Научная статья на тему 'Участие Российской Федерации в обеспечении военной безопасности Китайской Народной республики'

Участие Российской Федерации в обеспечении военной безопасности Китайской Народной республики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
492
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КИТАЙСКО-РОССИЙСКАЯ ГРАНИЦА / ПОСТАВКА ВООРУЖЕНИЯ / MILITARY SECURITY / CHINA-RUSSIAN BORDER / WEAPONS SUPPLY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Казанин Максим Владимирович

В статье рассматриваются основные подходы и средства, используемые руководством Китая для обеспечения военной безопасности, и роль, отводимая в этих процессах Российской Федерации, в т.ч. ее участие в модернизации китайской армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main methods and means used by Chinese leadership for providing military security and the role of the Russian Federation in these processes are considered in the article. Special attention is paid to the Russian participation in the armed forces modernization of the PRC.

Текст научной работы на тему «Участие Российской Федерации в обеспечении военной безопасности Китайской Народной республики»

Максим КАЗАНИН

УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

В статье рассматриваются основные подходы и средства, используемые руководством Китая дпя обеспечения военной безопасности, и ропь, отводимая в этих процессах Российской Федерации, в т.ч. ее участие в модернизации китайской армии.

The main methods and means used by Chinese leadership for providing military security and the role of the Russian Federation in these processes are considered in the article. Special attention is paid to the Russian participation in modernization of the armed forces of the PRC.

Ключевые слова:

военная безопасность, китайско-российская граница, поставка вооружения; military security, China-Russian border, weapons supply.

Руководство КНР еще в конце 70-х гг. XX в. стало предпринимать усилия по обеспечению безопасности своих границ с СССР, избрав в качестве основного способа решения проблемы подписание межгосударственных и межправительственных соглашений. Можно выделить три этапа в урегулировании пограничной проблемы: первый и наиболее сложный (80-е гг. XX в.) — основной этап решения вопроса о прохождении российско-китайской границы, второй этап (1991—1994 гг.) — официальное оформление и подписание согласованных позиций, третий этап (1994— 2008 гг.) — работа по реализации подписанных соглашений, т.е. по демаркации границы.

Результатом переговоров стало соглашение между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе в ее восточной части, подписанное министрами иностранных дел СССР и КНР 16 мая 1991 г.1 В соответствии с этим соглашением было уточнено 99% российско-китайской границы в ее восточной части. Соглашение о российско-китайской государственной границе в ее западной части было подписано 3 сентября 1994 г2 Российско-китайская граница была совместно демаркирована к 1998 г. Несогласованными остались три участка: о-ва Тарабаров и Большой Уссурийский на р. Амур, о. Большой в верховьях р. Ар-гуни. Урегулирование вопросов, касающихся спорных участков российско-китайской границы, продолжалось на всех встречах глав двух государств3. В Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве стороны пришли к соглашению о продолжении переговоров о прохождении линии российско-китайской границы на еще несогласованных участках4.

КАЗАНИН Максим Владимирович — ассистент кафедры восточных языков Восточного института ДВГТУ, г. Владивосток [email protected]

1 Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой о советско-китайской государственной границе на ее восточной части от 16.05.1991 // Сборник российско-китайских договоров. 1949-1999. - М. : Терра-Спорт, с. 117-125.

2 Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее западной части от 03.09.1994 // Бюллетень международных договоров, 2002, № 1.

3 Пекинская декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики. 17.07.2000-19.07.2000 // Российская газета, 20.07.2000.

4 Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16.07.2001 // Бюллетень международных договоров, 2002, № 8.

Министр иностранных дел Ли Чжаосин и его российский коллега Сергей Лавров 14 октября 2004 г. в Пекине подписали Дополнительное соглашение о китайско-российской государственной границе в ее восточной части, согласно которому о. Большой Уссурийский (площадь - 300 кв. км, расположен в месте слияния рек Уссури и Хэйлунцзян) был разделен на две части. Церемония открытия пограничных столбов на острове Большой Уссурийский состоялась 4 октября 2008 г. Следует отметить, что на о. Большой Уссурийский ранее располагался укрепленный район, который должен был защищать г. Хабаровск. Всего Китаю передано 337 кв. км российской территории. В настоящее время российско-китайская граница установлена на местности и юридически закреплена на всем протяжении длиной 4 209,3 км. Таким образом, путем заключения указанных соглашений и Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве Китай «отодвинул» свою границу.

