Научная статья на тему 'Участие китайских и индийских корпораций в арктических проектах российских нефтегазовых компаний: синергия, состояние и перспективы'

Участие китайских и индийских корпораций в арктических проектах российских нефтегазовых компаний: синергия, состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RUSSIAN OIL AND GAS COMPANIES / ARCTIC PROJECTS / CHINESE AND INDIAN CORPORATION / COOPERATION / SYNERGIES / РОССИЙСКИЕ НЕФТЕГАЗОВЫЕ КОМПАНИИ / АРКТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / КИТАЙСКИЕ И ИНДИЙСКИЕ КОРПОРАЦИИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СИНЕРГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котомин А.Б.

Необходимость диверсификации направлений экспорта российских углеводородов, во многом вынужденная из-за санкционной политики коллективного Запада, способствовала расширению сотрудничества российских нефтегазовых компаний с заинтересованными китайскими и индийскими корпорациями. По времени эти процессы совпали с началом реализации крупных арктических проектов в новых нефтегазовых провинциях восточной части Арктической зоны РФ (АЗРФ), а также с активизацией использования для экспорта углеводородов Северного морского пути (СМП), пролегающего от Новой Земли до Берингова пролива. Сочетание использования для экспорта углеводородов трубопроводного транспорта с морскими перевозками улучшило логистику и повысило гибкость реагирования на сигналы мирового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Котомин А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE AND INDIAN CORPORATIONS' PARTICIPATION IN ARCTIC PROJECTS OF RUSSIAN OIL AND GAS COMPANIES: SYNERGIES, CONDITION AND PROSPECTS

The need to diversify the export lines of Russian hydrocarbons, largely forced by the sanctions policy of the collective West, has contributed to the expansion of cooperation between Russian oil and gas companies and interested parties Chinese and Indian corporations. In time, these processes coincided with the start of major Arctic projects in the new oil and gas provinces of the eastern part of the Arctic zone of the Russian Federation (ASRF), as well as the increased use for the export of hydrocarbons of the Northern Sea Route (SMP), running from the New Earth to the Bering Strait. The combination of pipeline and shipping for hydrocarbon exports has improved logistics and increased flexibility in responding to global market signals.

Текст научной работы на тему «Участие китайских и индийских корпораций в арктических проектах российских нефтегазовых компаний: синергия, состояние и перспективы»

Journal of Management & Governance, 17(3), 541558.

4. Kinnie, N., Hutchinson, S., Purcell, J., Rayton, B., & Swart, S. (2005). Satisfaction with HR practices and commitment to the organization: why one size does not fit all. Human Resource Management Journal, Vol. 15, No. 4, p. 9-29.

5. Goffin, K., & Koners, U. (2011). Tacit Knowledge, Lessons Learnt, and New Product Development. Journal of Product Innovation Management, 28(2), 300-318.

6. De Long, D., & Fahey, L. (2016). Diagnosing cultural barriers to knowledge management. The Academy of Management Executive, 14(4), 113-127.

7. Guest, DE (2012). Human Resource Management and Industrial Relations. Journal of Management Studies, 24(5), 503-521.

8. Sandy, I., Rowley, J., & Lambert, S. (2012). Factors affecting attitudes and intentions towards

knowledge sharing in the Dubai Police Force. International Journal of Information Management, 32(4), 372380.

9. Thunnissen, M., Boselie, P., & Fruytier, B. (2013). Talent management and the relevance of context: Towards a pluralistic approach. Human Resource Management Review, 23(4), 326-336.

10. Geare, A., Edgar, F., & McAndrew, I. (2006). Employment rela-tionships: Ideology and HRM practice. The International Journal of Human Resource Management, 17(7), 1190- 1208.

11. Jerez-Gamez, P., Caspedes-Lorente, J., & Valle-Cabrera, R. (2005). Organizational learning and compensation strategies: Evidence from the Span-ish chemical industry. Human Resource Management, 44(3), 279-299.

