ISSN 1994-5094 ♦-
85 -♦
Anna Mikhailovna Pukach,
postgraduate student of the department of marketing, economics of enterprises and organizations, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 338.43
Анна Михайловна Пукач,
аспирантка кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
УЧАСТИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ТИПА В РЕШЕНИИ ЦЕНОВЫХ ПРОБЛЕМ МОЛОЧНОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК
В статье проведен анализ динамики производства молока во всех категориях хозяйств молочнопродуктового подкомплекса АПК. Снижение цен на молоко-сырье негативно скажется на финансовом состоянии производителей молока, нивелируя положительную динамику предыдущих лет. Рассматриваются проблемы защиты интересов товаропроизводителей отраслевыми союзами. Предлагаются различные подходы к обеспечению контроля за ценами на молоко. Особое внимание в статье уделяется превентивному характеру деятельности интегрированных формирований ассоциативного типа. Предлагаются некоторые направления государственной поддержки производителей молока.
Ключевые слова: интеграция, ассоциация, союз, молоко-сырье, интегрированные формирования, молочнопродукто-вый подкомплекс.
ROLE OF INTEGRATED UNITS OF ASSOCIATIVE TYPE IN PRICING STRATEGY OF THE DAIRY SUBCOMPLEX
The article analyzes the dynamics of milk production in all categories of dairy farms in the agro-industrial complex. The author concludes that lower prices for raw milk will negatively affect financial standing of milk producers and cancel out the positive dynamics of previous years. Problems of protecting the interests of food producers by industry unions are considered. Various measures are suggested to ensure control over milk prices. Particular attention is paid to the preventive nature of the activities of integrated entities of the associative type. Some ways of state support for milk producers are proposed.
Keywords: integration, association, union, raw milk, integrated entities, dairy subcomplex.
Молочнопродуктовый подкомплекс - важнейший структурообразующий элемент АПК, занимающий особое место в индустрии производства отечественных продуктов питания [8, с. 107]. Его значение определяется высокой ценностью конечной продукции в структуре питания населения, а увеличение объемов производства молока и молочной продукции - главная задача в обеспечении продовольственной безопасности страны.
В сложившихся экономических условиях, связанных с обострением кризисных явлений, более устойчивое положение имеют те агропромышленные формирования, которые создали относительно замкнутый цикл: производство - переработка - реализация. Сосредоточение ранее самостоятельных, отдельно функционирующих капиталов в едином центре, образуемом в результате интеграции хозяйствующих субъектов, дает существенные преимущества по сравнению с органическим ростом капитала. Централизация капитала расширяет материальные возможности для масштабного внедрения инноваций, ускорения темпов роста и прорыва в экономическом развитии. При этом последнее зависит не только от эффективности производственно-хозяйственной деятельности и управления, но и от размера самого рыночного агента [9, с. 72].
Кроме того, углубление процессов глобализации и интернационализации в экономике, усложнение условий конкуренции способствуют укрупнению капитала компаниями и расширению сфер их присутствия с целью сохранения своих позиций на рынке и повышения эффективности их деятельности. Однако процесс формирования и развития крупного отечественного бизнеса является непрерывным и ставит задачи, которые требуют одновременно оперативного решения, но не идущего вразрез со стратегическими целями предприятий. Регулирование уровня цен является оперативно решаемой задачей, но при этом соблюдение политики компаний в отношении цен на сырье - стратегическая цель.
Экономическая и политическая нестабильность в мире приводит к увеличению рисков наступления резких ценовых шоков на мировых агропродоволь-ственных рынках. Взаимные ограничительные меры, к сожалению, вошли в практику решения проблем стран - крупных производителей продуктов АПК. Этот фактор следует принимать как объективную реальность и обязательно учитывать в бизнес-стратегиях крупных компаний, в том числе и в молочной отрасли. Кроме того, в снижении негативного влияния внешнеэкономических факторов на молочнопродуктовый подкомплекс должны
86 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦
принимать участие отраслевые интегрированные формирования ассоциативного типа.
