Научная статья на тему 'Участие микроорганизма Helicobacter pylori в развитии сердечно-сосудистой патологии'

Участие микроорганизма Helicobacter pylori в развитии сердечно-сосудистой патологии Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
544
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HELICOBACTER PYLORI / CARDIOVASCULAR DISEASE / ATHEROSCLEROSIS / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ ПАТОЛОГИЯ / АТЕРОСКЛЕРОЗ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Ахмедов В.А., Гаус О.В.

Представлен обзор литературы по актуальным вопросам факторов формирования поражения сердечно-сосудистой системы у лиц, инфицированных микроорганизмом Helicobacter pylori. Проведена оценка влияние инфицирования на различные клинические проявления атеросклероза, артериальной гипертензии, фибрилляции предсердий, инфаркта миокарда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF THE MICROORGANISM HELICOBACTER PYLORI IN THE DEVELOPMENT OF CARDIOVASCULAR DISEASE

A review of the literature dedicated to topical issues of the factors forming the defeat of the cardiovascular system in individuals infected with the microorganism Helicobacter pylori. The evaluation of the impact of infection on the various clinical manifestations of atherosclerosis, hypertension, atrial fibrillation, myocardial infarction were made.

Текст научной работы на тему «Участие микроорганизма Helicobacter pylori в развитии сердечно-сосудистой патологии»

В.А. АХМЕДОВ, д.м.н., профессор, О.В. ГАУС Омский государственный медицинский университет

УЧАСТИЕ МИКРООРГАНИЗМА HELICOBACTER PYLORI

В РАЗВИТИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ ПАТОЛОГИИ

Представлен обзор литературы по актуальным вопросам факторов формирования поражения сердечно-сосудистой системы у лиц, инфицированных микроорганизмом Helicobacter pylori. Проведена оценка влияние инфицирования на различные клинические проявления атеросклероза, артериальной гипертензии, фибрилляции предсердий, инфаркта миокарда.

Ключевые слова: Helicobacter pylori, сердечно-сосудистая патология, атеросклероз.

V.A. AKHMEDOV, MD, professor, O.V. GAUS, Assistant of the Department Omsk State Medical University

PARTICIPATION OF THE MICROORGANISM HELICOBACTER PYLORI IN THE DEVELOPMENT OF CARDIOVASCULAR DISEASE A review of the literature dedicated to topical issues of the factors forming the defeat of the cardiovascular system in individuals infected with the microorganism Helicobacter pylori. The evaluation of the impact of infection on the various clinical manifestations of atherosclerosis, hypertension, atrial fibrillation, myocardial infarction were made.

Keywords: Helicobacter pylori, cardiovascular disease, atherosclerosis.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема инфицирования микроорганизмом Helicobacter pylori вышла за рамки желудочно-кишечного тракта. В последние годы появляется целая серия научных исследований, показывающих участие микроорганизма в формировании патологии опорно-двигательного аппарата, железодефицитной анемии, аллерго-зов, тромбицитопенической пурпуры, халитоза, и даже обсуждается возможное влияние Helicobacter pylori на состояние репродуктивной функции мужчин. Безусловно, не обошла проблема инфицирования Helicobacter pylori и состояние сердечно-сосудистой системы. В представленной обзорной статье на основе анализа современной литературы рассматривается участие Helicobacter pylori в механизмах формирования, прогрессирования заболеваний сердца и сосудов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Связь инфицирования микроорганизмом Helicobacter pylori (Hp) с развитием внежелудочных проявлений основывается на теории персистенции возбудителя в слизистой оболочке желудка и, как следствие, формирования системного иммунного ответа инфицированного организма на Hp [1]. В проведенном метаанализе влияния инфицирования Нр на развитие ишемической болезни сердца (ИБС) было показано, что присутствие CagA-позитивных штаммов по данным 15 исследований было связано с повышением на 2,11 отношения шансов формирования ИБС [2].

