Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПЕТРОГРАДА В РЕШЕНИИ ТОПЛИВНОГО КРИЗИСА В 1919 Г.'

УЧАСТИЕ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПЕТРОГРАДА В РЕШЕНИИ ТОПЛИВНОГО КРИЗИСА В 1919 Г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
топливо / кризис / гражданская война / профсоюзы / Петроград / власть / лесозаготовки / fuel / crisis / civil war / trade unions / Petrograd / power / logging

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рупасов Александр Иванович

В статье анализируются причины, обусловившие безрезультатность усилий профсоюзных организаций Петрограда в решении топливной проблемы в городе летом 1919 г. Начавшийся в годы Первой мировой войны в России топливный кризис, начиная с рубежа 1918-1919 гг. стал приобретать катастрофические масштабы. Наличие огромной ресурсной базы нивелировалось техническим упадком системы коммуникаций, дефицитом рабочей силы, организационным хаосом. В Петрограде топливный кризис совпал с кризисом в сфере снабжения промышленности сырьем и населения продовольствием. Возникшая ситуация создавала предпосылки для возникновения противоречий между городской администрацией, партийными властями и профсоюзными структурами. Эти противоречия были обострены действиями городских властей в сфере распределения продовольствия и предметов первой необходимости, так как фактически игнорировали роль профсоюзов и созданных ими кооперативов в этой сфере. Городские власти учитывали роль профсоюзов, но не были способны обеспечить себе в профсоюзах влияние. В силу этого городская администрация рассматривала профсоюзы как соперника, инициативы которого следовало поддерживать только умеренно. Это, в частности, проявилось, когда профсоюзы попытались организовать отряды рабочих для работы на лесозаготовках и сплаве леса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF PETROGRAD TRADE UNION ORGANIZATIONS IN SOLVING THE FUEL CRISIS IN 1919

The article analyses the reasons for the unsuccessful efforts of Petrograd trade union organizations in solving the fuel problem in the summer of 1919. The fuel crisis that began in Russia during the First World War, reached catastrophic proportions starting from the turn of 1918-1919. The availability of a huge resource base was offset by the technical decay of the communications system, labour shortages and institutional chaos. In Petrograd, the fuel crisis coincided with a crisis in the supply of raw materials to industry and food to the population. The situation created preconditions for the emergence of contradictions between the city administration, party authorities and trade union structures. These contradictions were aggravated by the actions of the city authorities in the sphere of distribution of food and basic necessities, as they actually ignored the role of trade unions and co-operatives created by them in this sphere. The city authorities took the role of the trade unions into account but were unable to secure influence in the trade unions. As a result, the city administration regarded the trade unions as a rival whose initiatives were to be supported only moderately. This was particularly evident when the unions attempted to organize units of workers to work in logging and rafting.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПЕТРОГРАДА В РЕШЕНИИ ТОПЛИВНОГО КРИЗИСА В 1919 Г.»

ЭО!: 10.34680/2411-7951.2024.2(53).308-316 Специальность ВАК: 5.6.1.

УДК 94(47.23.25).084.3 ГРНТИ 03.23.31

Рупасов А. И.

УЧАСТИЕ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПЕТРОГРАДА В РЕШЕНИИ ТОПЛИВНОГО КРИЗИСА В 1919 Г.

Аннотация. В статье анализируются причины, обусловившие безрезультатность усилий профсоюзных организаций Петрограда в решении топливной проблемы в городе летом 1919 г. Начавшийся в годы Первой мировой войны в России топливный кризис, начиная с рубежа 1918-1919 гг. стал приобретать катастрофические масштабы. Наличие огромной ресурсной базы нивелировалось техническим упадком системы коммуникаций, дефицитом рабочей силы, организационным хаосом. В Петрограде топливный кризис совпал с кризисом в сфере снабжения промышленности сырьем и населения продовольствием. Возникшая ситуация создавала предпосылки для возникновения противоречий между городской администрацией, партийными властями и профсоюзными структурами. Эти противоречия были обострены действиями городских властей в сфере распределения продовольствия и предметов первой необходимости, так как фактически игнорировали роль профсоюзов и созданных ими кооперативов в этой сфере. Городские власти учитывали роль профсоюзов, но не были способны обеспечить себе в профсоюзах влияние. В силу этого городская администрация рассматривала профсоюзы как соперника, инициативы которого следовало поддерживать только умеренно. Это, в частности, проявилось, когда профсоюзы попытались организовать отряды рабочих для работы на лесозаготовках и сплаве леса.

