Научная статья на тему 'Участие кубанского казачества в покорении Западного Кавказа (1861-1864 гг. ): к историографии вопроса'

Участие кубанского казачества в покорении Западного Кавказа (1861-1864 гг. ): к историографии вопроса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
876
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУБАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА / ЗАПАДНЫЙ КАВКАЗ / КАЗАЧЬИ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бурдун В.Н.

В статье проанализированы наиболее значимые публикации 2-й половины XIX века, которые освещают участие кубанского казачества в завершающем периоде Кавказской войны покорении Западного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие кубанского казачества в покорении Западного Кавказа (1861-1864 гг. ): к историографии вопроса»

№ 4 (29), 2008

' 'Кул ътурная жизн ь Юга России "

В. Н. БУРДУН

УЧАСТИЕ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА В ПОКОРЕНИИ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА (1861-1864 гг.): К ИСТОРИОГРАФИИ ВОПРОСА

В статье проанализированы наиболее значимые публикации 2-й половины XIX века, которые освещают участие кубанского казачества в завершающем периоде Кавказской войны - покорении Западного Кавказа.

Ключевые слова: кубанское казачество, Кавказская война, Западный Кавказ, казачьи формирования.

Первые публикации об участии кубанского казачества в покорении Западного Кавказа появились еще в период военных действий. Спектр печатных изданий, отразивших на своих страницах заявленную проблему, достаточно широк. Однако, с нашей точки зрения, целесообразно проанализировать лишь некоторые из них как наиболее значимые.

Следует отметить особый интерес ряда региональных газет (таких как «Кубанские войсковые ведомости», «Кубанские областные ведомости», «Кавказ») к деятельности Адагумского, Даховского, Пшехского и других отрядов, поскольку кубанские казаки составляли значительную часть этих подразделений. Зачастую периодические издания Кубанской области освещали военные действия по итогам походов вышеназванных соединений (1).

Другой составной частью исследуемой проблемы являются материалы, освещающие в «Кубанских войсковых ведомостях» военно-пол-ковую историю казачьих частей периода 60-х годов XIX века. Круг рассматриваемых в них вопросов оказался достаточно разноплановым. Это не только статистические данные о новых станицах, причисленных к тем или иным полкам, их местоположении, качественном и количественном состоянии их жителей. «Кубанские войсковые ведомости» и другие периодические издания уделяли достаточно много внимания показу сложных условий жизни (особенно климатических) первых переселенцев - казаков, их болезням и высокой смертности. Так, наиболее рельефно это представлено на примере переселенцев Псекупского полка в первые три года колонизации Западного Кавказа (2).

На этом фоне демонстрируется ожесточенное противоборство казаков с кавказскими горцами. Среди наиболее описываемых - нападение 4000 черкесов в мае 1862 года на станицу Губскую, в июне того же года - на укрепление Хамкеты (3). В аналогичном ключе подаются события, основанные на исследовании военно-полковой истории и других казачьих полков. Например, военным действиям Абинского конного казачьего полка в период 1863-1864 годов посвящена статья Щербакова. Н. М. Могилевцев в своей публикации показал отдельные, наиболее героические эпизоды из истории Кавказского конного полка (в частности, сражение на Семиколенной горе в марте 1862 г.) (4). Стремление обобщить учас-

тие строевых частей ККВ в покорении Западного Кавказа выразилось в изложении на страницах кубанских газет соответствующего военно-исто-рического материала (5).

Безусловно, газетные публикации не могли в полном объеме охватить масштабность и глубину событий, происходивших в Закубанье на завершающем этапе Кавказской войны.

Анализ количественного и качественного состава всех казачьих формирований накануне их участия в активной фазе военных действий в этом регионе нашел свое отражение в официальных органах Военного министерства - «Военном сборнике» и «Русском инвалиде» (6). Большой массив фактологического материала о самом ходе кампании в Закубанье, в том числе и с участием кубанских казачьих формирований, был опубликован именно в «Военном сборнике» (наиболее полно в его официальной части) (7). Особенностью преподносимой в нем информации является то, что, во-первых, она освещала как отдельные периоды завершающего этапа Кавказской войны, так и кампанию в целом; во-вторых, подавляющее большинство материала публиковалось в данном издании уже в год окончания Кавказской войны.

