Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ О РАЗВИТИИ БИБЛИОТЕК: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ О РАЗВИТИИ БИБЛИОТЕК: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
181
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ МНЕНИЕ / ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА / ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ / УЧАСТВУЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ / ДРУЖЕСТВЕННЫЕ ДЕТЯМ МЕТОДИКИ / CHILDREN’S OPINION / CHILDREN’S LIBRARY / LIBRARY FUNCTIONS / PARTICIPATING SOCIOLOGY / CHILD-FRIENDLY METHODS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колосова Eлена Андреевна, Коняшкина Анна София Владимировна

В статье рассматриваются функции, которые выполняют современные библиотеки, и обосновывается необходимость трансформации и модернизации пространства библиотечных учреждений, обслуживающих детей, для обеспечения их привлекательности, повышения имиджа и привлечения внимания населения к учреждениям такого типа. Обозначены ключевые тенденции информационно-библиотечного обслуживания детей: сосуществование электронной и печатной книги в жизни современного ребенка; эволюция практик чтения в современном мире (с использованием смартфонов, персональных компьютеров, планшетов и т. д.); обновление форм и методов работы с детьми и подростками в условиях развития цифровых технологий; изменение характера библиотечных и информационных услуг, а также требований к компетенции библиотекарей в связи с внедрением технологий, в том числе технологий Web 2.0; все большее оказание библиотечных услуг в виртуальном пространстве. Приведены методологические подходы участвующей социологии, которые наилучшим образом подходят для изучения мнения детей о возможных изменениях в библиотеках. Показаны преимущества «дружественных» детям методик (рисуночная, методика незаконченных предложений), а также возможности массовых опросов детей для получения их мнений. Приведенные в статье методики применяются для изучения мнения читателей разных возрастных групп. Группам подростков легко привести полные ответы на поставленные в анонимной анкете вопросы. Наиболее подходящей для читателей-дошкольников является рисуночная методика, позволяющая ребенку, не владеющему письменной речью, дать ответы на вопросы исследователя в доступной и понятной ему форме. Для младших школьников рисуночная методика может быть дополнена методом неоконченных предложений. Мнение подростков можно узнать с помощью анкетирования, но при соблюдении основных подходов при составления анкеты для опроса несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN’S PARTICIPATION IN DECISION-MAKING ABOUT LIBRARY DEVELOPMENT: EXPERIENCE IN SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The article examines the functions that modern libraries perform and substantiates the need for transforming and modernizing the space of children’s libraries in order to make them more appealing, improve their image, and attract the interest of the general public to this type of institutions. The following key trends of information and library services for children are outlined: the coexistence of electronic and printed books in the life of a modern child; the evolution of practical reading skills in the modern world (associated with the use of smartphones, personal computers, tablets, etc.); new forms and methods of working with children and adolescents in the context of digital technology development; changes in the nature of library and information services, and the new competence requirements for librarians due to the introduction of new technologies, including Web 2.0; an increasing transfer of library services to the virtual space. The paper presents methodological approaches of participating sociology that are most suitable for studying children’s views on possible changes in libraries. The authors demonstrate the advantages of applying child-friendly methods (drawing method, unfinished sentence method) and conducting polls for adolescents. The methods presented in the article are used to collect and study the opinions of readers from different age groups. It is easy for groups of adolescents to fill out an anonymous questionnaire. The most suitable method for preschool-age readers is the drawing technique, which allows a child who has not yet mastered the skill of written language to give answers to the researcher’s questions in an accessible and understandable form. For primary school children, the drawing technique can be supplemented by the method of unfinished sentences. It is also noted that, when composing surveys for children and adolescents, the basic approaches and requirements to compiling questionnaires for minors should be observed.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ О РАЗВИТИИ БИБЛИОТЕК: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

Комплексные исследования детства, 2020, т. 2, № 3 Comprehensive Child Studies, 2020, vol. 2, no. 3 _www.kid-journal.ru