12. Wernerfelt, B. (2015). A resource-based view of the firm. Strategic Management Journal, 5(2), 171180.

CHINESE AND INDIAN CORPORATIONS' PARTICIPATION IN ARCTIC PROJECTS OF RUSSIAN OIL AND GAS COMPANIES: SYNERGIES, CONDITION AND PROSPECTS

Kotomin A.

PhD, leading researcher, Department of economy policy and managerial activities in

Arctic and Far North regions, IES FRC KSC RAS, Apatity

УЧАСТИЕ КИТАЙСКИХ И ИНДИЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ В АРКТИЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ РОССИЙСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ: СИНЕРГИЯ, СОСТОЯНИЕ И

ПЕРСПЕКТИВЫ

Котомин А.Б.

кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник, Отдел экономической политики и хозяйственной деятельности в Арктике и районах

Крайнего Севера, ИЭП ФИЦ КНЦ РАН, г. Апатиты

Abstract

The need to diversify the export lines of Russian hydrocarbons, largely forced by the sanctions policy of the collective West, has contributed to the expansion of cooperation between Russian oil and gas companies and interested parties Chinese and Indian corporations. In time, these processes coincided with the start of major Arctic projects in the new oil and gas provinces of the eastern part of the Arctic zone of the Russian Federation (ASRF), as well as the increased use for the export of hydrocarbons of the Northern Sea Route (SMP), running from the New Earth to the Bering Strait. The combination of pipeline and shipping for hydrocarbon exports has improved logistics and increased flexibility in responding to global market signals.

Аннотация

Необходимость диверсификации направлений экспорта российских углеводородов, во многом вынужденная из-за санкционной политики коллективного Запада, способствовала расширению сотрудничества российских нефтегазовых компаний с заинтересованными китайскими и индийскими корпорациями. По времени эти процессы совпали с началом реализации крупных арктических проектов в новых нефтегазовых провинциях восточной части Арктической зоны РФ (АЗРФ), а также с активизацией использования для экспорта углеводородов Северного морского пути (СМП), пролегающего от Новой Земли до Берингова пролива. Сочетание использования для экспорта углеводородов трубопроводного транспорта с морскими перевозками улучшило логистику и повысило гибкость реагирования на сигналы мирового рынка.

Keywords: Russian oil and gas companies, arctic projects, Chinese and Indian corporation, cooperation, synergies

Ключевые слова: российские нефтегазовые компании, арктические проекты, китайские и индийские корпорации, сотрудничество, синергия

Наиболее показательно процесс сотрудничества корпораций из стран ШОС с российскими нефтегазовыми компаниями виден на примере экспорта арктического СПГ, осуществляемого ПАО

«Новатэк» из порта Сабетта - проект в котором активное участие приняли китайские корпорации. При этом сотрудничество не ограничивается только финансовой стороной проекта, а также

включает импорт ряда необходимых для его реализации технологий. С другой стороны, в финансировании арктического проекта ПАО «НК Роснефть» на базе Ванкорского кластера, участвует целый ряд индийских компаний. Причем, российская компания не только получает доступ на индийский рынок, но и участвует в обеспечении логистики поставок.

В годовом отчете ОПЕК за 2018 г. отмечается, что рост мировой экономики в 2018 году сохранялся на уровне 3,6%. Так же было отмечено, что восстановление цен на нефть с начала года было важным стабилизирующим фактором, который имел положительное влияние на экономики как производителей, так и потребителей, в том числе крупные экономики ОЭСР.

Индия - страна с развивающейся экономикой, сохраняла значительный рост до 7,3% в 2018 г., в то время как Китай продолжил замедление с ростом ВВП на 6,6%, показав в 2018 г снижение на 0,3% по сравнению с 2017 г. Однако в докладе МВФ прогноз экономического роста по Индии был снижен до 6% [1].