Одним из возможных механизмов данного явления служит влияние Нр на липидный спектр крови. Так,

по результатам крупного эпидемиологического исследования, проведенного с участием 6289 мужчин в Японии, было показано, что у инфицированных Нр пациентов уровень липопротеидов низкой плотности был статистически значимо повышенным в сравнении с неинфици-рованными лицами, однако данное исследование охватывало только лиц мужского пола [3]. В другом проведенном исследовании было также выявлено повышение у лиц, инфицированных Нр, липопротеидов низкой плотности и общего холестерина и, более того, выявлялись положительные корреляционные связи между уровнем Нр липопротеидов низкой плотности и общего холестерина и степенью воспалительных изменений в слизистой оболочке желудка [4]. Проведение успешной эрадикационной терапии приводило к положительному изменению в липидном спектре крови в виде снижения концентрации липопротеидов низкой плотности и повышению содержания в крови липопротеидов высокой плотности [5].

По результатам проведенного исследования было отмечено, что инфицирование СадА-позитивным штаммом Нр сопровождается более выраженными сосудистыми изменениями, что может приводить к статистически значимому увеличению риска развития инсульта

Другим механизмом связи инфицирования Нр и формирования атеросклероза является аутоиммунный процесс. В частности, одним из компонентов аутоиммунного механизма являются белки теплового шока, выработка которых осуществляется в ответ на инфекцию, воспале-

ние и гипоксию [6]. При инфицировании Нр происходит выработка белка теплового шока с молекулярной массой 60 килодальтон [7]. Как показали результаты исследования случай - контроль, у пациентов, инфицированных Нр, отмечалось увеличение концентрации ^ антител к белку теплового шока с данной молекулярной массой 60 при наличии у пациентов проявлений ИБС в ответ на инфицирование СадА-позитивным штаммом Нр в сравнении с группой без СадА-антигена [7].

Другим возможным аутоиммунным механизмом влияния Нр на прогрессирование атеросклероза является реакция мимикрии между СадА-антигеном Нр и белками сосудистой стенки, приводящая к воспалительному ответу сосудистой стенки, что создает благоприятные условия для прогрессии атеросклеротического процесса у инфицированных больных [8].

Определенное значение в механизмах формирования ИБС у больных, инфицированных Нр, отводится атрофическому гастриту, возникающему в ответ на инфицирование и связнному с ним нарушению всасывания витамина В12 [9]. Как известно, нарушение всасывания витамина В12 приводит к повышению в сыворотке крови гомоцистеина, который является важным фактором риска формирования системного атеросклероза и ИБС [10, 11].

Важное значение в механизмах развития атеросклеро-тического процесса у больных, инфицированных Нр, отводится сопутствующему нарушению углеводного обмена. Так, было отмечено статистически значимая ассоциация между серопозитивностью к Нр и формированием атеросклероза у мужчин с сахарным диабетом [12]. Аналогичные результаты были получены и в другом исследовании, при этом у Нр инфицированных пациентов с сахарным диабетом более часто выявлялись признаки атеросклеротиче-ского поражения церебральных сосудов [13]. Проведение успешной эрадикационной терапии сопровождалось улучшением состояния углеводного обмена в виде уменьшение индекса инсулинорезистентности НОМА, а следовательно, и уменьшением прогрессирования атеросклероза [14]. Аналогичные результаты были получены и в недавно проведенном исследовании, показавшем, что успешная эрадикационная терапия приводит к увеличению содержания в крови адипонектина, что сопровождается уменьшением риска прогрессирования метаболического синдрома и связанного с ним риска развития сердечно-сосудистой патологии [15].

