Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ БМГПИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ'

УЧАСТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ БМГПИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БГПИ / БГУ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПРИЗЫВ / МОБИЛИЗАЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Номогоева Виктория Владимировна, Цырендондокова Арюна Соёловна, Гыргенов Владимир Владимирович

Статья посвящена изучению списочного состава участников Великой Отечественной войны - преподавателей и студентов Бурятского педагогического института. Проанализирован архив университета в виде книг приказов по студентам, рабочим и служащим, уточнены поименные списки, а также на примерах выявлены патриотический подъем и стремление с помощью личного участия дать отпор фашистам. Имена представителей вуза - преподавателей, сотрудников и обучающихся - увековечены на мемориальной плите памятника участникам Великой Отечественной войны, установленного в честь 75-й годовщины Победы. Актуальность данной темы обусловлена ее непреходящей значимостью не только для страны, но и для регионов, так как информации по ним зачастую недостаточно. Важность изучения рассматриваемой темы сегодня объясняется и задачами воспитания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVOLVEMENT OF TEACHERS AND STUDENTS OF BMSPI IN THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article highlights the study of the list of participants of the Great Patriotic War-teachers and students of Buryat Pedagogical Institute. The archive of university in the form of books of orders for students, workers and employees is analyzed, the lists of names are clarified, and the patriotic upsurge and the desire to repel the fascists with the help of personal participation are revealed by examples. The names of representatives of the university-teachers, staff and students are immortalized on the memorial plate of the monument to the participants of the Great Patriotic War, established in honor of the 75th anniversary of the Victory. The relevance of this problem is due to its continuing significance not only for the country, but also for the regions, since information on them is often insufficient. The importance of studying this problem under consideration today is also explained by the tasks of educating the younger generation.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ БМГПИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»

Общество: философия, история, культура. 2021. № 8. С. 63-67. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 8. P. 63-67.

Научная статья

УДК 94(47).084.8(571.54)

https://doi.org/10.24158/fik.2021.8.10

Участие преподавателей и студентов БМГПИ в Великой Отечественной войне

Виктория Владимировна Номогоева1, Арюна Соёловна Цырендондокова2, Владимир Владимирович Гыргенов3

123Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, Улан-Удэ, Россия

1https://orcid.org/0000-0001-8852-2230

2tsaruna1996@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0002-3523-5067

3https://orcid.org/0000-0002-6630-9671

Аннотация. Статья посвящена изучению списочного состава участников Великой Отечественной войны - преподавателей и студентов Бурятского педагогического института. Проанализирован архив университета в виде книг приказов по студентам, рабочим и служащим, уточнены поименные списки, а также на примерах выявлены патриотический подъем и стремление с помощью личного участия дать отпор фашистам. Имена представителей вуза - преподавателей, сотрудников и обучающихся - увековечены на мемориальной плите памятника участникам Великой Отечественной войны, установленного в честь 75-й годовщины Победы. Актуальность данной темы обусловлена ее непреходящей значимостью не только для страны, но и для регионов, так как информации по ним зачастую недостаточно. Важность изучения рассматриваемой темы сегодня объясняется и задачами воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: БГПИ, БГУ, Великая Отечественная война, призыв, мобилизация, преподаватели, студенты

Для цитирования: Номогоева В.В., Цырендондокова А.С., Гыргенов В.В. Участие преподавателей и студентов БМГПи в Великой Отечественной войне // Общество: философия, история, культура. 2021. № 8. С. 63-67. https://doi.org/10.24158/fik.2021.8.10.

Финансирование: статья подготовлена при финансовой помощи гранта ФГБОУ ВО «БГУ» 2021 г. № 21-10-0502.

Original article

Involvement of teachers and students of BMSPI in the Great Patriotic War

Viktoria V. Nomogoeva1, Aryuna S. Tsyrendondokova2H, Vladimir V. Gyrgenov3

123Buryat State University named after Dorji Banzarov, Ulan-Ude, Russia

1https://orcid.org/0000-0001-8852-2230

2tsaruna1996@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0002-3523-5067

3https://orcid.org/0000-0002-6630-9671

Abstract. The article highlights the study of the list of participants of the Great Patriotic War-teachers and students of Buryat Pedagogical Institute. The archive of university in the form of books of orders for students, workers and employees is analyzed, the lists of names are clarified, and the patriotic upsurge and the desire to repel the fascists with the help of personal participation are revealed by examples. The names of representatives of the university-teachers, staff and students are immortalized on the memorial plate of the monument to the participants of the Great Patriotic War, established in honor of the 75th anniversary of the Victory. The relevance of this problem is due to its continuing significance not only for the country, but also for the regions, since information on them is often insufficient. The importance of studying this problem under consideration today is also explained by the tasks of educating the younger generation.

