Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДАГЕСТАНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РЕСПУБЛИКИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.'

УЧАСТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДАГЕСТАНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РЕСПУБЛИКИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зульпукарова Э.М.-Г.

Рассматривается участие дагестанской интеллигенции в общественно-политических событиях в конце XIX - начале XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДАГЕСТАНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РЕСПУБЛИКИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.»

УДК 94 (470.67) - 058.1:304

Участие представителей дагестанской интеллигенции в общественно-политической жизни республики в конце XIX - начале XX в.

Э.М.-Г. Зульпукарова

Начало общественной деятельности передовых представителей дагестанской интеллигенции относится к концу XIX - началу XX столетия, к знаменательному для Дагестана периоду, когда реальные результаты его присоединения к России стали положительно сказываться на экономическом и культурном развитии области. Мы не станем здесь подробно останавливаться на истории участия всей дагестанской интеллигенции данного периода в общественно-политической жизни республики, ибо у каждого ее представителя была своя правда, свое отношение к событиям, своя любовь к Родине.

К примеру, одним из событий всколыхнувших горцев Дагестана, было начало Первой мировой войны. Сохранился интересный документ, датированный 24 октября 1914 года, в котором речь идет о митинге в поддержку действий царского правительства, состоявшемся в Темир-Хан-Шуре. Автором его был инженер Адиль-Герей Даитбеков, обратившийся к редактору газеты «Дагестанские областные ведомости» с просьбой поместить в уважаемой газете нижеследующее сообщение: «Мусульмане г. Т-Х-Шуры и представители округов Дагестанской области, глубоко возмущенные беспринципным нападением турецкого флота на наше Черноморское побережье, собрались в громадном количестве в соборной городской мечети во главе с главным кадием, интеллигенцией и почетными лицами и вознесли молитвы о здравии Государя Императора и о даровании победы доблестному русскому флоту над врагами Отечества...» [1]. И таких документов в наших архивах довольно значительное количество. И это лишний раз подтверждает, что дагестанцы жили не только тем, что происходило в крае, но и живо реагировали на все события, происходившие в стране, и самое главное, активно принимали в них участие. Однако была и часть старой интеллигенции Дагестана, стоявшая совершено на иных идейных позициях, она в годы Февральской и Октябрьской революции, отстаивая свое мнение по политическому обустройству Дагестана, шла рука об руку со всеми. И это было понятно. Так, к примеру, после Февральской революции 1917 года в Дагестане в марте 1917 года до образования постоянного исполкома функционировал Временный областной исполком, членами которого были М. Дахадаев, Тарковский, Гоцинский, Данагуев, и другие. И все они принимали решения по политическому обустройству Дагестана. Кстати, в мае 1917 года во Временный областной исполком Терской области, куда входили такие контрреволюционеры, как М. А. Караулов, П. Коцев, А. Чермоев, князь Алха-зов, эсер Мамулов, вошел и С.М. Киров [2]. Как мы должны понимать, находясь в составе областного исполкома, С.М. Киров и М. Дахадаев защищали прежде всего интересы трудящихся [15, с. 153].

Позднее, радикализм во мнениях, наиболее обострившийся в годы гражданской войны, привел к тому, что часть буржуазной интеллигенции Дагестана перешла на сторону контрреволюции. Другая часть длительное время колебалась, а третья - перешла на сторону советской власти и принимала активное участие в строительстве новой жизни.

Особенно интересна в этом плане жизнь видных прогрессивных деятелей Дагестана Д. Коркмасова, М. Дахадаева и Н. Батырмурзаева, изучению которой большое внимание еще в 50-х гг. XX в. уделил А.С.Гаджиев [8, с. 66 - 96].

