Научная статья на тему 'Участие Министерства внутренних дел Российской империи в международном сотрудничестве по вопросам общественного призрения'

Участие Министерства внутренних дел Российской империи в международном сотрудничестве по вопросам общественного призрения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / MINISTRY OF INTERIOR / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ / PUBLIC CHARITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлев К.Л., Янченко И.Л.

В статье рассматривается деятельность Министерства внутренних дел Российской империи по подготовке проектов международных договоров, подготовке и проведению международных конгрессов и конференций по вопросам общественного призрения, устанавливаются роль и место Министерства внутренних дел в реализации функции государства по борьбе и предотвращению таких негативных явлений, как профессиональное нищенство и бродяжничество, а также контроле за иностранными гражданами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яковлев К.Л., Янченко И.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of the Ministry of the Interior of the Russian Empire in the international cooperation concerning public charity

The activities of the Ministry of the Interior of the Russian Empire concerning the development of the drafts of international instruments, the preparation and holding of international congresses and conferences on public charity are described; the role and the place of the Ministry of the Interior in performing the functions of the state to combat and prevent negative phenomena such as professional begging and vagrancy are stated, as well as in performing the function of control over foreign citizens.

Текст научной работы на тему «Участие Министерства внутренних дел Российской империи в международном сотрудничестве по вопросам общественного призрения»

03 О X

£ а

0

X

1

л

<

S I

л X о

0 ва

л С

S

5

а

6

и S

3 э

5

1

6

и

106

К.Л. ЯКОВЛЕВ,

заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин,

кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

И.Л. ЯНЧЕНКО,

*

адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин (Академия управления МВД России)

Участие Министерства внутренних дел Российской империи в международном сотрудничестве по вопросам общественного призрения

В статье рассматривается деятельность Министерства внутренних дел Российской империи по подготовке проектов международных договоров, подготовке и проведению международных конгрессов и конференций по вопросам общественного призрения, устанавливаются роль и место Министерства внутренних дел в реализации функций государства по предотвращению таких негативных явлений, как профессиональное нищенство и бродяжничество, а также по контролю за иностранными гражданами.

Российская империя, Министерство внутренних дел, международное сотрудничество, общественное призрение.

С момента создания министерского управления 8 сентября 1802 г. Министерство внутренних дел ведало всеми отраслями управления внутренними делами Российской империи [1], включая и общественное призрение1, где Министерству внутренних дел отводилось «главное заведование» [2, ст. 1]. Общественное призрение Российской империи являлось одной из важных социальных функций государства, и правительственные органы объединяли усилия не только в осуществлении мероприятий собственно к призрению относящихся, но и выработке системы мер, направленных на борьбу с такими негативными явлениями, как профессиональное нищенство и бродяжничество по отношению к российским подданным и гражданам иностранных государств.

Ранее — заместитель начальника отдела — начальник отделения воспитательной и социальной работы отдела по работе с личным составом УВД по г. Липецку.

Общественное призрение в Российской империи представляло организованную систему помощи со стороны государственных учреждений, общественных организаций и частных лиц, оказываемой нуждающемуся населению в целях удовлетворения их физических и духовных потребностей.

Вместе с тем на территории Российской империи в конце XIX в. действовали Швейцарское благотворительное общество, Общество германских подданных и Австро-Венгерское вспомогательное общество, задачей которых было оказание помощи своим соотечественникам, проживающим на территории России. Эта помощь заключалась не только в выдаче пособий и ссуд нуждающимся, но и (при необходимости) в определении в богадельни и больницы, помощи в трудоустройстве, отправке за счет средств общества на Родину. По мнению П. Гагена, Москва обязана Обществу германских подданных тем, что «число праздношатающихся иностранцев -немцев, занимающихся выпрашиванием милостыни и другими неблаговидными делами, значительно сократилось» [5, с. 4—5].

