УЧАСТИЕ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ В РЕОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДОВ
ТУРКЕСТАНСКОГО КРАЯ Иноятова Д.М.
Иноятова Диларам Манглиевна - доктор исторических наук, профессор, кафедра новейшая история Узбекистана, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматривается трансформация средневековой культуры и градостроительства среднеазиатского региона в конце XIX- начале XX вв. преобразования среднеазиатского региона. Стратегические реформы по преобразованию среднеазиатского региона, начатые Российским государством, буквально с момента завоевания края и на всем историческом пути, в корне изменили тысячелетний жизненный уклад мусульманского населения на новый порядок. В статье особый акцент делается на участие видных архитекторов, строителей, представители немецкой диаспоры в застраивании не только «новых» частей города Ташкент, но и других городов Туркестана. Ключевые слова: Туркестан, «новый» Ташкент, Хива, Коканд, немецкая диаспора, дворцовый комплекс Нурулла-бая, реорганизация городов.
PARTICIPATION OF THE RUSSIAN GERMANS IN THE REORGANIZATION OF THE CITIES OF THE TURKESTAN TERRITORY Inoyatova D.M.
Inoyatova Dilaram Manglievna - Doctor of Historical Sciences, Professor, DEPARTMENT RECENT HISTORY OF UZBEKISTAN, FACULTY OF HISTORY, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN. M. ULUGBEK, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article discusses the transformation of medieval culture and urban planning of the Central Asian region in the late XIX - early XX centuries. transformation of the Central Asian region. Strategic reforms to transform the Central Asian region, launched by the Russian state, literally from the moment of the conquest of the region and throughout the entire historical path, radically changed the thousand-year way of life of the Muslim population to a new order. In the article, special emphasis is placed on the participation of prominent architects, builders, representatives of the German diaspora in building up not only the "new" parts of the city of Tashkent, but also other cities of Turkestan.
Keywords: Turkestan, "new" Tashkent, Khiva, Kokand, German diaspora, Nurulla-bai palace complex, urban reorganization.
УДК 297.1
Сложившиеся в лоне исламской религии учебные заведения, в частности медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента, Коканда, Гиждувана, Ходжента, Туркестана (Ясса) и некоторых других городов на протяжении многих столетий играли ведущую роль не только в укреплении позиций ислама, но и в жизни государств, мусульманских народов Центральной Азии. И, хотя мактабы, медресе не были светскими заведениями, они давали достаточно обширные знания, соответствующие потребностям общества и времени. При всех изъянах в методике и содержании обучения в мактабах они обеспечивали азбучную грамотность значительной части населения, необходимой в основном для чтения Корана, Хадисов, других религиозных книг. Кроме традиционных мактабов, существовали: атынхона (женские небольшие школы), корихона, далаилхона, которые были почти в каждом кишлаке, ауле края.
Центральная Азия всегда отличалась как внешними, так и внутренними богатыми ресурсами. Великий шелковый путь, который проходил по этой территории на протяжении более двух тысячелетий и соединял Европу и Азию в экономическом и культурном отношении наглядное тому подтверждение. Территория Туркестана имела два важных природных преимущества - плодородные почвы и благодатный климат, помогавший населению даже при невысоком уровне развития производительных сил создавать довольно интенсивное и производительное земледелие. Благодаря многолетнему опыту народы Центральной Азии выработали навыки выращивания полевых, садовых, бахчевых и огородных культур, приспособленных к условиям региона. Достижения в сельском хозяйстве высоко оценивались европейцами. "Трудолюбивый обитатель Средней Азии, - писал академик А. Миддендорф, - служит нам образцом беспримерной нетребовательности, любви к делу, неутомимого прилежания и работящей выносливости рядом с большой живостью ума" [1].
Завоевание Средней Азии Российской империей ускорило процесс разрушения традиционных методов развития культуры, экономики. Стратегические реформы по преобразованию среднеазиатского региона, начатые Российским государством, буквально с момента завоевания края и на всем историческом пути, в
корне изменили тысячелетний жизненный уклад мусульманского населения на новый порядок. Этот процесс происходил очень болезненно, особенно для малоимущего мусульманского населения, что выражалось в восстаниях, имевших место в конце XIX начале XX вв.