Несмотря на некоторое замедление экономического роста, мировой спрос на нефть увеличился в 2018 г. на 1,43 миллионов баррелей в день (мб/д), достигнув в среднем величины общего спроса на нефть уровня в 98.72 мб/д. В то же время, рост поставок стран не входящих в ОПЕК в 2018 г. составил по оценкам 2,74 мб/д, достигнув в среднем уровня в 62.19 мб/д. Этот уровень, как ожидается, возрастет до 64.43 мб/д в 2019 г.. [2].

В Индии увеличение спроса на нефть было поддержано развитием нефтехимии, правительственными проектами в дорожном строительстве и ростом потребления топлива пассажирским и коммерческим транспортом.

В Китае увеличение спроса на нефть в 2018 г. составило 3,8% к уровню 2017 г., что было обусловлено ростом потребления в промышленности, в том числе - нефтяной, на транспорте, включая воздушный. Несмотря на некоторое замедление во втором полугодии 2018 г., рост продолжится и в дальнейшем [2].

Прошедший 4-6 сентября 2019 г. во Владивостоке Восточный экономический форум (ВЭФ) подтвердил взаимную заинтересованность России, как экспортера углеводородов, а также ряда стран ШОС, таких, как Китай и Индия - как импортеров этого сырья, в дальнейшем развитии сотрудничества. Состоявшиеся переговоры и данные по их

итогам поручения руководителям российских нефтегазовых компаний с государственным участием по развитию экспорта в азиатские страны имеют отношение, в том числе, и к арктическим проектам. К ним относится, в частности, поручение руководству ПАО «Газпром» проработать западный маршрут поставок трубопроводного газа в Китай через территорию Монголии, используя ресурсы п-ова Ямал. При этом необходимо учитывать, что в результате воздействия ряда факторов рост экономики Китая в последнее время замедляется. Так, по данным агентства Reuter [3] экономика Китая во втором квартале 2019 г. выросла на 6,2%, что стало худшим результатом с 1992 г. Причем снизились темпы роста промышленного производства, розничных продаж, ниже прогноза оказался и рост инвестиций в основной капитал. Премьер Госсовета КНР в августе 2019 г. заявил, что достичь планируемого роста ВВП в 6% при таком положении дел будет сложно, хотя руководство страны обещает приложить к этому все усилия.

В то же время, в течение первых восьми месяцев 2019 г. объем переработки сырой нефти в Китае вырос на 5,9% по сравнению с годом ранее до 424.16 млн тонн, или 12,74 мб/д [4].

ПАО «Роснефть» до сих пор не смогло добиться участия китайских компаний в его арктических нефтяных проектах, несмотря на то, что до 70% нефти, добытых на месторождениях Ванкор-ского кластера, экспортируется в Китай по ВСТО. Предложения китайской CNPC о покупке доли в проекте впервые были сделаны руководством ПАО «Роснефть» еще в 2014 г. Первый контракт на ежегодную поставку 15 млн т нефти в Китай с Ванкора был заключен в 2009 г. Срок окончания контракта - 2030 г. Дополнительный контракт на поставку 365 млн т в течение 25 лет, по которому в качестве предоплаты было получено $70 млрд был заключен в 2013 г.

Ванкорский кластер состоит из 18 лицензионных участков, расположенных на Таймырском п-ове, кроме Ванкорского, туда входят Тагульское, Сузунское и Лодочное месторождения (см. рис. 1.). Суммарные извлекаемые запасы кластера составляют 927 млн т. Рядом с месторождениями кластера находятся еще 24 лицензионных участка, где ведется геологоразведка. [5]. К 2018 году месторождения кластера вышли на среднесуточную добычу 59,6 тыс. т нефти.

^ Л1_________Л - *

V1

Рис. 1. Месторождения Ванкорского кластера и прилегающие лицензионные участки

В то же время китайские партнеры активно включились в арктический проект ПАО «Новатэк» по созданию заводов, производящих СПГ на п-ове Ямал и п-ове Гыдан.