В декабре 1860 г. между Россией и Соединенными Королевствами Шведским и Норвежским была заключена Конвенция о взаимной высылке бродяг, нищих и преступников, которая являлась пролонгацией аналогичного международного соглашения от 17/29 декабря 1852 г., с дополнениями и изменениями. Формальным основанием такой высылки должно было служить удостоверение о гражданстве или подданстве высылаемого лица «находящимися у него документами, а за неимением таковых — сведениями, которые будут сообщены подлежащими начальствами». Необходимо было определить гражданство, подданство иностранца, и если это трудно было установить, его признавали гражданином, подданным того государства, в котором он «в последнее время искал полезного занятия или в государственной службе, или в частных промыслах» [7, с. 221—228]. Таким образом, договаривающиеся государства допускали к проживанию на своей территории лиц, которые могли принести пользу государству и обществу, и, избавлялись от тех нищих, тунеядцев, которые не хотели трудиться, вели антиобщественный образ жизни.

Аналогичные соглашения о взаимной высылке на Родину подданных договаривающихся государств, возвращение которых в Отечество будет признано необходимым по причине отсутствия средств к жизни, бродяжничества или отсутствия паспорта, были подписаны Россией и Германией в 1873 г. [3], Россией и Австро-Венгрией - в 1886 г. [7, с. 211-215].

Согласно приложению к ст. 2051 Свода уставов о предупреждении и пресечении преступлений министр внутренних дел обязан был «оказывать помощь и содействие к выезду за границу удаляемым из пределов России иностранцам, не имеющих собственных к тому средств» [2].

Природные катаклизмы, эпидемии, эпизоотии, последствия военных действий порождали голод, нищету, высокую смертность населения не только в Российском государстве, но и во всем мире. Совместные усилия государств в борьбе с этими явлениями требовали дальнейшего законодательного регулирования. Министерство внутренних дел принимало активное участие в международных конференциях, конгрессах, где разрабатывались международные правовые акты совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской империи по вопросам общественного призрения.

Первый Международный конгресс по вопросам общественного и частного призрения состоялся в 1889 г. в Париже, второй и третий — в Женеве в 1896 г. и в 1900 г., соответственно, четвертый — в 1906 г. в Милане.

Организация четвертого конгресса была возложена на учрежденный во время Парижского конгресса постоянный международный комитет общественного и частного призрения. В Конгрессе участвовали около 1500 членов из 24 государств Европы, Америки, Азии и Австралии. От российской стороны присутствовало шесть делегатов: представители Ведомства Учреждений Императрицы Марии, земств, Министерства внутренних дел. Отметим, что от Министерства внутренних дел присутствовали два делегата — председатель Медицинского совета МВД в Санкт-Петербурге, тайный советник Л.Ф. Рогозин и от отдела народного здравия и общественного призрения — статский советник Г.Ф. Ракеев. Кроме того, Л.Ф. Рагозин был избран почетным председателем бюро конгресса [9, с. 6—7].

В Санкт-Петербурге при Министерстве внутренних дел под председательством и руководством Л.Ф. Рагозина в 1905 г. была образована особая комиссия для составления Сборника сведений об общественном призрении и частной благотворительности в России для Миланского конгресса, издаваемого на средства МВД. К участию в этой работе были привлечены представители различных ведомств и учреждений общественного призрения в России: О.К. Адеркас,

О.О. Буксгевден, Г.Г. Витте, Д.А. Дриль и другие. Каждый из них написал очерки, которые вошли в эту книгу, изданную на французском языке в двух томах, позже переизданную Министерством внутренних дел с дополнениями, на русском языке. Брошюру на французском языке о Ведомстве Учреждений Императрицы Марии, которое являлось одним из наиболее крупных благотворительных учреждений в России, подготовил для конгресса О.К. Адеркас [9, с. 2—4].

На конгрессе обсуждались вопросы необходимости заключения международного соглашения по призрению нуждающихся иностранцев, профессионального обучения сотрудников для службы при учреждениях общественного и частного призрения, создания учреждений для оказания защиты и покровительства молодым девицам и одиноким женщинам, выработке наиболее целесообразных мер для борьбы с детской смертностью, страхования и предупреждения нищеты.

Выступающими на съезде были представители Италии, Германии, Франции, Англии и России. От российской стороны с докладом «О наиболее целесообразных мерах для борьбы с детской смертностью» выступил председатель Медицинского совета МВД в Санкт-Петербурге, тайный советник Л.Ф. Рагозин, что свидетельствовало о большом интересе и внимании к деятельности нашего государства в сфере общественного призрения со стороны иностранных государств.