Понимая важность написания более полной и правдивой исторической картины Кавказской войны, некоторые авторы публикуемых материалов обращались непосредственно к ее ветеранам. Генерал К. Гейне справедливо отмечал, что подобные воспоминания и уточнения более детально «ознакомят публику с различными фазами Кавказской войны и дадут разнообразный материал для военных историков». В частности, он писал: «Неужели официальные документы будут служить единственным источником, например, хоть для истории адагумского отряда <. ..> который с 1856 по 1863 год один очистил все пространство к Западу от Псекупса? Неужели молодецкие дела даховского отряда не будут представлены в живых рассказах очевидцев? Ведь из истории значительных отрядов, действовавших в последнее время почти независимо один от другого, составится полное повествование о славной борьбе» (8).

Целая серия номеров «Военного сборника» отразила опыт боевых действий Пшехского (9), Средне-Фарского (10), Даховского (11) отрядов. Следует подчеркнуть, что работы К. Гейнса, А. Введенского, С. Духовского ввиду их солидности и достаточно подробного изложения собы-

"Культурная жизнь Юга России " №4 (29), 2008

60 —

тий по интересующему вопросу нуждаются в отдельном анализе.

Нельзя не отметить, что после опубликования в «Военном сборнике» серии работ, посвященных действиям этих и других отрядов, через некоторое время увидели свет статьи критической направленности (12). Их авторы, зачастую непосредственные участники событий, попытались конкретизировать определенные детали операций, отметив ряд неточностей и ошибок по ходу их изложения. Так, Малыхин, подполковник 25-го конного полка Кубанского казачьего войска, заострил внимание на том, что статья Введенского о Средне-Фарском отряде была опубликована под рубрикой «Материалы для истории покорения Западного Кавказа» и поэтому призвана основываться на «непогрешимой истине». Отсюда Малыхин, в прошлом начальник 3-го участка Белореченского кордона, посчитал себя обязанным исправить некоторые неточности в подаче информации (в частности, о боевом столкновении с горцами в июне 1862 г. около станицы Ханской) (13). Характерной чертой данной публикации является стремление ее автора провести сравнительный анализ описания Введенским самого сражения со своей версией (14). Уточнения касались и казачьих подразделений, причем их действия представлялись более детально с периодической постановкой проблемных вопросов. Подытоживая свою точку зрения, подполковник Малыхин акцентировал внимание на том, что при подаче исторического материала он руководствовался «чувством беспристрастия и строгой справедливости» (15). С подобных позиций осмысливали действия воинских частей, включая и казачьи, в составе оперативных отрядов Сельдерецкий, Гомборский и др.

Обобщенные оценки и приоритеты развития края прослеживаются в статье Пасынкина «Последствия окончания войны на Северном Кавказе» (16), характеризующей данные события с разных сторон. Это и преимущества географического положения, и климатические условия (возможность активного развития земледелия, скотоводства, виноделия, садоводства, лесоводства, а также инфраструктуры переработки, создания заводской и фабричной промышленности). Вместе с тем особый интерес представляют выводы автора с точки зрения военно-политичес-ких итогов окончания войны для России. По его мнению, данное событие давало возможность государству, во-первых, значительно сократить боевые потери императорской армии; во-вторых, существенно сократить расходы на обеспечение потребности всего кавказского региона; в-третьих, в случае необходимости иметь боеспособные «свободные войска». Сердцевиной такой позиции можно считать высказывание полковника Пасынкина о кавказских войсковых соединениях. В частности, он восторженно писал: «Какие войска! Истинно-боевые, закаленные в опасностях, трудах и лишениях, войска, которые не обращают внимания ни на зной, ни на холод, несколько дней сряду живут под дождем и бурей на бивуаках, остаются по суткам без капли воды и, взобравшись

на горные хребты, вступают в ожесточенный бой с исступленно-храбрым противником! Такие войска незаменимы» (17). Трудно не согласиться с мнением автора, безусловно, подразумевавшего в такой характеристике и активных участников вышеназванной войны - кубанских казаков.