Ключевые слова: топливо, кризис, гражданская война, профсоюзы, Петроград, власть, лесозаготовки.

Для цитирования: Рупасов А. И. Участие профсоюзных организаций Петрограда в решении топливного кризиса в 1919 г. // Ученые записки НовГУ. 2024. 2(53). 308-316. ЭО!: 10.34680/2411-7951.2024.2(53).308-316

Охвативший Россию еще в 1916 г. топливный кризис только усилился в годы гражданской войны. Его преодоление растянулось не несколько послевоенных лет. Хотя сам топливный кризис, в том числе и на региональном уровне, не был обделен вниманием исследователей [Ананьева, 2013; Воейков, 2016; Руднева, 2023а, 2023б, 2023в, 2020; Сизов, 2018; Старшова, 2006], однако в качестве предмета изучения оказывались, в основном, действия исполнительной власти, как центральной, так и местной. Вовлеченность профессиональных союзов в решение топливной проблемы фактически не затрагивалось, тогда как их прямая заинтересованность в преодолении кризиса была очевидной из-за угрозы остановки производственных процессов, влекущей сокращение штатов и, как следствие, падение и без того скудного жизненного уровня рабочих. В Петрограде, особенно после реорганизации на рубеже 1918-1919 гг., топливный кризис в 1919 г. приобрел катастрофические масштабы. Ранее значительная часть дров поступала в город с севера Ладоги, но с приобретением Финляндии независимости эти поставки прекратились. Перевозка дров по железной дороге, с учетом ее состояния, состояния паровозного парка и задействования его остатков для военных грузов, могла только в незначительной части покрывать потребности города в топливе. Во многом именно по этой причине, когда в 1919 г. стал вопрос о создании Северной области, петроградские власти стремились включить в ее состав именно те губернии, которые не только обладали огромными лесными ресурсами, но и развитой системой речных коммуникаций для осуществления сплава. Профсоюзные структуры Петрограда были готовы при определенных условиях оказать городским властям помощь рабочей силой на лесозаготовках, погрузке леса и сплаве.

В данной статье будут рассмотрены факторы, обусловившие безрезультатность профсоюзной инициативы.

В апреле 1920 г. главный контролер Наркомата рабоче-крестьянской инспекции направил в Совет коммунального хозяйства Петрограда и президиум исполкома Петросовета докладную записку, в которой, обращаясь к делам минувшим, упоминал, что в кампанию 1 мая 1918 г. - 1 мая 1919 г. предполагалось заготовить 400 тыс. кубических саженей дров, однако «вследствие различного рода препятствий и препон со стороны губернских комитетов лесной промышленности северных губерний план заготовительных операций Петроградского комитета по топливу СНХ Северного района (Горотоп) сократился до 77100 кубических саженей, но и этот сокращенный план не мог быть выполнен Горотопом» (Прим. 1). Причинами невыполнения плана заготовки дров для Петрограда являлись дефицит рабочей силы, продовольствия для снабжения рабочих, фуража, расстройство коммуникаций, несвоевременность получения разрешений на «дачи» гублескомами и отвода лесосек в дачах (или передача их другим организациям), проведенная в интересах РККА мобилизация лошадей, «отвлечение рабочего населения для выполнения трудовой повинности и, что вызывало в Петрограде особую озабоченность, реквизиции дров гублескомами и железной дорогой, а также запреты местными и центральными властями на отгрузку. Помимо этого, свою роль сыграли и серьезные недостатки в работе самого Горотопа. Коротко говоря, весной 1919 г. петроградские власти осознали, что в предстоящую зиму городу угрожает топливный кризис: население будет мерзнуть, промышленные предприятия остановятся.

