Научная статья на тему 'Участие РПЦ в экуменическом движении и его влияние на духовную жизнь СССР Д60-80-е гг. XX в.)'

Участие РПЦ в экуменическом движении и его влияние на духовную жизнь СССР Д60-80-е гг. XX в.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
604
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ливцов Виктор Анатольевич

Как известно, Русская Православная Церковь (РПЦ) в 1961 г. вступила в экуменический Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) для «оказания влияния на характер и направление его деятельности», чтобы «опираясь на прогрессивные силы экуменического движения, добиваться единения христиан в борьбе за мир» и «ликвидацию колониализма», срывать «попытки реакционных сил направить ВСЦ на путь идеологической борьбы против социалистического лагеря, добиваться осуждения со стороны ВСЦ реакционной политики Ватикана»'. Партийным и советским органам удалось реализовать поставленные цели. Доказательство тому доклады о выполненных поручениях церковных деятелей-участников экуменического движения. Но не удалось избежать обратного влияния экуменических идей на обстановку в СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ливцов Виктор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие РПЦ в экуменическом движении и его влияние на духовную жизнь СССР Д60-80-е гг. XX в.)»

#

09’2008_________________________ВЛАСТЬ_______________________________119

Виктор ЛИВЦОВ

УЧАСТИЕ рпц в экуменическом ДВИЖЕНИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ СССР (60-80-Е ГГ. ХХ В.)

Как известно, Русская Православная Церковь (РПЦ) в 1961 г. вступила в экуменический Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) для «оказания влияния на характер и направление его деятельности», чтобы «опираясь на прогрессивные силы экуменического движения, добиваться единения христиан в борьбе за мир» и «ликвидацию колониализма», срывать «попытки реакционных сил направить ВСЦ на путь идеологической борьбы против социалистического лагеря, добиваться осуждения со стороны ВСЦ реакционной политики Ватикана»1. Партийным и советским органам удалось реализовать поставленные цели. Доказательство тому - доклады о выполненных поручениях церковных деятелей-участников экуменического движения. Но не удалось избежать обратного влияния экуменических идей на обстановку в СССР.

Первыми под влияние экуменизма попали студенты Московской и Ленинградской духовных семинарий и академий. На смену теории об исключительности православия пришли поддерживаемые советско-церковной пропагандой мысли, что «экуменическое движение является наиболее важным религиозным явлением в истории христианства со времен Реформации», «подвигом возрождения» и церковного общения2.

С вступлением в ВСЦ многие зарубежные идеи нашли почву в душах православных в СССР. Очевидно, не без влияния экуменизма в РПЦ начало формироваться движение церковных диссидентов, видевших в ВСЦ надцерковный орган, не связанный с государством, способный оказать влияние на РПЦ. В ВСЦ стали поступать письма инакомыслящих из СССР.

Ответ властей был скор. Только за 1961—1963 гг. и первое полугодие 1964 г. было привлечено к уголовной ответственности за религиозные убеждения 806 человек. Органы госбезопасности квалифицировали действия духовенства как попытки придать стихийно возникшим беспорядкам верующих «контрреволюционную направленность»3.

В 1964 г. в Ленинграде была создана тайная организация «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа» (ВСХСОН), которая ставила целью преобразования на национально-православной основе. Возглавил организацию И. Огурцов. После разгрома ВСХСОНа он был в декабре 1967 г. осужден на 15 лет лагерей и 5 лет ссылки. Различные сроки получили 20 членов подпольной организации.

Но еще в ноябре 1965 г. священники Н. Эшлиман и Г. Якунин направили открытое письмо патриарху Алексию I. В нем констатировалось, что РПЦ больна, так как церковная власть уклоняется от исполнения долга. Письмо были переведено на иностранные языки, получило резонанс на Западе (деятель русского зарубежья Никита Струве назвал его историческим событием) и дало

1 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33 Д. 215. Л. 5

2 Вещиков Николай, студент. Отношение Римско-католической Церкви к экуменическому движению. Курсовое сочинение. Троице-Сергиева Лавра. 1966—1967 гг. г. Загорск. Л. 1