Статьи

УДК 316 DOI: 10.33910/2687-0223-2020-2-3-178-183

Участие детей в принятии решений о развитии библиотек: опыт социологического анализа

Е. А. Колосова1, А. С. В. Коняшкинаш

1 Российский государственный гуманитарный университет, 125993, Россия, г. Москва, Миусская площадь, д. 6 2 Исследовательский комитет «Социология детства» Российского общества социологов, 117218, Россия, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35

Аннотация. В статье рассматриваются функции, которые выполняют современные библиотеки, и обосновывается необходимость трансформации и модернизации пространства библиотечных учреждений, обслуживающих детей, для обеспечения их привлекательности, повышения имиджа и привлечения внимания населения к учреждениям такого типа. Обозначены ключевые тенденции информационно-библиотечного обслуживания детей: сосуществование электронной и печатной книги в жизни современного ребенка; эволюция практик чтения в современном мире (с использованием смартфонов, персональных компьютеров, планшетов и т. д.); обновление форм и методов работы с детьми и подростками в условиях развития цифровых технологий; изменение характера библиотечных и информационных услуг, а также требований к компетенции библиотекарей в связи с внедрением технологий, в том числе технологий Web 2.0; все большее оказание библиотечных услуг в виртуальном пространстве. Приведены методологические подходы участвующей социологии, которые наилучшим образом подходят для изучения мнения детей о возможных изменениях в библиотеках. Показаны преимущества «дружественных» детям методик (рисуночная, методика незаконченных предложений), а также возможности массовых опросов детей для получения их мнений. Приведенные в статье методики применяются для изучения мнения читателей разных возрастных групп. Группам подростков легко привести полные ответы на поставленные в анонимной анкете вопросы. Наиболее подходящей для читателей-дошкольников является рисуночная методика, позволяющая ребенку, не владеющему письменной речью, дать ответы на вопросы исследователя в доступной и понятной ему форме. Для младших школьников рисуночная методика может быть дополнена методом неоконченных предложений. Мнение подростков можно узнать с помощью анкетирования, но при соблюдении основных подходов при составления анкеты для опроса несовершеннолетних.

Ключевые слова: детское мнение, детская библиотека, функции библиотеки, участвующая социология, дружественные детям методики.

Сведения об авторах

Елена Андреевна Колосова, SPIN-код: 7869-0324, ResearcherlD: Q-9001-2016, ORCID: 0000-0003-1183-0766, e-mail: the shmiga@mail.ru

Анна София Владимировна Коняшкина, SPIN-код: 9081-1018, ResearcherlD: AAE-7503-2020, e-mail: ansofikon@yandex.ru

Для цитирования:

Колосова, Е. А., Коняшкина, А. С. В. (2020) Участие детей в принятии решений о развитии библиотек: опыт социологического анализа. Комплексные исследования детства, т. 2, № 3, с. 178-183. DOI: 10.33910/2687-0223-2020-23-178-183

Получена 28 августа 2020; прошла рецензирование 2 октября 2020; принята 10 октября 2020. Права: © Авторы (2020). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Children's participation in decision-making about library development: Experience in sociological analysis

E. A. Kolosova1, A. S. V. Konyashkina

H2

1 Russian State University for the Humanities, 6 Miusskaya Sq., Moscow 125993, Russia

2 Research Committee "Sociology of Childhood" of the Russian Society of Sociologists,

24/25 Krzhizhanovskogo Str., Moscow 117218, Russia

Authors

Elena A. Kolosova, SPIN: 7869-0324, ResearcherlD: Q-9001-2016, ORCID: 0000-0003-1183-0766, e-mail: the shmiga@mail.ru Anna Sofia V. Konyashkina, SPIN: 9081-1018, ResearcherID: AAE-7503-2020, e-mail: ansofikon@yandex.ru

For citation:

Kolosova, E. A., Konyashkina, A. S. V. (2020) Children's participation in decision-making about library development: Experience in sociological analysis. Comprehensive Child Studies, vol. 2, no. 3, pp. 178-183. DOI: 10.33910/2687-0223-2020-23-178-183

