УДК 109.343
Сметанкина Г.И., к.т.н.
профессор кафедра ОГО и УЧС Дорохова О.В. ст. преподаватель кафедра ГН ВИ ГПС МЧС России - филиал Ивановская пожарно-спасательная академия МЧС России
Россия, г. Воронеж
УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РАССЛЕДОВАНИИ И РАЗРЕШЕНИИ ПРОИСШЕСТВИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОЖАРАМИ
Рассмотрены особенности участия государственных органов в расследовании и разрешении происшествий, связанных с пожарами, перечислены поводы для возбуждения уголовного дела
Дознание, дознаватель, возбуждение уголовного дела, поводы и основания
Smetankina G.I. Ph.D. Professor of the Department of CSOs and UES VE GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia - a branch of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations
of Russia Russia, Voronezh Dorokhova O. V. Art. teacher Department of HN
VE GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia - a branch of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations
of Russia Russia, Voronezh PARTICIPATION OF STATE AUTHORITIES IN THE INVESTIGATION AND RESOLUTION OF INCIDENTS ASSOCIATED
WITH FIRE
The features of the participation of state bodies in the investigation and resolution of accidents involving fires are considered, the reasons for initiating a criminal case are listed
Inquiry, the investigator, the initiation of criminal proceedings, the reasons and grounds
В соответствии с требованиями УПК РФ, дознание, как вид процессуальной деятельности, осуществляется только по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Правом возбуждать уголовные дела по факту пожара при соблюдении требовании, предусмотренных статьями 144,
145, 146, 149, 150, 151, 157 УПК РФ, действующее уголовно-процессуальное законодательство наделяет орган государственного пожарного надзора, следователя, прокурора. Для возбуждения уголовного дела необходимо наличие двух составляющих: повода и основания к возбуждению уголовного дела. Поводы к возбуждению уголовного дела по пожару должны содержать информацию о наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Только в этом случае они могут служить основанием к проверке и принятию решения о возбуждении уголовного дела, имея значение юридического факта, влекущего начало уголовно-процессуальной деятельности. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:
1) заявление о преступлении;
2) явка с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (ч. 1 ст. 140 УПК РФ).
Закон не допускает возбуждения уголовного дела на основании анонимных заявлений (сообщений), защищая граждан от клеветы и ложных обвинений (доносов). Одним из поводов к возбуждению уголовного дела УПК РФ определяет явку с повинной. В соответствии со ст. 142 УПК РФ явка с повинной как повод для возбуждения уголовного дела представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. При этом следует иметь в виду, что «явка виновного лица» в правоохранительные органы должна предшествовать добровольному сообщению о преступлении. Не может быть признано явкой с повинной добровольное сообщение лица, задержанного или арестованного по подозрению в совершении того преступления, о котором это лицо сообщает [2]. В этом случае действия виновного лица, добровольно сообщающего о совершенном им преступлении, следует рассматривать в качестве добровольного содействия органам предварительного расследования.
Начальник органа государственного пожарного надзора передает материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела дознавателю, в производстве которого, в случае принятия решения о возбуждении уголовного дела, оно и находится [2]. Низкий процент уголовных дел, доведенных до суда по статьям, которые относятся к подследственности органов дознания ГПН ФПС МЧС России, свидетельствует о том, что деятельность органов предварительного расследования по раскрытию преступлений, связанных с пожарами, не может в настоящее время повысить процент направленных уголовных дел в суд.
Информация, полученная по телефону «01», является поводом для административно-правовой деятельности сотрудников (работников) подразделений Государственной противопожарной службы по оказанию помощи физическим и юридическим лицам в ликвидации пожара, а для сотрудников органов государственного пожарного надзора - проверочных действий по факту пожара. В случае обнаружения по результатам
проверочных действий признаков административного правонарушения материал служит поводом к возбуждению дела об административном правонарушении и подлежит дальнейшему рассмотрению в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения сообщения о преступлении, связанного с пожаром, орган дознания, дознаватель принимается одно из следующих решений:
1. о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ;
2. об отказе в возбуждении уголовного дела;
3. о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ [1].
Если было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, материалы отказного производства служат поводом к возбуждению дела об административном правонарушении либо административного расследования. Основная особенность проверки по факту пожара, осуществляемой в порядке административного процесса либо в порядке ст.144 УПК, заключается в разграничении по основанию для возбуждения уголовного дела, при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Общепринятым положением для возбуждения уголовного дела в правоприменительной практике является наличие признаков объективной стороны состава преступления.
По делам, относимым к подследственности органов государственного пожарного надзора, производить уголовно-процессуальную деятельность по пожарам, явившимся следствием нарушений требований норм и правил пожарной безопасности должны органы ГПН, а не иные органы дознания либо предварительного следствия. Органы внутренних дел, по общему правилу, не должны подменять другой орган дознания, к компетенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производстве неотложных следственных действий. Но если в силу сложившихся условий только сотрудники полиции могут принять меры к установлению и закреплению следов преступления, его пресечению (например, поджога), помешать преступнику скрыться, они, в соответствии с возложенными на них обязанностями по охране общественного порядка и борьбе с преступностью начинают действовать самостоятельно в качестве органа дознания [2].
Использованные источники:
1. Безлепкин Б.Т. Краткое пособие для следователя и дознавателя. - М.: Проспект, 2013. - 288 с.
2. Дикарев И.С. Дознание в сокращенной форме: замысел законодателя и практический результат. // Дознание в сокращенной форме: вопросы законодательной регламентации и проблемы правоприменения: сб. ст. / Федер. Гос. Авт. Образоват. Учреждение высш. Проф. Образования «Волгогр. Гос. Ун-т» ; общ. Ред. и предисл. И. С. Дикарева; ред-кол.: И. С. Дикарев (отв. Ред.) [и др.]. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2013. - с. 22-35.