УДК 331.105.44 Д.В. Гревцова*
участие профсоюзов в политическом процессе современной россии
В статье рассматриваются формы и методы участия профсоюзов в политическом процессе современной России. Результаты проведенного автором исследования показали, что профсоюзы с помощью различных инструментов могут влиять на принятие политических решений: представители профсоюзов участвуют в выборах в законодательные органы власти, входят в общественно-политические структуры - Общероссийский народный фронт, Общественную палату РФ и др. Они подписывают соглашения о сотрудничестве с политическими партиями и создают собственные.
Ключевые слова: профсоюзы, политический процесс, Россия, органы власти, ФНПР.
Participation of trade unions in the political process of modern Russia. DARIA V GREVTSOVA (Moscow State University named after M.V Lomonosov).
The paper analyzes the forms and methods of trade unions’ involvement in the political process in modern Russia. The study showed that trade unions have an impact on public policy. Union representatives participate in the elections, cooperate with political parties and the Ministry of Labour. The author concludes that trade unions in modern Russia still need the support of the authorities in defending the interests of the working class, and the state needs the support of trade unions to ensure social stability.
Keywords: trade unions, political process, Russia, authorities, FITUR.
Особенностью российских профсоюзов является то, что они называют себя добровольными общественными организациями, создаваемыми в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, однако в то же время активно заявляют, что не занимаются политикой. Структуры профсоюзов можно охарактеризовать как часть политической системы, поскольку они обладают организационными, нормативно-правовыми, идеологическими и иными ресурсами, определяющими их субъектность в политике, т.е. позволяющими им выступать в качестве участников политического процесса, способных действовать самостоятельно и непосредственно влиять своими действиями на политическую жизнь [6].
Исследование специфики взаимодействия власти и профсоюзов в современной России является задачей данной статьи. В большинстве стран Запада профсоюзные структуры активно участвуют в политике: например, крупнейшая американская структура - Американская федерация труда -Конгресс производственных профсоюзов (АФТ-КПП). В ее структуре существует специальный отдел, занимающийся политической деятельностью. «Политический отдел» предоставляет возможность, чтобы голос членов профсоюза был услышан на политической арене, он также информирует их о позиции кандидатов по важным для трудящихся вопросам и проводит беспристрастную регистрацию избирателей. Членов профсоюза, сотрудников и руководителей готовят к про-
* ГРЕВЦОВА Дарья Васильевна, аспирант кафедры истории и теории политики факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, руководитель Центра изучения профсоюзов и протестных движений.
E-mail: [email protected] © Гревцова Д.В., 2014
ведению аналогичных мероприятий на уровне первичных организаций с помощью Национального учебного центра профсоюзной политики, целью учебной программы которого является мотивация членов профсоюза к выдвижению своих кандидатур на государственные должности всех уровней [1, с. 296].
В России сложилась иная ситуация. Профсоюзы не относят себя к организации, которая занимается политикой. Но в то же время профсоюзы не могут оставаться вне этой деятельности, имея огромный человеческий и организационный ресурс. В своих уставах и программах они не формулируют политических целей, но ресурс массовости помогает им оказывать влияние не только на нанимателей, но и на финансовую и законодательную политику государства, а также самостоятельно выступать в качестве актора политических процессов (выборов).
Рассмотрим формы и методы участия Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) как самой многочисленной профсоюзной организации в политической жизни общества. В 1990-х годах задействовать ФНПР в качестве политического союзника активно пыталась партия КПРФ. Потерпев неудачу в переговорах с руководством федерации, коммунисты взяли курс на привлечение региональных профсоюзных организаций, поставив задачи «...разъяснять членам профсоюзных организаций сущность соглашательской политики руководства профсоюзов, организовать борьбу за избрание в руководящие органы профсоюзных объединений людей, способных . отстаивать интересы трудящихся». В итоге КПРФ учредила отдельный профсоюз «Защита», который, однако, оказался малочисленным и невлиятельным.
В сентябре 1995 г. ФНПР удалось достигнуть договоренности о создании избирательного блока с Российской объединенной промышленной партией. Блок получил название «Профсоюзы и промышленники России - Союз труда». Условия участия в блоке оказались, по сути, равноценными. В федеральный список блока вошли двенадцать представителей руководства ФНПР и РОПП. Это был первый для политической практики совместный союз представителей работников (в лице В.П. Щербакова и М.В. Шмакова) и работодателей (в лице А.И. Вольского). По итогам парламентских выборов 1995 г. блок ФНПР и РОПП «Союз труда» получил лишь 1,59% голосов. На президентских выборах в 1996 г. «Союз труда» сохранил нейтралитет по отношению к выдвигающимся кандидатам, не отдав никому предпочтения.