Received 28 August 2020; reviewed 2 October 2020; accepted 10 October 2020. Copyright: © The Authors (2020). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Abstract. The article examines the functions that modern libraries perform and substantiates the need for transforming and modernizing the space of children's libraries in order to make them more appealing, improve their image, and attract the interest of the general public to this type of institutions. The following key trends of information and library services for children are outlined: the coexistence of electronic and printed books in the life of a modern child; the evolution of practical reading skills in the modern world (associated with the use of smartphones, personal computers, tablets, etc.); new forms and methods of working with children and adolescents in the context of digital technology development; changes in the nature of library and information services, and the new competence requirements for librarians due to the introduction of new technologies, including Web 2.0; an increasing transfer of library services to the virtual space.

The paper presents methodological approaches of participating sociology that are most suitable for studying children's views on possible changes in libraries. The authors demonstrate the advantages of applying child-friendly methods (drawing method, unfinished sentence method) and conducting polls for adolescents. The methods presented in the article are used to collect and study the opinions of readers from different age groups. It is easy for groups of adolescents to fill out an anonymous questionnaire. The most suitable method for preschool-age readers is the drawing technique, which allows a child who has not yet mastered the skill of written language to give answers to the researcher's questions in an accessible and understandable form. For primary school children, the drawing technique can be supplemented by the method of unfinished sentences. It is also noted that, when composing surveys for children and adolescents, the basic approaches and requirements to compiling questionnaires for minors should be observed.

Keywords: children's opinion, children's library, library functions, participating sociology, child-friendly methods.

Введение

В современном цифровом мире традиционные функции библиотек отходят на второй план, и чтобы оставаться востребованными в ситуации, где почти любая книга доступна в электронном виде, библиотеки все чаще берут на себя роль неформального книжного пространства, где люди проводят свободное время.

Социальные функции библиотеки — одна из самых фундаментальных проблем библиотечной теории и практики. В литературе она нередко обозначается через такие понятия, как «общественная роль библиотеки», «социальная роль библиотеки», «социальная миссия библиотеки» и т. д. Изучение этой проблемы помогает формировать представление о библиотеке как социальном учреждении и социальном институте (Рябков 2008).

Любая библиотека представляет собой синтез социальных, технологических, организационных и других функций, при этом в современном мире границы между различными функциями библиотек становятся довольно условными. Например, педагогическая функция, особенно актуальная для детской библиотеки, так или иначе вплетена во все остальные функции и, по сути, является средством их практической реализации.

Поскольку детская библиотека нацелена на дополнительное образование своих читателей, преимуществественно в рамках внешкольной программы, она выступает своего рода центром самообразования, дополняя другие учреждения культуры и дополнительного образования.

Эволюция форм и функций библиотеки логично приводит к необходимости решения вопроса эстетического и функционального обнов-

ления библиотечно-информационно го пространства (Головко 2014). Главным образом речь идет об обновлении интерьеров библиотечных учреждений, посколько существующее информационное пространство требует обновления и физического пространства библиотек, выполняющих культурные, коммуникационные и информационные функции.

Ключевой задачей всех преобразований является создание равных условий и возможностей для доступа к информации и информационно-коммуникационным технологиям посредством библиотек.

Для успешного осуществления библиотечного обслуживания в условиях детской библиотеки необходимо учитывать следующие существующие тенденции:

• сосуществование электронной и печатной книги в жизни современного ребенка;

• эволюция практик чтения в современном мире (с использованием смартфонов, персональных компьютеров, планшетов и т. д.);

• обновление форм и методов работы с детьми и подростками в условиях развития цифровых технологий;

• изменение характера библиотечных и информационных услуг, а также требований к компетентности библиотекарей в связи с внедрением технологий, в том числе технологий Web 2.0;

• все большее оказание библиотечных услуг в виртуальном пространстве.

Таким образом, обновление библиотек становится необходимым условием их функционирования в сегодняшней социокультурной ситуации.

