РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В.Ю. Вершинина
УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
PARTICIPATION OF RUSSIA IN THE INTERNATIONAL ECOLOGICAL REGULATION
В статье рассматривается участие России в международном экологическом регулировании. Дается краткая характеристика экологического сотрудничества России со странами СНГ, ЕС, США. Затрагиваются отрицательные аспекты экологического фактора российской политики.
Ключевые слова: экология, сотрудничество, ООН, экополитические интересы.
The article is devoted to participation of Russia in the international ecological regulation. The brief characteristic of ecological cooperation of Russia with CIS, EU, USA is given. The article touches upon negative aspects of ecological factor of Russian politics.
Key words: ecology, cooperation, UNO, ecopolitical interests.
Сегодня к решению проблем по защите окружающей среды привлечены все страны мира, вне зависимости от их роли в системе международных отношений. Россия - это глобальный экологический донор. Огромная территория, большие производственные мощности, разнообразие природных ресурсов и экосистем накладывают на нашу страну немалую ответственность. Россия имеет % мировых лесных ресурсов, обеспечивает сохранность 20 % мировых запасов пресной воды и готова предоставить развивающимся странам технологии, позволяющие решать проблему питьевой воды. Из всего вышеперечисленного становится ясно, что экологическое направление внешней политики России должно стать одним из ключевых.
Россия постоянно участвует в различных международных конференциях экологической направленности. Так, в 2010 г. она приняла активное участие в Канкунской климатической конференции (Мексика), выступила с международными инициативами на конференции «Большой двадцатки» по предотвращению и решению экологических проблем вследствие разливов нефти. Эти предложения получили одобрение других стран [7]. В 2012 г. состоялась конференция ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро, на которой Д.А. Медведев подтвердил, что к 2020 г. Россия снизит выбросы парниковых газов на 25 % к уровню 1990 г. [6]
В России действует более тысячи договоров, конвенций, соглашений, непосредственно регулирующих отношения по природопользованию и охране окружающей среды. Наряду с ними подписано свыше 3000 двусторонних международных документов в данной сфере.
Хотелось бы сказать несколько слов о сотрудничестве России со странами СНГ. Важнейшим здесь является Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды, подписанное одиннадцатью странами в Москве в феврале 1992 г. Стороны договорились о выработке и проведении согласованной экологической политики. В рамках СНГ важную роль в экологическом регулировании играет Межпарламентская Ассамблея.
Активно развивается сотрудничество России со странами Европейского Союза. Например, 10 октября 2006 г. в Хельсинки было подписано Положение о формировании Диалога по окружающей среде между Министерством природных ресурсов России и Генеральным директоратом по окружающей среде Комиссии ЕС. Для укрепления сотрудничества России и ЕС в сфере экологии в 2000 г. был учрежден Российский региональный экологический центр [4]. Также на протяжении 2,5 лет, до 31 декабря 2009 г., выполнялся проект сотрудничества ЕС и России по гармонизации экологических стандартов (ГЭС II). Он обошелся в 2,5 млн евро и был направлен на содействие российским государственным органам в совершенствовании законодательства для внедрения в промышленность системы комплексных экологических разрешений на основе наилучших доступных технологий (НДТ). Результатом этого проекта стало то, что идеология НДТ была внедрена в России и стала укрепляться в законодательстве [8]. Продолжается сотрудничество ЕС и России в регионе Балтийского моря в рамках стратегии, принятой в 2009 г. Экологическая проблематика здесь также является одной из ключевых.
ЕС отводит особое место экологическому сотрудничеству с Россией в Калининградской области. Первым шагом достигнутых договоренностей стало создание международного фонда финансовой поддержки природоохранного партнерства в размере 100 млн евро. Под гарантии этого фонда банки многих стран выделили крупные долгосрочные кредиты для реализации десятков экологических проектов в Санкт-Петербурге, на территории Калининградской, Мурманской, Архангельской, Новгородской областей, в Карелии и Республике Коми. В рамках реализации этих проектов будут возведены водо-и воздухоочистные сооружения, созданы замкнутые циклы переработки в химической и целлюлозной промышленности на северо-западе России [3].
Отдельно хотелось бы сказать об экологическом сотрудничестве России и США. В конце 1993 г. Американское агентство международного развития ^АЮ) приступило к реализации проекта по улучшению окружающей
среды в СНГ. В том же году были приняты три программы российско-американского сотрудничества в данной сфере. В 1995 г. были начаты крупные проекты: создание международного заповедника на территории Берингова моря, мониторинг и сохранение природы арктических районов и российских лесов. В 1992 - 1997 гг. объем иностранной помощи по охране природы России составил 252 млн долларов [1, с. 24]. Однако в 1999 г. ответственный федеральной орган по экологии исчез, и продолжать работу стало трудно. Поэтому большую часть проектов в 2000-е гг. взял на себя Европейский Союз. В 2012 г. отделение USAID в России, которое финансировало различные проекты, связанные с экологией, было закрыто. Так что на сегодняшний день, за исключением узкоспециализированных проектов (например, по уничтожению химического оружия), а также проектов по Арктике, экологическое сотрудничество между Россией и США почти прекратилось [2].
Если рассматривать экологическое сотрудничество на более глобальном уровне, то нельзя не сказать о международных экологических организациях. Их руководящие органы сосредоточены в ООН. Россия активно сотрудничает в области охраны окружающей среды с ЮНЕП, содействует реализации основных программ Всемирной метеорологической организации ООН (ВМО). По каналам ВМО в Россию поступает информация о состоянии Мирового океана, атмосферы, озонового слоя Земли и загрязнении окружающей среды. Много внимания уделяется работе и в других специализированных организациях ООН, имеющих комплексный природоохранительный характер (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО). Россия состоит во Всемирном союзе охраны природы, который проводит активную природоохранную деятельность.