Одним из самых обсуждаемых на конгрессе вопросов, по которому выступили представители нескольких стран, был вопрос о необходимости призрения нуждающихся иностранцев. В докладе Г. Роббера описывалось действительное положение нуждающихся иностранцев в различных государствах и деятельность Российской империи в этой сфере была охарактеризована с позитивной стороны, поскольку в России иностранцы в больницы принимались наравне с русскими подданными, но соразмерно тем средствам, которыми располагает каждое благотворительное учреждение, основной задачей которого являлось призрение именно местных жителей. В то же время все иностранные государства имели право учреждать в России благотворительные общества и заведения как для взаимопомощи, так и оказания личного содействия при условии, что уставы таких обществ и заведений были установленным порядком утверждены российским Правительством и отдельным пунктом закрепляли право общества или заведения принимать приношения или пожертвования по духовным завещаниям, включая и недвижимые имущества и капиталы, что давало определенные финансовые гарантии существования таких обществ [9, с. 9].

107

03 О X

£ а

0

X

1

л

<

S I

л X о

0 оа

л С

S

5

а

6

и S

3 э

5

1

6

и

108

Следующий конгресс прошел через пять лет в 1911 г. в Копенгагене, где были рассмотрены вопросы: об уходе за больными в деревнях, призрении иностранцев, вдов и сирот и роли женщины в деле призрения. Российское государство представляли делегаты Ведомства Учреждений Императрицы Марии, Императорского человеколюбивого общества, Приюта трудолюбия в Санкт-Петербурге, Ремесленного приюта в Москве, а также гласный Мариупольской городской думы. От лица Министерства внутренних дел выступал управляющий отделом народного здравия и общественного призрения в Главном управлении по делам местного хозяйства, действительный статский советник Г.Г. Витте. В подготовке докладов от России участвовали С.К. Гогель и чиновники Отдела народного здравия и общественного призрения Министерства внутренних дел [8, с. 3].

Большой интерес вызвал доклад чиновника МВД И.Н. Петрова по вопросу о лечебной помощи сельскому населению России, в котором он отметил, что забота о здоровье сельского населения, составляющего 90 % всего населения Империи, является «обязанностью правительственной власти и местных земских органов самоуправления и управления, ближайшим образом ведающих земским хозяйством на местах» [8, с. 11—12].

В результате рассмотрения на предыдущих конгрессах вопросов о призрении иностранцев в 1912 г. была организована Международная конференция в Париже, на которой были представлены 20 государств, в частности и Россия. На Конференции был выработан проект конвенции о призрении иностранцев, состоящий из 23 статей. Основное его положение заключалось в том, что неимущие граждане договаривающихся государств должны приравниваться к природным подданным. Государства определили порядок взаимных расчетов по призрению иностранцев, а также переезду их до границы, при этом уплата расходов по призрению допускалась как частной благотворительностью, так и ведомствами общественного призрения. Важным моментом данного соглашения являлось то, что договаривающиеся страны, принимая решения в данной сфере, должны руководствоваться «не только интересами целесообразного управления, но и гуманности», т. е. принимать во внимание семейное положение нуждающегося: «жена не должна быть разлучаема с мужем, а дети с родителями и наоборот». Также отмечалось, что государства должны содействовать образованию обществ и учреждений, имеющих целью призрение иностранцев.

Рассмотрение проекта Конвенции для подготовки замечаний со стороны Российского

государства было поручено Министерству внутренних дел и Министерству юстиции.

Приняв основные положения Конвенции о призрении иностранцев приемлемыми для российской стороны, чиновники министерств внутренних дел и юстиции выразили разногласия по некоторым статьям; особенный спор вызвала ст. 12, закрепляющая положение неимущего лица, одновременно состоящего в подданстве двух государств. В Министерстве юстиции считали, что данную статью следует исключить, поскольку вопросы, связанные с выходом из подданства и натурализацией не могут быть предметом международного соглашения и подлежат разрешению на основании правил внутреннего законодательства каждого из договаривающихся государств. Министерство внутренних дел настаивало на том, что ст. 12 проекта не устанавливает действительного подданства данного лица, а является лишь условным признаком для разрешения вопроса, на какое из договаривающихся государств возлагается обязанность по длительному призрению в сомнительных случаях.

