Научная статья на тему 'Участие частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи как механизм государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения'

Участие частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи как механизм государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1300
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН / УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ЧАСТНАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / COMPULSORY HEALTH INSURANCE / HEALTH SYSTEM / HEALTH FINANCING / PROTECTION OF HEALTH OF CITIZENS / HEALTH INSTITUTIONS / PRIVATE HEALTH CARE SYSTEM / INVESTMENTS / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нефедова С. А.

В данной статье дан анализ состояния системы здравоохранения РФ. В свете недофинансирования отрасли из государственных источников сделан вывод о необходимости участия частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в рамках государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения. Рассмотрены факторы, сдерживающие участие частных медицинских организаций в реализации программы ОМС. Определена роль нормативно-правового обеспечения и реформирования медицинских правовых основ на процесс стимулирования участия частных медицинских организаций в реализации программы ОМС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes the current state of the health system of the Russian Federation. In light of the underfunding of the sector from government sources, the conclusion about the necessity of participation of private medical organisations in the implementation of the programme of state guarantees of free rendering to citizens of medical aid in the framework of public-private cooperation in the health sector. Examines the factors hindering the participation of private medical organisations in the implementation of the MLA. Defines the role of normative-legal support of reforming the medical and legal basis of the process of stimulating the participation of private medical organisations in the implementation of the MLA.

Текст научной работы на тему «Участие частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи как механизм государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения»

УДК 347:61

С. А. Нефедова

Участие частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи как механизм государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения

В данной статье дан анализ состояния системы здравоохранения РФ. В свете недофинансирования отрасли из государственных источников сделан вывод о необходимости участия частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в рамках государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения. Рассмотрены факторы, сдерживающие участие частных медицинских организаций в реализации программы ОМС. Определена роль нормативно-правового обеспечения и реформирования медицинских правовых основ на процесс стимулирования участия частных медицинских организаций в реализации программы ОМС.

This article analyzes the current state of the health system of the Russian Federation. In light of the underfunding of the sector from government sources, the conclusion about the necessity of participation of private medical organisations in the implementation of the programme of state guarantees of free rendering to citizens of medical aid in the framework of public-private cooperation in the health sector. Examines the factors hindering the participation of private medical organisations in the implementation of the MLA. Defines the role of normative-legal support of reforming the medical and legal basis of the process of stimulating the participation of private medical organisations in the implementation of the MLA.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, обязательное медицинское страхование, система здравоохранения, финансирование здравоохранения, гарантии защиты здоровья граждан, учреждения здравоохранения, частная система здравоохранения, инвестиции, правовое регулирование.

Key words: state-private partnership, compulsory health insurance, health system, health financing, protection of health of citizens, health institutions, private health care system, investments, legal regulation.

© Нефедова С. А., 2018

Основные задачи государственной власти на ближайшую перспективу состоят в установлении баланса между доходами и расходами и укреплении обороны, что влечет за собой экономию на социальных отраслях. С учетом изменения макроэкономических показателей, таких как цена на нефть и курс доллара, следует ожидать реального сокращения расходов на здравоохранение.

Расходы бюджета на здравоохранение в 2017 г. по сравнению с 2016 г. сократились на 59 млрд р. и составили 447 млрд р. против 506 млрд в 2016 г. В соответствии с Федеральным законом от 05.12.2017г. № З62-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 и плановый период 2019-2020 годов», в 2018 г. расходы на здравоохранение составят 460 млрд р., в 2019 г. - 428 млрд р.

Таким образом, в условиях существенного сокращения финансовых возможностей государственного сектора, высокого физического и морального износа значительной части основных фондов сферы здравоохранения, неудовлетворительной обеспеченности современными объектами здравоохранения многих российских регионов, поддержание необходимых темпов обновления материальной базы здравоохранения требует совершенствования механизма инвестирования в развитие инфраструктуры здравоохранения. Значительные возможности для этого связаны с активизацией государственно-частного партнерства.

С 1 января 2016 г. в силу вступил Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере здравоохранения - это сотрудничество органов государственной власти и местного самоуправления, частных структур и некоммерческих организаций, целью которых является достижение наилучших финансовых результатов с максимально обоюдной выгодой и обеспечение эффективного выполнения задач публично-правовых образований в сфере здравоохранения путем привлечения возможностей, ресурсов и квалификации партнеров для создания, реконструкции, управления, содержания инфраструктуры здравоохранения или предоставления услуг.

Государство не меньше самих бизнесменов заинтересовано в привлечении средств в медицинскую отрасль, реализации крупных коммерческих проектов. В условиях страховой модели это может сэкономить серьезные государственные средства [5]. Российский рынок платных медицинских услуг постоянно растёт с 2002 г., но развитие этого сегмента сдерживается тем, что большая часть населения нашей страны не привыкла к платной ме-

дицинской помощи и придерживается мнения о необходимости предоставления бесплатных медицинских услуг. Это обусловлено как менталитетом, так и низкой платежеспособностью значительной части пациентов. Поэтому необходимость обеспечения доступности и качества медицинской помощи приводит к поиску наиболее рациональных форм предоставления медицинских услуг на территории Российской Федерации, прежде всего в рамках совершенствования системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Сравнительный анализ международных практик ГЧП в здравоохранении показывает, что участие частных медицинских организаций в системе государственных медицинских гарантий приводит к экономии около 10 % государственных ресурсов [1].

Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», базовая программа ОМС - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств ОМС на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам ОМС. Основная цель программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи состоит в обеспечении конституционных прав граждан на оказание им медицинской помощи за счет средств бюджетов различных уровней, а также государственного и территориальных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования. Программа устанавливает виды, формы и условия оказания бесплатной медицинской помощи населению, а также перечень заболеваний и состояний, при которых медицинская помощь может быть оказана бесплатно, средние нормативы ее объема и средние подушевые нормативы, порядок и структуру процесса расчета тарифов на медицинскую помощь и некоторые другие вопросы. Программа ОМС представляет собой финансовую основу всей системы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В ст. 15 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» закреплено право осуществления медицинской деятельности в сфере обязательного медицинского страхования медицинским организациям любой организационно-правовой формы, которая предусматривается законодательством Российской Федерации, а также индивидуальным предпринимателям, осуществляющим медицинскую деятельность.

В то же время оплата медицинских услуг по программе ОМС пока не играет существенной роли в доходах большинства частных медицинских организаций. В структуре доходов частных медицинских организаций большую часть занимают прямые платежи от пациентов (86,0 %), оплата услуг в рамках ДМС составляет 9,7 %, оплата услуг в рамках ОМС - 1,3 %. Остальные источники доходов, связанные с реализацией различных государственных программ, а также пожертвований, составляют 3,0 % [2].

Рассмотрим факторы, сдерживающие участие частных медицинских организаций в реализации программы ОМС.

Основная трудность при реализации концессионных соглашений в сфере оказания медицинских услуг в системе ОМС связана с низкой величиной тарифов. В большинстве случаев тарифы не обеспечивают покрытие капитальных затрат инвестора на строительство или реконструкцию помещений и приобретение оборудования, что приводит к снижению заинтересованности представителей частного бизнеса в участии в данных проектах. Кроме того, за счет средств ОМС не предусматривается приобретение медицинского оборудования, стоимостью более ста тысяч рублей за единицу, что в особенности затрудняет оказание высокотехнологичной помощи, для которой требуется использование современного и дорогостоящего оборудования.

Пунктом 6 ст. 14 Федерального закона от 29.11.2010 № З26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» устанавливается целевой характер финансирования для средств, предназначенных для оплаты медицинской помощи. В п. 7 ст. 35 данного Федерального закона определен перечень статей расходов, связанных с осуществлением деятельности в системе ОМС. Прибыль медицинской организации в составе этих расходов не предусмотрена. Однако целью коммерческих организаций, в том числе имеющих медицинский профиль, согласно ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, является получение прибыли.

В целях привлечения большего числа частных медицинских организаций к работе в системе ОМС следует пересмотреть структуру тарифа оказания медицинской помощи путем включения инвестиционной составляющей для проектов, реализуемых на условиях соглашений о ГЧП. Также следует предусмотреть возможность приобретения за счет средств ОМС медицинского оборудования стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу.

Следующим фактором, сдерживающим участие частных медицинских организаций в программе ОМС, является заключение договора по оказанию медицинской помощи в рамках программы ОМС сроком на один год. Для стимулирования участия частных медицинских организаций в реализации программы ОМС необходимо на законодательном уровне увеличить срок действия соответствующего договора до трех лет, а в случае создания частным инвестором нового объекта инфраструктуры здравоохранения для оказания услуг в рамках программы ОМС - до пяти лет. Это позволит снять риск неполучения заказа на оказание медицинских услуг по программе ОМС на период окупаемости инвестиций [3].

Также необходимо налоговое стимулирование деятельности медицинских организаций негосударственной формы собственности, оказывающих медицинские услуги в ходе реализации проектов ГЧП по программе ОМС, с использованием механизма налоговых льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу.

Таким образом, проведенный анализ показал, что системообразующую роль в российской системе здравоохранения играют бесплатные для населения медицинские услуги, оказываемые в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, причем проведенные реформы позволяют участвовать в ее реализации и частным медицинским организациям. Все больше обсуждается необходимость интеграции представителей частного сектора в систему ОМС как на правительственном уровне, так и на уровне частных структур стартовали пилотные проекты в некоторых субъектах Российской Федерации. Основной сложностью становления государственно-частного партнерства в области здравоохранения является недостаточность законодательного закрепления данного вида отношений и его определения, отсутствие четкого понимания процедуры государственно-частного партнерства. Важно также отметить, что законодательное закрепление определения государственно-частного партнерства на уровне субъектов Российской Федерации не всегда согласуется с федеральным законодательством, отличается друг от друга и не оперирует правовыми понятиями.

Список литературы

1. Анесянц С.А., Голотина В.Ю. Проблемы развития государственно-частного партнерства в области здравоохранения в условиях современной России // Новые технологии. - 2015. - № 2.

2. Развитие рынка частных медицинских услуг в России: проблемы, тенденции, перспективы [Электронный ресурс] // РБК RESEARCH. - URL: http://conference.apcmed.ru/download/

3. Сизова Е.С. Развитие инфраструктуры здравоохранения и качества услуг с использованием механизма государственно-частного партнерства: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2016. - 179 с.

4. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 704 с.

5. Шубин А.Г. Анализ предпосылок и рисков инвестирования в медицинский бизнес на примере Саратовской области // Из доклада члена правления СРО НП «Объединение медицинских учреждений Поволжья» (г. Саратов). III национальный конгресс частных медицинских организаций «Формирование благоприятного делового климата и повышение безопасности медицинских услуг. - М., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.