Петросовет и его исполнительный комитет в преддверии надвигающегося кризиса действовали тем же способом, к которому они прибегали неоднократно в течение всей гражданской войны - создали очередную чрезвычайную должность Чрезвычайного уполномоченного для распределения топлива (Чрезутоп). Созданная последним структура, «с ее топливными тройками, кроме бессистемной и хищнической разломки деревянных домов, никакой деятельной и плодотворной инициативы не проявила», - подчеркивал главный контролер (Прим. 2). Вместе с тем, данное нововведение с неизбежностью делало позиции Горотопа шаткими.

Сказались на заготовке дров и проведенные Петрогубчека в начале лета аресты ряда руководителей взявшего на себя обязательства по поставке дров частного контрагентства, в том числе и его главы Л. Ш. Азарха, которые нарушили «правильную и нормальную его деятельность, как по снабжению дровами, так и по развозке их», что создавало опасность окончательного разрушения топливного дела (Прим. 3).

В начале июля 1919 г. председатель Северного районного лесного комитета (Райлескома) Главного лесного комитета ВСНХ РСФСР В. Бродский в своей справке о поставке дров в Петроград сообщал: «Безотрадная картина положения дела с доставкой дров в Петроград водным путем <...> к настоящему моменту не изменилась в сторону улучшения, наоборот, ухудшилась. По-прежнему нет продовольствия. Местным трудовым организациям выдавать приходится рабочим не более 1 фунта хлеба в день без всяких дополнительных продуктов, не считаясь с условием тяжелой работы. В тех местностях, где производятся работы, а также в прилегающих деревнях и селах нет никакой возможности приобретать какие-либо продукты даже по завышенным ценам» (Прим. 4). Считалось, что для улучшения положения необходима

309

отдача распоряжения о выдаче рабочим в качестве пайка не менее 2 фунтов в день. О масштабах дефицита продовольствия для занятых на лесозаготовках и погрузке рабочих может свидетельствовать, например, тот факт, что в Волховском районе для рабочих было отпущено в июне 500 пудов муки, 50 пудов воблы и 50 пудов сельдей, тогда как действительная потребность равнялась 3000 пудов только одного хлеба.

Дефицит продовольствия влек нехватку рабочей силы для обслуживания и нагрузки барж не только Райлескома, но и Северного районного управления по сплаву, водному транспорту и судостроению, а также для погрузки дров у Железнодорожного лесозаготовительного комитета («Железком») по Северо-Западным железным дорогам. Безотрадность складывавшейся ситуации подчеркивала поступавшая информация о разбегавшихся из-за отсутствия продовольствия рабочих. В результате Райлескому приходилось посылать для сопровождения судов, например, в Белозерский район своих служащих и поденщиков, что не гарантировало от побегов их с работы. В Важинском районе баржи и суда простаивали из-за отсутствия судовых команд, а попытки получить поддержку со стороны местного отдела труда успехом не увенчивались, так как свободной рабочей силы в районе не было, а сделанное отделом предложение о присылке работников из Петрограда было «совершенно невыполнимо ввиду мобилизации» на борьбу с Северо-Западной армией Юденича. В Пашском районе простаивали 106 барок из-за недостаточного количества грузчиков-каталей (Прим. 5). В Вознесенском районе безотрадная картина положения дела усугублялась не только малым числом пароходов, но и тем, что «часто на судах каравана нет шкиперов, команду составляют женщины, как сходочные, которые, по приходу судна к месту, до коего они подрядились его сопровождать, исчезают, и тогда совсем уже никого не остается» (Прим. 6). Для сбора т.н. каравана необходимо было хотя бы 2-3 судна, но этого не всегда удавалось быстро достичь. Считалось, что продолжительных задержек не избежать, так как команды пароходов отказываются идти работать без хлеба и пароходы ставят к пристани. В некоторых случаях приходилось прибегать к арестам голодных опухших кочегаров и других членов команды, отказывавшихся от работы, но результатов это не приносило. Свой вклад в обострение проблемы с заготовкой и транспортировкой дров вносила мобилизация как судов, так и доковых рабочих для военных надобностей, а также, как в районах Онежского озера, отсутствием пароходов для буксировки. Помимо этого, сказывались и чисто технические факторы, например, отсутствие возможностей для отлива воды, что в Сясьском районе привело к затоплению многих судов.

