Научная статья на тему 'Участие России в международной борьбе с проституцией в конце XIX начале XX веков'

Участие России в международной борьбе с проституцией в конце XIX начале XX веков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
574
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРЬБА С ПРОСТИТУЦИЕЙ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ЗАЩИТЫ ЖЕНЩИН / ANTI-PROSTITUTION / INTERNATIONAL CONVENTION / RUSSIAN SOCIETY FOR THE PREVENTION OF CRUELTY TO WOMEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартыненко Надежда Константиновна

Исторический опыт участия России в международной борьбе с проституцией показывает эффективность межгосударственного сотрудничества по обеспечению возможности преследования в уголовном порядке ее организаторов и участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical experience of Russia in international anti-prostitution indicates the efficiency of interstate cooperation to ensure possibility of prosecution of its organizers and accomlices.

Текст научной работы на тему «Участие России в международной борьбе с проституцией в конце XIX начале XX веков»

Мартыненко Н.К.

УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ БОРЬБЕ С ПРОСТИТУЦИЕЙ

В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Martynenko N.K.

RUSSIA IN INTERNATIONAL ANTI-PROSTITUTION (THE END OF 19th CENTURY - THE BEGINNING OF 20th CENTURY)

Ключевые слова: борьба с проституцией, международная конвенция, Российское общество защиты женщин.

Key words: anti-prostitution, international convention, Russian Society for the Prevention of Cruelty to Women.

Аннотация

Исторический опыт участия России в международной борьбе с проституцией показывает эффективность межгосударственного сотрудничества по обеспечению возможности преследования в уголовном порядке ее организаторов и участников.

Abstract

Historical experience of Russia in international anti-prostitution indicates the efficiency of interstate cooperation to ensure possibility of prosecution of its organizers and accomlices.

К концу XIX - началу XX вв. осознание необходимости борьбы с проституцией приняло международный характер. Большое значение приобрели межгосударственные форумы, среди которых результативностью работы выделялись Женевский конгресс против сифилиса 1889 г. и Брюссельская конференция 1899 г. по профилактике сифилиса и венерических болезней. И если Женевский конгресс показал равновесие между регламентистами и аболиционистами в отношении регламентации, то на Брюссельской конференции восторжествовали умеренные элементы обеих сторон, высказавшиеся против исключительно полицейских мер, тогда же обозначилось особое направление «неорегламентистов», получившее дальнейшее развитие в интернациональном обществе профилактики венерических болезней, основанном по предложению профессора

Ж.А. Фурнье1.

Брюссельская конференция имела многоплановый характер, вопрос о регламентации рассматривался не исключительно с точки зрения врачебной, в конференции приняли участие врачи, юристы, представители общественных учреждений из Лиона, Парижа, Страсбурга, Берлина, Лондона, Норвегии, Румынии, Копенгагена, Дании, Нидерландов.

Россию на конференции представляли от Министерства внутренних дел доктор К.Л. Штюрмер, от Военно-медицинской академии профессор Е.В. Павлов, от Калинкин-ского института профессор О.В. Петерсен, от Юрьевского городского общественного управления доктор Штрюмберг, от Московского городского общественного управления доктор Петровский, от Минского городского общественного управления доктор П.А. Грацианов, от Московской Мясницкой городской больницы доктор Лянц, варшавский врачебный инспектор доктор П.И. Пушкин.

Оргкомитет определил общие вопросы, составившие программу работы конференции:

1. Оказывает ли влияние на развитие сифилиса и венерических болезней существующий надзор за проституцией?

2. Нуждается ли организация надзора в каком-либо улучшении?

1Безобразов П.В. О современном разврате. - М., 1900. С. 65.

3. С медицинской точки зрения следует ли сохранить дома терпимости, или закрыть

их?

4. Следует ли улучшить административную часть полицейского надзора за проституцией?

5. Какими законами морали возможно уменьшить число женщин, занимающихся проституцией?

6. Какие общие меры могли бы быть приняты для борьбы с сифилисом и венерическими болезнями, помимо надзора за проституцией?

Выделил вопросы, относившиеся непосредственно к проституции:

1. Существует ли надзор за проституцией, каково число зарегистрированных проституток, число домов терпимости, и женщин в них?

2. Какие существуют обязательные постановления по надзору за проституцией? Выполняются ли они и в какой мере? Достигают ли они цели и насколько?

