 55,42 53,69 5 Венгрия 15,44 22,69 23,8

6 Великобритания 44,27 55,05 52,12 6 Чехия 14,1 19,66 21,06

7 Мальта 32,65 37,84 51,46 7 Дания 13,66 22,13 20,75

8 Франция 47,53 50,01 50,92 8 Словакия 14,6 20,87 19,88

9 Швейцария 48,98 49,52 50,88 9 Камбоджа 6,31 22,2 19,67

10 США 48,46 49,71 49,81 10 Эстония 18,49 18,28 19,38

11 Новая Зеландия 45,02 49,05 49,5 11 Исландия 9,19 16,71 19,25

12 Израиль 47,91 48,08 48,91 12 Бельгия 15,86 19,69 18,68

13 Литва 40,37 47,86 48,87 13 Малайзия 15,71 18,15 17,76

14 Индия 44,77 47,63 47,81 14 Словения 14,99 17,71 17,62

15 Бельгия 39,93 44,35 47,07 15 Болгария 15,01 20,74 17,61

16 Испания 45,51 46,5 46,65 16 Финляндия 11,89 17,53 17,6

17 Латвия 44,15 51,61 46,21 17 Таиланд 11,86 16,79 16,79

18 Коста-Рика 34,94 40,84 45,3 18 Тайвань 13,41 15,98 16,57

19 Дания 43,97 42,42 44,61 19 Тунис 11,52 14,95 15,96

20 Япония 48,75 45,19 44,36 20 Швеция 13,24 17,07 15,44

21 Бразилия 48,24 43,23 44,16 21 Польша 7,32 14,55 15,26

22 Австрия 46,88 43,37 43,88 22 Латвия 10,64 14,35 14,96

23 Швеция 36,72 42,39 43,86 23 Вьетнам 9,81 14,65 14,94

24 Португалия 39,77 42,38 43,23 24 Корея 9,53 15,92 14,85

25 Турция 49,01 42,62 43,08 25 Португалия 12,42 14,58 14,46

26 Италия 44,87 42,89 43,06 26 Китай 16,79 14,32 14,2

27 Сингапур 38,14 46,06 41,77 27 Кипр 11,94 15,26 13,33

28 Эстония 36,47 44,55 41,07 28 Нидерланды 12,66 11,86 13,07

29 Австралия 42,69 41,2 40,36 29 Австрия 10,85 12,94 13,02

30 Филиппины 36,35 33,2 39,57 30 Гонконг, Китай 13,09 15,77 12,84

31 Исландия 38,92 40,23 38,98 31 Германия 7,25 12,28 12,77

32 Германия 41,57 39,3 38,18 32 Мексика 10,74 13,08 12,66

33 Южная Африка 39,13 36,62 37,76 33 Испания 8,83 12,89 12,55

34 Польша 39,25 38,44 37,2 34 Италия 8,41 11,71 12,03

35 Финляндия 31,14 34,38 37,11 35 Израиль 11,08 12,89 12,01

36 Аргентина 50,72 35,9 37,1 36 Литва 12,57 12,1 11,85

37 Люксембург 46,41 36,5 37,07 37 Франция 8,24 11,39 11,59

38 Россия 38,1 37,15 35,88 38 Швейцария 8,2 11,51 11,57

39 Словения 31,39 35,28 35,84 39 Велико британия 9,04 9,91 11,39

40 Камбоджа 27,56 32,76 35,47 40 Румыния 9,33 12,35 11,36

41 Канада 33,19 33,24 34,84 41 Греция 7,09 12,39 11,24

42 Тунис 43,72 33,09 34,47 42 Коста-Рика 9,84 12,09 10,85

43 Ирландия 25,44 35,99 34,13 43 Турция 3,7 9,98 10,72

44 Болгария 35,77 28,55 31,56 44 Канада 10,39 9,88 10,04

45 Тайвань 34,97 30,02 30,33 45 Индия 3,73 7,56 9,72

Окончание табл. 1

О Доля национальной добавленной о Доля иностранной добавленной стоимости

О <0 стоимости услуг в валовом экспорте о щ услуг в валовом экспорте

Страна 1995 2008 2011 Страна 1995 2008 2011

46 Румыния 31,76 36,41 29,99 46 Норвегия 11,06 9,26 9,71

47 Норвегия 35,28 28,81 29,58 47 Хорватия 8,76 10,11 9,29

48 Чили 37,27 29,34 28,87 48 Филиппины 13,83 12,14 8,93

49 Китай 26,61 26,62 27,65 49 Новая Зеландия 9,59 8,67 7,88

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 Венгрия 37,81 29,05 27,59 50 Чили 6,92 8,35 7,6