Наряду со строительством «новых» частей городов проводилось их благоустройство. Из денег, выделяемых на городское общественное управление (1878), на медицинские, санитарные, судебные, ирригационные расходы тратилось 82%, остальные 18% расходовались на цели благоустройств русских частей старых городов и строительство новых русских городов. Большое внимание уделялось снабжению населения русских частей городов питьевой водой. В 1889 г. в Ташкенте было вырыто 80 колодцев, из которых 10 были общественными; в 1897 г. была введена в строй первая линия водопровода, в 1909 г. был введен в строй артезианский колодец с мощностью откачки воды 1500 литров в час. Благоустройство Ташкента ограничивалось преимущественно территорией «европейской части» Ташкента [2].
С переселением русского, в том числе европейского населения, началась реорганизация в городах, куда они, прежде всего, заселялись. Почти все города были поделены на две части: "русскую" и "туземную" части. В "русской" части происходили существенные изменения. Ташкент, ставший центром Туркестана, в сравнении с другими древними городами Средней Азии, которые до сих пор сохраняют неповторимый колорит средневековой цивилизации Востока, в большей степени подвергся европеизации. Рядом с древним Ташкентом появляется «новый», или так называемый «русский» Ташкент. По проектам известных архитекторов В.С. Генцельмана, И. Цихановича и инженера А. Зацепина в Ташкенте в «новой» её части были построены здания Сырдарьинского областного правления (1873), Канцелярия туркестанского генерал-губернатора (1875), Туркестанской казенной платы (1877), здание филиала Государственного банка Российской империи. Всего к 1866 г. было построено 2021 здание, из которых 458 военного назначения, 16 административных, 20 общественных, 1577 частного характера [2].
При участии видных архитекторов, строителей, представители немецкой диаспоры В.С. Гейнцельмана, А. Бурмейстра, О. Гамбургера, М. Мауэра. застраивался не только «новый» Ташкент, но и другие города Туркестана. В.С. Гейнцельман - горный инженер, действительный Статский Советник, в 1884 году был Ташкентским городским архитектором, принимал участие в разработке проекта молитвенного дома (кирхи) для евангелического лютеранского прихода. Его проекты: дом генерал - губернатора в Ташкенте, дворец эмира в Кагане, железнодорожный вокзал в Красноводске были выполнены в восточном стиле. В Коканде по его проектам были построены контора чаеразвесочной фабрики бр. Высоцких, особняки А.И. Зигеля и бр. Крафт. Участвовал в разработке проекта Спасо-Преображенского собора, руководил его строительством. В 1895, 1898 гг. им были построены: здание Государственного банка и, по проекту Максимова, здание Реального училища в Ташкенте [3].
Э.Г. Брун - Статский Советник - в 1905-1906 гг. работал областным архитектором в Ферганском областном управлении. М.Ф. Мауэр - был организатором застройки Коканда. С вхождением в 1876 г. территории Кокандского ханства в состав Ферганской области, как составной части Туркестанского генерал - губернаторства, происходят большие изменения и в облике городов Ферганской долины. Царская администрация вкладывает большие деньги в русскую часть городов, создавая все необходимые условия для проживания здесь чиновников различного ранга, военных и их семей. В облике городов формироваться европейский стиль архитектуры. Города Фергана, Андижан, Наманган застраивались с участием архитекторов-немцев. Так, в Фергане по проектам Эдуарда Брауна и Иоганна Китнера построены здания женской гимназии и, уничтоженного впоследствии, Православного собора [4].