В 1999 г. ФНПР поддержала на парламентских выборах блок «Отечество - вся Россия», поскольку туда входил представитель движения «Союз труда» А.К. Исаев и еще пять человек от профсоюзов. Эта стратегия оказалась успешной, и в Государственной думе была сформирована фракция, куда А.К. Исаев вошел в качестве руководителя. После этого ФНПР отказалась от попыток формирования собственной политической партии. Начиная с 2000 г. она успешно сотрудничает с партией «Единая Россия», а в 2004 г. поддержала Владимира Путина на президентских выборах. Выступая на форуме ФНПР 2006 г., В. Путин разъяснил свое видение места, роли и возможных стратегий российской профсоюзов в политике. Глава государства поддержал требования профсоюзов о повышении заработной платы работников: «Заработная плата должна быть достойной. Но верно также и то, что она должна быть связана с повышением производительности и качества труда. Найти необходимый баланс в этом можно только совместно с профсоюзным движением». Президент страны призвал профсоюзы расширять взаимодействие с региональными и местными администрациями, активно помогать «в работе по совершенствованию системы профессионального образования и повышению уровня подготовки кадров, по эффективному регулированию трудовой миграции, росту мобильности трудовых ресурсов в преодолении региональных и отраслевых диспропорций». Кроме того, он призвал профсоюзы «занять твердую и принципиальную позицию по «серым» схемам оплаты труда, когда фактически под права трудящихся закладывается мина замедленного действия, занижается размер будущих пенсий работников и сокращаются объемы социальных гарантий» [2, с. 5; 7].
С целью установления принципов сотрудничества в деле преодоления последствий финансово-экономического кризиса 20 марта 2009 г. состоялось официальное подписание «Протокола о сотрудничестве» между фракцией «Единая Россия» в Государственной думе и ФНПР, в котором профсоюзы и «Единая Россия» договорились осуществлять информационный обмен, регулярно консультироваться по вопросам, связанным с защитой социально-экономических прав и интересов работников в условиях финансово-экономического кризиса, а также оказывать всемерное содействие проведению переговоров между профсоюзами и работодателями в целях преодоления возникающих проблем и противоречий в рамках системы социального партнерства [3].
Результатом сотрудничества с «Единой Россией» стала поддержка партией большей части программы ФНПР «За достойный труд», значительное количество требований и предложений профсоюзов уже приняты фракцией партии в Государственной думе в виде законов. В программе говорится, что федерация будет «свойственными ей методами способствовать и добиваться ускорения темпов развития экономики, формирования структурно развитой, обеспечивающей нужды страны и населения, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих эффективно использовать материальные и человеческие ресурсы с точки зрения интересов государства, наемных работников, бизнеса» [7].
Однако, несмотря на сотрудничество с «Единой Россией», рядом профсоюзных лидеров была выдвинута идея создания собственной политической партии, которая представляла бы во власти интересы людей рабочего класса. Подготовка этого мероприятия пришлась на период 2012 г.. когда были законодательно смягчены барьеры по регистрации новых партии. Именно тогда ФНПР и ряд других альтернативных профсоюзов создали свои партии. ФНПР решила сохранить прежнее название «Союз труда» и уже на выборах 2013 г. приняла участие в выдвижении кандидатов в региональные парламенты, куда впоследствии прошли лишь два представителя этой партии. Таким образом, сейчас взаимодействие профсоюзов с политическими партиями осуществляется в двух направлениях - поддержка правящей партии «Единая Россия» и работа с собственной партией, которая пока не столь успешна на политической арене.
Стоит отметить и влияние отдельных личностей из профсоюзной среды на российскую политику. Яркий пример - Игорь Холманских, получивший известность после событий на Уральском вагоностроительном заводе. Он возглавлял один из цехов и стал лидером рабочего протеста. После вмешательства Владимира Путина в работу предприятия ситуация была стабилизирована, а Холманских стал известен едва ли не как главный сторонник В. Путина, вышедший из рабочей среды. В дальнейшем он был назначен уполномоченным представителем президента в Уральском федеральном округе и возглавил движение «Человек в защиту труда». И. Холманских является сторонником активного участия профсоюзов в политической сфере общества: «Отраслевые профсоюзные организации, объединенные в Федерацию профсоюзов Свердловской области (ФПСО), могут эффек-
тивно решать социально-экономические задачи в своих отраслях - защищать интересы человека труда. Однако деятельность профсоюзов не может ограничиваться только решением вопросов в социально - экономической сфере. Сегодня профсоюзные объединения активно включены в систему общественно-политических отношений,
а, следовательно, должны активнее участвовать в политической жизни округа» [9].