В результате в течение июня планы по заготовке дров систематически не выполнялись. По имеющимся отрывочным, к сожалению, сведениям, в Пашском районе невыполнение составило 11000 куб. саж., в Волховском 3200 куб. саж., в Ильменском 7100 куб. саж., в Сясьском 3300 куб. саж., в Белозерском 11000 куб. саж., в остальных - около 10.000 куб. саж. Всего невыполнение составило 45000 куб. саж., тогда как в Петроград к 1 июля должно было быть поставлено около 70000 куб. саж. дров (Прим. 7).

Провал с выполнением планов по заготовке топлива беспокоил профсоюзные структуры. На своем заседании 22 июля 1919 г. исполком Совета профессиональных союзов признал необходимым организовать рабочие отряды (так называемые топливные отряды - топотряды) для погрузки и доставки дров в Петроград.

310

Организацией топотрядов должны были заниматься входящие в совет отраслевые профсоюзы. Для этой цели при Совете профессиональных союзов создавалась специальная топливная комиссия из представителей профсоюзных организаций, наиболее заинтересованных в налаженных масштабных поставках топлива -металлической, химической и текстильной промышленности. Комиссия должна была озаботиться получением от военных палаток для временного жилья мобилизованных для заготовок дров рабочих. Следовательно, предполагалось, что деятельность топотрядов будет носить исключительно сезонный характер, что было вполне понятно, так как близился конец лета, а в октябре уже на реках мог установиться лед. Оплата труда членам топотрядов должна была осуществляться из сумм предприятий по прежней тарифной ставке с тем, чтобы потом счета были представлены в Райлеском для уплаты. Помимо этого, профсоюзу лечебников предлагалось выделить небольшой санитарный отряд для отправки с топотрядами в целях предотвращения холеры и иных заболеваний (Прим. 8).

Топливная комиссия была сформирована на следующий день - 23 июля 1919 г. В нее вошли 6 человек; трое были командированы профсоюзами металлистов (Владимиров), химиков (Петров), деревообделочников (Баташев), один -Райлескомом (Тихомиров). Двое были представителями Совета профсоюзов (Лаврентьев, возглавивший комиссию, и Рензин). Комиссия обосновалась во Дворце труда. На первом же заседании выяснилось из заявления присутствующего представителя Петроградского совнархоза Лазаря Самойловичяа Зеликсона, что упоминавшийся выше крайне недостаточный хлебный паек для членов топотрядов увеличен не будет: глава Петрокомпрода Бадаев, занятый созданием Петроградского единого потребительского общества (а, следовательно, установлением контроля за распределением жизненных благ), обещал снабжать топотряды по 1 фунту хлеба в день, т.е. давать тот минимум, который и провоцировал бегство рабочих с лесозаготовок. Упомянутый Зеликсон, прекрасно понимавший, что риторические манипуляции с понятием пролетарской сознательности уже не находят особого отклика среде, на внимание которой были рассчитаны, поспешил сообщить, что будут предприняты усилия, чтобы получить некие консервы и приварок (Прим. 9). Если бы речь шла о тысячах командируемых на заготовку рабочих, подобного рода скаредность городских властей в снабжении была бы в условиях гражданской войны понятна, однако, как выяснилось речь могла идти всего о четырех - максимум пяти сотнях человек, увеличение пайка для которых до 2 фунтов хлеба не являлось неразрешимой задачей.

Во главе каждого формируемого профсоюзами топотряда ставился выдвинутый Топливной комиссией уполномоченный для урегулирования возникающих вопросов. Собственно, только от его организаторских способностей зависело разрешение этих вопросов, поскольку его полномочия для городской власти и ее структур каким-либо весом не обладали. Райлеском, со своей стороны, должен был урегулировать вопросы с военным ведомством, поскольку рабочие являлись военнообязанными. Кроме заработной платы члены топотрядов за все время пребывания на работах (со дня выезда до дня приезда) должны были получать в виде суточных по 30 рублей (это предложение было сделано членом исполкома Совета профсоюзов Юлием Лазаревичем Милейковским (Прим. 10). При отъезде суточные должны были

311

выдаваться рабочим авансом за 2 недели вперед. Путевые расходы брал на себя Райлеском, а Петроградский центральный кооперативный союз и Петроградский комиссариат продовольствия обеспечивали (в идеале) рабочих на две недели вперед продовольствием, по нормам, утвержденным Главным лесным комитетом. Те предприятия, от которых отправлены рабочие отряды для погрузки дров, получали бы 50% дров, погруженных отрядами, производя после соответствующий расчет за таковые с Райлескомом. Топотряды формировались из рабочих предприятий, включенных в план снабжения Петрограда древесным топливом (Прим. 11).