Он отметил, что начало их деятельности относится к концу XIX - началу XX столетия, когда "развитие производительных сил, ускорившееся после присоединения к России, приводило к возникновению капиталистического способа производства в недрах господствовавшего феодального общества" [8, с. 67]. С новым способом производства в Дагестан стали проникать и новые отношения между людьми. Капитализм усилил и обнажил социальные противоречия в обществе, сопровождался усилением эксплуатации бедноты. Поэтому угнетенные слои общества стали активно бороться за свои права. В этой борьбе появились лидеры. Среди них особое место занимали Д. Коркмасов и М. Дахадаев, Н. Батырмурзаев. Нухай Батырмурзаев (1865 - 1919) родился в с. Аксай Хасавюртовского округа, учился в медресе, овладел арабским, турецким и русским языками. Как и многим дагестанцам-отходникам и кустарям, ему пришлось выезжать на заработки в Чечню, Азербайджан, Астрахань [8, с. 70]. Это расширило его кругозор, способствовало познанию реальной жизни, что проявилось уже в его поэме "Положение Кавказа и России" (1907 г.).

В 1919 г. Н. Батырмурзаев организовывал отряды бедноты Аксая и других сел и направлял их в Бабаюрт, где его сын Зайналабид совместно с русскими товарищами из Кизляра - Хорошевым, Михеевым, Борисенко - создал кумыкско-чеченский военно-революционный комитет - оплот Советской власти на Кумыкской плоскости. Осенью 1919 г. в доме Нухая в Аксае находился штаб партизанского отряда, руководимого Зайналабидом.

Деникинцам удалось арестовать Нухая и Зайналабида Батырмурзаевых. Оба они были расстреляны врагами Советской власти.

Н. Батырмурзаев как просветитель выступал за изменение уродующей человека среды. Он убедился, что путем просвещения и воспитания это сделать невозможно, а к мысли о революционном способе ее изменения он пришел позже. Это произошло в 1917 -1918 годах после революций, потрясших страну. Он уже повернулся в сторону критического реализма, проявившегося в его творчестве в годы революции и гражданской войны [7, с. 163].

Другим известным представителем дагестанской (кумыкской) интеллигенции, внесшим большой вклад в борьбу за социальное освобождение народов Дагестана был Джелалэтдин Коркмасов (1879 - 1937). Родился он в с. Кумторкала Темир-Хан-Шуринского округа в семье военного чиновника. По другим сведениям Д. Коркмасов родился в 1878 г. в семье крестьянина селения Кумторкала [11, с. 70]. Он учился в Темир-Хан-Шуринском реальном училище, а потом в Ставропольской гимназии, где познакомился с взглядами русских революционных социал-демократов, а также мыслителей западных стран. После гимназии он поступил на естественный факультет Московского университета, где втянулся в политическую жизнь страны.

Как пишет А.С. Гаджиев, «конфликты с администрацией университета и столкновения с полицией привели к преследованию Коркмасова полицией. Это вынудило его оставить Московский университет и переехать в Париж, где он поступил в Сорбонский университет. Он познакомился в Париже с трудами французского философа, социолога, основателя теории буржуазного позитивизма Огюста Канта, с идеями анархо-коммуниста П. А. Кропоткина, под влиянием ко-

торых стал "анархистом-коммунистом"» [11; 8, с. 81].

Из-за нехватки средств на обучение Коркмасов вынужден был вернуться в Дагестан в 1899 г., где застал разгар борьбы крестьян с помещиками за землю. Здесь он начал борьбу за создание социал-демократических организаций. И в 1905 г. при его активном участии в Темир-Хан-Шуре был создан "Крестьянский центр", под руководством которого произошло несколько крестьянских выступлений. На сходах крестьян селений Тарки, Кяхулай, Альбурикент Коркмасов открыто призывал к вооруженному выступлению против беков. Эта агитация привела к тому, что атлыбоюнцы захватили земельный участок "кокрек", таркинцы сожгли кутаны и вырубили лес, принадлежавшие князьям Тарковским. В 1906 г. Коркмасов выступил на собрании крестьян в Темир-Хан-Шуре с призывом захватить помещичьи земли, отказаться от выполнения повинностей бекам и от уплаты царских податей.

Коркмасов был арестован за активную революционную деятельность. Об этом свидетельствует постановление жандармского управления от 26 марта 1906 г. "Коркмасова впредь до разъяснения обстоятельств дела держать под стражею в отдельном помещении при Темир-Хан-Шуринской тюрьме" [3].