Для обеспечения сокращения численности российских вооруженных сил в районе границы руководство КНР также предприняло ряд мер, выразившихся в подписании межгосударственных и межправительственных соглашений. Среди первых соглашений такого рода следует назвать межправительственное соглашение от 24 апреля 1990 г. о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области1. В соответствии с этим соглашением правительства РФ и КНР 18 декабря 1992 г. подписали в г. Пекине Меморандум о взаимопонимании по вопросам взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе границы.

В Совместную декларацию об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой 1992 г. был включен бесспорно принципиальный пункт - о необходимости сокращения вооруженных сил в районе российско-китайской гра-

1 Соглашение между Правительством СССР и Правительством Китайской Народной Республики

о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы от 24.04.1990 // Сборник российско-китайских договоров. 1949-1999. - М. : Терра-Спорт, с. 81- 83.

ницы до минимального уровня2. Важным результатом визита в Россию председателя КНР Цзян Цзэминя в сентябре 1994 г. стало взаимное обязательство сторон по ненацеливанию стратегических ядерных ракет и неприменению силы, дальнейшему сокращению вооруженных сил в районе границы.

В 1994 г. было подписано межправительственное соглашение о предотвращении опасной военной деятельности, т.е. действий персонала (техники) вооруженных сил сторон вблизи друг от друга в мирное время, совершаемых в силу форс-мажорных обстоятельств или непреднамеренно, которые могут привести к человеческим жертвам или материальному ущербу или создать напряженность в отношениях между сторонами3.

Анализ показывает, что способ устранения угрозы со стороны России был избран руководством КНР абсолютно верно: Российская Федерация значительно сократила свое военное присутствие в Сибири и на Дальнем Востоке.

Рассматривая место России в обеспечении военной безопасности КНР, следует акцентировать внимание на той роли, которую Россия сыграла в процессе модернизации вооруженных сил Китая. Практически во всех двусторонних соглашениях в течение последних 20 лет были сделаны заявления об углублении военнотехнического сотрудничества КНР и РФ. Первые соглашения по военно-техническому сотрудничеству после периода конфронтации были подписаны в декабре 1992 г. во время первого визита в Китай президента РФ. В Совместную декларацию об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой включен п. 14

о развитии связи по военной линии4. В Пекинской декларации 2000 г. главы двух стран заявили о постоянном поддержании

2 Совместная декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 18.12.1992 // Дипломатический вестник, 1993, № 1-2, с. 13-14.

3 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о предотвращении опасной военной деятельности от 12.07.1994 // Сборник российско-китайских договоров. 1949-1999. - М. : Терра-Спорт, 1999, с. 263-270.

4 Совместная декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 18.12.1992 // Дипломатический вестник, 1993, № 1-2, с. 13-14.

тесных контактов между внешнеполитическими и оборонными ведомствами, а также о том, что одним из главных направлений расширения российско-китайских отношений является развитие всестороннего комплексного сотрудничества в военно-технической области1. В ст. 16 Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве закреплено обоюдное желание сторон на взаимной основе продолжать сотрудничество во всех сферах деятельности, включая военно-техническую область2.

Пекин имел следующие основные причины выбора России в качестве главного поставщика вооружения:

- низкие цены и высокое качество российского вооружения при удобных условиях поставки3;

- политика эмбарго США и стран Западной Европы на экспорт в Китай вооружения и военной техники4.

Безусловно, полный анализ участия России в обеспечении модернизации китайских вооруженных сил не представляется возможным в связи с объективной закрытостью такого рода информации.

