Научная статья на тему 'Участие институтов гражданского общества в публичных отношениях'

Участие институтов гражданского общества в публичных отношениях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
379
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОРРУПЦИЯ / BUDGETARY RELATIONS / CIVIL SOCIETY / THE STATE / PUBLIC CONTROL / PUBLIC PROCUREMENT / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белокрылова Ольга Спиридоновна, Цыганков Сергей Сергеевич

Степень зрелости гражданского общества той или иной страны в настоящее время рассматривается в качестве важнейшего показателя развитости социально ориентированной рыночной экономики. Авторы исследуют две формы взаимоотношений государства и гражданского общества качественную, характеризуемую диффузией отношений доверия в обществе, и количественную, в системе госзакупок идентифицируемую темпами локализации коррупции. Институциональный потенциал развития гражданского общества в публичных отношениях состоит в одновременной модернизации качественной и количественной сферы его взаимоотношений с государством. В статье представлен также механизм перехода к партнерской модели взаимоотношений государства и гражданского общества, важнейшей формой реализации которой выступает общественный контроль. Его стремительная формальная институционализация обеспечила со стороны представителей гражданского общества выявление и устранение масштабных нарушений в сфере госзакупок. Описан опыт участия НКО Фонд «Содействие-XXI век» в выявлении "слепых" закупок, предложено в качестве инструмента повышения эффективности общественного контроля проведение бесплатного обучения потенциальных общественных контролеров институтами, осуществляющими повышение квалификации госслужащих по курсу «Управление государственными и муниципальными закупками».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY PARTICIPATING IN PUBLIC RELATIONS

The degree of maturity of the civil society of a country is now seen as an important indicator of the development of a socially oriented market economy. The authors explore two forms of state and civil society relations qualitative, characterized by the diffusion of a relationship of trust in society, and quantitative, in the system of public procurement corruption identifiable pace of localization. Institutional capacity development of civil society in public relations is the simultaneous modernization of the qualitative and quantitative scope of its relationship with the state. The paper presents the mechanism of transition to a partnership model relations between the state and civil society, the most important form of which is the realization of public control, rapid formal institutionalization which has provided detection and elimination of large-scale irregularities in public procurement. Its swift formal institutionalization provided by representatives of civil society to identify and eliminate large-scale irregularities in public procurement. The experience of NGO Fund "Sodeistvie XXI vek" to identify "blind" purchases, is offered as a tool to improve the efficiency of public control conduct free training of potential public controlles by institutions engaged in training of civil officials for the course "Management of state and municipal procurement".

Текст научной работы на тему «Участие институтов гражданского общества в публичных отношениях»

www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2016.7.4.130-137

УЧАСТИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПУБЛИЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ*

БЕЛОКРЫЛОВА ОЛЬГА СПИРИДОНОВНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории, Южный Федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]

ЦЫГАНКОВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ,

магистр экономики, преподаватель кафедры экономической теории, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,

e-mail: ssс[email protected]

Степень зрелости гражданского общества той или иной страны в настоящее время о рассматривается в качестве важнейшего показателя развитости социально ^ ориентированной рыночной экономики. Авторы исследуют две формы взаимоотношений государства и гражданского общества - качественную, характеризуемую диффузией гС отношений доверия в обществе, и количественную, в системе госзакупок идентифицируемую § темпами локализации коррупции. Институциональный потенциал развития гражданского ф общества в публичных отношениях состоит в одновременной модернизации качественной и количественной сферы его взаимоотношений с государством. В статье представлен также | механизм перехода к партнерской модели взаимоотношений государства и гражданского ^ общества, важнейшей формой реализации которой выступает общественный контроль. Его о стремительная формальная институционализация обеспечила со стороны представителей ^ гражданского общества выявление и устранение масштабных нарушений в сфере госзакупок. Описан опыт участия НКО Фонд «Содействие-ХХ1 век» в выявлении "слепых" закупок, предложено в качестве инструмента повышения эффективности общественного контроля проведение бесплатного обучения потенциальных общественных контролеров институтами, осуществляющими повышение квалификации госслужащих по курсу «Управление государственными и муниципальными закупками ». о Ключевые слова: бюджетные отношения; гражданское общество; государство;

пз ш

о <

ф

15 о

О

m

о ш сп о

о о ш

Ll_

о

_J

<

общественный контроль; государственные закупки; коррупция.

* Статья подготовлена в рамках исполнения гранта РГНФ №16-32-00055 «Механизм участия институтов гражданского

2 общества в повышении эффективности системы государственных закупок в РФ».