В сентябре 1906 г. он был выслан в Сибирь как руководитель революционного движения в Дагестане, но бежал за границу, добрался до Парижа, где посещал лекции в университете, собрания [6], работал в библиотеках, познакомился с лидерами французских социалистов Ж. Гедом, Ж. Жоресом. Ему удалось побывать и Лондоне, где он встретился с будущим вождем Октябрьской революции В.И. Лениным.

В Париже Коркмасов близко познакомился с турецким революционером Мус-тафой Субхи и по его предложению переехал в Турцию (Стамбул), где издавал газету "Стамбульские новости", пропагандировал социалистические идеи [6, с. 84; 11, с. 70 - 71]. Эта газета была вскоре закрыта по требованию российского посольства [6]. В 1909 г. Коркмасов вошел в возникшую в Турции социалистическую группу, стал проводить агитационную работу среди моряков турецкого черноморского флота.

Гонения на рабочее и социалистическое движение со стороны младотурецкого правительства и запрещение созданной в 1910 г. Османской социалистической партии вынудили Коркмасова в 1912 г. вновь переехать в Париж, где он пробыл до мая 1917 г. [11, с. 70]

В годы жизни в Турции, как отмечено А.Д. Желтяковым, Д. Коркмасов еще не был сформировавшимся марксистом. Однако под влиянием событий русской революции 1905 - 1907 гг. и в результате его сближения с социалистическим движением во Франции он постепенно освобождался от мелкобуржуазной ограниченности левоэсеровского толка и искал свой путь в РСДПР. Несомненно, что к началу издания "Стамбульских новостей" Д. Коркмасов уже обладал опытом революционно-массовой работы и агитационно-пропагандистской деятельности. Через свой еженедельник он стремился выразить мнения и настроения турецкой революционной демократии и способствовать распространению в Османской империи идеалов рабочего и социалистического движения. Но каковы бы не были взгляды Д. Коркмасова, в то время не он определял политическое направление еженедельника [11, с. 71].

В "Стамбульских новостях" печатались обзорно-аналитические статьи по экономике, в одной из которых Д. Коркмасов пытался выяснить первопричины эко-

номической отсталости Турции. Он считал таковыми тяжелое налоговое угнетение трудового народа, коррупцию господствующего класса, огромные военные расходы (№« 4 от 13.11.1909 г. и № 5 от 20.11.1909 г.) [11, с. 70 - 71]. Он же подбирал статьи о состоянии турецкой культуры [11, с. 78].

Вернувшись на родину, Коркмасов включился в активную политическую борьбу за установление Советской власти в Дагестане. Он занимал посты председателей Военно-революционного комитета, Дагестанского облисполкома, комиссии по выработке конституции ДАССР (в 1918 - 1920 гг.); затем работал советником полпредства РСФСР в Турции и как член ВЦИК, вместе с Г.В.Чичериным подписал Московский договор "О дружбе и братстве между РСФСР и Турцией" от 16 марта 1921 г. Позднее он возглавил СНК ДАССР (в 1921 - 1931 гг.) и Комитет ЦИК СССР по национальному алфавиту (в 1932 - 1937 гг.) [11, с. 79; 14, с. 60 - 61].

В 1937 г. Д. Коркмасов стал жертвой режима культа личности Сталина, был приговорен к высшей мере наказания 27 сентября 1937 г. Посмертно был реабилитирован [8, с. 86].

Не менее трагичной была судьба и другого дагестанского интеллигента в полном смысле этого слова Махача Дахадаева (1882 - 1918 гг.) Родился Махач (Магомед-Али) Дахадаев 2 апреля 1882 г. в с. Унцукуль бывшего Аварского округа в доме кузнеца. Отец его умер рано и с самого детства он познал всю горечь сиротства. Отчимом Махач был устроен в Хунзахскую русскую школу, где учился хорошо и успешно ее окончил. Затем он поступил на подготовительное отделение Темир-Хан-Шуринского реального училища. Успешно окончив его в 1900 г., он поступил в Петербургский институт путей сообщения.