3 ЦХСД. Ф. 89. Перечень 6. Д. 20. Л. 4, 12

ЛИВЦОВ

Виктор

Анатольевич —

к. и. н., профессор

Орловского

государственного

университета

ф

120______________________ВЛАСТЬ___________________09’2008

еще один повод говорить об отсутствии религиозной свободы в СССР. Когда же 13 мая 1966 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен запретил участие иереев в священнослужении, они обратились с апелляцией, прося созвать Архиерейский Собор. Но в ответ патриарх заявил, что клеветнические обвинения в адрес церковной власти могут быть использованы враждебными зарубежными кругами во вред церкви и Родине, что вызвало падение авторитета РПЦ в ВСЦ и «страшно отрицательную» реакцию на Западе даже среди прихожан православных приходов. На вопросы зарубежных религиозных деятелей по поводу инцидента давался ответ, продиктованный Советом по делам религий, что два молодых священника очернили деятельность патриарха, епископата и «государственного органа — Совета».

По мнению представителя РПЦ при Всемирном Совете Церквей митрополита Макария, в то время начала формироваться опасная для РПЦ тенденция рассматривать руководство РПЦ лишь как «неизбежное зло», с которым официально нужно иметь дело, но которое не отражает мнение всей Церкви. «В лоне Церкви уже имеются достаточно мощные и достаточно хорошо организованные «движения», «группы», «течения», которые отражают в себе и выражают собой мнение большинства сознательного духовенства и активных верующих. Это люди типа Шафаревича, Якунина, Дудко, Желудкова, Барабанова и др. К их голосу надо теперь прислушиваться не как к выражениям «недовольства» отдельных личностей или малых групп, а как к голосу большинства РПЦ. Надо выслушать «Официальную Церковь» и «оппозицию» и пытаться установить истинную картину «положения» и «соотношения сил»1.

Внутри страны церковным властям приходилось прибегать к помощи государственных, правоохранительных органов для того, чтобы нейтрализовать действия верующих. Так, о трагическом положении верующих в стране говорилось в письме преподавателя математики Б. В. Талантова Патриарху Алексию I от 10 ноября 1966 г. Под письмом подписалось 12 прихожан Кировской епархии. Они требовали прекратить разорение

религиозной жизни руками церковной администрации. Это письмо получило острый отклик в западных религиозных кругах. Талантов и верующие, подписавшие письмо, подверглись давлению со стороны властей. Митрополит Никодим (Ротов), ведающий в РПЦ межцерков-ными связями, срочно сделал официальное заявление, что письмо — фальшивка, подписанная анонимами. В 1968 г. в СССР и за рубежом распространилась жалоба Талантова Генеральному прокурору по поводу ущемления прав верующих. В местной же печати была развязана травля подписантов. Несколько человек из них скончались, не выдержав стресса. 12 июня 1969 г. Талантова арестовали и затем осудили на 2 года лагерей общего режима. В результате болезни он умер в концлагере за несколько часов до освобождения (4 января 1971 г.).

В 1971 г. умер патриарх Алексий I. Для избрания его преемника собрался Архиерейский Собор. В его адрес Эшлиман и Якунин направили письмо, в котором просили об отмене постановления 1961 г., ущемлявшего интересы приходского духовенства. Священник Н. Гайнов и трое прихожан ставили вопрос и об отставке митрополита Никодима, ответственного за внешнецерковные связи, который отрицал гонения на РПЦ и искажал положение верующих в СССР. Гайнов лишился прихода.

Рождественское послание (январь 1972 г.) нового Патриарха Пимена, опубликованное в советском журнале, рассчитанном на западного читателя, побудило А. Солженицына обратиться к нему с «Великопостным письмом». Писатель с возмущением писал о порядках в РПЦ и в СССР, защищая Эшлимана и Якунина. Огромный резонанс «Великопостное письмо» вызвало как в ВСЦ, так и среди католиков, и православных греков, и вновь встал вопрос о доверии представителям РПЦ в экуменическом движении2.