Что касается ПАО «Роснефть», то по итогам переговоров в Нью-Дели исполнительного директора компании с министром энергетики Индии прошло сообщение об интересе индийских компаний к возможному участию в арктическом проекте «Во-сток-ойл» [6]. Этот проект касается как дальнейшего освоения Ванкорского кластера, где консорциуму индийских компаний (ONGC Videsh Ltd., Oil India Limited, Indian Oil Corporation и Bharat Petroresources) принадлежит 49,9% акций, так и возможности включения в него Пайяхского месторождения «Нефтегазхолдинга», Западно-Иркин-скиого участка, а также ряда других перспективных геологоразведочных проектов Красноярского края.

Необходимо отметить, что индийские компании участвуют еще в нескольких крупных добычных проектах ПАО «Роснефть».

В свою очередь, ПАО «Роснефть» в составе консорциума инвестирует в развитие индийской компании Nayara Energy, (ПАО «Роснефть» принадлежит основной пакет акций - 49,13%), осуществляющей нефтепереработку на заводе в г. Ва-динар (мощность - 20 млн т нефти в год) и владеющей сетью из 5300 АЗС в Индии. Кроме этого,

Nayara Energy владеет глубоководным портом, способным принимать супертанкеры класса VLCC.

Таким образом, ПАО «Роснефть» развивает сотрудничество с индийскими партнерами по всей технологической цепочке - от добычи до нефтепереработки и реализации нефтепродуктов.

В последние несколько лет резко растет спрос Китая на природный газ, как трубопроводный, так и в виде СПГ. По прогнозу Beijing Gas Group спрос на газ в 2019 г. увеличится на 14%. Этому способствовала государственная политика «синего неба», объявленная в 2017 г., которая предусматривает сокращение угольной генерации в электроэнергетике, предусматривающая как снижение избыточных мощностей, так и переход на газ, и развитие ВИЭ. В Государственном комитете по развитию и реформам КНР было запланировано вывести 20 ГВт устаревших угольных ТЭС и уже к 2020 г. мощность угольной генерации не должна превышать 1,1 тыс. ГВт. По прогнозам Международного энергетического агентства за 20 лет доля угольной генерации в КНР должна снизиться с сегодняшних 70% до 50% [6].

Российские нефтегазовые компании готовы удовлетворить растущие потребности Китая в природном газе. Так в декабре 2019г ПАО «Газпром» планирует запустить в эксплуатацию магистраль-

ный газопровод «Сила Сибири», на базе природного газа с Чаяндинского месторождения в Иркутской области. В 2020 г объем поставок составит 5 млрд куб. м., и в течение 5 лет достигнет 30 млрд куб. м. в год. Затем начнутся переговоры по западному маршруту транспортировки газа с п-ова Ямал - газопроводу «Алтай». В перспективе, в случае их успешного завершения, к 2030 г. объем поставок российского трубопроводного газа в Китай увеличится до 60 млрд куб. м.

Трубопроводные проекты поставки российского газа в Китай рассчитаны на долгосрочную перспективу, а прирост потребления газа в краткосрочной перспективе на 14-15%% предполагается покрывать за счет импорта СПГ. Надо отметить, что спрос на газ в Китае сильно зависит от сезонных факторов. Удовлетворение этого спроса реализуется за счет импорта СПГ. Так в 2018 г спрос на импортный газ вырос на треть, и по данным Главного таможенного управления КНР импорт газа достиг 124.75 млрд куб. м.[7].

В 2018 г. спрос на газ в Китае составил 280 млрд кубометров. В 2019 г. ожидается рост спроса на 11% - до 311 млрд куб. м. [8].

Примером участия китайских партнеров в арктических нефтегазовых проектах является завод ПАО «Новатэк» по производству СПГ на п-ове Ямал.