Движение «Человек в защиту труда» вошло в Общероссийский народный фронт (ОНФ), с инициативой создания которого в 2011 г. выступил президент России. Основной целью данной инициативы было намерение привлечь беспартийных кандидатов из различных общественных организаций, в т.ч. и профсоюзов, на сторону партии «Единая Россия», создать для них понятный механизм выдвижения и противостоять оппозиционным силам. Одним из первых, кто поддержал эту инициативу, стал председатель ФНПР М.В. Шмаков. Он отметил, что создание такой организации «.позволит большим массам, чем только членам «Единой России», участвовать в общественной жизни» [5].
М.В. Шмаков вошел в координационный совет Общероссийского народного фронта, и все членские организации ФНПР присоединились к ОНФ. Это позволило профсоюзам интегрировать в «Единую Россию» своих представителей. На предварительный праймериз ОНФ от профсоюзов было делегировано 254 человека, из которых 190 кандидатов вошли в избирательный список «Единой России» на выборы в Государственную думу в 2011 г. По итогам выборов от профсоюзов ФНПР депутатами стали 9 человек. Эти люди вошли в Государственной думе в межфракционную группу «Солидарность» -еще один инструмент влияния ФНПР на выработку и обсуждение законов.
С 2000 г. в Государственной думе действует межфракционная депутатская группа по взаимодействию с профсоюзным движением «Солидарность». В нее входят депутаты, считающие важным сотрудничать с профдвижением и учитывать мнение профсоюзов в своей деятельности. Основная цель создания этой группы - совершенствование законодательства в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических и общественных отношений. Депутаты группы регулярно консультируются с ФНПР при рассмотрении социально значимых законов. В основном она дублирует и дополняет функции Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, возглавляет который замести-
тель председателя ФНПР А.К. Исаев. Сейчас в группу «Солидарность» входят 27 депутатов Государственной думы шестого созыва. Большинство представителей - 20 человек - члены партии «Единая Россия», 2 от «Справедливой России», 4 от КПРФ, 1 от ЛДПР. В новом составе Думы в МФДГ «Солидарность» вошли и представители верхней палаты парламента - 2 члена Совета Федерации, что позволяет наладить диалог в сфере законодательства о трудовых отношениях между двумя палатами парламента. Поскольку в эту группу вошли представители оппозиционных партий и члены различных комитетов, она обретает дополнительный ресурс влияния в Думе, ведь у профсоюзов есть свои интересы не только в профильном комитете по труду, но и в других комитетах, рассматривающих социально-значимые законопроекты. Наличие в группе депутатов, которые состоят в разных комитетах, позволяет рассматривать проблему глубже, в комплексе, избегать «раздробленности».
Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов и межфракционная группа «Солидарность» в Государственной думе РФ являются лоббистским инструментом ФНПР. Основным успехом, которого добилась группа, стало повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума, реформирование Трудового кодекса с учетом интересов профсоюзов и активное участие в пенсионной реформе. Первый координатор группы -заместитель председателя ФНПР, председатель комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике Андрей Исаев отмечает, что «...группа сразу же, с момента создания, что называется, вступила в бой по двум важнейшим направлениям. Это совершенствование законодательства о труде и реформирование системы пенсионного обеспечения. В конце 2001 г. был принят новый Трудовой кодекс, который стал предметом острой политической борьбы, принимался с большим трудом из-за позиции правительства и работодателей. Напомню, тогда рассматривалось несколько вариантов ТК. Правительство настаивало на своем проекте, который существенно урезал права работников и профсоюзов (он не получил одобрения и со стороны профсоюзной стороны РТК). Мы воспрепятствовали принятию этого проекта кодекса и добились создания согласительной комиссии с участием представителей заинтересованных сторон, которая после года работы и подготовила согласованный вариант ТК. Он в основном устроил все три стороны социального партнерства: и профсоюзы, и государство, и работодателей» [4].
Важным государственным органом, занимающимся отстаиванием интересов работников, является Министерство труда. Указом Президента Российской Федерации № 636 от 21 мая 2012 г. О структуре федеральных органов исполнительной власти было решено: «.Преобразовать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Передать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы» [8].