Определенное значение в современной литературе отводится возможному влиянию инфицирования Нр на формирование и прогрессирование артериальной гипер-тензии. Так, в проведенном исследовании было показано, что у инфицированных лиц отмечалось повышение ригидности сосудистой стенки сонных артерий и других сосудов, что может быть связано с повышением артериального давления [16]. При этом результаты другого исследования показали, что проведение успешной эра-дикационной терапии ассоциировалось со значительным статистически значимым снижением показателей артериального давления у пациентов с гипертонической болез-

нью, что лишний раз подтверждает возможную связь инфицирования с формированием гипертензии [17].

Как известно, в ответ на инфицирование Нр возникает системная воспалительная реакция организма, что может сопровождаться процессом дестабилизации ате-росклеротической бляшки, а также агрегацией тромбоцитов, и, как следствие, инфицирование может сопровождаться более высоким риском развития инфаркта миокарда у лиц молодого возраста [18]. При анализе причин смертности от острого инфаркта миокарда было отмечено, что у умерших отмечался статистически значимый повышенный титр антител IgG к Нр, что лишний раз подтверждает возможную связь инфицирования с риском развития инфаркта миокарда [19]. Неблагоприятной особенностью является тот факт, что повышенная частота развития инфаркта миокарда на фоне инфицирования микроорганизмом Helicobacter pylori отмечалась в наиболее трудоспособном возрасте - моложе 55 лет (отношение шансов = 2,7) по сравнению с лицами в возрасте старше 55 лет [20].

Имеются единичные исследования, обнаруживающие присутствие ДНК Helicobacter pylori непосредственно в атеросклеротических бляшках, что может указывать на возможность непосредственного участия Нр в процессе атерогенеза

По результатам проведенного исследования было отмечено, что инфицирование CagA-позитивным штаммом Нр сопровождается более выраженными сосудистыми изменениями, что может приводить к статистически значимому увеличению риска развития инсульта (отношение шансов = 2,99) и дестабилизации бляшек в сонных артериях (отношение шансов = 8,42) [21]. Аналогичные результаты были получены и в другом исследовании, показавшем повышенную частоту формирования ишеми-ческого инсульта у пациентов, инфицированных CagA-позитивным штаммом Нр [22]. В проведенном исследовании было отмечено, что у лиц, инфицированных CagA-позитивным штаммом, отмечалось наличие статистически значимого сужения просвета коронарных артерий и формирование рестенозов после проведенного стенти-рования коронарных артерий, а проведение успешной эрадикационной терапии сопровождалось замедлением прогрессии сужения коронарных артерий [23].

В литературе имеются единичные сведения о неблагоприятном влиянии инфицирования микроорганизмом Нр на состояние периферических артерий. В исследовании случай - контроль было отмечено, что инфицирование Нр сопровождалось повышенной частотой поражения периферических артерий у молодых женщин при наличии повышенного уровня С реактивного белка в крови [24]. Аналогичные результаты в виде негативного влияния инфекции Нр на формирование поражения периферических артерий были получены и в другом исследовании, по результатам которого было выявлено, что у инфицирован-

100 МЕДИЦИНСКИЙ СОВЕТ • №13, 2016

£

CL Ш

<u <u

ных лиц частота поражения достигала 79,7% по сравнению с 44,8% у группы контроля (р < 0,01) [25].

Определенное значение отводится связи инфицирования Нр и развитием у пациентов фибрилляции предсердий (ФП). В недавно проведенном исследовании было показано, что у пациентов с персистирующей формой ФП, особенно с длительным анамнезом нарушения ритма, отмечалась наиболее выраженная степень инфицирован-ности Нр [26]. Одним из механизмов, объясняющим высокую частоту формирования ФП у пациентов, инфицированных Нр, является повышенный синтез в ответ на инфицирование микроорганизмом С-реактивного белка [27]. Как известно, С-реактивный белок выступает одним из маркеров системного воспаления в организме, являясь при этом одним из независимых предикторов развития фибрилляции предсердий [28]. Вместе с тем наиболее неблагоприятным в плане формирования фибрилляции предсердий является инфицирование СадА-позитивным штаммом Нр, которое приводит к усилению синтеза про-воспалительного цитокина - интерлейкин-8, хемотаксису нейтрофилов и выраженной системной воспалительной реакции, с повышенным риском поражения кардиомио-цитов предсердий и развитием приступов ФП [29].