Примером ценового шока на молочном рынке является неожиданное снижение цен на молоко-сырье в конце 2017 - начале 2018 г. По данным мониторинга Минсельхоза на 19 апреля 2018 г., средневзвешенная цена на сырое молоко в России за год уменьшилась на 9,3% и составила 22,4 руб./кг.
Инициаторами снижения цен на молоко явились крупные перерабатывающие предприятия. Даже если предположить, что это их реакция на падение спроса потребителей на молочную продукцию, то краткосрочные колебания спроса на рынке готовой продукции не должны влиять на производителей молока-сырья: специфика его производства не дает возможности оптимизировать объемы производства под постоянно меняющийся спрос.
По результатам исследования Центра изучения молочного рынка серьезное влияние на российский рынок молока, динамику цен на сырье и молочную продукцию оказало решение Минсельхозпрода Белоруссии в январе 2018 г. снизить минимальные рекомендуемые экспортные цены на ключевые виды молочной продукции. Совершенно очевидно, что рынок формирует закупочную цену на сырое молоко. Ее снижение заставляет сельхозтоваропроизводителей минимизировать издержки на производство, что не способствует повышению качества продукции. На протяжении 2016 и 2017 гг. динамика цен на сырое молоко была положительной, что стимулировало сельскохозяйственные организации и крестьянско-фермерские хозяйства к расширению производства, прежде всего за счет заемных средств. Снижение цен на сырое молоко в осенне-зимний период стало совершенно неожиданным. При этом цена импорта стала ниже, чем внутренняя цена, что сделало отечественных производителей молока совершенно неконкурентоспособными. По данным Минсельхоза, закупочные цены на молоко упали ниже 20 руб./кг в традиционно молочных регионах, таких как Башкирия, Марий Эл, Удмуртия и Чувашия. Если не изменить ситуацию, то потери производителей молока составят в 2018 г. 84 млрд руб.
Надой молока на одну корову в январе-феврале 2018 г. в сельхозорганизациях РФ повысился на 44 кг, или на 4,5%, по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. Это вполне могло бы закрыть потребности перерабатывающих предприятий в молоке, и необходимости использовать импортное сырье нет. В целом по стране снижение молочной продуктивности зафиксировано лишь в 14 регионах [6].
Объем производства молока всеми категориями хозяйств на конец 2017 г. составил около 31 млн т, т.е. на 1% больше, чем в 2016 г. В общем объеме производства 50% составляют сельскохозяйственные организации (СХО), 43% - личные подсобные хозяйства (ЛПХ) и 7% - крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ). Более весомым выглядит прирост по товарному молоку, предложение которого с 2013 г. изменилось с 18,9 до 21,2 млн т (увеличилось на 0,5 млн т, или на 2,5%, в 2017 г.). При этом сектор КФХ за год увеличил объем производства молока на 8%.
Сектор СХО показал в прошедшем году ускоренные темпы роста - 3,7%. В предыдущие три года данный показатель не превышал 2,4% (рисунок).
Положительную динамику производства молока обеспечил ряд факторов. Среди них существенными являются рост продуктивности коров и ввод в эксплуатацию крупных молочных комплексов. Однако главными факторами роста производства молока стали достаточно высокий уровень цен на молоко в течение 2017 г., а также относительно высокий уровень государственной поддержки, выразившейся в виде компенсации 30% затрат на строительство животноводческих ферм и льготных кредитов. Тем не менее воспользовалось этими льготами весьма ограниченное число производителей.