Keywords: BSPI, BSU, Great Patriotic War, conscription, mobilization, teachers, students For citation: Nomogoeva V.V., Tsyrendondokova A.S., Gyrgenov V.V. Involvement of teachers and students of BMSPI in the Great Patriotic War // Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 8. P. 63-67. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/fik.2021.8.10.

Funding: the article was prepared with the financial assistance of the grant of Federal State Educational Institution of Higher Education "Buryat State University" in 2021 No. 21-10-0502.

С окончания Великой Отечественной войны прошло 76 лет, тем не менее интерес к этому эпохальному событию не иссякает. Сегодня, к сожалению, звучат политически ангажированные, искаженные оценки значения Победы и роли Советского Союза в ней. Поэтому данную проблематику необходимо рассматривать на реальных событиях и фактах того времени на примере тех, кто первыми откликнулись на призыв партии и правительства отправиться на фронт защищать

Родину. Цель исследования - на основании архивных документов, воспоминаний, мемуаров изучить состав участников войны - преподавателей и студентов, проявивших героизм и отвагу на фронтах и выступающих в качестве примера для нынешних и будущих поколений обучающихся.

Деятельность Бурят-Монгольского пединститута в годы Великой Отечественной войны затронута в общих трудах по истории высшего образования и вуза М.П. Хабаева [1], И.И. Осинского [2], С.В. Калмыкова, В.М. Пыкина [3]. В работах И.И. Осинского «И мы приближали победу: Бурятский пединститут в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)», «В битве решалась судьба поколений» [4], Н.К. Елаева, В.И. Затеева, Е.Е. Тармаханова «Они сменили штык на перо» [5], Книге памяти ветеранов БГУ под редакцией И.А. Соктоева [6] подробно описывается деятельность учебного заведения в военные годы, а также биографии участников войны - преподавателей института, пришедших работать в вуз уже после ее окончания. В них наиболее полно раскрывается вклад организации в общую Победу.

Вуз помнит о своих героях. Имена тех, кто погиб на фронте, были увековечены на мемориальной табличке, установленной в 1980 г. на стене актового зала главного корпуса университета на ул. Смолина, 24а. Всего на ней значится 41 фамилия (8 преподавателей и 33 студента).

В 2019 г. в преддверии 75-летней годовщины Победы ректорат и общественные организации вуза решили увековечить имена всех преподавателей, сотрудников и студентов - участников Великой Отечественной войны. Для сбора информации и формирования списка фронтовиков, призванных в РККА и мобилизованных на фронт в годы войны, нами была проведена работа в фондах архива Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова. Всего установлено 142 человека, вместе с преподавателями и сотрудниками, пришедшими в вуз после войны, на мемориальной доске зафиксировано 165 фамилий. Было принято решение о сооружении перед главным корпусом памятника преподавателям, работникам и студентам БГПИ, ушедшим на фронт в 1941-1945 гг. Церемония его открытия прошла 7 мая 2020 г. [7].

В данной работе мы не приводим имена преподавателей и сотрудников, призванных на фронта Великой Отечественной войны, которые после демобилизации работали в БМГПИ, БГПИ, а затем в БГУ. Их боевой путь подробно анализируется в упомянутых изданиях, посвященных изучению деятельности учебного заведения в военные годы. Кроме того, полагаем, что информация о студентах, после демобилизации получавших образование в вузе, еще найдет своего исследователя.

Бурят-Монгольский агропедагогический институт был создан постановлением Совнаркома РСФСР 10 января 1932 г. в Верхнеудинске. Вуз расположился в здании на углу ул. Ленина и Рабочая (ныне ул. Сухэ-Батора), директором был назначен Морхоз Петрович Хабаев. В составе института было образовано четыре отделения: физико-математическое, естествознания, литературно-лингвистическое и историко-экономическое. С первых дней в образовательном учреждении значились 22 штатных преподавателя, 146 студентов. Накануне войны здесь числились 362 обучающихся. Профессорско-преподавательский корпус насчитывал 42 человека [8].

Начало Великой Отечественной войны вуз встретил в период очередного выпуска. Многим преподавателям и обучающимся не суждено было продолжить образовательный процесс в следующем учебном году.