В Петербурге, где появились огромные возможности для усовершенствования своего образования и политического и профессионального, у Махача обнаруживается стремление к глубокому изучению математики, архитектуры, механики, железных дорог, мостостроения и др. С жадностью он ищет ответы на вопросы, с которыми сталкивался еще в Дагестане, изучает общественные науки и философию. Марксистская литература имела в то время большое распространение среди студенческой молодежи. В итоге он получил возможность приобщиться к европейской культуре и научной мысли, к достижениям современной цивилизации [8, с. 12]. В январе 1905 г. Махач стал свидетелем "кровавого воскресения" в Петербурге, участниками которого были и студенты-дагестанцы, обучавшиеся в столице. В разгар революции 1905 - 1907 гг. он вынужден был покинуть Петербург и вернуться в Дагестан. Здесь политическая ситуация обострялась с каждым днем, развернулось мощное аграрное движение, которое возглавил Крестьянский центр под руководством М. Дахадаева и Д. Коркмасова [8, с. 13 - 14].

В своих выступлениях на сходах жителей селений В. Каранай, Эрпели, Унцу-куль, Гимры и др. М. Дахадаев призывал крестьян к отказу от уплаты государственных налогов и отбывания различных повинностей и к самовольному захвату земли и пастбищных угодий, отобранных в казну [8, с. 14]. Царские власти быстро выследили М. Дахадаева и 5 января 1906 г. он был арестован. В феврале 1906 г. в Темир-Хан-Шуре появились листовки с требованием освободить "студента Дахадаева", и 14 апреля 1906 г. он был освобожден. 23 апреля он выступил с большой речью на митинге в Темир-Хан-Шуре, в которой требовал "всю, находящуюся в Дагестанской области землю как казенную, так равно и княжескую и помещичью разделить между крестьянами" [8, с. 15, 60 - 61].

В мае 1906 года он, стремясь избежать ареста, уехал из Дагестана. Но 23 июня был арестован в Кисловодске и этапирован в Порт-Петровскую тюрьму, откуда был освобожден после 234-х дневного пребывания [8, с. 16; 4]. В октябре 1907 г. ему удалось восстановиться в Институте путей сообщения. В 1916 г. М. Дахадаев вернулся в Дагестан, где окунулся сразу в экономическую и политическую жизнь. Совместно с известным дагестанским издателем и предпринимателем М. Мавра-евым он взялся за изготовление полумиллиона кинжалов для вооружения Кавказской армии, действовавшей на русско-турецком фронте. Выполнение этого заказа Центрального военно-промышленного комитета было использовано позднее Советом военных депутатов в целях изоляции ставшего весьма популярным в Дагестане политического деятеля [8, с. 25 - 26; 5], который с восторгом встретил Февральскую революцию 1917 г., положившую конец российской монархии. Он говорил по этому поводу: "Впервые за многовековую историю России народы ее вздохнули свободно, полной грудью. Одним ударом революция уничтожила средостение между угнетенными народностями и русским народом, парализовала центробежные стремления недержавных национальностей и своим величием приковала их к сердцу России.

Не отказываясь и желая самоопределяться, каждая народность спешит теснее сомкнуть свои ряды с российской демократией, не отставать от лозунгов и принципов ее. Всем она принесла освобождение от царизма, от рабства и угнетения. Все почувствовали себя свободными сынами свободной России" [13, с. 22].