51 Словакия 33,79 26,48 27,11 51 Южная Африка 5,73 8,65 7,08

52 Чехия 34,94 27,81 27,06 52 Россия 6,09 6,53 6,59

53 Таиланд 38,75 26,48 26,23 53 Аргентина 2,83 6,31 6,14

54 Корея 38,71 27,75 25,27 54 США 5,01 6 5,86

55 Мексика 31,77 25,32 25,12 55 Австралия 5,94 5,78 5,66

56 Индонезия 34,32 23,87 24,28 56 Япония 2,57 5,81 5,44

57 Малайзия 28,94 22,33 23,95 57 Бразилия 3,55 4,48 4,76

58 Вьетнам 36,31 22,54 23,2 58 Индонезия 6,06 5,49 4,68

59 Колумбия 36,09 27,89 22,75 59 Колумбия 3,78 4,5 3,41

60 Бруней- 16,24 6,75 7,98 60 Бруней- 3,68 2,02 2,52

Даруссалам Даруссалам

Источник: OECD/WTO. TiVA database.

Статистика торговли по добавленной стоимости показывает, что международная фрагментация услуг менее выражена по сравнению с международной фрагментацией товаров. Иностранный компонент в экспорте услуг наиболее высок в финансах, страховании и телекоммуникациях. Большой рост в прямой добавленной стоимости экспорта таких видов услуг, как финансы, страхование и деловые услуги, наблюдаемый с 1995 г., обусловлен повышением «торгуемости» этих услуг, а также их особым значением в международной фрагментации производства.

Методологические подходы к оценке стоимости услуг в глобальных цепочках создания стоимости

Оценка влияния участия страны в ГЦСС на торговлю услугами остается сложной методологической проблемой. Так, отсутствует общепринятый подход к определению того, какие услуги необходимо учитывать отдельно, а какие рассматривать как элементы производства товара [12. Р. 61-62]. Нет методологии оценки реального воздействия услуг на развитие экономики, когда услуги участвуют в производстве товаров.

Дж. Дрейк-Брокмен и С. Стефенсон предложили разделить услуги на «воплощенные» и «встроенные», чтобы определить объем услуг в ГЦСС товаров [11]. «Воплощенные» услуги участвуют в создании продукции, используемой в добыче, сельском хозяйстве и производстве, инвестировании в течение всего производственного процесса. Речь идет об энергетических услугах, транспорте, страховании, бухучете, дизайне, услугах связи, программном обеспечении и технической экспертизе. «Встроенные» услуги можно обнаружить в момент продажи товара, например: финансы, обучение, содержание и техническое обслуживание, ремонт и прочее послепродажное обслуживание.

В целом такой подход позволят достаточно четко уловить разницу между двумя категориями услуг, участвующими в ГЦСС. В то же время это разделение не помогает реально оценить стоимость услуг в торговле, так как экспортная стоимость воплощенных услуг отражается только в стоимости промышленного экспорта, а не в экспортной стоимости выпуска услуг.

Концептуализация фрагментации производства, в котором задействованы услуги, подняла ряд вопросов, связанных с аналитическим определением услуги: в какой степени понятие промежуточных затрат применимо к услугам [5. С. 80-81], и можно ли производственные услуги описывать через характер структуры производства, которая может быть вертикальной, сетевой и т. д.

На рис. 2 представлены возможные способы встраивания услуг в глобальные цепочки создания стоимости, например сорсинговые стратегии поиска услуг, когда фирма осуществляет либо промышленное производство, либо сама оказывает услуги. Дифференцируются национальные и иностранные услуги, которые выступают в качестве вводимых ресурсов, и демонстрируется, как торговля услугами отражается в терминах Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) для каждой сорсинговой стратегии, какие статистические подходы применяются для их оценки. Показано также, как добавленная стоимость услуг экспортируется либо через экспорт товаров, либо через экспорт услуг.

