Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА'

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НАРОДНАЯ ДРУЖИНА / ВНЕШТАТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / PUBLIC ORDER / PROTECTION OF PUBLIC ORDER / PUBLIC ORGANIZATION / NATIONAL TEAM / NON-STAFF COOPERATION / PREVENTION OF OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирьянова Ольга Викторовна

В статье на основе законодательства проанализированы правовые основы участия граждан в охране правопорядка. Изложена цель в создании правовых условий для добровольности участия граждан в охране общественного порядка. Проанализированы принципы участия граждан в охране общественного порядка. Рассмотрены формы участия граждан в профилактике правонарушений. Предложены пути усовершенствования формы стимулирования граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Citizen participation in policing

In article on the basis of the legislation legal bases of participation of citizens in protection of law and order are analyzed. The purpose in creation of legal conditions for voluntariness of participation of citizens in protection of public order is stated. The principles of participation of citizens in protection of public order are analyzed. Forms of participation of citizens in prevention of offenses are considered. Ways of improvement of a form of stimulation of citizens are offered.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

КИРЬЯНОВА Ольга Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» г. Иркутск. E-mail: kov291129@rambler.ru

Краткая аннотация: В статье на основе законодательства проанализированы правовые основы участия граждан в охране правопорядка. Изложена цель в создании правовых условий для добровольности участия граждан в охране общественного порядка. Проанализированы принципы участия граждан в охране общественного порядка. Рассмотрены формы участия граждан в профилактике правонарушений. Предложены пути усовершенствования формы стимулирования граждан.

Abstract: In article on the basis of the legislation legal bases of participation of citizens in protection of law and order are analyzed. The purpose in creation of legal conditions for voluntariness of participation of citizens in protection of public order is stated. The principles of participation of citizens in protection of public order are analyzed. Forms of participation of citizens in prevention of offenses are considered. Ways of improvement of a form of stimulation of citizens are offered.

Ключевые слова: общественный порядок, охрана общественного порядка, общественная организация, народная дружина, внештатное сотрудничество, профилактика правонарушений.

Keywords: public order, protection of public order, public organization, national team, non-staff cooperation, prevention of offenses.

Одной из важнейших задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является укрепление общественного порядка. В распоряжении Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»1 в качестве одного из направлений перехода к инновационному социально- ориентированному типу экономического развития указано развитие человеческого потенциала России, для чего необходимо обеспечение безопасности и общественного порядка.

Конечно же, главенствующая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, в частности, полиции. Именно они в тесном контакте и взаимодействии с иными государственными органами и различными общественными объединениями ведут большую работу по предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка, при этом используют различные средства как убеждения, так и правового принуждения.

«Идея привлечения населения к решению задач охраны правопорядка в нашей стране не является изобретением только советского периода отечественной истории, а восходит к временам царской России» [3, с. 1].

Как показывает мировая практика, самые стабильные государства для решения проблем обеспечения общественного порядка помимо специально уполномоченных государственных органов, а это суды, полиция, опираются на сознательные слои населения. Президент Российской Федерации В.В. Путин в связи с этим отмечал: «Не подлежит сомнению - чем больше людей будет включаться в эту работу, тем успешнее она будет. Добровольные помощники способны не только снизить уровень пре-

1 Собрание законодательства РФ. -2008. - № 47. - Ст. 5489.

ступности на улицах и в жилом секторе, но и заниматься ее профилактикой. И местным законодательством нужно более четко определять статус общественных организаций, помогающих вести борьбу с противоправными деяниями, а для привлечения добровольцев - находить новые стимулы» [7].

Учеными также отмечается, что «помимо указанных в законе субъектов, наделенных властными полномочиями, целесообразно законодательно предусмотреть возможность участия в профилактике экстремистской деятельности субъектов, не обладающих такими полномочиями: негосударственных организаций и объединений, а также граждан, оказывающих содействие органам государственной власти и местного самоуправления в осуществлении антиэкстремистских мероприятий» [1, с. 36].

В настоящее время добровольные формирования граждан, в частности добровольные народные дружины, оказывают помощь как органам внутренних дел (полиции), так и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах, тем самым выступают в качестве важного элемента профилактики общественной безопасности. «Практика совместной работы с общественными формированиями правоохранительной направленности показала, что добровольные народные дружины и другие гражданские объединения могут оказывать неоценимый вклад в обеспечение порядка и стабильности общества» [3, с. 1].

При этом организация охраны общественного порядка на территории субъекта Федерации, а также муниципальных образований регламентировалась только Конституцией РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий-

ской Федерации»1 и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции»2.