Однако уже неделю спустя после принятых исполкомом Совета решений выяснилось, что профсоюзные структуры не спешат наполнять рабочей силой формируемые топотряды (Прим. 12). Хотя уже к 27 июля профсоюзные организации должны были предоставить списки членов отрядов с отметками об отбывании воинской повинности, однако Топливной комиссии пришлось неоднократно вызвать представителей профсоюзов для сбора информации. Только 31 июля секретари профорганизаций предоставили сведения о том, сколько могу направить в топотряды своих членов. Более всего готовы были направить на лесозаготовки союзы металлистов (220 чел.), пищевиков (100 чел.), связистов (60 чел.), деревообделочников и водного транспорта (по 50 чел.), остальные от 10 до 25 человек.

Острота топливного кризиса побудила петроградские профсоюзы 4 августа 1919 г. обратиться за поддержкой в Украинский Совет профессиональных союзов: «Оборона Петрограда и самое существование рабочих нашего района... в значительной степени зависит от более или менее удовлетворительного решения топливного вопроса. При отсутствии минерального и жидкого топлива, решающее значение приобретает заготовка дров. В течение ближайших двух - трех месяцев, оставшихся до конца навигации, нам необходимо достигнуть исключительного эффекта по заготовке и доставке дровяного топлива, что представляется возможным при условии, если соответствующие кадры рабочих будут обеспечены продовольствием и предметами первой необходимости. Самым настоятельным образом просим Вас оказать представителю Райлескома тов. Бобохову всемерное содействие в срочной закупке на Украине и незамедлительной отправке в адрес Петрокомпрода для Райлескома продуктов продовольствия и предметов массового потребления» (Прим. 13.).

Планировавшаяся операция по организации топотрядов изначально давала сбои. Так, только через неделю после отправки отряда на станцию Паша Мурманской железной дороги топливная комиссия обратилась к станционной администрации оказать везущему 80 пудов продовольствия для топотряда уполномоченному Чистякову «всемерное содействие в погрузке и доставке продовольствия на место без всяких задержек». Всего до середины августа на станцию Паша были отправлены три топотряда общей численностью около 400 человек. Списочная численность отрядов не соответствовала действительной. Так первый отряд по списку насчитывал 252 чел., на самом деле в поезд погрузились только 87. Самым большим был 2-й отряд - 191 чел. Обращает на себя внимание тот факт, что представители для обследования мест работы петроградских топотрядов и их организации прибывали нередко значительно позже прибывших на место отрядов. (Прим. 14). Помимо утрясания неизбежно возникающих проблем с военным ведомством, для получения разрешения на выезд

312

отрядов из Петрограда требовалось согласование с Петроградской чрезвычайной комиссией (Прим. 15). Возникали трудности и с получением для сопровождающих продовольственные грузы для топотрядов лиц железнодорожные билеты. Отправляющимся рабочим выдавалось суточные за две недели в размере 420 руб. и по 5 фунтов хлеба на человека из расчета по 1 фунту в день, остальное продовольствие по установленной норме посылалось по железной дороге по месту назначения.