Великую роль в жизни М. Дахадаева и в вовлечении горских народов Дагестана в политическую жизнь сыграла созданная в 1917 г. по его и Д. Коркмасова инициативе Социалистическая группа, в руководящее ядро которой вошли также М.М. Хизроев, С. Габиев, А. Тахо-Годи, А. Зульпукаров [15, с. 27]. По мнению М. Шигабудинова, Социалистическая группа объединяла и бывших большевиков, и левых эсеров, и независимых социалистов, но не имела ни программы, ни устава, имела только программу по аграрному вопросу [15, с. 29]. Заслуга ее заключалась в том, что она открыто заявила, что в результате Февральской революции "социалисты еще не достигли своих целей. Мы достигнем их, когда государство отберет у ханов, беков и других насильно захваченные ими у народов горные и отгонные пастбища (кутаны), леса, воды и безвозмездно вернет их бедноте. Также должны быть возвращены народу земли, которые купили уздены у ханов и беков и удерживают, заведомо зная, что это грешно; при этом им следует вернуть ту сумму, которую они платили" [13, с. 26].

После Октябрьской революции 1917 г. социалистическая группа встала на сторону Советской власти. Она имела большое влияние в Темир-Хан-Шуринском, Аварском, Андийском, Даргинском, Гунибском и Казикумухском округах. Ее "незаменимым лидером", по словам А. Тахо-Годи, был М. Дахадаев [15, с. 24]. Социалистическая группа возглавила первое советское правительство Дагестана (ВРК).

10 января 1918 г. Гоцинский и его сторонники начали поход многотысячной толпы на Темир-Хан-Шуру с целью провозглашения власти имама в Дагестане. Это означало начало гражданской братоубийственной войны. В этих условиях соцгруппа и порт-петровские большевики во главе с М. Дахадаевым и У. Буй-накским приняли меры против Н. Гоцинского. На митинге в Темир-Хан-Шуре с разоблачением целей его похода выступали М. Дахадаев и У. Буйнакский. В конечном итоге Н. Гоцинский вынужден был покинуть Темир-Хан-Шуру. Однако в

марте контрреволюции удалось захватить Порт-Петровск, который был освобожден 14 апреля 1918 г. экспедиционным отрядом, присланным по решению Бакинского совета. Подоспевший же из Астрахани отряд во главе с Буйнакским и Ляховым занял Темир-Хан-Шуру, где был создан Военно-революционный комитет, являвшийся органом Совета народных комиссаров. Военным комиссаром был назначен М. Дахадаев, который приложил все свои силы и способности организатора к созданию Красной армии Дагестана.

Активное участие в политических событиях начала ХХ в. принимали также У. Буйнакский, М.-М. Хизроев; Х. Булач (1894 - 1959), С. Габиев, Г. Саидов, С. Казбеков, И. Алиев, М. Далгат, Г. Далгат, М. Ахундов, А. Тахо-Годи, К. Мамедбеков и др. [8, с. 194]

В руках этой части интеллигенции "были сосредоточены все нити партийного и советского руководства, хозяйственного и культурного развития республики: Д. Коркмасов стал председателем Совета народных комиссаров (СНК) Дагестана, М. Далгат - секретарем Дагестанского ВКП (б), И. Алиев - наркомюстом, А. Тахо-Годи - наркомом просвещения, М. Ахундов - наркомземом, С. Габиев -наркомфином, М.М. Хизроев - председателем совнархоза" [8, с. 194 - 195].

Согласно имеющимся данным, весной 1917 г. в Темир-Хан-Шуре собралось ядро революционно настроенной студенческой группы: Г. Саидов, С. Казбеков, М. Ахундов, Г. Далгат, М. Далгат и другие, впоследствии сыгравшей большую роль в становлении и укреплении Советской власти в Дагестане. Среди них был и Х. Булач. Группа эта получила название Дагестанского просветительно-агитационного бюро (ДПАБ). Председателем его был избран У.Буйнакский, секретарем - Х. Булач. В июне 1917 г. ДПАБ наладило связь с представителями социалистической группы - Махачом Дахадаевым и Джамалутдином Коркмасовым [10, с. 10].

И все же сотрудничавшей с новой властью интеллигенции было больше. В этом плане интересна судьба известного в Дагестане "краснопартизанского вожака", члена большевистской партии с 1917 г. Г.М. Далгата. За мужество и героизм, проявленные в годы гражданской войны, он был награжден орденом Красного Знамени. После окончания гражданской войны Далгат поступил в Академию Генерального штаба, которую закончил в 1924 г., а потом участвовал в ликвидации басмачества в Средней Азии. Позднее Г.М. Далгат работал преподавателем Кремлевского военного училища, военной академии, получил звание комбрига [12, с. 122].