Вечером 23 июня преподаватели и студенты института вместе с другими жителями Улан-Удэ собрались на Площади Советов, где был проведен общегородской митинг с общим количеством присутствующих 65 тысяч человек. На нем выступили секретарь горкома П.И. Татьянин, секретарь обкома партии С.Д. Игнатьев, писатель Н.Г. Балдано, а также участник боевых сражений с финнами, орденоносец М.Л. Этингов, провозгласивший следующее: «Наша счастливая советская молодежь горячо любит свою Родину-мать. Наша молодежь, как и весь советский народ, никому не позволит нарушить священные рубежи социалистического отечества и на удар обнаглевших фашистов ответит таким ударом, от которого затрещит сшитая наспех, гнилыми нитками, так называемая "третья империя"» [9, с. 1]. Его выступление было прослушано с большим вниманием.

Начавшаяся 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война перевернула жизнь в институте. Преподаватели, сотрудники, студенты, рабочие и служащие испытывали патриотический подъем и выражали личное стремление дать отпор захватчикам. В числе тех, кто в первые дни войны отправился на фронт, были представители администрации, деканы, преподаватели и студенты.

В соответствии с материалами Книги приказов по БМГПИ, хранящейся в архиве университета, с 27 июня по 8 августа 1941 г. директором института А.А. Дуриновым были подписаны шесть приказов по преподавателям с такой формулировкой: «В связи с уходом в РККА и военной переподготовкой, считать освобожденным с работы». В этот список вошли следующие лица [10]: М.Д. Тубянский (приказ № 60 от 27 июня), М.П. Стрекаловский, Ц.Н. Вампилов, Б.Н. Смирнов (№ 66 от 10 июля), М.Г. Бакутин (№ 76 от 29 июля), И.А. Дуринов (№ 77 от 30 апреля), Г.Ф. Хода-ков, В.Ф. Рябов (приказ № 80 от 8 августа). В связи с призывом в ряды РККА замдиректора по

учебной части института Г.Ф. Ходакова на его должность был назначен М.П. Хабаев, а также ввиду призыва в армию декана естественного факультета В.Ф. Рябова эту должность занял И.С. Ефремов (приказ № 80 от 8 августа) [11].

В 1942 г. из-за призыва освобождены от работы следующие преподаватели и работники института [12]: С.И. Юров (приказ № 21 от 13 февраля), М.М. Тетельбаум (№ 24 от 19 февраля), А.В. Савинов, Б.Н. Дроздов (№ 7 от 14 февраля), И.С. Гыргенов (№ 26 от 20 февраля), П.И. Хай-дуков (№ 30 от 2 марта), Т. Мальчиков (№ 32 от 7 марта), С.Х. Митанов (приказ № 52 от 27 мая).

В соответствии с приказами за 1943 г. с формулировкой «считать выбывшим в армию, бухгалтерии провести расчет» ушли на фронт следующие работники [13]: И.А. Ким (приказ № 27 от 25 января), Н.Г. Тангасов (№ 150 от 3 апреля), З.И. Любимов (приказ № 162 от 30 апреля).

По нашим подсчетам, были призваны 21 из 42 преподавателей института. Хотя параллельно сократилась и численность студентов, тем не менее дефицит кадров стал основной проблемой образовательного процесса. Недостаток квалифицированного персонала с августа

1941 г. частично начали восполнять преподаватели других высших учебных заведений, эвакуированные в город из западных регионов страны. Среди прибывших в Бурят-Монголию были профессора биологии (Н.А. Бернштейн), географии (Н.Г. Николаев), истории (С.Н. Чеботарев), доценты по биологии (М.Я. Аксенова), математике (Г.А. Битнер, А.Г. Пинскер), химии (Н.И. Биргер), языкознанию (В.М. Алексеев, И.В. Мальцев), также из преподавателей можно отметить биолога А.А. Линевича, специалиста по военному делу А.Т. Поповича и историка В.П. Тюшева [14, с. 130].

Первый приказ (№ 63) о призыве студентов в армию вышел 4 июля 1941 г.: «В связи с уходом в ряды Красной Армии выдать нижеследующим студентам, окончившим пединститут, в счет подъемных и суточных по 200 рублей каждому: Гергесову А., Цыдендамбаеву Ц., Балтахи-нову Е., Морозову В., Попову И., Алексееву А., Бобоеву Д., Барсукову Н.» [15].