Организация самих лесозаготовительных и погрузочных работ была поставлена неудовлетворительно. Рабочим приходилось в течение недели не начинать работу из-за отсутствия вспомогательных инструментов. Недостаточное продовольственное снабжение вынуждало их менять свою одежду у местных крестьян за продукты и собирать грибы и ягоды, что способствовало массовому заболеванию дизентерией. Всего на содержание трех топотрядов было израсходовано в течение августа-сентября 1919 г.: ржаной муки 198 п. 23 ф., печеного хлеба 61 п. 15 ф., гречи 8 п. 10 ф., сельдей 33 п. 3 ф., воблы 55 п. 3 ф., сахара (рафинад) 9 п. 22 ф., сахарного песка 9 п.34 ф. Помимо этого некоторое количество пшена, кофе, мыла, папирос и пр. - Ведомость продовольствия, отпущенного рабочим топотрядам (Прим. 16). В результате большое количество рабочих приходилось отправлять обратно в Петроград. Ситуация оказалась настолько плохой, что Топливная комиссия на своем заседании уже 15 августа постановила прекратить дальнейшую отправку топотрядов и командировать члена комиссии Владимирова для выяснения этого вопроса на месте. Заслушав по возвращении последнего доклад Топливная комиссия постановила: на ближайшем заседании Петросовета сделать доклад о ходе работ на местах. На последовавшем заседании Петросовета было принято решение отозвать отряды. В конечном итоге уже 31 августа вернулись в Петроград первые 80 человек, спустя 5 дней вернулись еще 197 рабочих. Остальная часть рабочих находилась к этому времени на пригнанных в Петроград и Кронштадт баржах.

Отдельной проблемой являлась оплата получателями расходов, понесенных Горотопом при выгрузке поступавших дров и поставке их потребителям. Особенно это касалось различных электрическим станциям города: быв. Гелиос, быв. Общества 1886 г., быв. Бельгийского общества, а также петроградскому комиссариату продовольствия, управлению военного порта (Прим. 17).

Топливная комиссия Совета профсоюзов Петрограда прекратила свое существование 23 октября 1919 г., не решив возложенные на нее задачи. Впрочем, ее неудача была во многом обусловлена нерасторопностью собственно петроградских властей. Попытки последних хотя бы частично разрешить топливный кризис, прибегая к услугам частных лиц, также результатов не приносили. В последнем отношении показателен следующий случай (не единственный). В начале сентября 1919 г. в Петроградской ЧК допрашивался Мечислав Мечиславович Бениславский. На допросе он сообщил, что через заместителя заведующего жилищным отделом Петроградского СНХ Николая Николаевича Корвин-Круковского он заключил договор с отделом недвижимого имущества Комгорхоза на поставку 6000 кубометров дров. Посредники должны были получить от 5 до 30 рублей с куба (заняться т.н. «дровяным делом» Бениславского побудила его сожительница Е.М. Зоргенфрей, до революции являвшаяся одним из официальных поставщиков Особого совещания по топливу (Прим. 18). Постановлением правления Народного банка от 10-го апреля 1919 г. 7-му

313

отделению Народного банка в Петрограде было разрешено выдать Бениславскому ссуду под обеспечение 6000 куб. саж. дров, поставляемых им для Комгорхоза Петроградской Трудовой Коммуны в размере не свыше 300 руб. на сажень, всего в сумме до 1800000 рублей. Ссуда должна быть выдана по представлении актов об окончательной приемке дров за вычетом всех платежей, причитающихся Бениславскому по этой поставке. Бениславский заручился необходимым для получения ссуды согласием СНХ Северного района на поставку дров через частное лицо. Постановлением Правления от 24 мая 7-му Отделению был разрешен тому же Бениславскому дополнительный кредит до 3000000 рублей под дрова, поставляемые им Управлению Петроградских городских железных дорог в количестве до 10000 куб. саж. по цене 1000 руб. согласно договору от 22 апреля. Своему посреднику Файнбергу, хлопотавшему о ссуде, Бениславский выплатил 120 тысяч (куртаж составлял 30 руб. с куба) (Прим. 19). Летом 1919 г. выяснилось, что полученные Отделением Народного банка акты о приемке дров Управлением Петроградских городских железных дорог (на 6000 и 3000 кубических саженей дров) являются подложными, и что Управлением получено всего 848,3 сажени дров.

