Участие НАН Беларуси
в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС
Николай Токарев,
старший научный сотрудник отдела новейшей истории Беларуси Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук
26 апреля 1986 г. на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции произошла самая крупная авария в истории атомной энергетики. Тяжесть ее последствий оказалась для Беларуси значительно более высокой, чем для России
и Украины. В силу метеорологических условий на территорию нашей страны выпало около 35% выброшенного из реактора цезия-137 - главного дозообразующего радионуклида. Радиоактивному загрязнению подверглась площадь в 46,5 тыс. км2, или 23% земель республики. В зону экологического бедствия попало около 3600 населенных пунктов, в том числе
27 городов с общей численностью жителей 2,3 млн человек.
Чернобыльская катастрофа оказала разрушительное воздействие на все области жизнедеятельности человека, и прежде всего на сельское и лесное хозяйство, производство, социальную сферу. Проблемы ее последствий для Беларуси -из числа наиболее наукоемких. Для их ликвидации были сконцентрированы усилия правительственных структур, экономического и научно-технического потенциала страны. Комплекс возникших новых, нетрадиционных задач потребовал разработки высокотехнологических подходов, к которой привлекались ученые различных специальностей. Это позволило за короткие сроки сформировать новые научные направления.
Первым делом была дана оценка экологической обстановки в республике и влияния радиации на заболеваемость населения, подготовлены рекомендации по ведению сельского хозяйства на загрязненных территориях, способам дезактивации. Предложения ученых учитывались государственными органами при принятии решений по отселению жителей пострадавших регионов, нормам радиационной безопасности. Во всех этих и последующих мероприятиях самое активное участие приняла белорусская Академия наук.
Уже 28 мая 1986 г. в целях скорейшего решения вопросов, связанных с чернобыльской бедой, Президиум АН БССР издал приказ, которым создал оперативную группу под председательством президента АН БССР Н.А. Борисевича в составе академиков В.А. Белого, А.С. Дмитриева, В.С. Комарова, И.И. Лиштвана, А.С. Махнача, В.А. Пи-липовича, Ф.И. Федорова, П.И. Ящерицына, членов-корреспондентов В.Б. Нестеренко, В.И. Парфенова и других, а также поручил А.С. Дмитриеву, Л.М. Сущене, В.И. Парфенову, Е.Ф. Конопле подготовить проекты соответствующей программы совместных исследований АН БССР и АН УССР и выработать рекомендации по контролю продуктов питания [1].
Инфолиния
11 июня 1986 г. Бюро ЦК КПБ приняло постановление «О дополнительных мерах по ликвидации последствий радиоактивного загрязнения в районах Гомельской области в связи с аварией на Чернобыльской атомной электростанции». Оно обязывало Академию наук БССР разработать согласованную с АН СССР программу исследований. В частности, предусматривалось подготовить карту состава радиоизотопного загрязнения территории республики, организовать совместно с Министерством здравоохранения БССР производство и использование в клинической практике наборов для комплексной диагностики щитовидной железы, оценки репродуктивной системы, диагностики онкологических заболеваний и контроля за их лечением у человека [2]. На постановлении стоял гриф «секретно».
Для выполнения этих задач в ряде министерств в 1987-1992 гг. были созданы специализированные структурные подразделения: Институт радиобиологии и Институт радиоэкологических проблем Академии наук, НИИ радиационной медицины Минздрава БССР, Белорусский филиал Всесоюзного НИИ сельскохозяйственной радиологии Госаг-ропрома СССР (в г. Гомеле) [3]. Всего в решении проблем ликвидации последствий аварии на ЧАЭС уже в 1989 г. принимали участие 18 институтов Академии наук БССР и более 20 учреждений 12 ведомств республики.