Происхождение услуг

Иностранные

Выпуск продукции обрабатывающей промышленности

Участие услуг в экспорте

Услуги по промышленной обработке вводимых ресурсов, осуществляемые другими поставщиками -Экспорт по способу 2 (ПБ)* -> Участие национальных услуг в экспорте товаров

Национальный сорсинг (аутсорсинг или выполнение «своими силами») -Импорт по способу 3 (ТУЗФ) -> Участие национальных услуг в экспорте товаров

Офшоринг услуг (аутсорсинг или ПИИ) - Импорт по способу 1(ПБ) -> Участие импортируемых услуг в экспорте товаров

Указаны документы, которые отражают статистику соответствующих операций.

Выпуск услуг

Национальные

Иностранные

Национальный сорсинг (аутсорсинг или выполнение «своими силами») Импорт по способу 3 (ТУЗФ) -> Участие национальных услуг в экспорте услуг

Офшоринг услуг (аутсорсинг или ПИИ) Импорт по способу 1 (ПБ) -> Участие импортируемых услуг в экспорте услуг

Рис. 2. Способы встраивания услуг в глобальные цепочки создания стоимости

Услуги, вводимые в качестве ресурсов в производственный процесс, могут быть сгруппированы в соответствии с термином «сервитизация производства», а могут приобретать форму услуг по промышленной обработке вводимых ресурсов, которые оказываются другими компаниями, отечественными поставщиками услуг или привлекаются через офшоринг (светло-серые элементы на рис. 2). Аналогичным образом фрагментация сервисного производства на вводимые сервисные ресурсы может происходить через сервисные сети или цепочки стоимости услуг (светло-синие элементы на рис. 2). Как и в обрабатывающей промышленности, фирмы, работающие в сервисных

сетях, могут встраиваться в национальный сорсинг или выступать поставщиками оф-шоринговых услуг. Производственные услуги, вводимые в качестве ресурсов, предоставляемых другими поставщикам услуг, отражаются в экспорте по способу 2 ГАТС (потребление за рубежом), поскольку иностранные фирмы перемещают свои товарные ресурсы в национальную экономику, где потребляются «производственные услуги». Ранее эти услуги учитывались как «товары для переработки» и записывались в статистику торговли товарами, однако после принятия шестой версии Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции Международного валютного фонда (РПБ6) они стали отражаться в платежном балансе (ПБ) в статьях торговли услугами. Национальный сорсинг сервисных ресурсов в рамках промышленных ГЦСС или сервисных сетей может осуществляться посредством независимых поставщиков (аутсорсинг) или в рамках межфирменных границ, т. е. через торговлю «на расстояние вытянутой руки», или внутрифирменных операций. Национальный сорсинг может принимать форму импорта по способу 3. Эти операции отражаются в статистике иностранных филиалов ТУЗФ (статистика торговли услугами через зарубежные филиалы). Офшоринг услуг, т. е. перемещение сервисной деятельности из национальной экономики в зарубежную, часто приводит к сорсингу иностранных ресурсов. Таким образом, офшоринг услуг охватывает как деятельность независимого поставщика (вытекающую из оффшорного аутсорсинга), так и внутренние операции, осуществляемые иностранными филиалами (вытекающие из осуществления прямых иностранных инвестиций).

Сервисный офшоринг может стать сорсинговой стратегией, как для производственных цепочек, так и для сервисных сетей. Офшоринг услуг отражается в трансграничной торговле услугами или торговле услугами по детализированным статьям, которые стали охватываться статистическими рамками платежного баланса. Что касается экспорта, развитие статистики добавленной стоимости позволяет проводить анализ «сервитизации производства» и сервисных сетей путем измерения вклада национальных и зарубежных услуг в создание товаров и услуг [13]. Однако для более глубокого анализа международных сервисных сетей необходимо развитие статистики компании и торговли услугами по способам поставки.

Участие России в глобальных цепочках создания стоимости и развитие сектора услуг

В структуре конечного потребления наибольшая доля отечественной добавленной стоимости приходится на услуги, такие как оптовая и розничная торговля, транспорт и коммуникации, финансы и страхование. Вклад отечественных производителей в общую добавленную стоимость в перечисленных видах услуг - от 70 до 90% [7. С. 86]. Доля иностранной добавленной стоимости в отечественном экспорте остается на низком уровне.

