УДК 34
Зотова Т.А.
магистрант, кафедра уголовного права Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы
(г. Санкт-Петербург, Россия)
УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Аннотация: в статье рассмотрено участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела.
Ключевые слова: прокурор, уголовное дело, УПК, уголовный процесс.
Процесс возбуждения уголовного дела ничто иное, как отправная точка в уголовном судопроизводстве. На данном этапе полномочные органы после получения сообщения о готовящемся или уже совершенном преступлении выявляют основания для возбуждения уголовного дела, либо наоборот основания для отказа в возбуждении уголовного дела.
В 1992 году был принят Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», который регламентировал основные направления деятельности и полномочия органов прокуратуры и ее служащих. Так в статье 29 закона были определены основные задачи органов прокуратуры на стадии возбуждения уголовного дела, а именно надзор за органами, осуществляющими следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность. Кроме того, прокурор имел возможность самостоятельно проводить расследование по делу.
Однако, новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее УПК РФ), принятый в 2001 году, существенно расширил полномочия прокурора на досудебной стадии. За прокурором также сохранялись функции надзора за органами, осуществляющими следствие,
дознание и оперативно-розыскную деятельность, помимо этого, полномочия к самостоятельному ведению уголовного преследования. Кроме того, согласно статье 37 УПК РФ прокурор в уголовном судопроизводстве был отнесен к стороне обвинения.
В соответствии со статьей 146 УПК РФ от 2001 года, прокурору были даны полномочия самостоятельно возбуждать уголовное дело, а также давать согласие на возбуждение уголовных дел органами следствия и дознания. Чтобы получить согласие прокурора, следователь или же дознаватель направляли постановление с приложениями, в которых были отражены необходимые материалы по делу, а именно отчет о проверке сообщения о преступлении, а также производимых в связи с этим неотложных следственных действий. На основании предоставленных материалов, прокурор принимает одно из следующих решений:
1. незамедлительно дает следователю или дознавателю согласие на возбуждение уголовного дела,
2. предоставляет мотивировочный отказ в возбуждении следователем или дознавателем уголовного дела,
3. отправляет материалы дела обратно органам следствия или дознания на дополнительную проверку и производство необходимых следственных мероприятий, на которые устанавливается срок 5 суток.
Что же касается дел частно-публичного обвинения, то здесь действует та же система возбуждения уголовного дела. Исключением из правил является неспособность потерпевшего, в силу объективных причин или же состояния здоровья, защитить свои права и предоставить заявление о совершенном преступлении. В подобного рода ситуациях, прокурор самостоятельно возбуждает уголовное дело.
Не считая всего прочего, прокурор вдобавок был уполномочен:
осуществлять надзор за законностью при приеме и регистрации сообщений о совершенных преступлениях,
поручать дальнейшее расследование дела следователю либо дознавателю, в порядке, установленном УПК РФ, либо нижестоящему прокурору, кроме того, принимать дело к личному производству,
поручать органу дознания проведение следственных действий, а также давать указания по проведению оперативно- розыскных мероприятий.
Впрочем, данный порядок был изменен, вследствие принятия и вступления в законную силу в сентябре 2007 года Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Изменения в законодательстве даровали органам следствия и дознания самостоятельность в принятии решений по поводу возбуждения уголовного дела. Кроме того, были достаточно сужены полномочия и функции органов прокуратуры в области надзора за предварительным следствием. Данный закон пыл принят неоднозначно, следствием чего явилось поступление в Государственную Думу многократных предложений и законопроектов по поводу возвращения прокурору отнятых у него полномочий.
В настоящий момент полномочия и функции прокурора на стадии возбуждения уголовного дела регламентирую статьи "Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (далее УПК РФ). Они нашли отражение не в одной статье УПК РФ, но основные сосредоточены в статье 37 УПК РФ и в соответствии с данной статьей под названием «Прокурор» прокурор уполномочен:
Проверять исполнение требований данного закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении,
Производить надзор за законностью принимаемых решений следователем или дознавателем, кроме того надзирать за законностью и обоснованностью решений следователя или руководителя следственного органа касаемо принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, а также его приостановлении или прекращении.
Передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому,
Утверждать постановления дознавателя о прекращении производства по уголовным делам,
Предоставлять дознавателю письменные указания о направлении расследования, а также о производстве необходимых процессуальных действий.
Законность и обоснованность принятых решений о возбуждении уголовных дел, равно в отказе от их возбуждения в большинстве случаев зависит от правильно организованного прокурорского надзора за органами следствия и дознания. Так как если надзор будет осуществляться в недостаточной мере, и будут упущены моменты неисполнения или ненадлежащего исполнения каких-либо необходимых и первоочередных следственных мероприятий, то о какой законности в принципе может идти речь.
Общеизвестно, что в случаях выявления нарушений закона, которые зачастую носят массовых характер, представление является традиционным актом прокурорского реагирования. В связи с этим в практическом применении возникают некоторые вопросы, связанные соответственно с вынесением данного акта. Роль играет то факт, что представление не предусмотрено нормами УПК РФ и воспринимается служащими органов следствия достаточно болезненно.
Что же касается способов сокрытия преступлений со стороны правоохранительных органов, то самым часто встречающимся продолжает оставаться незаконный отказ в возбуждении уголовного дела по сообщению о преступлении. Именно поэтому так важна роль прокурорского надзора и наличия у прокурора достаточных полномочий, которые, в свою очередь, позволят ему своевременно отреагировать и пресечь незаконные действия органов следствия или органов дознания, или же попытки таких действий.
Необходимо отметить тот факт, что неопределенность в практической реализации надзорных функций прокурора в уголовном процессе приводит к уменьшению их эффективности.
Таким образом, вследствие, активного поиска оптимальных моделей взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами, произошло, как раз таки, огромное количество изменений в объеме процессуальных функций и полномочий прокурора в уголовном процессе, однако, если взглянуть с другой стороны, то данные изменения являются свидетельством отсутствия четкого и полного представления у органов государственной власти о месте и роли прокуратуры в современном государственном механизме.
Многие ученые и практики выражают единое мнение по поводу необходимости возвращения прокурору тех объемов полномочий, которыми он был наделен до введения изменений в законодательство от 2007 года, так как это существенно усовершенствует деятельность прокуратуры и сделает ее наиболее эффективной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/;
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.04.2024, с изм. от 13.05.2021) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/;
3. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/;
4. Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" от 28.12.2010 N 403-ФЗ (последняя редакция) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108565/;
5. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/;
6. Абдул-Кадыров Ш.М. Осуществление прокурором уголовного преследования и надзора за исполнением законов в досудебном производстве: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2015. - 213 с;
7. Артамонов А.Н. Полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия // Законодательство и практика. - 2016. - № 1.- С. 75-80;
8. Балакшин В.С. Государственный обвинитель в российском уголовном процессе - кто он? // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2019. - № 1. - С. 5-9
Zotova T.A.
Russian Academy of National Economy and Public Administration
(St. Petersburg, Russia)
PARTICIPATION OF PROSECUTOR AT STAGE OF INITIATION OF CRIMINAL CASE
Abstract: the article examines the participation of the prosecutor at the stage of initiation of a criminal case.
Keywords: prosecutor, criminal case, criminal trial.