Помимо влияния инфицирования Нр на формирование и прогрессирование сердечно-сосудистой патологии через системную воспалительную реакцию организма, имеются единичные исследования, обнаруживающие присутствие ДНК Helicobacter pylori непосредственно в атеросклеротических бляшках, что может указывать на возможность непосредственного участия Нр в процессе атерогенеза [30, 31].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, данные современной литературы показывают наличие определенной связи инфицирования микроорганизмом Helicobacter pylori с поражением сердца и сосудов. Безусловно, множество из проведенных исследований констатируют лишь факт ассоциации инфицирования и сердечно-сосудистой патологии. Именно поэтому требуется проведение в будущем более масштабных работ по изучению непосредственных патогенетических факторов, лежащих в основе данной ассоциаций, что позволит найти доказательную базу и в последующем проводить своевременные профилактические мероприятия у инфицированных пациентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Cook PJ., Lip G.Y. Infectious agents and atherosclerotic vascular disease. QJM 1996; 89: 727-735.

2. Zhang S., Guo Y., Ma Y., Teng Y. Cytotoxin-associated gene-A-seropositive virulent strains of Helicobacter pylori and atherosclerotic diseases: a systematic review. Chin Med J (Engl) 2008; 121: 946-951.

3. Saton H., Saijo Y., Yoshioka E., Tsutsui H. Helicobacter Pylori infection is a significant risk for modified lipid profile in Japanese male subjects. J Atheroscler Thromb 2010; 17: 1041-1048.

4. Kucukazman M., Yavuz B., Sacikara M. et al. The relationship between updated Sydney System score and LDL cholesterol levels in patients infected with Helicobacter pylori. Dig Dis Sci 2009; 54: 604-607.

5. Pellicano R., Oliaro E., Fagoonee S. et al. Clinical and biochemical parameters related to cardiovascular disease after Helicobacter pylori eradication. IntAngiol 2009; 28: 469-473.

6. Lindquist S., Craig E.A. The heat-shock proteins. Annu Rev Genet 1988; 22: 631-677.

7. Lenzi C., Palazzuolia A., Giorrdanol N. et al. H. pylori infection and systemic antibodies to CagA and heat shock protein 60 in patients with coronary heart disease. World. J. Gastroenterol. 2006; 12: 7815-7820.

8. Niccoli G., Franceschi F., Cosentino N. et al. Coronary atherosclerotic burden in patients with infection by CagA-positive strains of Helicobacter pylori. Coron Artery Dis 2010; 21: 217-221.

9. Antobiades C., Antonopoulos A.S., Tousoulis D. et al. Homocysteine and coronary atherosclerosis: from folate fortification to the recent clinical trials. Eur Heart J 2009; 30: 6-15.

10. Torisu T., Takata Y., Ansai T. et al. Possible association of atrophic gastritis and arterial stiffness in healthy middleaged Japanese. J Atheroscler Thromb 2009; 16: 691-697.

11. Senmaru T., Fukui M., Tanaka M. et al. Atrophic gastritis is associated with coronary artery dis-

ease. J Clin Biochem Nutr 2012; 51: 39-41.

12. Yoshikawa H., Aida K., Mori A. et aL Involvement of Helicobacter pylori infection and impaired glucose metabolism in the increase of brachial-ankle pulse wave velocity. Helicobacter 2007; 12: 559-566.

13. de Luis D.A., Lahera M., Canton R. et al. Association of Helicobacter pylori infection with cardiovascular and cerebrovascular disease in diabetic patients. Diabetes Care 1998; 21: 1129-1132.