3. Имелись ли прежде функционировавшие постановления? Если да, то в чем они изменены?

4. Кто, как и где осматривает проституток? Применяется ли исследование на гонококки и сколько раз?

5. Каким образом практикуется больничное лечение проституток? Применяется ли амбулаторное их лечение?

6. В какой форме существует тайная проституция? (бродячие, случайные, служанки).

7. Из какой среды вербуются проститутки? Какие общие или местные причины способствуют поступлению женщин в ряды проституток?

8. Возраст, с которого начинают проституировать.

9. Есть ли какие-либо учреждения для призрения малолетних с целью предохранить их от проституции. Имеются ли приюты для взрослых женщин, пожелавших оставить проституцию?

10. Проституция малолетних.

Вопросы, касавшиеся венерических болезней:

1. Существует ли регистрация венериков: а) среди населения; б) в войсках; в) среди проституток; г) в разных классах общества (учащихся, матросов, рабочих, торговцев, тайных проституток); д) в селениях и промышленных центрах?

2. Каковы способы распространения венерических болезней? Какая доля участия приходится: а) на регламентированную проституцию; б) на так называемую тайную; в) на прочие способы заражения (вскармливание, промыслы и т.д.)?

3. Какое влияние оказывает отсутствие регламентации на распространение венерических болезней?

В ходе докладов и прений делегатов выводы были такими: дело надзора за проституцией, которая признавалась единственным и главным источником распространения сифилиса, повсюду поставлено неудовлетворительно и нуждается в коренном реформировании. В итоговых документах содержалось обращение к правительствам всех стран о целесообразности создания у себя особых комиссий для изучения степени распространения проституции и венерических заболеваний и определе-ния задач борьбы с ними.

Общая цель требовала совместных действий. Власть и общество ряда стран подхватили частную инициативу использования международных конгрессов для выработки наиболее решительных мер в борьбе с торгом женщинами. В апреле 1899 г. секретарь Лондонской National Vigilance Association Вильям Кут в коротком выступлении перед небольшой группой представителей петербургского общества нарисовал страшную картину международного торга женщинами. Для воспроизводства секс-бизнеса владельцам публичных домов требовалось обеспечение постоянного притока «свежего товара». Сформировался тип особых посредников, агентов - «зухеров» (слово пришло из воровского жаргона, и означает «вербовщик проституток»). Агенты - зухеры вылавливали своих жертв на улицах городов,

высматривали тех, кто оказывался по воле случая особенно в затруднительном положении. Вместо обещанной помощи в трудоустройстве без определенных профессиональных навыков, хорошего заработка в другой стране, девушки и женщины оказывались в рабстве торговли своим телом. На какие только ухищрения не шли зухеры: обманом, под видом женитьбы, уговорами, иногда силой, под чужими именами с фальшивыми документами они переправляли живой товар в дома терпимости европейских государств и в восточные гаремы.

По официально собранным сведениям, существовала организованная в широких размерах торговля европейскими девушками, в том числе и под прикрытием гостиниц, ассоциаций путешественников и т.п.2 Главнейшими рынками сбыта являлись Южная Америка (особенно Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро), Иран, Афганистан, Египет и Турция. Девушек вербовали в Австрии, Англии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Польше, России, Франции и Швейцарии. (По утверждению А. Бебеля ни из одной страны не вывозили столько женщин, как именно из Германии и Австрии. В 1883 г. германский рейхстаг принял решение обратиться к имперскому канцлеру о присоединении к предложению Голландии о содействиях ограничению и подавлению этого постыдного торга). Главными портами вывоза являлись Гамбург, Батуми, Одесса, Рига.

В Риге запасались нужным товаром московские и петербургские торговцы, который они в большом количестве отправляли в Нижний Новгород, через Урал в Ирбит и в города внутренней Азии. А. Бебель нашел проданную таким образом девушку из Германии в Чите.

В законодательствах большинства государств такого вида действия не квалифицировались как преступления, не имелось и международных соглашений против них. В результате было принято решение созвать Международное совещание для обсуждения необходимых мер.

Для подготовки к совещанию во всех столицах Европы образовались специальные комитеты. Усилиями члена Государственного Совета А.А. Сабурова, привлекшего к работе ряд компетентных лиц, был создан Петербургский комитет под председательством принцессы Е.Г. Саксен-Альтенбургской. Ближайшими задачами комитета являлись сбор необходимого материала, подготовка докладов по вопросам программы конгресса, и отбор состава русской делегации.