3 -

о © Белокрылова О. С., Цыганков С. С., 2016

INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY PARTICIPATING IN PUBLIC RELATIONS

OLGA S. BELOKRYLOVA,

Department of Economics, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]

SERGEY S. TSYGANKOV,

Department of Economics, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]

The degree of maturity of the civil society of a country is now seen as an important indicator of the development of a socially oriented market economy. The authors explore two forms of state and civil society relations - qualitative, characterized by the diffusion of a relationship of trust in society, and quantitative, in the system of public procurement corruption identifiable pace of localization. co

o

CM

JEL: P48, H57, H11.

Institutional capacity development of civil society in public relations is the simultaneous

modernization of the qualitative and quantitative scope of its relationship with the state. The paper ^t

presents the mechanism of transition to a partnership model relations between the state and civil °

society, the most important form of which is the realization of public control, rapid formal K

institutionalization which has provided detection and elimination of large-scale irregularities in o

public procurement. Its swift formal institutionalization provided by representatives of civil society to #

identify and eliminate large-scale irregularities in public procurement. The experience of NGO Fund

"Sodeistvie - XXI vek" to identify "blind" purchases, is offered as a tool to improve the efficiency of ^

public control conduct free training ofpotential public controlles by institutions engaged in training of o

civil officials for the course "Management of state and municipal procurement". §

m

Keywords: budgetary relations; civil society; the state; public control; public procurement; o; corruption.

tc

CO

о

s <

CD

Бюджетные отношения в структуре экономической системы з

о

Бюджетные отношения, как важнейшая составляющая экономической о

системы, возникают по поводу реализации потребностей гражданского общества в

финансовом обеспечении непрерывности хозяйственного развития. Тем самым S-

формируются материально-финансовые основания реализации власти государства, g

что, в свою очередь, порождает противоречие между гражданским обществом и р:

государством. Действительно, общество, с одной стороны, зависит от распределения ^

потоков бюджета государства, а с другой - наполняет его налогами. Возникает ^ конфликт интересов общества, которое обязано государству получаемыми из

бюджета трансфертами, и государства, директивно формирующего финансовые ||

условия жизни общества, т.е. императивные меры, закрепляющие интересы о

государства, базирующиеся на праве как формальном институте, о

институционализирующем власть государства. В соответствии с идеями великих ш

мыслителей (Локк, 2014; Гоббс, 2012; Payne, 2009), гражданское общество о

естественным образом институционализируется и функционирует обособленно от ^

государства, выступая в качестве постоянного оппонента государству, а государство ^

вследствие этого допускается как «необходимое зло». Первичность гражданского q

о

общества как базиса, на котором вырастает государство, обосновали К. Маркс и Ф. Энгельс (Маркс и Энгельс, 1966). Индивидуалистский подход использовал Ш. Монтескье, который определял гражданское общество как конфликт людей друг с другом, для разрешения которого и необходимо государство (Montesquieu, 2010. P. 5). Всеобщий характер власти и отсутствие свободы в гражданском обществе идентифицировал Г. Гегель (Гегель, 2012).

Гражданское общество как эффективный партнер государства

Объектом современных исследований выступает возможность трансформации гражданского общества в статус эффективного партнера государства. К примеру, А. Кочетков пишет, что «эффективное взаимодействие активного гражданского общества и сильного государства — важнейшее условие гармоничного развития обоих» (Кочетков, 2014. С. 6). Такое партнерство-консенсус не отрицали и великие мыслители прошлого, обосновывая в то же время необходимость минимизации аппарата государства-машины как властного механизма подавления, с одной стороны, и оптимизации потребностей общества через правовые механизмы-регуляторы — с другой (Гегель, 2012; Montesquieu, 2010). При этом оптимум распределения прав и обязанностей между государством и гражданским обществом определяется особой подсистемой экономических отношений, характеризуемых качественно и количественно. В рамках этих ^ отношений институты гражданского общества оказывают непосредственное ° воздействие на принятие решений на разных уровнях государственного управления. ^t Качественные характеристики этой подсистемы экономических отношений

z отражаются механизмами неформальных институтов доверия, эффективность h-" которых определяется соотношением в общей структуре неформальных институтов взаимодействия государства и гражданского общества доминанты оппортунистического поведения государственных чиновников (склонности к получению административной ренты, т.е. коррупции) и доминанты противодействия ^ коррупции со стороны гражданского общества. Доверие способствует повышению | роли и качества человеческого капитала через обеспечение стабильности в обществе о и удовлетворенности качеством жизни отдельных индивидов; облегчает процесс

§ согласования интересов участников хозяйственной деятельности; способствует ££ налаживанию кооперационных взаимодействий, особенно в сфере инноваций или х масштабных проектов, которые могут быть реализованы лишь посредством

CD

g долгосрочного доверительного сотрудничества государства и крупных, зачастую,

^ нескольких фирм. В долгосрочном периоде именно доверие служит одним из

^ условий улучшения делового (инвестиционного) климата, т.к. снижает риски

ci оппортунистического поведения экономических субъектов.