Так, в 2012 г. профсоюзы получили право иметь собственный государственный орган, за который они боролись со времен его ликвидации. По словам секретаря ФНПР А. Шершукова, «...создание Министерства труда можно считать победой профсоюзов. ФНПР последовательно боролась за воссоздание министерства со времени его ликвидации. Сегодня у нас есть полноценный контрагент, который может, в отличие от Минздравсо-цразвития, сосредоточиться исключительно на социальных и трудовых вопросах» [10].
Важно отметить, что при Министерстве труда создан Общественный совет, в состав участников которого приглашены представители профсоюзов. Основная задача Совета - инициирование предложений по оптимизации государственной политики в сфере труда и занятости посредством ведения открытого диалога с институтами гражданского общества. Участие профсоюзов в данном Совете позволяет доносить свою позицию по проблемам в социально-трудовой сфере. Решения Совета носят рекомендательный характер, но они могут влиять и на процесс принятия по-
литических решений. В системе исполнительной власти это можно назвать эффективной точкой доступа.
Стоит отметить и сотрудничество ФНПР с Общественной палатой РФ. Несколько членов ОП РФ представители ФНПР. Взаимодействие с Общественной палатой имеет стратегическое значение для профсоюзов, поскольку с помощью этого органа они могут публично поднимать острые вопросы в сфере социального обеспечения и влиять на принятие политических решений. Общественная палата осуществляет экспертизу проектов законов, поэтому члены ОП РФ могут участвовать в работе комитетов Государственной думы и Совета Федерации, коллегий федеральных органов исполнительной власти. Заключения ОП РФ рассматривает Президент РФ, Правительство РФ и Федеральное Собрание РФ, поэтому позиция представителей профсоюзов будет услышана высшим руководством страны. Общественная палата может выступать и в роли промежуточного агента, который оказывает опосредованное влияние на политический процесс. На данный момент от ФНПР в ОП РФ работает пять человек, но по рекомендации президента РФ в новом составе Палаты представителей профессиональных союзов станет больше. А это значит, что профсоюзы смогут максимально представлять интересы работников и предлагать свои рекомендации и обращения органам власти.
О вовлеченности профсоюзов в политический процесс говорит и то, что в аппарате ФНПР существует Комитет политического анализа и действий. Этот коллегиальный орган специализируется на выработке стратегии взаимодействия с государственными органами. Комитет рассматривает такие дела, как участие членских организаций ФНПР в избирательных кампаниях, делегация представителей профсоюзов в состав Общественной палаты РФ, формирование штаба по взаимодействию с Общероссийским народным фронтом, поддержка кандидатуры В.В. Путина на выборах в президенты и партии «Единая Россия» на выборах в парламент.
Помимо комитета политического анализа и действий в структуре ФНПР важную роль в коммуникации с органами власти играет Департамент по взаимодействию с Федеральным собранием РФ, партиями и общественными движениями. Из самого названия понятно, что в данном департаменте находятся специалисты, отвечающие за связь и работу с Государственной думой РФ, Советом Федерации РФ, Общественной палатой и другими политическими организациями.
В случае организации массовых акций трудящихся на федеральном уровне Департамент организационной работы и развития профсоюзного движения осуществляет эту деятельность. К таким массовым политическим акциям можно отнести организацию большого митинга на Поклонной горе в 2012 г. в поддержку курса президента Путина и партии «Единая Россия» как ответ на выступления оппозиции на Болотной площади. Это еще раз доказывает, что не только профсоюзам нужна поддержка власти, но и самой власти очень нужна поддержка профсоюзов как самой массовой общественной организации.
Департамент общественных связей ФНПР через федеральные СМИ может косвенно влиять на политиков и чиновников, инициируя различные информационные поводы. Также этот департамент занимается мониторингом информационного пространства.
Важно отметить и аналитическую работу, которая проводится специалистами ФНПР для понимания текущей политической ситуации. Это мониторинг политического пространства и гражданского общества, взаимодействия ФНПР с органами государственной власти, местного самоуправления, анализ законопроектов в трудовой сфере, подготовка аналитических отчетов о ходе текущего политического процесса.
Еще одной формой политического участия профсоюзов являются встречи с представителями власти и привлечение их на мероприятия ФНПР. Встречи председателя ФНПР М.В. Шмакова с президентом РФ, премьер-министром получают широкое освещение в СМИ, в Интернете в виде стенограмм. Они проходят довольно регулярно. На таких встречах представитель ФНПР выступает в качестве эксперта, предлагающего конкретные рекомендации по разрешению тех или иных социально-трудовых вопросов. Профсоюзы заинтересованы в том, чтобы и органы власти, и широкая общественность знали об их позиции в социально-трудовой сфере и давали поддержку.