Россия стремится к географической диверсификации своих внешнеэкономических связей, в том числе путем заключения региональных торговых соглашений со странами дальнего зарубежья. Важно, чтобы при анализе последствий создания зон свободной торговли в составе Евразийского экономического союза тщательно прорабывались вопросы оценки перспектив российских компаний и с точки зрения включения в глобальные цепочки добавленной стоимости [1. С. 49-51]. Для этого необходимо выделение приоритетных отраслей-локомотивов, которые позволят расширить экспорт или на основе существующей вовлеченности в глобальные цепочки (нефтепереработка, химическая промышленность, металлургия, транспортное машиностроение [6. С. 8-13]), или на основе развития потенциала в международной торговле и вовлеченности в ГЦСС отраслей услуг (телекоммуникации, компьютерные и информационные услуги, торговые сети). Координация подходов к промышленной политике и кооперации в условиях геополитических рисков поможет частично компенсировать введение санкций против

России и укрепить ее внешнеэкономические связи [10. С. 125]. При этом важно помнить, что развитие инфраструктурных отраслей услуг (транспорт, финансы и телекоммуникации) остается необходимым условием для развития цепочек стоимости независимо от выбора отраслей-локомотивов.

Выгоды страны от участия в сервисных глобальных цепочках создания стоимости

Современная торговая политика ведущих мировых торговых участников и интеграционных объединений при формировании интеграционной повестки учитывает возможности преференций для развития цепочек создания стоимости. Переход к новым формам сотрудничества происходит в условиях глобализации мировой экономики, когда повсеместно стираются границы ведения бизнеса и усиливается экономическая взаимозависимость государств в глобальном масштабе. Региональные интеграционные процессы все больше определяются не только внутрирегиональными факторами, но и растущими под воздействием глобализации требованиями внешней среды, а также усиливающейся международной конкуренцией.

Торговая политика в отношении услуг значительно отличается от политики торговли товарами. Причина состоит в том, что, в отличие от представителей торговли товарами, поставщики услуг слабо ассоциируют себя с производителями и куда в меньшей степени с настоящими или потенциальными экспортерами. Осведомленность и активность поставщиков услуг в вопросах внешней торговли так же неоднородны, как неоднородны и сами секторы услуг [2. С. 81-83]. Идеологические аргументы, оправдывающие либерализацию торговли услугами, значительно сложнее, чем аргументы либерализации торговли товарами. Традиционно торговля услугами относится к одной из наиболее контролируемых государством сфер внешнеэкономических отношений, которая не только во многом определяет финансово-экономическую стабильность, но и поддерживает благоприятную социальную обстановку в странах [3. С. 98-100].

Инвестиционные решения, которые принимаются транснациональными компаниями, во многом учитывают возможность привлечения независимых подрядчиков и осуществления оффшорных операций. Вместе с тем большинство фирм, как из развитых, так и развивающихся стран, участвующих в ГЦСС, являются средними и малыми компаниями. Встраивание в цепочку добавленной стоимости для многих из них является возможностью получить заказ на выполнение услуг. Препятствия, с которыми им приходится сталкиваться, в основном связаны с доступом к финансированию, поиском партнеров для работы в ГЦСС, обработкой платежей.

Степень участия малого и среднего бизнеса в цепочках создания стоимости остается слабо изученной областью, поскольку национальная статистика во многих странах не охватывает значительного объема их операций, в том числе продажи дочерними предприятиями за границу.

Для развития ГЦСС важной задачей является преодоление расстояния, как между поставщиками производственных ресурсов, так и до рынка сбыта. Эту задачу можно решить не только посредством снижения транспортных расходов, но и повышением эффективности операций в пограничных районах.

Для активного участия в ГЦСС страна должна иметь развитую логистическую инфраструктуру, включая разнообразные секторы и подсекторы (обработка грузов, хранение, складирование, агентские и соответствующие вспомогательные услуги, грузовые перевозки - воздушные, железнодорожные, морские, экспресс-услуги и курьерские услуги), а также последовательно упрощать процедуры торговли, в первую очередь таможенные и пограничные.