Таков был путь и другого командира отряда красных партизан М. Атаева, отличившегося в разгроме антисоветского мятежа Н. Гоцинского в 1920 - 1921 гг. в горах Дагестана. Он был награжден орденом Красного Знамени, впоследствии стал профессиональным военным, работал наркомом внутренних дел, военным комиссаром Дагестанской АССР, в 1936 г. окончил военную академию, занимал ответственные командные должности в Красной армии [12].

Заслуживает внимания жизнедеятельность С.И. Габиева (1882 - 1963) - одного из активных участников революций 1905 - 1907, 1917 гг. и гражданской войны в Дагестане. Саид Ибрагимович Габиев имел высшее образование, в 1911 г. окончил Петербургский университет. В 1912 - 1914 гг. он издавал газеты "Заря Дагестана", "Мусульманская газета" в Петербурге.

С 1918 г. он состоял членом большевистской партии. О политической активности С.И. Габиева в 1918 г. свидетельствует мандат, выданный ему в декабре

1918 г. от имени РСФСР комиссариатом по военным делам Терского областного совета народных комиссаров, в котором сказано: "Мандат дан сей от военного комиссариата Терской республики тов. Габиеву на право формирования 1-го интернационального конного отряда. Состав отряда - 12 сотен при Конно-пулеметной команде связи, подрывной и т. д. Тов. Габиев имеет право набора добровольцев по всей Терской Республике. Тов. Габиев находится в непосредственном распоряжении Военного комиссара Терской Республики.

Все советские учреждения просим оказывать содействие тов. Габиеву для скорейшей организации отряда, что подписью и приложением печати удостоверяется. (Чрезвычайный Комиссар Юга России Орджоникидзе)".

Он в 1918 г. был избран членом Дагестанского Военно-революционного комитета, он работал заместителем председателя Дагестанского областного исполкома, председателем Ревтрибунала, членом Дагестанского подпольного обкома партии (1919 г.), председателем Терского Народного Совета, редактором газеты "Революционный горец", представителем Совета обороны Северного Кавказа и Дагестана в Грузии, председателем Дагревкома в 1920 - 1921 гг., членом Президиума Дагобкома РКП (б), Северо-Кавказского ревкома (1920 - 1923), зам. председателя Совета Народных комиссаров ДАССР, одновременно наркомом просвещения и финансов республики, заместителем народного комиссара финансов ЗСФСР, начальником Закавказского управления водного хозяйства, начальником управления по делам печати при СНК ЗСФСР (с 1927 г.). Был арестован в 1939 г. органами НКВД, но решением Военного трибунала СКВО в декабре 1939 г. его оправдали. Покинул Дагестан, переехал в Тбилиси, где безвыездно прожил и проработал много лет, хотя и не порывал связей с родным краем [14, с. 61].

Близок по политическим взглядам и общественно-политической деятельности к С.И. Габиеву и один из известных даргинских борцов за Советскую власть Магомед Алибекович Далгат (1893 - 1942) уроженец села Урахи, ставший членом партии большевиков в 1918 г., имевший незаконченное высшее образование. По имеющимся данным в 1917 - 1918 гг. он работал агитатором, был председателем юридической комиссии Дагревкома (1918), членом Дагестанского подпольного обкома партии (1918 - 1919 гг.), заместителем председателя Совета Обороны в селении Леваши Даргинского округа (1919 - 1920 гг.), зав областным финансовым отделом (1920 г.), уполномоченным Дагревкома в крепости Гуниб (1920 -1921 гг.), председателем Даргинского окружного исполкома (1922 г.), председателем ДагЦИКа (1922 - 1923 гг. и 1928 - 1937 гг.), курсантом курсов марксизма в Москве (1924), секретарем Дагобкома ВКП (б) (1924 - 1928 гг.).