В Книге приказов за 1941-1943 гг. № 5 обнаружились новые приказы о призыве в ряды РККА. В соответствии с приказом № 10 от 26 июля 1941 г. на фронт отправилась следующая группа студентов: М. Мангадаев, Г. Удаев, Р. Павлов, Р. Фёдоров, А. Бардаханов, Б. Цыренов, Д. Баторов, И. Мельников, В. Носыров, И. Батюров, С. Ильин, П. Илюшин, У. Заяханов, К.П. Абагаев, Р.Ш. Баш-куев, Г.Б. Будеев [16]. Через несколько месяцев, в середине осени, на защиту Родины ушли еще 15 обучающихся [17]: Н.Л. Андреев, Ц.З. Бужигеев, М.Ш. Дымпилов, Н.Н. Елшин, Л.М. Засорин, Г.Ф. Леонов, Г.М. Маслов, В.З. Новолодский, С.Ф. Перевалов, С.И. Темников, Д.К. Хабитуев, Т. Ша-данов, В.Б. Шорхонов (приказ № 39 от 6 ноября 1941 г.), Ф.М. Быков, Ф.К. Симахин, Н.Ф. Берцов-ский, А.Н. Большедворский, В.М. Москалев, Б.А. Шмаков (приказ № 42 от 23 декабря 1941 г.).

Таким образом, количество студентов существенно сократилось - из 362 человек на 1 июля

1942 г. осталось всего 128. В годы войны система заочного отделения приобрела особое значение, именно с ее помощью была решена проблема сохранения контингента обучающихся [18, с. 65]. В частности, в 1941/42 учебном году их численность составляла 515 человек, за 1942/43 год она увеличилась до 618, за 1943/44 год - до 830 человек. В 1944/45 учебном году число студентов равнялось 816.

Как уже отмечалось, уход в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии привел к существенному сокращению кадрового состава университета. Преподаватели, выпускники, студенты очного и заочного отделений отправились на фронт и военную переподготовку. Буквально в первые недели на фронт ушла почти половина преподавателей из разных подразделений института. Однако, несмотря на то что значительная часть обучающихся и педагогического состава ушла на фронт, образовательный процесс в вузе не прерывался. В 1942/43 учебном году массовые мобилизации студентов не проводились, а в сентябре 1943 г. СНК СССР постановлением освободил обучающихся от призыва в армию.

Студенты и преподаватели института достойно защищали страну. Проявляя храбрость и мужество, они отдали жизни за будущую Победу. Все они работали и учились на разных факультетах, на разных специализациях, но долг защиты Родины их объединил. Обучающиеся К. Абагаев, Р.Ш. Башкуев, У.Ц. Заяханов и Д.Д. Сордохонов, призванные в разные года, погибли в кровавых сражениях с врагом, защищая Родину [19]. Схожими оказались судьбы преподавателей С.Н. Щербакова и А.М. Хамгашалова [20, с. 118]. Не вернулись с войны, исполнив свой воинский долг, преподаватели Е.И. Халтаев, Д.В. Ширимов, Л.И. Шулик, С.В. Ерженин, студенты А. Алексеев, Д. Асташкин, Д. Баторов, Р. Бадмаев, В. Васильев, И. Ваганов, Д. Гроссман, Ф. Дейков, С. Ильин, В. Кондаков, М. Смирнов, М. Степанов, А. Хуторной, А. Щукин, А. Шапхаев [21, с. 118].

В годы войны у коллектива вуза были и счастливые моменты - возвращение с военной службы преподавателей и обучающихся. Так, А.В. Савинов (приказ № 27 от 15 февраля 1942 г.), И.А. Дуринов (приказ № 219 от 20 ноября 1943 г.) возобновили свою педагогическую и научную деятельность [22].

В марте 1943 г. был призван А.А. Белоусов, обучающийся на историко-филологическом факультете института. Он получил назначение офицера в Главное политическое управление (ГлавПУР). Являлся специальным пропагандистом среди немецких военнопленных. В январе 1946 г. был демобилизован, дослужившись до звания младшего лейтенанта.

Студент 2-го курса литературного факультета Ц.Б. Будаев и студент 3-го курса филологического факультета М.Н. Мангадаев принимали участие в войне на разных фронтах. Они прошли тяжелые испытания, но не были сломлены и смогли вернуться к родным и трудовой деятельности.

Добровольцем в 1942 г. ушел Е.Е. Тармаханов, за год до этого окончивший педагогический рабфак института. Во время войны он служил на Ленинградском фронте, участвовал в прорыве блокады и был дважды ранен. Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью «За оборону Ленинграда».