Подчеркнем, что развитие ГЦСС способствует улучшению качества многих услуг: информационно-компьютерных, транспортных, таможенных, управления запасами.

Выводы

Компании сферы услуг, участвующие в глобальных цепочках создания стоимости, требуют особого внимания в рамках ВТО и региональных торговых соглашений. Современная торговая политика не обладает эффективным инструментарием регулирования деятельности таких компаний, они слабо изучены статистически, и методология их оценки требует совершенствования.

В новых бизнес-моделях предприятия не только выводят на аутсорсинг сборку товаров, но и заказывают различные, все более детализированные, услуги. Несмотря на то, что концепция учета торговли товарами с использованием добавленной стоимости подходит и для услуг, поскольку они также образуют производственную цепочку, необходимо уточнение роли услуг в новых моделях торговли.

Источники

1. Бирюков Е. С. Россия и страны ССАГПЗ - наращивание экономического сотрудничества // Азия и Африка сегодня. 2013. № 9. С. 49-54.

2. Бирюков Е. С. Создание финансовых центров // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2013. № 12 (287). С. 080-097.

3. Бирюкова О. В. Торговля услугами в Дохийском раунде: многостороннее соглашение для избранных? // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 2. С. 98-110.

4. Бирюкова О. В. Торгово-политический инструментарий в международной торговле услугами. М. : Экономика, 2013.

5. Зуев В. Н., Островская Е. Я., Дунаева М. С. Включение национальных экономик в глобальные цепочки стоимости: изменение парадигмы организации внешнеэкономических связей // Современная конкуренция. 2014. № 2 (44). С. 77-94.

6. Кадочников П. А. Перспективные вопросы расширения участия России в глобальных цепочках стоимости // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 2. С. 8-13.

7. Мешкова Т. А., Моисеичев Е. Я. Мировые тенденции развития глобальных цепочек создания стоимости и участие в них России // Вестник Финансового университета. 2015. № 1 (85). С. 83-96.

8. Новые тенденции в деятельности ТНК в условиях глобализации / А. В. Ларионов, Е. А. Гальченко, Н. А. Сальников, Е. Н. Чиркова // Научная перспектива. 2014. № 8. С. 57-62.

9. Экономическая дипломатия в условиях глобализации / В. А. Горбанев, Д. А. Дег-терев, В. В. Карлусов, Е. Л. Морева. М., 2010.

10. Якунин О. В. Развитие внешнеэкономических связей России в условиях глобальных геополитических рисков // Известия Уральского государственного экономического университета. 2014. № 6 (56). С. 119-125.

11. Drake-Brockman J., Stephenson S. Implications for 21st Century Trade and Development of the Emergence of Services Value Chains, ICTSD. URL: http://ictsd.org/down-loads/2012/11/implications-for-21st-century-trade-and-development-of-the-emergenceof-services-value-chains.pdf.

12. Global Value Chains in a Changing World / ed. by D. K. Elms, P. Low, World Trade Organization (WTO), Fung Global Institute (FGI) and Nanyang Technological University (NTU), 2013. P. 61-62.

13. Lanz R., Maurer A. Services and Global Value Chains: Servicification of Manufacturing and Services Networks // Journal of International Commerce, Economics and Policy. 2015. Vol. 6. Issue 3. P. 1550014-1-1550014-18.

Participation of the Services Sector in the Development of the Global Value Chains

by Olga V. Biryukova

The article analyzes the impact of the concept of global value chains on the methodological approaches to collection of statistics on international trade in services. The author compares the approaches to the collection of traditional statistics for services sector reflecting the data from balance of payments, statistics from national accounts and statistics of trade according to the added value which is presented within the TiVA project. The paper shows the role of services both in the development of international service networks and global manufacturing and stresses the importance of logistical infrastructure for increasing a country's participation in the global value chains. The author looks at the benefits for countries derived from participation in global value chains in services. Finally, the recommendations are given on how to improve the efficiency of Russia's participation in value chains, particularly, this can be done through the development of infrastructural sectors of services and competent application of such significant trade and political mechanism as creation of free trade zones. The article considers the benefits for the country to participate in the service GVCs, gives some recommendations on Russia's participation in the value chains.

Keywords: international trade; service; global value chain; services network.