Особенно важно сохранить традиции, сформировавшиеся не одно десятилетие назад, которые содержат в себе, по сути, лучшие технологии, методики, средства, прошедшие проверку временем.

При этом применение новых информационных технологий в библиотеках дает возможность оптимизировать все этапы работы с читателями как в библиотеке, так и за ее пределами с использованием виртуальных читальных залов, виртуальных справочных служб библиотек, электронной доставки книг и других документов.

Для оказания дистанционных услуг активно используются сайты и страницы библиотек в социальных сетях. Отметим, что наиболее популярной среди подростков социальной сетью с 2013 г. остается сеть «ВКонтакте» (http://vk.com/), в которой наиболее широко представлены страницы различных муници-

пальных и сельских библиотек. В рамках всероссийского исследования Фонда Развития Интернет в 2013 г. 91 % из числа опрошенных выбрали эту сеть (Солдатова, Нестик, Расска-зова, Зотова 2013, 40). В 2018 г. специалисты компании Brand Analytics изучили интересы российских тинейджеров и определили самые цитируемые ресурсы в этой возрастной категории, проанализировав 1,78 млрд русскоязычных сообщений в соцсетях. «ВКонтакте» остается соцсетью номер один и по числу публичных сообщений, и по числу активных авторов (Социальные сети в России... 2018). Проведенное в конце 2016 г. совместное исследование Google и Ipsos показало, что четверть респондентов в возрасте от 13 до 24 лет проверяют информацию в социальных сетях каждые 30 мин. (Новое поколение интернет-пользователей 2017).

Методология и методы

Для наиболее качественного преобразования библиотек недостаточно участия в этом процессе только представителей профессионального взрослого сообщества, поскольку детство необходимо рассматривать как социальный конструкт и структурный компонент общества, в котором дети живут и поэтому являются активными социальными агентами этого общества. Важно учитывать их мнение при принятии решений о внесении изменений в базовые институты общества (в частности, библиотеки).

Поэтому целью настоящей статьи является анализ методов вовлечения детей в принятие решений о развитии библиотек.

В целом участвующая методология работает на обеспечение более тонких нюансов в понимании такого сложного социального явления, как детство. Она вытекает из интерпретативной парадигмы, парадигмы социальных изменений и основана на реализации прав детей, на понимании того, что дети исходят из своих интересов в отношениях со взрослыми, они способны понимать, где они живут, каковы их потребности и каковы возможные решения их проблем. Однако участие детей в исследовании само по себе — это не столько цель, но и, что более важно, инструмент наделения детей властью, полномочиями, влиянием, это способ обеспечить их «деятельностность», социальную активность, компетентность (Митрофанова 2016).

Методология участвующей социологии детства должна быть обеспечена наиболее подходящими и приносящими удовольствие самим детям методиками. Поэтому предполагается использование «дружественных» по отношению к ним методов и техник исследования.

Результаты исследований

Использовалась рисуночная методика «Нарисуй, где читают книги дети», с помощью которой могут быть определены потребности юного пользователя библиотеки и в соответствии с ними скорректирована работа, размещена информация об услугах, изменена форма подачи или место ее размещения для большего удобства читателей.

В рамках апробации методики были опрошены дети дошкольного возраста, регулярно посещающие библиотеку и являющиеся постоянными читателями; кроме того, были опрошены и новые посетители, пришедшие впервые. Сбор анкет осуществлялся во время массовых мероприятий с неограниченным посещением и необязательной записью в библиотеку (Губанова 2018).

Каждый участник опроса получал лист бумаги, на котором ему предлагалось нарисовать место, где читают дети. Перед этим интервьюер задавал наводящие вопросы о том, любит ли ребенок читать, какие книжки любит читать, где ребенок чаще всего читает и с кем. Слово «библиотека» напрямую не называлось, однако именно ее представляли респонденты при ответе на поставленный вопрос.