15 о

Q Значимость диффузии отношений доверия в обществе

В то же время при отсутствии или низком уровне доверия гражданского общества по отношению к институтам государства возникают такие явления, как шорт-термизм (фокусирование на краткосрочном горизонте принятия решений) и инвестиционная близорукость (Розмаинский, 2006). Между уровнем доверия и экономическим ростом существует тесная, статистически подтвержденная взаимосвязь (Knack, 2011). Кроме того, установлено, что низкий уровень доверия в обществе выступает одной из причин бедности (Нифаева, 2014. С. 164-165). Более того диффузия отношений доверия во взаимодействиях экономических субъектов о является фундаментальной базой социального капитала в любом обществе, о непосредственно обеспечивая воспроизводство социальных институтов и ш поддерживая их равновесное состояние (Мерсиянова, 2012. С. 27). Высокий уровень о доверия в бизнес-среде и обществе в целом оказывает позитивное влияние на < динамику ВВП страны: при возрастании уровня доверия на 10% на 1,5% ^ увеличивается ВВП развитых стран за счет участия населения в о благотворительности и до 0,8 % увеличивается ВВП наиболее развитых стран мира (Knack, 2011. Р. 23).

о m

о ш сп о

Недостаточный уровень развития институтов гражданского общества, кризис доверия и невысокий уровень открытости государственных структур России и проводимых ими процедур, например государственных закупок, подтверждается динамикой индекса открытости правительства. В 2015 г. Россия занимала по величине этого индекса 62 место из 102 стран мира с результатом 0,49 пункта. В то же время развитые страны мира имеют почти вдвое больший показатель, например, Швеция, Новая Зеландия, Норвегия — 0,81 пункт (1, 2, 3 места соответственно), Финляндия — 0,76 пунктов (6 место), Великобритания — 0,74 пункта (8 место), США - 0,73 пункта (11 место) (World Justice Project, 2015).

Общественный контроль - качественная характеристика отношений

доверия в обществе

Другим качественным механизмом реализации отношений доверия гражданского общества в контексте его взаимодействия с государством выступает общественный контроль. Хотя общественный контроль как социальная мера локализации коррупции в сфере госзакупок еще редко используется в качестве ее основного инструмента (Williams-Elegbe, 2012. Р. 30), но осуществляемая его формальная институционализация в России (Федеральные законы от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») обеспечивает S

стремительное практическое расширение участия гражданского общества в см общественном контроле госзакупок и повышение его эффективности (Белокрылое, ^

2015. С. 518-526). Об этом свидетельствует, в частности, успешная реализация ^ проекта Общественного народного фронта «За честные закупки», благодаря деятельности активистов которого в 2013-2016 гг. отменено и устранено нарушений -5 в 781 закупке на 231 млрд руб., а также на 20 млрд руб. предотврашено закупок щ предметов роскоши для чиновников.

В научной литературе традиционно общественный контроль дефинируется как деятельность, прежде всего, институтов гражданского общества и ассоциаций |

граждан. Она направлена на установление соответствия действий органов °

государственной власти нормам законодательства, а также на корректирование °

выявленных отклонений (Шумик и Куприянов, 2016. С. 60). Общественный £

контроль призван стимулировать государственные институты и отдельных 1

служащих к неукоснительному соблюдению законов и выполнению своих g

обязанностей, направленных на решение общих задач (Белокрылова и Вахтина, ^

2014. С. 17). f?