Исходя из изложенного, вклад вуза нельзя измерить, поскольку речь идет о человеческих жизнях. Конечно, война обеспечила множество испытаний - недостаток педагогических кадров, студентов, проблемы организации учебного процесса и размещения обучающихся для проведения занятий, но институту удалось преодолеть возникшие затруднения. Следует отдать должное коллективу вуза, который не позволил поднять вопрос о закрытии из-за дефицита кадров и резкого сокращения количества студентов по причине призыва в ряды РККА. Многие учебные заведения высшей школы в стране связи с этими сложностями прекратили работу. Необходимо отметить, что война внесла существенные коррективы в развитие высшего образования региона, образовательным учреждениям пришлось изменить расписание, была уплотнена учебная программа, большая часть учебного времени уделялась военной и физической подготовке, некоторые помещения отдавались под военные госпитали.

После возвращения с фронтов преподаватели и студенты Бурят-Монгольского государственного педагогического института присоединились к образовательной деятельности и продолжили работать на доброе имя учебного заведения. Однако БМГПИ не стал исключением, война забрала немало сотрудников и обучающихся. Тем самым военные годы выступили отдельным периодом в истории развития института.

Молодое поколение преподавателей, работников и студентов Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова сохраняет и чтит память о тех, кто не вернулся с войны -отдал жизнь за Родину. Даже после стольких лет каждый год в стенах вуза перед Днем Победы устраивается собрание, посвященное Великой Отечественной войне. Таким образом сберегается память о тех героях, кто с оружием в руках участвовал в тяжелых битвах, боролся с врагом.

Список источников:

1. Хабаев М.П. Очерки истории формирования высшего педагогического образования в Бурятии. Улан-Удэ, 1983. 88 с.

2. Осинский И.И. Alma Mater. Улан-Удэ, 1999. 642 с.

3. Калмыков С.В., Пыкин В.М. Бурятский педагогический институт. Ректоры. Улан-Удэ, 1998. 103 с.

4. Осинский И.И. И мы приближали победу: Бурятский пединститут в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Улан-Удэ, 2010. 78 с. ; Осинский И.И., Евдокимова С.В. В битве решалась судьба поколений. Улан-Удэ, 2015. 229 с.

5. Они сменили штык на перо: об ученых Бурятского государственного университета - участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / сост. и отв. ред. Н.К. Елаев, В.И. Затеев, Е.Е. Тармаханов. Улан-Удэ, 2002. 95 с.

6. Книга памяти ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Бурятского государственного университета / сост. И.А. Соктоев, Н.К. Елаев, Е.А. Атутов, А.В. Голых. Улан-Удэ, 2000. 43 с.

7. Открытие мемориала, посвященного студентам и преподавателям БГПИ, ушедшим на фронт в 1941-1945 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт БГУ им. Доржи Банзарова. 2020. 7 мая. URL: https://www.bsu.ru/news/22984 (дата обращения: 04.08.2021).

8. Хабаев М.П. Указ. соч.

9. Враг будет уничтожен! // Бурят-монгольская правда. 1941. 25 июня.

10. Книга приказов № 7 Бурятского педагогического и учительского института по рабочим и служащим. 1941-1942 гг. // Архив Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова.

11. Там же.

12. Там же.

13. Там же.

14. Осинский И.И. Alma Mater. С. 130.

15. Книга приказов № 5 по студентам Бурят-Монгольского педагогического и учительского института. 1941-1943 гг. // Архив Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова.

16. Там же.

17. Там же.

18. Хабаев М.П. Указ. соч. С. 65.

19. Книга памяти ветеранов ... ; Книга памяти Республики Бурятия / сост. Б.С. Семенов, И.Я. Сыщук. В 2 т. Улан-Удэ, 1994. Т. 1. 720 с.

20. Осинский И.И. Alma Mater. С. 118.

21. Там же.

22. Книга приказов № 7 ...

Информация об авторах В.В. Номогоева - доктор исторических наук, доцент кафедры истории Бурятии, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Улан-Удэ, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=116788.

A.С. Цырендондокова - аспирант, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Улан-Удэ, Россия.

B.В. Гыргенов - бакалавр, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Улан-Удэ, Россия.

Information about the authors V.V. Nomogoeva - D.Phil. in History, Associate Professor of the Department of History of Bury-atia, Buryat State University named after Dorji Banzarov, Ulan-Ude, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=116788.

A.S. Tsyrendondokova - PhD Student, Buryat State University named after Dorji Banzarov, Ulan-Ude, Russia.

V.V. Gyrgenov - Bachelor's Degree student,, Buryat State University named after Dorji Banzarov, Ulan-Ude, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.07.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 04.08.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 12.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.