Результаты показали, что место чтения у детей ассоциируется с книгами и книжными полками. Дошкольники предпочитают читать в помещении в присутствии других детей (друзей, братьев/сестер). Кроме того, детям крайне важен комфорт: большинство изображали разнообразную мебель, которую не всегда встретишь в библиотеке (например, мягкий диван или кресло-мешок). Место для чтения у детей почти всегда ассоциируется с большим количеством полок и шкафов, несмотря на то, что в современных городских жилищах обнаруживается тотальный отказ от такого рода элементов интерьера.

Дети довольно чувствительны ко времени года, когда проводится опрос. Так, опрошенные в декабре сопровождали свои рисунки обязательным новогодним атрибутом — елкой, что также создает определенную атмосферу.

С помощью данной методики также можно получить информацию о том, чего не хватает детям (не взрослым) в библиотеке (индивидуальные зоны для чтения при общей организации пространства open space, источники искусственного света, элементы декора и т. д.).

Наряду с рисуночной методикой для детей младшего школьного возраста, владеющих

письмом, применялся метод неоконченных предложений, который используется для изучения отдельных социальных феноменов (социальных стереотипов, ценностных установок). Используются такие предложения, продолжая которые, респондент имеет возможность пользоваться схожим набором смысловых оснований. Однотипность стимулов делает возможным совместный анализ данных по всему блоку предложений и позволяет получить комплексную информацию (Татарова 2013), например, об образе идеальной библиотеки:

1) Библиотека моей мечты — это...

2) Дети, которые любят читать.

3) Самый лучший библиотекарь — это тот, кто.

4) Я хочу, чтобы в библиотеке было.

5) Я буду часто ходить в библиотеку, если.

Данная методика позволила получить мнение

детей о том, какое пространство они сами хотели бы видеть в библиотеке, а также о том, что их может привлечь в библиотеки.

Интересным представляется сравнение ответов детей, регулярно посещающих библиотеку, и тех, кто пришел впервые. Особого внимания заслуживает мнение тех, кто не посещает библиотеки, для получения нетривиальных ответов и изучения мотивов тех, кто обходит библиотеки стороной.

С 2019 г. в рамках национального проекта «Культура» началась трансформация библиотечных учреждений по всей стране. В первый год реализации проекта было модернизировано 134 библиотеки в 44 российских регионах. В 2020 г. запланирована модернизация еще 110 муниципальных библиотек из 52 регионов. Так называемые модельные библиотеки чаще всего появляются в сельских поселениях и деревнях, где они являются основным источником качественной информации и нередко единственным центром культуры в населенном пункте. Первые результаты проекта: за январь-февраль 2020 г. в библиотеки пришло на 29,13 % больше людей, чем в аналогичный период прошлого года (Библиотека нового поколения 2020).

Библиотечное сообщество осознает необходимость изменения и модернизации библиотек для повышения их привлекательности для населения, поддержки позитивного имиджа библиотечного учреждения, укрепления его престижа, «паблисити» (популяризация, создание известности, привлечение внимания). Но без участия в процессе главных пользователей библиотек достижение конечной цели всех преобразований видится несостоятельным.

Библиотеки активно применяют опросные методы для изучения потребностей собственных пользователей, что не менее важно для получения общей картины (Ялышева, Колосова 2018). Такие методы применимы при изучении мнений читателей-подростков, которые могут ответить развернуто на вопросы анкеты, включающей разные типы вопросов, в том числе открытые вопросы, предполагающие высказывание собственного мнения. При этом важно учитывать возможности восприятия и понимания текстов детьми. Язык анкеты должен быть доступен респондентам-подросткам (Майорова-Щеглова 2013). Важно также место и время проведения такого опроса. Анонимный опрос в условиях библиотеки, где отсутствует давление школьного пространства и минимизировано влияние референтной группы сверстников, позволяет получить наиболее объективную картину и достоверную информацию.

Заключение

Таким образом, на уровне представления результатов исследований участия детей в принятии решений о развитии библиотек особое внимание следует уделить именно голосам самих детей, а не заинтересованным взрослым (родителям, педагогам, библиотекарям). Поэтому важно опираться на реальные рисунки детей, цитаты из интервью и анкет и их рефлексию участия в исследовании, если таковую удается зафиксировать.