Таким образом, мы можем заключить, что профсоюзы можно назвать частью политической системы современной России, поскольку они обладают организационными, нормативно-правовыми, идеологическими и иными ресурсами, которые позволяют им выступать в качестве самостоятельных участников политического процесса, которые способны непосредственно влиять на политическую жизнь. Модель политического участия ФНПР в жизни государства можно охарактеризовать как партнерскую, направленную на тесное сотрудничество с органами власти путем поиска диалога и компромисса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Eatwell, R. and Wright, A. eds., 1999. Contemporary political ideologies. London; New York.
2. Аксенов Б. Итоги 6 съезда ФНПР // Вестник профсоюзов. 2006. № 22.
3. Информационная записка о работе Федерации независимых профсоюзов России с Федеральным собранием Российской Федерации в период весенней сессии 2009 г. и задачах профсоюзов на осеннюю сессию 2009 г. [Электронный ресурс] : http://www.fnpr.ru/5/72/5042.html
4. Исаев А. Депутатская профсоюзная группа доказала свою значимость // Солидарность. 2010. № 34.
5. Колесников А. Владимир Путин перешел линию фронта // Коммерсант. 2011. № 81.
6. Прасолов В.И. Роль свободных профсоюзов в политической системе современной России: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Москва, 2011.
7. Программный документ Федерации независимых профсоюзов России «За достойный труд» [Электронный ресурс] : http://old.chemprof-rb.ru/ result_fnpr/3765.html
8. Указ Президента Российской Федерации № 636 от 21 мая 2012 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс] : http://www.fedsfm.ru/about/legal/751
9. Холманских призвал профсоюзы к активному участию в политике [Электронный ресурс] : http:// amur.er.ru/news/2012/5/22/holmanskih-prizval-profsoyuzy-k-aktivnomu-uchastiyu-v-politike/
10. Шершуков А. ФНПР недовольна назначением Максима Топилина на пост министра труда // Солидарность. 21 мая 2012.
REFERENCES
1. Eatwell, R. and Wright, A. eds., 1999. Contemporary political ideologies. London; New York.
2. Aksenov, B., 2006. Itogi 6 s’ezda FNPR [Results of the 6th congress of the Federation of Independent Trade Unions of Russia], Vestnik profsoiuzov, no. 22, November 7, p. 5. (in Russ.)
3. Informatsionnaya zapiska o rabote Federatsii Nezavisimih Profsouzov Rossii s Federalnim Sobraniem RF, partiyami i obschestvennimi dvijeniyami [Report on the cooperation of the Federation of Independent Trade Unions of Russia with the Federal Assembly, parties and social movements]. URL: http://www.fnpr.ru/5/72/5042. html (in Russ.)
4. Isaev, A., 2010. Deputatskaya profsouznaya gruppa dokazala svou znachimost [Parliamentary trade union group proved its significance], Solidarnost’, no. 34, September 15. (in Russ.)
5. Kolesnikov, A., 2011. Vladimir Putin pereshel liniu fronta [Vladimir Putin crossed the front line], Kommersant, no. 81, May 7. (in Russ.)
6. Prasolov, V.I., 2011. Rol’ svobodnih profsouzov v politicheskoi sisteme sovremennoi Rossii [The role of free trade unions in the political system of modern Russia]. Avtoreferat dissertatsii kandidata politicheskih nauk. Moskva. (in Russ.)
7. Programnii document Federatsii Nezavisimih Profsouzov Rossii “Za dostoinii trud” [Program document of the Federation of Independent Trade Unions of Russia “For a decent labour”]. URL: http:// old.chemprof-rb.ru/result_fnpr/3765.html (in Russ.)
8. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii. N 636 ot 21 maya 2012 g. O structure federalnih organov ispolnitelnoi vlasti [Presidential Decree number 636 dated May 21, 2012 «On the structure of federal executive bodies»]. URL: http://www.fedsfm.ru/ about/legal/751 (in Russ.)
9. Holmanskih prizval profsouzi k aktivnomu uchastiu v politike [Khomanskikh called to the active participation of trade unions in the political process]. URL: http://amur.er.ru/news/2012/5/22/holmanskih-prizval-profsoyuzy-k-aktivnomu-uchastiyu-v-politike/ (in Russ.)
10. Shershukov, A., 2012. FNPR nedovolna naznacheniem Maksima Topilina na post ministra truda [The Federation of Independent Trade Unions of Russia is dissatisfied with Maxim Topilin’s appointment to the post of Minister of Labour], Solidarnost’, May 21. (in Russ.)