Таким образом, несмотря на определенную тенденциозность подачи материала о завершающем периоде Кавказской войны, публикации, посвященные этой теме в ряде периодических изданий как регионального, так и общероссийского уровней, заложили хорошую основу для будущей исследовательской деятельности отечественных историков. Именно 60-80-е годы XIX века можно рассматривать как период, когда актуализируется проблема изучения роли и места кубанского казачества в покорении Западного Кавказа.

Литература и источники

1. С Кавказа. Действия Адагумского и Джубгско-ш отрядов // Кубанские войсковые ведомости. 1863. № 43, 44; Известия о военных действиях в Кубанской области. Действия Шапсугского и Адагумского отрядов с 6 сентября до конца 1860 г. // Кавказ. № 8; Действия Адагумского отряда в январе и по 12 февраля 1861 г. в ущелье р. Шебша // Там же. № 17; Действия и занятия отрядов в Кубанской области с февраля по первую половину мая // Там же. № 46; Действия Адагумского отряда во второй половине мая // Там же. №51; Действия Мало-Лабинского отряда в июне против Беслепеевского общества // Там же. № 54; Действия Даховского отряда в ноябре // Там же. 1862. № 95; Занятие 15 декабря 1862 г. Да-ховским отрядом Хамышейского общества и действия Пшехского и Даховского отрядов в мае и июне // Там же. 1863. № 61; Известие о занятии Джуб-гским отрядом долины р. Джубги и о спуске отряда к морю // Там же. 1864. № 87, 89 и др.

2. Р. Из Псекупского полка // Там же. 1866. № 30; Захаров. О поселении 27-го (ныне 25-го) конного полка ККВ // Кубанские войсковые ведомости. 1867. № 42; Раковский. История 25-го (ныне 23-го) конного полка ККВ // Там же. № 47; Записки о 22-м конном полку Кубанского войска// Там же. 1870. № 32 и др.

3. Записки о 22-м конном полку Кубанского войска // Там же.

4. Щербаков. Абинский конный казачий полк // Кубанские войсковые ведомости. 1868. № 12; Могилев-цев Н. М. Из боевой жизни Кавказского конного полка // Кубанские областные ведомости. 1892. № 1,5.

5. Обзор колонизации Закубанского края с 1861— 1864 гг. // Кубанские войсковые ведомости. 1864. № 29; Военно-историческая записка об участии в делах с кавказскими горцами и в закубанских походах строевых частей Екатеринодарского военного округа, Черноморского (ныне Кубанского) казачьего войска с 1763 года до окончания Кавказской войны //Тамже. 1869. № 1, 2, 5, 6, 7, 34, 35.

6. Военный сборник. 1861. № 12. С. 329-348; Русский инвалид. 1861. № 211, 213. «Военный сборник» - военно-научный журнал Гвардейского корпуса, а с 1862 г. - Военного министерства России. «Русский инвалид» - военная общественно-политическая и

№ 4 (29), 2008

"Культурная жизнь Юга России "

литературная газета, основанная в 1813 г. в С.-Петер-бурге частным порядком для оказания материальной помощи и моральной поддержки инвалидам Отечественной войны 1812 г. С 1862 г. - орган Военного министерства.

7. Обзор военных действий и занятий войск на Кавказе летом 1863 года // Военный сборник. 1864. № 1. С. 118-131; Известия с Кавказа. 1864 г. // Там же. № 4. С. 188; Известия с Кавказа. Покорение Западного Кавказа. Происшествия в Кубанской области // Там же. № 5. С. 57-61; Известия с Кавказа // Там же. № 6. С. 148-153; Известия с Кавказа // Там же. № 7. С. 60-62; По поводу окончания Кавказской войны // Там же. № 8. С. 136-148.