После четырехмесячной переписки по данному вопросу было принято решение об изложении ст. 12 проекта Конвенции в следующей редакции: «Неимущий, являющийся одновременно подданным государства проживания и другого государства подчиняется в отношении призрения правилам, установленным для подданных того государства, в котором он проживает; с другой стороны, неимущий, утративший подданство или лишенный его, подчиняется в отношении призрения правилам, установленным для подданных того государства, к коему он принадлежал, до тех пор, пока он не приобретет нового подданства» [6, л. 1—16].

В конце Х1Х-начале XX вв. наметилась тенденция расширения и усиления международных связей Российской империи в различных сферах, в частности и в сфере социальной помощи не только своим подданным, но и подданным и гражданам других государств. Международное сотрудничество Российской империи по вопросам общественного призрения являлось объективной необходимостью и потребностью государств во взаимном призрении граждан, так как массовые эпидемии, междоусобные войны, природные катаклизмы, общественные бедствия пополняли ряды нищих не только в Российском государстве, но и в более благополучных в экономическом отношении западноевропейских странах. Министерство внутренних дел принимало активное участие в решении проблем государства, представляя Российскую империю на международных конференциях, конгрессах по вопросам общественного призрения, в том

числе в выработке совместных международных правовых актов.

Реализуя контрольно-надзорные и карательные функции по борьбе и предотвращению нищенства и бродяжничества в Российской империи, Министерство внутренних дел выполняло и международные соглашения, касающиеся высылки за пределы Российской империи иностранных граждан, не имеющих средств к существованию, что способствовало укреплению правопорядка в стране.

Список литературы

1. Об учреждении министерств: Манифест от 8 сентября 1802 г. // ПСЗ РИ. Собр. 1. Том XXVII. СПб., 1830. № 20 406.

2. Устав о общественном призрении // Свод законов Российской империи / под ред. и с примечаниями И.Д. Мордухай-Болтовского. Т. XIII // СПС Консультант Плюс. 2008.

3. О Министерской ноте, обмененной между Россией и Пруссией о порядке высылки на Родину подданных договаривающихся государств, возвращение которых в Отечество будет признано необходимым по причине неимения средств к жизни, бродяжничества или неимения паспорта: Указ Сенатский по Высочайшему повелению // ПСЗ РИ. Собр. 2. Том 48 Ч.1. Отделение 1. СПб., 1876. № 51 748.

4. О порядке пропуска иностранцев в Россию: Указ Сенатский по Высочайшему повелению // ПСЗ

РИ. Собр. 2. Том 31. Ч.1. Отделение 1. СПб., 1876. № 30 911.

5. Благотворительные общества и учреждения, основанные в Москве иностранцами и иноверцами / сост. П. Гаген. М., 1887.

6. Дело первого департамента юстиции по юридической юрисконсультской части по поводу заключения международной конвенции о взаимном призрении иностранцев (конференция в Париже 1912 г). Переписка с МВД // РГИА. Ф. 1405. Оп. 532. Д. 464.

7. Конвенция о взаимной высылке бродяг, нищих и преступников, заключенная между Россией и Соединенными Королевствами Шведским и Норвежским 15/27 декабря 1860 года // Собрание действующих договоров, заключенных Россией с иностранными державами. Конвенции, декларации и ноты о взаимной судебной помощи и о высылке нищих, бродяг и беспаспортных / сост. И. Ивановский, приват-доцент Новороссийского университета. Том II. Одесса, 1889.

8. Международные конгрессы по общественному и частному призрению в Копенгагене и по семейному воспитанию в Брюсселе / сост. О.К. Адеркас. СПб., 1911.

9. Четвертый международный конгресс по вопросам общественного и частного призрения в Милане / сост. О.К. Адеркас. СПб., 1906.

E-mail: yakovlew.2572@mail.ru, yanchenko-inna@mail.ru

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.