Следует подчеркнуть, что за последние несколько лет Китай от простого копирования технологий перешел к публичному объявлению своего желания получить перспективные разработки. Так, ярким примером может служить заявление министра обороны КНР Цао Ганчуаня, сделанное в 2008 г.: «Если Россия хочет эффективно развивать сотрудничество в оборонной сфере, то она должна предоставить нам передовые разработки для последующей

1 Пекинская декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики. 17.07.200019.07.2000 // Российская газета, 20.07.2000.

2 Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16.07.2001 // Бюллетень международных договоров, 2002, № 8.

3 Асфари Д.А. Российско-китайские отношения: реалистический взгляд на их историю, современное состояние и перспективы. - М., 1999, с. 73.

4 Ларин В.Л. В тени проснувшегося драко-

на: Российско-китайские отношения на рубеже

XX—XXI веков. - Владивосток : Дальнаука, 2006,

с. 102.

реализации»5. Для России такое предложение вряд ли приемлемо. Для переоснащения ВМС КНР необходимы российские комплексы «С-400 Триумф», «Каштан-М» и установки малой зенитной артиллерии АК-970, китайскую сторону также чрезвычайно интересуют тяжелые транспортные вертолеты Ми-26, а также новая разработка - Ми-466.

По оценке официальных представителей китайской армии, сотрудничество между Россией и Китаем в военной сфере находится на достаточно высоком уровне: создан механизм, обеспечивающий взаимодействие, в рамках которого образована смешанная комиссия по военно-техническому сотрудничеству; у России закуплено значительное количество современного оружия и боевой техники, что позволило Китаю повысить уровень модернизации вооружения и готовность к военному противостоянию с Тайванем; подготовлено немало офицеров ВВС среднего и высшего звена7.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что Россия сыграла действительно значительную роль в обеспечении военной безопасности КНР, главным образом путем участия в процессе модернизации вооруженных сил Китая. В течение последних 20 лет руководство КНР не беспокоит ситуация на китайско-российской границе, так как оно предприняло все необходимые меры по обеспечению ее безопасности. На современном этапе руководство КНР рассматривает Российскую Федерацию как страну-соседа, которая по своему уровню милитаризации приграничных территорий и по общему состоянию вооруженных сил не является «угрозой с севера», что позволяет Пекину сконцентрироваться на реализации программ модернизации экономики.

5 www.pladaily.com.cn.

6 http://china-defense.blogspot.com.

7 Ян Хуэй. Краткий обзор сотрудничества между Россией и Китаем в военной области // Экспресс-информация, № 7; Некоторые аспекты китайско-российских отношений и перспектив СНГ в связи с «цветными революциями» (оценка китайских политологов). - М. : РАН, Институт Дальнего Востока, 2006, с. 45.

1 июля 2011 г. Республика Бурятия будет широко отмечать важное событие в истории республики и России в целом - 350-летие добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства. Это знаковое событие для республики, к которому она подходит с серьезными достижениями в области экономики, образования, науки и культуры, с крепкими духовно-нравственными устоями, национальным согласием и прочной дружбой более ста народов, населяющих ее территорию.

Следует отметить, что заместитель председателя правительства Российской Федерации, министр финансов России Алексей Кудрин принял предложение президента Республики Бурятия Вячеслава Наговицына и сегодня является председателем Организационного комитета по подготовке и проведению торжественных мероприятий по празднованию юбилея.

В рамках праздничных мероприятий состоится международная научная конференция «Исторический опыт взаимодействия народов и цивилизаций: к 350-летию присоединения Бурятии к России», где планируется обсудить проблемы этногенеза и этнической истории народов Азиатской России и Центральной Азии, этнокультурные процессы в условиях межцивилизационной интеграции, исторические связи бурят с народами России и Центральной Азии, особенности их исторического и социально-политического развития, традиционное мировоззрение и религии народов Центральной Азии.

В конференции примут участие видные ученые, представляющие ведущие научные центры России, Монголии, Китайской Народной Республики, Автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики, Индии и др.

Сегодня мы открываем рубрику, посвященную 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства. На страницах журнала выступят представители власти и ученые республики, которые познакомят читателя с жизнью Бурятии и ее историей.

Курас Леонид Владимирович — д.и.н., профессор Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, член редакционной коллегии журнала «Власть»

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.