2 апреля 2014 г. за № 44-ФЗ был принят Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» . До принятия данного закона деятельность граждан по охране правопорядка носила локализованный характер и не имела централизованного стержня, а реализовывалась и регламентировалась только в некоторых муниципальных образованиях, входящих в отдельные регионы Российской Федерации.

Данный Закон преследует цель в создании правовых условий для добровольности участия граждан в охране общественного порядка. Из этого следует, что российские граждане могут быть допущены к охране правопорядка не в качестве части или элемента структуры какого-либо органа исполнительной власти, а в лице самостоятельного субъекта, у которого имеются определенные в законе полномочия, а также обязанности.

Стоит отметить, что закон не имеет целью непосредственного привлечения к такому роду деятельности граждан. На уровне местного самоуправления, российских регионов и федеральном уровне созданы лишь правовые условия, которые должны способствовать развитию данного института.

Федеральным законом закреплены различные формы участия граждан в охране общественного порядка. Одной из форм является «содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам, которое заключается в участии граждан в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий, а также в информировании правоохранительных органов о совершенных правонарушениях, а также о возможных угрозах общественному порядку».

Следующей формой является «сотрудничество на внештатной основе с полицией. Привлекаются граждане в качестве внештатных сотрудников полиции к участию в охране общественного порядка, а также по другим направлениям деятельности полиции. К внештатному сотрудничеству могут быть допущен дееспособный, совершеннолетний и физически здоровый гражданин РФ, не имеющий судимости, не страдающий психическими расстройствами, наркоманией или алкоголизмом». Такие лица обладают определенными полномочиями, которые определены законом.

И, наконец, еще одной формой участия граждан в охране общественного порядка выступает участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. «Конечно, одной из наиболее эффективных организационно-правовых форм участия граждан в профилактике правонарушений является их участие в деятельности народных дружин» [6, с. 135]. Народным дружинам и порядку их образования в законе уделе-

1 Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

2 Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.

3 Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 14. - Ст. 1536.

но особое внимание.

Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр. Дружинник должен иметь удостоверение, которое выдается на основании заявления, а также форменную одежду. Обязательным условием выступает специальная подготовка.

Закон также определил исходные начала участия граждан в охране общественного порядка, лежащие в основе этого документа, которые условно можно разделить на группы.

В первую можно отнести принципы, которые по своей сути дублируют конституционные принципы, такие как «законность, приоритетность защиты прав и свобод человека и гражданина, права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенные законом».

Вторая группа уже определяет саму специфику участия граждан в охране правопорядка, осуществляется в соответствии с принципами: «добровольности, взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления».

По мнению В. А. Джемелинского «при взаимодействии служб и подразделений органов внутренних дел с общественностью граждан коллективы можно привлекать к деятельности по предотвращению и ликвидации угроз человеку, обществу и государству, возникающих в связи с нарушениями урегулированного законодательством состояния общественных отношений» [5, с.104].

«Основной предпосылкой сознательной гражданской инициативы является осознанный и свободный выбор носителя инициативы вариантов (возможностей) своего участия в жизни общества. Каждый конкретный носитель инициативы, прежде всего, определяет характер своего участия в жизни общества, степень или меру интенсивности своей деятельности, и лишь затем занимает определенную социальную позицию» [2, с. 23].

Если говорить о принципе добровольности участия граждан в охране общественного порядка, который закреплен в законе, то активность населения в этом направлении деятельности хоть и увеличивается из года в год, но все же остается недостаточной. В своем большинстве «стереотипы населения о сотрудниках правоохранительных органов несут более выраженную негативную эмоциональную окраску, в сравнении со стереотипами, формируемыми в профессиональной среде у самих сотрудников» [9, с. 112].

Статьей 26 федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников.

Потребность четкого закрепления в нормативно-правовых актах федерального уровня материального стимулирования, заключающегося в прямом государственном финансировании деятельности граждан, принимающих участие в охране общественного порядка, очевидна.

Создание общероссийской системы стимулирования участия граждан, которая должна обладать прозрачностью и быть понятной для субъектов профилактики правонарушения, а также сформирует практику единообразия в определении и применении компенсационных выплат. Исходя из затраченных сил и времени, величина выплат гражданам должна обеспечить их компенсацию. «Удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов является одним из основных показателей состояния национальной безопасности России» [10, с. 219].

Порядок предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления народным дружинникам льгот и компенсаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 5 закона Иркутской области от 21 ноября 2014 года за № 133-оз «Об отдельных вопросах, связанных с участием граждан в охране общественного порядка в Иркутской области»1 органы местного самоуправления могут осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в мероприятиях по охране общественного порядка в соответствии с федеральным законодательством, а также устанавливать дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников, гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников в случае гибели народного дружинника в период участия в мероприятиях по охране общественного порядка.