Делегации РПЦ опровергали факты, излагавшиеся в письмах диссидентов. Примером могут служить дебаты на V Ассамблее ВСЦ в Найроби (Кения) в 1975 г. До участников Ассамблеи было доведено письмо Глеба Якунина и Льва Регильсона. Оно было опубликовано в ежедневной газете Ассамблеи «Цель». В

1 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 1101. Л. 96 2 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 499. Л. 61

#

09’2008__________________ВЛАСТЬ________________________121

нем выражалось сожаление, что ВСЦ не смог справиться с проблемой религиозной свободы в СССР. Поначалу под давлением РПЦ руководство Ассамблеи хотело закрыть этот вопрос. Но когда участники ознакомились с проектом главного документа по 10 принципам недавно подписанного в хельсинки Заключительного Акта, швейцарский делегат Як Россель неожиданно предложил, чтобы в документе была выражена озабоченность по поводу «ограничения религиозных свобод, особенно в СССР».

Это встретило сопротивление РПЦ и церквей Восточной Европы, которым удалось нейтрализовать указанные положения и в конечном счете принять безопасный для СССР документ. Но даже это мягкое заявление, где прямо не говорилось о преследовании верующих в СССР, вызвало здесь протест и рассматривалось как «недружественный дух» Найроби.

«Лишь в результате большой и активной работы, проделанной на Ассамблее церковной делегацией из СССР, при поддержке делегатов из других социалистических стран и прогрессивных религиозных деятелей из развивающихся государств, удалось не только нейтрализовать антисоветскую пропаганду, но и добиться принятия Ассамблеей ряда позитивных документов по наиболее острым вопросам современного международного положения ...»!, — значилось в документах Совета по делам религий.

К тому же 1976 г. относится письмо А. Огородникова генеральному Секретарю ВСЦ Филиппу Поттеру, где он рассказывал о своем кружке и преследованиях властей. А. Огородников писал о том, как в октябре 1976 г. он начал проводить религиозно-философские семинары для компенсации религиозного вакуума, существовавшего по вине РПЦ, лишь исполнявшей «религиозный культ». Но семинары стали преследоваться КГБ, их участников выгоняли с работы, из институтов и квартир. У молодых христиан устраивались обыски и облавы, они вызывались в КГБ. По-разному закончилось увлечение религией для членов семинаров. Одни таинственно погибли, другие ушли в монастыри, но самой печальной, по мнению автора письма, была участь парня, которого заточили в психиатри-

1 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 2707. Л. 106

ческую больницу и «лечат от христианской веры». Письмо стало широко известно и произвело огромное впечатление на руководство ВСЦ.

Руководство ВСЦ, с одной стороны, шло навстречу требованиям советских представителей — старалось не вмешиваться в дела РПЦ (понимая ее униженное положение и частично замалчивая факты, упоминавшиеся правозащитниками), а с другой — пыталось воздействовать на государственные органы СССР, чтобы уменьшить пресс на РПЦ.

Тем не менее призывы инакомыслящих к мировой общественности, очевидно, повлияли на руководство СССР, и постепенно государственная политика в отношении РПЦ становится терпимее, а движение религиозных диссидентов к 80-м гг. убывает.

Внутри СССР начинаются центробежные процессы, что приводит к ослаблению его влияния на международной арене, а значит, и к ослаблению церковного влияния, поставленного в зависимость от государства. В страну устремляется множество «деноминаций» и сект. При этом участие РПЦ в экуменическом движении оборачивается ее незащищенностью перед ними. Сформированная привычка экуменически уважительного отношения к другим верованиям способствовала легкости завоевания душ россиян.

Таким образом, участие Русской Православной Церкви в экуменической деятельности Всемирного Совета Церквей не только позволило нести Московскому патриархату «истину Православия миру», а также выполнять внешнеполитические поручения советского правительства, но и обернулось потерей иммунитета к инославию. Вторым последствием участия РПЦ в ВСЦ стало развитие движения церковных диссидентов в СССР, которые считали, что этот межцерковный орган способен влиять на ситуацию в стране и в РПЦ. Третьим последствием сотрудничества РПЦ с экуменическим движением стал приток в страну иностранных миссионеров и появление здесь новых религиозных движений, а также формирование особой позиции правозащитных организаций, до сих пор ищущих поддержку за границей для осуществления влияния на происходящие в стране события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.