МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Шипилова Т.В.,
к.э.н., доцент кафедры «Мировая экономика, политика и глобализация» РГЭУ (РИНХ) E-mail: [email protected]
УЧАСТИЕ РОССИИ В ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
СТАН АТЭС КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
В работе рассматривается интеграционный процесс в станах АТЭС. Возможность участия России в новом экономическом партнерстве ВРЭП и создания крепких экономических связей с новыми интеграционными объединениями стран АТЭС. Обосновывается необходимость создавать новые региональные интеграционные экономические объединения на принципиально новой, более эффективной основе.
Ключевые слова: интеграционные процессы, АТЭС, торгово-
экономическое сотрудничество, экономика, региональные интеграционные экономические объединения.
Shipilova T. V.
RUSSIA'S PARTICIPATION IN THE INTEGRATION PROCESS
MILL APEC AS A FACTOR OF INCREASING ITS COMPETITIVENESS
The paper discusses the integration process in countries of the APEC. The possibility of Russia's participation in the new economic partnership VREP and the creation of strong economic ties with the new integration associations of the countries of APEC. The necessity to create a new region-
al economic integration of enterprises on a fundamentally new, more effective basis.
Keywords: integration processes, APEC, economic cooperation, economy, regional integration economic Union.
Развитие мирового финансово-экономического кризиса и ослабление «долларовой» системы, приводит к необходимости образования новых интеграционных объединений, участия стран в новых интеграционных экономических образованиях. Введение экономических санкций против России, а также общая негативная динамика на мировых рынках, приводят к значительному уменьшению торговых оборотов нашей страны.
Участие России в новых интеграционных экономических объединениях позволит повысить конкурентоспособность нашей экономики. Возможное расширение уже созданного интеграционного экономического объединения ЕАЭС нередко обсуждаются на переговорах лидеров, на полях проводимых саммитов и двухсторонних встреч. Так, активный интерес проявляет Вьетнам, договор о свободной торговле с которым был заключен в прошлом году, Индия, Египет, Япония и многие другие страны.
Однако для России возможно вхождение и в другие интеграционные экономические объединения с участием многих вышеперечисленных стран. Так, экономически выгодным может быть участие в создаваемом в Юго-Восточной Азии Всестороннем региональном экономическом партнерстве -ВРЭП, в основу которого могут войти Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины, а также Индия, Австралия, КНР, Новая Зеландия, Республика Корея и Япония. Поскольку Транс-Тихоокеанское торговое партнерство, которое считалось локомотивом мировой экономики, так и не было создано, руководители вышеперечислен-
ных стран договорились «рассмотреть предложение о формировании нового торгового объединения без США, но с участием Китая и России» [ 1].
Создаваемое новое экономическое объединение включает как экономиче-
Среди стран, участвующих в переговорах по ВРЭП, такие страны как Китай (доля в мировом экспорте составляет 11,7%); Япония (доля в мировом экспорте составляет 3,6%); Республика Корея (доля в мировом экспорте составляет 3,3%). Создаваемое всестороннее партнерство также обладает значительным инвестиционным потенциалом. В 2014 г. совокупный приток иностранных инвестиций в экономики стран-партнеров составил 28,5% от мирового объема, а отток - 23,6%.
По данным АШС более половины всего товарооборота внутри ВРЭП приходится на КНР (28% взаимной торговли), далее следует Япония (15%), и Корея (11%) [2].
ски развитые страны, так и развивающиеся. По своему потенциалу на такое партнерство приходится около 30% мирового ВВП и около 50% численности населения Земли.
Доля китайского экспорта в страны ВРЭП составила около 26%, тогда как стран ВРЭП в импорте КНР составляет 34%, что имеет также достаточно весомое значение.
Большое значение рынок ВРЭП также имеет и для Японии. Доля стран ВРЭП в экспорте Японии в 2014 году составляла 45%, в импорте - 48%. При этом «страна восходящего солнца» вполне может оказаться вторым после Китая локомотивом создаваемого партнерства.