В Хиву, столицу Хивинского ханства, строже других областей Туркестана, хранившая традиционную хивинскую архитектуру, вторгались новые веяния. В этом плане чрезвычайно знаменательным было строительство в центре Ичан-калы, рядом с основными святынями - мавзолеем Пахлавана Махмуда и Джума-мечетью, комплекса, состоящего из медресе (1908 г.), минарета (1910 г.) и ново-методной школы (1912 г.), носящих имя инициатора этих построек - визиря Ислам-Ходжи. Минарет, построенный мастером Худайберген-Ходжи, - один из самых крупных в Средней Азии: высота - 44,6 м, диаметр оснований - 9,5 м. [5]. С начала XX века хивинские ханы начали строить летние резиденции, в архитектуре, которой отражены новые веяния. С 1906 г. в Дишан-кале по приказу Мухаммад-Рахим-хана II, для его наследника началось возведение дворца Нурулла-бая, строительство которого было возобновлено в 1912 г. новым ханом Асфендияром. В постройках дворцового комплекса Нурулла-бая рядом с местными мастерами, по личному приглашению Ислам Ходжи в тесном содружестве работал архитектор А.Н. Рооп из Москвы, что, естественным образом отразилось в модернизации постройки [5]. Кроме того, акмечетские меннониты привлекались для выполнения столярных работ (оконные рамы и паркет) Кубла-тоза-бага - летней резиденции Мадраим-хана II. В одном из его залов сохранился расписной плафон, на котором меннонитский художник-любитель нарисовал пейзаж, навеянный воспоминаниями о далекой родине - зеленые берега Волги и мельницу. Скорее всего, этот же живописец являлся и автором разрисовки медальонов в виде летающих амурчиков, павлиньих перьев и бантиков на потолке в помещении № 2 приемной Исфандияр-хана.
По заказу Ислам-Ходжи под руководством А.П. Роппа с участием акмечетских немцев-меннонитов в Хиве были построены еще два здания европейского образца: почтово-телеграфного отделения (1910) и больница (1911-1913гг.). Построены они были за чертой старого города, за пределами Дишан-калы. На
фасаде здания хивинской больницы имелась надпись голубыми изразцами: «Больница имени цесаревича Алексея». В оформлении больницы принимал участие народный художник Хорезма Абдулла Балтабаев [6]. Почта, так же как и здание приемного дворца Асфендиар-хана, отделана гладкими синими изразцами, расположенными в шахматном порядке. Этот прием типичен для хорезмского искусства начала XX века.
В настоящее время описанные выше памятники архитектуры отреставрированы. Труд А.Н. Роппа и акмечетских умельцев наравне с местными мастерами вошел в сокровищницу культуры Узбекистана. По заключению реставратора Р. Тохтаева паркетные полы в дворцовом комплексе Нуруллы бая "имеют художественную и историческую ценность и являются памятником истории развития декоративного оформления интерьера в сооружениях Средней Азии". Реставратор Р. Беширов констатирует, что "все виды декора и предметы внутреннего убранства дворца представляют собой историческую ценность, а часть из них (изразцовые печи) художественную ценность" [7].
Дворцовый комплекс Нурулла бая до 1912 г. был летней резиденцией хивинского хана. В 1920 г. в нем находилась резиденция правительства Хорезмской народной республики. В 1924 г. здесь жил и работал узбекский поэт Хамза Хаким-заде Ниязи.
Наряду со строительством «новых» частей городов Туркестанского генерал-губернаторства проводилось их благоустройство и озеленение. Представители немецкой диаспоры для озеленения городов специально заказывали семена лесных пород в других губерниях России, затем создавали лесопитомники. В Ташкенте и его окрестностях лесоводством и садоводством занимались отец и сын Греберы [7].
Список литературы /References
1. Иноятова Д.М. Немецкая диаспора Узбекистана: вехи истории. Монография. - Ташкент: Turon-iqbol, 2019.
2. Смесова Е.А. Русские духовно-культурные учреждения в Туркестане (во второй пол. Х1Х - начале ХХ вв.): Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - Ташкент, 2012.
3. Щур И.А. Диалог культур: немцы Узбекистана - художники . - Ташкент, 2010.
4. Иноятова Д. Участие немцев в исследовании и развитии культуры Узбекистана // Олима аёлларнинг фан - техника тараккиётида тутган урни. - Ташкент: Фан. 2008. С. 75-80.
5. Нильсон В.А. У истоков современного градостроительства Узбекистана (Х1Х - начало ХХ веков). -Ташкент. 1988. С. 156.
6. Н. Каландаров, М. Абдурахимов, С. Самандаров, Т. Середа. «Хорезм», краткий справочник-путеводитель. - Ташкент. 1962 г. С. 66.
7. Иноятова Д.М. Ташкент - центр взаимодействия цивилизации Запада и Востока // Столице Узбекистана Ташкенту 2200 лет: Труды Межд. науч. конференции. - Ташкент: Фан, 2009. С. 234 - 239.