Представленные данным образом результаты вписываются в принятую в 2017 г. Концепцию программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ (Распоряжение Правительства РФ № 1155-р 2017), одним из принципов которой является активное участие детей и юношества в ее реализации, т. е. участие детей в принятии решений о дальнейшем развитии чтения в нашей стране и библиотек как ключевых институтов реализации проекта такого рода.

Литература

Библиотека нового поколения. [Электронный ресурс]. URL: Ьйр://новаябиблиотека.рф/рго]ес1 (дата обращения 20.08.2020).

Головко, С. И. (2014) Профессиональная модель сотрудника современного библиотечно-информационного сервиса. Научный диалог, № 2 (26), с. 61-77.

Губанова, А. Ю. (2018) Рисуночная методика. В кн.: С. Н. Майорова-Щеглова (ред.). Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус. Тематический словарь-справочник. М.: Изд-во РОС, с. 478-482.

Майорова-Щеглова, С. Н. (2013) Особенности проведения социологических исследований при исследовании детства. В кн.: Ж. Т. Тощенко (ред.). Тезаурус социологии. Кн. 2. Методология и методы социологических исследований: тематический словарь-справочник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, с. 351-353.

Митрофанова, С. Ю. (2016) Реализация принципов участвующего подхода в современной социологии детства. Вектор науки Тольяттинского государственного университета, № 2 (36), с. 132-135. DOI: 10.18323/2073-5073-2016-2-132-135

Новое поколение интернет-пользователей: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн. (2017) Thinkwith Google. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/ insights-trends/user-insights/novoe-pokolenie-internet-polzovatelei-issledovanie-privychek-i-povedeniia-rossiiskoi-molodezhi-onlain/ (дата обращения 20.08.2020).

Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2017 г. № 1155-р «О концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ». [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-03.06.2017-N-1155-r/ (дата обращения 20.08.2020).

Рябков, В. М. (2008) Историография развития функций библиотек в профессиональной литературе 90-х гг. ХХ и начала XXI вв. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, № 1 (13), с. 16-32.

Солдатова, Г. У., Нестик, Т. А., Рассказова, Е. И., Зотова, Е. Ю. (2013) Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 144 с.

Социальные сети в России: Цифры и тренды, осень 2018. (2018) Brand Analytics. [Электронный ресурс]. URL: https://br-analytics.ru/blog/socseti-v-rossii-osen-2018/ (дата обращения 20.08.2020).

Татарова, Г. Г. (2013) Метод незаконченных предложений. В кн.: Ж. Т. Тощенко (ред.). Тезаурус социологии. Кн. 2. Методология и методы социологических исследований: тематический словарь-справочник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, с. 157-160.

Ялышева, В. В., Колосова, Е. А. (2018) К итогам Всероссийского конкурса для библиотек «Изучаем чтение». В кн.: М. М. Самохина (ред.). Социолог и психолог в библиотеке. Сборник статей и материалов. М.: Российская государственная библиотека для молодежи, с. 104-110.

E. A. K0A0C0Ba, A. C. B. KouHMKuna

References

Biblioteka novogo pokoleniya [Next Generation Library]. [Online]. Available at: http://HOBan6M6AMOTeKa.p^/project