References:

1. Biryukov Ye. S. Rossiya i strany SSAGPZ - narashchivanie ekonomicheskogo sotrudnichestva [Russia and the CCASG countries: strengthening of economic cooperation]. Aziya i Afrika segodnya -Asia and Africa Today, 2013, no. 9, pp. 49-54.

2. Biryukov Ye. S. Sozdanie finansovykh tsentrov [Creation of financial centers]. Nauchno-analitich-eskiy zhurnal Obozrevatel - Observer, 2013, no. 12 (287), pp. 080-097.

3. Biryukova O. V. Torgovlya uslugami v Dokhiyskom raunde: mnogostoronnee soglashenie dlya izbrannykh? [Trade in services in the Doha Round: multilateral agreement for the selected few?]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika - International Organizations Research Journal, 2013, no. 2, pp. 98-110.

4. Biryukova O. V. Torgovo-politicheskiy instrumentariy v mezhdunarodnoy torgovle uslugami [Trade and political toolkit in international trade in services]. Moscow: Ekonomika Publ., 2013.

5. Zuev V. N., Ostrovskaya E. Ya., Dunaeva M. S. Vklyuchenie natsional'nykh ekonomik v global'nye tsepochki stoimosti: izmenenie paradigmy organizatsii vneshneekonomicheskikh svyazey [Inclusion of national economies in global value chains: the change in paradigm of foreign economic relations organization]. Sovremennaya konkurentsiya - Modern Competition, 2014. no. 2(44), pp. 77-94.

6. Kadochnikov P. A. Perspektivnye voprosy rasshireniya uchastiya Rossii v global'nykh tsepochkakh stoimosti [Prospective issues of extending Russia's participation in global value chains]. Rossiyskiy vnesh-neekonomicheskiy vestnik - Russian Foreign Economic Bulletin, 2015, no. 2, pp. 8-13.

7. Meshkova T. A., Moiseichev Ye. Ya. Mirovye tendentsii razvitiya global'nykh tsepochek sozdaniya stoimosti i uchastie v nikh Rossii [Global trends in development of global value chains and Russia's participation in them]. Vestnik finansovogo universiteta - Bulletin of the Financial University ,2015, no.1(85), pp. 83-96.

8. Larionov A. V., Galchenko E. A., Salnikov N. A., Chirkova Ye. N. Novye tendentsii v deyatel'nosti TNK v usloviyakh globalizatsii [New trends in TNC's activities in conditions of globalization]. Nauch-naya perspektiva - Academic Prospects, 2014, no.8, pp. 57-62.

9. Gorbanev V A., Degterev D. A., Karlusov V. V., Moreva Ye.L. Ekonomicheskaya diplomatiya v usloviyakh globalizatsii [Economic diplomacy in conditions of globalization]. Moscow, 2010.

10. Yakunin O. V. Razvitie vneshneekonomicheskikh svyazey Rossii v usloviyakh global'nykh geo-politicheskikh riskov [Evolution of Russia's Foreign Economic Relations in Conditions of Global Geopolitical Risks]. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta - Journal of the Ural State University of Economics, 2014, no. 6 (56), pp. 119-125.

11. Drake-Brockman J., Stephenson S. Implications for 21st Century Trade and Development of the Emergence of Services Value Chains, ICTSD. Available at: http://ictsd.org/downloads/2012/11/implica-tions-for-21st-century-trade-and-development-of-the-emergenceof-services-value-chains.pdf.

12. Global Value Chains in a Changing World ed. by D. K. Elms, P. Low, World Trade Organization (WTO), Fung Global Institute (FGI) and Nanyang Technological University (NTU). 2013, pp. 61-62.

13. Lanz R., Maurer A. Services and Global Value Chains: Servicification of Manufacturing and Services Networks. Journal of International Commerce, Economics and Policy, 2015, Vol. 6, Issue 3, pp. 1550014-1-1550014-18.

Contact Info:

Olga V. Biryukova, Cand. Sc. (Econ.), Associate Prof. of Global Economy Dept., Research fellow of the Institute of Trade Policy Phone: 8 (495) 772-95-90, ext. 2-22-29) e-mail: Olga.Birjukova@mail.ru

National Research University Higher School of Economics

20 Myasnitskaya St., Moscow, Russia, 101000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.