Таким совещанием стал Лондонский конгресс, работа которого продолжалась с 9 по 11 июня 1899 г. В программе содержались вопросы состояния проституции в отдельно взятой стране, сведения о местных причинах, содействующих ее развитию, о мерах, практикуемых для исправления развратных женщин. Вопрос о существующем устройстве надзора за проституцией и его недостатках к обсуждению не планировался, но с самого начала работы конгресса именно этот вопрос занял главную позицию, вызвав коренное разногласие между делегатами.

Напоминалось, что упорядочение проституции заключалось в официальном разрешении домов терпимости, подчиняемых надзору полиции; в праве полиции составлять особые списки проституток; в периодических освидетельствованиях здоровья проституировавших; и в праве полиции применять административные наказания к женщинам, не подчинившимся правилам регламентации.

Представители Франции и Бельгии высказывались против отмены упорядочения проституции, считая ее единственным средством защиты общества от распространения сифилиса и возможностью обуздания преступных ее проявлений.

Представители Англии, Германии, Дании и Швейцарии призывали поддержать их требования отмены регламентации, аргументируя свою позицию тем, что по данным статистики за время существования надзора распространение сифилиса не только не уменьшилось, но продолжало развиваться в угрожающих размерах. Действия судебной власти против связанных с проституцией преступлений парализовали правила о надзоре, по которым многое из того, что запрещалось уголовным законом, разрешалось распоряжениями

2Бейл Н. Торгующая телом. - СПб., 1914. С. 8.

административной власти.

Участвовавшие в работе конгресса представители России: А.А. Сабуров, В.Ф. Дерюжинский и С.М.Волконский не поднимали вопрос об отмене надзора за проституцией, но предлагали там, где он существует, внести некоторые изменения в законодательство.

Конгресс разработал основательную классификацию всех видов преступлений использования женщин в проституционном бизнесе международного масштаба и в пределах отдельных государств. Внесение в уголовные своды государств этого вида преступлений предоставляло широкую возможность их успешного пресечения.

Предлагалось заключить межгосударственное соглашение о совместном расследовании преступлений, совершенных в какой-либо стране; о выдаче преступников; в разработке единого закона, исключавшего возможность преступнику избежать преследования за пределами того государства, где преступление было совершено. Российская делегация заверила, что Россия возьмет на себя почин в этом деле.

При обсуждении проекта нового Уголовного Уложения в ноябре 1899 г. на особом совещании Государственного Совета были приняты предложения А.А. Сабурова о внесении в новое законодательство особой статьи, предусматривавшей запрет вывоза женщин за границу для сексуального промысла.

Для дальнейшего развития дела борьбы с проституцией Лондонский конгресс рекомендовал также создать в каждой стране постоянные органы в виде национальных комитетов. Комитеты должны были «продвигать» указания конгресса, в соответствии уровнем развития каждого государства находить средства реализации предложенных мер. Национальные комитеты должны были наладить между собой тесные связи взаимопомощи, взаимной поддержки и сотрудничества с различными благотворительными обществами защиты женщин, сообщать друг другу сведения о женщинах, при подозрительных условиях оставляющих свое отечество, и принимать таких женщин под свою защиту.

Данные предложения явились одним из самых существенных результатов Лондонского конгресса, оказав большое влияние на постановление, вошедшее в Международную конвенцию, выработанную на Парижской конференции 1902 г. и легшую в основу международной борьбы с проституцией в дореволюционный период отечественной истории.

Вскоре, в соответствии с рекомендациями конгресса, во многих странах были образованы национальные комитеты, основавшие Международный союз с центральным Международным бюро в Лондоне.

В России таким учреждением (национальным комитетом) стало Российское общество защиты женщин3.

На международных конгрессах и на предшествовавших им конференциях, обсуждались актуальные вопросы и принимались важные решения, выдвигаемые первоочередными требованиями дела борьбы с проституцией.

Конгрессы представителей национальных комитетов при участии делегатов от правительств состоялись в июне 1899 г в Лондоне, в 1902 г. во Франкфурте - на - Майне, в 1906 г. в Париже, в 1910 г. в Мадриде и в 1913 г. в Лондоне.