По данным Росстата, в 2017 г. производство сырого молока в стране выросло на 1,4% до 31,2 млн т. В том числе выпуск товарного молока, по оценке Национального союза производителей молока («Союзмолоко»), вырос на 3,7% до 21,4 млн т. Крупнейшими регионами-производителями стали Татарстан (1,4 млн т), Краснодарский край (1,1 млн т) и Алтайский край (0,8 млн т). В 2018 г. прирост по
Динамика производства молока в 2011-2017 гг. [4]
НБЫ1994-5094 ♦-
87 -♦
товарному молоку составит еще 470-520 тыс. т, или примерно 2,3-2,5%, отмечал исполнительный директор «Союзмолоко» Артем Белов. При этом если бы не падение цен, наблюдавшееся на внутреннем рынке в первой половине года, динамика производства могла бы быть выше. По данным Минсельхоза, к 9 августа 2018 г. с начала года цены сельхозпроизводителей на сырое молоко в стране упали на 14,5% до 21,15 руб./кг. По сравнению с аналогичной датой 2017 г. снижение цен составляет 10,2% [3].
Следовательно, падение цен на молоко-сырье нивелирует усилия сельхозпроизводителей по росту производства продукции и ставит под сомнение возможности его роста в перспективе [8, с. 117].
Практика предыдущих лет показывает, что за резким падением цен часто следует такой же резкий подъем. В конце 2008 - начале 2009 г. и в 2010 г. уже складывались ситуации, когда цены на молоко сильно падали, а потом резко поднимались вверх. По мнению А. Белова, справедливая цена на молоко жирностью 4,1-4,3% и белком 3,3-3,4% составляет 33 руб./л.
В такой сложной ситуации существенно повышается роль отраслевых объединений [7, с. 73]. В отрасли функционирует два союза ассоциативного типа - Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») и Российский союз предприятий молочной отрасли («Молочный союз России»). Как любое отраслевое объединение, они созданы для решения проблем входящих в них организаций.
«Союзмолоко» - общественная некоммерческая организация, созданная в 2008 г. для представления и защиты интересов производителей и переработчиков молока в органах государственной власти, общественных и международных организациях. Главной целью «Союзмолоко» является создание и обеспечение экономически выгодных условий для производства и переработки молока, стимулирование повышения качества и эффективности работы молочной отрасли России. Поскольку данный союз имеет прямые связи с Белоруссией, так как в него входят молочные предприятия этого государства, он должен был бы вмешаться в этот процесс сброса цен на молоко-сырье на начальной его стадии, когда намерение Минсельхозпрода Белоруссии снизить минимальные рекомендуемые экспортные цены на ключевые виды молочной продукции не трансформировалось во вполне конкретное решение. Эффективность функционирования подобных отраслевых объединений обусловлена в значительной степени превентивным характером их деятельности. «Союзмолоко» выступил с инициативой проведения товарных и закупочных интервенций, которые рассматривает как самый рыночный способ снижения напряженности на рынке без ручного регулирования цен.
«Молочный союз России» хотя и позиционирует себя как некоммерческая организация производителей и переработчиков молока, но по составу
своих членов, целям и задачам защищает интересы перерабатывающих предприятий.
Представляет интерес реакция на снижение цен на молоко самого крупного поставщика сырого молока - ООО «ЭкоНива-АПК холдинг». Это крупнейшее интегрированное формирование в молоч-нопродуктовом подкомплексе АПК России. Имея в своей структуре два молокоперабатывающих завода, менеджмент холдинга не считает основной причиной падения цен на молоко снижение покупательского спроса на молочную продукцию, хотя определенную роль, безусловно, данный фактор играет. Однако большее влияние оказывают две причины, ранжированные по степени их разрушительного воздействия на российский рынок молока: первая - значительный объем поставок сухого и переработанного молока из Белоруссии (это как собственно белорусская, так и ввезенная транзитом европейская и украинская продукция); вторая -фальсификат. Хотя, по данным Минсельхоза, в 2016 г. он составлял 5-6% [5].
Защищать интересы мелких товаропроизводителей молока некому. Поддержки ЛПХ практически нет. Интересы крестьянских (фермерских) хозяйств в значительной степени представляет и защищает Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), но ее полномочия, сферы влияния и возможности ограничены.
Цены на сырье требуют регулирования в силу нестабильности цен на мировом рынке из-за постоянных санкций и последовавших за ними товарных войн [2, с. 211]. В данной ситуации государство не может рассчитывать на саморегулирующую функцию рынка, так как в этом случае состояние молочной отрасли будет таким же нестабильным, как и состояние мирового рынка.