Так в декабре 2018 г. на полную мощность - 3 производственные линии, 16,5 млн. т СПГ и 1,2 млн т. газового конденсата в год - запущен проект «Ямал СПГ». Проект реализован при участии французской «Тоталь» (20%), Китайской национальной нефтегазовой корпорации (20%) и Фонда шелкового пути (9,9%). Реализация проекта позволила увеличить в 2018 г. исходящий грузопоток по СМП до 15 млн. т. Стоимость проекта - около $27 млрд.

Согласно финансовой отчетности компании, ее доля в проекте «Ямал СПГ» (50,1%) была передана в залог в рамках кредитных договоров, подписанных на получение внешнего проектного финансирования с рядом российских и зарубежных банков. Отметим, что от Фонда шелкового пути был получен долгосрочный кредит со сроком погашения до 2030 г., ежегодные выплаты по кредиту составляют порядка 40 млрд. руб.

Заинтересованность китайских партнеров в российских СПГ-проектах не случайна. Так по прогнозам мировых аналитиков к 2030 г. потребность Китая в природном газе должна вырасти до 11% энергетического баланса страны, причем доля СПГ составит 20% (в 2017 г. это были 6% и 19%, соответственно). Кроме того, доставка СПГ в Китай по СМП и, далее, через перегрузочный терминал на Камчатке займет 15-16 дней, тогда как из США - 25 дней, из Катара - 17 дней, причем доставка из стран Персидского залива связана с прохождением Ма-лаккского пролива, который может быть перекрыт как из-за действий пиратов так и по причинам политического характера.

Следующим крупным проектом в акватории Северного морского пути станет «Арктик СПГ 2» на Гыданском полуострове, также реализуемый ПАО «Новатэк» совместно с иностранными партнёрами. Проектом предусмотрено строительство завода мощностью до 19,8 млн т СПГ в год и 1,8 млн т газового конденсата. Ориентировочная стоимость проекта - $20-21 млрд. В проекте уже участвуют «Тоталь» (10% + опцион на покупку акций сверх 40%), а также китайские CNODC (100%-ная «дочка» СОТС) и СШОС - также по 10%. Всего ПАО «Новатэк» планировала продать 40% пакета акций [9].

Рис.2. Газовые ресурсы Ямала и Гыдана, Южно-Тамбейское - 992 млрд куб. м., Утреннее - 1029 млрд куб. м., Источник: http://www.novatek.ru/ru/investors/presentations/index.php?&/гот_5=1

Газ предполагается получать с месторождения «Утреннее» на п-ове Гыдан (см. рис. 2.). Начало добычи намечено на 2023 г. выход на полную мощность ориентировочно - 2026 г. (30 млрд куб. м. в год) Кроме газа на месторождении планируется добыча газового конденсата с пиком добычи в 20262027 гг. По оценкам специалистов компании операционные затраты на сжижение газа на «Арктик СПГ-2» составят менее $2 за MBTU против $2,8 за MBTU в проекте «Ямал СПГ». Стоимость транспортировки СПГ в страны АТР будет варьироваться от $1,84 до $2,49 за MBTU в зависимости от маршрута доставки. С учетом перевалки на Камчатке возможно снизить ее до $1,65 за MBTU. Строительство перевалочного терминала предполагается закончить в 2022 году [10].

Завод, состоящий из нескольких модулей сжижения, будет построен на гравитационных платформах (gravity-based structures - GBS), для создания которых на левом берегу Кольского залива (Мурманская обл.) ПАО «Новатэк» строит Цент крупнотоннажных морских сооружений (ранее -Кольская верфь). Размер платформ - 300м х 150м, Вес - 440 тыс. т, общий объем емкостей для СПГ -213 тыс. куб. м.