Каждому конгрессу предшествовала конференция с меньшим числом представителей, делегированных от национальных комитетов. При сравнительно небольшом числе участников заседания конференции носили приватный характер и позволяли тщательно подготовить программу очередного конгресса.

Парижская конференция, проходившая со 2 по 12 июля 1902 г. при участии представителей от 16 государств, состоялась по инициативе председателя Французского национального комитета сенатора Р. Беранже4.

3Положение о Российском обществе защиты женщин. - СПб., 1900. С. 5-11.

4Французский сенатор Рэне Беранже принадлежал к числу выдающихся деятелей в области тех задач, которым была посвящена деятельность Российского общества защиты женщин. Работа конференций, в которых принимал участие Беранже, не только дала возможность юридически квалифицировать деликт «sui generis»,

Российское правительство делегировало от Министерства иностранных дел, статс-кого советника Н.А. Малевского-Малевича, представителя Министерства внутренних дел, тайного советника А.И. Чайковского, от Министерства юстиции статского советника В.Ф. Дерюжинского.

От лица русской делегации Н.А. Малявский-Малевич познакомил участников конференции с проектом нового российского Уголовного Уложения, где содержался ряд изменений относительно наказаний виновных в склонении женщин к проституции:

- по ст. 519 - виновный в склонении женщины в торговлю своим телом путем насилия, угрозы, обмана, угрозы убийства или тяжкого повреждения женщине или члену ее семьи, злоупотреблением своей властью, пользуясь беспомощностью ее положения, зависимостью, наказывается тюремным заключением не менее чем на 3-х месячный срок.

Виновный же в том, что склонил указанными способами к выезду из России лицо женского пола с целью обратить на промысел развратом вне пределов России, наказывается заключением в исправительный дом на срок не свыше 3-х лет. Если же виновный занимался указанными в данной статье преступными действиями в виде промысла, то он наказывается заключением в исправительном доме;

- по ст. 520 - лицо мужского пола, виновное: 1) в извлечении себе в виде промысла, имущественной выгоды от промышляющей развратом женщины, находящейся от него зависимости, или пользуясь беспомощным ее положением; 2) в вербовании лица женского пола в промысел разврата с целью получения имущественной выгоды, наказывается заключением в тюрьме;

- по ст. 521- виновный в неисполнении установленных правил для предупреждения непотребства и пресечения вредных от него последствий наказывается арестом или денежным штрафом не более 500 руб.;

- по ст. 522 - виновный в принятии в притон разврата лица женского пола моложе двадцати одного года наказывается заключением в тюрьме. Такому же наказанию подлежит виновный в удержании в притоне разврата женщины, пожелавшей оставить свой промысел.

Решения конференции по основным законодательным вопросам были сформулированы в проекте международной конвенции, а по различным административным мерам - в проекте международного соглашения.

Проект Конвенции впервые дал общую формулировку преступных действий, входящих в понятие «торг женщинами». За склонение к вербовке и занятию проституцией определялось обязательное наказание, если же вербовка сопровождалась применением угроз, обмана, злоупотребления властью и всяким принуждением, следовало усиление наказания.

Государства, в которых действующее законодательство было недостаточным для преследования преступлений, связанных с торгом женщинами, предусматриваемых проектом Конвенции, обязывались принять необходимые меры для того, чтобы эти преступления были наказуемы в соответствии с их составом.

Конвенция затрагивала вопросы подсудности возбуждаемых преследований за разврат; вопросы выдачи виновников и соучастников; возможности более успешного выполнения распоряжений об аресте и поручений о расследовании; установления надзора за отбытием и прибытием лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и их жертв; необходимости предоставления сведений правительствам государств, к которым принадлежали жертвы проституции, механизма их депортации; разработки для дипломатических лиц различных государств специальной инструкции о международных мерах борьбы с проституцией.

Что касается международного Соглашения, в нем содержался перечень тех

именуемый как «торг женщинами», но и привела к заключению целого ряда конвенций, обеспечивших возможность преследований в уголовном порядке торговцев живым товаром. У себя на родине Беранже являлся автором целого ряда законов, имевших как общее значение: об условном осуждении, о досрочном освобождении, так и частное: в области борьбы с развратом и с порнографией.