Следует учитывать, насколько велики были потребности Петрограда в поставках дров. Когда в начале октября 1919 г. состоялось одно из многочисленных заседаний совещаний по топливу, обсуждавшее поставку дров в Москву и Петроград, то в ходе обсуждения «минимальной голодной нормой Москвы» были названы 13230 вагонов дров в месяц, а для Петрограда - 7270 вагонов дров в месяц (Прим. 20) (Сведений об объемах поставок дров по Мариинской системе и Ладоге выявить не удалось). В апреле 1920 г. в Совкомхозе были вынуждены констатировать, что в прошедшую зиму «Петроград понес. тяжелые потери, как по случаю увеличения смертности и заболевания населения, так и по случаю почти полной порчи ценных сооружений в жилых помещениях, как, например, пароводяное отопление, канализация, водопровод и т.п.» (Прим. 21). Внесенный в исполком Петросовета проект решения о предоставлении Совкомхозу права самостоятельно вести заготовку топлива был отклонен (Прим. 22).

Неудача профессиональных союзов Петрограда внести свою лепту в решение топливного кризиса не объяснима только плохими организаторскими способностями как Топливной комиссии, так и исполкома Совет профсоюзов. Обращает на себя внимание незаинтересованность городских властей в успехе предпринятой профсоюзами акции. Впрочем, напряженность во взаимоотношениях обеих сторон на протяжении 1919 г. постепенно нарастала, затронув первоначально сферу распределения и кооперации. Трудно избежать впечатления, что профсоюзы стали рассматриваться городской исполнительной властью и партийными органами в качестве оппонента.

Примечания

1. ЦГА СПб, ф. 1000, оп. 4, д. 205, л. 92 об.

2. ЦГА СПб, ф. 1000, оп. 4, д. 205, л. 193.

3. ЦГА СПб., ф. 6276, оп. 4, д. 126, л. 48, 48 об.

4. ЦГА СПб., ф. 6276, оп. 4, д. 126, л. 3.

5. ЦГА СПб., ф. 6276, оп. 4, д. 126, л. 3.

6. ЦГА СПб., ф. 6276, оп. 4, д. 126, л. 3 об.

7. ЦГА СПб., ф. 6276, оп. 4, д. 126, л. 4.

8. ЦГА СПб., ф. 6276, оп. 4, д. 126, л. 5, 5 об.

9. ЦГА СПб., ф. 6276, оп. 4, д. 126, л. 44, 44 об.

10. ЦГА СПб., ф. 6276, оп. 4, д. 126, л. 12.

11. ЦГА СПб., ф. 6276, оп. 4, д. 126, л. 7.

12. ЦГА СПб., ф. 6276, оп. 4, д. 126, л. 14.

13. ЦГА СПб., ф. 6276, оп. 4, д. 126, л. 13.

14. ЦГА СПб., ф. 6276, оп. 4, д. 126, л. 16.

15. ЦГА СПб., ф. 6276, оп. 4, д. 126, л. 117, 44 об.

16. ЦГА СПб., ф. 6276, оп. 4, д. 126, л. Т45, 45 об.

17. ЦГА СПб., ф. 6276, оп. 4, д. 126, л. 27-31.

18. Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, д. 9964, т. 1, л. 7.

19. Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, д. 9964, т. 1, л. 7 об.

20. ЦГА СПб., ф. 6276, оп. 4, д. 126, л. 26.

21. ЦГА СПб, ф. 1000, оп. 4, д. 205, л. 201.

22. ЦГА СПб, ф. 1000, оп. 4, д. 205, л. 209.

Литература и источники

Ананьева Г. В. (2013). Особенности функционирования городского хозяйства Курска в годы гражданской войны: топливный кризис. Вестник Челябинского государственного университета, 6 (297), 36-39.

Воейков Е. В. (2016). Преодоление топливного кризиса в Самарской губернии в 1918-1921 гг. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 18(3), 94-98.

Руднева С. Е. (2020). Топливо и железные дороги России в 1917 году. Экономика: вчера, сегодня, завтра, 10(1-1), 400-405.

Руднева С. Е. (2023а). Вопрос об обеспечении России древесным топливом в 1917 году. Вопросы российского и международного права, 13(4-1), 11-19.

Руднева С. Е. (2023б). Проблемы снабжения России древесным топливом в 1917 году. Вопросы российского и международного права, 13(7А), 35-44.

Руднева С. Е. (2023в). Топливный кризис в Москве в 1917 году. Актуальные вопросы археологии, этнографии и истории. Сборник материалов III Всероссийской научной конференции с международным участием, Чебоксары, 29 сентября 2023 года. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 189-194.