Следует отметить, что еще большее значение рынок ВРЭП имеет для других потенциальных участников партнерства.
Источник: Asia Regional Integration Center - ARIC Рисунок 1 - Товарооборот стран, входящих во ВРЭП, внутри данного партнерства в 2014 году, млрд дол.
Источник: [2]
Рисунок 2 - Доля рынка создаваемого партнерства в экспорте страны в 2014 году, %
Если говорить об импорте, то для таких стран как Лаос, Мьянма, Камбоджа, Бруней и Вьетнам рынок ВРЭП является, можно сказать, критическим, и составляет более трех четвертей от общего объема.
Следует учесть, что создаваемое партнерство ВРЭП, это, прежде всего, открытое объединение, главной целью которого является создание свободных торговых режимов с учетом национальной специфики и разницы в уровнях развития экономик стран-участников.
Как представляется, участие России в создаваемом партнерстве представляет большой интерес.
Проведем анализ торгового оборота России с основными возможными участниками ВРЭП.
Анализ диаграммы, представленной на рис. 3 показывает, что из всех стран ВРЭП, Китай является основным торговым партнером России. Также весомые торговые связи у России с Японией, Республикой Корея и Индией.
Анализируя торговые связи России и Китая, заметим, что в 2015 г. товарооборот между этими странами составил 61,4 млрд. долл. США, что на
треть меньше, чем в 2014 г. Российский экспорт в Китай в 2015 г. несколько сократился (на 27%), по сравнению с 2014 годом - до объема в $27,3 млрд. долл. А импорт из Китая также сократился (на $34,1 млрд. долл. это-33%). Отрицательное сальдо торгового баланса составило $6,8 млрд. долларов США.
Основные товары экспортируемые в Китай из России это: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные- (65%); древесина и товары ее переработки; д уголь древесный -(8%); ядерные реакторы, котлы и оборудование; их части - (5%); рыба и морепродукты - (4%); удобрения - (3%); руды - (3%) и др.
В свою очередь, КНР поставляет в Россию: машины электрические, оборудование- (25%); ядерные реакторы, котлы и оборудование - (24%); обувь -(4%); одежда, кроме трикотажных машинного или ручного вязания- (4%); изделия из пластмассы - (3%); наземный транспорт, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава - (3%) и др.
Торговый оборот России со страной
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
87,6
<V jr ^ ^ ОУ- JST jy
Торговый оборот России со страной
Источник: авторская Рисунок 3 - Торговый оборот России со странами ВРЭП в 2014 г., млрд долл.
Еще одним важным партнером России среди участников ВРЭП является Япония. Анализируя динамику торговых отношений отметим, что экспортные поставки из России в Японию росли, вплоть до 2015 г. Так, по данным ITC Trade Map в 2010 г. они составляли 12,5 млрд долл., в 2013 г. уже 19,6 млрд долл., в 2014 г. 19,8 млрд долл. Но уже в 2015 г. - поставки снизились 14,2 млрд. долл. Традиционно основными статями экспорта можно назвать: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, воски минеральные - всего 82%. Алюминий и изделия из него - 6%, а также древесина, рыба, руды, шлаки и зола.
В Россию Япония поставляет: оборудование, машины - средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного - (47%); реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства- (20%); электрические машины и оборудование, их части - (6%); каучук, резина и изделия из них - (6%); инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные,
контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности - (4%) и др. [3]
Анализ динамики торговых отношений Российской Федерации с основными партнерами ВРЭП показывает, что доля российского экспорта в эти страны достаточно велика, однако товарооборот между странами в 2015 г. начал снижаться. Так, снижается он и со многими другими странами, и основной причиной спада, как полагают аналитики, является развитие мирового финансово-экономического кризиса.
Следует обратить внимание на еще одну важную тему - изменение в международном движении капитала. КНР став мировой торговой державой, начал укрепление своих позиций в международном движении капитала и быстро занял место в группе стран - лидеров, как по его экспорту, так и по его импорту.