административных мер, которые необходимо было принять до вступления в силу Конвенции. В соответствии с Соглашением в каждом государстве предусматривалось создание органа, компетентного в вопросах вовлечения женщин и девушек в разврат за рубежом и осуществлявшего координированное взаимодействие с подобными структурами в своей стране. Соглашение предусматривало меры по выявлению преступников - сутенеров и зухеров, меры по выявлению проституток иностранного происхождения - жертв преступного промысла, была четко отрегулирована процедура депортации их на родину.

Российская делегация сразу же заявила о готовности российского правительства примкнуть к международному Соглашению об административных мерах в борьбе с развратом.

Административное Соглашение было подписано и ратифицировано в 1904 г. и вступило в действие в 1905 г.; что же касается Конвенции, то она была подписана представителями держав на Второй международной конференции в апреле 1910 г. в Париже. Этими актами создавалась прочная правовая база для деятельности национальных комитетов в международной борьбе с торгом женщинами. Оценка практической стороны их работы, ее эффективности осуществлялась на международных форумах.

В 1901 г. конференция в Амстердаме наметила основные пункты программы Второго международного конгресса, собравшегося в октябре 1902 г. в Германии во Фракфурте-на-Майне. В работе конференции и конгресса от России деятельное участие принял

А.А. Сабуров.

В сентябре 1904 г. предварительная конференции в Цюрихе подготовила Третий международный конгресс по борьбе с торгом женщинами, проходивший с 9 по 22 октября 1906 г. в Париже. Большая заслуга в созыве конгресса принадлежала Французскому национальному комитету «Association Franchise pour la repression de la trait Des blanches et la protection de la Jeanie file».

Собралось около 300 представителей от 24 государств, в том числе Австрии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Голландии, Греции, Дании, Египта, Испании, Италии, Коломбо (прежняя столица Шри-Ланки), герцогства Люксембургского, Мексики, Норвегии, России, Уругвая, Франции, Швеции, Швейцарии и Аргентинской и Экваториальной республик. Во время заседаний конгресса присоединились представители Северо-Американских Соединенных Штатов и Португалии.

Российское общество защиты женщин для участия в конгрессе направило вицепредседателя своего комитета А.А. Сабурова и члена комитета Е.В. Сабурову. Министерство внутренних дел командировало статского советника А.А. Марка.

На конгрессе были приняты решения о реализации взаимных действий по возбуждению обвинений и преследованию лиц, виновных в организации проституции.

Национальным комитетам предлагалось организовать наблюдения за театральными агентствами, кафешантанами, подобными заведениями, содействовать тому, чтобы власти выявляли и пресекали преступную деятельность артистических агентств и учреждений, которые, под флагом искусства покровительствовали проституции и занимались торгом женщинами.

Продуктивными признавались связи между различными национальными комитетами, между комитетами и властными структурами, на которые правительства возложили обязанность сбора информации о торге женщинами, обмен между национальными комитетами протоколами их заседаний, знакомство друг друга со всеми законодательными и административными мероприятия по настоящему вопросу.

Конгресс высказал пожелание о разработке особой международной телеграфной связи, чтобы отдельные национальные комитеты могли секретно сообщать друг другу сведения, позволявшие комитетам принять необходимые меры для оказания помощи приезжавшим в чужую страну женщинам и девушкам.

Указывалось, что национальные комитеты должны усилить пропаганду своей

деятельности, призвав на помощь прессу, приобщать к делу новых сторонников. Предлагалось создать общий значок, приравниваемый к значкам отдельных учреждений и обществ помощи женщинам и девушкам.

Конгресс предложил национальным комитетам наметить методы работы, с помощью которых при частной инициативе и при содействии властей, было бы возможным препятствование вербовке в своей стране иностранных проституток, упростить порядок их возвращения на родину. Делегаты договорились об учреждении в пограничных и приморских портовых городах местных комитетов, при которых находились бы осведомительные бюро по профилактике опасности вовлечения в проституцию; об организации на железнодорожных станциях и в морских портах наблюдения за прибывавшими пассажирками. Общества железных дорог каждой из стран должны были предоставить своим служащим надлежащие указания относительно ст. 2 международной Парижской конвенции 1902 г. о принятии мер к пресечению торга женщинами.

В соответствии с постановлениями все той же международной конференции правительствам государств предлагалось принять строгие меры по наведению правопоряд-ка в трудоустройстве несовершеннолетних. Также для пресечения детской проституции было принято решение обязать почтовые управления препятствовать выдаче кор-респонденции, адресованной до востребования подросткам без ведома их родителей.