Опыт участия специалистов НКО Фонд «Содействие-XXI век» (Гуцелюк, &

2016. С. 122-127) в мониторинге «слепых» закупок, а также закупок с минимальным g уровнем конкуренции подтверждает взаимосвязь «между коррумпированными и антиконкурентными процедурами закупок», которая, по мнению А. Граэльса, о «должна быть признана, поскольку, почти по определению, коррупция даст ^ антиконкурентные результаты и некоторые антиконкурентные практики могут q

благоприятствовать коррупции» (Graells, 2015. Р. 28).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

Эффективность общественного контроля в сфере госзакупок щ

Общественный контроль прямо связан с противодействием коррупции. В ^

2015 г. индекс борьбы с коррупцией в России впервые за 10 лет перешел в область ^

положительных значений. Определенные результаты деятельности властей ^

сегодня отмечает около половины россиян — 48% (30% в 2005 г.) (Доклад о

о состоянии гражданского общества..., 2015. С. 178). ш

На наш взгляд, эффективность результатов общественного контроля о

целесообразно измерять совокупностью показателей, представленных в табл. 1. <с

С£ 3 О

Таблица 1

Статистика нарушений в сфере государственных закупок

Год Выявлено нарушений (млрд руб.) Общий объем осуществленных госзакупок (млрд руб.) Объем ВВП (млрд руб.)

2015 198 5500 73708

2014 39,6 5500 70975

2013 233 5900 66700

2012 100 6100 62600

2011 8,5 5500 54600

Источник: (Шумик и Куприянов, 2016. С. 63).

со ■н о см

О

о

х О

т

го ш

о ^

< ф

с^

15 о О с^ с

о т

С) §

3

о ш сп о

о о ш

о

_J <

СП 3

о

В 2014—2015 гг. прокуратура выявила 180 000 нарушений, которые были устранены, к ответственности привлечено 42 000 чел. По итогам общественного обсуждения закупок с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 1 млрд руб. в 2015 г. в 22 случаях заказчики внесли изменения в планы-графики, 12 закупок были отменены на общую сумму свыше 28 млрд руб. (Доклад о результатах мониторинга..., 2015. С. 23).

Количественную сферу экономических отношений гражданского общества и государства можно исследовать с позиции структуры бюджета как важнейшего инструмента реализации государственной политики. Публичность, прозрачность нормативно-правовых актов являются необходимым условием развития рынка публичных закупок. Важнейшей целевой установкой формирования эффективного механизма государственных закупок выступает предотвращение коррупции в этой сфере. Как показывают данные, представленные в табл. 2, структура расходов консолидированного бюджета Российской Федерации отражает низкую степень приоритетности для гражданского общества социальных расходов (в % от ВВП) по сравнению со странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), имеющими высокие рейтинги в сфере развития экономической свободы и человеческого потенциала.

Таблица 2

Сравнение структуры расходов консолидированного бюджета России и стран ОЭСР (в % от ВВП)

Наименование показателя Россия,2015, % В среднем по странам ОЭСР, 2013, %

Расход бюджета — всего, в том числе: 36,4 45,3

Национальная оборона 4,0 1,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2,6 1.7

Национальная экономика 4,7 4,9

Жилищно-коммунальное хозяйство 1,2 0,6

Охрана окружающей среды 0,1 0,8

Образование 3,8 5,5

Здравоохранение 3,6 6,6

Социальная политика 12,5 16,1

Культура 0,5 1,2

Источник: (Музычук, 2016. С. 41).

На наш взгляд, для обеспечения более эффективного выявления общественными контролерами коррупционногенных закупок целесообразно проведение бесплатного обучения потенциальных общественных контролеров институтами, осуществляющими повышение квалификации госслужащих по курсу «Управление государственными и муниципальными закупками».

Институт партисипативного бюджетирования

Анализ структуры расходов консолидированного бюджета РФ в 2015 г. свидетельствует о высокой доле расходов «силового блока» (2 трлн 481 млрд руб. по разделу «Национальная оборона» и 2 трлн 193 млрд руб. по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в 2014 г.) и «Управленческого блока» (в 2014 г. подраздел «Др. общегосударственные вопросы» составил почти треть совокупного объема расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» (516 млрд руб. и 1 трлн 640 млрд руб. соответственно)) (Музычук, 2016. С. 41). Все эти расходы по своей социально-экономической природе идентифицируются как затраты на поддержку государственной машины, в то время как интересы гражданского общества концентрируются на динамике расходов на образование, здравоохранение, социальную политику, культуру, которые в РФ значительно ниже, чем в странах ОЭСР.