Так, в 2015 году прирост прямых инвестиций из Китая в США впервые за всю историю взаимоотношений двух государств превысил прирост прямых инвестиций из США в Китай (15,3 млрд долл. против 13,1 млрд долл.) [7]. Это
указывает на увеличение инвестиционной активности Китая.
Учитывая вышесказанное, заметим, что участие России в новых интеграционных экономических объединениях Азиатско-Тихоокеанского региона представляет для России значительный интерес, поскольку спад мировой экономики заставляет страны искать новые рынки сбыта и новые формы экономического объединения с целью повышения конкурентоспособности.
Анализ структуры экспорта и импорта России с основными партнерами по ВРЭП, показывает, что структура торговли между ними не отражает конкурентные преимущества экономик этих стран. А гармонизации и расширению объема поставок между ними может способствовать постоянное наращивание инновационно - модернизаци-онного вектора экономического развития, учитывая специфику развития экономики каждой страны.
Создание совместных предприятий, используя национальные преимущества разных стан - инвестиционные и энергетические ресурсы, владение новыми технологиями - дадут ощутимые конкурентные преимущества. При этом использование расширяющихся рынков сбыта за счет повышения платежеспособного спроса, в том числе и за счет экономически менее развитых стан партнерства. Выводя отдельные производства в страны с более дешевой рабочей силой (Лаос, Мьянма) будет достигнуто конкурентное преимущество по себестоимости продукции и значительно повышен платежеспособный спрос за счет промышленного развития экономически менее развитых стран.
Таким образом, трансформация мировой экономики, передел рынков, сфер влияния, заставляют страны, в том числе и Россию, переходить к новым региональным интеграционным экономическим объединениям, основанным
на принципиально новом, более эффективном партнерстве. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Катасонов В.Ю. Транстихоокеанское партнерство: США уходят, Китай приходит URL.: http://thewallmagazine.ru/rch-economics/ (дата обращения 10.02.2017)
2. Asia Regional Integration Center. URL.: https://aric.adb.org/beta (дата обращения 5.03.2017)
3. Экспортеры России http:// http://www.rusexporter.ru/ (дата обращения 20.03.2017)
4. Trade statistics for international business development URL.: http://www.trademap.org/ (дата обращения 5.03.2017)
5. Федеральная служба государственной статистики URL.: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rossta t_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/ (дата обращения 5.03.2017)
6. Катасонов В. Международная инвестиционная политика Китая: неожиданные повороты http://ruskline. ru/opp/2017/yanvar/31/mezhdunarodnaya_ investicionnaya_politika_kitaya_neozhidan nye_povoroty/ (дата обращения 15.03.2017)
7. Катасонов В. США - Китай: начало инвестиционной войны? http://ruskline.ru/news_rl/2017/02/02/ssha _kitaj_nachalo_investi ci onnoj_voj ny/
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Katasonov V.Y. TRANS-Pacific partnership: the US gone, China comes URL.: http://thewallmagazine.ru/rch-economics/ (accessed 10.02.2017)
2. Asia Regional Integration Center. URL.: https://aric.adb.org/beta (accessed 5.03.2017)
3. Exporters Russia http:// http://www.rusexporter.ru/ (accessed 20.03.2017)
4. Trade statistics for international business development URL.: http://www.trademap.org/ (accessed 5.03.2017)
5. Federal state statistics service URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/ (accessed 5.03.2017)
6. Katasonov V. International investment policy in China: unexpected turns http://ruskline.ru/opp/2017/yanvar/31/mez
hdunarodnaya_investicionnaya_politika_ kitaya_neozhidannye_povoroty/ (accessed 15.03.2017)
7. Katasonov V. USA - China: the beginning of investment wars? http://ruskline.ru/news_rl/2017/02/02/ssha _kitaj_nachalo_investi ci onnoj_voj ny/