(accessed 20.08.2020). (In Russian) Golovko, S. I. (2014) Professional'naya model' sotrudnika sovremennogo bibliotechno-informatsionnogo servisa [Vocational model of modern library and information service staff member]. Nauchnyi dialog — Scientific Dialogue, no. 2 (26), pp. 61-77. (In Russian) Gubanova, A. Yu. (2018) Risunochnaya metodika [Drawing technique]. In: S. N. Majorova-Shcheglova (ed.). Detstvo XXI veka: sotsiogumanitarnyj tezaurus. Tematicheskij slovar'-spravochnik [Childhood of the XXI century: Socio-humanitarian thesaurus. Thematic glossary]. Moscow: ROS Publ., pp. 478-482. (In Russian) Majorova-Shcheglova, S. N. (2013) Osobennosti provedeniya sotsiologicheskikh issledovanij pri issledovanii detstva [Features of sociological research in the study of childhood]. In: Zh. T. Toshchenko (ed.). Tezaurus sotsiologii. Kn. 2. Metodologiya i metody sotsiologicheskikh issledovanij: tematicheskij slovar'-spravochnik [Thesaurus of sociology. Part 2. Methodology and methods of sociological research: Thematic glossary]. Moscow: YuNITI-DANA Publ., pp. 351-353. (In Russian) Mitrofanova, S. Yu. (2016) Realizatsiya printsipov uchastvuyushchego podkhoda v sovremennoj sotsiologii detstva [Implementation of the principles of participatory approach in modern sociology of childhood]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta — Science Vector of Togliatti State University, no. 2 (36), pp. 132-135. DOI: 10.18323/2073-5073-2016-2-132-135 (In Russian) Novoe pokolenie internet-pol'zovatelej: issledovanie privychek i povedeniya rossijskoj molodezhi onlajn [New generation of Internet users: A research of the habits and behavior of Russian youth online]. (2017) Think with Google. [Online]. Available at: https://www.thiricwithgoogle.com/intl/ru-ru/insights-trends/user-insights/ novoe-pokolenie-internet-polzovatelei-issledovanie-privychek-i-povedeniia-rossiiskoi-molodezhi-onlain/ (accessed 20.08.2020). (In Russian) Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 3 iyunya 2017 g. № 1155-r "O kontseptsii programmy podderzhki detskogo i yunosheskogo chteniya v RF" [Order of the Government of the Russian Federation of 3 June 2017 No. 1155-r "On the concept of a program for supporting children and youth reading in the Russian Federation"]. [Online]. Available at: https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-03.06.2017-N-1155-r/ (accessed 20.08.2020). (In Russian) Ryabkov, V. M. (2008) Istoriografiya razvitiya funktsij bibliotek v professional'noj literature 90-kh gg. XX i nachala XXI vv. [Historiography of the functions of libraries in professional literature development in the 90s of the XX and the beginning of the XXI centuries]. Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv — Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, no. 1 (13), pp. 16-32. (In Russian) Soldatova, G. U., Nestik, T. A., Rasskazova, E. I., Zotova, E. Yu. (2013) Tsifrovaya kompetentnost'podrostkov i roditelej. Rezul'taty vserossijskogo issledovaniya [Digital competence of adolescents and parents. Results of the All-Russian study]. Moscow: Fond Razvitiya Internet Publ., 144 p. (In Russian) Sotsial'nye seti v Rossii: Tsifry i trendy, osen' 2018 [Social networks in Russia: Numbers and trends, autumn 2018]. (2018) Brand Analytics. [Online]. Available at: https://br-analytics.ru/blog/socseti-v-rossii-osen-2018/ (accessed 20.08.2020). (In Russian)

Tatarova, G. G. (2013) Metod nezakonchennykh predlozhenij [Method of unfinished proposals]. In: Zh. T. Toshchenko (ed.). Tezaurus sotsiologii. Kn. 2. Metodologiya i metody sotsiologicheskikh issledovanij: tematicheskij slovar'-spravochnik [Thesaurus of sociology. Part 2. Methodology and methods of sociological research: Thematic glossary]. Moscow: YuNITI-DANA Publ., pp. 157-160. (In Russian) Yalysheva, V. V., Kolosova, E. A. (2018) K itogam Vserossijskogo konkursa dlya bibliotek "Izuchaem chtenie" [To the results of the All-Russian competition for libraries "We study reading"]. In: M. M. Samokhina (ed.). Sotsiolog i psikholog v biblioteke. Sbornik statej i materialov [Sociologist and psychologist in the library. Collection of articles and materials]. Moscow: Russian State Library for Young Adult Publ., pp. 104-110. (In Russian)

KoMnAeKcnue uccAedoBanun demcmBa, 2020, m. 2, № 3

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.