В качестве прямой реализации влияния гражданского общества на

со

целеориентацию деятельности государства выступает институт партисипативного ■н бюджетирования (participatory budgeting), который является одним из примеров см демократического перераспределения властных полномочий в пользу институтов ^ гражданского общества за счет вовлеченности граждан в бюджетные инициативы, ^ при которых учитывается мнение граждан о направлениях расходования части бюджетных средств (Музычук, 2016. С. 42). По мнению Вилгельми С., директора -5 Агентства по внедрению партисипативного бюджетирования в Германии (Service ф Agency Communities in One World), «хорошее государственное управление начинается с муниципального уровня, и участие граждан в принятии управленческих решений на местах является важным элементом этого | процесса» (Dias, 2014. Р. 7). В 2013 г. в мире насчитывалось от 1269 до 2778 ° муниципальных образований (от городского уровня до низового уровня местного ° самоуправления), использующих в практике управления партисипативное бюджетирование: в Латинской Америке — от 626 до 1138; в Европе — от 474 до 1317; в I Азии - от 58 до 109; в Африке - от 110 до 211 (Dias, 2014. Р. 30-31). g

Таким образом, реализация объективной потребности в дальнейшем ^ развитии институтов гражданского общества и повышении их активности в ^ публичных отношениях, в том числе в сфере закупок, предполагает о. совершенствование механизмов общественного контроля, а также реализацию £ партнерской модели отношений между государством и гражданским обществом для о. успешного экономического развития страны. о

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ §

Белокрылов К. А. (2015). Институционализация взаимодействия государства, ^

бизнеса и гражданского общества в сфере государственных закупок // 3

Институциональная трансформация экономики: российский вектор новой щ

индустриализации. Материалы 1-й Международной конференции. Омск: Изд. ОГУ, ^

Ч. 1, с. 518-526. !

Белокрылова О. и Бахтина М. (2014). На пути к гражданскому обществу. В °

России принят закон об общественном контроле // Вопросы регулирования о

экономики, Т. 5, № 4, с. 14-25. ш

Гегель Г. (2012). Философия права. М., 524 с. о

Гоббс Т. (2012). Левиафан, или материя, форма и власть государства <с

церковного и гражданского. М., 731 с. ее

з о

5 О

Гуцелюк Е. Ф. (2016). Определение признаков наличия коррупционных рисков в извещении и документации о закупках для государственных и муниципальных нужд // Северо-Кавказский юридический вестник, № 2, с. 122-127.

Доклад о результатах мониторинга применения ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2015 г. (2015). М.: Минэкономразвития, 43 с.

Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2015 год (2015). М.: Общественная палата РФ, 238 с.

Кочетков А. (2014). Государство и гражданское общество в России: стратегия взаимодействия // Пространство и Время, Т. 6, № 1, с. 1-12.

Локк Дж. (2014). Два трактата о правлении. М., 668 с.

Маркс К. и Энгельс Ф. (1966). Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений (I глава «Немецкой идеологии») / Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в трех томах. Т. 1. М., 152 с.

Мерсиянова И. В. (2012). Доверие и недоверие в гражданском обществе // Ученые записки ИМЭИ, Т. 2, с. 24-33.

Музычук В. Ю. (2016). Партисипативное бюджетирование: институты гражданского общества в реализации социально значимых проектов // Вестник со института экономики Российской академии наук, № 3, с. 38-52. о Нифаева О. В. (2014). Морально-нравственные основы трансформации

041 экономических отношений в современной России. М.: Издательский дом «Наука», о I 444 с.

Розмаинский И. (2006). "Инвестиционная близорукость" в посткейнсианской теории и в российской экономике // Вопросы экономики, № 9, с. 71-82.

Шумик Е. Г. и Куприянов Б. Е. (2016). Проблемы становления и перспективы развития общественного контроля в государственных закупках // Вестник Удмуртского университета, Т. 26, № 3, с. 59-65.

Dias N. (ed.) (2014). Hope for the Democracy - 25 years of participatory budgeting worldwide. Sao Bras de Alportel: In Loco Association, 495 p.

Graells A. S. (2015). Public Procurement and the EU Competition Rules Second Edition. Oxford: Hart Publishing Ltd, 624 p.

Knack S. (2011) Trust, Associational Life and Economic Performance. Contribution of Human and Social Capital to Sustained Economic Growth and Well-being // International Symposium Report. Ottawa and Paris: Human Resources

< Development Canada and OECD, 45 p.

ф Montesquieu C. (2010). The Spirit of the Laws. New York, 757 p.

Payne T. (2009). Rights of Man, Common Sense, and Other Political Writings. Oxford, 544 p.