14. Gen R., Demir M., Ataseven H. Effect of Helicobacter pylori eradication on insulin resistance, serum lipids and low-grade inflammation. South Med J. 2010; 103: 190-196.

15. Naja F., Nasreddine L., Hwalla N. et al. Association of H. pylori infection with insulin resistance and metabolic syndrome among Lebanese adults. Helicobacter 2012; 17: 444-451.

16. Adachi K., Arima N., Takashima T. et al. Pulse-wave velocity and cardiovascular risk factors in subjects with Helicobacter pylori infection. J Gastroenterol Hepatol 2003; 18: 771-777.

17. Migneco A., Ojetti V., Specchia L. et al. Eradication of Helicobacter pylori infection improves blood pressure values in patients affected by hypertension. Helicobacter 2003; 8: 585-589.

18. Danesh J., Youngman L., Clark S. et al. Helicobacter pylori infection and early onset myocardial infarction: case-control and sibling pairs study. BMJ 1999; 319: 1157-1162.

19. Alkout A.M., Ramsay EJ., Mackenzie D.A. et al, Quantitative assessment of IgG antibodies to Helicobacter pylori and outcome of ischaemic heart disease. FEMS Immunol Med Microbiol 2000; 29: 271-274.

20. Kinjo K., Sato H., Sato H. et al. Prevalence of Helicobacter pylori infection and its link to coronary risk factors in Japanese patients with acute myocardial infarction. CircJ 2002; 66: 805-810.

21. Gabrielli M., Santoliquido A., Cremonini F. et al. CagA-positive cytotoxic H. pylori strains as a link between plaque instability and atherosclerotic stroke. Eur Heart J 2004; 25: 64-68.

22. De Bastiani R., Gabrielli M., Ubaldi E. et al. High

prevalence of Cag-A positive H. pylori strains in ischemic stroke: a primary care multicenter study. Helicobacter 2008; 13: 274-277.

23. Kowalski M. Helicobacter pylori (H. pylori) infection in coronary artery disease: influence of H. pylori eradication on coronary artery lumen after percutaneous transluminal coronary angioplasty. The detection of H. pylori specific DNA in human coronary atherosclerotic plaque. J Physiol Pharmacol 2001; 52: 3-31.

24. Bloemenkamp D.G., Mali W.P., Tanis B.C. et al. Chlamydia pneumoniae, Helicobacter pylori and cytomegalovirus infections and the risk of peripheral arterial disease in young women. Atherosclerosis 2002; 163: 149-156.

25. Sawayama Y., Hamada M., Otaguro S. et al. Chronic Helicobacter pylori infection is associated with peripheral arterial disease. J Infect Chemother 2008; 14: 250-254.

26. Wang D., Chen W., Yang S. Et al. Helicobacter pylori infection in Chinese patients with atrial fibrillation. Clinical Interventions in Aging 2015:10 813-819.

27. Pirat B., Atar I., Ertan C. et al. Comparison of C-reactive protein levels in patients who do and do not develop atrial fibrillation during electrophysiologic study. Am J Cardiol. 2007; 100: 1552-1555.

28. Sharma D., Li G., Xu G et al. Atrial remodeling in atrial fibrillation and some related microR-NAs. Cardiology. 2011;120:111-121.

29. Ki M.R., Shin D.G., Park J.S. et al. Frequency of vacuolating cytotoxin A (VacA)-positive Helicobacter pylori seropositivity and TGF-ß1 decrease in atrial fibrillation. Int J Cardiol. 2010; 145: 345-346.

30. Ameriso S.F., Fridman E.A., Leiguarda R.C. et al. Detection of Helicobacter pylori in human carotid atherosclerotic plaques. Stroke 2001; 32: 385-391.

31. Izadi M., Fazel M., Sharubandi S.H. et al. Helicobacter species in the atherosclerotic plaques of patients with coronary artery disease. Cardiovasc Pathol 2012; 21: 307-311.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.