Важным сигналом о необходимости дальнейшей диверсификации источников снабжения азиатских стран нефтегазовыми ресурсами с точки зрения надежности и обеспечения безопасности послужила атака дронов на нефтеперерабатывающие заводы в Королевстве Саудовская Аравия (КСА), в результате которой уровень добычи в краткосрочном периоде упал на 50%. Эта атака послужила также предупреждением для российского ТЭК о необходимости усилить защиту крупнейших нефтегазовых объектов от атак с воздуха.

Если рассматривать взаимодействие российских нефтегазовых компаний с азиатскими партнерами в долгосрочной перспективе, то наверное надо учесть один из возможных сценариев развития мирового спроса на нефть, приведенного в проекте Энергетической стратегии РФ до 3035 г., где прогнозируется замедление роста спроса после 2025г. и достижение пика спроса в период 2030-2040 гг., после чего начнется его падение [11].

Тем не менее, в арктических проектах российских нефтегазовых компаний, рассчитанных на долгосрочную перспективу, явно прослеживается взаимная выгода и синергетический эффект от взаимодействия с китайскими и индийскими корпорациями. А в среднесрочной перспективе их реализация решает стратегическую задачу обеспечить значительный рост грузооборота по СМП.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. МВФ: Индия укрепила основы экономики, однако проблемы мешают её росту, 18.10.2019, REGNUM,

https://regnum.ru/news/economy/2752092.html

2. Annual Report 2018, OPEC, Public Relaition and Information Department, 21.09.2019, https://www.opec.org/opec_web/static_files_pro-

j ect/media/downloads/publications/AR%202018.pdf,

3. Kevin Yao, Stella Qiu, China's slowdown deepens; industrial output growth falls to 17-1/2 year low, https://www.reuters.com/article/us-china-economy-ac-tivity/chinas-slowdown-deepens-industrial-output-growth-falls-to-17-1-2-year-low-idUSKBN1W102H, September 16, 2019

4. Chen Aizhu, Muyu Xu, China's Aug crude throughput rises to monthly record on higher margins, September 16, 2019, https://www.reuters.com/arti-cle/us-china-economy-activity/chinas-slowdown-deepens-industrial-output-growth-falls-to-17-1-2-year-low-idUSKBN 1W102H

5. Старинская Г., Козлов П., Сечин предложил Китаю долю в Ванкорском проекте, Ведомости 02.09.2014, http://www.vedomosti.ru/compa-nies/news/32865731/v-rossii-dlya-kitaya-ograni-chenij -net?full#cut

6. Пресс-релиз Управления информационной политики ПАО «Роснефть», Делегация «Роснефти» во главе с Игорем Сечиным совершила деловой визит в Индию, 17.09.2019, https://www.rosneft.ru/press/releases/item/197091/

7. Эксперт: спрос на природный газ в Китае продолжает расти, 08.04.2019, https://ria.ru/20190408/1552490523.html

8. Замедление роста спроса на газ в Китае может негативно сказаться на глобальном рынке СПГ - GGA, 26.09.2019, https://ru.investing.com/news/economy/article-1917549

9. Анна Червонная, Артур Топорков «Новатэк» договорился о продаже еще 20% в «Арктик СПГ2», 25.04.2019, Ведомости, https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/04/2 5/800188-novatek-

dogovorilsya?utm_campaign=newspaper_24_4_2019 &utm_medium=email&utm_source=vedomosti

10. Денис Храмов, Пресс-служба губернатора ЯНАО «Новатэке» заявили, что газ «Арктик СПГ-2» сможет конкурировать по цене с Катаром, 25.01.2018, Relrus.ru, https://relrus.ru/95002-vnovateke-zayavili-chto-gaz-arktik-spg-2-smozhet-konkurirovat-pocene-skatarom.html

11. Российские власти признали риск падения спроса на нефть 0810.2019 Виталий Петлевой, Полина Трифонова / Ведомости https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/10/0 7/813070-spros-

neft?utm_campaign=newspaper_8_10_2019&utm_me dium=email&utm source=vedomosti

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.