Белорусские ученые, особенно до развала Советского Союза, занимались научным обеспечением вопросов чернобыльской катастрофы в тесном взаимодействии с коллективами академий наук Российской федерации и Украины. Так, совместно с Украинской ССР была создана Межреспубликанская программа комплексных исследований, связанных с последствиями аварии на ЧАЭС, на 19861990 гг., предусматривающая проведение изысканий по четырем основным разделам: экологическому, сельскохозяйственному, медико-биологическому и разработке способов дезактивации. На выполнение указанных программ в соответствии с утвержденным Комиссией Бюро ЦК КПБ и СМ БССР планом работ на 1986-1990 гг. Академии наук БССР было определено финансирование в объеме 2,85 млн рублей ежегодно. Из этой суммы фонд заработной платы составлял 937 тыс. рублей [4].
В Белорусской ССР согласно программе составлялись планы научно-исследовательских работ, которые утверждались Академией наук БССР и Комиссией Бюро ЦК КПБ и Совета Министров БССР. Ход этих работ постоянно обсуждался на специальных семинарах, конференциях, а выводы и предложения вносились в Правительственную комиссию республики по ликвидации последствий аварии. В итоге выполненных в тот период исследований
была дана комплексная оценка радиационно-эко-логической ситуации в стране, установлена ее динамика за прошедшие годы, определены формы нахождения радионуклидов в различных экосистемах, основные пути их миграции. Проведенные изыскания позволили прогнозировать сохранение сложной радиоэкологической обстановки на последующие десятилетия как по характеру загрязнения, так и по уровням.
Выявленные в первые годы после масштабного ЧП значительные негативные эффекты на большой территории республики поставили перед необходимостью разработки Государственной программы ликвидации последствий аварии на ЧАЭС на 1990-1995 гг., которая принята в июле 1989 г. Верховным Советом БССР. В ней был предусмотрен раздел по научному обеспечению работ, связанных с устранением в Беларуси следствий экологической катастрофы. Были и новые задания, в частности, разрабатывалась социально-экономическая оценка проводимых мероприятий, составлялся демографический прогноз для этих регионов, план их развития с учетом сложившейся ситуации.
В марте 1990 г. на своем заседании Президиум АН БССР констатировал, что повторный анализ результатов научных исследований радиационной обстановки и ее влияния на жизнедеятельность человека показал недостаточную эффективность принятых мер по снижению отрицательных воздействий аварии. Тогда Президиум АН обратился в Верховный Совет БССР с просьбой принять решение об объявлении республики зоной национального бедствия, а также законы, которые бы регулировали проживание населения на загрязненных территориях. Были подтверждены ранее принятые предложения Президиума и Общего собрания АН БССР о неотложном переселении жителей из зоны жесткого и постоянного контроля, а также из других зараженных регионов, где начали проявляться отрицательные медико-биологические результаты. Признав недопустимым производство сельскохозяйственной продукции на территории с загрязнением свыше 40 кюри на один квадратный километр, Академия просила Совет Министров БССР принять неотложные меры по переселению людей, а также сформировать систему государственного радиационного контроля.
Для координации научно-исследовательских работ Президиум АН БССР в марте 1990 г. создал Научный совет по проблемам аварии на ЧАЭС. Председателем совета был назначен вице-президент АН БССР А.В. Степаненко. В октябре 1992 г. учреждается Научно-технический совет Академии наук по проблемам преодоления последствий чернобыльской катастрофы во главе с президентом академии Л.М. Сущеней [5].
Инфолиния
10 сентября 1990 г. во исполнение постановления Верховного Совета СССР от 25 апреля 1990 г. «О единой программе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и ситуации, связанной с этой аварией» и постановления Верховного Совета БССР от 19 июля 1990 г. «О мерах по ускорению реализации Государственной программы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» Президиум АН БССР поручил ряду академических институтов подготовить фактический материал за прошедшие годы по изучению динамики радиоэкологической обстановки и ее влияния на различные экосистемы, составить прогноз и концептуальные предложения по проживанию населения и ведению сельскохозяйственного производства на загрязненных территориях. Для разработки проекта концепции утверждена комиссия из 10 человек под председательством директора Института радиобиологии АН БССР академика Е.Ф. Конопли [6].