По мнению ряда авторов, «указанные субъекты могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять им помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности» [4, с. 87].

Стоит отметить, что областной закон «закрепляет право любого совершеннолетнего гражданина обратиться в органы местного самоуправления и вступить в народную дружину. Однако, данный закон можно считать скорее рамочным, не его отсутст-

вие сказывается на том, что количество дружинников в г. Иркутске не увеличивается, а скорее недостаточно активная жизненная позиция жителей города» [11, с. 171].

Упомянув о финансовой составляющей, не следует пренебрегать и социальной защитой граждан. Проводимые действия по охране общественного порядка могут быть сопряжены с риском предполагающих угрозу здоровью и даже жизни, не исключено, что именно это является одним из факторов непринятия активного участия в охране общественного порядка по причинам опасений за свою жизнь и здоровье. Осознание этого факта и послужило основанием издания МВД Российской Федерации для подготовки членов народных дружин, привития им знаний, а также навыков, являющихся важными в их работе, нормативных документов, которые конкретизируют отдельные положения федерального закона. Одним из таких документов является приказ МВД РФ от 18.08.2014 № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи»2.

Посредством ознакомления граждан с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, которые регламентируют деятельность народных дружинников по охране общественного порядка, ведется реализация исполнения положений приказа. Осуществляется исследование вопросов и их практика применения в профилактике по борьбе с правонарушениями, происходит ознакомление с приемами самозащиты, а также личной безопасности. Справедливо отмечается, что «правосознание - это источник, вызывающий внутреннюю готовность гражданина к процессу реализации правовых норм, совершенствованию социально-правовой жизни» [8, с. 43].

Следует отметить, что работа по усовершенствованию законодательной базы участия граждан в охране общественного порядка, которая не в полной мере отвечает потребностям сложившейся реальности, создание общероссийской системы стимулирования и государственное финансирование поможет урегулировать механизмы привлечения граждан с активной жизненной позицией. А это позволит снизить общую численность преступлений и правонарушений, совершаемых в общественных местах, что поднимает данную деятельность на новую ступень, которая станет более действенной в процессе ее регулирования.

2 Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию

--первой помощи [Электронный ресурс] : приказ МВД РФ от

1 Областная. - № 133. - 26 нояб. 2014. 18.08.2014 г. № 696. - Режим доступа: http://www.garant.ru

Библиография:

1. Андриянов В.Н. Конституционно-правовые основы противодействия экстремизму. / В.Н. Андриянов // Всероссийский криминологический журнал. 2017. -Т. 11. - № 1. - C. 32-42.

2. Батьянова Л. Н., Корнакова С.В., Чигрина Е. В. Гражданские движения как возможная действующая сила социальных преобразований / Л. Н. Батьянова // Baikal Research Journal. - 2017. - № 1. - С.23.

3. Бекетов О.И., Шухман Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. - 2015.

4. Васильев Ф.П., Николаев А.Н., Новиков Д.Н. Административно-правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка в России и необходимость их совершенствования / Ф.П. Васильев // Инновационная наука. -2017. - № 2. - С. 87-100.

5. Джемелинский В. А. Совершенствование форм участия населения в охране правопорядка с учетом возможностей участковых пунктов полиции / В. А. Джемелинский // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 18. - С. 104-106.

6. Каракулин М. В. Добровольные народные дружины (народные дружины) как форма участия граждан в деятельности по борьбе с преступностью и охране правопорядка / М. В. Каракулин // Общество: политика, экономика, право. -2008. - № 2. - С. 135-141.

7. Расширенное заседание коллегии МВД России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47776 (дата обращения: 12.05.2019).

8. Тепляшин И. В. Правовая активность российских граждан: перспективы исследования категории / И. В. Тепляшин // Российский юридический журнал. - 2010. - № 5. - С. 40-49.

9. Трофимова Е.Л. Стереотипы восприятия сотрудников правоохранительных органов населением Иркутской области / Е.Л. Трофимова // Известия Байкальского государственного университета. - 2014 - № 3. - С. 112-120.

10. Чуксина В.В., Бондаренко О.В. Права человека в контексте политико-правовой турбулентности. / В.В. Чуксина // Известия Байкальского государственного университета. - 2017. - Т. 27. - № 2. - С. 218-230.

11. Шастина А.Р. Полномочия местной администрации в сфере обеспечения безопасности г. Иркутска. / А.Р. Шастина // Сборник: Обеспечение национальной безопасности России в современном мире: материалы международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Байкальский государственный университет. -2016. - С. 169-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.