Он тоже стал жертвой репрессий, был арестован 27 сент. 1937 г., осужден к 20 годам заключения в ИТЛ. Умер в 1942 г. 17 сент. 1955 г. был реабилитирован определением Военной коллегии Верховного Суда СССР [14, с. 59].

Важным событием экономического и политического характера в Дагестане в начале XX в. было строительство оросительного канала Сулак - Махачкала, получившего название канала имени Октябрьской революции. История его строительства [9] уходит корнями еще в 70-е годы XIX в., когда нужда в воде для орошения и для удовлетворения потребностей населения возникавших у железной дороги поселков, а также самой железной дороги заставила царские власти обратиться к сооружению канала, но его воды дошли тогда только до Шура-озеня [9, с. 13].

После победы Октябрьской революции 5 окт. 1921 г. в Буйнакске, на совмест-

ном собрании гарнизона и гражданских предприятий, Д. Коркмасов выступил с докладом "О субботниках", в котором доказывал необходимость сооружения канала от Сулака до Махачкалы. Этот почин был подхвачен. И развернута работа, основными орудиями труда были кирки и лопаты [9, с. 21]. К строительству канала были привлечены инженеры старой закалки В. Эмиров, З. Темирханов,

A. Эфендиев, А. Даитбеков [9, с. 24].

Стройка приобрела всенародный характер [9, с. 19 - 40]. В нашу задачу не входит подробное освещение всех аспектов истории строительства КОРа, как наказывают и поныне это сложное гидротехническое сооружение. Мы только отметим, что в этой стройке принимали участие такие представители дагестанской интеллигенции - организаторы и руководители борьбы трудящихся Дагестана за установление советской власти, как Д. Коркмасов, М.М. Хизроев, С. Габиев, И. Алиев, М. Далгат, А. Тахо-Годи, Д. Атаев, Д. Даибов, М. Ахундов, Н. Магомедов, Д. Гаджиев, А. Алжанбеков, М. Османов, А. Нахибашев, К. Атаев, И. Курбанов, Ш. Таркинский [9, с. 36; 16, с. 2] и др. За большой вклад в это дело

B. Эмиров, З. Темирханов и А. Нахибашев были награждены орденом Трудового Красного Знамени [9, с. 37].

Как видно из этого, интеллигенция Дагестана всегда была в гуще всех происходивших в республике событий.

Литература

1. ГА РД, ф. 7, оп. 1, д. 107, л. 13.

2. ГА РД, ф. 510-р, оп. 8, д. 5, л. 3.

3. ГА РД, ф. 66, оп. 2, д. 2, л. 119.

4. ГА РД, ф. 66, оп. 3, д. 2, л. 242.

5. ЦГВИА, ф. 2170, оп. 1, д. 208, л. 27.

6. Рукописный фонд ИАЭ ДНЦ РАН, ф. 1, оп. 1, д. 261.

7. Абдулатипов А.Ю. История кумыкской литературы (до 1917 г.). - Махачкала, 1995.

8. Гаджиев А.С. Из истории общественно-политической и философской мысли в Дагестане // Уч. зап. Ин-та ИЯЛ Даг. ФАН СССР. - Махачкала, 1963. Т. XI.

9. Гаджиев А., Джамбулатова Р. История строительства канала имени Октябрьской революции. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1970.

10. Голин Я.И. Медики - участники революционного движения в Дагестане // Здравоохранение Российской Федерации. - М.: Медицина, 1981. № 2.

11. Желтяков А.Д. Положение в Турции в 1909 - 1910 гг. // Тюркологический сборник. - М., 1978.

12. Каймаразов Г.Ш. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе. - М., 1988.

13. К истории дагестанской социалистической группы // Советский Дагестан. 1966. № 5 (7).

14. Люди и судьбы: заявления и письма репрессированных в 30-е годы. - Махачкала, 1997.

15. Махач Дахадаев. Сборник документов, статей, воспоминаний о жизни и общественно-политической деятельности. - Махачкала, 1999.

16. Абдурагим Далгат. Вглядываясь в будущее // Даг. правда. 1967. 3 августа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.