Один из ярких примеров многостороннего экологического сотрудничества с участием России на сегодняшний день - Арктика. Работа здесь проходит между Россией, США, Канадой, Данией, Норвегией и другими странами при активном участии Всемирного фонда дикой природы (WWF). Одним из результатов этого сотрудничества стало то, что ведущие нефтяные компании затормозили свое проникновение в Арктику, которое вызывало опасения в связи с тем, что в настоящее время ни одна из них не обладает технологиями по ликвидации нефти в случае ее разлива подо льдом [2]. Помимо Арктики, существуют и другие региональные направления международного экологического сотрудничества с участием России. К основным относятся охрана природной среды Каспийского, Балтийского, Черного и Азовского морей, северо-западной части Тихого океана, трансграничных водотоков (бассейнов), а также озера Байкал.
Однако сотрудничество не всегда бывает мирным и плодотворным. Реализация экополитических интересов России наталкивается на сопротивление других государств, запуская экополитические конфликты. Практика
экспорта экологических проблем за пределы собственного государства угрожает российским национальным интересам. Ярким примером экополитиче-ского конфликта, угрожающего безопасности России, является ситуация в Каспийском регионе [5, с. 108].
На сегодняшний день Каспийское море - единственный в мире водоем, обладающий сразу двумя видами высоко котирующихся ресурсов: нефтью и икрой осетровых. Главными сторонами конфликта из-за осетровых выступают Россия и Иран. Нефтяные же запасы являются основным источником дохода для Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Конфликт осложняется тем фактом, что реализация национальных интересов России и Ирана неотделима от сохранения биоресурсов закрытого Каспийского моря, а это несовместимо со строительством промышленных объектов. Происходит столкновение интересов двух сторон: «нефтяной» и «осетровой».
Разработки нефти и газа в любых секторах Каспийского моря не могут гарантировать безаварийное производство. Даже при нормальном режиме добычи нефти каждая буровая установка выбрасывает в водную среду 30 -120 т нефти, которая, кроме того, содержит до 35 % серы, что поднимает проблему ее утилизации [5, с. 110]. Всё это может катастрофически повлиять на экосистему Каспия. И пока продолжаются споры, что выгоднее - осетровые или нефть, численность осетровых сокращается. Отсутствие положительных для России результатов в данном регионе может иметь далеко идущие последствия, выходящие за рамки экологической деградации ресурсов.
Другим свидетельством политизации экологических конфликтов служит ситуация в Центральной Азии. Аральский кризис - наиболее яркий пример экологической проблемы с серьезными социально-экономическими последствиями, которая затрагивает все государства Центральной Азии и используется другими странами в своих интересах. Речь идет о многогранном комплексе проблем, вызванных высыханием Аральского моря. Пока не решится эта проблема, дефицит водных ресурсов в регионе будет усугубляться. На этой почве возможны конфликты сопредельных государств. Кроме того, от участия в разрешении данного вопроса была отстранена Россия, рассматривающаяся как преемница СССР - виновника Аральского кризиса. Поэтому государства Центральной Азии во многом ориентируются на Запад [5, с. 112].
Вытеснение России из ее традиционных сфер влияния под лозунгом стабилизации экологической обстановки свидетельствуют о включении экологического фактора в структуру геополитической безопасности государства.
Подводя итоги, можно сказать, что в целом Россия идет в ногу с тенденциями мирового развития, которое становится всё более экологически ориентированным. Ряд стран прилагает большие усилия для стабилизации
экологической обстановки. Нельзя отнести Россию на передовые позиции в этом вопросе, но и последние она не занимает. В случае грамотной и активной политики будет больше шансов утвердить свою позитивную роль в мировой экономике и политике через их экологическую составляющую.
Литература
1. Акишин А.С. Экологическая политика зарубежных стран и России: учеб. пособие. - Волгоград: ВолГУ, 2003. - 228 с.
2. Американо-российское экологическое взаимодействие сокращается // Голос Америки. - 27.12.2012. - Режим доступа: http://www.gobs-ameriki.ru/content/russia-usa-ecological-programs/1573462.html
3. Гусев А.А. Политические аспекты сотрудничества России и Европейского Союза в сфере экологической безопасности // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 07.06.2008. - Режим доступа: http://jurnal.org/articles/2008/polit37.html
4. Информационный проект Российского регионального экологического центра. - Режим доступа: http://russia-eu.ru/
5. Морозова В.Н. Мировая экологическая политика и международное экологическое сотрудничество: учеб. пособие. - Воронеж: ВГУ, 2007. - 126 с.
6. Национальная цель РФ по снижению СО2 будет определена в течение недели // РИА Новости. - 28.11.2012. - Режим доступа: http://ria.ru/science/20121128/912566857.html#13656023741403
7. Пискулова Н.А. России следует учитывать мировую тенденцию экологически ориентированного развития // МГИМО-Университет. - 29.12.2010.
- Режим доступа: http://www.mgimo.ru/news/experts/document176445.phtml
8. Результаты проекта сотрудничества ЕС-Россия по Гармонизации Экологических Стандартов в России // ЭКО-бюллетень ИнЭкА. - 2009. - № 6.
- Режим доступа: http://ineca.ru/?dr=bulletin/arhiv/0137/&pg=008
Коротко об авторе
Вершинина Виктория Юрьевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about author
Vershinina Victoria Yur'evna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky. E-mail: [email protected]