Williams-Elegbe S. (2012). Fighting Corruption in Public Procurement: A Comparative Analysis of Disqualification or Debarment Measures. Oxford: Hart z Publishing Ltd, 381 p.

p World Justice Project: Индекс открытости правительства в странах мира в

2015 году (2015) // Центр гуманитарных технологий, информационно-аналитический

и портал (http://gtmarket.ru/news/2015/03/27/7115 - Дата обращения: 16.11.2016). ш

£ REFERENCES

2Ё Belokrylov K. A. (2015). The institutionalization of cooperation between the

§ state, business and civil society in the field of public procurement. Institutional

§ Transformation of the Economy: the Russian Vector of New Industrialization.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Proceedings of the International 1st Conference. Omsk, Publ. House of OSU, part 1,

о pp. 518-526. (In Russian).

< Belokrylova O. and Vakhtina M. (2014). On the way to a civil society. Russia has QL adopted a law on public control. Journal of Economic Regulation, vol. 5, no. 4, pp. 14-25. о (In Russian).

о

X

О

rn

пз ш о

15 о о

с

о m

Dias N. (ed.) (2014). Hope for the Democracy - 25 years of participatory budgeting worldwide. Sao Bras de Alportel, In Loco Association, 495 p.

Graells A.S. (2015). Public Procurement and the EU Competition Rules Second Edition Oxford, Hart Publishing Ltd., 624 p.

Gutselyuk E. F. (2016). Definition of signs of corruption risks in the notice and documentation on procurement for state and municipal needs. North Caucasus Law Gazette, no. 2, pp. 122-127. (In Russian).

Hegel G. (2012). Philosophy of Law. Moscow, 524 p. (In Russian).

Hobbes T. (2012). Leviathan, or matter, form and power of the church and the civil government. Moscow, 731 p. (In Russian).

Knack S. (2011) Trust, Associational Life and Economic Performance. Contribution of Human and Social Capital to Sustained Economic Growth and Well-being. International Symposium Report. Ottawa and Paris, Human Resources Development Canada and OECD, 45 p.

Kochetkov A. (2014). State and civil society in Russia: Strategy of interaction. Space and Time, vol. 6, no. 1, pp. 1-12. (In Russian).

Locke J. (2014). Two Treatises of Government. Moscow, 668 p. (In Russian).

Marx K. and Engels F. (1966). Feuerbach. The opposite of materialistic and idealistic views (I head "German Ideology") / K. Marx and F. Engels, Selected Works in 3 vols. Vol. 1. Moscow, 152 p. (In Russian).

Mersiyanova I. V. (2012). Trust and mistrust in civil society. Scientific Notes of

CO

■H

IMEI, vol. 2, pp. 24-33. (In Russian). °

Montesquieu C. (2010). The Spirit of the Laws. New York, 757 p.

Muzichuk V. Y. (2016). Participatory Budgeting: civil society institutions in the implementation of social projects. Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, no. 3, pp. 38-52. (In Russian).

Nifaeva O. V. (2014). The moral and ethical bases of transformation of economic ^ relations in modern Russia. Moscow, Publ. House "Science [Nauka]", 444 p. (In Russian).

Rozmainsky I. (2006). "Investment myopia" in the post-Keynesian theory and the T Russian economy. Voprosy Economiki, no. 9, pp. 71-82. (In Russian). |

Shumik E. G. and Kupriyanov B. E. (2016). Problems of formation and o development prospects of social control in public procurement. Bulletin of Udmurt § University, vol. 26, no. 3, pp. 59-65. (In Russian). £

Payne T. (2009). Rights of Man, Common Sense, and Other Political Writings. I

Oxford, 544 p. So

o

Report on the Results of Monitoring the Application of the Federal Law of April 5, 2013 № 44-FZ "On Contract System in the Procurement of Goods, Works and Services ^ for State and Municipal Needs" in 2015 (2015). Moscow, Ministry of Economic Development, 43 p. (In Russian).

Report on the State of Civil Society in the Russian Federation for the year (2015). Moscow, Public Chamber of the Russian Federation, 238 p. (In Russian).

Williams-Elegbe S. (2012). Fighting Corruption in Public Procurement: A Comparative Analysis of Disqualification or Debarment Measures. Oxford, Hart q Publishing Ltd., 381 p.

World Justice Project: Government Transparency Index in the World in 2015, (2015). The Centre for Humanitarian Technologies, Information-Analytical Portal. (http://gtmarket.ru/news/2015/03/27/7115- Access Date: 15.10.2016). (In Russian). 01

CD 15

О О

С

О

m

о о ш

Ll_

О

_J <

z СП ZD О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.