В июле 1992 г. уже в условиях независимой Беларуси Президиумом Совета Министров была одобрена Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 1993-1995 гг. и на период до 2000 г. Верховным Советом Республики Беларусь в конце 1991 г. были приняты законы «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Постановлением Верховного Совета в 1991 г. в стране создается Государственный комитет по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС, который в 1994 г. был преобразован в Министерство по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на ЧАЭС. В настоящее время в структуре МЧС Республики Беларусь существует Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Академия наук выступила инициатором проведения в Минске в феврале 1996 г. конференции «Десять лет после чернобыльской катастрофы (научные аспекты проблемы)» с приглашением в качестве участников-организаторов Российской академии наук и Национальной академии наук Украины, министерств по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации и Украины, а также ЮНЕСКО [7].
Таким образом, совместными усилиями органов госуправления, парламентариев, ученых и специалистов была реализована научно обоснованная, системная государственная политика по преодолению последствий крупномасштабного экологического бедствия. Прежде всего она была призвана обеспечить защиту здоровья, прав и интересов пострадавших людей, нормальные условия их жизнедеятельности.
И в самой Академии наук в апреле 1991 г. решением Бюро Президиума создается Комиссия по социальной защите сотрудников АН Беларуси, принимавших участие в ликвидации катастрофы на ЧАЭС. Для реабилитации населения, оказавшегося в зоне радиоактивного заражения, Академия предоставляла свой санаторий-профилакторий «Ислочь» и пионерский лагерь «Фотон». В них только в 1988 г. прошли оздоровление 703 жителя чернобыльских регионов, в том числе 490 детей [8].
В первые годы был фактически закрыт доступ к информации о масштабах бедствия. И в этом, безусловно, повинны центральные органы власти Советского Союза. Одним из первых материалов, опубликованных в открытой печати, стало интервью директора Института радиобиологии АН БССР члена-корреспондента (впоследствии академика) Е.Ф. Конопли в газете Академии наук «За передовую науку» под заглавием «Обстановка остается тревожной» только в июле 1989 г. В то же время в конце 1980-х - начале 1990-х гг. ряд политических сил, преследуя свои цели, спекулировал на данной теме, что мало помогало реальному решению проблемы, будоражило общество, вносило ненужный ажиотаж и имело негативный психологический эффект.
За прошедшие с момента катастрофы 30 лет накоплен уникальный научный материал о результатах воздействия радиации на человека, животных и растительный мир, получен опыт организации и реализации мер по снижению его отрицательных итогов. Ученые Академии наук также внесли весомый вклад в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В этой связи нельзя не согласиться с мнением, высказанным академиком Е.Ф. Коноплей в 2006 г. в газете «Веды» [9], о том, что и оценка первоначальной радиационной обстановки, и разработка и принятие законодательства, государственных программ, нормативно-правовой базы, многих постановлений Совета Министров -все это стало возможным благодаря труду многих деятелей отечественной науки. И этот опыт должен быть сохранен и приумножен. СИ
See: http://innosfera.by/2016/04/Chernobyl
Литература
1. Национальная академия наук Беларуси. Историко-документальная летопись. 1928-2008.-Мн., 2008. С. 229.
2. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 4п.Оп. 160. Д. 453. Л. 22-23.
3. Центральный научный архив НАН Беларуси (ЦНА НАНБ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 3161. Л. 19.
4. ЦНА НАНБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 3089. Л. 13.
5. Справаздача аб дзейнасц| Акадэмм навук Беларускай ССР у 1990 годзе.- Мн., 1991. Л. 131.
6. Национальная академия наук Беларуси. Историко-документальная летопись. 1928 -2 0 08.-Мн., 2008. С. 254-255.
7. ЦНА НАНБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 3330. Л. 312.
8. Отчет о деятельности Академии наук Белорусской ССР в 1988 году.- Мн., 1989. С. 145.
9. Выпуск газеты «Веды» от 24 апреля 2006 г.