Если решать проблему нестабильности цен на сырое молоко с помощью методов государственного регулирования, то возможны два варианта -воздействовать на переработчиков и убедить их не снижать цены на молоко или изыскивать средства бюджета для поддержки производителей молока.
Одним из способов регулирования ситуации на молочном рынке может стать стимулирование спроса населения на конечную продукцию. Государству необходимо реализовывать программы стимулирования спроса, уверен исполнительный директор «Союзмолоко» Артем Белов. Ведь если ничего не изменится в макроэкономической ситуации и доходы населения продолжат падать, то ждать оживления спроса точно не стоит. Такая ситуация разбалансирует рынок и может привести к серьезным ценовым корректировкам, прежде всего в отношении сырья. Стимулировать спрос можно при помощи государственных закупок, точечного проведения интервенций, реализации программ внутренней продовольственной помощи. Программы стимулирования спроса должны стать драйвером развития молочной отрасли.
88 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦
Таким образом, даже кратковременное снижение цен на молоко-сырье наносит огромный ущерб сельским товаропроизводителям. В этой связи значительную и более конкретную поддержку должны оказывать интегрированные формирования ассоциативного типа, так как основная цель их деятельности - защита интересов товаропроизводителей всех уровней. Отраслевые союзы должны оказывать более серьезную поддержку, а также необходима поддержка государства.
1. Бизнес-ассоциации в России: внутренняя структура, эволюция отношений с государством, роль в модернизации экономики / под ред. А.А. Яковлева // Научные доклады: независимый экономический анализ. № 219. М.: Московский общественный научный фонд; АНО «Проекты будущего: научные и образовательные технологии», 2010.
2. Герман Симон. Признания мастера ценообразования. Как цена влияет на прибыль, выручку, долю рынка, объем продаж и выживание компании. М.: Библос, 2017.
3. Дятловская Е. Рейтинг производителей молока возглавит « ЭкоНива» и «Агрокомплекс» // Агроинвестор. 2018. № 8. URL: http://www.agroinvestor.ru/rating/news/30255-rey ting-proizvoditeley-moloka-vozglavili-ekoniva-i-agrokompleks/ (дата обращения: 08.09.2018).
4. Итоги года 2017, молоко и молочные продукты // Московский хладокомбинат. 2006-2018. № 14. URL: https://
www.moshol14.ru/press-centr/novosti-rynka/molochnyy-sektor/ (дата обращения: 20.09.2018).
5. Карабут Т. «Лишнее» молоко. Весь прирост производства сырья ушел в запасы // Агроинвестор. 2018. № 4. URL: http://www.agroinvestor.ru/markets/article/29593-lish nee-moloko/ (дата обращения: 18.08.2018).
6. Карабут Т. Молочная отрасль около нуля. Производство молока снова вырастет не более чем на 1% // Агроинвестор. 2017. № 12. URL: http://www.agroinvestor.ru/ markets/article/29030-molochnaya-otrasl-okolo-nulya/ (дата обращения: 14.07.2018).
7. Кулеш В.А. Особенности функционирования бизнес-ассоциаций в России и их роль в регулировании отраслевых рынков // Актуальные проблемы и перспективы развития АПК в связи с вступлением в ВТО: Российский и международный опыт. Саратов: КУБиК, 2013. С. 71-73.
8. Кузнецова Н.А., Санинский С.А., Ильина А.В., Пукач Г.В., МартыновичВ.И., МамаеваН.В., Пукач А.М., Король-кова А. П. Развитие интеграционных процессов в агропромышленном комплексе региона: монография. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017.
9. Мартынович В.И., Пукач Г.В. Современные тенденции развития масложировой промышленности // Наука и общество. 2013. № 3 (12). С. 72-75.
10. Опыт создания ассоциаций в России и за рубежом // ADV2ADV. 2008-2018. URL: http://www.adv2adv.ru/projects/ biznes_associacii/opit_sozdanija/ (дата обращения: 08.01.2017).