8. Гейне К. Пшехский отряд (Три первые главы) //Кавказский сборник. Тифлис, 1884. С. 409.

9. Гейне К. Пшехский отряд с октября 1862 по ноябрь 1864 г. // Военный сборник. 1866. № 1. С. 3-58; Там же. № 2. С. 207-261; Там же. № 3. С. 3-50; Там же. № 4. С. 213-261; Там же. № 5. С. 3-40.

10. Введенский А. Действия и занятия войск Средне-Фарского отряда // Военный сборник. 1866. № 7. С. 3-29; Там же. № 8. С. 145-184.

11. Духоеский С. Даховский отряд на южном склоне в 1864 г. // Военный сборник. 1864. № 11. С. 145; Там же. №12. С. 277.

12. Малыхин. Средне-Фарский отряд // Военный сборник. 1867. № 10. С. 309-314; Селъдерецкий. Пшехский отряд. Заметки по поводу статей: Пшехский и Средне-Фарский отряды // Там же. С. 271— 308. Гомборский. Воспоминания о Верхне-Абадзех-ском отряде с 1 сентября 1861 по март 1862 г. // Там же. №9. С. 119-132.

13. Малыхин. Средне-Фарский отряд... С. 309.

14. Там же. С. 309-312.

15. Там же. С. 314.

16. Пасынкин. Последствия окончания войны на Западном Кавказе // Военный сборник. 1865. № 4 С. 309-319.

17. Там же. С. 309.

V. N. BURDUN. THE PARTICIPATION OF THE KUBAN COSSACKS IN THE WESTERN CAUCASUS CONQUEST (1861-1864): THE HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM

The article is dedicated to the analyses of the most important publications of the second half of the 19th century which reflect the participation of the Kuban Cossacks in the final period of the Caucasus War - the Western Caucasus conquest.

Key words: the Kuban Cossacks, the Caucasus War, mountaineers, Western Caucasus, Cossack units.

Е. Ю. ГРИГОРЬЕВА

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОЧИХ КУБАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 60-90-Е ГОДЫ XIX ВЕКА

Автор рассматривает применение законодательных актов о регулировании сельскохозяйственного найма в Кубанской области в период пореформенной трансформации аграрного сектора.

Ключевые слова: сельскохозяйственный рабочий, рабочая книжка, регулирование найма, положение Кривского.

С отменой крепостного права в России образовался класс свободных людей, продававших свой труд как городским, так и сельским предпринимателям. Для государственных властей встал вопрос о подготовке новых законов, регулирующих отношения работодателей с наемными рабочими, поэтому разработка закона о найме сельскохозяйственных рабочих вызывалась объективной необходимостью. Требования помещиков создать такие правила раздавались постоянно: «Не подлежит сомнению, что поставить вольнонаемных рабочих и нанимающих их в должные границы есть вопиющая потребность», - писал, в частности, неизвестный корреспондент Общества сельского хозяйства южной России (1).

Сразу же после реформы 1861 года правительство вплотную приступило к разработке правил о найме сельскохозяйственных рабочих, для чего была создана особая временная комиссия, оперативно составившая проект этих правил. Отметим,

что сельскохозяйственные рабочие не принимали участия в его обсуждении. 22 апреля 1863 года император Александр II утвердил «Временные правила для найма сельских рабочих и служителей».

Важнейшей проблемой при обсуждении закона встал вопрос о рабочей книжке, так как он затрагивал основные интересы помещиков. Существование старой паспортной системы тормозило развитие капитализма, затрудняло применение вольнонаемного труда. Поэтому наниматели тех районов, где широко использовался труд сельскохозяйственных рабочих, выступали за замену паспортов рабочими книжками.

Закон 1863 года о сельскохозяйственном найме отражал интересы помещиков, но в то же время он вынужден был учитывать потребности капиталистически развитых южных губерний в вольнонаемных рабочих. Все это привело к тому, что этот законодательный акт носил половинчатый и противоречивый характер (2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.