Сизов С. Г. (2018). Топливный кризис в Белом Омске в 1918 - 1919 гг. Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки», 4 (20), 146-151.

Старшова И. Г. (2006). Топливный кризис на Псковщине в годы Гражданской войны. Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал, 24, 143-147.

References

Anan'eva G. V. (2013). Osobennosti funkcionirovanija gorodskogo hozjajstva Kurska v gody grazhdanskoj vojny: toplivnyj krizis [Peculiarities of Kursk city economy functioning during the civil war: fuel crisis]. Bulletin of Chelyabinsk State University, 6 (297), 36-39.

Rudneva S. E. (2020). Toplivo i zheleznye dorogi Rossii v 1917 godu [Fuel and Railways of Russia in 1917]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow, 10(1-1), 400-405.

Rudneva S. E. (2023а). Vopros ob obespechenii Rossii drevesnym toplivom v 1917 godu [The question of providing Russia with wood fuel in 1917]. Matters of Russian and International Law, 13(4-1), 11-19.

315

Rudneva S. E. (2023b). Problemy snabzhenija Rossii drevesnym toplivom v 1917 godu [The question of providing Russia with wood fuel in 1917]. Matters of Russian and International Law, 13(7A), 35-44.

Rudneva S. E. (2023c). Toplivnyj krizis v Moskve v 1917 godu [Fuel crisis in Moscow in 1917]. Aktual'nye voprosy arheologii, jetnografii i istorii. Sbornik materialov III Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Actual questions of archeology, ethnography and history. Collection of materials of the III All-Russian scientific conference with international participation], Cheboksary, 29 of September 2023. Cheboksary: LL "Publishing House "Sreda", 189-194.

Sizov S. G. (2018). Toplivnyj krizis v Belom Omske v 1918 - 1919 gg. [The fuel crisis in the White Omsk in 19181919]. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 4 (20), 146-151.

Starshova I. G. (2006). Toplivnyj krizis na Pskovshhine v gody Grazhdanskoj vojny [Fuel crisis in the Pskov region during the Civil War years]. Pskov, 24, 143-147.

Voejkov E.V. (2016). Preodolenie toplivnogo krizisa v Samarskoj gubernii v 1918-1921 gg. [Overcoming the fuel crisis in Samara province in 1918-1921]. The Proceedings of the Samara Academy of Sciences RAS, 18(3), 94-98.

Статья публикуется впервые.

Поступила в редакцию 15.02.2024.

Принята к публикации 24.04.2024.

Об авторе

Рупасов Александр Иванович - доктор исторических наук, профессор, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий; ORCID: 0000-0002-3172-6205; rupasov ai@mail.ru

Rupasov A. I.

PARTICIPATION OF PETROGRAD TRADE UNION ORGANIZATIONS IN SOLVING

THE FUEL CRISIS IN 1919

Abstract. The article analyses the reasons for the unsuccessful efforts of Petrograd trade union organizations in solving the fuel problem in the summer of 1919. The fuel crisis that began in Russia during the First World War, reached catastrophic proportions starting from the turn of 1918-1919. The availability of a huge resource base was offset by the technical decay of the communications system, labour shortages and institutional chaos. In Petrograd, the fuel crisis coincided with a crisis in the supply of raw materials to industry and food to the population. The situation created preconditions for the emergence of contradictions between the city administration, party authorities and trade union structures. These contradictions were aggravated by the actions of the city authorities in the sphere of distribution of food and basic necessities, as they actually ignored the role of trade unions and co-operatives created by them in this sphere. The city authorities took the role of the trade unions into account but were unable to secure influence in the trade unions. As a result, the city administration regarded the trade unions as a rival whose initiatives were to be supported only moderately. This was particularly evident when the unions attempted to organize units of workers to work in logging and rafting.

Keywords: fuel, crisis, civil war, trade unions, Petrograd, power, logging.

For citation: Rupasov A. I. Participation of Petrograd trade union organizations in solving the fuel crisis in 1919. Memoirs of NovSU, 2024, 2(53), 308-316. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.2(53).308-316

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.