В 1909 г. в Вене состоялась международная конференция, предварившая Четвертый международный конгресс 1910 г. в Мадриде. На обоих этих форумах представителей от России не было.

В 1910 г. в Париже был проведен международный конгресс по борьбе с порнографией. Участвовавшие в конгрессе представители европейских государств разработали международное соглашение по координации совместных усилий против спутницы проституции - порнографии всякого вида и производства. Соглашение обязывало каждую из договаривающихся сторон «создать у себя учреждение по выявлению и запрету порнографических изданий, рисунков, изображений и предметов», отдельные учреждения должны были сотрудничать друг с другом на международном уровне.

4 мая 1910 г. в Париже уполномоченными двенадцати государств, в том числе и от России, были подписаны важные для решения задач международной борьбы с проституцией Конвенция о пресечении торга женщинами и Соглашение о пресечении обращения порнографических изданий.

Конвенция содержала постановления о наказаниях за склонение к разврату несовершеннолетней девушки или совершеннолетней женщины путем обмана, силы или злоупотребления властью, в какой бы стране это не происходило. Договаривающиеся страны обязывались принять необходимые меры по упорядочению системы наказаний подобных преступлений сообразно их виду; обязывались передавать друг другу судебные поручения, относящиеся к преступным действиям, предусмотренным конвенцией, либо путем непосредственных соглашений между судебными властями, либо через посредничество дипломатического или консульского представителя государства, от которого могло исходить судебное поручение.

В России Соглашение о пресечении деятельности порнографических изданий и Конвенция о пресечении торга женщинами были высочайше ратифицированы 7 октября 1911 г. и вступили в силу 2/15 июня 1912 г.

В 1912 г. в Брюсселе собралась очередная международная конференция по борьбе с торгом женщинами для определения круга вопросов программы Пятого международного Лондонского конгресса в 1913 г. Разработка каждого вопроса была возложена на национальные комитеты, причем Российскому комитету было поручено представить конгрессу доклад о детской проституции и мерах борьбы с ней с ней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

От России на конференции приняли участие Е.В. Сабурова, М.А. Сабурова, В.Ф. Дерюжинский, Д.М. Жеребцов, Е.И Максимов и А.А. Марк.

Для знакомства членов конференции с работой Российского общества защиты женщин его комитетом на французском и английском языках были изданы и распространены среди присутствовавших делегатов конференции четыре вида брошюр.

В работе Пятого международного Лондонского конгресса по борьбе с торгом женщинами с 30 июня по 7 июля 1913 г. приняли участие представители национальных комитетов 24 стран.

Российскими делегатами были: от Министерства юстиции профессор В.Ф. Дерюжин-ский., от Министерства иностранных дел Д.М. Жеребцов, от Министерства внутренних дел

A.А. Марк и Н.Я. Шмидт. Российское общество защиты женщин представляли

B.Ф. Дерюжинский и Н.А. Захаров. А.А. Сабуров не смог участвовать в конгрессе, но он принял активное участие в редактировании доклада по вопросу о детской проституции, подготовленным Российским комитетом.

Особенно оживленно на конгрессе обсуждался вопрос о домах терпимости, легальных пособниках развития проституции. Было отмечено, что в последнее время во многих государствах были приняты законы, запрещавшие публичные дома, но несмотря на запрет, они продолжали существовать. Национальным комитетам было рекомендовано применять профилактические меры против торга женщинами, например, издание брошюр для привлечения общественного внимания в пользу прекращения этого возмутительного зла.

Как уже говорилось в нашей работе, под видом посреднических контор по оказанию услуг в трудоустройстве или бюро труда нередко промышляли преступные элементы, вовлекавшие женщин в занятие проституцией. Вопрос о посреднических конторах тщательно обсуждался на конгрессе, принятая резолюция указывала, чтобы национальные комитеты позаботились о принятии властями законов о регулировании деятельности посреднических контор. Законом требовалось обязать посредников в трудоустройстве получать на этот вид предпринимательства лицензию. Властям предлагалось обеспечить контроль деятельности посреднических контор и их работников.

Заключительным был вопрос о мерах борьбы с торгом детьми в целях разврата, основной доклад был зачитан Н.А. Захаровым. Конгресс отметил необходимость внесения правительствами в свои законодательства мер, обеспечивающих ответственность мужчин не только за растление, но и за половую связь с малолетней, даже если она уже была лишена невинности и согласна на связь.

Делегаты обсудили факты детской проституции, процветавшей в театрах, цирках, концертах и мюзик-холлах. Конгресс предложил разработать международное законодательство, запрещавшее использование труда детей до 16-летнего возраста в увеселительных учреждениях, предлагалось внести в законодательство особые статьи о защите несовершеннолетних, отправлявшихся на работу в подобные заведения за границу.

Лондонскому международному бюро поручалось принять необходимые меры к заключению международной конвенции, в которой для выезжавших за границу на заработки людей были бы установлены единые нормы предоставления видов трудовой деятельности.

Ограждению малолетних от разврата был посвящен вопрос о пользовании несовершеннолетними почты до востребования. В связи с этим конгресс обратил внимание, чтобы пользование почтой до востребования запрещалось до 18-летнего возраста. Предлагалось запретить печатать в газетах объявления, через почту до-востребования, нацеленные на несовершеннолетних и развращавшие их нравственность.

Вопрос защиты несовершеннолетних девушек от проституции был связан также с заведениями с женской прислугой. Принимая во внимание, что трактиры, бары, кафе, кабаре и т.п. могли служить притонами тайной проституции, конгресс заявил о необходимости принятия в странах предупредительных и репрессивных мер о запрете использования труда прислуги несовершеннолетних, кроме случаев, когда заведение является собственностью их родителей. Странам предлагалось пополнить законодательство запретом содержателям баров, пивных или кафе, осужденных за способствование проституции женского персонала их

заведений, впредь содержать какое-либо питейное заведение, запретом содержателям кафе, баров и пивных пользоваться услугами женщин, уличенных в занятии проституцией.

В заключение работы конгресса представитель Российского общества защиты женщин профессор Дерюжинский В.Ф. предложил созвать предстоящий в 1916 г. Конгресс в России.

В начале 1914 г. было получено согласие российского правительства на созыв конгресса в Петрограде.

По обычаю, в предшествующий созыву конгресса год должна была состояться подготовительная конференция, очередная планировалась летом 1915 г. в Стокгольме. С наступившей войной, все эти планы неминуемо должны были рухнуть, само существование Международного союза в корне было поколеблено. В связи с этим секретарь Международного союза по борьбе с торгом женщинами и почетный член Российского общества защиты женщин В. Кут обратился в комитет общества с письмом следующего содержания: «Имевшие такой успех добрые начинания по борьбе с торгом женщинами испытали большой удар вследствие этой ужасной европейской войны. Она началась столь внезапно и носит характер такого ожесточения, что наша международная организация подвергается опасности распасться и само дело остановиться, по крайней мере, на время текущих событий. При настоящих обстоятельствах, для стран, участвующих в войне, продолжение их совместной работы и дружественных отношений представляется неосуществимым...». Международное бюро постановило отложить на неопределенное время созыв конгресса, высказав при этом пожелание, чтобы национальные комитеты не прекращали своей деятельности и с возможной энергией осуществляли свои задачи, каждый в своей стране.

Таким образом, благодаря международному сотрудничеству создавался механизм оперативной взаимопомощи по пресечению проституции, вышедшей за пределы отдельных стран, и принявшей характер хорошо организованной международной преступности.

Тесное сотрудничество в поисках мер противодействия проституции в международном масштабе вело к формированию единообразных законов, ликвидации противоречий в отдельных законодательствах, препятствовавших наказанию преступников, организаторов проституционного бизнеса в границах страны или интернациональных преступных группировок.

Исторический опыт российского участия в международной борьбе с проституцией в дореволюционный период показывает, что Российское общество защиты женщин, в качестве Российского национального комитета по пресечению торга женщинами в составе Международного Союза, на протяжении 16 лет принимало участие в международных конференциях и конгрессах, посвященных борьбе с проституцией.

Результатом работы конгрессов явился целый ряд заключенных международных конвенций, обеспечивших возможность преследования в уголовном порядке торговцев живым товаром.

Библиографический список

1. Безобразов П.В. О современном разврате. - М., 1900.

2. Бейл Н. Торгующая телом. - СПб., 1914.

3. Положение о Российском обществе защиты женщин. - СПб., 1900.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.